Противогазы учет в бюджетном учреждении

Противогазы учет в бюджетном учреждении

Трудовое законодательство предписывает работодателям бесплатно выдавать работникам сертифицированную специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты на работах с вредными и опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Спецодежда – это особый нефинансовый актив, учет которого в бюджетных учреждениях следует осуществлять в соответствии с нормами инструкций N 157н *(1), 174н *(2). В статье рассмотрено отражение операций, связанных с приобретением и движением спецодежды в бухгалтерском и налоговом учете.

Статьей 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя по созданию безопасных условий труда работников. В частности, она предусматривает приобретение и выдачу спецодежды. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н (далее – Правила N 290н). Данный документ распространяется на работодателей – юридических и физических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, то есть он применяется и бюджетными учреждениями.

Что следует учитывать, заключая договор на закупку спецодежды?

Во-первых, в соответствии с п. 4 Правил N 290н работодатель обязан приобретать и выдавать спецодежду, которая прошла в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия.
Во-вторых, ранее спецодежда приобреталась и выдавалась по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. С 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда. Данное новшество введено Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон N 426-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ результаты проведенной до 01.01.2014 аттестации действуют в течение пяти лет со дня ее завершения, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 17 данного закона. К ним, в частности, относятся:
– ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
– изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
– наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Таким образом, в случае если бюджетной организацией дополнительно создаются новые рабочие места, которые по результатам специальной оценки условий труда содержат вредные или опасные факторы и необходимой спецодежды в наличии нет, то следует вновь заключить договор на ее поставку.
В-третьих, спецодежда приобретается за счет средств работодателя. В данном случае следует иметь в виду, что приобретение такой одежды за счет средств работников недопустимо. На практике часто возникают следующие ситуации. Поставлена спецодежда, но не всех размеров, в частности, не оказалось больших и маленьких размеров (например 42 и 64). Можно ли в данном случае выдать работникам имеющуюся на складе спецодежду?
Нет, нельзя. Согласно п. 12 Правил N 290н выдаваемая работникам специальная одежда должна соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы. Таким образом, законодательство обязывает работодателя выдавать спецодежду требуемого размера. Следовательно, заключая договор с поставщиком, следует указать в заявке всю размерную линейку. При поставке материалов проконтролировать ее выполнение.

Вправе ли учреждение отойти от установленных норм выдачи спецодежды?

Бюджетные учреждения обязаны приобретать и выдавать (преимущественно за счет бюджетных субсидий) специальную одежду в соответствии с установленными нормами. Перечень типовых норм утвержден постановлениями Минздравсоцразвития и Минтруда. Так, например, для учреждений образования, науки и культуры – Постановлением Минтруда РФ от 25.12.1997 N 66, здравоохранения – Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68. Если в типовых правилах по отраслям отсутствуют необходимые профессия, должность или вид работы, применяются Типовые нормы *(3), утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 N 541н.
Далее отметим, что Приказом Минтруда РФ от 20.02.2014 N 103н в п. 6 Правил N 290н внесены изменения. Согласно новой редакции работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов.
Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Аналогичные нормы содержатся в ч. 2 ст. 221 ТК РФ.
Таким образом, работодатель – бюджетная организация своим внутренним локальным актом может утвердить повышенные нормы выдачи специальной одежды для своих работников. Однако, по нашему мнению, ее приобретение в данном случае будет возможно за счет средств, полученных от платных услуг.

За счет каких источников финансирования может приобретаться спецодежда?

Как было отмечено выше, согласно Правилам N 290н приобретение спецодежды осуществляется за счет средств работодателя. Поэтому данный вид расходов может финансироваться как за счет бюджетных субсидий, выделенных на выполнение государственного (муниципального) задания, так и за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Кроме того, бюджетное учреждение вправе приобрести спецодежду за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Это предусмотрено Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н (в редакции Приказа Минтруда от 20.02.2014 N 103н) (далее – Правила N 580н).
В соответствии с пп. «г» п. 3 Правил N 580н за счет сумм страховых взносов на травматизм бюджетные организации могут приобретать работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сертифицированные спецодежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами. Основанием для приобретения являются результаты специальной оценки условий труда.
В силу п. 2 Правил N 580н размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Пример 1
В 2013 году учреждение начислило страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 60 000 руб. За счет этих средств были осуществлены выплаты по указанному виду страхования в сумме 5 000 руб.
Таким образом, сумма, которую учреждение может запланировать на обеспечение предупредительных мер в 2014 году, будет равна 11 000 руб. ((60 000 – 5 000) руб. x 20%).
В случае если организация с численностью работающих до 100 человек не осуществляла в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:
– 20% сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;
– сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.
Отметим, для того чтобы произвести расходы за счет страховых взносов на травматизм, бюджетная организация должна была обратиться с заявлением в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года (п. 4 Правил N 580н). Заявление может представляться на бумажном носителе либо в электронном виде. К нему также должны быть приложены:
– план финансирования предупредительных мер, в который включено приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты;
– перечень приобретаемой спецодежды с указанием профессий (должностей) работников, норм ее выдачи со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также ее количества и стоимости;
– перечень спецодежды, приобретаемой с учетом результатов специальной оценки условий труда со ссылкой на соответствующий протокол оценки обеспеченности ею, с указанием профессий (должностей) работников, норм ее выдачи, а также ее количества и стоимости;
– копии сертификатов соответствия – для спецодежды, подлежащей обязательной сертификации.

Обратите внимание! Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил N 580н).

Как отразить поступление спецодежды в учреждение?

Порядок бухгалтерского учета спецодежды определен Инструкцией N 157н. В соответствии с п. 99 спецодежда в государственных (муниципальных) учреждениях отражается в составе материальных запасов на счете 105 05 «Мягкий инвентарь».
На данном счете учитываются не только специальная одежда (халаты, комбинезоны, куртки) и специальная обувь, но и предохранительные приспособления (очки, шлемы, противогазы, респираторы и др.).
Согласно нормам, изложенным в п. 102 Инструкции N 157н, спецодежда принимается к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, то есть по сумме всех затрат, связанных с ее приобретением. Таким образом, бюджетное учреждение имеет право включить в фактическую стоимость специальной одежды не только цену ее приобретения, но и затраты на информационно-консультационные, транспортные и другие услуги.

Пример 2
Бюджетное учреждение понесло следующие виды расходов на приобретение 86 комплектов специальной одежды для работников учреждения:
– стоимость костюмов по договору – 118 000 руб. (в том числе НДС (18%) – 18 000 руб.);
– затраты на услуги по доставке – 3 000 руб. (без НДС).
Все расходы произведены за счет бюджетных субсидий, выделенных на выполнение государственного задания.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получена спецодежда от поставщика

4 106 34 340

4 302 34 730

118 000

Оказаны услуги по доставке спецодежды

4 106 34 340

4 302 22 730

3 000

Приняты к учету материальные запасы по сформированной фактической стоимости
(118 000 + 3 000) руб.

4 105 35 340

4 106 34 340

121 000

Перечислены денежные средства поставщику за поставленную спецодежду

4 302 34 830

4 201 11 610
18 *

118 000

Перечислены денежные средства в оплату транспортных услуг

4 302 22 830

4 201 11 610
18 *

3 000

* Одновременно списанная со счета сумма отражается на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (п. 367 Инструкции N 157н).

Как было отмечено, спецодежда может приобретаться за счет взносов в ФСС на страхование от производственного травматизма и профзаболеваний. Рассмотрим пример отражения данных операций в учете.

Пример 3
В 2014 году на финансовое обеспечение предупредительных мер в бюджетном учреждении направлены суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в ФСС в текущем финансовом году, в размере 5 500 руб.
Данная сумма сформирована из начислений, производимых в ФСС за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Организация приобрела сертифицированную спецодежду для работников на сумму 15 500 руб. (без НДС).
Сумма начисленных страховых взносов в июле 2014 года составила 16 700 руб., зачет с ФСС произведен в этом же месяце.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены страховые взносы на травматизм

2 109 60 213

2 303 06 730

16 700

Поступил счет от поставщика на приобретение сертифицированной спецодежды и спецобуви

2 105 35 340

2 302 34 730

15 500

Перечислена сумма за материалы поставщику

2 302 34 830

2 201 11 610

15 500

Произведен зачет с органом ФСС в уменьшение сумм начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве по согласованному с ФСС нормативу методом «Красное сторно»

2 109 60 213

2 303 06 730

(5 500)

Перечислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (за вычетом суммы на проведение аттестации в пределах норматива) (16 700 – 5 500) руб.

2 303 06 830

2 201 11 610

11 200

Как документально оформить выдачу спецодежды?

Любая хозяйственная операция подлежит оформлению в учете первичным документом. В Инструкции N 174н названы два документа: требование-накладная (ф. 0315006) и ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Какой из них следует применить при выдаче спецодежды работникам бюджетного учреждения?
Операции по выдаче спецодежды работникам имеют смысл перемещения материальных запасов внутри учреждения от одного материально ответственного лица к другому. Первичным документом, на основании которого делается запись в учете, является требование-накладная (ф. 0315006).
Согласно Приказу Минфина РФ N 173н*(4) ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) применяется для оформления выдачи материальных ценностей в пользование по каждому материально ответственному лицу с указанием выдаваемых ценностей. Она служит основанием для отражения в учете учреждения выбытия материальных запасов и объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно. То есть когда выдача в эксплуатацию материальных ценностей оформлена указанной ведомостью, они списываются с бухгалтерского учета в момент выдачи. В нашем случае спецодежда продолжает использоваться в течение установленного для нее срока носки (в отдельных случаях он может составлять от одного года до трех лет). Сроки носки (эксплуатации) спецодежды исчисляются со дня ее фактической выдачи в эксплуатацию (п. 13 Правил N 290н). Поэтому, по нашему мнению, при ее выдаче работникам следует применять требование-накладную (ф. 0315006).
Кроме того, выдача работникам и сдача ими спецодежды фиксируются записью в личной карточке учета выдачи средства индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении к Правилам N 290н.
Передача спецодежды со склада учреждения работникам оформляется как внутреннее перемещение записью по дебету и кредиту счета 0 105 36 340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества учреждения» с изменением материально ответственного лица (п. 35 Инструкции N 174н).

Как отразить списание спецодежды с учета?

В соответствии с п. 13 Правил N 290н списанию подлежит только не пригодная для носки одежда, которую невозможно восстановить или восстановление которой экономически нецелесообразно. Истечение срока носки не является основанием для списания спецодежды, спецобуви.
Специальная одежда и специальная обувь, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но еще годные для дальнейшего применения, могут быть использованы по назначению после стирки, чистки, дезинфекции, дегазации, дезактивации, обеспыливания, обезвреживания и ремонта. Определение непригодности и процента износа спецодежды осуществляются в бюджетном учреждении постоянно действующей комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя учреждения (п. 22 Правил N 290н).
Если спецодежда не пригодна для носки, то в присутствии комиссии она списывается и уничтожается (режется, рвется и т.д.), другими словами, превращается в ветошь. При этом штампы, нанесенные ранее на мягкий инвентарь при его приеме к учету и выдаче в эксплуатацию, отрезаются.
Выбытие спецодежды, пришедшей в негодность вследствие физического износа, согласно принятому решению об ее списании, отражается на основании первичного учетного документа – акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). При этом в учете бюджетного учреждения оформляется следующая запись (п. 37 Инструкции N 174н):
Дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 0 105 35 440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества учреждения»
Ветошь, пригодная для использования в хозяйственных целях, принимается на склад по оформленному в двух экземплярах приходному ордеру М-4 (ф. 0315003 *(5)) с указанием веса, затем направляется в подразделения и используется для уборки помещений и т.д.
В соответствии с п. 106 Инструкции N 157н ветошь принимается к учету по текущей рыночной стоимости*(6). Определение текущей рыночной стоимости объекта нефинансового актива в целях принятия к бухгалтерскому учету производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на указанный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

Пример 4
На складе (материально ответственное лицо – С.В. Иванова) оприходована ветошь в количестве 10 кг, полученная от списания объектов мягкого инвентаря (хлопчатобумажных халатов и костюмов). Рыночная стоимость 1 кг ветоши – 30 руб. (цифры условные). Ветошь в этом же месяце в количестве 5 кг передана завхозу А.В. Смирновой. Впоследствии завхоз передала ветошь техническому работнику для уборки помещений. В конце месяца завхоз составила акт на ее списание, один экземпляр которого представила в бухгалтерию. Все операции совершаются в рамках приносящей доход деятельности.

Спецодежда – это средство индивидуальной защиты работников (СИЗ). Практически в каждом учреждении есть должности сотрудников, которым по закону положена спецодежда. В данном материале мы расскажем об основных правилах снабжения спецодеждой сотрудников учреждений и правилах бухгалтерского учета спецодежды.

Правила обеспечения работников спецодеждой

В соответствии со ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ.

Работники обеспечиваются спецодеждой за счет средств работодателя. Последний обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

📌 Реклама

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н (далее – Правила № 290н).Указанные правила распространяются на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Таким образом, казенные учреждения обязаны применять нормы данного документа при обеспечении работников спецодеждой, а именно выполнять установленные данным документом требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу.

Обеспечение работников СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, которые утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. Казенные учреждения могут воспользоваться следующими нормативными документами:

📌 Реклама

– Постановлением Минобороны РФ от 21.09.1999 № 435;

– приказами Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 587н, от 01.09.2010 № 777, от 18.11.2004 № 201.

Нормы бесплатной выдачи спецодежды могут быть улучшены по сравнению с утвержденными типовыми нормами. Это право закреплено за работодателем в ст. 221 ТК РФ и в п. 6 Правил № 290н.Улучшенные нормы выдачи спецодежды устанавливаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и финансово-экономического положения учреждения. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Они могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

📌 Реклама

В том же порядке работодатель также наделяется правом заменять один вид СИЗ другим – аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.

В дополнение к требованию ст. 221 ТК РФ об обязательной сертификации или декларировании соответствия спецодежды п. 8 Правил № 290н содержит требование выдачи работникам СИЗ только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством. При этом Правила № 290н запрещают приобретение и выдачу СИЗ, не имеющих декларации о соответствии (сертификата соответствия). Применение просроченных декларации или сертификата также является нарушением.

📌 Реклама

Для справки

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается Федеральным законом от 27.12.2002 № 184‑ФЗ «О техническом регулировании».

При поступлении на работу сотрудник должен быть проинформирован работодателем о полагающихся ему СИЗ. Кроме того, при заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников с Правилами № 290н, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами их выдачи. Выдаваемая работнику спецодежда должна соответствовать его полу, росту, размеру, а также характеру и условиям выполняемой им работы.

📌 Реклама

Если применение СИЗ, таких как респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и другие, требует практических навыков от работников, то работодатель проводит инструктаж работников о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организует тренировки по их применению.

Работник вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать от работника их исполнения в случае необеспечения работника спецодеждой. Прогул по причине необеспечения работника СИЗ работодатель обязан оплатить.

Карточка учета СИЗ

Выдача сотрудникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ (далее – карточка учета СИЗ), форма которой приведена в приложении к Правилам № 290н. Данная карточка является первичным документом, на основании которого определяется срок использования СИЗ, а исчисляется он с первого дня выдачи их работникам, о чем делается запись в карточке учета СИЗ (п. 13 Правил № 290н).

📌 Реклама

В обязанности работодателя входит учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Учет выдачи работникам СИЗ работодатель вправе вести с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме карточки учета СИЗ. При этом в электронной форме вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

Спецодежда, возвращенная работниками по истечении сроков носки, но пригодная для дальнейшей эксплуатации, используется по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Ее пригодность к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ней, а также процент износа устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

📌 Реклама

Хранение спецодежды и уход за ней

В соответствии с п. 30 Правил № 290н обязанность обеспечивать уход за СИЗ (своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ) и их хранение возлагается на работодателя. В этих целях работодатель вправе выдавать работникам два комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки, о чем делается соответствующая запись в карточке учета СИЗ.

В случае отсутствия у работодателя технических возможностей ухода за СИЗ он вправе привлечь стороннюю организацию для выполнения указанных работ по гражданско-правовому договору.

Работодатель обязан предоставить работникам специально оборудованные помещения (гардеробные) для хранения выданных СИЗ. В этих целях в зависимости от условий труда работодателем устраиваются сушилки, камеры и установки для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ.

📌 Реклама

Общие правила бухгалтерского учета спецодежды

Основные правила бухгалтерского учета спецодежды в казенных учреждениях установлены Инструкцией № 157н. В соответствии с п. 99 данной инструкции специальная одежда учитывается в составе материальных запасов, для учета которых предназначен синтетический счет 0 105 00 000 «Материальные запасы». Специальная одежда относится к предметам мягкого инвентаря и учитывается на аналитическом счете 0 105 35 000 «Мягкий инвентарь – иное движимое имущество учреждения».

Особенностью учета спецодежды, в отличие от других объектов материальных запасов, является то, что она учитывается в составе материальных запасов независимо от стоимости и срока службы объекта. Это означает, что не имеет значения, сколько лет служит СИЗ (полгода или 6 лет) и сколько оно стоит (1 000 руб. или 45 000 руб.), к нему применяются правила постановки на учет и правила списания как к материальным запасам. Главное, чтобы оно соответствовало требованиям отнесения его к СИЗ.

📌 Реклама

В состав специальной одежды входит: специальная одежда, специальная обувь (ботинки, сапоги, сандалии, валенки) и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).

Как указывалось выше, спецодежда относится к мягкому инвентарю, и на нее распространяется правило п. 118 Инструкции № 157н,в соответствии с которымпредметы мягкого инвентаря в казенных учреждениях подлежат обязательной маркировке. Маркировка производится материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения. При выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада.

📌 Реклама

Стоимость спецодежды, по которой она принимается к учету

Спецодежда, как и все другие материальные запасы, принимается к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Фактической стоимостью спецодежды, приобретенной за плату, признаются все затраты учреждения, связанные с таким приобретением: суммы, уплачиваемые по договору поставки, а также организациям за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением спецодежды, таможенные пошлины; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе – расходы по доставке); иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов. При этом расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования спецодежды в их общей стоимости.

📌 Реклама

В бухгалтерском учете операции по поступлению спецодежды отражаются следующим образом.

1. Фактическая стоимость спецодежды при приобретении ее по нескольким договорам отражается в учете как вложения в материальные запасы. Операции по формированию фактической стоимости спецодежды оформляются бухгалтерской записью:

Дебет счета 0 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»

Кредит аналитических счетов:

– 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;

– 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;

– 0 107 33 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов в пути – иного движимого имущества в пути» – в случае приобретения материалов по аккредитиву при переходе права собственности на материальные запасы в момент их отгрузки поставщиком

📌 Реклама

2. Постановка на учет спецодежды по сформированной фактической стоимости отражается проводкой:

Дебет счета 0 105 35 340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 0 106 34 440 «Уменьшение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»

3. Если спецодежда приобретается по одному договору, то она сразу отражается на счете учета мягкого инвентаря, то есть по дебету счета0 105 35 340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества учреждения»

Другим способом поступления спецодежды в казенные учреждения является получение ее в порядке централизованного снабжения. В этом случае поступление спецодежды согласно Извещению (ф. 0504805) отражается следующим образом:

📌 Реклама

Дебет счета 0 105 35 340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества учреждения»

Кредит счетов:

– 0 304 04 340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» – в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

– 0 401 10 180 «Прочие доходы» – в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций (за исключением государственных и муниципальных) и от физических лиц;

📌 Реклама

– 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» – в рамках движения объектов между бюджетными учреждениями разных уровней бюджетов

Обратите внимание

Фактическая стоимость спецодежды, по которой она принята к учету, не подлежит изменению (п. 107 Инструкции № 157н).

Списание спецодежды

Для списания спецодежды как предметов мягкого инвентаря действуют особые правила. Дело в том, что выдача спецодежды со склада работникам учреждения не является основанием для ее списания. Эта операция рассматривается как передача в эксплуатацию. В соответствии с п. 24 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), операции по передаче в эксплуатацию материальных запасов (в нашем случае спецодежды) отражаются в регистрах аналитического учета материальных запасов. Таким регистром для отражения операций по передаче в эксплуатацию спецодежды является Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)2. Проводку по внутреннему перемещению спецодежды в данном случае производить не надо. Такая проводка делается в том случае, если спецодежда передается, например, со склада головной организации на склад подведомственного ей учреждения.

📌 Реклама

Обратите внимание

Проводка по отражению в бюджетном учете внутреннего перемещения материальных запасов между материально ответственными лицами в тексте Инструкции № 162н отсутствует, однако такая проводка приведена в п. 48 приложения 1 «Корреспонденция счетов бюджетного учета в учреждении» к Инструкции № 162н. Согласно нормам указанного пункта внутреннее перемещение СИЗ между материально ответственными лицами следует оформлять путем отражения по дебету и кредиту счета 0 105 35 340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества».

Спецодежда списывается с баланса казенного учреждения только в случае если она пришла в негодность в результате носки и срок ее службы истек. Списание спецодежды производится на основании Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). В этом случае в учете делается проводка:

📌 Реклама

Дебет счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (в разрезе соответствующих аналитических счетов 0 109 61 272, 0 109 71 272, 0 109 81 272, 0 109 91 272)

Кредит счета 0 105 35 440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества учреждения»

Обратите внимание

Выбытие материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Учреждение должно определить метод списания для спецодежды и зафиксировать его в учетной политике. Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по группе (виду) материальных запасов осуществляется в течение финансового года непрерывно. Чаще всего учреждения выбирают для спецодежды способ списания по фактической стоимости каждой единицы (п. 108 Инструкции № 157н).

📌 Реклама

Пример

В апреле 2012 г. казенное учреждение получило от главного распорядителя бюджетных средств в порядке централизованного снабжения 50 шт. комплектов спецодежды (костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий) для сотрудников, в должностные обязанности которых входит обеспечение физической безопасности. Стоимость одного костюма – 80 000 руб. В мае 2012 г. 10 сотрудникам было выдано по два костюма. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 587н выдается один костюм на два года, однако в целях возможности ухода за спецодеждой на каждого работника было выдано по два костюма. В этом же месяце согласно Акту списания мягкого инвентаря с учета были списаны 20 костюмов из водоотталкивающей ткани по стоимости 25 000 руб. каждый.

📌 Реклама

В учете казенного учреждения указанные операции отражаются следующим образом:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *