Пропуск 2012

Пропуск 2012

Одной из частых причин получения квалифицированной электронной подписи наши клиенты указывают необходимость подачи электронных заявок для оформления пропусков на проезд грузового транспорта по территории г. Москвы (центр, МКАД, любая территория с ограничением движения).

С 01 октября 2013 года оказание государственных услуг «Внесение в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, сведений об оформленных разовых пропусках» и «Внесение в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, сведений об оформленных пропусках сроком действия не более года», а именно подача заявки на получение данной государственной услуги осуществляется исключительно в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы. Документы для предоставления государственной услуги службой «одного окна» Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы не принимаются.

Услуга в электронной форме с использованием Портала предоставляется только зарегистрированным на Портале пользователям после получения индивидуального кода доступа к подсистеме «личный кабинет».

Физические лица при отправке запроса подписывают электронные образы (скан-копии) документов простой электронной подписью, а индивидуальные предприниматели и юридические лица подписывают квалифицированной электронной подписью. Порталом государственных услуг г.Москвы предусмотрено обязательное пошаговое заполнение данных запроса.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица для получения индивидуального кода доступа к Порталу используют электронную подпись, соответствующую требованиям, установленным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра».

Наш удостоверяющий центр проконсультирует Вас по вопросам использования электронной подписи, выдаст необходимый для работы на Портале квалифицированный сертификат электронной подписи и поможет настроить рабочее место для использования электронной подписи.

Более подробно о процедуре оформления пропусков, включая Инструкцию по подаче заявления на получение пропуска для грузового транспорта и Перечень необходимых документов для подачи заявления на получение пропуска для грузового транспорта и требования к ним Вы найдёте на сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Приложение
к Положению о Федеральной системе
обеспечения защиты деятельности
гражданской авиации
от актов незаконного вмешательства

НОРМЫ, ПРАВИЛА И ПРОЦЕДУРЫ ПО АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (с изменениями от 6 марта 1998 г.)

1. Территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и коммерческие склады должны иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.
В контролируемой зоне аэропорта, на объектах авиатоливообеспечения и на коммерческих складах устанавливаются дополнительные ограждения, а также вводится пропускной режим. Для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации устанавливаются пропуска единого образца.
Контрольно-пропускные пункты в аэропортах оборудуются воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для осмотра транспорта и грузов, а также техническими средствами для досмотра работников аэропорта и командированных лиц, а запасные контрольно-пропускные пункты — воротами.
Территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности. С этой целью вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта и к выделенным объектам управления воздушным движением должны устраиваться дороги, а служба авиационной безопасности аэропорта — иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.
Работники, находящиеся в контролируемой зоне, обязаны иметь на верхней одежде пропуска с легко различимыми фотографией и надписями.
Места стоянки воздушных судов, территории отдельно стоящих объектов аэропортов и контрольно-пропускных пунктов должны оборудоваться охранным освещением.
2. Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.
Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пассажиры-инвалиды (на костылях, в инвалидных креслах, на носилках и т.д.) подлежат досмотру вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях.
Перечень предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом по условиям авиационной безопасности, устанавливается Федеральной авиационной службой России.
Допускается проведение досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа в зданиях городских аэровокзалов в специально оборудованных для этой цели помещениях.
В этом случае при доставке пассажиров от городского аэровокзала до самолета должны быть обеспечены меры безопасности.
При поступлении информации об угрозе совершения незаконного вмешательства служба авиационной безопасности принимает меры по повышению эффективности досмотра.
В случаях обнаружения у пассажиров веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а также по просьбе авиапредприятий и эксплуатантов, производится дополнительный досмотр багажа. При неявке пассажира на посадку его багаж подлежит обязательному досмотру.
При производстве досмотра пассажира осуществляется проверка достоверности перевозочных документов и их соответствия личности предъявителя.
В аэровокзалах должны устраиваться специальные залы ожидания для пассажиров, прошедших досмотр, для предотвращения контактов с лицами, не прошедшими такого досмотра, а также с работниками гражданской авиации, не имеющими отношения к обслуживанию пассажиров. Такие же меры должны приниматься при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно.
Каждый аэропорт должен иметь специальные помещения и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов.
3. При перевозке оружия и боеприпасов оружие огнестрельное, спортивное, охотничье, боевое и боеприпасы к нему, а также холодное оружие при наличии у пассажира соответствующего разрешения перевозятся в упакованном, разряженном виде, в изолированных от пассажирских салонов отсеках воздушного судна.
В отдельных случаях единичные экземпляры оружия могут перевозиться под сохранностью экипажа воздушного судна. Оформление такой перевозки производится при досмотре.
На борту воздушного судна при наличии разрешительных документов могут иметь при себе оружие лица, выполняющие служебные обязанности.
Информация о наличии таких лиц сообщается командиру воздушного судна.
4. Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.
В случаях получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства воздушное судно подлежит дополнительному досмотру на специально выделенной стоянке.
Если досмотр окажется безрезультатным, а угрозе инцидента продолжает существовать, то воздушное судно оставляют на указанной стоянке на срок, соответствующий времени выполнения планируемого рейса воздушного судна до пункта назначения.
По просьбам авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта администрация запрашиваемого аэропорта обязана проводить дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности: досмотр и охрану воздушных судов, повторный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, принадлежащих этим авиапредприятиям и эксплуатантам.
Воздушные суда, предназначенные для перевозки пассажиров, должны располагать:
а) надежно запирающимися пуленепробиваемыми дверями и перегородками, изолирующими пилотскую кабину от пассажирского салона;
б) специальными сигнализационными и переговорными устройствами для связи между экипажем и бортпроводниками;
в) специально отведенными и обозначенными местами для размещения взрывного устройства в случае обнаружения его на борту воздушного судна в полете;
г) замаскированными проходами (лазами), обеспечивающими внезапный одновременный вход специальной группы в двух и более местах пассажирского салона;
д) противоугонными устройствами, исключающими несанкционированный запуск двигателей, выруливание и взлет воздушного судна;
е) запираемыми помещениями (багажниками) для хранения изъятых на время полета у пассажиров предметов и веществ;
ж) инструктивными документами о порядке действий экипажа в случае захвата или угона воздушного судна, производстве экипажем специального досмотра воздушного судна в полете, порядке обращения со взрывными устройствами в случае их обнаружения на борту воздушного судна.
Предметы и вещи, разрешенные к перевозке в салоне воздушного судна, которые, однако, могут быть использованы как орудия нападения или для сокрытия опасных веществ и предметов, должны на период полета помещаться в специальные, запираемые помещения, металлические шкафы (ящики) на борту воздушного судна.
5. Для досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов аэропорт должен иметь специальные технические средства, обеспечивающие обнаружение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других предметов и веществ, которые могут быть использованы в целях совершения акта незаконного вмешательства, а также нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа и безопасности полета воздушного судна.
Для поддержания постоянной работоспособности технических средств досмотра их эксплуатация осуществляется специально подготовленными работниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами аэропорта, имеющими соответствующую квалификацию.
В аэропортах применяются следующие технические средства досмотра:
а) рентгенотелевизионные стационарные интроскопы — для контроля ручной клади, багажа, почты и груза по теневому изображению внутреннего содержания на экране телемонитора и переносные интроскопы с телевизионным или твердотельным приемником — для идентификации неопознанных объектов на борту воздушного судна и в контролируемой зоне без вскрытия и смещения объекта исследования;
б) стационарные металлоискатели — для выявления металлических предметов у пассажира (персонала, члена экипажа);
в) портативные (ручные) металлоискатели — для повторного досмотра с целью обнаружения более точного места нахождения металлических предметов, зарегистрированных стационарным металлоискателем;
г) переносные металлоискатели — для поиска оружия в багаже, не имеющем металлических включений (ковры в скатке, корзины с фруктами и другие);
д) аппаратура для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ) включает в себя детекторы паров ВВ и стационарные установки обнаружения ВВ методом нейтронной активации;
е) бортовое телевидение — в целях наблюдения за обстановкой в салонах воздушного судна;
ж) аппаратура фиксации абонентского номера телефона, по которому поступило телефонное сообщение об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
6. Администрация аэропорта обязана обеспечивать прием воздушного судна, ставшего объектом незаконного вмешательства.
7. Для эффективного противодействия актам незаконного вмешательства аэропортовые комиссии по авиационной безопасности и Межведомственная антитеррористическая комиссия Российской Федерации разрабатывают и принимают согласованные планы действий.
Указанные планы должны учитывать складывающуюся обстановку при:
— захвате воздушного судна на земле;
— захвате воздушного судна в полете;
— угрозах террористических актов в отношении воздушных судов или важных объектов аэропорта;
— анонимных угрозах;
— инцидентах в аэропорту;
— вооруженном нападении в пределах границ аэропорта;
— вооруженном нападении на воздушное судно, сооружения и оборудования из-за пределов границ аэропорта;
— обследовании подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности в аэропорту.
Для обеспечения работы оперативных штабов Федеральной авиационной службой России, администрациями авиационных предприятий и аэропортов выделяются специальные помещения — командные пункты, оснащенные необходимыми средствами связи.
При проведении мер по авиационной безопасности на борту воздушного судна командир воздушного судна руководствуется инструктивными документами о порядке действий экипажа в чрезвычайной ситуации.
На территории иностранных государств командир воздушного судна принимает решение, согласуя его по возможности с местными полномочными органами по авиационной безопасности и с представительствами Российской Федерации за рубежом.
8. После урегулирования ситуации с актом незаконного вмешательства должно проводиться тщательное его расследование, о результатах которого информируются администрации аэропортов Российской Федерации, иностранные государства — эксплуатанты воздушных судов, ставших объектом незаконного вмешательства, и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) согласно принятым обязательствам.
9. Порядок проведения мероприятий, предусмотренных Нормами, правилами и процедурами, устанавливается Федеральной авиационной службой России.

Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) ГКУ ЦОДД и его работников

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решения и (или) действия (бездействие) ГКУ ЦОДД и его работников.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляются в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным регламентом предоставление услуги.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса и иных документов (сведений), необходимых для предоставления государственных услуг.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов (сведений), представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям (причинам), не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям (причинам), не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников ГКУ ЦОДД рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) указанной организации.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя ГКУ ЦОДД, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Департаментом.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы и подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее – органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организации либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного служащего, работника, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы о несогласии заявителя с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем отказа в приеме документов.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их устранения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

13.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

13.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

13.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

13.4. Наличия:

13.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

13.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

14. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

14.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

14.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия заявителя, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

14.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

14.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

15. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

16. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

17. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

19. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

19.1. Размещения соответствующей информации на Портале.

19.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

20. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в правоохранительные и контрольно-надзорные органы в соответствии с компетенцией.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалобы).

5. Организация пропускного режима
5.1. Пропускной режим устанавливается администрацией предприятий, учреждений и организаций и предусматривает порядок прохода лиц и проезда транспортных средств на территорию объекта и обратно, выноса (вноса), вывоза (ввоза) материальных ценностей.
Пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и по отдельным его корпусам, зданиям, цехам, отделам, лабораториям, хранилищам и другим помещениям.
Осуществление пропускного режима возлагается на работников охраны.
5.2. С учетом специфики производства и установленного внутреннего трудового распорядка администрацией объекта разрабатывается и утверждается по согласованию с начальником отдела охраны инструкция о пропускном режиме.
5.3. Документом, дающим право на вход (выход) рабочих, служащих и других лиц на территорию (с территории) объекта является пропуск, ввоз (вывоз) грузов — товарно — транспортная накладная, внос (вынос) грузов — накладная, а на вынос (вывоз) имущества и ценностей, не связанных с производством, — материальный пропуск.
Пропуска и накладные являются документами строгой отчетности. Их выдача, учет и списание производится в установленном порядке.
5.4. Пропуска на право входа (выхода) по срокам действия подразделяются на постоянные, временные и разовые. По внешнему виду они должны отличаться друг от друга.
Постоянные пропуска выдаются рабочим и служащим, принятым на постоянную работу. Временные — лицам, выполняющим на объекте временную работу. Срок их действия определяется администрацией объекта.
Разовый пропуск служит для однократного посещения объекта и действителен только при предъявлении посетителем документа, удостоверяющего личность. При групповом посещении разовый пропуск выписывается на руководителя группы с указанием количества следующих с ним лиц и приложением поименного списка.
При выходе с объекта разовые пропуска с подписью должностных лиц и заверенные штампом или печатью изымаются на контрольно — пропускном пункте и по окончании рабочего дня сдаются в бюро пропусков либо администрации объекта.
5.5. При проходе посетителя на объект (с объекта) работник охраны должен сверить соответствие пропуска образцу, а фотокарточку на нем — с личностью предъявителя.
5.6. В нерабочие дни (нерабочее время) допуск лиц на территорию объекта производится только по письменному разрешению его руководителя или уполномоченных им на это работников.
5.7. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных событиях специальный транспорт с персоналом, а также аварийные бригады пропускаются на территорию беспрепятственно. Контроль при выезде указанного транспорта и выходе персонала и аварийных бригад производится в порядке, установленном руководителем объекта по согласованию с отделом охраны.
5.8. На территорию охраняемого объекта без пропусков по предъявлении служебного удостоверения пропускаются лица, которым такое право предоставлено действующим законодательством и собственником.
5.9. Порядок прохода на территорию объекта рабочих и служащих с хозяйственными сумками, чемоданами, свертками, а также проезда транспортных средств личного пользования определяется руководителем объекта.
5.10. При пропуске транспортных средств через контрольно — пропускной пункт работники охраны проверяют соответствие вывозимых (ввозимых) грузов данным сопроводительных документов согласно условиям договоров (по наименованию, количеству, весу и т.п.) и тщательно осматривают транспортное средство на предмет выявления возможного укрытия похищенной продукции, а при пропуске опломбированных (опечатанных) грузов сверяют пломбы (печати) с указанными в накладных.
5.11. Товарно — транспортные накладные регистрируются в книге учета (отдельно на ввозимые и вывозимые грузы) в строгом соответствии с порядком их поступления.
5.12. Для прохождения контроля транспортное средство устанавливается напротив эстакады (смотровой площадки). При необходимости администрация представляет охране схемы размещения грузов.
5.13. При выявлении несоответствия наименования или количества транспортируемого груза данным сопроводительных документов, транспортное средство и сопровождающие груз лица задерживаются; с участием представителей администрации проводится контрольная проверка и составляется акт (произвольной формы), который регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений. Акт вместе с товарно — транспортной накладной под роспись передается руководителю объекта для принятия мер.
5.14. В случае установления контрольной проверкой факта хищения материальных ценностей старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом охраны немедленно докладывается в отдел охраны, орган внутренних дел и в установленном порядке составляется протокол (Приложение 9) с регистрацией в книге учета досмотров и правонарушений. Похищенное изымается, сдается по накладной представителю администрации объекта и хранится до принятия в установленном порядке решения. Протокол с прилагаемыми сопроводительными документами на груз и накладной в течение суток направляется в территориальный орган внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.
5.15. Обнаруженные охраной подготовленные к хищению материальные ценности на территории объекта регистрируются в книге учета досмотров и правонарушений и сдаются по накладной материально — ответственным лицам в порядке, установленном администрацией объекта.
5.16. Книги учета досмотров и правонарушений, вывозимых (ввозимых), выносимых (вносимых) товарно — материальных ценностей и протоколы являются документами строгой отчетности. Эти книги прошнуровываются, пронумеровываются и скрепляются печатью отдела охраны, по заполнении сдаются в архив и хранятся три года. Бланки протоколов пронумеровываются типографским способом.
5.17. Контрольно — пропускные пункты (КПП) должны быть удобными для прохода людей, проезда транспорта и осуществления охраной пропускного режима. Они оборудуются комнатами для досмотра, камерами хранения личных вещей рабочих и служащих, турникетами, эстакадами, смотровыми площадками (ямами), механизированными воротами, шлагбаумами, вышками, предупредительными дорожным знаками, оснащаются досмотровой техникой, средствами пожаротушения, связи, тревожной и охранной сигнализацией.
В помещении КПП должна быть необходимая служебная документация: инструкция по пропускному режиму, технике безопасности; образцы всех видов пропусков, накладных, подписей лиц, которым дано право их подписывать; оттиски печатей, пломб, штампов; книги учета досмотров и правонарушений, вывозимых (ввозимых), выносимых (вносимых) товарно — материальных ценностей; бланки протоколов, актов, образцы их заполнения; план — схема расположения охраняемых обособленных помещений на территории объекта с указанием маршрута безопасного движения работников охраны; список телефонов всех дежурных служб, центрального и соседнего постов, руководителей объекта и подразделения охраны.
5.18. На случай пожаров и стихийных бедствий на объектах определяются места для прохода людей и проезда транспортных средств, которые должны быть закрыты и опечатаны (опломбированы) администрацией объекта. Ключи от них хранятся в опечатанном виде в караульном помещении или на КПП и передаются по сменам охраны под расписку.
5.19. Для выполнения работ по учету, оформлению и выдаче пропусков на объекте может быть организовано бюро пропусков, а там, где оно отсутствует, эту работу выполняет лицо, назначаемое руководителем объекта.
5.20. Бюро пропусков размещается в изолированном от производственной территории помещении, состоит из рабочей комнаты и комнаты посетителей, оборудуется средствами связи, сигнализации, обеспечивается необходимым инвентарем и имуществом. Допуск в рабочую комнату строго ограничивается.
5.21. Бланки всех видов пропусков хранятся в металлических шкафах (сейфах), выдаются и учитываются с регистрацией в специальных книгах (Приложения 10, 11).
5.22. Изъятые из обращения, погашенные, утерянные, но найденные после выдачи дубликата пропуска, испорченные бланки, утратившие силу образцы пропусков хранятся в течение установленного руководителем объекта срока, после чего уничтожаются по акту.
В акте на списание пропусков указывается дата, состав комиссии, количество уничтоженных пропусков раздельно по каждому виду и их номера. Акт подписывается членами комиссии, скрепляется печатью и утверждается руководителем объекта.
5.23. Правильность учета, хранения бланков и выдачи пропусков проверяется начальником военизированного или сторожевого подразделения не реже одного раза в квартал, а инвентаризация проводится в сроки, установленные руководителем объекта.
5.24. Для оформления всех видов пропусков бюро пропусков обеспечивается круглой рельефной металлической печатью для скрепления постоянных и временных пропусков, круглой каучуковой или треугольной — для скрепления разовых пропусков, штампами — «погашен», «образец», «временный» и др.
На все имеющиеся в бюро пропусков печати и штампы составляется опись, в которой против оттиска каждого штампа и печати дается описание его содержания и назначения, опись утверждается руководителем объекта и находится на хранении у руководителя военизированного или сторожевого подразделения.
6. Правила производства досмотра
6.1. Досмотр вещей лиц, находящихся в помещениях или на территории предприятий, организаций, а в исключительных случаях и личный досмотр производятся в целях пресечения мелких хищений имущества собственников и изъятия похищенного, при наличии у администрации или работников, осуществляющих охрану, достаточных данных о совершении хищения.
Досмотр производится в случаях:
— когда лицо застигнуто в момент совершения хищения или непосредственно после его совершения;
— наличия признаков совершения хищения в виде следов на одежде и вещах;
— когда очевидцы прямо укажут на данное лицо, как на совершившее хищение;
— нарушения пропускного режима;
— когда имеются показания технических средств.
6.2. Досмотр производится начальниками подразделений охраны объектов и лицами, непосредственно осуществляющими охрану, а также лицами, специально уполномоченными на это администрацией.
6.3. Досмотру должно предшествовать предложение лицу, в отношении которого имеются данные о совершении хищения, предъявить предметы, не подлежащие выносу из помещений и с территории предприятия, организации.
6.4. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторонних и отвечающих требованиям санитарии и гигиены.
Запрещается производить в одном помещении одновременно личный досмотр нескольких лиц.
6.5. После производства личного досмотра, а также в случае обнаружения при досмотре вещей каких-либо предметов, не подлежащих выносу из помещений и с территории предприятия, организации, лицом, производившим досмотр, составляется протокол, который подписывается им и понятыми, присутствовавшими при досмотре. Протокол регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений и передается администрации предприятия, организации.
Обнаруженные у досматриваемого лица предметы, не подлежащие выносу из помещений и с территории предприятия, организации, изымаются, о чем делается соответствующая запись в протоколе.
6.6. В случае установления факта совершения мелкого хищения старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом охраны составляется протокол, который регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений.
Направление протокола и сдача товарно — материальных ценностей осуществляется в соответствии с п. 5.14 настоящего Наставления.
6.7. Лица, производящие личный досмотр, а также досмотр вещей, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении досматриваемых, не должны допускать действий, унижающих их достоинство, и не вправе разглашать сведения, связанные с производством досмотра.
Лица, подвергнутые досмотру, могут обжаловать действия лиц, производивших досмотр, в установленном законом порядке.

В последние годы в российском законодательстве наметилась тенденция к ужесточению правил обработки персональных данных и, в частности, к повышению санкций за их нарушение. Однако в обществе не перестают утихать дискуссии по поводу действий отдельных должностных лиц в отношении документов, содержащих персональные данные. Одним из таких вопросов является вопрос о том, законно ли требование частного охранника (например, охранника, сидящего при входе в образовательные организации или на предприятия, помещения которых сданы в аренду) предъявить паспорт для внесения данных из него в журнал учета посетителей?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но анализ норм федерального законодательства позволяет сделать определенные выводы.

Паспортные данные – персональные или нет?

Единого перечня документов, содержащих сведения, относящиеся к персональным данным, равно как и прямого указания на отнесение паспорта к документам, содержащим такие данные, не имеется. Но поскольку в паспорте отражается минимальный набор сведений о личности гражданина, позволяющий идентифицировать его (Ф. И. О., пол, дата и место рождения и т.п.), а из определения персональных данных следует, что к таковым относятся именно сведения, которые прямо или косвенно указывают на конкретное определяемое лицо, то можно с уверенностью говорить о том, что паспортные данные относятся к персональным. Соответственно, все действия с такими данными подпадают под регулирование, предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ).

Информация, доступ к которой ограничен законодательством (информация ограниченного доступа) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Это подтверждает и обширная судебная практика. Так, суды, как правило, относят к персональным данным Ф. И. О., дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, данные об образовании, профессии, доходах – чаще всего для идентификации конкретного лица по указанным данным требуется их совокупность (определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2013 г. № 33-3815/13, Апелляционное определение Московского городского суда от 28 января 2014 г. № 33-5461/14, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29 января 2013 г. по делу № 33-500).

Кто вправе проверять паспорт?

Отдельные федеральные законы содержат прямое указание на право должностных лиц некоторых госорганов осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина. В частности, таким правом обладают сотрудники:

  • полиции (п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; далее – Закон № 3-ФЗ);
  • войск национальной гвардии при наличии определенных условий (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»; далее – закон № 226-ФЗ);
  • нотариусы (для установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия) (ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I);
  • органов государственной охраны (п. 3 ст. 15 Федерального закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»);
  • судебные приставы-исполнители (например, при производстве розыска по ч. 10 ст. 65 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов военного управления в рамках реализации мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение (подп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении») и т.п.

Также правом проверять документы, удостоверяющие личность, пользуются операционно-кассовые сотрудники банка, работники МФЦ, организаторы ЕГЭ (совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, или сотрудниками полиции), работники почты и т.д. Их правомочия установлены в нормативных правовых актах.

Причем в ряде случаев возможность проверки паспорта существует не сама по себе, а связывается с определенными условиями – например, с наличием данных, дающих основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо при наличии повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в установленных законом случаях. Такие оговорки содержатся, например, в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 3-ФЗ и в п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ.

Требование охранника предъявить паспорт: законно или нет?

Что же касается частных охранников, то для них Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-I) прямо не предусматривает права на проверку документов, удостоверяющих личность. В перечне правомочий частного охранника в рамках обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны указана лишь возможность требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов и осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны) (ст. 12.1 Закона № 2487-I). Нет упоминаний об указанном праве и в приказе МВД России от 22 августа 2011 г. № 960 «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны».

Законность требования охранника предъявить паспорт напрямую зависит от того, указан ли в Правилах соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов паспорт в качестве документа, дающего право на вход (выход) на объекты охраны (с объектов охраны), или нет. Если указан, то требование предъявить паспорт логично и обоснованно. Если же документом, дающим право на вход (выход) на объекты охраны является, например, постоянный пропуск, то запрос предъявления паспорта в данном случае будет уже избыточным. Однако, если на пропуске отсутствует фотография, то охранник может запросить у посетителя документ, удостоверяющий личность, для того, чтобы убедиться, совпадают ли указанные на пропуске данные с теми, что содержатся в документе. Хотя, и в этом случае предъявление именно паспорта не требуется, поскольку получить необходимые для проверки сведения можно и из других документов – например, из временного удостоверения личности гражданина РФ, военного билета или водительского удостоверения.

Снятие охранником ксерокопий с паспорта и запись паспортных данных в журнале учета посетителей: законно или нет?

Следует обратить внимание на то, что даже если паспорт указан во внутренней документации как документ, требуемый для прохода в здание, то в любом случае полномочия охранника в данной сфере значительно уже, чем полномочия сотрудников полиции, и они не должны выходить за рамки оговоренных в законе. Тем более, что в последнем прямо указано: «Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации» (п. 1 ст. 12.1 Закона № 2487-I).

В связи с этим распространенными нарушениями со стороны охранников являются:

  • снятие ксерокопии паспорта посетителя объекта охраны;
  • запись данных из документа, удостоверяющего личность, в журнале учета посетителей.

Очевидно, что такие действия охранника прямо противоречат нормам Закона № 152-ФЗ, который предусматривает обязательное получение согласия субъекта персональных данных на их обработку (ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Поскольку подобные действия охранника подпадают под смысл, заложенный в понятия «персональные данные» и «обработка персональных данных», при их совершении охранники фактически становятся операторами персональных данных. Следует также иметь в виду, что в ряде случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах, такое согласие на обработку персональных данных должно быть выражено в письменной форме (или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью) (ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Исключения для случаев обработки персональных данных, необходимых для однократного пропуска на территорию

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 предусматривает особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. Речь идет о тех случаях, когда действия с персональными данными (их использование, уточнение, распространение, уничтожение) в отношении каждого из субъектов персональных данных осуществляются при непосредственном участии человека – например, когда на пункте пропуска посетители диктуют необходимую информацию сотруднику организации, осуществляющему контроль входа-выхода, или же сами заполняют специальные формы (бланки), отражая в них свои паспортные данные. Поскольку посетитель добровольно предоставляет информацию о себе в определенном объеме, тем самым выражая свое волеизъявление на ее обработку (в виде конклюдентных действий), то формально требование Закона № 152-ФЗ считается исполненным.

Но и здесь существует ряд условий. Так, при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, должны соблюдаться следующие правила:

  • необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных;
  • копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается;
  • персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию (п. 8 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Несмотря на то, что обработка персональных данных в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, может быть осуществлена без уведомления Роскомнадзора, организация пропускного режима в данном случае требует легализации – в частности, необходимо издание соответствующего локального акта, инструкции, положения и иных документов, регламентирующих порядок пропуска на территорию организации. Целесообразно урегулировать и порядок хранения персональных данных. Например, в отношении каждой категории персональных данных должны быть определены места хранения персональных данных (материальных носителей). Кроме того, необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях, а при хранении материальных носителей – соблюдать условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним (перечень конкретных мер по обеспечению условий хранения устанавливает сам оператор) (п. 13-15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Судебная практика

Решений судов, касающихся оценки правомерности сбора паспортных данных охранниками непосредственно в пунктах пропуска, не так много. Однако единичные примеры свидетельствуют об отрицательном отношения суда к закреплению в должностной инструкции охранников права на проверку документов, удостоверяющих личность. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2010 г. № 09АП-17918/2010 отмечалось, что подобные положения инструкции, равно как и право на осмотр имущества, вносимого (выносимого) на объект и задержанию граждан, противоречат закону, поскольку Закон № 2487-I таких правомочий для охранников не предусматривает. Суд подчеркивает, что проверка документов, удостоверяющих личность, осмотр личных вещей и задержание граждан являются исключительной прерогативой сотрудников полиции.

Поскольку в соответствии со ст. 12 Закона РФ № 2487-I на охранную деятельность распространяются ограничения, установленные ст. 7 Закона № 2487-I, а в последней прописан прямой запрет на осуществление действий, посягающих на права и свободы граждан, то рассматриваемые положения инструкции не соответствуют закону.

Защита персональных данных

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора, запрещена.

В большинстве случаев цель сбора охранниками паспортных данных ограничивается отчетом перед начальством о проделанной за день работе. Тем более, что запись данных паспорта не свидетельствует о том, что человек, чьи данные переписаны, действительно проходил через пункт пропуска – в условиях развития информационных технологий доступны целые базы данных, содержащих необходимые сведения.

Вместе с тем, гражданам, чьи паспортные данные переписывает охранник, следует задуматься над сохранностью предоставляемых сведений. Даже если исключить тот момент, что сам охранник может распространить информацию, ставшую ему известной во время исполнения служебных обязанностей, возможен вариант, что журнал учета посетителей с конфиденциальной информацией из паспортов физлиц может попасть в руки мошенников, которые используют ее во вред субъектам персональных данных. Поэтому, прежде чем предоставлять свои паспортные данные, следует удостовериться в наличии у охранника законных оснований для их получения. Если отказ в предоставлении паспорта препятствует проходу в здание, то можно обратиться в администрацию учреждения за разъяснениями и получением необходимой информации. А при наличии оснований для защиты нарушаемых незаконными действиями должностных лиц прав и интересов не лишним будет и подать жалобу в вышестоящие органы (если учреждение подконтрольно таковым), прокуратуру или суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *