Процент брака на производстве

Процент брака на производстве

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

Ориентиром для совершенствования продукции служат перспективные нормы и регламенты, введение которых намечено в странах, где предполагается сбыт новых изделий. Согласно сложившейся в большинстве стран практике, требования нормативных актов становятся известны за 3—10 лет до их официального введения. Это делается для того, чтобы продуценты имели возможность при разработке новых изделий закладывать в их конструкцию уровень параметров, планируемых к введению обязательных значений, строить в соответствии с этим свою политику в области НИОКР.

Особенно большие усилия по повышению качества продукции прилагали фирмы Японии. Повышая качество продукции, японские фирмы весьма часто не меняли свои продажные цены на мировом рынке. Это дало основание конкурентам обвинять их в «качественном демпинге» в отличие от ценового. Ныне почти по всем изделиям уровень качества промышленных товаров японских компаний настолько высок, что ряд фирм стран Юго-Восточной Азии наладил выпуск поддельных изделий, снабжая их товарными знаками фирм Японии.

В большинстве стран в промышленном производстве существует известный допустимый уровень брака (2—3% выпускаемых товаров). В Японии предприятия прилагают большие организационные усилия для снижения доли дефектной продукции и числа случаев ее выхода из строя.

"Допустимый процент брака" в производстве.

Уровень брака и частота поломок японских автомобилей, телевизоров, интегральных схем и других товаров в 10 раз ниже, чем изделий западных фирм. В американских телевизорах количество выходящих из строя деталей в 5 раз превышает аналогичное число в японских приемниках.

На телевизионном заводе американской фирмы  средний уровень брака, который обнаруживался заводским отделом контроля качества, составлял от 1,5 до 1,8 дефекта на один изготовленный приемник. После того как этот завод был приобретен японской компанией «Мацусита», брак сократился до 0,03—0,04. Достигнуто это было в основном за счет улучшения организации управления качеством. На аналогичных заводах компании «Мацусита» в Японии брак составляет лишь 0,005 дефекта на один приемник.

Управление качеством в японских компаниях организовано лучше, чем в американских.

 Относительное падение конкурентоспособности американской продукции объясняется самоуспокоенностью американских бизнесменов в течение длительного времени господства США на мировых рынках. Это препятствовало всестороннему и оперативному использованию хозяйственного опыта других промышленно развитых  стран.

Успехи фирм Японии в обеспечении высокого уровня качества промышленной продукции объясняются привлечением к управлению качеством всего производственного персонала фирм. Объединенные в «кружки качества» рабочие не только участвуют в разработке и реализации программ повышения качества, но и проводят мероприятия по улучшению производственной технологии и снижению издержек производства. Переняв японский опыт, многие фирмы США и Западной Европы интенсивно проводят меры по повышению качества и начинают опережать в этой области японских соперников.

Повышение качества продукции и снижение издержек ее производства могут достигаться и при неизменной технологической базе за счет разработки и внедрения новейших научных достижений в области организации производства и управления. Автомобилестроительные компании США по своему научно-техническому и производственному потенциалу в ряде областей не только не уступают японским фирмам, но и превосходят их. Тем не менее они значительно отстают от японских конкурентов по темпам освоения новых моделей изделии, продолжительности их разработки, а главное, по качеству изготовления.

Среди причин чаще всего называют более передовые принципы организации производства и управления, используемые японскими фирмами. Большинство из них активно применяют системы автоматизированного проектирования и оперативного управления производством (САПР и САОУПР), поставку частей на условиях «джаст-ин-тайм», комплексные системы управления качеством и т. д. Это позволило японским компаниям при гораздо меньшей численности сотрудников добиться более высокого качества автомобилей.

Применение прогрессивных технических средств и передовых методов управления значительно повышает производительность управленческого труда и в конечном счете ведет к уменьшению издержек за счет экономии на заработной плате высвобождающихся инженерно-технических работников. В последние годы научно-технический прогресс в сфере управления все чаще направляется на сокращение времени доведения идеи до стадии промышленного освоения. Опережение конкурентов в создании машин нового поколения делает фирму на какое-то время монополистом, позволяет значительно усилить свои позиции на рынке.

Существенным элементом конкурентоспособности является ценовая характеристика товара, удельная стоимость полезного эффекта его потребления. Этот элемент определяется в принципе рыночной стоимостью товара. Однако для каждого конкретного капиталиста большое значение имеет разница между рыночной стоимостью и индивидуальными издержками производства. Разница определяет величину прибыли капиталиста. Для снижения издержек монополии стран Запада широко используют достижения научно-технического прогресса.

Борясь с японскими автомобильными конкурентами, монополии США уделяют основное внимание вопросам снижения издержек производства.

Стремясь снизить издержки производства, капиталистические фирмы пытаются уменьшить затраты на оплату труда и повысить производительность труда рабочих.

В западной прессе часто определяют конкурентоспособность продукции на мировом рынке только соотношением уровней ставок заработной платы в разных странах. В публикациях Международного валютного фонда индекс стоимости рабочей силы интерпретируется как обратный показатель динамики конкурентоспособности. Он рассчитывается как отношение показателя стоимости рабочей силы на единицу произведенной продукции к среднему показателю этой стоимости в других странах с поправкой на колебания валютного курса.

Существующие межстрановые колебания в оплате рабочей силы влияют на конкурентоспособность продукции, особенно выпускаемой большими сериями. Но соотношение ставок заработной платы в качестве критерия конкурентоспособности должно производиться только с одновременным сопоставлением уровней производительности труда.

Проведенные в странах Запада мероприятия по охране окружающей среды привели к определенному росту издержек производства в промышленности, что отрицательно сказалось на конкурентоспособности продукции разных стран на мировом рынке.

При выходе на мировые рынки фирма тщательно изучает особенности конкуренции, степень монополистических ограничений на деятельность соперников. Если на определенном рынке в крупных объемах продаются товары, не имеющие ярко выраженных качественно отличительных признаков, то «барьеры» для выхода на эти рынки незначительны. При выходе на такие рынки фирма-поставщик может снизить цену в размере до 5% на срок не более двух лет. Многие изделия этой категории представляют продукцию обрабатывающей промышленности (медь, цемент, текстильные изделия, авторучки, стальной прокат, женская и мужская обувь).

Товары с качественными признаками могут быть разбиты еще на две группы:

— товары с умеренными барьерами для выхода на рынок. Более низкие преимущества товара по сравнению с конкурирующими могут привести к снижению цены на 5-—10% на срок от 2 до 5 лет;

— товары со значительными барьерами выхода на рынок, где требуется снижение цены до 10% на срок более 5 лет.

Трудности, с которыми сталкивается при выходе на рынок потенциальный экспортер, не обязательно могут быть компенсированы лишь снижением цены, что весьма легко может быть достигнуто. Важную роль для обеспечения конкурентоспособности товара на рынке играют степень доверия к товарной марке, возможности сбыта и расходы по рекламе.

Расчет и анализ потерь от брака

Браком называется продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов. Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефекты бывают явные, выявление которых регламентировано соответствующей документацией, и скрытые, выявление которых документацией не предусмотрено.

Для единообразного и точного определения признаков допущенного брака на заводах используются классификаторы брака, устанавливающие единую его классификацию по видам, виновникам и причинам. Содержащиеся в классификаторе шифры позволяют упростить все записи, связанные с оформлением брака, и механизировать его учет.

Под видом брака подразумеваются конкретные дефекты и отступления от установленных требований к качеству материала, форме, размерам изделия, которые являются основанием для его забракования и отделения от годной продукции. По видам в производстве различают исправимый и неисправимый брак. Исправимым браком считаются заготовки, детали, узлы либо изделия с такими дефектами, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно, что позволяет использовать их по прямому назначению без снижения требований к качеству. Окончательным браком считаются заготовки, детали, узлы и изделия с дефектами, устранение которых технически неосуществимо или экономически нецелесообразно, поскольку не обеспечивает возможности их использования по прямому назначению.

Кроме того, различают брак внутризаводской, выявленный в ходе производственного процесса, и внешний, обнаруженный за пределами завода, проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции. Внешний брак свидетельствует как о плохом качестве продукции, так и о неудовлетворительной работе контрольных служб предприятия и называется рекламацией. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

По причинам различают брак, допущенный из-за нарушения технологической дисциплины (небрежное отношение рабочего к своей работе), ошибок в технической документации, работы на неисправном или неправильно налаженном оборудовании, использования некачественного инструмента, дефектов в исходном материале, пропуска дефектов ОТК на последующих операциях и др.

По виновникам различают брак, допущенный по вине рабочего-оператора; рабочего — наладчика оборудования; отделов главного технолога, главного конструктора, главного механика; инструментального цеха; отдела технического контроля качества (таблица 1).

Таблица 1. Классификатор брака по виновникам и причинам

Учет и анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Эти меры имеют целью разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ликвидацию и предупреждение брака, учет потерь от брака и отнесение их за счет конкретных виновников, организацию работ по изготовлению продукции взамен забракованной. Наконец, данные учета и анализа брака и рекламаций используются для подготовки статистических материалов, используемых для изучения динамики брака по отдельным календарным периодам и местам образования.

Каждая партия продукции предъявляется на контроль с сопроводительной документацией, в которой контролер отмечает результаты проверки качества. При обнаружении в предъявленной продукции неисправимого брака контролер обязан оформить его актом. Исправимый брак возвращается на доработку. Акт является основным и единым первичным документом для учета и анализа брака. Он должен содержать только необходимые сведения: наименование изделия, а также операции, на которой образовался брак, характеристику брака с указанием шифра его вида, причины брака и его виновника (согласно классификатору), сумму потерь, подлежащую взысканию с виновника.

Весь выявленный брак помечается клеймом, немедленно изымается и направляется на склад-изолятор, откуда передается на склад утиля.

Если брак продукции обнаруживается у потребителя, на предприятие поступает рекламация. В ней указываются причины, вследствие которых продукция не удовлетворяет требованиям заказчика.

Стандарты и качество

Предприятие проверяет обоснованность рекламации и бракованную продукцию заменяют годной, возмещая потребителю убытки. Возврат дефектной или бракованной продукции по каждому производственному звену учитывается при оценке эффективности его работы, подведении итогов деятельности всего предприятия.

Анализ брака и рекламаций производится в разрезе отдельных причин, виновников и видов.

Он имеет целью отобразить:

а) процент брака по заводу и его подразделениям;

б) потери от брака в нормо-часах и в денежном выражении.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованную продукцию и расходов на исправление исправимого брака.

Абсолютный размер потерь от брака получают путем вычитания из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитываются как процентное отношение абсолютного размера брака или потерь от брака к производственной себестоимости товарной продукции.

Учет брака, определение уровня дефектности продукции и производства. В процессе изготовления часть продукции производится с отступлениями от установленных в технической документации параметров. Такая продукция считается дефектной или бракованной. Наличие дефектной продукции ведет к увеличению непроизводительных потерь производства. Это оказывает отрицательное влияние на все основные технико-экономические показатели работы предприятия, снижая производительность труда, прибыль и рентабельность, повышая себестоимость продукции.

Дефекты подразделяются на два основных вида: исправимые и неисправимые. Устранение исправимых дефектов путем дополнительных работ может превратить бракованную продукцию в годную. Неисправимые дефекты в силу технологических и технических причин не могут быть устранены и, следовательно, наличие таких дефектов — это прямые потери производства. Уровень дефектности продукции зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Объективные факторы обусловлены спецификой продукции и производства, уровнем научно-технического прогресса в отрасли. Иногда при производстве сложных видов продукции, а также при неуправляемости отдельных процессов ее создания наличие брака неизбежно. В таких случаях брак планируется. Для предупреждения брака необходимы изучение причин его возникновения и их строгий учет.

Учет, анализ причин и списание брака производится в соответствии с требованиями, установленными в СТП и технической документации на продукцию. На выявленный окончательный брак составляют акт о браке, на исправимый — накладную на возврат исправи­мого брака. Службы ОТК анализируют причины, по которым произошел брак, его количественные показатели. Экономические службы определяют потери от брака. Полученные результаты используются для определения уровня дефектности продукции, процес­сов производства и труда, учитываются при планировании и оценке качества продукции, моральном и материальном стимулировании трудовых коллективов и отдельных исполнителей.

Коэффициент дефектности продукции (Д) определяется по формуле:

,(1)

где mi — число дефектов i-го вида в выборке;

i =

— количество видов дефектов;

ui — коэффициент весомости i-го дефекта.

Индекс дефектности (Iд ) характеризует средневзвешенное значение относительных коэффициентов дефектности разнородной продукции:

, (2)

где ui — коэффициент весомости i-го индекса;

— относительный коэффициент дефектности;

J =

— количество видов продукции.

Относительный коэффициент дефектности определяется по формуле:

«Как я искоренил брак на производстве»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *