Профессионально должностная подготовка
Профессиональная подготовка — это совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. Систему профессиональной подготовки кадров в России можно представить в виде следующей таблицы:
Уровни профподготовки | Где осуществляется |
---|---|
Первоначальный | Общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учебные комбинаты (УК) |
Начальный | Производство, профессиональные училища (ПУ) |
Средний | Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища) |
Высший | Высшие учебные заведения (университеты, академии. институты) |
Данная система обеспечивает профессиональный рост кадров, создаст перспективу этого роста. Кратко остановимся на каждом из элементов системы.
Первоначальная профессиональная подготовка — это процесс обучения и воспитания, результатом которого становится осознанное профессиональное самоопределение. Осуществляется в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях. УК по следующим направлениям:
- формирование профнамерения;
- овладение первоначальными профессиональными знаниями и умениями;
- формирование профессионально важных личностных качеств.
Эта подготовка производится по несложным профессиям при наличии соответствующей материально-технической базы и кадров.
По желанию учащихся и их родителей выпускники средней школы могут сдать квалификационные экзамены и получить соответствующее удостоверение о присвоении той или иной специальности.
Начальная профессиональная подготовка дается на производстве и в профессиональных училищах (НУ). Подготовка на производстве осуществляется по профессиям и специальностям, отсутствующим в учебных планах училищ или потребность в которых не покрывается полностью их выпускниками. Сроки такой подготовки, как правило, не превышают 6 месяцев. После сдачи квалификационных экзаменов обучающиеся на производстве получают соответствующее удостоверение. Профессиональным училищем является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы начального профессионального образования. В настоящее время открываются высшие профессиональные училища, лицеи. Срок обучения в ПУ на базе неполного среднего образования 3 года, на базе среднего образования — 1 год. Процесс обучения включает в себя теоретическое, производственное обучение и практику. Теоретическое обучение ведется в специализированных кабинетах, производственное обучение — в мастерских или непосредственно на производстве. Обучение осуществляют преподаватели и мастера производственного обучения. Выпускникам ПУ выдается диплом о присвоении профессии и получении полного среднего образования. Обучающимся на базе 11 классов выдается аттестат о присвоении определенной специальности.
Специалистов средней квалификации для различных отраслей экономики готовят средние специальные учебные заведения — техникумы, колледжи, училища, школы. Средним специальным учебным заведением является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы среднего профессионального образования. В средних специальных учебных заведениях готовят кадры почти по 500 специальностям. В них принимают выпускников IX и XI классов, успешно сдавших вступительные экзамены. При хорошей успеваемости учащимся выплачивается стипендия. Срок обучения 2,5—5 лет в зависимости от сложности специальности и оттого, после окончания какого класса человек поступил учиться. Средние специальные учебные заведения имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Выпускники получают дипломы специалиста средней квалификации.
Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения — вузы (университеты, академии, институты). Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, действующее на основании законодательства РФ. имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. В вузы принимаются лица, имеющие полное среднее образования, успешно сдавшие вступительные экзамены и прошедшие по конкурсу. Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования, если это образование получается впервые. Получение второго высшего образования и обучение в группах, которые формируются сверх установленного плана приема в вуз, осуществляется на платной основе. В РФ установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
- бакалавр (срок обучения не менее 4 лет, выдается диплом бакалавра);
- специалист с высшим образованием (срок обучения не менее 5 лет, выдается диплом о высшем профессиональном образовании);
- магистр (срок обучения не менее 6 лет, выдается диплом магистра).
Послевузовское профессиональное образование осуществляется в аспирантурах, ординатурах, адъюнктурах и докторантурах. Освоение программ высшего профессионального образования может проходить в различных формах обучения: очной, заочной, вечерней, в форме экстерната. Лицам, которые не закончили вуз, выдают справку о незаконченном высшем образовании. Обучение в профессиональных учебных заведениях осуществляется на основе государственных образовательных стандартов, которые состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.
Профессиональная подготовка, профессиональные училища, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения.
Практическая работа.
- Пользуясь справочниками для поступающих в профессиональные учебные заведения, ознакомьтесь с ГТУ, средними специальными учебными заведениями и вузами, расположенными в вашем регионе.
- Представьте свой путь приобретения профессии и профессионального развития.
- Дайте общую характеристику уровням профессиональной подготовки в РФ.
- Что такое первоначальная профессиональная подготовка школьников и где она осуществляется?
- Где можно получить начальную профессиональную подготовку?
- Раскройте систему высшего и послевузовского образования.
Г. КРАСЬКО, Л. ГОРОВОЙ
В решении задач боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации важную роль играет офицерский состав. Являясь носителем военных знаний, боевого духа и боевых традиций, офицерский корпус выступает определяющим фактором развития Российской армии.
Активная модернизация Вооруженных Сил, развитие теории и практики вооруженной борьбы, появление принципиально новых систем вооружения, группировок войск (сил) и способов их применения оказывают существенное влияние на приоритетные задачи в подготовке офицерского состава.
Подготовка офицеров направлена в первую очередь на формирование у них высокого профессионализма, служащего основой для успешного выполнения ими поставленных задач, служебных обязанностей как в мирное время, так и в условиях боевой обстановки.
В современных условиях важным требованием к подготовке офицерского состава является формирование не просто исполнительных командиров и начальников, решающих стереотипные задачи в соответствии с требованиями боевых уставов, наставлений и руководств, а профессионально подготовленных руководителей, способных грамотно оценивать складывающуюся обстановку, эффективно решать поставленные задачи конструктивными и нестандартными способами.
В системе боевой подготовки Вооруженных Сил профессионально-должностная подготовка офицеров занимает одно из приоритетных направлений. За последнее десятилетие наработан целый комплекс форм и способов обучения, направленных на достижение высокой степени подготовленности офицерского состава, уточнен перечень предметов по профессионально-должностной подготовке офицеров в видах и родах Вооруженных Сил, определен порядок организации самостоятельной подготовки офицеров как основы их дальнейшего самообразования и самосовершенствования.
Время уставных боевых порядков прошло, и в современном бою формы построений имеют положительное значение только при умении выбрать из них наиболее соответствующую для каждого конкретного случая и сложившейся обстановки. Основополагающую роль играет умение командира оценить ситуацию, принять правильное решение и обеспечить непрерывное управление по его реализации.
Одной из новых форм, направленных на развитие военных знаний офицерского состава, является проведение по решению Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу конкурса на лучшее решение тактических (специальных) задач среди офицеров Вооруженных Сил и курсантов военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации.
Конкурс проводится под общим руководством Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил. Площадкой для размещения материалов конкурса являются журналы Министерства обороны РФ «Армейский сборник» и «Морской сборник».
В конкурсе принимает участие офицерский состав Вооруженных Сил категории «командир взвода», «командир роты (батареи)», «командир батальона (дивизиона)», а также слушатели и курсанты военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации. Предусмотрено проведение трех этапов конкурса в течение года по результатам которых определяются победители и призеры каждого этапа и конкурса в целом.
Участие в конкурсе добровольное, что исключает формализм его проведения и привлечение военнослужащих в приказном порядке. Это позволило обеспечить заинтересованность офицерского состава, исключить «отписки» на конкурсные задания, направить самостоятельную работу офицеров на совершенствование уровня своей подготовки и выявить наиболее подготовленных, инициативных и творчески мыслящих военнослужащих.
В 2018 году в конкурсе приняли участие свыше пяти тысяч офицеров Вооруженных Сил и курсантов военно-учебных заведений высшего образования Министерства обороны.
Конкурс проводился в видах и родах войск Вооруженных Сил с привлечением центральных органов военного управления Минобороны по 12-ти номинациям среди общевойсковых офицеров, офицеров корабельного состава, летного состава, офицеров-артиллеристов, офицеров-ракетчиков, офицеров инженерно-технического состава и др.
Наиболее активное участие в решении конкурсных заданий приняли военнослужащие ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил (1677 конкурсантов) и Воздушно-космических сил (883 конкурсантов). Среди военных округов и флотов — офицеры Центрального военного округа (628 конкурсантов).
На конкурс были вынесены актуальные вопросы подготовки и организации боя, управления и взаимодействия при подготовке и нанесении огневого поражения, стрельбы и управления огнем артиллерии и ударов авиации, отражении массированных ракетно-авиационных ударов, подготовки и применения различных видов оружия. Конкурсные задания предусматривали не только выработку тех или иных решений, но и проработку нетипичных ситуаций, поиск новых нестандартных тактических приемов и способов действий подразделений тактического звена, вопросы применения ими средств огневого поражения, противовоздушной обороны, радио-
электронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, в том числе новых образцов вооружения, военной и специальной техники.
В решении тактических задач особое внимание уделялось вопросам формирования у конкурсантов навыков аналитической работы и прогнозирования развития обстановки, проведению оперативно-тактических расчетов для выполнения огневых задач и маневренных действий, принятию решений в различных условиях обстановки.
Оригинальные решения и обоснованные выводы на конкурсные задания показали высокую теоретическую подготовку участников конкурса, способность использовать боевой опыт современных вооруженных конфликтов, стремление анализировать, проводить теоретические и практические исследования, вырабатывать предложения по применению новых приемов и способов ведения боевых действий, повышения эффективности огневого поражения целей в современном бою.
В лучшую сторону среди конкурсантов отмечаются: слушатель Военной академии Ракетных войск стратегического назначения подполковник
С.М. Ажимов, командир инженерно-саперного батальона отдельной мотострелковой бригады Северного флота подполковник С.А. Непомнящий, командир отдельного батальона радиоэлектронной борьбы подполковник К.С. Скрупский, помощник командира тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» капитан-лейтенант С.В. Высоцкий, командир зенитной ракетной батареи парашютно-десантного полка Воздушно-десантных войск капитан З.М. Гамзатов, командир мотострелковой роты отдельной мотострелковой бригады Центрального военного округа капитан А.Д. Волков и ряд других.
9 ноября 2018 г. в Атриуме Национального центра управления обороной Российской Федерации в торжественной обстановке состоялась церемония награждения победителей и призеров конкурса. Ценные подарки от имени Министра обороны Российской Федерации вручены начальником Генерального штаба Вооруженных Сил — первым заместителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии В.В. Герасимовым 14 офицерам и 1 курсанту Вооруженных Сил. «Торжественным мероприятием, — сказал начальник Генерального штаба, — завершается ежегодный конкурс на лучшее решение тактических и специальных задач. В ходе конкурса вы показали самые лучшие результаты».
Поздравив победителей конкурса, генерал армии Валерий Герасимов пожелал офицерам новых успехов в укреплении обороноспособности страны и реализации себя в военной службе.
Награждение призеров (конкурсантов, занявших вторые и третьи места) проведено руководством видами и родами войск, центральных органов военного управления, военных округов и флотов.
Официальная часть церемонии завершилась фотографированием победителей конкурса с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генералом армии Валерием Герасимовым и начальником Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-лейтенантом Иваном Бувальцевым. Затем начальник Генерального штаба в неформальной обстановке пообщался с победителями конкурса, подчеркнул его важность в совершенствовании профессионального мастерства.
Проводимый конкурс, несомненно, полезен. Участие в нем развивает мышление, расширяет кругозор офицерского состава, дает возможность реализовать полученный практический опыт и развивать теорию и практику вооруженной борьбы.
Как отметил генерал армии Валерий Герасимов, прощаясь с присутствующими на мероприятии: »Перед Вооруженными Силами стоит задача готовить офицеров, способных действовать в нестандартных условиях, применяющих нешаблонные решения и проявляющих разумную инициативу. И вы находитесь на этом пути. Желаю вам дальнейших успехов в обучении своих подчиненных, передавайте им свой опыт».
Очередной этап конкурса завершен, но он будет продолжен: впереди новые интересные задания, требующие решения.
Фото Ю. Шипилова