Проблемы и перспективы финансового контроля

Проблемы и перспективы финансового контроля

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 336

О.И. Карепина, к. э. н, доцент Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Рассматриваются направления развития государственного финансового контроля. В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля и предлагают мероприятия по их решению.

Ключевые слова

Государственный налоговый контроль, проблемы, пути решения.

В условиях финансовой нестабильности вопрос о контроле за расходованием государственных финансовых ресурсов приобретает особенно высокий общественный статус, так как контролирующие органы обеспечивают выполнение важного запроса общества на получение объективной информации о деятельности органов власти по управлению финансовыми ресурсами, способствуют повышению эффективности всей системы государственного управления, прежде всего, в сфере расходования бюджетных средств. Необходимо отметить, что именно ключевая цель — повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, являющаяся актуальной практически для всех стран, преследуется в рамках проводимой в настоящее время в РФ бюджетной реформы.

Государственный финансовый контроль в современной России характеризуется состоянием незавершенности. Большинство специалистов и ученых согласны с тем, что стране нужна цельная и стройная система государственного финансового контроля, однако пока такая система полностью не сложилась, хотя и наметилась положительная тенденция и реализация конкретных мероприятий по построению эффективной системы государственного финансового контроля. Автором структурированы проблемы организации государственного финансового контроля в России и представлены в таблице 1.

Таблица 1

Проблемы организации государственного финансового контроля и пути их решения

Проблемы организации государственного финансового контроля Пути решения проблем государственного финансового контроля

Структурные • формирование правовой базы путем принятия ФЗ «Об основах государственного контроля в РФ» • создание единой концепции осуществления государственного финансового контроля • разработка и внедрение общих стандартов осуществления контрольных мероприятий, завершение процесса стандартизации • создание единой информационной системы • обеспечение международного обмена идеями и опытом в рамках профессионального сообщества государственных аудиторов

• несоблюдение принципа системности, отсутствие организации системы государственного финансового контроля • отсутствие нормативно-правовой базы организации государственного финансового контроля • неупорядоченность контроля, параллелизм в работе органов государственного финансового контроля, слабое взаимодействие между контролирующими органами

Методологические

• отсутствие единых стандартов и методологий проведения контрольных мероприятий • произвольный характер контроля • нехватка специалистов

Информационные

• отсутствие единой информационной базы о выявленных нарушениях • низкий уровень взаимодействия с международными органами, в целях обмена опытом

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

По нашему мнению, для решения организационных проблем государственного финансового контроля необходимо:

• разработать и утвердить концепцию государственного финансового контроля, которая будет являться основой при формировании и совершенствовании законодательной базы контрольной деятельности и фундаментом при разработке и принятии ФЗ «Об основах государственного финансового контроля в РФ».

• на основании концепции государственного финансового контроля принять общую стратегию развития государственного финансового контроля на краткосрочный и среднесрочный периоды и ежегодно утверждать единый для всех органов государственного финансового контроля ежегодный сводный план проверок;

• завершить процесс стандартизации государственного финансового контроля, путем принятия общих, рабочих и внутренних стандартов. Потребность в стандартизации объективна еще потому, что существует как у субъекта контроля, так и у его объекта.

• создать единую информационную базу контрольных органов независимо от их ведомственной принадлежности;

• исходя из разделения на внешний и внутренний государственный финансовый контроль необходимо разделить контрольные полномочия, функции контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности на базе единых принципов, правил и процедур их проведения, которые должны найти отражение в стандартах;

• разграничить функции органов государственного финансового контроля в соответствии со структурой государственной власти;

• исключить дублирование контрольных мероприятий путем согласования планов работы до начала календарного года;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• усиление взаимодействия контрольных органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами;

• довести до совершенствования кадровое обеспечение государственного финансового контроля посредством подготовки, повышения квалификации и профессионализма специалистов, осуществляющих контрольную работу;

• укрепить международное сотрудничество, в рамках которого будет происходить обмен идеями и опытом.

Реализация предложенных направлений совершенствования государственного финансового контроля позволит обеспечить функционирование государственного финансового контроля в Российской Федерации как целостной системы и поднять на новый качественный уровень управление государственными финансовыми ресурсами, а также усилит роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности.

Список использованной литературы:

1. Карепина О.И. Концептуальные вопросы развития внешнего и внутреннего государственного финансового контроля в России// Успехи современного естествознания №1, 2015.

2. Лукин А.Г. Основные проблемы государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительной властью в Российской Федерации// Финансовая аналитика, 1(235), 2015.

3. Сергеев Л.И., Ревякин Д.Н. Новеллы бюджетного и административного законодательства и методология осуществления финансового контроля // Вестник АКСОР, № 1(29), 2014.

4. Юшкова С.Д. Совершенствование системы финансового контроля в инновационной экономике// Transport business in russia №3, 2014.

Нормальное функционирование финансового контроля является непременным условием обеспечения непрерывного процесса формирования и использования фондов денежных средств. Современные условия развития экономики и российского общества предъявляют жесткие требования к эффективности решения вопросов управления сферой, связанной с реализацией задач контроля использования финансовых средств и материальных ресурсов государства и муниципальных образований. Эффективность финансового контроля является одним из важнейших факторов финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности и благополучия граждан .

В условиях современной экономики финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных финансовых ресурсов по целевому назначению .

В правовом регулировании государственного финансового контроля имеет место целый ряд проблем и противоречий, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности государственного финансового контроля.

Во-первых, отметим, что нормативная база финансового контроля на сегодняшний день далека от современных экономических и социальных реалий, не отвечает тем целям и задачам, которые ставит государство перед механизмом финансового контроля.

Во—вторых, основной понятийно-категориальный аппарат финансового контроля по-прежнему законодательно не закреплен на федеральном уровне. В Бюджетном кодексе РФ от 31 июля 1998 № 145-ФЗ отсутствует определение финансового контроля: в нем закрепляется лишь немногословная характеристика государственного (муниципального) финансового контроля в бюджетной сфере. Налоговый кодекс РФ Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ, регулирующий такой вид финансового контроля как налоговый контроль, закрепляет общие положения о налоговом контроле, но характеристики финансового контроля не содержит. Прочие дефиниции, касающиеся финансового контроля, рассредоточены по различным нормативно—правовым актам, регулирующим различные виды финансового контроля. Подобные недостатки говорят о том, что назрела необходимость внесения изменений в законодательную базу, касающуюся финансового контроля.

По мнению Р.В. Колесова и А.В. Юрченко серьезным препятствием для успешного осуществления экономических реформ в числе прочих является достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Они должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля. Данную задачу, по их мнению, возможно, решить путем дальнейшего укрепления правового статуса уже существующей Счетной палаты РФ, статус которой, как контрольного органа закреплен Конституцией РФ . Согласимся с указанными специалистами и отметим, что Президент Российской Федерации в своих посланиях неоднократно определял задачи в части кардинального изменения подходов к осуществлению государственного и муниципального финансового контроля, четкого разграничения полномочий и ответственности органов государственного и муниципального контроля, устранения параллелизма и дублирования в их работе . Действительно, необходимо подвергнуть изменениям компетенцию органов финансового контроля, чтобы избежать дублирования ими одних и тех же полномочий.

Что касается усовершенствования действующего законодательства, то представляется, что внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты может оказаться недостаточно эффективной мерой. В связи с этим думается, что решение указанных правовых проблем должно найти свое отражение на уровне нового федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо отразить понятие, виды, цели, принципы и задачи финансового контроля, методы и формы его проведения. Также в нем необходимо закрепить систему органов финансового контроля, охарактеризовать их компетенцию и полномочия.

Проблемы возникают и в практической деятельности контрольных органов. Отметим, что основной их задачей, которая и обусловливает большинство проблем, связанных с реализацией финансового контроля, является предупреждение правонарушений в финансово-бюджетной сфере.

В целом, оценивая масштабы и общественную опасность преступлений и правонарушений, совершаемых должностными лицами в финансовой сфере, можно говорить об особом виде преступной деятельности, ставящем под угрозу финансовую безопасность и бюджетную систему страны . В сложившейся ситуации основной задачей контрольно-счетных органов видится принятие всевозможных мер, направленных на обеспечение общей и частной превенции правонарушений такого рода. Однако меры, предпринимаемые для этого на сегодняшний день, представляются недостаточными.

Преступная и противоправная деятельность в финансово-бюджетной сфере, как и в любой другой преступной сфере, предусматривает меры по маскировке следов преступлений, проработку тактики противодействия контрольным органам, таким как Счетной палате РФ, ФНС и пр. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о более тесном сотрудничестве и взаимодействии контрольно-счетных и правоохранительных органов РФ. Представляется, что информация, получаемая контрольными органами в рамках процедур финансового контроля, имеет огромное значение для формирования действительной картины преступности в финансово-бюджетной сфере, однако их полномочий явно недостаточно для ее предупреждения и сдерживания этой преступности. Указанные задачи наиболее эффективно могут быть достигнуты благодаря сотрудничеству с теми государственными структурами, деятельность которых непосредственно направлена на борьбу с преступностью, т.е. с правоохранительными органами. На данный момент взаимодействие указанных органов проявляется слабо. В связи с этим представляется необходимым усовершенствование системы их сотрудничества. Отметим, что пути такого усовершенствования недавно были обозначены Президентом РФ В.В. Путиным во время выступления 28 января 2015 г. на расширенном заседании Счетной палаты: «…у нас появились и новые возможности для более тесного взаимодействия с правоохранительными структурами. Материалы о хищениях государственных средств, о нарушениях законодательства, полученные Счетной палатой, безусловно, должны ложиться в основу и становиться предметом самого тщательного расследования. Текущая ситуация требует активного участия и тесного взаимодействия всех органов власти» . Задача по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в финансово-бюджетной сфере в качестве приоритетной для правоохранительных и контролирующих органов, на итоговом годовом оперативном совещании органов предварительного следствия в системе МВД, состоявшемся в феврале 2015 г., была обозначена и министром внутренних дел РФ. Приоритетным направлением работы им была определена борьба с хищениями бюджетных средств, прежде всего, выделяемых на государственные закупки, реализацию госпрограмм .

В связи с этим предлагается обозначить следующие основные направления взаимодействия контрольно-счетных и правоохранительных органов: повышение взаимодействия контрольных и правоохранительных органов в части организации совместных мероприятий, направленных на борьбу с преступностью в финансово-бюджетной сфере; систематизация контрольно-счетными органами выявляемых в финансово-бюджетной сфере нарушений и подготовка на этой основе предложений об изменении норм регулирования и ответственности за правонарушения, разработка совместно с правоохранительными органами схем противодействия распространения преступности в указанной сфере; совместная реализация мер, направленных на установление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений в финансово-бюджетной сфере.

Затрагивая вопрос сотрудничества правоохранительных и контрольно-счетных органов нельзя не отметить проблему объема правовой ответственности должностных лиц в финансово-бюджетной сфере, ведь от этого зависит вопрос повышения результативности государственного финансового контроля в целом. По мнению специалистов, достижение указанной результативности возможно лишь при усилении действенности финансовых санкций за нарушение финансового законодательства, что поспособствует одновременно и укреплению финансовой дисциплины. Так, по мнению Х.Н. Замбаева, повышение результативности государственного финансового контроля зависит от усиления действенности финансовых санкций. Очевидным представляется то, что санкции должны быть прямо пропорциональны тяжести нарушения бюджетного законодательства и должны тем самым не только возмещать причиненный ущерб государству и наказывать виновных, но и сдерживать других от совершения подобных правонарушений .

Повышение результативности государственного финансового контроля также зависит и от того, насколько грамотно и эффективно осваиваются бюджетные средства, от уровня финансовой дисциплины распорядителей бюджетных средств. Несмотря на предпринимаемые законодателем попытки усовершенствования нормативной базы в этой сфере, показатели эффективности расходования бюджетных средств достаточно низки. Так, в 2014 году Счетной Палатой РФ было проведено 470 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых, выявлены нарушения и недостатки при поступлении и использовании средств бюджетной системы, распоряжении и управлении государственной собственностью на общую сумму 772,9 миллиардов рублей. Эта цифра растет год от года (в сравнении с предыдущими показателями), что говорит о несовершенстве российского законодательства в финансовой сфере, неэффективности расходования бюджетных средств . Эта проблема также была упомянута главой государства В.В. Путиным во время выступления 28 января 2015 г. на расширенном заседании Счетной палаты. Он подчеркнул, что необходимо продолжить работу по повышению эффективности расходования бюджетных средств, поскольку недопустимо позволять себе расточительство. По его словам, «на протяжении последних пяти лет треть государственных расходов осуществляется в IV квартале. Из них половина, как бы коллеги ни объясняли, но всё-таки в спешном порядке тратится в декабре, по известному принципу: лишь бы освоить. Понятно, на это есть и объективные причины, я о них знаю; есть и субъективные. Но нужно не только об этом говорить ежегодно – нужно вносить определённые коррективы в нормативную базу, чтобы ситуация менялась» .

Разделяя данную точку зрения, отметим, что решение данной проблемы видится в том, что Счетной палатой РФ должен быть проведен всесторонний анализ подобного поведения субъектов финансовых правоотношений и должны быть разработаны предложения по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы. Помимо прочего, представляется, что Счётная палата должна дополнительно проанализировать разнообразные государственные программы, проекты, направления расходования бюджетных средств, оценить, насколько их показатели отвечают поставленным стратегическим целям, насколько точно расставлены приоритеты в этих программах, где есть резервы, которые можно направить на дальнейшее развитие. В целом, по нашему мнению, следует и дальше ужесточать контроль за расходованием средств при государственных закупках, реализациях ФЦП и пр., совершенствовать работу контрольно-надзорных органов на местах, обеспечивать внедрение современных технологий в их рабочий процесс.

Затрагивая вопрос работы контрольных органов в центре и на местах отметим, что некоторые исследователи всерьез озабочены проблемой подготовки кадров контрольных органов. Поскольку действующая нормативно-правовая база подвергается постоянным изменениям, эта проблема является наиболее актуальной сегодня. Появляется обусловленная необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных мероприятиях и обмена опытом .

В продолжение указанной проблемы отметим, что другим заметным недостатком является недостаточная информационная открытость контрольных органов. В настоящий момент предоставление актуальной и своевременной информации играет важную роль в механизме осуществления финансового контроля. В ее достоверности заинтересованы все участники финансовых отношений, т. е. и контрольные органы, и хозяйствующие субъекты. В связи с этим не теряет свою актуальность проблема реализации прав на получение информации субъектами финансовых отношений, которую затрагивает в своих работах С.Е. Прокофьев, заместитель руководителя Федерального казначейства. В частности, им указывается, что в части развития системы контроля в своей работе Казначейство России считает очень важным упорядочение системы предоставления информации. Но проблема формирования единого интегрированного в масштабе публично-правового образования информационного ресурса для более эффективной реализации функций и полномочий контрольных органов государства, по мнению С.Е. Прокофьева, пока еще не решена. Автор предлагает предпринять попытки к созданию Государственной информационной системы с условным названием «Госконтроль», где по аналогии с другими успешно функционирующими информационными ресурсами, его пользователям будет обеспечен доступ к необходимому массиву данных для совместного ее использования не только контрольно-надзорными органами, но и иными структурами власти и управления. Публичными также должны стать, как процессы планирования контрольных мероприятий, так и, в значительной мере, их результаты . Согласимся с указанной точкой зрения и отметим, что в рамках современного правового государства открытое информационное пространство играет значительную роль в реализации прав и свобод граждан, в том числе и в финансовой сфере. Представляется, что все субъекты финансового контроля должны иметь доступ к информации, касающейся планирования и результатов проведения контрольных мероприятий, для чего необходимо внедрение новейших информационных технологий в работу контрольно—счетных органов и в центре, и на местах.

Специалистов в сфере финансового права также волнует коррупционный элемент в осуществлении финансового контроля. Так, О.Г. Геймур указывает, что, к сожалению, сложившаяся система финансового контроля в Российской Федерации недостаточно хорошо обеспечивает рациональное и целевое использование бюджетных средств, что связано с относительно высоким уровнем коррупции в стране. По ее мнению, необходимость совершенствования и развития системы государственного финансового контроля в данной сфере назрела уже давно. В связи с этим она предлагает увеличить штрафные санкции, налагаемые на организации (прежде всего на руководителей организаций и иных должностных лиц) за нецелевое использование бюджетных средств; навсегда (а не на короткий срок) запретить лицам, ранее привлеченным к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, занимать руководящие посты в бюджетных учреждениях и организациях .

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в вопросах осуществления финансового контроля государственными органами и должностными лицами имеется много «пробелов», которые, несомненно, создают препятствия для эффективной реализации его на практике. Законодательство Российской Федерации в области финансового контроля является во многом недоработанным и провоцирует сложности, с которыми сталкиваются уполномоченные лица при осуществлении своих полномочий по реализации финансового контроля. Представляется, что решение указанных проблем может быть найдено путем совершенствования нормативно-правовой базы в сфере финансового контроля, а также путем внедрения новых методик, систем и механизмов в работу системы контрольных органов РФ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10042 © Ю.В. Быковская, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Юлия Викторовна Быковская,

профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности Института экономики РАН Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: zima7327@yandex.ru

Аннотация. Систематизированы проблемы организации и проведения финансового контроля в России, в числе которых: отсутствие единой системы, единой концепции, закона о финансовом контроле; перегруженность системы органов финансового контроля, дублирование и нескоординированность их действий; отсутствие адекватных мер к организациям-нарушителям законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности; неразвитость взаимодействия органов государственной власти по вопросам финансового контроля; отсутствие единых критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля; низкая эффективность системы подготовки кадров для органов финансового контроля; отсутствие административной и дисциплинарной ответственности за принятие необоснованных и неправомерных решений контрольными органами. Сделан вывод, что совершенствованию финансового контроля должно уделяться повышенное внимание. Даны предложения по решению накопившихся проблем.

Ключевые слова: финансовый контроль, система финансового контроля, концепция финансового контроля, закон о финансовом контроле

PROBLEMS OF FINANCIAL CONTROL IN MODERN RUSSIA

AND SOLUTIONS

Yuliya V. Bykovskaya,

Keywords: financial control, financial control system, concept of financial control, law on financial control.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Быковская Ю.В. Проблемы финансового контроля в современной России и пути их решения. Вестник экономической безопасности. 2019;(1):202-9.

На фоне современного состояния государственных финансов в Российской Федерации все ярче проявляется проблема в организации и осуществлении контроля за их получением, распределением и использованием. Ее решение становится в ряд наиболее важных стратегических задач реформирования системы управления государственными средствами, без которого невозможно дальнейшее нормальное устойчивое развитие нашего государства. Более того, ни одна из имеющихся социально-

экономических проблем не будет решена до тех пор, пока не будет наведен должный порядок в финансовой сфере, пока системе финансового контроля не будет придана надлежащая надежность, и она не станет стабильной и устойчивой.

Если оценивать преобразования в части финансового контроля, и, прежде всего, изменения, внесенные в законодательство за последние пять-шесть лет, то можно сказать, что, несмотря на ряд имеющихся недостатков, предпринятые меры были наце-

лены на повышение прозрачности и увеличения эффективности финансового контроля в нашей стране. Проведенные реформы дали положительные результаты. Однако нельзя не признать тот факт, что, по-прежнему, системе финансового контроля присуща невысокая эффективность, а сохраняющиеся системные проблемы, требуют кардинальных решений и изменений. Несмотря на предпринимаемые усилия, вопрос выстраивания целостной и эффективно работающей системы финансового контроля и ее дальнейшего развития до сих пор не перестает быть актуальным.

Имеющиеся проблемы финансового контроля определяются как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить такие, как стиль работы руководителей всех уровней и ветвей власти, степень их профессионализма и компетентности; недостаточно полное определение и документальное закрепление процедур, правил и порядка проведения финансового контроля; отсутствие четко работающей системы информационного обеспечения и др. К внешним факторам относятся уровень развития экономики и законодательной базы, финансово-кредитная и налоговая политика государства, соблюдение контролирующими и подконтрольными органами действующего законодательства и ряд других факторов.

Анализ показывает, что наиболее острые проблемы, имеющие место при осуществлении финансового контроля в современных условиях, на первоочередное решение которых должны быть направлены усилия руководства нашей страны и органов государственной власти, заключаются в следующем.

1. На сегодняшний день отсутствует целостная, адекватная современным условиям и уровню социально-экономического развития Российской Федерации, система финансового контроля. Компоненты этой системы законодательно не закреплены, хотя в научных исследованиях ни один год данному вопросу уделяется повышенное внимание. Причем в научной литературе встречается большое количество разнообразных элементов системы финансового контроля и их комбинаций.

Так, например, В.В. Бурцев считает, что систему финансового составляют следующие «основные элементы:

2) нормативная база, методическое обеспечение;

3) организационные структуры (включая их звенья — статус и порядок взаимосвязей последних);

4) научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) финансовое обеспечение и материально-техническое (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы, помещения, техника и т.д.);

6) информационно-коммуникативная инфраструктура (система коммуникаций, информационное обеспечение)» .

Н.П. Ефимовой предложена несколько иная система финансового контроля, обязательными элементами которой, по мнению автора, являются: «предмет контроля; принципы контроля; субъект контроля; объект контроля; процесс контроля; метод (методики) контроля; техника и технология контроля; сбор и обработка исходных данных для проведения контроля; результат контроля и затраты на его осуществление; субъект, принимающий решение по результатам контроля, но это может быть и субъект контроля, и принятие решения по результатам контроля» .

Существует еще одна точка зрения, обозначенная С.И. Лушиной, В.А. Слеповой, согласно которой система финансового контроля должна включать в себя следующие компоненты:

I компонент ^ правовая база (законодательные и иные нормативные правовые акты);

II компонент ^ органы, на которые возложено проведение финансового контроля;

III компонент ^ методы осуществления финансового контроля .

Наиболее полно и точно система финансового контроля представлена В.В. Бурцевым. Вместе с этим полагаем, что научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение, а также финансовое и материально-техническое обеспечение, учитывая их важнейшее значение для организации и проведения финансового контроля, его дальнейшего развития, должны быть выделены в качестве само-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

стоятельных структурных элементов. Более того, в представленную систему необходимо включить дополнительные элементы, такие как управленческое обеспечение, экономическое обеспечение, контроля за деятельностью субъектов контроля. Кроме этого, помимо набора элементов важным является определение их иерархии, связей и зависимостей.

В результате, полагаем, что система финансового контроля должна иметь структуру, представленную на Рис. 1.

Данная система с учетом набора и взаимосвязей входящих в нее структурных элементов может быть использована при решении ряда задач, касающихся совершенствования и развития финансового контроля в Российской Федерации.

2. В России отсутствует не только система финансового контроля, но и научно обоснованная концепция финансового контроля, как совокупность общепринятых взглядов на его цель, задачи, формы, методы организации и осуществления, а также как программный документ, отражающий долгосрочную перспективу и приоритетные направления развития финансового контроля в Российской Федерации.

Разработка Концепции финансового контроля на долгосрочную перспективу в качестве программного документа следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор достижения стабильности в экономике и экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль

ФИНАНСОВЫИ КОНТРОЛЬ

Виды

Формы

Методы

Субъекты

Управленческое обеспечение

Научное обеспечение

Экономическое обеспечение

л

Финансовое обеспечение

Нормативное правовое обеспечение

Кадровое обеспечение

Организационное обеспечение

л

л

Методическое обеспечение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебное обеспечение

Информационное обеспечение

А V

Ж.

Контроль за организацией и проведением финансового контроля I———————————————————————-,

Объекты

Рис. 1. Система финансового контроля Вестник экономической безопасности

финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, базирующийся на неуклонном соблюдении норм действующего законодательства. В существовании концепции финансового контроля заинтересовано и общество в целом, и государство, все законопослушные экономические субъекты и граждане страны, поскольку такая концепция позволит эффективно защитить финансовые интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов. Ее использование на практике в качестве нормативной правовой основы сделает бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации, поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов.

При разработке Концепции необходимо полагаться на отечественный и мировой опыт, а также учитывать существующие проблемы, приоритеты, потребности и направления социально-экономического развития Российской Федерации. Прежде всего, указанная концепция не должна противоречить Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI).

Основными элементами Концепции развития финансового контроля в Российской Федерации на долгосрочную перспективу должны стать:

• положения о необходимости финансового контроля;

• его цели, задачи, принципы;

• основные направления проведения;

• значение и последствия реализации Концепции развития финансового контроля на долгосрочную перспективу для экономики страны. Примерная структура Концепции может быть

следующей.

Раздел I. Общие положения. Раздел II. Цель, задачи и принципы финансового контроля.

Раздел III. Проблемы и современное состояние финансового контроля в Российской Федерации.

Раздел IV. Приоритеты, основные направления развития финансового контроля, его значение для социально-экономического развития Российской Федерации.

Раздел V. Критерии и показатели оценки эффективности финансового контроля в Российской Федерации.

Раздел VI. Заключительные положения.

3. В современной России отсутствует полноценная и отлаженно действующая нормативная правовая база, касающаяся финансового контроля, которая позволяет четко регулировать процесс его организации и осуществления. До настоящего времени вопрос о разработке и принятии нормативного правового документа, регламентирующего вопросы организации и проведения финансового контроля в Российской Федерации, остается открытым.

Принципиально значение имеет строгое установление и нормативное закрепление понятия, цели и задач финансового контроля, в том числе, государственного финансового контроля, внутреннего и внешнего финансового контроля.

Так, например, в Конституции Российской Федерации лишь затронут вопрос о финансовом контроле и контрольных органах.

Другой пример. В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Понятия и термины, применяемые в настоящем кодексе» не представлена трактовка термина «государственный (муниципальный) финансовый контроль», в то время как данному виду контроля посвящен Раздел IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль». Кроме того, в Бюджетном кодексе отсутствует полный перечень органов, наделенных полномочиями проведения государственного (муниципального) финансового контроля, а также нет разъяснений в отношении того, какие из органов государственной власти уполномочены проводить внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, а какие — внешний. При этом нет четкого единого законодательно закрепленного понимания о том, что внутренний финансовый контроль включает в себя как внутриведомственный финансовый контроль, так и внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится экономическими субъектами внутри организации.

На федеральном, региональном и местном уровнях действует множество нормативных правовых актов, которые в той или иной степени затрагивают или регулируют вопросы финансового контроля. Однако они разрабатывались и принимались в разное время и не связаны единой концептуальной линией. Более того, в большинство из этих актов

неоднократно вносились изменения и дополнения. Некоторые из них дублируют друг друга. Другие — содержат противоречия. Сложившаяся ситуация не только усложняет работу с такими документами из-за их громозкости и наличия отсылочных ссылок на другие нормативные правовые источники, но и создает ситуацию путаницу и неопределенность, когда положения одного нормативного правового акта идут вразрез отдельным положениям другого.

Отсутствие единой нормативной правовой, организационной и методической базы финансового контроля не только сдерживает его развитие, но и снижает возможности для экономического роста в стране. Создание единой нормативной правовой основы, регулирующей деятельность контрольно-надзорных органов, способно привести к серьезным структурным и функциональным изменениям в системе финансового контроля и существенно повысить эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Принятие закона выведет систему финансового контроля в Российской Федерации на новый виток развития и позволит сделать эту систему адекватной потребностям современного Российского государства, приоритетам государственной политики, требованиям общества.

В новом законе о финансовом контроле должны быть отражены следующие положения.

В Разделе I «Общие положения» следует определить цель и задачи законодательства о финансовом контроле, привести перечень основных понятий и терминов, касающихся финансового контроля, обозначить значение, цели, задачи финансового контроля. Также следует разграничить понятия «контроль» и «надзор».

В Разделе II «Принципы финансового контроля» следует предусмотреть следующие принципы финансового контроля принцип цели, целостности, структурированности, историзма, законности, независимости, объективности, компетентности, гласности, системности соответствия, плановости, непрерывности, эффективности, всеобщности, научности, ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Разделе III «Нормативное правовое регулирование финансового контроля» должна быть представлена система нормативных правовых актов, регламентирующих проведение всех видов финансового контроля в Российской Федерации.

В Разделе IV «Классификация видов, форм, методов финансового контроля» следует разграничить и привести перечень видов, форм и методов финансового контроля.

В Разделе V»Субъекты финансового контроля» следует определить перечень субъектов финансового контроля, их структуру, иерархию и подчиненность, сферы деятельности и полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации, условия и формы взаимодействия. Также необходимо определить орган, на который будут возложены обязанности высшего контрольного органа, определить его полномочия, права и обязанности. Более того, здесь следует определить органы, которые будут осуществлять контроль за деятельностью субъектов финансового контроля, полномочия, правила, порядок, условия, периодичность и сроки осуществления ими контрольной деятельности. Кроме этого, необходимо обозначить ответственность субъектов финансового контроля за нарушение действующего законодательства по результатам проверки их контрольной деятельности. В данном разделе необходимо рассмотреть возможность и порядок взаимодействия органов финансового контроля с правоохранительными органами.

В Разделе VI»Объекты финансового контроля» необходимо определить перечень объектов финансового контроля, их полномочия, права и обязанности.

В Разделе VII «Стандартизация финансового контроля» необходимо привести перечень стандартов финансового контроля, их цели, задачи, порядок введения в действие, структуру и т.д. Для реализации этой цели изначально необходимо разработать единую кодифицированную систему стандартов финансового контроля. Применение данных стандартов позволит установить единые нормы и правила его осуществления.

В Разделе VIII «Информационные системы финансового контроля» необходимо определить технологии передачи данных между органами финансового контроля, коммуникации, техническое обеспечение финансового контроля, разработать единые базы данных, электронный документооборот, систему защиты информации. Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения эффективности финансового

контроля. Также следует определить порядок информационного обмена данными между органами финансового контроля и правоохранительными органами.

В Разделе IX «Правовой статус и социальные гарантии работников органов финансового контроля» следует определить социально-правовой статус работников контрольных органов, вопросы оплаты и стимулирования труда и других социальных гарантий, в том числе, медицинского обеспечения, выплат в связи с работой в органах финансового контроля, и увольнением из органов финансового контроля, страхования жизни и здоровья, жилищного и пенсионного обеспечения. Также следует законодательно закрепить вопросы профессиональной защиты данной профессиональной категории работников.

В Разделе X «Эффективность финансового контроля» следует разработать и законодательно закрепить систему критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля, с помощью которых должно быть полно, объективно, достоверно и однозначно оценена работа органов финансового контроля, в том числе необходимо определить общие критерии и показатели эффективности финансового контроля и специфичные критерии и показатели, характерные для финансового контроля той или иной сферы деятельности. Кроме этого, в федеральном законе необходимо предусмотреть вопросы, касающиеся осуществления независимой экспертизы деятельности органов финансового контроля.

В Разделе XI «Кадровое обеспечение» необходимо определить систему подбора, подготовки и переподготовки профессиональных кадров для органов финансового контроля, повышение их квалификации, в том числе, определить учебные заведения, в которых будет осуществляться подготовка специалистов, форма обучения, источники и порядок финансового обеспечения на эти цели. Также следует привести общие квалификационные требования к специалисту, осуществляющему финансовый контроль, и определить необходимость разработки должностных регламентов.

4. В современной России действует довольно большое количество органов финансового контроля, имеющих различные цели, задачи, функции,

сферу деятельности, полномочия, подчиненность и ответственность. Эти органы зачастую работают не согласованно и разобщенно, слабо взаимодействуя друг с другом. Сегодня не является исключением дублирование отдельных функций разных субъектов финансового контроля, имеющих разную ведомственную принадлежность и разный уровень подчинения (например, региональный и муниципальный уровни). Государством постоянно ведется работа в этом направлении, дублирующие функции исключаются, контрольные органы переподчиняются, ликвидируются, реорганизуются. Например, в 2013 и 2016 гг. были упразднены Федеральная служба по финансовым рынкам и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, соответственно. Функции Федеральной службы по финансовым рынкам (за исключением дублирующих) были переданы Банку России. Функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций переданы Федеральному Казначейству, функции по валютному контролю — Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

Тем не менее, на сегодняшний день в России отсутствует скоординированность в действиях органов финансового контроля. Такая ситуация очередной раз подтверждает отсутствие целостной системы финансового контроля и требует принятия взвешенных, продуманных и просчитанных управленческих решений со стороны руководства нашей страны в части упорядочения системы органов финансового контроля. Решение этой проблемы должно найти воплощение в законе о финансовом контроле.

5. Одна из основных проблем эффективного функционирования финансового контроля — отсутствие адекватных мер к нарушителям действующего законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности. Ужесточение ответственности за допущенные нарушения способно повысить уровень финансовой дисциплины экономических субъектов. И в результате будет способствовать снижению количества злоупотреблений и экономических преступлений. Эти меры должны быть не только сопоставимы реальным масштабам совершенных нарушений, но и являться неким

«стоп-фактором» для того, чтобы не совершать подобные нарушения в будущем.

6. В настоящее время слабо развит механизм взаимодействия органов финансового контроля между собой, органов внешнего и внутреннего финансового контроля, а также органов финансового контроля с правоохранительными органами, и информационный обмен данными по проводимым мероприятиям и их результатам. Они должны более тесно взаимодействовать при осуществлении своей работы при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля. Также не налажено информационное взаимодействие органов финансового контроля с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации. Этот вопрос должен быть освещен в федеральном законе «О финансовой контроле в Российской Федерации» и в дальнейшем регулироваться на уровне межведомственных соглашений и договоров о сотрудничестве. Ключевым аспектом решения этой проблемы должна стать разработка и введение в действие программного обеспечения для обмена данными между заинтересованными сторонами и оперативное наполнение баз данных необходимой информацией.

7. Важнейшее значение имеет разработка критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля и деятельности контрольных органов, основанной на единообразном и общепризнанном подходе, что должно найти отражение в федеральном законе «О финансовом контроле в Российской Федерации». Разработанные количественные и качественные критерии и показатели эффективности финансового контроля должны играть двойную роль: с одной стороны, свидетельствовать об уровне работы контрольного органа; с другой стороны, — выявлять и устранять возникающие в проверяемых организациях нарушения.

8. Одной из ключевых остается проблема подготовки кадров для контрольных органов. Необходима разработка комплекса мер для регулярного повышения квалификации и профессионального уровня сотрудников контрольных органов, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных и научно-практических мероприятиях. Это связано с:

• постоянным изменением действующей нормативной правовой базы;

• разнообразием совершаемых правонарушений и преступлений в сфере экономики, появлением новых схем совершения злоупотреблений;

• важностью активного применения на практике богатого зарубежного опыта и знаний о специфике деятельности проверяемых организаций, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность в различных секторах экономики;

• необходимостью использования при проведении контрольных мероприятий современных информационно-аналитических систем и технологий.

9. Актуальной проблемой при осуществлении финансового контроля является то, что иногда по результатам проведения контрольных мероприятий контрольными органами принимаются необоснованные и неправомерные решения и организациям, в отношении которых проводился финансовый контроль, приходится отстаивать свои права в судебном порядке. На сегодняшний день судебная практика в этом направлении, когда суд принимает сторону проверяемой организации, обширна.

Процедура отстаивания правомерности своих действий занимает у организаций много времени и финансовых ресурсов. И, даже если, организация выигрывает судебный процесс, то в этом случае в отношении органов, проводивших финансовый контроль адекватных мер дисциплинарной или административной ответственности действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, складывается ситуация возможности повторного и многократного вынесения неправомерного решения со стороны контролирующих органов без привлечения их к ответственности.

В этой связи, в целях недопущения подобных ситуаций важным является введение административной и дисциплинарной ответственности за принятие неправомерных решений сотрудниками контрольных органов и контрольными органами в целом с наложением штрафа. Более того, было бы целесообразно результаты судебных решений, вынесенных в пользу проверяемого объекта, размещать на официальных сайтах контрольных органов в открытом доступе. В отношении сотрудников, являвшихся ответственными за принятие неправомерных решений, предлагается вве-

сти запрет на участие в проведении контрольных мероприятий в течение определенного периода времени.

Таким образом, подводя итоги важно сказать о том, что к настоящему времени имеется ряд системных проблем в области организации и проведения финансового контроля в России. К таким проблемам следует отнести отсутствие единой системы и единой концепции финансового контроля, закона о финансовом контроле; перегруженность системы российских органов финансового контроля, дублирование их функций и нескоординиро-ванность действий; отсутствие адекватных мер к организациям-нарушителям действующего законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности; неразвитость механизма взаимодействия органов государственной власти по вопросам проведения финансового контроля; отсутствие единых критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля; низкая эффективность системы подготовки кадров для

органов финансового контроля; отсутствие адекватной административной и дисциплинарной ответственности за принятие необоснованных и неправомерных решений контрольными органами по результатам проведения контрольных мероприятий. В связи с этим дальнейшему развитию этого инструмента социально-экономической политики Российской Федерации должно уделяться повышенное внимание со стороны всех заинтересованных сторон.

Литература

1. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Маркетинг, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ефимова Н.П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ. М.: Медицина, 2000.

3. Государственные и муниципальные финансы / Под. ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. М.: Экономиста, 2006.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Рассматривается финансовое право в аспекте наиболее актуальных вопросов правового регулирования важнейших институтов этой отрасли права в современный период развития экономики. Учтены изменения и дополнения, внесенные в законодательство России по состоянию на 1 сентября 2016 г.

Основное внимание уделяется правовым основам и принципам финансовой деятельности, правовому регулированию бюджетных отношений и налогообложения. Анализируются правовые основы государственного и муниципального кредита, правовое регулирование банковской деятельности, а также правовые основы денежного обращения.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также практических работников органов государственной власти и местного самоуправления, финансовых и кредитных учреждений и предпринимателей.

т. 23, вып. 30, август 2017

PDF-версия статьи

Получена: 28.04.2017

Получена в доработанном виде: 22.06.2017

Одобрена: 05.07.2017

Доступна онлайн: 15.08.2017

Рубрика: Финансовый контроль

Коды JEL: G02, G32, G38, H11, H30

Страницы: 1768–1784

Фетисов В.Д. доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. Важнейшие проблемы реализации финансового контроля в России.
Цели. Уточнение сущности и причин финансового контроля рыночного общества. Раскрытие субъектной структуры и реального механизма контроля в современной России. Критический анализ существующего положения и дискутируемых направлений реформирования контрольной деятельности. Выявление проблем и поиск фундаментальных путей и средств радикального преобразования и повышения эффективности использования финансового контроля России как важнейшего инструмента стабилизации и экономического роста.
Методология. В исследовании использованы эмпирический, системный, аналитический, экономический и др. методы познания. С их помощью финансовый контроль рассматривается в качестве явления рыночной экономики, обосновывается субъектная концепция контроля, раскрывается его структура и основные принципы функционирования.
Результаты. Предложена авторская трактовка понятия и причин финансового контроля, раскрыты его субъектная структура, основные принципы и особенности механизма функционирования в современных условиях рыночной экономики. В качестве основных проблем практики использования финансового контроля названы громоздкость, закрытость и чрезмерная стоимость контроля. Для радикального повышения эффективности финансового контроля в России предлагаются комплексное упрощение контрольной системы страны и интенсификация бесплатного контроля физических лиц. В заключение даны предложения по преобразованию использования финансового контроля как важнейшего инструмента стабилизации и экономического роста России.
Выводы. В России действует громоздкая малоэффективная система финансового контроля, на содержание которой расходуется до трети ВВП страны. Ее эффективность во многом зависит от уровня экономической грамотности населения и качества персонального финансового менеджмента, совершенствование которых на всех уровнях экономики является важнейшим направлением стабилизации и экономического роста.

Ключевые слова: Россия, финансовый контроль, проблемы, структура, эффективность

Список литературы:

Посмотреть другие статьи номера »

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Симонова, Лидия Анатольевна, 2006 год

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2002. — 128 с.

3. Закон СССР «О контрольной палате СССР» // Контроллинг. 1991. №4. Ст. 5-10; Постановление ВС СССР о введении в действие Закона СССР «О Контрольной палате СССР». Ведомости Съезда народных депутатов СССР и ВС СССР. 1991. № 23. ст.ст. 649-650.

4. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. №4-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. ст. 167.

6. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 35. ст. 3607.

7. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 45. ст. 5095.

8. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №11. ст. 945.

9. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями). // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33. ст. 3422.

10. Ю.Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 31 мая 2000 г. «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу». // Российская газета. 2000 г. № 107.

11. П.Лимская декларация руководящих принципов контроля. // Контроллинг. 1991. № 1. С. 56-65.

12. Аудиторские стандарты ИНТОСАИ для госконтроля. // Контроллинг. 1991. №3.

13. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 36. 5-е издание М.: Политическая литература, 1974. — 742 с.

14. Декреты Советской власти, т. 1. М.: 1957. — 181 с.

15. СУ РСФСР. 1918 г. № 18. ст. 264.

16. СП СССР. 1969. № 1. ст. 2.

17. Абдуллаев Н.А. Государственный сектор экономики переходного периода. -М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2003. 176 с.

19. Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004. — 264 с.

20. Арене А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ.; Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 560 с.

21. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций.- М.: Юрид. лит., 1997. 399 с.

22. Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. М.: Финансы и статистика, 1989. — 256 с.

23. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйстваМ.: Финансы и статистика, 1992. 368 с.

24. Бурцев В.В. Организация системы государственного контроля в Российской Федерации: Теория и практика. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. — 496 с.

26. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М.: Юридическая литература, 1973. — 134 с.

27. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М.: Финансовый контроль, 2005. — 432 с.

30. Государственный и общественный контроль в СССР / Ин-т государства и права АН СССР. Под ред. И.В. Туровцева М.: Наука, 1970.-336 с.

31. Грицюк Т.В. Фискальный федерализм и межбюджетные отношения. М.: Финансы и статистика, 2004. — 320 с.

32. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. — 192 с.

34. Дорохова Г.А. Рабоче-крестьянская инспекция в 1920-1923 гг. -М.: Госюриздат, 1959. 30 с.

35. Ефимова Н.П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ. М.: Медицина, 2000. — 176 с.

36. Жуков В.А., Опенышев С.П. Государственный финансовый контроль. — М.: Типография Россельхозакадемии, 1999. 385 с.

37. Иконников С.Н. Народный контроль в СССР. 1966-1970 гг. -М.: Наука, 1978-327с.

38. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002. — 560 с.

40. Крикунов А.В. Государственный финансовый контроль: принципы организации, программы и порядок проведения. Сборник. М.: Финансовая газета, 2000. 208 с.

41. Мацкуляк И.Д. Экономика: научные очерки. Изд. 2-е, доп. и пере-раб. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 504 с.

42. Методические указания к разработке планов экономического и социального развития РСФСР. Раздел XX «Организация контроля завыполнением планов экономического и социального развития РСФСР». М.: Экономика, 1985. — (Госплан РСФСР). — 464 с.

43. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР. Раздел 4 «Планирование повышения экономической эффективности общественного производства. М.: Экономика, 1980. — 776 с.

44. Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М.: Юристъ, 1998.-304 с.

45. Пять лет власти Советов. Сборник статей. М.: 1922. — 546 с.

46. Рябухин Н.С. Аудит эффективности использования государственных ресурсов. М.: Наука, 2004. — 284 с.

47. Саунин А.Н. Аудит эффективности в государственном финансовом контроле. Научно методическое пособие. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004. — 144 с.

49. Соменков А.Д. Государственный контроль в бюджетной сфере России и зарубежных стран М.: МЗ Пресс, 2004. — 250 с.

50. Стандарты аудиторской деятельности. М.: «Книга сервис», 2003. -336 с.

51. Степашин С.В. По государственному счету. Заметки Председателя Счетной палаты России. М.: Финансовый контроль, 2005. 154 с.

52. Степашин С.В., Двуреченских В.А, Чегринец Е.А., Чернавин Ю.А. Власть Демократия — Контроль. М.: Финансовый контроль, 2005. -252 с.

53. Терехов А.А., Терехов М.А.: Контроль и аудит: основные методические приемы и технология. М.: Финансы и статистика, 1998. -208 с.

54. Хоханова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Серия «Учебники Феникса». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 480 с.

55. Черноморд П.В. Государственная поддержка социальной сферы и науки: Государственный финансовый контроль (к 5 летию деятельности Счетной палаты Российской Федерации). М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 239 с.

56. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации М.: Финансы и статистика, 1999. -352 с.

57. Шохин С.О. Бюджетно-финансовый контроль в России. М.: Прометей, 1995.-215 с.

60. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учебное пособие. -М.: ГУ ВШЭ, 2004.-243 с.

63. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 680 с.

64. Куторжевский Г.А. Экономика. Основы теории: Учеб. пособие. / Г.А. Куторжевский. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. -382 с.

65. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин A.JI. Ревизия и контроль: Учебное пособие. / Под ред. проф. М.В. Мельник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.-520 с.

66. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — 320 с.

68. Степашин С. В., Столяров Н. С., Шохин С. О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. — 557 с.

69. Теория управления: Учебник. / Под общ. ред. A.JI. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2004 г. — С. 560.

70. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. / Под ред. Дро-бозиной Л.А. М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999. — С. 391.

71. Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Юрайт-М., 2002. — 504 с.

72. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. Семенова Н.Ф. М.: ИНФРА-М, 2001. — 250 с.

73. Финансы: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2003. 243 с.

74. Финансы в системе государственного и муниципального управления: Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 256 с.

75. Финансовый контроль: Учеб. пособие. / Грачева Е.Ю., Толстопя-тенко Г.П., Рыжкова Е.А. М.: Издательский дом «Камерон», 2004. -272 с.

76. Новый экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2006. — 1088 с.

77. Научные статьи в периодической печати и диссертации

80. Аудиторские стандарты ИНТОСАИ для госконтроля. // Контроллинг. 1991.№3.-С. 70-95; 1992. № 1.-С. 77-81.

82. Белолипецкий В.Г О совершенствовании государственного финансового контроля в России. // Финансы. 1998. № 4. С. 47-51.

83. Бочковский Ф. Государственный контроль в России в его историческом развитии. // Контроллинг. 1992. № 3. С. 3-8; 1994. № 1. — С. 14-34.

84. Игнатов В., Бурков С., Недоходная собственность России. // Финансовый контроль. 2002. № 3(6). С. 12-15.

85. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность. // Аудиторские ведомости. 2001. № 9. — С. 50-53.

86. Бурцев В. Проблемы решает стандартизация. // Президентский контроль. 2001. №1.-С. 9-19.

87. Бурцев В.В. Система государственного финансового контроля. // Финансы. 2000. № 9. С. 47-49.

88. Вальтер Н. Государственный контроль. // Контроллинг. 1991. № 1. С. 42-48.

89. Вецруб В. Процедуры государственного контроля. // Президентский контроль. 2001. № 4. С. 4-8.

90. Волчихин В.Г. Европейская организация высших контрольных органов. // Контроллинг. 1991. № 4. С. 40-45.

91. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль в социальной сфере. // Экономист. 2001. № 1. С. 16-23.

93. Высший орган финансово-экономического контроля. // Контроллинг. 1991. №4.-С. 11-25.

94. В государстве должен быть порядок во всем. // Финансовый контроль. 2003. № 2. С. 4-7.

95. Гришин В. Еще раз о проблемах нормативной базы контроля. // Президентский контроль. 2001. № 9 С. 18-26.

96. Данилевский Ю.А. Проблемы становления государственного финансового контроля. // Бухгалтерский учет. 1996. № 3. С. 3-6.

97. Дадышев А. Системный эффект. // Финансовый контроль. 2002. №5-С. 93-95.

98. Данилевский Ю.А. Чем дальше по пути реформ, тем важнее роль государственного контроля. // Финансы. 1995. № 4. С. 5.

99. ЮЗ.Игудин А.Г. К межбюджетным отношениям в субъектах Федерации. // Финансы. М.: 2004. № 7. С. 7-10.

100. Известия Государственного контроля. 1918. № 1. С. 2-6.

101. Исправников В. Теневая экономика в фокусе финансового контроля. // Финансовый контроль. 2001. № 1. С.8-13.

103. Кочерин Е.А. Децентрализация без потери контроля. // Контроллинг. 1991. №1.-С. 3-41.

106. Международный сертификат получен. // Финансовый контроль. 2005. № 12(49)-С. 36-37.

107. Мешалкина Р.Е. Теоретические вопросы государственного финансового контроля. // Финансы. 2003. № 12. С. 53-57.

108. Нестеренко Т.Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации. // Финансы. 2004. № 3. С. 3-8.

109. Николаев Ю.Н. Государственный контроль в развитых капиталистических странах. // Контроллинг. 1991. № 2. С. 52-55.

110. Никольский Д. 350 лет государственному финансовому контролю. // Финансовый контроль. 2005. № 1(38). С. 26-29.

111. Овсянников JI. Государственный финансовый контроль: кому он нужен? // Президентский контроль. 1996. № 5 С. 51-57.

112. Овсянников JI.H. Время узаконить ревизию. // Финансы. 1997. № 11.-С. 49-52.

113. Овсянников JI.H. Финансовый контроль как система. // Финансы. 2000. № 12.-С. 66-68.

114. Овсянников JI.H. Игра без правил. // Финансы. 2001. № 1. С. 58.

115. Овсянников Л.Н Сообща эффективнее. // Президентский контроль. 2001.№ 10.-С. 3-9.

117. Пансков В.Г. О роли Счетной палаты Российской Федерации в системе органов государственного финансового контроля страны. // Финансы. 2001. № 9. С. 56-60.

118. Петров А.Ю. Государственно-финансовый контроль на защите финансовых прав граждан. // Финансы. 2000. № 10. С. 3-7.

119. Подберезкин А. Счетная палата: горячая осень 2001 года. // Финансовый контроль. 2001. № 2. С. 4-5.

120. Подберезкин А., Стреляев С. За счет чего реформировать Россию? // Финансовый контроль. 2001. № 3. С. 30-34.

121. Президенский контроль. 2000. № 5. С. 3-7; 2000. № 10. — С. 3; 2001. №2.-С. 19-24; 2001. №5.-С. 12-13; 2001. № 12.-С. 29-34.

122. Представление счетной палаты выполнено не полностью. // Финансовый контроль. 2005. № 12(49). С. 34.

123. Родионова В. О системном подходе к организации финансового контроля в России. // Финансы и кредит. 2003. № 3. С. 2-9.

124. Родионова В. О концепции формирования федерального бюджета. // Финансовый контроль. 2002. № 3(6). С. 38-39.

125. Саркисян Ж.М. Финансовый контроль парламентов в зарубежных странах и в Российской Федерации. // Финансы. 2002. № 5. -С. 66-67.

126. Семиколенных А.Н.: Просчитать это еще не все. // Финансовый контроль.2006. № 1(50). — С. 58-63.

127. Синева Е.Н. Модельный закон инструмент гибкий. К построению единой системы внешнего государственного финансового контроля. // Информационная система «Гарант». 2004. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2004. № 13.

128. Соменков А. Когда деньги счет любят. // Президентский контроль. 2000. № 11. С. 52-54.

129. Степашин С. В. Нам не нужны особые полномочия. // Финансовый контроль. 2001. № 3(6). С. 5-9.

130. Степашин С.В. Моделируя будущее. // Бюллетень Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации «Финансовый эксперт». 2004. № 2. С. 18-21.

131. Степашин С.В. Два миллиарда вернулись в казну. // Финансовый контроль. 2003. № 4 (17). — С. 6-8.

132. Счетная палата планирует завершить переход от традиционных проверок к аудиту эффективности использования бюджетных средств к 2005 году. // Бухгалтер и закон. 2003. № 4(52). С. 22.

133. Таралин Ю.Н. О контрольной системе Советов народных депутатов. // Контроллинг. 1992. № 1. С. 3-19.

134. Тарасов А. Крепить властную вертикаль. // Президентский контроль. 2000. № 4. С. 3-11.

135. Финансы. 2000. № 12. С. 67.

136. Финансовый контроль. 2005. № 8 (45). С. 64-65.

138. Чувилькин И.В. Что есть отечественный аудит. // М.: Практическая бухгалтерия.: Изд. «Бератор-Пресс». 2005. № 2. С. 35.

140. Шлейников В. Финансовая проверка для демократии. // Финансовый контроль. 2002. № 3(6). С. 18-22.

141. Шохин С. Проблемы и перспективы финансового контроля. // Президентский контроль. 2001. № 9. С. 37-38.

142. Шохин С. Считать в России умели всегда. // Финансовый контроль. 2001. № 1.-С. 16-18.

143. Яндиев М. Прозрачен как стекло. // Финансовый контроль. 2002. № 3(6). С. 34-37.1. Диссертации

144. Ахмедова З.М.-Х.: Приоритеты совершенствования парламентского финансового контроля: Дис. к.э.н.: 08.00.10. М., 2003. -172 с.

147. Ефимова Н.П. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики: Дис. д.э. н.: 08.00.10. М., 2000. — 295 с.

148. Слотюк А.А.: Финансовый контроль в системе государственного управления: Дис. к.э.н.: 08.00.10. -М., 2002. 143 с.

151. Официальные и рабочие материалы Счетной палаты Российской Федерации, статистические материалы

152. Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации: Кто есть кто в контрольно-счетных органах России. / М.: Изд. дом Финансовый контроль, 2002. — 120 с.

154. Аудит эффективности: опыт, проблемы, перспективы. Материалы «круглого стола» седьмого Петербургского международного экономического форума. / М.: Издательский дом Финансовый контроль, 2003.- 112 с.

155. Бюджетная политика и бюджетная система России: итоги 20002003 гг. и задачи на перспективу. М.: Минфин России, март 2004. — 206 с.

156. Бюллетени Счетной палаты Российской Федерации, в том числе:- Бюллетени Счетной палаты Российской Федерации: IV Конференция

157. АКСОР. //-М.: 2003. № 1(61). С. 3-21; VI Конференция АКСОР. И

158. Счетной палаты Российской Федерации. 2001. № 4. С. 17-23.

160. Декларация принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации: принята IV Конференцией АКСОР 5 декабря 2002 года. Изд. дом Финансовый контроль, 2003. — 12 с.

161. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Счетной палаты РФ как субъекта бюджетного планирования на 2006 и среднесрочную перспективу от 18 апреля 2005 г. № 1501/952.

162. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год». Утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 14 сентября 2004 года (протокол № 28 (398). М., 2004. — С. 3-78;

163. Информационный бюллетень: Контрольно-счетная палата Москвы, 2003. № 8. С.3-4.

164. Контрольно-счетные органы Российской Федерации (в вопросах и ответах) /- М.: Изд. дом Финансовый контроль, 2001. 152 с.

165. Концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации: Материалы научно-практической конференции «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации» / М.: Изд. дом Финансовый контроль, 2002. — 88 с.

166. Материалы расширенного заседания коллегии Минфина России и Минэкономразвития России 19 марта 2004 г.: Федеральный бюджет должен стать инструментом модернизации экономики. // Финансы. 2004. №4.-С. 3-12.

167. Материалы по функциональной оценке деятельности Счетной палаты Российской Федерации, проведенной НКРУ Великобритании от 31 октября 2005 г. // Счетная палата Российской Федерации. 2005 г.-28 с.

168. Отчет о результатах мониторинга реализации Федерального закона о замене льгот денежными компенсациями. / Счетная палата Российской Федерации: http.V/intra/news/archive/list/12-2005.

169. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2001 году, направленный в палаты Федерального Собрания Российской Федерации письмом от 1 апреля 2002 г. № 01-421/15-06. 55 с.

170. Отчет АКСОР в 2004 году и за период 2001-2004 годы. Утвержден на заседании Президиума АКСОР 5 декабря 2005 года. 55 с.

171. Вторая Конференция АКСОР: Об итогах работы АКСОР и задачах по совершенствованию системы государственного финансового контроля. /- М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2002. 160 с.

172. Четвертая конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации: Москва 3-5 декабря 2002 года. / М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2003. — 192 с.

173. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основные параметры прогноза до 2008 года. // Минэкономразвития России. М.: 2005.

174. Регламент Счетной палаты Российской Федерации. Утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерацииот 4 апреля 2003 г. № 8. // М.: Изд. дом Финансовый контроль, 2003.-60 с.

176. Сборник материалов по бюджетированию, ориентированному на результат. Сост. Нидерландский экономический институт. М.: 2003. — 142 с.

177. Счетная палата Российской Федерации: Мировой опыт, http://intra/experience/19. shtml.

178. Финансовый контроль и новые информационные технологии: Материалы Международной научно-практической конференции (Суздаль, 2001 год) / М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2002. -208 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *