Процент засоренности металлолома

Процент засоренности металлолома

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Выпуск №7 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.12.1984 N 381/23-157
(в редакции Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 12.06.1990 N 233/9-49,
Приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.10.2008 N 578)

Раздел ЕТКС «Переработка вторичных металлов»

§ 1. Контролер лома и отходов металла 2-го разряда

Характеристика работ. Приемка и сдача лома и отходов черных и цветных металлов и сплавов. Определение засоренности, сорта и вида металлолома по государственным стандартам. Ведение учета веса принятого и сдаваемого металлолома. Оформление приемо-сдаточной документации и составление отчетности.

Должен знать: классификацию вторичных черных и цветных металлов и сплавов; методы определения засоренности; виды металлолома.

§ 2. Контролер лома и отходов металла 3-го разряда

Характеристика работ. Предупредительный пиротехнический контроль и проверка лома и отходов черных и цветных металлов на взрывоопасность при выгрузке, сортировке, разделке, транспортировке и погрузке на участках и в цехах с объемом производства до 100 тыс. тонн металлолома в месяц. Удаление из лома взрывоопасных предметов и транспортировка их к специально отведенным безопасным местам. Участие в обезвреживании взрывоопасных предметов.

Должен знать: инструкции и правила пиротехнического контроля; характеристику взрывоопасных предметов и правила обращения с ними; правила по предупреждению взрывов при транспортировке.

При предупредительном пиротехническом контроле и проверке лома и отходов черных и цветных металлов на участках и в цехах с объемом производства 100 тыс. тонн и более металлолома в месяц — 4-й разряд.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Контролер лома и отходов металла» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция контролера лома и отходов металла, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Шлифовальщик-резчик огнеупорных изделий

Сдаваемый металлолом непригоден для промышленного использования без предварительной обработки. Чтобы подготовить отходы металла к переплавке, необходим отдельный технологический процесс приводящий лом в состояние пригодное к применению в металлургии, литейном производстве. На каждом этапе подготовительном и промышленном, неизбежными являются технологические потери металлолома.

Подготовка металлических отходов

Предварительная переработка металлолома зависит от типа металла: цветной или черный, а также определяется видом: трубы, радиаторы; и состоянием: кусковые отходы, цельные, легковесные конструкции.

Еще одним фактором технологических потерь металлолома выступает засор – степень присутствия в отходах неметаллических элементов, а также металлического лома других категорий. Допустимая величина засоренности лома черных металлов указывается отдельно для каждой категории металлолома на пунктах приема. Помимо естественного, существует технологический засор, как следствие переработки металла, резки. Средняя его величина составляет 5%.

Засоренность металлолома

Что такое засоренность? Засоренность, фактически, и есть те самые технологические потери, заложенные при переработки металлолома. То есть, какой-то процент металлолома в любом случае будет потерян при разделки, сортировки, переплавки в печи.

Металлолом в такой партии будет с засором не более 7%

Также процент засоренности металлолома в несколько процентов ставит и сам пункт приема металлолома, который закладывается на грязь, неметаллические материалы и т.д. В данном случае засор устанавливается опытным путем и для каждой партии может быть разным, например:

  • если сдается автомобиль на металлолом (полностью в сборе, с колесами, салоном, стеклом и т.д.), то процент засоренности может доходить до 30%;
  • если сдаются трубы из земли, в гудроне и грязью внутри, то засор может быть 30-40%;
  • принимая холодильники, стиральные машины – засор ставят также не менее 30%;
  • зимой может ставиться большой процент засора из-за наличия снега и льда в металле;
  • и т.д.

Как же считается засоренность лома? Если говорить честно, то процент засора ставит мастер-приемщик исходя из опыта плюс 1-2 процента для страховки. Минимальный процент засора, который будет установлен абсолютно в любом пункте приема металлолома – это 5%. И на такие категории лома, как чугун, 3А, 5А, 12А – т.е. самые распространенные, засор будет 5-7%, в зависимости от пункта приема лома и состояния металла. На такой вид лома, как железнодорожный металлолом засор ставится не больше 3%.

Вся информация о засоре изложена в ГОСТ 2787-75 лом черных металлов -показатели качества вторичных металлов по их составу, степени чистоты, габаритам и массе должны соответствовать требованиям, указанным в таблице ГОСТа.

Никакой формулы для расчета засора нет, вот часть информации из ГОСТа:

Определение засора цветного лома также осуществляется с помощью ГОСТа в данном случае на помощь придут документы ГОСТ 1639-2009 и ГОСТ Р 54564-2011.

Также смотрите статью – ГОСТ Р 54564-2011 — описание и отличие от ГОСТ 1639-2009.

Далее

Подготовка к переплавке происходит с учетом происхождения металлолома. Также она зависит от конкретного состояния отходов, производясь одним из следующих способов:

  • пакетирование;
  • резка;
  • дробление;
  • переплав;
  • термическое измельчение.

При необходимости отдельно выполняется процедура пиротехнического контроля, распространенная для контроля степени безопасности отходов цветных металлов.

Частные случаи переработки

Предварительная переработка позволяет снизить уровень технологических потерь металлолома во время его переплавки. Например, пакетирование понижает расходы на угар. Данный вид обработки металлических отходов является одним из наиболее распространенных. Он используется при обработке:

  • проволоки, стружки;
  • бытового лома;
  • прочих металлоконструкций.

Используемые специализированные прессы сжимают отходы металлов одновременно в трех плоскостях, производя прочные компактные пакеты.

см. статью – Лом черных металлов плотность

Дробление используется для переработки стружки, а также списанных автомобилей. В последнем случае эффективность дробления вызвана тем, что позволяет сепарировать отходы цветных и черных металлов, что также снижает процент технологических потерь.

Резка металлолома газом

Огневая и механическая резка используются при разделке крупногабаритного лома. Второй вариант, с применением гидравлических ножниц обладает наибольшей эффективностью. Его производительность на порядок превосходит огневую резку, тогда как процент расходов минимален. Огневое разрезание металлов выполняется электродуговым способом или с помощью горелок: газовых или керосиновых. Электродуговая резка более производительная, однако характеризуется высоким уровнем потерь – до 20%, тогда как данная величина при использовании горелок не превышает 3%.

Переплавка отходов

Основными видами технологических потерь металлолома при его нагреве выступают угар и окалина.

Наблюдаемое снижение массы металла в результате угара может достигать 5% от исходной величины и зависит от продолжительности нагрева. Для понижения эффекта от угара используется интенсификация нагрева металла, сокращающая время переплавки. Оптимальный температурный режим определяется конструкцией оборудования, а также формой заготовок.

индукционная плавка стали

Окалина – следствие окислительных процессов на поверхности металла. Потери в этом случае достигают 3% исходной массы и существенно возрастают вследствие неравномерного нагрева.

Чтобы компенсировать угар и окалину при переплавке используют такие методики, как нагрев в нейтральной среде. Также эффективными способами снижения потерь является индуктивный и контактный нагрев, позволяющие минимизировать их до уровня 0,5%.

Любой автомобиль стареет, вырабатывает свой эксплуатационный ресурс, ломается. Наступает пора, когда ремонтировать машину уже не имеет смысла, да и продать такой автохлам нельзя. Что же делать? Бросить машины гнить под открытым небом, разобрать и попытаться продать рабочие детали по частям?

Навряд ли эти варианты достойны внимания. Конечно, реализовать некоторое количество её агрегатов и запчастей можно. Но, чаще старая техника годится только на металлолом. И если вы решили утилизировать транспортное средство данным образом, вас непременно будет интересовать вопрос, а сколько можно получить, сдав старый автомобиль на металлолом.

Сколько денег дадут за сданную в металлолом машину?

Если мы говорим об автомобилях, которые идут в утиль и попадают на переплавку, то нужно знать, что в среднем вес легковой машины составляет 1 тонну вместе с комплектующими. Если с авто демонтировать колёса, сиденья, стёкла, оптику и другие неметаллические детали, то его масса уменьшится на 300 кг. Таким образом, если сдать 700 килограмм металла, то при цене 1 кг автомобильного чермета 8 рублей, выручить удастся максимум 5600 рублей. Довольно неплохая сумма.

Однако, не всё так просто. Если вы сдаёте машину целиком, то на приёмном пункте вес определят по собственной формуле, да ещё вычтут стоимость разбора конструкции. Таким образом, на руки владелец сданной машины на металлолом получит около 3-4 тысяч рублей.

Более выгодно сдавать грузовые машины. Их чистый вес в металле около 2-3 тонн, в зависимости от конструкции. Но, навряд ли, машины, которые находятся на ходу, сдают на металлолом. Чаще их разбирают на месте и перевозят по частям, или транспортируют ан эвакуаторе. А это ещё 1-2 тысячи рублей расходов. Но, всё же лучше сдать машину в утиль, чем оставить её стоять «мёртвым грузом».

Как выгодно сдать автомобиль на металлолом

Самым выгодным вариантом сдачи транспортного средства на металлолом, это разобрать его на месте, рассортировать металл и реализовать его по категориям металла. Если сдаётся машина целиком, то приёмщик будет оценивать металл как автомобильный лом с 30% засора. Это не выгодно. Гораздо больше можно выручить денег, если кузов сдавать отдельно от двигателя, КПП и мостов. Ещё лучше отдельно сдать цветной металл, в частности алюминиевые сплавы, которые присутствуют в деталях машин.

Ещё один хороший вариант, это воспользоваться услугами крупных компаний, занимающихся утилизацией автомашин на металлолом. Они могут вывезти ваше транспортное средство своими силами и рассчитаться за металл на месте сдачи. Но, нужно знать, что обычно бесплатно вывозится металл, вес которого превышает 1 тонну. Если ваша машина весит меньше, то из общей стоимости металла вычтут затраты на перевозку.

Подводя итог можно сказать, что за легковой автомобиль, сданный на металлолом, реально выручить от 3 до 5 тысяч рублей. Наиболее выгодно сдавать машину, с которой демонтированы все неметаллические части, а металл рассортирован по категориям.

В каком пункте принимают автомобили на металлолом?

Если вы решили сдать свой автомобиль на металлолом, вы можете обратиться в пункт утилизации автомобилей «Утилизация Авто 24», оставив заявку на сайте: http://утилизация-авто24.рф/priyom-metalloloma/ или позвонив по телефону: 8 (495) 664-30-19

Применение металлолома в металлургии оправдано только после его предварительной подготовки, в неочищенном виде использовать такие отходы нельзя. В металлургии присутствует такое понятие, как «засоренность металлолома». Допустимый уровень зависит от типа металла: цветной он или черный.

Критерии засора

В пунктах приема лома иногда выдвигаются жесткие требования по засорам, устанавливаются определенные параметры. Большое количество засоров снижает стоимость сдаваемого лома. Уменьшить показатель засоренности можно, если знать, от чего он зависит.

Засоренность — это не что иное, как присутствие в металле различных включений или примесей с другим химическим составом. Среди неметаллических содержимых выделяют пластик, частички грязи, резину, бетон, ржавчину и другое.

Расчет этого параметра для цветных металлов заключается в содержащемся в них черном металле, для стальных заготовок — это включение чугуна.

Как определяют процент засора?

Точки приема металла завязаны поставками принятого лома на какой-то определенный завод, между ними сразу оговаривается процент засора, который может быть допустим. На величину этого параметра влияет технология выпуска, переплавка – обязательный процесс, при котором происходит потеря веса металла.

Если металлургическое предприятие приобретает металлолом с засором в 3%, то пункты его приема не могут покупать лом с большим процентным параметром.

Стоит отметить, что прием больших кусков металлолома не предусмотрен, иначе его нельзя будет поместить в заводскую печь. Габариты принимаемого лома также оговариваются, если они больше заявленных, тогда заготовки необходимо разрезать на меньшие. Такой процесс также сопровождается потерей веса металла: часть его плавится, его раскаленные частички стекают на пол.

Как снизить засор?

Действенные способы понижения включений:

  • грязь, снег, дерево, пластик можно убрать самостоятельно, внимательно осмотрев металлолом;
  • отсортировать лом разных химических составов, стальные куски отдельно от чугунных.

Процент берется от общего засора, транспортные затраты в этот параметр не включаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *