Признание материалов экстремистскими

Признание материалов экстремистскими

Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

экстремистская деятельность (экстремизм):

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

подрыв безопасности Российской Федерации;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований;

осуществление террористической деятельности;

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств;

экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Статья 2. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

законность;

гласность;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Статья 3. Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Статья 4. Субъекты противодействия экстремистской деятельности

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Статья 5. Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Статья 6. Объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Статья 7. Вынесение предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение общественному или религиозному объединению либо иной организации выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение общественному или религиозному объединению может быть вынесено также федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующим территориальным органом.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Статья 8. Предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью четвертой статьи 7 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

По указанным в части второй настоящей статьи основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа.

В случае принятия судом по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об обращении указанного имущества в собственность Российской Федерации выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации.

Статья 10. Приостановление деятельности общественного или религиозного объединения

В случае осуществления общественным или религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие должностное лицо или орган с момента их обращения в суд по основаниям, предусмотренным статьей 9 настоящего Федерального закона, с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.

Решение о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае приостановления деятельности общественного или религиозного объединения приостанавливаются права общественного или религиозного объединения, его региональных и других структурных подразделений как учредителей средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовым договорам.

Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, данное объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

Приостановление деятельности политических партий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О политических партиях».

Статья 11. Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью третьей статьи 8 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

В целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующих номера периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска.

Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции средства массовой информации, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли.

Статья 12. Недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности

Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Статья 13. Борьба с распространением экстремистских материалов

На территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. К таким материалам относятся:

а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;

в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.

Установление наличия в информационных материалах признаков, предусмотренных пунктами «а» — «в» части первой настоящей статьи, осуществляется федеральным судом по месту нахождения организации, осуществившей издание таких материалов, на основании представления прокурора.

Решение суда об установлении наличия в информационных материалах признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона, является основанием для изъятия нереализованной части тиража. Организация, дважды в течение двенадцати месяцев осуществившая издание экстремистских материалов, лишается права на ведение издательской деятельности.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции. Федеральный список экстремистских материалов подлежит периодическому опубликованию в средствах массовой информации.

Решение о включении материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации. Лица, виновные в незаконных изготовлении, распространении и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной либо уголовной ответственности.

Статья 14. Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

Статья 15. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Статья 16. Недопущение осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций

При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.

Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством.

Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или ее официальных представителей);

ж) запрет на создание ее организаций-правопреемников в любой организационно-правовой форме.

После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Опубликовано в «Российской газете» от 30 июля 2002 г., No 138-139 (3006-3007).

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», районные суды относятся к судам системы федеральных судов общей юрисдикции, являясь судами низшего уровня.

В качестве суда первой инстанции районный суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам и мировым судьям, а также административные дела, подсудные районным судам, дела о восстановлении на работе. Районным судам, в частности, подсудны административные дела о правонарушениях, влекущих за собой административное наказание, которое вправе назначить только судья, производство по которым осуществляется в форме административного расследования; дела, влекущие административное выдворение за пределы РФ; дела, переданные в суд органами и должностными лицами, к которым дело поступило.

В соответствии со статьей 21 1-ФКЗ, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, он рассматривает апелляционные жалобы на решения мировых судей, не вступившие в законную силу.

NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью: Ульянов М.В. — Порядок рассмотрения дел о признании информационных материалов экстремистскими // NB: Административное право и практика администрирования. – 2017. – № 5. – С. 31 — 37. DOI: 10.7256/2306-9945.2017.5.25238 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25238

Ульянов Михаил Владимирович
кандидат юридических наук
старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации
123022, Россия, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, 15
Ul’yanov Mikhail Vladimirovich
PhD in Law
Senior Research Associate, National Research Institute of the University of Prosecutor’s Office of the Russian Federation
123022, Russia, g. Moscow, ul. 2-Ya zvenigorodskaya, 15

m.ulyanov2@yandex.ru
Другие публикации этого автора

10.7256/2306-9945.2017.5.25238

Дата направления статьи в редакцию:

19-01-2018

Дата публикации:

12-03-2018

Аннотация.

Статья посвящена вопросам, касающимся порядка рассмотрения заявлений прокурора о признании материалов экстремистскими. Анализируется судебная практика рассмотрения таких заявлений. Отмечаются соответствующие изменения в Кодекс административного судопроизводства, предлагаемые в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2017 года № 30. Анализируются изменения в законодательство, внесенные Федеральным законом от 25.11.2017 № 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Изучение заявленной проблематики основано на общенаучном диалектическом методе познания. Использованы методы индукции, анализа и синтеза, применен документальный метод (использованы материалы судебной практики и статистика). При анализе правовых иcточников нормативных правовых актов использовался формально-юридичеcкий метод. Научная новизна статьи обусловлена тем, что в ней анализируются предлагаемые Верховным судом Российской Федерации изменения в Кодекс административного производства Российской Федерации. Кроме того, по результатам анализа рассмотрения изменений, внесенных в ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», сделаны предложения о необходимости издания соответствующих ведомственных информационно-аналитических документов.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистские материалы, информационная безопасность, административное исковое заявление, Интернет, прокуратура, запрещенная информация, Роскомнадзор, контрпропаганда, блокирование
The article is devoted to the issues that arise in the process of considering the prosecutor’s claim to quality materials as extremist. The author of the article analyzes judicial practice of reviewing such cases. Ulianov focuses on amendments to the Administrative Procedure Rules offered by the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation in its resolution No. 30 of October 3, 2017. The author also analyze changes in the laws introduced by the Federal Law No. 327 ‘Concerning Amendments to Articles 10.4 and 15.3 of the Federal Law on Information, Information Technologies and Information Protection of November 25, 2017 and Article 6 of the Russian Federation Law ‘Concerning Mass Media Information’. The author’s analysis of the aforesaid issues is based on the general dialectical method. The author has also used such methods as induction, analysis and synthesis and documentary method (court materials and statistics). When analyzing legal sources and legal acts, the author has also applied the formal law method. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author analyzes changes offered by the Supreme Court of the Russian Federation to be made in the Administrative Procedure Rules of the Russian Federation. In addition, based on the results of the analysis of changes made in Article 15.1 of the Federal Law No. 149 on Information, Information Technologies and Information Protection the author of the article emphasizes the need to create official analytics documents relevant to the matter.
prohibited information, prosecutor’s office, Internet, administrative statement of claim, Information Security, extremist materials, extremism, Roskomnadzor, counterpropaganda, blocking

Усиление роли информационного пространства для распространения экстремистской идеологии в большинстве концептуальных документов, касающихся государственной безопасности, отмечается в качестве одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Информационная безопасность Российской Федерации определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства. А обеспечение информационной безопасности представляет собой осуществление правовых, организационных, оперативно-розыскных, информационно-аналитических, кадровых и иных мер по прогнозированию, обнаружению, предотвращению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления .

Одной из таких мер противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма и иной деятельности, противоречащей интересам Российской Федерации, является обращение прокуроров в суды с заявлениями о признании информации, размещаемой в сети «Интернет», запрещенной.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон № 114-ФЗ) экстремистские материалы представляют собой предназначенные для обнародования документы либо информацию на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Согласно ст. 13 Закона № 114-ФЗ информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Вопрос, касающийся порядка рассмотрения заявлений прокурора, требует разъяснений. В настоящее время заявления в суды о признании материалов экстремистскими рассматриваются судами в порядке гражданского судопроизводства.

Так, например, Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09.08.2017 № 2-4058/2017 на основании заявления прокурора в порядке ст. 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК) статья, размещенная на одном из ресурсов сети «Интернет» признана экстремистской .

В порядке ст. 262 ГПК принято решение Большеигнатовским судом Республики Мордовия от 06.06.2017 по делу № 2-82/2017 о признании информационных материалов, размещенных на сайте в сети «Интернет» .

Указанный подход неоднократно подвергался критике. Так, А.В. Аргунов справедливо отмечает, что гражданское процессуальное право не содержит норм, позволяющих без нарушения закона, конституционных прав и свобод участников дела рассматривать и разрешать в судебном порядке дела о признании информационных материалов экстремистскими. Прежде всего, исковое производство в гражданском процессе не предназначено для защиты государственных интересов и привлечения лиц к публично-правовой ответственности. Кроме того, невозможно рассмотрение в исковом производстве требования к неопределенному кругу лиц .

Принимая во внимание указанные недостатки, после принятия в 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС) в некоторых субъектах Российской Федерации отмечались факты непринятия судами заявлений прокуроров в порядке ГПК. Суды при этом указывали, что дела названной категории должны рассматриваться в порядке, установленном КАС.

Например, Фрунзенским районным судом г. Владимира вынесено решение от 29.08.2017 по делу № 2а-1061/2017 в порядке ст. 175–180, 227 КАС по административному исковому заявлению прокурора Владимирской области о признании видеозаписи экстремистским материалом .

Однако данную практику также нельзя признать правильной, о чем, в частности, указывалось Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Заявления о признании материалов экстремистскими необходимо рассматривать в порядке, установленном ГПК РФ до принятия соответствующих изменений в КАС, касающихся рассмотрения анализируемой категории дел в порядке административного судопроизводства .

Речь идет о Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2017 года № 30 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предложен к рассмотрению проект Федерального закона, направленного на модернизацию процессуального законодательства.

Проектом Федерального закона предлагаются изменения в ГПК, АПК и КАС, призванные модернизировать правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Кроме того, проект содержит изменения отдельных положений указанных кодексов об особенностях рассмотрения некоторых категорий дел.

В частности, статью 1 КАС, в которой изложен предмет регулирования кодекса, предлагается дополнить как административными делами о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению, так и делами о признании информационных материалов экстремистскими.

Также предлагается дополнить КАС главой 271 «Производство по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению».

С административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению, будет вправе обращаться прокурор и иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Форма административного искового заявления о признании информации запрещенной в соответствии с проектом Федерального закона будет соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 125 КАС.

Кроме того, КАС предлагается дополнить главой 272 «Производство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими». Таким образом, планируется ввести в процессуальное право новое производство, предназначенное непосредственно для рассмотрения дел о признании информационных материалов экстремистскими.

В соответствии с проектом Федерального закона при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле. Извещение о времени и месте рассмотрения административного дела о признании информационных материалов экстремистскими не позднее десяти дней до дня проведения судебного заседания будет размещаться на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие».

Если лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, не установлено, к участию в рассмотрении административного дела будет привлекаться Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации для дачи заключения по административному делу.

Тем не менее, в настоящее время до принятия означенных изменений, заявления о признании информационных материалов экстремистскими Генеральной прокуратурой Российской Федерации рекомендовано рассматривать в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Отметим, что количество направленных прокурорами исков (заявлений) в суд о признании материалов экстремистскими в период 2010–2015 гг. увеличилось более чем в 3 раза (с 234 – в 2010 г. до 712 – в 2015 г.).

С 2016 г. указанный показатель начал снижаться. Так, по итогам 2016 г. в суды было направлено 286 заявлений, тогда как за 2015 г. число таких заявлений составило 712. Причиной этого стало издание Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16 марта 2016 г. № 159 «О порядке реализации прокурорами полномочий по направлению в суд заявлений о признании информационных материалов экстремистскими» в целях упорядочения деятельности органов прокуратуры и в целях формирования единообразной практики применения ст. 13 Закона № 114-ФЗ.

В частности данным приказом не допускается направление в суд заявлений указанной категории прокурорами городов, районов, другими территориальными, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур. Данные полномочия реализуются прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур только после предварительного согласования с управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации .

Проектом Федерального закона предусмотрено, что в резолютивной части решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет» или иной информационной телекоммуникационной сети, содержащих информацию распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копия решения суда направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомндазор) для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотренный ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации).

Еще одним правовым инструментом противодействия экстремистской деятельности являются полномочия прокурора по внесудебному порядку ограничения доступа к запрещенной информации, предусмотренные ст. 15.3 Закона об информации.

Ключевым отличием деятельности по внесению экстремистских материалов в Реестр, предусмотренный ст. 15.1 Закона об информации, является упредительный порядок ограничения доступа к информации в сети «Интернет», что важно в условиях скоротечности подготовки и осуществления массовых несанкционированных акций и преступлений экстремистской направленности.

В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространяемой с нарушением закона или поступления уведомления о ней от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), с требованием о принятии мер по ограничению доступа к соответствующим информационным ресурсам.

Федеральным законом от 25.11.2017 № 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в ст. 15.3 Закона об информации внесены изменения.

Перечень информации, распространяемой с нарушением закона, предусмотренный ч. 1 ст. 15.3 Закона об информации (а именно, информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка), дополнен информационными материалами иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», а также сведениями, позволяющими получить доступ к указанным информации или материалам.

Расширение перечня информации, распространяемой с нарушением закона, потребует изменения подходов в организации работы по рассмотрению Генеральной прокуратурой Российской Федерации уведомлений о распространении в сети «Интернет» информации, распространяемой с нарушением закона. В частности необходимо будет внести изменения в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 08.09.2016 № 562 «Об организации работы по рассмотрению уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направлению требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию», регламентирующий данную деятельность, а также потребуется издание информационно-аналитических документов (информационных писем, обзоров, методических рекомендаций и др.), разъясняющих отдельные вопросы, связанные с данной деятельностью.

В 2016 г. Роскомнадзором обработано более 26 тысяч поступивших в Роскомнадзор судебных решений о признании информации запрещенной, в том числе экстремистской, на территории Российской Федерации. На основании судебных решений в Единый реестр было внесено более 41,8 тысяч ссылок на интернет-ресурсы, содержащие противоправную информацию. В рамках реализации ст. 15.3 Закона об информации в Роскомнадзор поступило 193 требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей об ограничении доступа к противоправной информации на 1 396 ресурсах в сети «Интернет» .

Рядом ученых справедливо замечено, что попытки решения проблемы через блокирование различным субъектам доступа к Интернету и мобильной связи в краткосрочном периоде могут дать лишь ограниченный и краткосрочный позитивный эффект . В долгосрочной же перспективе запреты и блокирование ресурсов могут привести к негативным последствиям в виде дополнительного роста социального недовольства со стороны даже лояльных граждан.

Любые запретительные действия властей используются организаторами и участниками протестных акций как главный аргумент в дискредитации власти в мировых и местных СМИ. Кроме того, скорость создания новых аккаунтов в социальных сетях не позволит перекрыть все имеющиеся ресурсы, распространяющие призывы к противоправным действиям.

Стоит согласиться с мнением о том, что в целях противодействия противоправным деяниям экстремистской направленности важно не только применение запретительных мер, но и системное ведение контрпропаганды с использованием современных информационных и технических возможностей . В этой связи более эффективным является точечное блокирование доступа к определенным сайтам, аккаунтам в социальных сетях.

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет и образовательной среде

Лашин Ренат Леонидович — начальник отдела Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России

Чурилов Сергей Анатольевич — директор Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет;

В 2015 году мировое Интернет-сообщество столкнулась с массовой информационной угрозой со стороны экстремистских и террористических организаций. Это связано с катастрофически молниеносным распространением радикальных идеологий, всеобщей компьютеризацией и информатизацией общественных процессов.

Источниками массовой экстремистской и террористической пропаганды стали ресурсы, поддерживающие идеологию «Исламского государства» (ИГ). Для вербовки и создания привлекательного образа террористических организаций используются практически все популярные социальные сети и ресурсы: ВКон-такте, Youtube, Facebook, Instagram, Twitter. Более того, используются все возможности этих социальных сетей (массовые рассылки, «перепосты», размещение видео — и музыкальных материалов, фотографий, документов, на существующих страницах к публикациям в комментариях добавляются ссылки на материалы по соответствующей теме с других ресурсов).

Экстремизм — это «приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных

Экстремизм — это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды

проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Экстремизм — это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Большинство и отечественных, и зарубежных исследователей полагают, что экстремизм в современном обществе — в основном, молодежный феномен» .

Терроризм — определяется как «идеология насилия и практика воз-

Экстремизм — это «приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами

действия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с силовым воздействием, устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий» .

Согласно ряду научно-практических пособий можно составить перечень признаков экстремизма, которые могут быть отслежены в сети Интернет. Данные позиции коллерируют с Федеральным Законом №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Наиболее проработанная система признаков представлена специалистами из Екатеринбурга:

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ — следует обращать внимание не на цели, а на методы, с помощью которых предла-

События 2015 года, когда иностранные (британские, французские и др) и российские студенты по одному и группами пытались присоединиться к Исламскому государству показали, что тактика пропаганды, выбранная радикалами, является успешной

гается их осуществить.

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность.

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением. Клеветой является распространение сведений о лице, заведомо не соответствующих действительности и задевающих его честь и достоинство.

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их органи-

зации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг .

Вышеописанные признаки экстремизма могут оказать существенную помощь в оценке материала на предмет экстремистской направленности.

Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (далее — НЦПТИ) создан для решения задач, поставленных Министерством образования и науки Российской Федерации. В целях противодействия массовой информационной угрозе в 2015 году были проработаны методы:

— выявления и удаления уже размещенных материалов в социальных сетях и Интернете;

— взаимодействия с другими субъектами для эффективного противодействия экстремистским и террористическим идеологиям.

Основным инструментам противодействия экстремистским материалам является ежедневный мониторинг Интренет-среды. Он позволяет своевременно отслеживать материалы определенной тематики и оперативно удалять или блокировать к ним доступ.

Специфика интернета в том, что большая часть ежедневной аудитории онлайн-ресурсов составляют лица, моложе 30 лет, а аудитория социальных сетей — это преимущественно подростки и молодые люди от 14 до 20 лет. Т.е. учащиеся школ и вузов. Молодежь привлекают анонимность и масштабность сети Интернет, которая на сегодняшний день является эффективным инструментом пропаганды террористической и экстремистской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

События 2015 года, когда ино-

странные (британские, французские и др) и российские студенты по одному и группами пытались присоединиться к Исламскому государству показали, что тактика пропаганды, выбранная радикалами, является успешной.

Успешная военная кампания ИГ сопровождается беспрецедентной по масштабам пропагандистской кампанией в онлайн-пространстве: ИГ ведут трансляции боевых действий в Twitter, выкладывают снимки своих жертв в Instagram и оперативно сообщают новости своим подписчикам в Facebook.

Идеологи ИГ используют все возможности социальных сетей:

— тематические страницы в социальных сетях и форумах;

— личные страницы пользователей социальных сетей;

— размещение видео, аудио и др. учебных материалов;

— комментирование.

Одним из способов работы ИГ в Twitter является продвижение необходимых хештегов. Тысячи активистов одновременно размещают тви-ты с необходимыми хештегами. Этот метод позволил активистам ИГ искажать результаты поисковой выдачи для пользователей. Проводя свой хеш-тег в чужие аккаунты, ИГ обеспечивает себе дополнительную аудиторию (контент от ИГ «попадается на глаза» тем пользователям, которые сами его не искали). Порядка 40 000 твитов в поддержку ИГ появляются за неделю.

В «ВКонтакте» работают информационные подразделения радикалов, есть паблики провинций халифата и аккаунты рядовых боевиков, а также большой пласт их сторонников. Пропаганда ведётся как на арабском, так и на русском языке. Вербовщики прибегают к индивидуальному подходу, используя ту информацию, которую могут найти в сети о потенциальном стороннике своей организации.

Инструментами воздействия яв-

ляются манипулятивные технологии: формирование идеологии «свой-чу-жой», превосходства одной национальности над другой, стереотипи-зация образа «врага», публикация непроверенной информации, намеренное искажение фактов, создание своего «языка общения» апелляция к авторитетам, наглядная агитация.

Один из способов повышения эффективности мониторинга Интернет-среды — вовлечение интернет-пользователей в процесс борьбы с противоправным контентом. На официальном сайте НЦПТИ создан специальный сервис, где каждый желающий может сообщить об обнаруженном видео, аудио и др. материале. Далее с заявками работают специалисты НЦПТИ.

За время существования сервиса были получены сотни сигналов от различных пользователей. В основном, это люди среднего возраста 3340 лет, женщины с активной гражданской позицией. По каждому сигналу специалистами НЦПТИ проведена проверка, информация по обнаруженным экстремистским материалам передана в соответствующие органы.

характеристики российской интирнит-иудитории. По денным компании GfK Retail Audit, 2014

Удаление экстремистских материалов из сети Интернет без вмешательства правоохранительных органов возможно несколькими методами:

использование прямого контакта с администрациями сайтов и социальных сетей;

использование краудсорсинга как метода, помогающего противодействию экстремистским идеологиям.

В первом случае пользователь (сотрудник НЦПТИ или любой другой) направляет информацию об обнаруженном противоправном контенте в администрацию сайта или социальной сети. На слайде показан пример жалобы на аудиозапись через сервис социальной сети «Вконтакте». Данная аудиозапись представляла собой прочтение книги, внесенной в Федеральный реестр экстремистских материалов. По обращению запись была удалена в течение 5 рабочих дней. Похожим образом происходит взаимодействие с администрациями социальных сетей РаееЬоок, «Одноклассники», УоиШЬе и др.

Другой случай — удаление экстремистского видео в УоиШЬе. Здесь используется краудсорсинг. Сотрудниками НЦПТИ была создана группа единомышленников: пользователей сети, объединенных идеей защитить интернет от экстремистских идеологий. В основном, это молодежь до 35 лет, с активной гражданской позицией. Усилиями группы уже были удалены несколько видео, пропагандирующих ИГ.

Профилактика распространения экстремистских идеологий в сети -одна из ключевых задач НЦПТИ. Она решается с помощью нескольких каналов. в сети Интернет создан и поддерживается информационно-аналитический ресурс НЦПТИ.рф. Сайт стал лауреатом «Премии рунета» -2015 в специальной номинации «Интернет без экстремизма». На ресурсе

I: t: р Ь»;<;т. iva[ch?v;jRKf-VoUa£yLr

, Е Ьастоскхшя по блокировке видео.

Лруад! У яекя коре шая н оес стъ! П осле нвцпсх л. ало 6 одн о El | део ÖHJW удалено! QiacRÖoL Предалэем я том ж е духе. только 1 ест? мы сахожем сделать Интернет чище’

Использование краудсорсинга для удаления материалов экстремистского содержания в сети Интернет

Kgl 4 Ят CfrrtTO НВ4СТН ПОЧТу ^rtAil,

шил б ней предельно простой н немного

ОГОЛККЭуит üoo&li ;n<JlT.() проще . иужмо ПрОСТФ

t р L-и l j l на Youtvbe по ос ы л кекавндео

■енлка < J о; || ■ f:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зат видео де: вкладка ‘ Ещё’ (см. фото i >.

открывается НСбО.ТЬШОС . Ii КОТОрОМ KnJtKUM

№ъся»

лсрыеаегся форма, где необходимо выбрал ь. оричш}’ □ а). Нажимаем на Ирояатеннонетерлимоел! н

1р[!Ч1ГКЫ откроется окошко выоора конкретно го вбираем оскорбление уланшш категорий

хя окошко, где можно натшевть текст («М фото .’:) к:

Оскорбляет ИсПйЛыоланпеа^ваинн i11:■ ■ > :ОР тоеслоно, произнося его, навращал само понятие öinopöilHift имя ВсеймшнеГо!

гункт «Отравить», который находится а право:,: >ы t н 1

Как видите, все просто и, самое главное, чем оолыце людеЛ отправляют жалобу, тем болыдевероншиль удаления видео.

агт& РШКПОСТЬ

доступен ряд просветительских материалов, форма изложения — для широкой аудитории.

В перспективе сотрудники НЦПТИ готовы тиражировать накопленный опыт в других регионах и на федеральном уровне.

Профилактика идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи является очень важной задачей для образовательных организаций. При этом решение данной задачи требует принятия следующих мер:

— ведение постоянного анализа Интернет-пространства с целью выявления и блокирования фактов пропаганды террористической идеологии;

— предоставление возможности подключения к процессу выявления противоправного контента бдительных Интернет-пользователей;

— разработка и актуализация методического обеспечения процесса информационного противодействия

терроризму и экстремизму;

— ведение разъяснительной работы с целью описания сущности терроризма и экстремизма, а также формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия;

— привлечение молодежи к участию в противодействии терроризму, экстремизму, национализму и религиозному фундаментализму в образовательной среде.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *