Программа энергосбережения

Программа энергосбережения

Содержание

Программа энергосбережения организации

Программа энергосбережения учреждения или организации по 398 приказу

Программа энергосбережения для организации или учреждения должна быть создана основываясь на форме, утвержденной в приказе Минэнерго №398.

Посмотреть и скачать приказ №398 можно по этой ссылке:

Приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 г. №398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования”

Разделы, которые должны быть включены, в каждую программу энергосбережения:

  • Паспорт программы энергосбережения бюджетного учреждения или организации
  • Целевые показатели программы
  • Мероприятия по энергосбережению

Посмотреть видео как сделать программу энергосбережения:

Эти требования к программам энергосбережения организаций распространяются только на

  • организации с участием государства или
  • муниципального образования, а также
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.

Программа энергосбережения 10 000 руб.

Паспорт программы энергосбережения

Паспорт программы энергосбережения должен содержать следующие данные:

  • Наименование вашей организации
  • Основание для разработки программы по энергосбережению
  • Наименование исполнителей
  • Наименование разработчиков программы
  • Цели, которые преследует программа энергосбережения организации
  • Задачи
  • Целевые показатели
  • Сроки реализации
  • Источники и объемы финансирования
  • Планируемые результаты реализации программы

Программа энергосбережения учреждения – целевые показатели

Программа энергосбережения организации – расчет целевых показателей

Целевые показатели это цели, которые ваша организации ставит перед собой на последующие три – пять лет.

Программа энергосбережения организации разрабатывается, как правило, на пять лет, поэтому и цели должны быть сформулированы на последующие пять лет.

Цели, которые может ставить перед собой государственная организация или учреждение:

  • сокращение затрат на отопление,
  • сокращение потребления горячей воды,
  • сокращение потребления бензина,
  • сокращение потребления холодной воды,
  • сокращение потребления электрической энергии на освещение

и любые другие цели, которые касаются энергосбережения.

Расчет целевых показателей вашей организации происходит следующим образом:

  • Допустим, вы поставили перед собой цель сократить потребление холодной воды.
  • Потребление холодной воды на одного сотрудника в 2019 году было 28 м3 / сотрудник. Это ваше базовое потребление холодной воды.
  • Ваша цель сократить потребление холодной воды до 2022 года до 25 м3 / сотрудник.
  • Соответственно, потребление холодной воды на уровне 25 м3 / сотрудник – это ваш целевой показатель.
  • Требования и пример расчета целевых показателей для государственных организаций, муниципальных организаций и учреждений можно найти в приказе Минэнерго №399.

По этой ссылке вы можете скачать приказ №399:

Приказ Минэнерго от 30 июня 2014 г. №399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.»

Мероприятия по энергосбережению для учреждений и организаций

В разделе «Перечень мероприятий программы энергосбережения” вам необходимо

  • перечислить все мероприятия, которые вы запланировали на срок действия программы энергосбережения.
  • Указать экономию энергоресурсов, которую вы планируете достичь.
  • Указать объемы и источники финансирования мероприятий по энергосбережению.

Планируя мероприятия по энергосбережению, вы должны помнить, что согласно ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности”, начиная с 2010 года, каждая бюджетная организация обязана обеспечить снижение объема потребленных топливно-энергетических ресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объема потребления в 2009 году.

Это означает ежегодное снижение энергопотребления на 3% за счет внедрения энергосберегающих мероприятий.

Планируя мероприятия по энергосбережению, вы должны отдавать предпочтение экономически оправданным мероприятиям.

Экономически оправданные мероприятия это мероприятия, которые окупаются в разумный срок, как правило, менее трех лет. Их можно классифицировать по трем категориям:

  • беззатратные и низкозатратные – стоят не дорого или вообще ничего и осуществляются в порядке текущей деятельности бюджетного учреждения или организации.
  • Средне-затратные мероприятия – осуществляются, как правило, за счет собственных средств.
  • Высоко-затратные энергосберегающие мероприятия – требуют значительных дополнительных инвестиций.

Программа учреждения в области энергосбережения

Как достичь максимального эффекта от мероприятий по энергосбережению

Для достижения максимального эффекта, программа энергосбережения в административном учреждении или организации должна быть сфокусирована на двух основных энергоресурсах:

  • электрическая энергия и
  • тепловая энергия.

Если у вас есть вопросы или нужна помощь, звоните 8(499)490-60-60. Проконсультируем, поможем, подскажем.

Административные учреждения имеют четыре основные группы потребителей электроэнергии:

  • освещение 50%,
  • различные нагревательные установки (электрические плиты, кипятильники, электрокамины) потребляют 30% электроэнергии,
  • компьютеры и другая офисная техника 20%,
  • электродвигатели 10%.

Потребление электроэнергии в учреждении

По тепловой энергии выделяются две группы потребителей:

  • отопление 85%,
  • вентиляция 15%.

Потребление тепла в учреждении

Программа энергосбережения организации, мероприятия по энергосбережению электричества

Энергосберегающие мероприятие Потенциал экономии Срок окупаемости
Реконструкция системы освещения (установка энергосберегающих осветительных приборов) 18%-40% 1 – 4,5 лет
Замена системы приточной вентиляции 1%-5% > 10 лет
Разработка проекта и монтаж современной системы электрообеспечения 20%-40% > 10 лет
Система управления освещением 15%-25% 4 – 8 лет
Оптимизация источников света с сохранением нормативного уровня освещенности (светоотражающие технологии, лампы с высокой светоотдачей) 5%-8% 3 – 7 лет
Замена кухонного оборудования на современное энергоэффективное 10%-15% > 10 лет

Программа энергосбережения учреждения или организации, мероприятия по теплу

Энергосберегающие мероприятие Потенциал экономии Срок окупаемости
Замена теплового узла на автоматизированный индивидуальный тепловой пункт (ИТП): 18%-25% 3,5-5,5 лет
Замена остекления на новые пластиковые стеклопакеты: 6%-8% > 10 лет
Замена кровли здания 5%-20% 6-30 лет
Утепление пола первого этажа 4%-8% 6-11 лет
Установка теплоотражающих экранов за нагревательными приборами:

0,04%

< 1 года
Утепление ограждающих конструкций: 5%-10% > 10 лет

Какие еще энергосберегающие мероприятия можно внедрить в государственных и муниципальных организациях

  • Промывка труб систем отопления. Помогает улучшить эксплуатационные свойства внутренних трубопроводов теплоснабжения.
  • Обучение сотрудников принципам энергосбережения.
  • Назначение ответственного лица за энергосбережение.
  • Замена ламп накаливания на энергосберегающие.
  • Покраска помещений в светлые тона.
  • Выключать свет, когда он не нужен.
  • Установка отражающих экранов за батареями.
  • Поклейка окон.
  • Настроить компьютеры и орг. технику на экономный режим работы.
  • Утепление входных дверей.
  • Снижение температуры в здания и помещениях в ночное и не рабочее время.
  • Установка счетчиков.
  • Не оставлять электронное оборудование в режиме ожидания.

Программа энергосбережения учреждения • Консультация • Оформление

8(499)490-60-60

Средне- и высокозатратные мероприятия по энергосбережению

Аккумулирование тепловой энергии при помощи теплонакопителей. Это позволит повысить теплоустойчивость зданий, увеличить КПД автономных источников энергии при аварийном отключении тепла в здании.

Использование автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергетических ресурсов и мощности. Служит для удобного расчета с поставщиком электроэнергии.

Применение беспроводных интеллектуальных решений для освещения. Они включают в себя системы управления датчиков движения, самодиагностику (реагирует на факты кражи), стабилизатор входящего напряжения (обеспечивает устойчивость работы).

Внедрение инфракрасных датчиков движения и присутствия. Обеспечивает от 50% до 95% экономии расходуемой электроэнергии, в зависимости от мест установки (проходные помещения с малым, большим потоком людей и пр.).

Использование теплообменных аппаратов в структуре систем отопления и ГВС. Способствует сокращению площади для размещения ЦТП и ИТП, снижению затрат на комплектование теплопунктов и уменьшению трудоемкости обслуживания.

Энергосберегающие мероприятия организации

Установка воздухонагревателей и котлов на отработанном масле.

Светодиодное освещение взамен традиционных источников света. Экономит расходы на электроэнергию. Затраты окупаются в течение от 1,5 до 2,5 лет, в зависимости от типа светильника.

Преимущества светодиодных ламп: более длительный рабочий ресурс, световая эффективность, устойчивость к колебаниям напряжения и механическим воздействиям.

Переход на системы воздушного отопления, воздухонагреватели на газу, которые вырабатывают и передают тепло с более высоким КПД.

Внедрение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов. Позволяет регулировать подачу тепла в зависимости от погодных условий, снижает теплопотребление в ночное время.

Заказать программу энергосбережения за 10 000 руб • 8(499)490-60-60

Пример программы энергосбережения организации и учреждения

ПРОГРАММА

энергосбережения и повышения энергетической эффективности

в Федеральном бюджетном учреждении «РМЛ»

на 2020-2022 годы

Приложение N 1

к требованиям к форме программы

в области энергосбережения

и повышения энергетической

эффективности организаций

с участием государства

и муниципального образования

и отчетности о ходе ее реализации

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Федеральное бюджетное учреждение «РМЛ»

(наименование организации)

на 2020 – 2022 годы

Полное наименование организации

Федеральное бюджетное учреждение «РМЛ»

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Приказа Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014г. № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

Постановление Правительства РФ от 31.12.2009г. № 1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, услуг, работ, размещения заказов для муниципальных нужд»

Приказ министерства экономического развития РФ от 17.02.2010г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Полное наименование исполнителей и (или) соисполнителей программы

Федеральное бюджетное учреждение «РМЛ»

Полное наименование разработчиков программы

Федеральное бюджетное учреждение «РМЛ»

Цели программы

Повышение эффективности потребления энергетических ресурсов в Федеральном бюджетном учереждение «РМЛ» предусматривающих достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и снижение финансовой нагрузки на организацию за счет сокращения платежей за потребление воды, тепла и электроэнергии.

Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости.

Задачи программы
  1. Снижение удельных величин потребления организацией топливно-энергетических ресурсов (электроэнергии, тепловой энергии и холодной воды) при сохранении устойчивости функционирования организации.

  1. Снижение величины вложения финансовых средств на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов (уменьшение количества постоянных издержек).

Целевые показатели программы

Целевые показатели рассчитываются в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной приказом Министерства Энергетики Российской Федерации от 30 июня 2014 г. No 399 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 июля 2014 г., регистрационный No 33293).

Сроки реализации программы

2020 — 2022 годы

Источники и объемы финансового обеспечения реализации программы

Общий объем финансирования Программы составляет 100 тыс. рублей, в том числе:

Средства федерального бюджета – 0 тыс. рублей.

За счет бюджета субъекта РФ (областного, краевого, республиканского и т.д.) – 0 тыс. рублей.

Средства местного бюджета – 0 тыс. рублей.

Собственные средства – 100 тыс. рублей.

2020 год – 20 тыс. рублей.

2021 год – 70 тыс. рублей.

2022 год – 10 тыс. рублей.

Планируемые результаты реализации программы
  • Обеспечение ежегодного сокращения объемов потребления электрической, тепловой энергии и воды.

  • Формирование «энергосберегающего» типа мышления в коллективе.

Если у вас есть вопросы или нужна помощь, звоните 8(499)490-60-60. Проконсультируем, поможем, подскажем.

Приложение N 2

к требованиям к форме программы

в области энергосбережения

и повышения энергетической

эффективности организаций

с участием государства

и муниципального образования

и отчетности о ходе ее реализации

О ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

N п/п

Наименование показателя программы

Единица измерения

Плановые значения целевых показателей программы

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Удельный расход электрической энергии (в расчете на 1 кв. метр общей площади)

Тыс кВт ч/кв. м

15,758

15,758

14,650

Доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета

%

100%

100%

100%

Нужна консультация? Звоните 8(499)490-60-60. Ответим на любые вопросы.

Приложение N 3

к требованиям к форме программы

в области энергосбережения

и повышения энергетической

эффективности организаций

с участием государства

и муниципального образования

и отчетности о ходе ее реализации

Мероприятия по энергосбережению

N п/п

Наименование мероприятия программы

2022 г.

Финансовое обеспечение реализации мероприятий

Экономия топливно-энергетических ресурсов

в натуральном выражении

в стоимостном выражении, тыс. руб.

источник

объем, тыс. руб.

кол-во

ед. изм.

Мероприятия в системе теплоснабжения

Ремонт оконных рам и оклейка окон

Внебюджетные средства

Гкал

Мероприятия в системе электроснабжения

Провести обучение ответственных лиц за энергосбережение по программе энергосбережения

Внебюджетные средства

Квт ч

Всего

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

Механизм реализации Программы включает:

  • выполнение программных мероприятий за счет предусмотренных источников финансирования;

  • ежегодную подготовку отчета о реализации Программы и обсуждение достигнутых результатов;

  • ежегодную корректировку Программы с учетом результатов выполнения Программы за предыдущий период.

Выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности ежегодно отражаются в отчетах, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Программа энергосбережения организации • Консультация • Оформление • 8(499)490-60-60

Читать дальше по темам энергопаспорт, энергоаудит и программа энергосбережения в учреждении:

  • Энергоаудит организации
  • Энергетический паспорт учреждения
  • Рекомендации по разработке муниципальных программ энергосбережения

Ежеквартальная форма отчетности об исполнении программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предоставляемая ресурсоснабжающими организациями Еврейской автономной области в формате шаблона Федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система «Федеральной антимонопольной службы России» — IST.FIN.2012 ().

В случае возникновения трудностей при заполнении вышеуказанной формы отчетности и ее последующего направления по системе ФГИС «ЕИАС «ФАС России», просим Вас обращаться по телефонам:

8(42622) 6 05 61 — к главному специалисту-эксперту отдела технического анализа и регулирования тарифов в электроэнергетике комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области Солошенко Александру Ивановичу;

в случае технических проблем в работе самого шаблона 8(42622) 2 06 24 — к главному специалисту-эксперту комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области Ходосу Олегу Сергеевичу..

Также обращаем Ваше внимание на то, что Вы можете самостоятельно воспользоваться услугами службы технической поддержки пользователей ФГИС «ЕИАС «ФАС России», перейдя по адресу www.support.eias.ru. В открывшейся вкладке необходимо выбрать значение «Отправить сообщение» в правом верхнем углу страницы, затем указать реквизиты своей организации и в поле текст описать имеющуюся у Вас проблему. ВАЖНО!!! При отправке сообщения в службу технической поддержки пользователей ФГИС «ЕИАС «ФАС России» не забудьте прикрепить имеющийся у Вас проблемный файл шаблона к Вашему запросу на сайте. Форма для прикрепления находится в самом низу страницы сайта службы технической поддержки пользователей системы.

Информация предоставлена комитетом тарифов и цен
правительства Еврейской автономной области
Дата обновления сведений: 21.03.2017 г.

Региональная программа

Муниципальные программы

Программы организаций с участием государства или муниципального образований

С 01 января 2014 года долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010 – 2020 годы» войдёт в качестве подпрограммы № 1 в состав государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 – 2020 годы)».

Государственная программа Архангельской области «Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 – 2020 годы)»

Распоряжение Правительства Архангельской области от 14 мая 2013 г. № 155-рп Об утверждении отчета о реализации в 2012 году долгосрочной целевой программы Архангельской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010 – 2020 годы»

Для планирования мероприятий по переводу котельных на биотопливо рекомендуем ознакомиться с материалом «О модернизации систем теплоснабжения населенных пунктов на основе строительства биотопливных котельных и перевода действующих котельных на биотопливо»

1. Обязанность по разработке программ в сфере энергосбережения

Руководствуясь п.3. и п.4. ст.48 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.09 г. № 261- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организациями с участием государства или муниципального образования и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности должны быть разработаны программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

2. Термины и определения

энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

организации с участием государства или муниципального образования — юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;

регулируемые виды деятельности — виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов);

3. Организации, в обязанность которых входит разработка программ в сфере энергосбережения

3.1. Правительство Архангельской области разрабатывает и утверждает в срок до 01.08.2010 года долгосрочную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010 – 2020 годы»;

3.2. Органы местного самоуправления Архангельской области разрабатывают и утверждают долгосрочные целевые программы в сфере энергосбережения в срок до 01.08.2010 года;

3.3. Организации с участием государства или муниципального образования разрабатывают и утверждают долгосрочные целевые программы в сфере энергосбережения в срок до 15.05.2010 года;

3.4. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности разрабатывают и утверждают долгосрочные целевые программы в сфере энергосбережения в срок до 15.05.2010 года. При разработке программы необходимо руководствоваться постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 апреля 2010 г. N 9-э/2 «О требованиях к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности»

4. Документы необходимые при разработке программ в сфере энергосбережения

4.1. Постановления Администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года №185-па «О порядке разработки и реализации целевых программ Архангельской области»;

4.2. Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 апреля 2010 г. N 9-э/2 «О требованиях к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности»;

4.3. Постановление от 31 декабря 2009 г. № 1225 О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4.4. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 г. № 273 Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.

5. Ответственность за несоблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:

В соответствии с частью 2 статьи 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» п. 10 несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Окончание статьи. Начало журнале «ЭНЕРГОСОВЕТ» № 2/2014

М. Г. Гусев, эксперт журнала «Руководитель бюджетной организации»

Госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики» включает в число приоритетных задач развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности. Поэтому составление программ энергосбережения для бюджетных учреждений является обязательным. В прошлом номере мы рассказали, как составлять паспорт программы энергосбережения, давать характеристику объекту, анализировать потребление энергоресурсов за предыдущий период. В данной статье поговорим о других разделах программы. Рассмотрим значение целевых показателей, план энергосберегающих мероприятий, систему мониторинга, управления и контроля.

Согласно ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение бюджетными организациями требования о принятии программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее — программа энергосбережения) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Статья 25 Закона об энергосбережении определяет содержание, требования и инвестиционные составляющие программ энергосбережения бюджетных учреждений. Такие программы должны включать плановые целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, соответствующие мероприятия и ожидаемые результаты.

Значения целевых показателей, достижение которых обязательно для бюджетных учреждений в соответствии с требованиями законодательства РФ

Данный раздел включает таблицу значений целевых показателей, которые государственное учреждение должно обеспечить до 2015 года включительно. Таблица формируется в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении и Приказа Минэкономразвития РФ от 24.10.2011 № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях».

Согласно п. 1 ст. 24 Закона об энергосбережении начиная с 01.01.2010 бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного в базовом 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.

В таблице 1 приведем примерные значения целевых показателей учреждения, осуществляющего программу энергосбережения с 2012 года.

Таблица 1. Значения целевых показателей

Показатель

Единица измерения

Значение целевого показателя

Примечание

1. Снижение потребления электроэнергии в сопоставимых условиях (к предыдущему году)

%

2. Снижение потребления теплоэнергии в сопоставимых условиях (к предыдущему году)

%

3. Снижение потребления природного газа в сопоставимых условиях (к предыдущему году)

%

4. Снижение потребления твердого и жидкого печного топлива в сопоставимых условиях (к предыдущему году)

%

5. Снижение потребления воды в сопоставимых условиях (к предыдущему году)

%

6. Снижение потребления моторного топлива в сопоставимых условиях (к предыдущему году)

%

7. Оснащенность приборами учета электроэнергии

%

8. Оснащенность приборами учета теплоэнергии

%

9. Оснащенность приборами учета природного газа

%

10. Оснащенность приборами учета воды

%

План мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, направленных на достижение значений целевых показателей

Данный раздел программы энергосбережения включает в себя три подраздела:

1) основные направления энергосбережения и повышения энергоэффективности;

2) мероприятия по каждому виду потребляемых энергоресурсов;

3) суммарные затраты на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, направленных на достижение значений целевых показателей, структура затрат и источники финансирования.

Основные направления энергосбережения и повышения энергоэффективности

В данном разделе описывается, в каких направлениях необходимо проводить политику энергосбережения для конкретного учреждения.

Пример: «Поскольку основными видами потребляемых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в учреждении являются электрическая энергия и каменный уголь, к наиболее целесообразным следует отнести:

— мероприятия по увеличению эффективности потребления вырабатываемой на твердом топливе тепловой энергии: утепление помещений, ремонт изоляции теплотрасс, промывку отопительной системы;

— мероприятия по увеличению эффективности и снижению потребления электроэнергии: использование энергосберегающих ламп, установку систем автоматического регулирования освещения».

Мероприятия по каждому виду потребляемых энергоресурсов

Данные о наименовании мероприятий, планируемых затратах по каждому из них, а также информация по годовой экономии топливно-энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении, планируемый средний срок окупаемости мероприятий находятся в приложениях 20 и 21 к энергетическому паспорту учреждения, сформированному в соответствии с Требованиями к энергетическому паспорту. Эти данные можно использовать при составлении таблицы мероприятий.

Кроме того, порядок и перечень типовых мероприятий может быть представлен в региональных методических рекомендациях. Например, министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области приказом от 06.07.2012. № 42 утвердило методические рекомендации «Типовые мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем энергоснабжения и энергопотребления в государственных учреждениях».

Перечень мероприятий должен включать обязательные и организационные мероприятия, а также мероприятия по каждому виду потребляемых ресурсов. По каждому виду мероприятий желательно составить таблицу.

В таблице 2 приведем пример шаблона таблицы мероприятий.

Таблица 2. Наименование группы мероприятий (например, мероприятия по системе теплоснабжения)

Мероприятие

Вид энергоресурса

Единица измерения

Планируемый год внедрения

Объем финансирования, тыс. руб.

Источник финансирования

Ожидаемый эффект от мероприятия

в натуральном выражении

в стоимостном выражении, тыс. руб.

Обратите внимание, что в графе «Источник финансирования» указываются варианты финансирования согласно утвержденным планам учреждения: бюджетные ресурсы, собственные ресурсы, энергосервисные контракты. Иногда в таблицу включается столбец для указания по каждому мероприятию ответственного лица.

Обязательные и организационные мероприятия

Раздел включает мероприятия, обязательные к проведению в государственных учреждениях в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов.

К обязательным и организационным мероприятиям относятся:

— назначение приказом ответственного за внедрение плана энергосбережения;

— установка приборов учета по каждому виду ТЭР;

— обязательная установка технических приборов учета тепловой энергии на тех объектах, где используются собственные котельные;

— контроль теплосети и сети водоснабжения, своевременное устранение утечек;

— обучение ответственных специалистов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

— закупка нового бытового оборудования и компьютерной техники с более высоким классом энергосбережения;

— контроль рабочих режимов и сроков поверки приборов учета энергоресурсов;

— рассмотрение возможности перехода от использования электроэнергии к использованию природного газа в системах отопления зданий;

— содействие заключению энергосервисных контрактов;

— регулировка и установка системы автоматического регулирования теплопотребления в зависимости от температуры наружного воздуха (со снижением потребления в выходные дни).

Мероприятия по каждому виду потребляемых энергоресурсов

Данный раздел может включать информацию о мероприятиях по системам теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газопотребления, потребления твердого и жидкого печного топлива, а также мероприятия по снижению потребления моторного топлива.

Например, мероприятия по системе теплоснабжения могут быть отражены следующим образом (см. таблицу 3).

Таблица 3. Мероприятия по системе теплоснабжения

Мероприятие

Вид энергоресурса

Единица измерения

Планируемый год внедрения

Объем финансирования, тыс. руб.

Источник финансирования

Ожидаемый эффект от мероприятия

в натуральном выражении

в стоимостном выражении, тыс. руб.

1. Химическая промывка трубопроводов

уголь

т

бюджет

2. Установка отражателей за радиаторами

уголь

т

2,1

бюджет

3. Ремонт изоляции трубопроводов в

подвальном помещении

уголь

т

бюджет

Суммарные затраты на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, направленных на достижение значений целевых показателей. Структура затрат. Источники финансирования

Данный подраздел программы энергосбережения включает две таблицы. В первой должны быть указаны затраты на проведение мероприятий и экономический эффект от них — как по годам, так и за весь срок проведения программы.

Например, если программа энергосбережения была внедрена только в 2014 году, таблица может выглядеть следующим образом (см. таблицу 4).

Таблица 4. Затраты на проведение мероприятий программы энергосбережения

Период

Затраты на проведение
мероприятий, тыс. руб.

Ежегодный экономический эффект от мероприятий,

тыс. руб.

2014 год

2015 год

Итого за весь срок программы

Вторая таблица отражает источники финансирования и включает следующие разделы: бюджетные средства, собственные средства и энергосервисные контракты, в которых по годам отражаются все денежные поступления, а также присутствуют итоговые суммы, как по источникам финансирования, так и по каждому периоду (см. таблицу 5).

Таблица 5. Источники финансирования

Источники финансирования

Всего за период реализации программы

Бюджетные средства

Собственные средства

Энергосервисные контракты

Итого

Значения целевых индикаторов и показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для бюджетного учреждения по итогам реализации программы энергосбережения

Основные целевые показатели и индикаторы уже были указаны в паспорте программы энергосбережения. В данном разделе программы энергосбережения необходимо добавить конкретики — указать значения индикаторов и показателей, приведенных в паспорте программы энергосбережения бюджетного учреждения.

Показатели отражаются в виде двух таблиц: значения целевых индикаторов и значения целевых показателей.

Значения целевых индикаторов

Целевые индикаторы являются инструментом оценки эффективности — по сути, они дают ответ на вопрос «Что и в чем измерять будем?». В таблице «Значения целевых индикаторов» указываются наименование показателя, единица его измерения, значение базового года, значения по каждому году программы энергосбережения, а также примечания.

К индикаторам могут быть отнесены (в скобках дана единица измерения):

п 1. объемы потребления электроэнергии (кВт·ч);

п 2. объемы потребления теплоэнергии (Гкал);

п 3. объемы потребления природного газа (куб. м);

п 4. объемы потребления твердого и жидкого печного топлива (т);

п 5. объемы потребления воды (куб. м);

п 6. объемы потребления моторного топлива (л);

п 7. количество вводов электроэнергии, всего (шт.);

п 8. количество вводов электроэнергии, оснащенных приборами учета (шт.);

п 9. количество вводов теплоэнергии, всего (шт.);

п 10. количество вводов теплоэнергии, оснащенных приборами учета (шт.);

п 11. количество вводов природного газа, всего (шт.);

п 12. количество вводов природного газа, оснащенных приборами учета (шт.);

п 13. количество вводов ГВС, всего (шт.);

п 14. количество вводов ГВС, оснащенных приборами учета (шт.);

п 15. количество вводов ХВС, всего (шт.);

п 16. количество вводов ХВС, оснащенных приборами учета (шт.);

п 17. численность сотрудников (чел.);

п 18. общая площадь учреждения (кв. м).

Значения целевых показателей

К целевым показателям энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сопоставимых условиях в натуральном выражении . Для каждого показателя приводятся единица измерения и расчетная формула (см. таблицу 6).

Таблица 6. Значение целевых показателей

Данные для расчета берутся из предыдущей таблицы значения целевых индикаторов.

В расчетной формуле используются следующие обозначения:

— n — год показателя, n-1 — предшествующий год.

Например, п1(n) / п1(n-1) — это отношение показателя объема потребления электроэнергии за отчетный год к объему потребления электроэнергии за год, предыдущий отчетному.

В таблице «Значения целевых показателей» следует указать и значения базового года по каждой строке. При составлении программы энергосбережения базовым следует считать 2009 год (п. 1 ст. 24 Закона об энергосбережении). Для учреждений, введенных в эксплуатацию после выхода Закона об энергосбережении, базовым годом при составлении программы энергосбережения следует считать год введения объекта в эксплуатацию. К примеру, если учреждение введено в эксплуатацию в 2013 году, базовым следует считать 2013 год.

Система мониторинга, управления и контроля за ходом выполнения программы

В данном разделе указываются ключевые действия и мероприятия, необходимые для внедрения системы мониторинга и контроля, обеспечивающей планомерное внедрение мероприятий программы энергосбережения и своевременное реагирование на отступление от плана программы. Раздел включает описание этапов формирования системы мониторинга и контроля за ходом выполнения программы энергосбережения и прогнозные сроки реализации этих этапов.

Поскольку периодом бюджетного планирования в государственных учреждениях является квартал, данный промежуток времени рекомендуется выбрать и в качестве периода планирования для реализации мероприятий по энергосбережению.

Для эффективного отражения результатов разрабатываются шаблоны ежеквартального планирования и отчетности о ходе реализации программы энергосбережения. Предлагаем вашему вниманию возможные формы отчетов о ходе реализации программы энергосбережения (таблицы 7 и 8).

Таблица 7. Достижение целевых показателей (ежеквартально с нарастающим периодом) за период (указать период)

№ п/п

Целевой показатель

Единица измерения

Значение целевого показателя

Планируемое на текущий год

Фактическое за отчетный период

Процент выполнения

Таблица 8. Выполнение плана мероприятий (ежеквартально с нарастающим периодом) за период (указать период)

№ п/п

Плановое мероприятие

Финансирование мероприятий — всего и с выделением источников финансирования, тыс. руб.

Фактическое исполнение плановых мероприятий в отчетном периоде, примечания

Планируемое на текущий год

Фактическое за отчетный период

В раздел по выполнению плана мероприятий заносятся результаты, которые ожидались при планировании мероприятий и фактически полученные в отчетном периоде, в натуральном и стоимостном выражении.

Если мероприятие не ведет к прямой экономии энергетических ресурсов, однако может быть выражено количественным показателем (оснащение приборами учета, проведение энергетических обследований, обучение и т. д.), то указывается относительный показатель эффективности, измеряемый в процентах (например, доля сотрудников учреждения, прошедших обучение по программе «Энергоэффективность»). В стоимостном выражении такие показатели не оцениваются.

Эффект организационно-правовых и информационно-методических мероприятий описывается словесно, с указанием (по возможности) количественных показателей (например, количества публикаций, продолжительности видеоролика и т. д.).

Примечания:

1Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 512-р.

2Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 № 182.

4См. начало статьи, опубликованной в №2, 2014.

5В соответствии с Законом об энергосбережении и Приказом Минэкономразвития России от 24.10.2011 № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *