Проблемы бизнес образования

Проблемы бизнес образования

№3 2015

Тенденции и проблемы развития бизнес-образования в контексте международной безопасности образовательных технологий и предотвращения факторов негативного влияния

МАКАРОВА ИРИНА КАМИЛЬЕВНА

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента, проректор по учебно-воспитательной работе Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

Аннотация: В статье раскрыты тенденции и проблемы развития бизнес-образования в контексте международной безопасности образовательных технологий и предотвращения факторов негативного влияния. Отмечены роль и место системы бизнес-образования в сотрудничестве евразийских государств и развитии современной экономики — экономики инноваций, знаний и информации. На основе изучения опыта ведущих мировых школ бизнеса автор выявил предпосылки и закономерности смены парадигм бизнес-образования, обосновал взаимосвязь трансформаций национальных систем экономик и бизнес-образования, отметил проблемы противодействия негативному влиянию образовательных технологий на гражданскую бизнес-позицию и мировоззрение обучающихся.

Ключевые слова: бизнес-образование в сотрудничестве евразийских государств, глобализация образования, парадигма бизнес-образования, МВА-программа, противодействие негативному влиянию образовательных технологий.

MAKAROVA IRINA KAMILEVNA

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

В условиях модернизации экономики, усиления рыночной конкуренции и процессов сотрудничества евразийских государств в качестве одного из ключевых элементов выступает образование. Как известно, в теории существует три механизма, с помощью которых образование может влиять на экономический рост. Во-первых, образование увеличивает объем человеческого капитала, а это повышает производительность труда; во-вторых, образование может повысить инновационный потенциал страны, что, естественно, также будет способствовать экономическому росту; и, наконец, в-третьих, образование способствует успешной реализации новых технологий, разработанных в других странах, что также ускоряет экономический рост.

Вот почему в развитых странах и государствах евразийского пространства бизнес-образование давно стало инфраструктурным элементом бизнеса. Современный бизнес в развитых странах просто не может существовать без системы бизнес-образования, которой он формирует соответствующий запрос. На рубеже XXI в., по данным AACSB-lnternational, в мире насчитывалось около 7,5 тыс. школ бизнеса. В развитых странах их количество стабилизировалось, но в наиболее быстро развивающихся экономиках Евразийского пространства, Азии, Латинской Америки, Восточной Европы, включая Россию и другие страны СНГ, оно непрерывно увеличивается. Только в США ежегодный выпуск по программам МВА достигает 100 тыс. человек, в Великобритании -превышает 60 тыс., в Китае — 20 тыс. человек.

Однако образовательные технологии в условиях ведущейся против России и государств СНГ информационной войны в некоторых случаях могут стать и фактором, угрожающим национальной и региональной безопасности. Для предотвращения факторов возможного негативного влияния зарубежных образовательных технологий в российском образовательном секторе требуется анализ концептуальной направленности и воздействия того или иного вида образования на формирование «гражданской бизнес-позиции» обучающихся по защите экономических и социальных интересов бизес-сообщества в России.

Эффективное управление бизнесом в России с использованием полученных зарубежных навыков возможно и необходимо. Однако нужно понимание, что программы, например, Школ бизнеса Пенсильванского университета или Даремского университета и др., включают элементы внедрения конкурентных преимуществ американского бизнеса и права в ущерб применению, например, норм российского права и менеджмента.

Под бизнес-образованием мы понимаем образовательную деятельность, нацеленную на формирование и развитие у слушателей управленческих компетенций (практически значимых знаний и профессиональных навыков), необходимых им для эффективного управления деловыми организациями, функционирующими в условиях рыночной конкуренции и глобализации экономики.

Бизнес-образование прошло различные этапы, и фактически за последние пятьдесят лет совершилась смена парадигм формирования деятельности школ бизнеса, поскольку изменялись фундаментальные предпосылки деятельности. Как известно, школы бизнеса как символ бизнес-образования стали появляться в США в конце XIX — начале XX вв. Самая первая — это Школа бизнеса Пенсильванского университета (1886 г.), основанная Д. Уортоном, в 1901 г. в Даремском университете был выдан первый диплом МВА. Гарвардская школа бизнеса была основана в

№3 2015

1916 г., в 1919 г. — Американская ассоциация университетских школ бизнеса — AACSB. В течение длительного времени сложившаяся технократическая парадигма бизнес-образования была ориентирована на приобретение технической квалификации.

Новаторство американского подхода было основано на предпосылке о том, что в результате обучения формируется «профессиональный менеджер». Считалось при этом, что менеджмент -это не только вид деятельности, но и самостоятельная наука. Однако данный подход не бесспорный для защиты российских конкурентных интересов, поскольку он может быть эффективным после адаптации его к российским реалиям предпринимательского правоприменения.

Широкое распространение программы МВА получили после Второй мировой войны. С изменением политической и экономической ситуации в мире, появлением новых центров развития пришлось несколько поменять концепцию и адаптировать ее к новым условиям. Уже в 60-е годы прошлого столетия американские школы бизнеса стали ощущать конкуренцию со стороны европейских школ. В странах Западной Европы программы МВА стали распространяться в дополнение к уже существовавшей достаточно мощной системе высшего образования экономического и инженерно-экономического толка. Лидером в этом процессе стала Великобритания, но достаточно серьезные усилия были предприняты в Испании, Франции, Италии и некоторых других странах.

Последующие три десятилетия (вплоть до 1990-х гг.) ознаменовались бурным прогрессом управленческой науки, что сделало модель бизнес-образования наиболее эффективной и востребованной.

В начале XXI в. в мировом бизнес-сообществе заговорили о зарождении новой парадигмы бизнес-образования, связанной с развитием информационных технологий, появлением сети Интернет. Информатизация общества кардинально меняет облик современных и будущих организаций,

а также требования к менеджменту, а в конечном счете, и к содержанию бизнес-образования. Нельзя не согласиться с теми специалистами, которые назвали ее сетевой парадигмой.

В рамках сетевой парадигмы современное деловое предприятие рассматривается как корпорация, ориентированная на знания. Это в полной мере относится и к школам бизнеса, границы которых становятся неопределенными, поскольку знания осваиваются и передаются на виртуальном уровне с активным использованием информационных технологий.

В рамках инновационного и образовательного сотрудничества государств ЕАЭС и СНГ в интересах безопасности образовательных технологий можно определить следующие характерные черты новой парадигмы бизнес-образования: переход от пассивного восприятия знаний к интерактивному обучению посредством выполнения заданий, возникающих в реальном мире; трансформация содержания образовательных программ — от традиционного стандартизованного подхода к индивидуализированному подходу (например, четко прослеживается спрос на менее продолжительные и сконцентрированные программы).

Кроме того, процесс обучения перестает быть дискретным, а становится непрерывным во времени и пространстве; все менее оправданным становится полный отрыв обучающегося от бизнеса с целью получения дополнительного образования, что приводит к повсеместной переориентации на форматы «part-time» и модульный; развивается сегментирование потребителей бизнес-образования: появляются программы «Executive MBA», функциональные специализации («МВА — финансы» и т. д.).

Итак, к настоящему времени можно констатировать существование в мировой практике и практике евразийских государств нескольких типов учебных заведений, в той или иной форме обеспечивающих предоставление услуг в области бизнес-образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

1. Бизнес-школы при классических университетах. Они тесно связаны с университетским образованием и дают широкое образование. Развиваемые ими программы (прежде всего МВА) являются по сути своей магистерскими или исследовательскими — если речь идет о PhD (Harvard Business School, MIT Sloan Business School, Wharton и др.). В настоящее время подавляющее большинство школ бизнеса США работает в рамках этой организационной формы. Естественно, по мере распространения бизнес-образования по миру именно эта форма была принята за основу во многих странах.

2. Самостоятельные (как правило, частные) бизнес-школы, возникшие в основном в Европе в середине XX столетия и по своей организации близкие к университетским школам.

3. Бизнес-школы, создаваемые корпорациями (группами корпораций), но не являющиеся их структурными подразделениями. Это гораздо более динамичные заведения, поскольку критериями их успеха являются, как правило, не чисто академические результаты (например, количество публикаций или проведение конференций), а способность привлекать студентов и тем самым генерировать прибыль. Они предоставляют разнообразные образовательные продукты, ориентированные на решение актуальных сегодня проблем или задач отдельных корпораций. Такого рода бизнес-школы сближаются с консалтинговым бизнесом — но они идут к консалтингу от образования. Среди подобных школ наиболее известна «IMD-Lausanne». В России по этому пути, по-видимому, пойдет Московская школа управления «Сколково».

4. Корпоративные университеты — учебные заведения, создаваемые внутри крупных корпораций. Они начали возникать в конце 80-х г. XX в. Новый подход позволил ориентировать процесс обучения и его результаты на стратегические цели самой компании, обеспечивая прикладную направленность программ в соответствии с потребностями современного динамично ра-

стущего рынка. Они нацелены на подготовку кадров для самих корпораций и в какой-то мере на проведение исследований «in house» преимущественно социологического или экономико-политического характера. Эти школы не ориентированы на выдачу формальных дипломов и степеней, однако по мере их развития выдаваемый такими учебными заведениями сертификат может становиться весьма привлекательным не только внутри данной корпорации, но и в кадровых службах других фирм.

5. Учебные подразделения, создаваемые консалтинговыми фирмами. Они не ориентируются на подготовку собственного персонала, предпочитая нанимать сотрудников с дипломами классических бизнес-школ или направлять в них на обучение своих сотрудников. Здесь учебные подразделения должны работать с клиентами, обучать их персонал воспринимать предлагаемые консультантом идеи. Примером такого рода структуры является образовательное подразделение «McKinsey». А в качестве российского примера можно привести ФБК.

6. Разного рода тренинговые компании, которые оказывают разнообразные услуги фирмам и организациям — как частным, так и государственным. Как правило, они специализируются на небольших по продолжительности программах, связанных с новыми формами менеджмента, освоением новых программных продуктов, используемых в управлении организацией. Клиентами могут быть самые разные организации, включая налоговые службы и крупные частные корпорации.

Таким образом, при всем разнообразии организационных форм бизнес-образование, отражая общие закономерности развития общества, экономики и производства, сегодня обслуживает интересы глобальной элиты и является эффективным инструментом формирования современного бизнес-мышления управленцев — от руководителей среднего звена до топ-менеджеров. Феномен бизнес-образования нельзя понять вне

№3 2015

рамок эволюции мировой экономики, тем более ее финальной фазы — глобализации. В последние годы все более ощутимым становится усиление конкуренции со стороны бизнес-школ Китая и Индии. По некоторым оценкам, уже в ближайшие годы примерно семь китайских бизнес-школ достигнут мирового уровня.

Развитие бизнес-образования в этом азиатском регионе началось в 1990-х гг. Экономический рост и, как следствие, рост потребности в квалифицированных управленческих кадрах активно стимулировал этот процесс. Простейшим решением данной насущной проблемы казалась массовая отправка персонала на обучение за границу. Однако неэффективность такого метода в большом масштабе стала очевидна довольно быстро. Одновременно с этим бурный рост экономики в регионе привлек серьезное внимание международного бизнеса. Довольно быстро вместе с компаниями в регион пришли и школы бизнеса, и в первую очередь американские. Они стали создавать там свои филиалы и совместные программы. Вскоре к процессу подключились и европейцы (достаточно вспомнить французскую INSEAD и испанскую IESE). На данный момент в регионе оперируют как полностью местные школы (китайские, индийские), так и совместные проекты.

Евразийские государства и государства Азии сегодня испытывает бум популярности бизнес-образования (особенно программ Executive MBA в Казахстане). Например, на Тайване, где численность населения составляет 23 млн человек, действуют целых 36 бизнес-школ! Среди них как совместные с европейскими и американскими образовательными учреждениями программы, так и собственно национальные бизнес-школы Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Китая, Индии, Филиппин и Японии.

Например, японцы в наибольшей степени отходят от американских принципов бизнес-образования и готовят менеджеров посредством получения опыта на фирмах. Их модель совершенно

иная, а методика непрерывного обучения сосредоточена на освоении инструментов бизнеса и менеджмента, а также на освоении эмпирического материала своей страны. В «японской модели» жесткая организационная культура с сильной национальной спецификой и внутрифирменными особенностями занимает центральное место.

Таким образом, можно говорить о том, что глобальный рынок образования сегодня представлен тремя основными конкурирующими рынками: североамериканский рынок; европейский рынок; Австралия, Новая Зеландия, Япония. Это делает вопросы евразийской и российской безопасности в целях защиты образования от негативных факторов извне еще более актуальными.

К началу перестройки и радикальных реформ 1990-х гг., Россия, имевшая достаточно развитую в экстенсивном отношении, но совершенно не соответствующую требованиям рыночной экономики систему подготовки управленческих кадров, столкнулась с реальной проблемой профессионального образования и обучения людей, участвующих в процессе управления в новых условиях и ставящих своей главной целью получение прибыли. Возникла необходимость освоения форм и методов обучения, ориентированных на потребности рынка, удовлетворение запросов регионов, муниципальных образований, предприятий и организаций различных форм собственности на получение качественных образовательных услуг, которые необходимы менеджерам и предпринимателям, ориентированным на личную инициативу, рыночные условия ведения хозяйства.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Уже более двадцати лет отечественная система бизнес-образования упорно преодолевает все еще имеющиеся барьеры на пути развития программ МВА, осуществляет поиск путей повышения их качества, приближения к требованиям потребителя и вхождения в мировое образовательное пространство в сфере бизнеса и менеджмента. Безусловно, пока Россия отстает от лидеров по численности выпускников МВА, приближающейся к 5000-7000 человек в год, а, по оценке фирмы «McKinsey», для радикального улучшения российского менеджмента этот показатель должен составлять 30-50 тыс. человек в год.

С точки зрения соотношения экономической конъюнктуры и спроса на услуги бизнес-школ в современных дискуссиях сталкиваются два различных наблюдения, две противоположные точки зрения. В соответствии с первой гипотезой на коротком временном интервале может наблюдаться обратная зависимость между показателями роста национальной экономики и численностью слушателей школы бизнеса. Аргументация здесь сводится к следующему. В период экономических спадов ухудшается финансовое состояние коммерческих организаций. Руководство компаний приходит к осознанию необходимости каких-либо нестандартных управленческих решений, способных исправить положение на уровне отдельной компании. Для этого нужны соответствующие знания и навыки, которые можно получить в школах бизнеса. Соответственно, спрос на услуги бизнес-образования возрастает.

Другая гипотеза утверждает, что экономический рост и спрос на услуги школ бизнеса нахо-

дятся в прямой зависимости. Повышение темпов развития бизнеса в большинстве сфер экономики в свою очередь повышает потребность компаний в управленческих кадрах, соответственно растут доходы менеджеров. Данная сфера профессиональной деятельности становится все более привлекательной, что и обусловливает рост наборов в бизнес-школах.

Таким образом, выделение бизнес-образования из ранее доминировавшего экономического образования — это одна из характерных черт приспособления образования к рыночной экономике. В условиях усиления конкуренции и развития процессов глобализации бизнес-образование является важным инфраструктурным элементом бизнеса, обеспечивающим цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов. Системная конвергенция процессов воспроизводства общественного интеллектуального капитала предопределяет необходимость уменьшения неравенства и барьеров доступа к глобальным рынкам образовательных услуг, более равномерного развития национальных систем образования. Глобализация и информатизация современного общества, нарастающая конкуренция в сфере бизнес-образования требуют от всех национальных бизнес-школ более быстрого реагирования на изменяющиеся потребности рынка, активного внедрения инновационных образовательных технологий, установления долговременных партнерских отношений с клиентами на основе маркетингового (клиентоориентированного) подхода.

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 11 • Номер 12 • декабрь 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

Бизнес-образование как звено непрерывного образования

Кузнецова Л.В. 1

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В работе рассмотрены актуальные аспекты развития российского бизнес-образования исходя из его роли в процессе непрерывного образования, где оно востребовано в качестве инструмента успешной карьеры. Проводится сравнение содержания, источников финансирования бизнес-школ и корпоративных университетов, их основных преимуществ, возможных сфер конкуренции. Рассматриваются основные направления развития технологий бизнес-образования, изменение статуса преподавателя.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: непрерывное образование, бизнес-школа, корпоративные системы образования, цифровая образовательная среда.

Business education as a link in continuing education

Kuznetsova L.V. 1

1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia

введение

Непрерывное образование включает все виды образовательной деятельности (формальные, неформальные, самообразование) с целью совершенствования знаний, навыков и умений. В современных динамичных условиях основного профессионального образования уже недостаточно, необходимы дополнительные знания и навыки, профессиональные компетенции и квалификации, которые повышают трудовую мобильность. Непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков — это обязательное условие профессионального развития, карьерного роста. Непрерывное образование имеет также социальную составляющую — обогащается взаимодействие человека с обществом, экономической средой. Личностная функция этой формы образования позволяет обеспечить индивидуальные познавательные потребности взрослого человека. Все эти составляющие непрерывного образования в конечном итоге увеличивают человеческий капитал.

В число индикаторов, оценивающих человеческий капитал определенной страны, включается показатель доли взрослого населения, участвующего в программах непрерывного образования. В российской практике предусмотрен показатель, который показывает удельный вес занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку в данной возрастной категории .

В 2015 г. в Российской Федерации этот показатель в целом по стране составил 50%. Федеральная служба государственной статистики в настоящее время обеспечивает регулярное наблюдение этого показателя и предоставляет информацию по субъектам Российской Федерации. Согласно информации, за 2015 г. показатель существенно различается по территории. Наибольшее значение показателя отмечено в Крымском федеральном округе (57,1%), а наименьшее — в Северокавказском федеральном округе (39,7%) .

Динамика этого показателя, а именно достижение его роста, представляет собой важную задачу для страны в целом и для ее образовательной системы. Этот показатель содержит возрастной диапазон группы населения, которой адресовано образование. Термином «образование взрослых» объединяются все формы обучения, в котором принимают участие взрослые даже после получения образования, включая высшее. Экспертные оценки относят «образование взрослых» к числу приоритетных направлений образования. Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо же имеют устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующих в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60-70 процентов.

Перспективы развития системы образования взрослых связываются с разработкой специальных стратегий и национальных программ, а также с последовательной

KEYWORDS: continuing education, business school, corporate education systems, digital educational environment

JEL Classification: I00, I21, I29 Received: 19.12.2017 / Published: 28.12.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kuznetsova L.V. (l.kuznetsovaßranepa.ru)

политикой в этой области образования. Для оценки уровня образования взрослых действует Программа международной оценки компетенции взрослых (Programme for the Internatinal Asessment of Adult Competencies). Она представляет собой программу многоэтапной оценки профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста для мониторинга и анализа уровня профессиональных навыков и их распределения среди взрослого населения. Россия принимает участие в этом исследовании, второй этап которого пройдет в 2018 г., координатором данного проекта выступит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

В российской практике принцип непрерывного образования применительно к взрослому населению позволяют реализовать в основном программы дополнительного профессионального образования (ДПО). Эти программы направлены на повышение квалификации, обогащение знаниями и формирование навыков и умений. В них предусматриваются стажировки, общение с практиками, руководителями ведущих организаций, имеющими большой практический опыт и заметные достижения в современном бизнесе, что в конечном итоге должно обеспечивать формирование человеческого капитала.

Статистика программ профессиональной переподготовки за 2016 г. показывает использование различных технологий обучения: применение форм электронного обучения (34% от числа реализованных программ), применение дистанционных технологий (20%).

Программы ориентированы на требования работодателей, в подтверждение этого профессионально-общественную аккредитацию (ПОА) прошли 34% программ.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число программ профессиональной переподготовки, 2016 г.

Число программ доля, в %

Всего программ, в том числе: 32 777

число программ, которые прошли ПОА 11 011 34%

число программ с применением электронного обучения 3 872 12%

число программ с применением дистанционных технологий 6 514 20%

Источник: составлено автором по .

ОБ АВТОРЕ:_

Кузнецова Лиана Витальевна, кандидат экономических наук, исполнительный директор факультета финансов и банковского дела (l.kuznetsova@ranepa.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Анализ источников финансирования программ профессиональной подготовки, который можно провести на базе статистических данных Минобрнауки, показывает преобладание подготовки специалистов на базе договоров об оказании платных образовательных услуг — 92% всего числа прошедших профессиональную переподготовку, и только 8% — за счет бюджетных ассигнований.

Подобное распределение источников финансирования не может обеспечить рост образования взрослых. Следует признать, что такое положение в области финансирования существенно ограничивает доступность этой формы образования.

Экономическая ситуация не позволяет надеяться на возможности самих работающих, эксперты отмечают крайне слабую мотивацию взрослого населения участвовать в финансировании образовательного процесса. Работодатели также не заинтересованы в обучении специалистов, желая снизить расходы. Затраты работодателей на обучение сотрудников очевидно недостаточны, а по объему — в 10 раз меньше, чем в странах Европы.

Снижение затрат на образование за счет бюджетных ассигнований в России отмечается с 2008 г. Одновременно выросли роль частных организаций и доля финансирования за счет населения. Государственные расходы на образование за 9 прошедших лет сократились на 15-20%. По расчетам Всемирного банка, в списке из 153 стран по расходам на образование Россия занимает 98-е место с показателем 4,1% (Aganbegyan, 2017).

Бизнес-образование играет важную роль в модели непрерывного образования, как «образование взрослых» оно актуально и востребовано в качестве инструмента успешной карьеры и предпринимательского успеха.

Программы МВА, EMBA, DBA составляют наиболее значимую часть сферы бизнес-образования с доминирующей практической направленностью, непосредственно направлены на подготовку профессиональных менеджеров. Успешное прохождение программы подтверждается дипломом о дополнительном (к высшему) образовании

Таблица 2

Профессиональная переподготовка, 2016 г. Распределение обучающихся по источникам финансирования

Человек Доля, в %

Всего человек, в том числе: 899 318

за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета 32 546 4%

за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ 29 067 3%

за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов 11 177 1%

по договорам об оказании платных образовательных услуг, в том числе: — по договорам физических лиц; — юридических лиц 826 528 352 517 474 011 92% 39% 53%

Источник: составлено автором по .

с присвоением дополнительной квалификации. Выпускники программ МВА — руководители практики широкого профиля, способные руководить организацией в целом или же ее крупным подразделением. Программы уровня ЕМВА ориентированы на руководителей высшего звена, а программы DBA — на исследование крупных практических проблем. В реестре программ бизнес-образования, прошедших профессионально-общественную аккредитацию НАСДОБР по состоянию на 13.01.2017 г., значатся 15 программ уровня МВА, MBA-s, ЕМВА .

Данная форма бизнес-образования, как правило, имеет один источник финансирования — личный бюджет слушателей. Доля работодателей, оплачивающих обучение по программам МВА, крайне мала, в отличие от западных бизнес-школ. Подавляющее большинство российских слушателей МВА учатся без отрыва от производства, чтобы не терять имеющуюся у них работу.

Термин «бизнес-школа» обозначает образовательное учреждение, которое предлагает образовательные программы и которое может само находиться в структуре более крупного образовательного учреждения либо может не иметь определенной организационной структуры. По состоянию на ноябрь 2017 г. (по информации портала mbatoday.ru) в России осуществляли свою деятельность 114 бизнес-школ.

В российской практике сформировались две модели организации бизнес-школ. Первая, т.н. «университетская школа», в которой бизнес-школа действует на базе материнского вуза с сильными многолетними академическими традициями, в котором имеются все формы высшего образования, проводятся научные исследования. Вторая модель — школа, которая нацелена исключительно на нужды бизнеса и не имеет университетского, академического прошлого.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы в бизнес-образовании обострилась конкуренция: бизнес-школы испытывают значительное конкурентное давление со стороны «альтернативных» систем корпоративной подготовки специалистов (корпоративные университеты, тре-нинговые компании, системы внутрифирменной подготовки кадров, дистанционное обучение). Все чаще утверждается, что система традиционных бизнес-школ теряет свою монополию в предоставлении знаний и формировании компетенций в сфере бизнес-образования.

Бизнес-школы на базе ведущих вузов имеют существенные конкурентные преимущества. В их числе: высокий уровень методологической базы, профессиональная разработка образовательных программ, соответствие программ обучения национальным и международным стандартам. Они имеют потенциал для непрерывного развития преподавательского состава.

Корпоративные системы образования активно развиваются в России. Они функционируют благодаря тому, что работодатели готовы вкладывать средства в повышение квалификации, обновление навыков своих работников в рамках единой концепции развития персонала. Корпоративные системы включают в себя различные формы дополнительного профессионального образования: корпоративные университеты,

образовательные, тренинговые центры. Их развитие соответствует мировому тренду в профессиональном образовании. Расходы работодателей по всему миру продолжают стабильно расти на протяжении последних четырех лет. В 2015 г. расходы организаций на обучение в среднем составили 1252 долл. США на сотрудника. Как и в предыдущие годы, большая часть учебных программ приходилась на долю руководителей (в среднем 12% по всем организациям) .

Корпоративные университеты могут быть в различных организационно-правовых формах. Университеты флагманов нашей экономики работают в форме автономной некоммерческой организации (Корпоративный университет Сбербанка, Корпоративная Академия Госкорпорации Росатом, Корпоративный университет РЖД и др.), а также в форме негосударственного образовательного учреждения (Корпоративный университет «Северсталь»). Для проведения образовательной деятельности университеты имеют лицензии на реализацию программ дополнительного профессионального образования.

Корпоративные университеты могут быть в форме дочернего предприятия, филиала компании, структурного подразделения (департамент, управление, отдел), в этих случаях обучение может проводиться силами приглашенных преподавателей, путем сотрудничества с бизнес-школами, тренинговыми центрами на основе договорных отношений.

Корпоративный университет может не иметь четкой организации образовательного процесса, может не проводить занятия в очной форме в определенной аудитории. Электронные формы обучения позволяют работать в форме учебных порталов.

Одним из основных направлений образования в корпоративных университетах выступает обучение среднего менеджерского звена и топ-менеджеров компании, а также формирование управленческого резерва компании. Обучение в корпоративном университете проводится за счет средств компании и по ее замыслу, и в этой связи соответствует миссии, стратегии, потребностям в квалификации, структуре занятости в подразделениях. Результатами работы корпоративных университетов являются: построение механизма непрерывного повышения квалификации персонала, внедрение единых корпоративных стандартов к требованиям, обучению и развитию персонала в компании, принятие кадровых решений на основе объективных данных о компетенциях сотрудников компании.

Корпоративные университеты имеет определенную целевую группу — сотрудников компании (или отрасли), что, на наш взгляд, снижает уровень их конкуренции с бизнес-школами. Размер издержек на корпоративное образование зависит от размера предприятия, отрасли экономики, стадии развития и многих иных факторов. Зарубежные компании тратят на обучение сотрудников в среднем 4 процента оплаты труда, на одного работника приходится 34 часа обучения в год . Крупнейшие российские компании могут находиться и выше этого уровня. Так, в течение 2015 г. в Корпоративном университете Сбербанка прошли обучение 25 тыс. руководителей, что

составляет 75% от общего числа руководителей Сбербанка. В среднем на каждого слушателя пришлось около 55 часов обучения (академических часов). Активно используется формат дистанционного обучения, действует информационный портал для сотрудников — виртуальная школа Корпоративного университета .

В бизнес-образовании возрастает популярность дистанционного альтернативного образования, которое проявляется в формировании онлайн-платформ. В России действует довольно много онлайн-образовательных платформ в рамках массовых открытых онлайн-курсов — МООК (Massive Open Online Course). В 2016 г. в образовательных онлайн-курсах на отечественных и зарубежных платформах участвовал 1 млн россиян . Образовательные курсы в сфере экономики предоставляют Gairdar Open University, Univeb, Лекториум, Универсариум. Наиболее популярной является международная платформа Coursera. Такая форма развивается в корпоративном обучении -в 2016 г. дистанционные и смешанные программы обучения занимают 70% всего образовательного времени (Evenko, Lagenen, 2016).

Использования онлайн-курсов вузами стало проходить более активно благодаря национальной платформе открытого образования, которая была запущена Минобрнауки в 2016 г. В сфере образования внедряется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Проект предполагает создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн курсы. С учетом быстрого развития цифровой образовательной среды в настоящее время прогнозируется нехватка кадров, обеспечивающих онлайн-образование.

Следует учитывать, что вне зависимости от различий и изменений в технологии и способе подачи образовательных программ бизнес-школы должны обеспечить последовательное, высококачественное образование для слушателей одних и тех же программ, направленных на получение диплома (степени). Бизнес-школа должна нести ответственность за организацию, поддержку и сохранение качества обучения вне зависимости от способа подачи материала. При любом формате обучения главной целью должно оставаться развитие и формирование компетенций и навыков управленца.

В значительной степени обеспечивать это должны критерии общественно-профессиональной аккредитации программ ДПО, используемые НАСДОБР. Предусмотрено также, что Министерство образования и науки должно утверждать перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

С появлением новых форм реализации образовательных программ некоторые обязанности, которые ранее выполнялись исключительно преподавателями, могут выполняться и другими специалистами. Потребуются специалисты, которые обес-

печат поддержание дистанционных, цифровых форм обучения, обратной связи и контроля знаний и выполнения проектов и заданий. Бизнес-школы должны уже в настоящее время иметь прогнозы численности и структуры кадрового состава, их квалификаций (Evenko, Lagenen, 2016). Главное, чтобы изменения в разделении труда обеспечивали необходимое качество образования.

Цели обучения и учебные планы бизнес-школ должны соответствовать ожиданиям заинтересованных лиц, например, организаций, привлекающих выпускников на работу, бывших и настоящих слушателей, представителей профессиональных ассоциаций в сфере будущей работы.

Актуальной является задача освоения взрослой группой населения навыков и компетенций, которые необходимы для работы с цифровыми технологиями. Речь идет о развитии новых навыков и компетенций, их разделяют на следующие группы: базовые, стандартные, высокопрофессиональные, дополнительные цифровые .

Базовые навыки необходимы, чтобы получить доступ и начать работу с цифровыми технологиями. Эти навыки необходимы, чтобы перейти в группу пользователей, этот набор навыков меняется по мере развития технологий.

Стандартные навыки, которые необходимы для эффективного использования устройств и понимания, для каких целей можно применять цифровые технологии. Эти навыки берутся за основу при разработке национальных планов и стратегий «цифрового образования». Основы кибербезопасности, способность защитить свои устройства и информацию от вирусов и злоумышленников. Понимание того, что в информационном пространстве действует авторское право, что на интернет распространяется законодательство конкретного государства.

Высокопрофессиональные навыки и компетенции — требуются для расширенного использования технологий. Такие навыки лежат в основе профессий, которые связаны с программированием, разработкой приложений, администрированием сетей, аналитикой данных и т.д. Дополнительные цифровые навыки — понимание принципов конфиденциальности, знание основ поведения ответственного цифрового гражданина, представление того, как цифровые технологии, большие данные и алгоритмы изменяют общество.

В работе бизнес-школ происходит изменение статуса преподавателя. В настоящее время преподавателя следует воспринимать не только как источник знаний, а как эксперта, сравнивающего разные концепции и теории, координирующего исследования, информирующего об источниках данных и ресурсах по исследуемому вопросу или направлению. Меняется роль преподавателя, он — лидер изменений, который не только обучает, но и мотивирует к изменениям.

Активнее могут использоваться новые возможности для передачи информации между преподавателем и обучающимся, такие возможности дает использование мобильных устройств, круглосуточный доступ в интернет, обмен информацией через систему мгновенных сообщений, облачные вычисления и обмен информацией и пр.

Учебные программы должны предусматривать и поощрять частое продуктивное взаимодействие между слушателями, а также между слушателями и преподавательским составом, которое будет способствовать достижению целей обучения. Учебные планы должны предполагать активное участие слушателей в процессе обучения. Для этого применяются формы группового выполнения проектов, заданий, игрофикация (геймификация) занятий, предполагающие коммуникацию с другими слушателями и преподавателями.

Помимо времени, которое затрачивается на освоение знаний, работу над проектами, выпускной работой, слушатели должны принимать участие в практическом и активном обучении для развития навыков и применении их на практике. Этому способствует разработка в выпускных работах предложений по улучшению практики в интересующей сфере бизнеса, а на защите выпускных работ — присутствие представителей бизнеса, работодателей.

заключение

Сложные моменты в освоении материала — лучше изучать с носителем знаний, т.е. с преподавателем при непосредственном общении. Освоению навыков способствует общение с преподавателями, имеющими опыт практической работы, в формате консультаций. Занятия в реальном коллективе обучающихся создают эффект соревнования, что является стимулом для усвоения знаний и развития творческого подхода.

Ведущие образовательные центры должны иметь сильный интеллектуальный потенциал, обеспечить взаимодействие участников образовательной, научной и предпринимательской деятельности (Bondarenko, 2015). Интеллектуальные достижения бизнес-школы выступают в качестве условия обеспечения высокого уровня образования. Как правило, эти достижения отражаются в виде публикаций (журналы, научные монографии, учебники, учебные материалы, финансируемые научные исследования). Вовлеченность преподавательского состава в консультационную деятельность, контакты с деловой средой предоставляют школе конкурентные преимущества, связывая процесс обучения с практикой бизнеса.

Развитие российского бизнес-образования в качестве звена непрерывного образования предусматривает необходимость совместных усилий образовательных организаций, обмен информацией обо всех достижениях и обсуждения, возможность создания определенного вида альянсов между образовательными организациями, участники которых будут ориентироваться на сильные стороны своих партнеров и эффективно их использовать.

ИСТОЧНИКИ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аганбегян А.Г. Человеческий капитал и его главная составляющая — сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии/. — 2017. — № 3-4.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на

2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2013 г. № 792-р.

3. Евенко Л.И., Лагенен Н.Е. Новый шаг в дистанционном обучении бизнесу // Бизнес-

образование. — 2016. — № 2(38). — с. 13-15.

4. Бондаренко Н.В. Непрерывное образование как фактор накопления человеческого

капитала // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. — 2015. — № 13.

5. Сведения об обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам за 2016 г. по форме № 1-ПК. Министерство образования и науки РФ. . URL: Ьйр://минобрнауки.рф/.

7. Годовой отчет Сбербанка. Sberbank. . URL: https://sberbank.ru

(дата обращения: 15.11.2017 ).

8. Оценка эффективности обучения: что ожидают стейкхолдеры и как эти ожидания

9. Образование уходит в сеть. Kommersant. . URL: https://www.

10. Learning at the Spread of Business. McKinsey Quarterly, № 2, 2016.

11. Working Group on Education: Digital skills for life and work. September 2017.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *