Продажа акций акционерного общества

Продажа акций акционерного общества

Продажа акций. Как правильно определить цену сделки?

Может ли один акционер ЗАО продать другому акционеру или третьему лицу (не акционеру) принадлежащие ему акции без независимой оценки их стоимости: по согласованной только между ними цене, или цене определенной (одобренной) общим собранием акционеров?

Один акционер ЗАО может продать другому акционеру или третьему лицу (не акционеру) принадлежащие ему акции без независимой оценки их стоимости по согласованной только между ними цене, при этом одобрения цены общим собранием акционеров не требуется. Если между акционерами существует акционерное соглашение, которым определена цена, по которой акционер может отчуждать акции, то он может продать акции только по этой согласованной цене.

Обоснование данной позиции будет следующим.

Когда необходима оценка акций независимым оценщиком

В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Статья 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает полный перечень случаев, в которых проведение независимой оценки объектов является обязательным, в частности, когда в сделку вовлекаются объекты оценки, принадлежащие полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

На случаи обязательного проведения оценки указывается также в иных федеральных законах, например в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В отношении акционерных обществ независимая оценка акций должна проводиться:

  • при размещении акций, которые будут оплачиваться неденежными средствами, если иное не установлено федеральным законом, при этом величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, сделанной независимым оценщиком;
  • в определенных Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" случаях акционеры — владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций (например, при реорганизации общества или совершении крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров, если они голосовали против одобрения сделки или против реорганизации и др.). В этом случае выкуп обществом акций у акционеров осуществляется по цене, установленной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших за собой возникновение права требования оценки и выкупа акций;
  • в соответствии со ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" в отношении цены приобретаемых ценных бумаг открытых акционерных обществ, которые не обращаются на рынке ценных бумаг или обращаются менее чем шесть месяцев, в случае обязательного предложения о приобретении акций открытого общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого общества.

Общее собрание акционеров определяет цену (денежную оценку) имущества при:

  • увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (ст. 28 Федерального закона "Об акционерных обществах");
  • размещении акций, которые будут оплачиваться неденежными средствами (ст. 34 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Кроме того, расчетная цена не обращающейся на рынке ценной бумаги при продаже среди прочего может быть установлена как оценочная стоимость, определенная оценщиком в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Приказ ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н "Об утверждении Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"). Выбор такого порядка установления расчетной цены должен быть закреплен в учетной политике организации.

Однако поскольку в рассматриваемом вопросе речь идет об акционерах — физических лицах, то данный документ ФСФР России к этому случаю не применим.

Купля-продажа акций в ЗАО между акционерами или акционерами и третьими лицами

Нормы Федерального закона "Об акционерных обществах" не требуют обязательного определения рыночной стоимости акций по сделкам их купли-продажи между физическими лицами — к такому выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 03.05.2007 N Ф09-3324/07-С4.

Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, которые продаются другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом закрытого общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций (абз. 4 п. 3 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Акционер общества, который намерен продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций.

Извещение акционеров осуществляется через общество (абз. 5 п. 3 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Если акционеры, которым направлено извещение, и общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, которые акционер предлагает для продажи, в течение двух месяцев со дня получения извещения и если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам (абз. 6 п. 3 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Срок осуществления преимущественного права, предусмотренный уставом общества, должен быть не менее 10 дней со дня извещения акционером, намеренным продать свои акции третьему лицу, остальных акционеров и общества (абз. 6 п. 3 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Срок осуществления преимущественного права прекращается, если до его истечения от всех акционеров общества получены письменные заявления об использовании или отказе от использования преимущественного права (абз. 6 п.

Правила купли-продажи акций в акционерном обществе

3 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Уступка указанного преимущественного права не допускается.

Одобрения цены общим собранием акционеров в этом случае не требуется. Принятие решений (одобрение) о цене продажи акций акционера в компетенцию общего собрания акционеров не входит. Общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Федеральным законом "Об акционерных обществах" (п. 3 ст. 48).

Между акционерами общества может быть заключено акционерное соглашение — это договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств (п. 1 ст. 32.1 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Акционерное соглашение является обязательным только для его сторон. Договор, заключенный стороной акционерного соглашения в нарушение акционерного соглашения, может быть признан судом недействительным по иску заинтересованной стороны акционерного соглашения только в случаях, если будет доказано, что другая сторона по договору знала или заведомо должна была знать об ограничениях, предусмотренных акционерным соглашением (п. 4 ст. 32.1 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Если между акционерами существует акционерное соглашение, где определена цена, по которой акционер может отчуждать акции, то он может продать акции только по этой цене.

Обязательность эмиссии акций для продажи

Эмиссия ценных бумаг — установленная Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено указанным Федеральным законом (ст. 24).

При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в формах слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг производится одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Статьей 27.6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлено, что обращение ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, запрещается до их полной оплаты и государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг.

При этом из судебной практики следует, что сделка купли-продажи акций признается недействительной, если эмиссия отчуждаемых акций не зарегистрирована. К такому выводу пришел ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 26.10.2010 N Ф03-6744/2010.

Таким образом, сделка по продаже акций другому акционеру или третьему лицу, когда выпуск акций не зарегистрирован, будет неправомерной.

П.Земскова

Юрист Первого Дома Консалтинга

"Что делать Консалт"

Будет ли признаваться АО публичным в случае, если акционеры продадут акции третьим лицам, акционерами не являющимся (неограниченному кругу лиц)?

В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ публичным является АО, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

На основании ст. 2 ФЗ РФ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» одним из признаков публичного обращения ценных бумаг является обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

Ранее АО подразделялись на открытые и закрытые. В силу ст. 7 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об АО» основное отличие между ними заключалось в наличии или отсутствии возможности открытого размещения и обращения акций.

В отличие от открытого ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц (п. 3 ст. 7 Закона об АО). Акционеры ЗАО пользовались преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, в то время как в ОАО не допускалось установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества (п. 2, 3 ст. 7 Закона об АО).

С 01.09.2014 вступил в силу ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ, которым вместо конструкций ОАО и ЗАО обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ.

Согласно п.

Продажа акций непубличного АО

1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что общество является публичным, а также АО, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Понятия публичного размещения и публичного обращения ценных бумаг раскрываются в ст. 2 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Под публичным размещением ценных бумаг понимается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах. Публичным считается обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение путем предложения их неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

При этом, не является публичным, например, обращение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов (лица, перечисленные в п. 2 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг).

Из этого можно сделать вывод, что если круг лиц, среди которых предполагается обращение акций, хоть как-то ограничен, говорить о публичном обращении, а следовательно, и о публичном статусе акционерного общества, не приходится.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что предложение, например, конкретного акционера конкретному лицу (не являющемуся акционером) о приобретении его акций не будет являться публичным размещением, поскольку не адресуется неограниченному кругу лиц. При этом, каких-либо официальных разъяснений по этому вопросу нет.

Порядок обращения ценных бумаг регламентирован гл. 6 ФЗ о рынке ценных бумаг.

Согласно п. 2 ст. 27.6 ФЗ о рынке ценных бумаг публичное обращение эмиссионных ценных бумаг, в том числе их предложение неограниченному кругу лиц (включая использование рекламы), допускается, если иное не предусмотрено указанным Законом, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) регистрация проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг), допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;

2) раскрытие эмитентом информации, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, — в соответствии с требованиями организатора торговли (под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей ее получения. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (п. 1 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг)).

Исходя из изложенного, представляется, что публичное обращение ценных бумаг возможно только тогда, когда общество само целенаправленно реализует определенную процедуру, имеющую целью выпуск ценных бумаг в свободное обращение.

Если опираться на данную точку зрения, публичное размещение и обращение акций — это результат волевых действий общества (регистрация проспекта ценных бумаг, процедура допуска), который не зависит от действий отдельных акционеров. Соответственно, любые последующие действия акционеров, даже связанные с попытками предложить акции неограниченному кругу лиц, не влияют на характеристику публичности (непубличности) отношений.

Однако ни официальных разъяснений, ни судебной практики по данному вопросу в настоящее время нет.

По смыслу изменений, внесенных в ГК РФ Законом N 99-ФЗ, АО самостоятельно должно определять свой статус (публичное или непубличное). На публичное общество возлагаются дополнительные обязанности по раскрытию информации. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках, грозит привлечением к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ.

Чтобы избежать ответственности в условиях правовой неопределенности, считаем возможным порекомендовать обществу, которое не планирует осуществлять публичное размещение и публичное обращение акций:

— дополнительно определить в уставе свой статус как непубличного общества (несмотря на то что Закон N 99-ФЗ такой обязанности не содержит);

— включить в устав положения о порядке осуществления преимущественного права приобретения размещаемых АО акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции. Как отмечено выше, преимущественное право акционеров на покупку акций при их продаже другими акционерами свойственно ЗАО (то есть непубличному);

— включить в устав положения о запрете реализации акций неограниченному кругу лиц (запрете публичного обращения акций).

Правоприменительная практика по заданному вопросу на сегодняшний день не сформирована, поэтому изложенная позиция является экспертным мнением.

Текст Карасевич Любовь, Золотых Максим, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ПАО/АО)
  • Регистрация изменений
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация АО
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!

Продажа акций. Как правильно определить цену сделки?

Статья 19. Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции акционерного общества по единой цене за одну акцию.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Специализированный аукцион является открытым по составу участников.

Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

3. Заявка на участие в специализированном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, содержащихся в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Прием заявок осуществляется в течение двадцати пяти дней.

Форма бланка заявки утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Специализированный аукцион проводится не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками специализированного аукциона.

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

4. До даты окончания приема заявок на участие в специализированном аукционе претендент имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В этом случае поступившие от претендента денежные средства подлежат возврату в течение пяти дней со дня получения уведомления об отзыве заявки.

5. Претендент не допускается к участию в специализированном аукционе по следующим основаниям:

представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

представлены не все документы в соответствии с перечнем, содержащимся в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона, или они оформлены не в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

денежные средства поступили на счета, указанные в информационном сообщении, не в полном объеме, указанном в заявке, или позднее установленного срока;

поступившие денежные средства меньше начальной цены акции акционерного общества;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

внесение претендентом денежных средств осуществлено с нарушением условий, содержащихся в информационном сообщении.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Перечень оснований отказа претенденту в участии в специализированном аукционе является исчерпывающим.

6. Документами, подтверждающими поступление денежных средств на счета, указанные в информационном сообщении о приватизации, являются выписки с указанных счетов.

7. При расчете единой цены за одну акцию учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе.

Передача акций и оформление права собственности на акции осуществляются не позднее чем через тридцать дней с даты подведения итогов специализированного аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями специализированного аукциона.

8. Специализированный аукцион является межрегиональным в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем пятнадцати субъектов Российской Федерации.

Специализированный аукцион является всероссийским в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем двадцати пяти субъектов Российской Федерации.

9. Межрегиональный специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций акционерного общества, составляют от 500 тысяч до трех миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда на момент принятия указанного решения.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Всероссийский специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций акционерного общества, составляют более чем три миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда на момент принятия указанного решения.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

10. При проведении всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов прием заявок обязательно осуществляется в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположен эмитент выставляемых на специализированный аукцион акций, и его структурные подразделения и дочерние общества, численность работников которых составляет не менее чем одна тысяча человек.

11. Не урегулированные настоящей статьей отношения, связанные с проведением специализированного аукциона, произведением расчетов за приобретенные акции и организацией проведения всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов по продаже акций, находящихся в федеральной собственности, регулируются Правительством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *