Проблемы налогового контроля

Проблемы налогового контроля

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Ефремова, Татьяна Александровна, 2009 год

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации части 1 и 2 (с последующими изменениями и дополнениями) / Правовая система Гарант

2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г.) // Правовая система Гарант

3. Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Правовая система Гарант

4. Постановление Конституционного суда от 19 июня 2003 года № 11-П / Правовая система Гарант

5. Постановление Конституционного суда от 18 февраля 1997 года № 3-П / Правовая система Гарант

6. Постановление Конституционного суда от 21 марта 1997 года № 5-П / Правовая система Гарант

7. Постановление Конституционного суда от 15 июля 1999 года № 11-П / Правовая система Гарант

8. Акаева, В. Б. Об организации налогового контроля / В. Б. Акаева // Налоговый вестник. 2005. — №2. — С. 90-92.

10. Аллахвердян, Д. А. Роль финансов в распределении национального дохода СССР / Д. А. Аллахвердян. М.: Госфиниздат, — 1955. — 96 с.

11. Анашкин, А. К. Система налогового администрирования / А. К. Анаш-кин // Финансы и кредит. 2006. — № 35. — С. 64-76.

13. Анашкин, А. К. К вопросу о совершенствовании налогового администрирования и его организационно-правовом обеспечении в соответствии с современными требованиями / А. К. Анашкин // Финансы и кредит. 2006. — № 3. — С. 63-66.

16. Артамонова, JI. Г. Налоговое администрирование в Москве / Л. Г. Артамонова // Финансы. 2007. — № 9. — С. 29-32.

18. Афанасьев, А. В, Финансовый контроль / А. В. Афанасьев. М. : Финансы, 1966. — 97 с.

20. Белобжецкий, И. А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. / И. А. Белобжецкий. М.: Финансы и статистика, 1989. — 256 с.

22. Белуха, Н. Т. Контроль и ревизия на промышленном предприятии / Н. Т. Белуха. -М. : Экономика, 1976. 180 с.

25. Бирман, А. М. Очерки о финансах / А. М. Бирман. М. : Наука, 2001.-250 с.

26. Боброва, А. В. Проблемы применения комплексных схем оптимизации налогов / А. В. Боброва // Финансы и кредит. 2006. — № 8. — С. 43-50.

27. Боголепов, М. И. Советская финансовая система / М. И. Боголепов. — М. : Госфиниздат, 1945. 64 с.

29. Будковский, Д. Реконструкции финансовой системы // Вестник финансов. 1930. — С. 5.

30. Бурцев, Д. Г. Налоговое администрирование: сущность и формы / Д. Г. Бурцев // Социология власти. 2006. — № 3. — С. 114-120.

31. Бутынец, Ф. Ф. Контроль и ревизия в сельскохозяйственных предприятиях / Ф. Ф. Бутынец. Киев. : Вища школа, 1979. — 270 с.

32. Вознесенский, Э. А. Методологические аспекты сущности финансов / Э. А. Вознесенский. -М. : Финансы, 1974. 127 с.

37. Гостева, М. Налоговое администрирование и налоговый контроль / М. Гостева // Финансовая газета. июнь 2007. — № 23.

40. Гончаренко, JI. И. Контроль как система социально-экономических отношений / JI. И. Гончаренко. М. : Экономика, 1987. — 215 с.

41. Государственная налоговая служба. Учеб. пособие / Под ред. Бабаева В. К. Н. Новгород, 1995. — 448 с.

42. Горленко, И. И. Формы проведения налогового контроля / И. И. Гор-ленко //Налоговый вестник. 2003. — № 3. — С. 155-159.

43. Грачева, Е. Ю. Налоговое право / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. М.: Юриспруденция, 2001. — 142 с.

47. Дадашев, А. 3. Налоговое администрирование в РФ / А. 3. Дадашев, А. В. Лобанов. М., 2002. — 482 с.

52. Дьяченко, В. П. История финансов СССР (1917-1950) / В. П. Дьяченко. М. : Наука, 1978. — 493 с.

54. Жукова, JI. Е. Налоговая отчетность через сеть Интернет / JI. Е. Жукова // Налоговый вестник. 2007. — № 3. — С. 106-109.

57. Журко, В. Ф. Внутриведомственный контроль и социалистическая собственность / В. Ф. Журко, В. Б. Ястребов. М. : Финансы, 1980. — 192 с.

58. Зуйкова, JI. Налоговый контроль / Л. Зуйкова, Е. Карсетская, Е. Шершнева // Экономико-правовой бюллетень. 2007. — № 1. — С. 33-36.

60. Исакина, Е. Н. Приемы и методы организации налоговых проверок / Е. Н. Исакина // Налоговый вестник. 2008. -№ 4. — С. 116-121.

61. Исакина, Е. Н. О проведении камеральных налоговых проверок / Е. Н. Исакина // Налоговый вестник. 2008. — № 1. — С. 88-94.

64. Карташов, В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2000. 172 с.

65. Кашин, В. А. Новые явления в налоговом администрировании за рубежом / В. А. Кашин // Финансы. 2004. — № 6. — С. 71-73.

66. Каштанов, С. М. Финансы средневековой Руси / С. М. Каштанов. -М. :Наука, 1988.-248 с.

73. Коршунова, М. В. «Уклонение» и «оптимизация» в системе налогового контроля / М. В. Коршунова // Финансы. 2007. — № 5. — С. 26-29.

76. Кучеров, И. И. Налоговое право России: Курс лекций / И. И. Кучеров. М.: Учебно-консультативный центр «ЮрИнфоР», 2001. — 244 с.

77. Кучеров, И. И. Налоговые преступления / И. И. Кучеров. М.: УКЦ ЮрИнфоР, 1997.- 144 с.

78. Лермонтов, Ю. М. Налоговый контроль: выездная проверка / Ю. М. Лермонтов // Аудитор. 2005. — № 3. — С. 45-50.

80. Лобанов, А. В. О содержании и формах налогового контроля / А. В. Лобанов // Финансы. 2008. — № 3. — С. 30-33.

81. Максимов, М. В. Банки как агенты налогового контроля / М. В. Максимов // Консультант. 2000. — № 4. — С. 62-66.

82. Масленкова, А. А. Становление налоговых органов после 1917 года / А. А. Масленкова // Финансы. 2003. — №8. — С. 63-65.

83. Мельникова, Н. П. Развитие налогового администрирования в России / Н. П. Мельникова // Финансы и кредит. 2006. — № 5. — С. 55-64.

85. Милюков, П. П. Финансовые учреждения России со времени основания государства / П. П. Милюков. СПб. : Тип. К. Смирнова, 1825. — 161 с.

86. Минаев, Б. А. О порядке проведения налоговых проверок / Б. А. Минаев // Налоговый вестник. 2004. — № 11. — С. 3-5.

87. Мираудит консалтинг аудит, консалтинг, оценка, экспертиза, правовая помощь // http://www.miraudit.ru

88. Митрофанов, Р. Проведение камеральных налоговых проверок в бюджетных учреждениях / Р. Митрофанов // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. № 5. — № 11.

89. Михайлов, М. Н. Налоговая проверка в отсутствие главного бухгалтера/М. Н. Михайлов//Налоговый вестник. 2008. — № 1.-С. 104-105.

91. Модяева А. И. Налоговый контроль как метод налогового администрирования / А. И. Модяева // Закон и право. 2005. — № 8. — С. 71-72.

92. Мороз, В. В. Пути повышения эффективности выездной налоговой проверки / В. В. Мороз // Финансы. 2007. — № 8. — С. 36-39.

95. Налоги и налоговая политика Советской власти. М.: Финиздат, 1927.- 168 с.

96. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А. В. Брыз-галина М.: Аналитика-Пресс, 1998. — 588 с.

97. Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, 5-е изд-е. Спб.: Питер, 2006. — 496 с.

98. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под. ред. Е. Н. Евстигнеева — Спб.: Питер, 2001. 314 с.

99. Налоги. Сборник декретов и циркуляров за 1921-22 гг., Издание финэкономбюро НКФ, Петроград-Москва 1922, с. 30

100. Налоговое администрирование экономический рычаг или «абсолютное оружие» ? // Человек и труд. — 2006. — № 2. — С. 17-22.

101. Налоговое право / Под ред. Н. А. Щевелевой. М., 2001. — 448 с.

102. Налоговый контроль / Под ред. Ю. Ф. Кваши. М., 2001. — 290 с.

104. Новоселов, К. В. Принципы и практика налогового контроля организаций / К. В. Новоселов // Налоговый курьер. 2008. — № 11. — С. 48-50.

105. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории / О. А. Ногина. СПб.: Питер, 2002. — 260 с.

107. Орешкин, И. А. Субъекты налогового права и их взаимодействие / И. А. Орешкин // Финансовое право. 2001. -№1. — С. 40-45.

110. Панина, J1. А. Встречные проверки / J1. А. Панина // Налоговый вестник.- 2005. -№ 11.-С. 151-154.

111. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение в Российской федерации / В. Г. Пансков. М.: МЦФЭР, 2006. — 592 с.

112. Пасько, О. Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения / О. Ф. Пасько // Налоговый вестник. 2005. — № 6. — С. 84-89.

114. Пепеляев, С. Основы налогового права / С. Пепеляев. М.: Инвест-Фонд, 1995.- 144 с.

117. Пономарев, А. И. Маркетинг в налогообложении / А. И. Пономарев // Финансы и кредит. 2006. — № 5. — С. 49-54.

119. Попонова, Н. А. Налоговые органы во Франции / Н. А. Попонова // Финансы. 2005. — № 5. — С. 73-76.

120. Поролло, Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения / Е. В. Пороло. М. : Гардарика, 1996. — 164 с.

121. Пушкарева, В. М. История мировой и Руссой финансовой науки и политики. / В. М. Пушкарева. М., 2003. — 364 с.

122. Радугин, А. А. История России. Россия в мировой цивилизации / А. А. Радугин. М.: Центр, 1997. — 448 с.

124. Разгулин, С. В. Налоговые проверки / С. В. Разгулин // Налоговый вестник. 2004. — № 11. — С. 77-85.

125. Разгулин, С. В. Совершенствование законодательства как инструмент противодействия злоупотреблению правом в налоговых отношениях / С.

126. B. Разгулин // Налоговый вестник. 2006. — № 3. — С. 3-6.

127. Разгулин, С. В. Налоговые проверки / С. В. Разгулин // Финансы. — 2006.-№6.-С. 37-41.

131. Савина, Т. А. Споры по вопросам налогового контроля / Т. А. Савина // Законодательство. 2006. — № 10. — С. 11-14.

142. Смирнов, Е. Е. О проведении налоговых проверок / Е. Е. Смирнов // Налоговый вестник. 2006. — № 6. — С. 92-95.

143. Смирнов, Е. Е. О контрольной работе налоговых органов / Е. Е. Смирнов // Налоговый вестник. 2004. — № 11. — С. 86-88.

145. Смирнов, Е. Е. В русле совершенствования налогового администрирования / Е. Е. Смирнов // Аудитор. 2006. — № 4. — С. 3-10.

149. Соловьев, Г. А. Экономический контроль в системе управления / Г. А. Соловьев. -М. : Финансы и статистика, 1986. 199 с.

150. Сомоев, Р. Г. Общая теория налогов и налогообложения / Р. Г. Со-моев.-М.: 2000.-264 с.

152. Сурков, К. Налоговое администрирование в России / К. Сурков, Ю. Кваша//Налоги.-2005.-№ 1.-С. 3-17.

156. Тройнин, А. Уголовное право. Часть особенная. 1927

157. Файоль, А. Общее и промышленное управление / Пер. с фр. Б. В. Бабина. JI. : Изд-во товарищество «Книга», 1924. — 156 с.

158. Федаш, О. О. Администрирование крупнейших налогоплательщиков / О. О. Федаш // Российский налоговый курьер. 2006. — № 10. — С. 49-50.

159. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие / Под ред. Поляка Г. Б. -М.: ЮНИТИ, 2001г. 512 с.

160. Финансы / Под ред. JI. А. Дробозиной . М. : ЮНИТИ, 2000.527 с.

164. Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение / Д. Г. Черник, JI. П. Павлова, А. 3. Дадашев. -М.: ЮНИТИ, 2001. 612 с.

165. Черник, Д. Г. Основы налоговой системы. / Д. Г. Черник, А. П. Починок, В. П. Морозов. М.: ЮНИТИ, 2000. — 511 с.

166. Черник, Д. Г. Технология налогового контроля. / Д. Н. Черник, В. П. Морозов, А. В. Лобанов // Налоговый вестник, 2000, № 5, с. 60 66.

167. Черник, И. Д. Об изменении налогового законодательства с 2007 года / И. Д. Черник // Налоговый вестник, 2006, № 10, с. 3 11.

170. Черноморд, П. В. Организация ревизий и проверок (предприятий) / П. В. Черноморд. -М. : Финансы и статистика, 1981. 127 с.

171. Что изменилось в налоговом законодательстве // Российский налоговый курьер. 2006. — № 19. — С. 18-26.

172. Шохин, С. О. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России / С. О. Шохин, Л. И. Воронина.: М., 1997. -188 с.

173. Щербин, А. Г. Правовые основы налогового контроля / А. Г. Щербин // Финансы, 1998, — № 5. — С. 27-28.

174. Энциклопедический словарь. Россия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон-СПб, 1898

175. Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение. Учебник / Т. Ф. Ютки-на. М.: ИНФРА-М, 1998. — 424 с.

176. Яковлев, А. А. Актуальные вопросы налогового контроля / А. А. Яковлев, А. В. Стрелкова // Ваш налоговый адвокат. 2006. — № 5. — С. 7-9.

177. Яковлев, А. А. Актуальные вопросы налогового контроля / А. А. Яковлев // Ваш налоговый адвокат. 2006. — № 3. — С. 6-9.

взаимодействия с коллегами, населением, общественными организациями, бизнесом;

• глава администрации и лица, ответственные за проведение обучения, должны знать специфику обучения взрослых, где эффективное обучение возможно в таких формах, как проблемные семинары, информационные встречи, деловые игры, круглые столы и т. п.;

• важным является развитие у муниципальных служащих такой мотивационной установки, как желание учиться, овладевать новыми знаниями, управленческими и социальными технологиями.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих требует планирования и оформления в виде программы. Также такой раздел может войти в структуру программы кадровой политики муниципального образования. Организация обучения служащих имеет свою специфику, что и определяет структуру программных мероприятий.

В преддверии организации системы повышения квалификации была произведена самооценка служащих администрации. Такая первичная процедура, разработанная авторами и предложенная для реализации в системе муниципальной службы Лодейнопольско-го района Ленинградской области, позволила:

• выявить проблемные зоны в системе знаний, умений и навыков муниципальных служащих;

• спроектировать адекватную образовательную программу повышения квалификации служащих.

И. В. Галимова

Проблемы налогового контроля в РФ

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Развитие рыночных отношений в России по-новому поставило проблемы налогового контроля. Налоговый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики, экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов. Объектами налогового контроля являются: движения денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также ма-

термальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Предметами налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами налогового контроля являются: налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ.

Налоговый контроль — это система мер со стороны государства, направленная на процесс правильности исчисления и уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами.

Целями налогового контроля являются: проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты платежей или ухода от уплаты налогов и обеспечение поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы России.

Для достижения указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля: налоговые проверки, проверки данных учета и отчетности и др.

Стремление уклониться от уплаты налогов является главным мотивом ухода предпринимателей в теневой сектор экономики, а легализация и вывоз в большинстве случаев связаны со средствами, выведенными из-под налогообложения. В ходе опроса, проведенного Российским экспертным институтом, на вопрос о том, что может спасти страну от криминализации экономики, 54 % респондентов ответили — коренная реформа налоговой системы. Теневая экономика находится вне сферы деятельности правоохранительной и судебной систем, она опирается на «неформальные» механизмы, обеспечивающие выполнение контрактов, и структуры, организованной преступности. К негативным тенденциям, характеризующим состояние налоговой сферы, наряду с ростом объемов незаконного вывоза капиталов за границу и сокрытием доходов от налогообложения относится усиление влияния криминальных группировок на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Практика стран с развитой рыночной экономикой и опыт РФ доказали необходимость использования специфических методов борьбы с уклонением от уплаты налогов. В развитых странах действуют специальные оперативные службы органов налогового розыска, налоговой полиции, занимающиеся поиском экономических объектов, скрывающих свои доходы от налогообложения. В широком смысле слова, эту деятельность также следует отнести к сфере

налогового контроля, так как в ее основе лежит проверка достоверности информации, поступающей в налоговые органы, которая осуществляется различными методами. Таким образом, содержание налогового контроля включает в себя не только контроль соблюдения налогового законодательства, но и выявление экономических объектов, фальсифицирующих информацию о своей деятельности, оценку степени достоверности этой информации, получение достоверной информации на основе косвенных (расчетно-аналитических) методов определения налоговых обязательств.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Эффективная система налогового контроля включает:

• систему отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающую возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

• эффективные формы, приемы и методы налоговых проверок, основанные как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

• использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы;

• увеличение размеров наказания за налоговые правонарушения.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

В настоящее время в ФНС РФ продолжается работа по дальнейшему совершенствованию процедуры отбора и разрабатывается единое программное обеспечение, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков. Однако в настоящее момент имеется достаточное количество примеров, когда в ряде налоговых органов используются самостоятельно разработанные автоматизированные системы отбора, применение которых приносит весьма ощутимые результаты.

Процесс автоматизации налогового контроля имеет большую актуальность прежде всего в отношении малых предприятий, когда ограниченное число работников налогового органа, проводящих камеральную налоговую проверку значительного числа малых предприятий, должны не только качественно провести ее в установленные сроки, но и отобрать для выездной налоговой проверки именно те малые предприятия, мониторинг которых мог бы принести максимальные доначисления в бюджет при минимальных затратах рабочего времени.

Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений денежных средств от таких проверок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также одной из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются.

Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. Для этого вводятся системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность такой оценки, состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, исходя из деления на крупные, средние, малые и мел-

кие, а также отраслевой принадлежности налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

Таким образом, решение указанных проблем должно повысить эффективность государственного налогового контроля в Российской Федерации и, следовательно, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Т. К. Говорушина

Формирование доходов бюджетов муниципальных образований

Становление рыночной системы хозяйствования требует реформирования бюджетной системы в целом, исключая местное самоуправление. Начало реорганизации было положено принятием в 1991 г. Федерального закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской федерации». Бюджетное устройство Российской Федерации определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы.

Местный бюджет — это третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья бюджетного кодекса определяет бюджет муниципального образования как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Бюджеты муниципальных образований, особенно в Ленинградской области, где создана двухуровневая система местного самоуправления, имеют важное значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Для повышения роли местного самоуправления в решении местных вопросов конкретной территории и осуществления отдельных государственных полномочий необходимо дальнейшее совершен-

Налоговая система Российской Федерации на современном этапе представляет собой сформированную систему налоговых правоотношений, свойственных государству с рыночной экономикой. Основные параметры ее устройства соответствуют общепринятым в мировой практике критериям и учитывают особенности российской экономики. В настоящее время одной из ключевых задач Правительства Российской Федерации является повышения уровня доходов государственного бюджета. Достижение указанного результата, в первую очередь, связано с развитием государственного налогового контроля в рамках задачи повышения эффективности налоговой системы Российской Федерации в области налогов и сборов, преодоление имеющихся на данном этапе проблем и совершенствование существующих процедур и методов контроля над исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов. В настоящее время в Российской Федерации накоплен достаточно значительный опыт проведения налогово-контрольных мероприятий, а применяемые механизмы отличаются постоянством используемых форм и методов. Между тем, потенциал для увеличения собираемости налогов за счет улучшения контрольных мероприятий в РФ находится на достаточно высоком уровне. Одним из вариантов повышения доходов бюджета является разрешение имеющихся проблем и противоречий в реализации налогового контроля. Причиной недостаточной эффективности мероприятий налогового контроля вызвана, в первую очередь, нечеткой регламентацией его процедур. Вышеуказанное мнение обусловлено, в том числе, следующими обстоятельствами. Основной формой налогового контроля выступают налоговые проверки. При этом камеральными налоговыми проверками охватываются все налогоплательщики, представляющие налоговые декларации в налоговые органы, что подчеркивает особую важность данной формы налогового контроля. Между тем, налоговым законодательством Российской Федерации определены лишь общие правила и процедуры проведения камеральной налоговой проверки. Нередко на практике налогоплательщики сталкиваются с ситуациями, не регламентированными на федеральном уровне.

Например, о последствиях проведения налоговыми органами камеральной налоговой проверок за пределами срока, установленного законом. Неурегулированность подобных вопросов на законодательном уровне приводит к необходимости обращения налогоплательщиков в судебные органы, изложение позиции Финансового ведомства в письмах и приказах в целях формирования позиции государства в спорной ситуации. Исследуя динамику количества налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами Российской Федерации, связанных с вопросами применения налогового законодательства, необходимо отметить высокий показатель ежегодно рассматриваемых дел данной категории — не менее 90 000 дел в год. Между тем решение описанной проблемы за счет формирования правоприменительной практики имеет высокие издержки реализации, а именно отвлечение трудовых ресурсов, значительные временные затраты, неоднозначность позиций разных ведомств. Данный фактор затрудняет четкое восприятие налогоплательщиками норм Налогового Кодекса Российской Федерации и делает этот процесс не только финансово и трудоемким, но и длительным во времени. Другой проблемой, мешающей процессу повышения эффективности налогового контроля, является законодательное закрепление активного участия налоговых органов в процессе исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками. Будучи органом финансового контроля, налоговый орган должен следить за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами норм налогового законодательства, не вмешиваясь при этом в процесс исчисления и уплаты налогов. Проще говоря, идеальная модель исчисления и уплаты налога состоит в том, что реализуется без какого-либо участия налоговых органов. Налоговые органы только надзирают за правильностью исчисления и уплаты налогов, не предпринимая каких-либо активных действий, кроме контрольных. Единственным исключением из той «идеальной модели» должно стать участие налоговых органов в исчислении и уплате некоторых налогов налогоплательщиками — физическими лицами либо иностранными организациями, не имеющими постоянного представительства в России.

Другой проблемой государственного контроля налоговых правонарушений, ставшей, в том числе, причиной увеличения количества налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами, является проблема необходимости оценки добросовестности и разумности налогоплательщика, порождающая высокую долю субъективности в налоговом контроле. Можно предположить, что данная проблема является центральной в системе налогового контроля, требующей обязательной регламентации законодательством. Предполагаем, что налоговые нормы должны быть максимально определенными, поскольку только в таком случае будет обеспечиваться их правильное понимание и применение как налогоплательщиками, так и органами государственной власти. При этом полагаем, что добросовестность налогоплательщика должна выражать общую концепцию развития налогового права. Другой проблемой в РФ является низкий уровень культуры уплаты налогов и сборов. Подобное положение обусловлено различным отношением налогоплательщиков к закрепленным Конституцией Российской Федерации правами и обязанностями граждан Российской Федерации. Установленная статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанность каждого платить законно налоги и сборы не воспринимается в качестве источника для осуществления государством своих функций и задач, в том числе по реализации государственных социальных программ, обеспечению исполнения конституционных прав граждан на достойное жилье, бесплатное образование, качественную медицину и т. д. Уплата налогов, чаще всего, воспринимается как отчуждение собственного имущества в пользу неопределенного субъекта. В связи с этим, между налогоплательщиком и государством возникает конфронтация, основанная на конфликте интересов, негативно отражающаяся на уровне налоговых доходов бюджета. С другой стороны, проблема налоговых отношений отражается также и на работе налоговых органов при осуществлении ими мероприятий налогового контроля. Речь идет об определенных планах доначисления налогов и сборов, которые формируются перед каждой налоговой проверкой. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на качестве контрольных мероприятий в области налогообложения.

Это выражается, во-первых, в искажении роли и назначении налоговых органов в системе налоговых отношений, а во-вторых, в ухудшении качества контрольных мероприятий. Таким образом, поскольку проблема налоговых отношений имеет глубокий внутри личностный уровень, ее решение растянуто во времени и во многом зависит от комплексного подхода в ее преодолении.

Рассматривая проблемы, которые могут возникнуть вследствие развития налоговых отношений, необходимо отметить следующее. Одним из ключевых направлений налоговой политики на 2015 год является стимулирование инновационной активности. В связи с этим, налоговая политика в среднесрочной перспективе ориентирована на поддержку инноваций во всех отраслях экономики. При этом роль налоговой системы в данной процессе состоит как в создании условий для спроса на инновационную продукцию, так и в создании благоприятных условий для развития и расширения деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда. В планах Министерства финансов РФ по достижению запланированных целей, необходимо отметить, что реализация указанных задач планируется не путем введения налоговых льгот, а путем корректировки механизма налогообложения, настройке налоговой системы с учетов современных вызовов, а также потребностей инновационных предприятий. Фактически речь идет об уточнении налогообложения сделок с интеллектуальной собственностью и некоторыми видами имущества, упрощении процедур администрирования налогов, в том числе при экспорте, изменении подходов к налоговому администрированию в целом. Очевидно, что в ближайшей перспективе будет необходима экстраполяция методов налогового контроля на инновационную сферу деятельности налогоплательщиков. При этом предполагаем, что в системе налогового контроля возникает новая для этого вида деятельности проблема необходимости проведения качественных контрольных мероприятий в сжатые сроки. Данное обстоятельство приведет к необходимости мобильного и эффективного осуществления контрольных мероприятий в минимальные сроки и с использованием максимально эффективных методов контрольной деятельности, что в настоящее время является для налоговых органов достаточно проблематичным.

Таким образом, на современном этапе развития системы налогового контроля необходимо отметить существование группы проблем, которые можно систематизировать на два уровня- внутренние и внешние. При этом, в качестве внутренних проблем выступает проблема налоговых отношений, актуальная как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Внешние проблемы, в свою очередь, складываются из объективных обстоятельств, куда входят технико-юридические проблемы — наличие правовых коллизий в нормах налогового права и в нормах иных отраслей права; недостаточно четкая регламентация контрольных мероприятий, а также субъективных проблем. Последние включают в себя проблему необходимости использования личностных оценочных критериев при проведении контрольных мероприятий, что приводит к большой доле усмотрения государственных служащих контролирующих органов. Что касается возможных проблем, которые могут возникнуть в системе налогового контроля в связи с ориентиром российской экономики на поддержку инновационной активности, то необходимо отметить проблему сокращения сроков реализации контрольных мероприятий при условии качественного проведения последних.

Решение данных проблем является важным и необходимом этапом для достижения цели прозрачной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдение прав и интересов налогоплательщиков. Формирование мероприятий по преодолению изложенных выше проблем должно носить комплексный характер, учитывающий специфику российский условий и длительные промежутки времени до их реализации.

Литература:

1. Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2012.

2. Евсегнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. — М.:ИНФРА-М, 2012. — 256 с.

3. Караваева Н. В. налоговое регулирование рыночной экономики. — М.: ЮНИТИ, 2011.

4. Шаталов С. Д. //Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы// — М.:МЦФЭР, 2012

5. Практическая налоговая энциклопедия. Налоговая оптимизация/ под ред. А. В. Брызгалина // — М.: Норма, 2012.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие налогового контроля в системе налогового администрирования в России»

Актуальность темы исследования. Важнейшей функцией государства и его институциональных структур является контроль. В условиях рынка ведущая роль в общей системе государственного контроля принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги и их система являются основными фискальными и регулирующими инструментами современной рыночной экономики.

Государственное управление налоговыми отношениями осуществляется в рамках системы налогового администрирования, включающей в себя налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. При этом налоговый контроль составляет центральное звено в системе налогового администрирования, поскольку направлен на решение как фискальных, так и регулирующих задач, выступает в качестве ее наиболее активной, мобильной и результативной подсистемы.

Однако до сих пор в современной России налоговый контроль узко ориентирован, прежде всего, на выявление отдельных налоговых правонарушений и привлечение недобросовестных налогоплательщиков к налоговой ответственности. Он не превратился в эффективный инструмент государственного управления экономикой и налогового администрирования. Субъекты налогового контроля не обеспечивают в должной мере полное выполнение налогами своих фискальной и регулирующей функций. По различным оценкам, в российской экономике от 25 до 40 процентов ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны недопоступает ежегодно от 30 до 50 процентов налогов.1 Несмотря на профицит федерального бюджета, катастрофически не хватает средств для

1 Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2002 С.94 реструктуризации экономики, государственной поддержки сельского хозяйства и малоимущих слоев населения и финансирование других общественных нужд.

Решение стратегической задачи удвоения ВВП, существенный рост на этой основе материального благосостояния и социальных стандартов жизни граждан России предъявляют новые требования к содержанию и качеству налогового контроля, вызывают необходимость усиления его роли в системе государственного регулирования и налогового администрирования. Налоговый контроль должен обеспечивать эффективное выполнение не только фискальной, но и регулирующей функции налоговой системы, выступать своеобразным индикатором функционирования налоговой системы, информирующей о необходимости изменения структуры, элементов, задач, механизмов исчисления и уплаты налогов и т.д.

Все это говорит об актуальности темы диссертационного исследования и необходимости принятия кардинальных мер по совершенствованию системы государственного налогового контроля в системе налогового администрирования.

Вместе с тем, следует отметить, что многие вопросы функционирования государственного налогового контроля исследованы недостаточно. В частности, требуют переосмысления теоретические вопросы содержания налогового контроля с позиций теории рисков, предстоит обосновать перспективы и приоритеты развития налогового контроля в условиях проводимой административной реформы налоговых органов, разработать механизмы организации и проведения налоговых проверок в новых условиях автоматизации процесса предоставления отчетности и организации аналитической работы с использованием косвенной информации при определении налогооблагаемой базы. Не определены достаточно четко принципы организации налогового контроля, позволяющие достичь желаемого результата от его проведения. Много вопросов остается в области теории и практики налоговых правонарушений и применения действенных мер финансовой ответственности, позволяющих значительно сократить количество недобросовестных налогоплательщиков. Недостаточное внимание уделяется такому приоритетному направлению совершенствования налогового контроля, как упорядочение взаимодействия налоговых органов с другими контролирующими ведомствами.

Таким образом, актуальность проблемы развития налогового контроля и недостаточная степень её научной разработанности обусловили выбор темы диссертации, определили цель и задачи исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертации состоит в разработке эффективной системы налогового контроля в условиях реформы системы налогового администрирования на основе разработки адекватных теоретических и методологических подходов, конкретных рекомендаций и механизмов в области организации налогового контроля, развития контрольных технологий и усиления мер ответственности за налоговые правонарушения.

В соответствии с целью исследования, в диссертационной работе поставлены следующие задачи:

— уточнить сущность и место налогового контроля в системе налогового администрирования, а также формы и методы налогового контроля в условиях административного реформирования налоговой системы;

— обосновать методологические подходы к определению объектов налогового контроля, являющихся зонами повышенных налоговых рисков;

— уточнить правовые основы организации налогового контроля, определения налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;

— определить методологические подходы, приоритеты и пути совершенствования организации налоговых проверок;

— сформировать основные направления обеспечения налоговой безопасности хозяйствующих субъектов;

— разработать механизмы совершенствования налогового контроля в рамках модернизации налоговых органов и реформирования системы налогового администрирования;

— разработать комплекс мер по упорядочению и усилению ответственности за налоговые правонарушения.

Предметом исследования в диссертации являются денежные отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками в процессе уплаты и внесения в бюджет причитающихся налогов в определенных законом размерах и в установленные сроки, проведения налоговых контрольных процедур и применения мер ответственности за налоговые правонарушения.

Объектом исследования выступает практика организации налогового контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами налогового законодательства и применения мер ответственности за налоговые правонарушения.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории налогов и налоговой системы, проблемам организации и совершенствования налогового контроля, а также тематические публикации в периодической печати, материалы научных конференций и семинаров, законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты организации государственного налогового контроля.

Информационной базой исследования послужили статистические данные Госкомстата РФ, материалы и отчетность Министерства по налогам и сборам РФ (Федеральной налоговой службы), Управления Министерства по налогам и сборам (ФНС) РФ по Саратовской области, законодательные и нормативные акты, материалы, опубликованные в периодической печати, собственные расчеты автора.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующих положениях:

— уточнено содержание государственного налогового контроля в системе налоговых отношений с двух методологических позиций: с широкой, как функциональной подсистемы в структуре налогового администрирования, от которой зависит эффективность всей налоговой системы; с узкой, как составной части финансового контроля и элемента налогового механизма, представляющего собой деятельность органов государственной власти и управления, направленную на реализацию и надлежащее исполнение налогового законодательства;

— обобщены, систематизированы и уточнены формы налогового контроля (учет налогоплательщиков, налоговые проверки) и его методы (совокупность разнообразных способов и приемов, основанных на получении объяснений налогоплательщиков, проверке данных учета и отчетности, осмотре помещений, привлечении специалистов, экспертизе, создании налоговых постов и др.), что позволило дать развернутую классификацию налогового контроля (по формам, методам, видам) и современную интерпретацию предварительного, текущего и последующего контроля;

— определена взаимосвязь понятий налоговой безопасности, налоговых рисков, минимизации налогов и налогового планирования налогоплательщиков, раскрыто содержание налоговых рисков как объекта особого контроля со стороны налоговых органов и дана развернутая классификация этих рисков по группам (риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера), а также в зависимости от методов оценки, степени риска, распределения во времени, особенностей учета и возможности минимизации негативных последствий;

— предложено и обосновано внедрение автоматизированной системы мониторинга налоговых рисков, основанной на группировке налогоплательщиков на три категории: законопослушные (добросовестные), допускающие отдельные правонарушения (требующие дополнительного внимания), умышленно уклоняющиеся от уплаты налогов (злостные правонарушители);

— в развитие организационно-правовых основ налогового контроля обобщены, систематизированы и уточнены предпосылки, причины, факторы и условия уклонения и обхода налогов в нарушение налогового законодательства, признаки и элементы состава налоговых правонарушений, а также признаки налогового преступления (общественная опасность, уголовная противоправность, виновность, наказуемость деяния);

— предложены авторские организационно-методологические подходы и механизмы повышения результативности налоговых проверок: расширение традиционного состава объектов налоговых проверок; повышение значимости камеральных налоговых проверок путем их полной автоматизации и перехода на двухэтапный (аналитика и собственно контроль) порядок проведения, предполагающий, в частности, освобождение инспектора-камералыцика от несвойственных ему побочных функций, составление актов проверки и вынесение решений о привлечении к ответственности; переход на порядок автоматизированного отбора налогоплательщиков для выездных проверок на основе анализа отклонений фактических налоговых платежей от потенциальных налоговых обязательств, внедрение в процедуры выездных проверок автоматизированных систем их сопровождения; создание фонда материального стимулирования работников налоговых органов за счет отчислений от дополнительно начисленных налоговых санкций;

— в целях обеспечения налоговой безопасности предложен комплекс мер и механизмов, направленных на ужесточение налогового контроля за рекламодателями, крупнейшими экспортерами и импортерами, а также за доходами, полученными незаконным и преступным путем (с последующим налогообложением легализованных доходов);

— определены пути совершенствования налогового контроля в рамках модернизации налоговых органов, в частности: создание при Управлениях ФНС РФ региональных институтов, осуществляющих подготовку кадров, разработку законодательной и нормативно-правовой базы, консультирование налогоплательщиков; переход на «бесконтактный» метод приема отчетности и принцип «самоначисления» во взаимоотношениях инспектора-камералыцика и налогоплательщика; создание Центра автоматизированной обработки данных (деклараций, счетов-фактур, других документов) для информационного обеспечения налоговых органов, их взаимодействия с вышестоящей организацией, таможенными органами, казначейством и другими госструктурами, для ведения единого реестра налогоплательщиков;

— предложены и обоснованы меры по повышению эффективности системы ответственности за налоговые правонарушения и преступления, в том числе: отказ от практики установления штрафов за налоговые правонарушения в твердых суммах и процентах и переход к их установлению в кратных размерах к МРОТ с правом налоговых органов уменьшать или увеличивать величину штрафа при наличии смягчающих или отягощающих обстоятельств; существенное повышение штрафов по тем налоговым правонарушениям, допускать которые экономически выгодно налогоплательщикам; увеличение в два раза штрафных санкций за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения; усиление ответственности за налоговые преступления.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в обобщении, уточнении и развитии теоретических и методологических основ налогового контроля в условиях реформирования системы налогового администрирования, в новом теоретическом осмыслении сущности и места налогового контроля в системе налоговых отношений и налогового администрирования, форм и методов налогового контроля, в развитии теории рисков и экономической безопасности применительно к налоговому контролю.

Практическая значимость диссертации заключается в разработке методологических подходов, механизмов и рекомендаций по созданию эффективной системы налогового контроля и организации налоговых проверок, в том числе на основе автоматизации контрольных процедур и технологий. Практически значимы и своевременны меры в области реформирования самих контролирующих налоговых органов и упорядочения системы ответственности за налоговые правонарушения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования и его результаты докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, проводившихся в Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (2004 -2005 г.г.), в Саратовском государственном социально-экономическом университете (2004 — 2005 гг.). Отдельные практические результаты исследования внедрены в деятельность Управления Федеральной налоговой службы РФ по Саратовской области, что подтверждено соответствующей справкой. Теоретические положения диссертации используются в учебном процессе на кафедре финансов Саратовского государственного социально-экономического университета по дисциплинам «Налоги и налогообложение»,

Налоговый контроль», «Налоги с организаций», что подтверждается справкой о внедрении в учебный процесс.

Основные положения диссертации опубликованы в 4 научных работах общим объемом 9,1 п.л., в том числе авторских — 5,0 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. В диссертации автором использовано 8 рисунков и 10 таблиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *