Пройти обучение по воинскому учету Московская область
Содержание
ПРОГРАММА
1. Нормативно — правовые основы ведения воинского учета
· Законодательство РФ о воинской службе и воинском учете
· Воинский учет граждан РФ и воинский учет работников
· Лица, подлежащие и не подлежащие воинскому учету
· Виды воинского учета: общий и специальный
· Требования к работодателю по ведению воинского учета
· Ответственность работодателя за уклонение от ведения воинского учета
2. Организация работы по ведению воинского учета
· Ответственный сотрудник организации за ведение воинского учета
· Документы по организации воинского учета: приказ об организации воинского учета, план работы по ведению воинского учета, положение по ведению воинского учета и т.д.
· Взаимодействие работодателя с военкоматами
3. Постановка работников на воинский учет по месту работы
· Процесс постановки работников на воинский учет
· Документы гражданина, на основании которых работодатель ведет воинский учет.
· Проверка документов воинского учета у граждан, поступающих на работу. Что должен делать работодатель при отсутствии у гражданина, поступающего на работу, документов воинского учета или при наличии в них ошибок
· Документы по ведению воинского учета: личные карточки работников, расписки и т. д.
4. Процесс ведения воинского учета
· Разъяснение работникам их обязанностей по воинскому учету
· Локальный документ, регламентирующий процесс ведения воинского учета по месту работы.
· Локальный документ для работников, подлежащих воинскому учету: памятка
· Заполнение личных карточек работников. Направление сведений о работниках в военкоматы. Поддержание сведений воинского учета в актуальном состоянии. Сверка сведений о воинском учете.
· Снятие работника с воинского учета по причине достижения предусмотренного законом возраста. Документальное оформление и действия работодателя
· Снятие работника с воинского учета по причине увольнения. Документальное оформление и действия работодателя
5. Контроль за организацией и ведением воинского учета по месту работы
· Контролирующие органы
· Периодичность проведения проверок
· Процедура проверок контролирующих органов
· Показатели (критерии) оценки ведения воинского учета. Внесение результатов проверки в журнал проверок.
· Административная ответственность руководителя организации за несоблюдение требований по ведению воинского учета.
Ответы на вопросы. Практические рекомендации
Методы и формы работы
Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия тренера и участников. Используются работа в малых группах, мозговой штурм, наглядные материалы. Моделируются ситуации, в которых участники будут ощущать действие тех же факторов, с которыми они сталкиваются или могут столкнуться на работе. В ходе последующего обсуждения участники не только наблюдают, анализируют, делают выводы и получают необходимую теоретическую информацию, объясняющую их непосредственный практический опыт, но и соотносят с помощью ведущего свой имеющийся и полученный опыт и знания.
Какие документы изучить?
Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:
- Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
- Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).
А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.
Какие сотрудники подлежат воинскому учету?
Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:
- призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
- военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).
Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:
- женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
- освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
- проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
- постоянно проживающие за пределами РФ;
- имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.
Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.
Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.
Кто обязан вести воинский учет в организации?
Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.
Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).
Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.
Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету |
Количество уполномоченных сотрудников |
---|---|
Менее 500 |
Один сотрудник-совместитель |
От 500 до 2 000 |
Один основной сотрудник |
От 2 000 до 4 000 |
Два основных сотрудника |
На каждые последующие 3 000 |
Дополнительно по одному основному сотруднику |
Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.
Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.
С чего начинается воинский учет?
Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:
- проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
- вести ВУ на предприятии;
- оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
- извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
- отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
- поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.
Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).
В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).
Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности. Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты. Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.
Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:
- списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
- списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
- списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
- списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
- отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
- карточка учета организации (форма 18) и пр.
Как подготовиться к проверке?
Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью. При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов. Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.
Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:
- проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
- проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
- упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.
В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок. Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).
Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:
Правонарушение |
Административные санкции |
---|---|
Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет» |
Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц |
Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет» |
Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц |
Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете» |
Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц |
Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете» |
Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц |
Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.