Проблемы молодежной занятости

Проблемы молодежной занятости

Устойчивое развитие

Достойный труд

Экономика Общество Экология Занятость Защита Права Диалог
Актуальные задачи ЦУР
4.4, 8.5, 8.6, 8.b
Актуальные результаты политики
1, 10

На этой странице: Взаимосвязь ПДТ и ЦУР | Абсолютные приоритеты политики | Партнерства | Возможности МОТ | Дополнительная информация

Согласно данным доклада МОТ «Глобальные тенденции занятости молодежи в 2015 году» и Глобальные перспективы занятости и социальной защиты молодежи в 2016 году (71), уровень безработицы среди молодежи составляет 13,1%. Это значит, что в 2016 году 71 млн молодых людей на планете не имели работы. При этом 156 млн молодых работников в развивающихся странах мира (каждый третий) зарабатывали менее 3,1 долларов в день. В совокупности почти 40,8% молодежи в составе мировой рабочей силы либо остается без работы, либо, работая, не может преодолеть бедность. Ухудшение занятости молодежи, в частности, особенно заметно в странах с переходной экономикой, где уровень безработицы, согласно прогнозам, возрастет с 13,3% в 2015 году до 13,7% в 2017 (что означает 53,5 млн безработных в 2017 году против 52,9 млн в 2015). Безработица среди молодежи в развивающихся странах, согласно ожиданиям, сохранится на относительно стабильном уровне (примерно 9,5% в 2016 году), но в абсолютном выражении увеличится в 2016 году примерно на 0,2 млн человек и в 2017 составит 7,9 млн безработных, главным образом, вследствие увеличения рабочей силы. Наконец, в развитых странах максимальный уровень безработицы среди молодежи ожидался в 2016 году (14,5% или 9,8 млн человек) и, хотя в 2017 году ожидается снижение этого уровня, темпы улучшения ситуации замедлятся (в 2017 году молодежная безработица сократится всего лишь до 14,3%). Издержки, вызванные безработицей среди молодежи, могут оказаться крайне высокими для социально-экономического развития. Она превращает межпоколенческий цикл бедности в хронический, нередко отождествляясь с ростом насилия, дестабилизации, злоупотребления наркотиками и политического экстремизма.
В любой стране проблема молодежной занятости, с одной стороны, тесно зависит от общей ситуации в сфере занятости, ее количественных и качественных параметров. Если приоритеты макроэкономической и социальной политики не включают производительную занятость, а совокупный спрос на труд не растет, невозможно успешно реализовать никакие программы по интеграции молодежи в рынки труда. С другой стороны, молодежный рынок труда имеет свою специфику. Обусловленные возрастом препятствия на пути к переходу девушек и юношей от учебы к трудовой жизни включают следующие: отсутствие опыта работы; строгие правила регулирования рынка труда; несоответствие между навыками и устремлениями молодежи и реальностями спроса на рынке труда; препятствия для предпринимательства и самозанятости; отсутствие организации и возможностей для представительства интересов, что означает малое количество каналов, с помощью которых молодежь могла бы обратить внимание на свои потребности и проблемы.

В этой связи критически необходимо, чтобы национальная концепция развития опиралась на комплексный, правовой подход к проблемам молодежи, предполагающий производительную занятость и достойный труд. Эта концепция должна одновременно поддерживать реализацию экономической политики, стимулирующей рост занятости; здоровые системы образования и профессиональной подготовки; гендерно ориентированные программы содействия переходу от учебы к трудовой жизни; меры содействия занятости, отвечающие потребностям юношей и девушек и учитывающие свойственные им ограничения; а также программы, обеспечивающие молодежи доступ к более качественным медицинским услугам и участие в процессах принятия тех решений, которые затрагивают ее.
МОТ с давних пор занимается вопросами содействия достойной занятости молодежи. В целях укрепления деятельности МОТ, направленной на решение этой глобальной проблемы, в 2005 году была разработана программа молодежной занятости (ПМЗ). Работа МОТ в этой области определяется следующими двумя документами международной политики, утвержденными Международной конференцией труда:

  • Резолюция и выводы о занятости молодежи, утвержденные на 93-й сессии МКТ (2005);
  • Резолюция и выводы о кризисе в сфере молодежной занятости: время действовать, утвержденные на 101-й сессии МКТ (2012).

В этих документах указывается, что решить проблему молодежной занятости можно лишь при комплексном подходе, объединяющем в себе экономическую политику, благоприятствующую этому, и целенаправленные меры стимулирования спроса на труд и его предложения, включая уровень и качество занятости. В соответствии с выводами вышеуказанных резолюций, услуги, оказываемые трехсторонним участникам МОТ в рамках ПМЗ, охватывают весь политический цикл — от разработки мер содействия занятости молодежи до оценки их эффективности. При этом ключевыми элементами оперативной части программы на страновом уровне являются социальный диалог и укрепление потенциала национальных органов и институтов. Главным предметом внимания являются накопление и распространение знаний, техническая помощь на страновом уровне, а также правозащитная работа и создание партнерств (72). Программа реализуется при участии специалистов различных бюро и технических подразделений МОТ (см.: Возможности МОТ).

Взаимосвязь ПДТ и ЦУР

Как сказано в декларации к Повестке дня до 2030 года, «серьезную обеспокоенность вызывает безработица, особенно среди молодежи». Во многих разделах текста молодежь выделена в особую адресную категорию, выступая таковой в целом ряде целей и связанных с ними задач. С точки зрения достойного труда можно выделить следующие задачи: 4.4 (востребованные навыки для трудоустройства молодежи), 8.5 (обеспечение полной занятости молодежи), 8.6 (сокращение безработицы среди молодежи), а также 8.b (глобальная стратегия обеспечения занятости молодежи).
Молодежная занятость требует не только создания рабочих мест; она может быть достойной лишь в том случае, если охватывает три остальных аспекта достойного труда: трудовые права, социальную защиту и представительство интересов. Хотя к молодежной занятости относится результат политики 1 (политика занятости и ее индикатор 1.2), все другие результаты политики в соответствии с программой и бюджетом МОТ могут способствовать созданию рабочих мест для молодежи и (или) их превращению в достойные рабочие места.

Абсолютные приоритеты политики

Содействие занятости молодежи должно опираться на положения основных конвенций МОТ, закрепляющих основополагающих принципы и права в сфере труда, а также других актуальных нормативных документов45, в том числе по вопросам управления (например, Конвенции 1964 года о политике в области занятости (№ 122) и Конвенции 1975 года о развитии людских ресурсов (№ 142)), технических конвенций (например, о заработной плате, рабочем времени и охране труда) и конвенций, касающихся уязвимых категорий работников из числа молодежи (в частности, работающих женщин, мигрантов, работников с ограниченными возможностями здоровья и работников неформальной экономики). Существует особенно тесная связь между искоренением наихудших форм детского труда (Конвенция № 182) и занятостью молодежи, так как дети — это будущая рабочая сила, защита которой имеет жизненно важное значение.
Что касается равенства и недопущения дискриминации, то здесь, несмотря на определенные достижения, особо быстрого прогресса не наблюдается. Уровень экономической активности молодых женщин ниже всего в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии; в странах Южной Азии в 2014 году разрыв достигал 29,6%. В глобальном масштабе уровень экономической активности молодых мужчин (55,2%) намного выше, чем молодых женщин (38,9%) (73). Последние также чаще, чем мужчины, не имеют работы или занимают рабочие места с плохими условиями труда. Такой гендерный разрыв нередко является результатом социальных и культурных факторов и неравного доступа к возможностям образования. Это свидетельствует о необходимости уделять больше внимания вопросам содействия занятости молодежи.
О значении социального диалога для содействия занятости молодежи можно судить по тому, что во многих странах мира государство и социальные партнеры взяли на себя обязательство реализовать комплексный подход к молодежной занятости, за который выступает МОТ. При этом на региональном уровне интересен пример «Рамочной программы действий в области молодежной занятости«, совместно разработанной работодателями и профсоюзами Европы в 2013 году. В рамках этой программы трудящиеся и работодатели договорились осуществить ряд конкретных мер по сокращению безработицы среди молодежи в европейских странах. В более общем плане широкий социальный диалог должен проходить при участии молодежи, так как мнение молодежи может давать почву для принятия решений по тем аспектам рынка труда, которые влияют на ее будущее.
Многих молодых людей на планете беспокоит изменение климата и ухудшение экологии, что делает особенно привлекательной для них концепцию «зеленых» рабочих мест, в частности, если она является частью стратегий местного развития и пропагандируется организациями и предприятиями социальной экономики и экономики солидарности.

Партнерства

Наиболее всеобъемлющее партнерство в области молодежной занятости возникло в феврале 2016 года под названием «Глобальная инициатива по занятости молодежи » и представляет собой общесистемный альянс, утвержденный Координационным советом руководителей ООН (КСР). Его цель — способствовать росту влияния и расширению мероприятий, осуществляемых на страновом уровне при помощи партнерств с участием многих заинтересованных сторон, содействие реализации научно обоснованных мер и наращивание масштаба эффективных и новаторских мероприятий в сфере молодежной занятости. Глобальная инициатива, которая была разработана 21 организацией ООН, планирует использовать политический вес и влияние всей системы ООН, мобилизовать все знания и ресурсы, имеющиеся в ее распоряжении, для объединения стран, социальных партнеров, частного сектора, представителей молодежных организаций, учреждений ООН, гражданского общества, парламентариев, фондов, научных кругов и многих других ключевых партнеров, обладающих влиянием. Альянс дополняет собой и имеет в своей основе общесистемный план действий в отношении молодежи реализации которого Генеральный секретарь ООН дал старт в 2012 году.

Проекты МОТ в сфере молодежной занятости поддерживали и продолжают поддерживать многие «традиционные доноры» (входящие в группу ОЭСР-КОПР). Кроме того, многие проекты МОТ, не связанные конкретно с молодежной занятостью, тем не менее, вносят значительный вклад в достижение этой цели. В течение многих лет свой вклад в работу МОТ в этой области вносили и другие организации. Так, одной из крупнейших программ МОТ в сфере молодежной занятости в настоящее время является Work4Youth, пятилетний проект, который реализуется совместно с фондом MasterCard.

Возможности МОТ

Координацией мероприятий по содействию молодежной занятости занимается Программа молодежной занятости — подразделение департамента политики занятости. Она реализуется коллективом технических специалистов, работающих в штаб-квартире и во внешних бюро. В виду того, что молодежная занятость занимает видное место в программе деятельности МОТ и является одним из ее приоритетов и что для содействия молодежной занятости необходим многосторонний и всеобъемлющий подход, практически все департаменты и подразделения могут так или иначе участвовать в этом. Сходным образом, большинство из тем, описанных в настоящем справочнике, являются актуальными для молодежной занятости.

Дополнительная информация

Тематический портал МОТ открывает доступ к целому ряду актуальных баз данных, которые касаются статистики молодежной занятости, правовых систем, проектов и имеющегося опыта. Он также включает в себя интерактивную платформу по обмену знаниями в сфере «достойного труда молодежи». В библиотеке МОТ можно найти путеводитель по научным публикациям на тему молодежной занятости. Для внешних бюро может быть особенно полезно Руководство по разработке национальных планов действий в области молодежной занятости. Перечень тематических публикаций МОТ находится . Полезные информационные ресурсы также можно найти в разделе молодежной занятости сайта Международного учебного центра МОТ (МУЦ-МОТ) в Турине.
45 — В 2005 году в результате дискуссии на МКТ был утвержден перечень документов МОТ, имеющих особую актуальность с точки зрения молодежной занятости; этот перечень можно найти .

УДК 331.5

ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В КОНТЕКСТЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И РЫНКА ТРУДА

Магера Ирина Валерьевна

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых ассистент кафедры экономики magera. irina@yandex. ги

Аннотация. В статье анализируются проблемы трудоустройства молодых специалистов — выпускников профессиональных учреждений. Трудоустройство, занятость молодежи — это проблема государственная, так как именно молодежь составляет кадровый потенциал страны. Обеспечение занятости молодежи является актуальной и долгосрочной задачей государственной социальноэкономической политики. Одной из причин молодежной безработицы является несоответствие рынка образовательных услуг потребностям рынка труда. Решение проблем молодежной безработицы возможно только с позиции комплексного, системного подхода.

Ключевые слова: занятость, безработица, молодежь, рынок труда, рынок образовательных услуг, выпускники профессиональных учреждений, конкурентоспособность выпускников, трудоустройство.

Восстановление конкурентоспособности отечественного человеческого потенциала сегодня во многом зависит от того, какой будет стратегия в сфере трудового использования молодежи. Необходимость оценки положения молодежи на рынке труда обусловлена тем, что молодые люди — это будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие всего общества. Молодежь уже сегодня во многом влияет на политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем, молодежь сегодня оказывается одной из особо уязвимых категорий, испытывающих значительные сложности при трудоустройстве.

Особой социальной группой, которая способна оказать существенное влияние на состояние рынка труда в ближайшем будущем, является молодежь, получающая сегодня профессиональное образование. Молодые специалисты -выпускники высших профессиональных учреждений, впервые ищущие работу, так же, как и молодежь без образования и специальности, традиционно входят в группу риска, являясь одними из наиболее проблематичных участников российского рынка труда .

Главной особенностью данной группы является наличие противоречия между социально-профессиональными ориентациями молодежи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе . Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с

© Магера И.В.

потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно коммерческого сектора профессионального образования).

Выпускники вузов по уровню подготовки и полученным компетенциям, как показывают опросы работодателей, не всегда соответствуют их требованиям. При этом и сами выпускники, не удовлетворенные предлагаемой работой, заработной платой и условиями труда, нередко отказываются от трудоустройства по полученной специальности. В совокупности это ведет к низкой эффективности использования труда молодых специалистов, что позволяет ставить вопрос и о «перепроизводстве» специалистов с высшим образованием, и о неудовлетворительном качестве их подготовки.

В советское время проблемы трудовой адаптации молодежи реально учитывались в комплексе краткосрочных и долгосрочных мер по реализации принципа, всеобщей занятости. На протяжении долгих лет государство являлось монопольным работодателем. Условия выхода молодежи на рынок труда были жестко регламентированы. Для обеспечения занятости молодежи применялось целевое бронирование рабочих мест, а также централизованное распределение выпускников учебных заведений по различным предприятиям и организациям. Бронирование рабочих мест осуществлялось для выпускников школ и профессионально-технических училищ, решивших идти на производство, а выпускники вузов распределялись с учетом вакансий, с обязательным условием работы на данном месте в течение нескольких лет. На предприятиях строго регламентировались численность и профессионально-квалификационный состав работников, в том числе по возрасту. Многоступенчатая система образования и подготовки молодых кадров способствовала воспроизводству и развитию трудового потенциала страны.

Ликвидация системы государственного распределения выпускников учреждений профессионального образования и экономический кризис 90-х годов привели к значительным изменениям на рынке труда: к снижению спроса на молодых специалистов и изменению требований к их профессиональной подготовке, к потере связи между учреждениями профессионального образования и организациями — потребителями подготовленных специалистов. В результате выпускники вузов столкнулись с проблемой трудоустройства, самостоятельного поиска рабочего места, к чему подавляющее их большинство не было готово, прежде всего, в силу несоответствия качества полученного образования требованиям рынка труда. Образовался разрыв между вузами и работодателями, в ряде случаев не заполненный до сих пор.

Современные предприятия, озабоченные решением оперативных вопросов, зачастую не заботятся о закреплении персонала, преемственности кадрового состава . Дело доходит до хищнических форм извлечения сиюминутных выгод. Примером является практика набора молодых сотрудников только на испытательный срок с последующим увольнением и формулировкой о несоответствии занимаемой должности. Вопрос о повышении квалификации на многих предприятиях не ставится, хотя дефицит квалифицированных кадров

© Магера И.В.

перерос в серьезную проблему — уже сейчас более 80% российских предприятий испытывают их острую нехватку.

На протяжении последних 10-12 лет выпускники вузов зачастую самостоятельно решают проблемы, связанные с трудоустройством после завершения обучения. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей приводят к тому, что молодой специалист встает на учет в службе занятости или же сам, используя свои способности ищет работу; нередко он вынужден устраиваться на работу не по специальности и заново переучиваться, что ведет к затратам как его личных средств, так и средств государства и работодателя.

Как показывает опыт, даже в условиях стабильной экономической ситуации и относительной доступности информации о рынке труда значительное количество выпускников оказывается в определенной степени не готовым к переходу от учебы к работе. Еще более острыми становятся проблемы поиска и подбора первого рабочего места для выпускника вуза в условиях высокой социально-экономической неопределенности и рисков, возникающих во время экономических спадов и кризисов.

По мере развития рыночных отношений и конкуренции ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастает. Поэтому в последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантии от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости .

Проблема трудоустройства молодых специалистов осложняется сегодня тем, что фактически существуют два независимых рынка: рынок образования и рынок труда. В современных условиях развитие высшего образования определяется не потребностью общества в специалистах, а спросом на него со стороны людей, причем во все большей мере безотносительно к профессии. Цепочка «вуз-предприятие» оказалась весьма призрачной. Сегодня только в общем смысле, скорее по традиции и вне научной экономической логики, можно говорить о социальном спросе на образование и спросе общества на работников. На самом деле в современном российском обществе в области высшего образования есть один вид спроса — социальный спрос со стороны членов общества. Именно он вызвал в последние 5-7 лет взрывное увеличение числа студентов в вузах.

В России маркетинговые стратегии вузов по большому счету направлены на запрос со стороны родителей и абитуриентов, которые, выбирая специальность и место обучения, ориентируются не на ситуацию на рынке труда (и тем более не на прогнозы по ее изменению), а на социальные стереотипы, в том числе престижность высшего образования.

© Магера И.В.

Опасность данной тенденции заключается в том, что возрастает десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг, что происходит в силу отсутствия институционального закрепления их связанности . Вузы, ориентируясь на спрос семей (которые являются существенным источником финансирования российского образования), будут поставлять на рынок труда специалистов с опозданием на 5-8 лет. Кроме того, старая ресурсная база -материально-техническое обеспечение, сформированное под аудиторный учебный процесс, профессорско-преподавательский состав, слабая образовательная инфраструктура и т.д. — не позволяет повышать качество образовательных услуг при резком увеличении числа их потребителей.

Рост числа выпускников, в свою очередь, вызывает конкуренцию между ними за удачное трудоустройство. Современные социально-экономические условия, в которых преобладают рыночные отношения, выдвигают перед личностью, стремящейся к успешной самореализации, ряд требований. На сегодняшний момент, для того чтобы получить хорошо оплачиваемое рабочее место, для того, чтобы потом его за собой сохранить и продвинуться выше по служебной лестнице, наконец, для того чтобы в целом достичь успеха в любой профессиональной деятельности, необходимо быть в чем-то лучше или как минимум не хуже других, т.е. быть конкурентоспособным.

Проблема занятости молодых специалистов является весьма актуальной и на региональном уровне. Так, по данным департамента образования Владимирской области в 2010 году численность выпускников учреждений профессионального образования в регионе составила 13609 чел., в том числе по уровням образования: ВПО — 5006 чел. (37%), СПО — 4747 чел. (35%), НПО -3856 чел. (28%).

В службу занятости населения по Владимирской области в течение 2010 г. в поисках подходящей работы обратилось 18% (2484 чел.) выпускников, что в 6,4 раза превышает данные департамента образования по численности нетрудоустроенных выпускников. Из них:

— 69,2% выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, в силу разных причин не продолжившие дальнейшую учебу и не трудоустроившиеся;

— 30,8% выпускников учреждений высшего профессионального образования, не сумевшие трудоустроиться .

Активность обращения молодых специалистов в службу занятости в значительной степени повышается в период с августа по октябрь. В это время признавалось безработными более 65% выпускников от общей численности обратившихся выпускников.

В последнее время наблюдается увеличение числа выпускников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учреждений высшего профессионального образования, обратившихся в службу занятости (рис. 1).

© Магера И.В.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

□ Высшего профессионального образования

□ Среднего профессионального образования

□ Начального профессионального образования

Рис. 1 Структура безработных граждан из числа выпускников учреждений профессионального образования в 2008-2010 гг.

Образовательными учреждениями по ряду специальностей готовится избыточное количество молодых специалистов, не востребованных ни на производстве, ни общественными институтами.

Наибольший удельный вес по невостребованности составляют профессии и специальности следующих укрупненных групп (рис.2).

экономика и

металлургия, машиностроение 13%

управление;

11,6%

образование и педагогика; 15%

информатика и вычисл.техника; 10%

гуманитарные науки; 15%

Рис. 2 Распределение молодых специалистов по невостребованности на рынке труда

Большую часть выпускников учебных заведений профессионального образования, состоящих на учете в центрах занятости, составляют именно специалисты и рабочие по профессиям для сферы обслуживания, строительства, экономики и управления, гуманитарных наук, образования и педагогики. Среди безработных выпускников более половины составили те, чьи специальности традиционно создают напряженность на рынке труда, поскольку являются наименее востребованными. Это финансисты, юристы, коммерсанты, техники. Предложение по ним почти в 2 раза превышает спрос.

Таким образом, практика показывает, что выбор профессии (специальности) большинства выпускников НПО, СПО, ВПО соответствует требованиям рынка труда (востребованности профессии на рынке труда).

© Магера И.В.

Однако часть выпускников при выборе профессии руководствовались самыми разными обстоятельствами (престижность профессии и ее высокооплачиваемость), но меньше всего реальным спросом на нее на рынке труда.

Несмотря на высокую востребованность рабочих кадров, численность выпускников НПО, приобретающих рабочие профессии, сокращается. И это обуславливается во все возрастающем стремлении молодежи получить именно высшее или среднее профессиональное образование, несмотря на то, что после завершения учебы многие не находят работы по специальности.

Появление в системе профессионального образования коммерческого сектора, действующего чаще всего без учета реальных потребностей рынка труда, также усиливает профессионально-квалификационные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы.

В обществе, социально-экономическое развитие которого построено на механизме добросовестной конкуренции, основными инструментами, обеспечивающими вертикальные продвижения, являются образование и профессионализм. Однако современное российское общество характеризуется статусной несовместимостью: лишь треть образованных людей получает относительно высокие доходы и, в то же время, лишь треть тех, кто такие доходы получает, имеет высшее образование.

Наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире по удельному весу лиц с высшим образованием в численности экономически активного населения, который равен 23%. Лишь в США, Норвегии и Нидерландах этот показатель выше; в Японии, Канаде, Испании и Великобритании он несколько уступает российскому. В Германии данный показатель составляет 16%, в Португалии и Австрии — 8% . Проблемы поствузовской адаптации вынуждают выпускников реализовывать модели поведения за пределами профессионализации, включая переквалификацию и выезд из страны. Низкая оплата труда дипломированных специалистов приводит к тому, что лишь меньшинство получающих диплом о высшем образовании собираются работать по специальности. Получаемое сегодня высшее образование в большой степени является не специальным, а универсальным, его ценность определяется не суммой полученных знаний (которые слабо востребуются), а суммой компетенций, которые как раз хорошо реализуются в новой структуре экономики. Отчасти эти тенденции идут параллельно с мировыми трендами, которые указывают на рост востребованности транспрофессионалов, главным качеством которых является способность к эффективному до- и переобучению. Но есть и важное отличие. Карьерный рост гибких и универсальных работников в развитых экономиках зависит преимущественно от их профессионализма. Карьерный рост в нашей стране (и работодатели, и работники в этом совершенно согласны) зависит, прежде всего, от «социального капитала» (связей, знакомств) и лояльности работодателю.

Таким образом, занятость, трудоустройство выпускников профессиональных учреждений — проблема общегосударственная. Обеспечение занятости молодежи, в том числе и выпускников образовательных учреждений

© Магера И.В.

профессионального образования, является актуальной и долгосрочной задачей государственной социально-экономической политики. При этом решение проблем молодежной безработицы, несоответствия рынка образовательных услуг и потребностей рынка труда возможно только с позиции комплексного, системного подхода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие системы профессионального образования должно опираться, с одной стороны, на содержание и формы проявления потребностей в образовании населения, особенно молодежи. От знания образовательных потребностей зависят темп и направление развития этой системы, решение кадровых проблем хозяйственного комплекса и эффективность работы службы занятости по профилактике безработицы .

С другой стороны, система профессионального образования не может не учитывать кадровые потребности предприятий и организаций. Экономические и организационные изменения последних лет повлекли за собой перемены в характере взаимоотношений между профессиональными учебными заведениями и предприятиями, а также государственными и

негосударственными организациями в вопросах подготовки молодых специалистов. Государство должно регулировать процессы, происходящие в системе профессиональной подготовки кадров, с целью оптимизации рынка труда.

Важная роль в решении данной проблемы принадлежит государству, так как необходимо определение прогнозных параметров занятости с позиции макроэкономики для разработки концепции развития профессионального образования. Реализация общественно-экономической потребности в

специалистах в рыночных условиях проявляется через спрос на

образовательные услуги со стороны государственного сектора экономики в форме государственного заказа на подготовку специалистов, со стороны коммерческих структур — в форме договоров с профессиональными учебными заведениями.

Для того чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг, необходимо знать, каких специалистов, в каком количестве нужно готовить сегодня и в перспективе, какими профессиональными знаниями и навыками они должны обладать, чтобы быть способными к трудовой деятельности на современных предприятиях.

Одно из направлений для решения обозначенной проблемы предоставляет система обучения студентов определенных специальностей по заказу предприятий. Однако эффективность этой системы осложняется рядом причин:

— отсутствием точных прогнозов в потребности специалистов;

— отсутствием опыта работы предприятий в рыночных условиях;

— отсутствием в вузе структуры, принимающей заказы от предприятий и отвечающей за их выполнение.

Вместе с тем представители предприятий и организаций по-прежнему основным источником пополнения своего кадрового состава считают вузы, а не биржи труда или кадровые агентства. Это подтверждает необходимость эффективного взаимодействия рынка образовательных услуг высшего

© Магера И.В.

профессионального образования и рынка труда в процессе подготовки специалистов.

Таким образом, изменившиеся условия социально-экономического, социокультурного и технологического развития страны требуют нового подхода к установлению взаимодействия сфер образования, организаций-работодателей и органов исполнительной власти. Главное содержание такого взаимодействия — подготовка специалистов, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные современные задачи в условиях научно-технического прогресса, дифференциации и интеграции производства.

В связи с тем, что выпускников профессиональных учреждений в нашей стране с каждым годом все больше, весьма актуальной становится проблема установления взаимодействия между высшими профессиональными учебными заведениями и организациями-работодателями.

Для повышения эффективности молодежной занятости необходимо использование также и экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, увеличивающих заинтересованность предприятий в предоставлении услуг по трудоустройству и приеме на работу молодых людей, их профессиональном обучении, повышении квалификации и переподготовке, устанавливать квоты для приема на работу молодежи. Иначе через несколько лет Россия окончательно отстанет от развитых стран, вставших на путь инновационного развития экономики.

Список литературы:

7. Управление конкурентоспособностью выпускника вуза в современных

условиях // http://www.kaus-group.ru/ ЦКЬ: http://www.kaus-

group.ru/knowledge/300-articles/material/780/ (дата обращения: 25.03.2012).

8. Шилова М.И., Белых И.Л.. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник ТГПУ. — 2010. №4. — С. 39-45.

© Магера И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE PROBLEM OF YOUTH EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT IN THE CONTEXT OF THE EDUCATION MARKET MISMATCH AND

LABOR MARKET

Magera Irina Valerievna

Murom Institute (branch) of Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and

Nikolay Grigorevich Stoletovs

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *