Проверка пенсионного фонда

Проверка пенсионного фонда

До 1 января 2010 года сумма, которую работодатель уплачивал на финансирование базовой части трудовой пенсии работника, была одной из составляющих ЕСН и контролировалась налоговиками. Взносы на страховую и накопительную части пенсии были также предметом администрирования ФНС России, а территориальные органы ПФР взыскивали лишь недоимки по этим взносам, а также пени и штрафы.

Вместе с отменой ЕСН вступил в силу Федеральный закон № 212-ФЗ*, в соответствии с которым изменились функции проверяющих из Пенсионного фонда. Сейчас они имеют право проверять страхователей (организации, индивидуальных предпринимателей) не только в части индивидуального (персонифицированного) учета, но и по вопросам начисления и уплаты страховых взносов, а также отчетности по ним. Под прицел сотрудников ПФР попадают не только пенсионные отчисления, но и взносы в фонды медицинского страхования (п. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ). Если по результатам проверки выявятся нарушения, проверяющие могут взыскать с работодателя неуплаченные средства, пени и штрафы.

Если говорить о функции по проверке данных, связанных с персонифицированным учетом застрахованных лиц (документов о стаже и заработке сотрудников), то проверяя такие сведения, специалисты Пенсионного фонда пока руководствуются методическими рекомендациями ПФР, выпущенными в 2002 году**. Таким образом, при проверке Пенсионного фонда работодатель должен быть готов к ревизии, охватывающей и уплату взносов, и правильность оформления необходимых документов.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования будут проводить совместные проверки работодателей и должны ежегодно составлять совместные планы их проведения (п. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Камеральные и выездные проверки

Камеральные проверки посвящены ревизии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, но в ходе такой проверки могут исследоваться и документы персонифицированного учета работодателя. Камеральные проверки проводятся без специального разрешения руководителя территориального органа ПФР и без выезда проверяющих в компанию – только на основании расчетов и документов страхователя, которые имеются у Пенсионного фонда. О такой проверке организация может даже не знать – акт*** о ней составляется, только если в документах компании будут обнаружены ошибки или противоречия, свидетельствующие о нарушении законодательства (ст. 34 Закона № 212-ФЗ). До составления акта проверяющие в письменной форме сообщат работодателю о недочетах, а он должен будет в течение пяти дней исправить ошибки или дать по ним пояснение. Камеральная проверка расчета по страховым взносам может проводиться в течение трех месяцев с момента представления этого расчета (п. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ). Выездная проверка проводится на территории организации.

Организация включается в план выездных проверок, если с момента последней такой же проверки прошло не менее трех лет (п. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Если камеральная проверка в большей степени касается данных бухгалтерского учета, при выездной проверке исследованию подвергаются также многие документы кадровой службы организации (перечислены в таблице на стр.

Как проверить свой пенсионный счёт онлайн

43). Специалисты территориального органа ПФР рассматривают их в рамках общей ревизии, чтобы оценить достоверность сведений о трудовом стаже и зарплате персонала, которые представляет работодатель (п. 7 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Примерный перечень документов, которые может потребовать Пенсионный фонд при проверке*

Для выявления работников, имеющих и не имеющих страховые пенсионные свидетельства

Для проверки сведений остаже работников

Для проверки индивидуальных сведений о выплатах, начисленных работникам

– Штатное расписание;

– список внештатных работников;

– список сотрудников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;

– информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников;

– договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);

– приказы (о приеме на работу, прекращении трудового договора)

– Приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора;

– личные карточки;

– штатное расписание;

– график отпусков;

– табели учета рабочего времени;

– акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы;

– документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;

– списки сотрудников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;

– трудовые книжки работников

– Расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;

– лицевые счета работников;

– кассовые документы;

– банковская документация;

– личные карточки налогоплательщика

* Методические рекомендации, утвержденные постановлением Правления ПФР от 30 января 2002 г. № 11п.

По продолжительности выездная проверка не должна превышать двух месяцев (если проверяют филиал или представительство компании – одного месяца). Основанием для такой проверки является решение руководителя отделения ПФР по месту нахождения организации, которую будут инспектировать. Рассмотрим правила выездной проверки подробнее.

Как проходит выездная проверка

Закон не обязывает проверяющих Пенсионного фонда сообщать работодателям о планируемой ревизии, поэтому выездная проверка вполне может стать для компании неожиданностью. Чтобы вы могли удостовериться в полномочиях контролеров, сначала они должны предъявить вам решение о проведении проверки и свои служебные удостоверения (ст. 36 Закона № 212-ФЗ). Затем проверяющие, как правило, вручают уполномоченному лицу работодателя – обычно генеральному директору или главному бухгалтеру – письменное требование о представлении документов, где перечислены все бумаги, нужные для проверки. Их надо передать проверяющим в виде копий, которые заверил генеральный директор, его заместитель или другой уполномоченный сотрудник. Если это необходимо, у вас могут попросить и подлинники. На подготовку всех бумаг работодателю отводится 10 дней со дня вручения требования (п. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Как правило, всегда просят предъявить учредительные документы компании (устав). Другие бумаги, которые могут понадобиться специалистам ПФР, представлены в таблице на стр. 43.

Если по каким-то причинам вы не можете представить документы в 10-дневный срок, следует сообщить об этом проверяющим письменно и с указа¬нием обстоятельств – тогда срок может быть продлен (п. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

В течение двух месяцев проверяющие будут тщательно исследовать ваши документы и расчеты, сверяя их со своими данными. Заметим, что специалисты фонда имеют право проверять работу организации только за три календарных года, предшествующих году проверки (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При необходимости выездная проверка приостанавливается на срок до шести, а в отдельных случаях до девяти месяцев. Такое решение принимает руководитель отделения ПФР, назначивший ревизию. Например, это может понадобиться, если работодатель не успевает в краткие сроки собрать все нужные документы.

Если при оценке пенсионных прав сотрудников в крупной компании их индивидуальные сведения вызовут сомнения, то проверка может проводиться сплошным порядком (п. 7 Методических рекомендаций ПФР).

Что проверяют в отделе кадров

Большой блок выездной проверки ПФР – ревизия данных о стаже и заработке сотрудников – проходит в кадровой службе организации. Если персонал вашей компании составляет не более 30 человек, то индивидуальные сведения будут проверять по всем работникам. В организациях с большей численностью персонала ревизия может быть выборочной – проверяются не менее 7 процентов от общего числа работающих. Причем выборка должна включать все категории работников организации (руководители, специалисты, рабочие) со всеми видами заработной платы (повременная, в процентах от выручки, долях от прибыли, на основе тарифных ставок и т. д).

Сначала проверяют индивидуальные сведения работников, выходящих на пенсию или достигающих пенсионного возраста в течение ближайших двух лет, причем особое внимание уделяют тем, кто имеет право на льготную пенсию. Затем проверяющие изучают сведения об остальных сотрудниках. После того как по спискам работников будет установлена их фактическая численность на момент проверки, специалисты ПФР приступят к выяснению, у кого из сотрудников есть пенсионные свидетельства, а кто не имеет этого документа. Для этого они изучат штатное расписание, приказы о приеме и увольнении, трудовые и гражданско-правовые договоры, а в итоге составят списки работников, имеющих и не имеющих страховые свидетельства.

Чтобы проверить сведения о трудовом стаже персонала, сотрудники пенсионного фонда рассмотрят первичные документы по учету кадров – приказы о приеме, переводе и увольнении, штатное расписание, график отпусков, личные карточки, табели учета рабочего времени, а также трудовые книжки. Если в организации есть работники, у которых идет специальный стаж (например, педагогический, медицинский, за вредные условия труда), проверяющие обратят внимание на правильный подсчет и оформление именно этого стажа. Результаты проверки сведений о стаже и заработке персонала будут отражены в общем акте проверки ПФР.

Образец решения о проведении выездной проверки ПФР.

Комментарий бухгалтера

Ирина ВОЛЧУГОВА, бухгалтер ООО «Ново-Строй» (г. Иркутск):

– Расчет в Пенсионный фонд по начисленным и уплаченным страховым взносам с 1 января 2010 года организации готовят по новой форме – РСВ-1 ПФР*. В этом расчете отражаются взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Поскольку расчет основывается на данных бухгалтерского учета, его готовит бухгалтерия. О том, как заполнять форму расчета, подскажет рекомендуемый порядок, который размещен на сайте Пенсионного фонда (www.pfrf.ru) в разделе «Работодателям». Представлять расчет в ПФР нужно ежеквартально, до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Первый раз мы сдавали такой отчет до 1 мая 2010 года (за I квартал 2010 г.). Следующий предстоит подготовить и представить в ПФР до 2 августа (1-е число – выходной). В эти же сроки кадровики должны сдать и отчетность по персонифицированному учету за первое полугодие 2010 года**. По новым правилам в этом году два отчетных периода для представления сведений персонифицированного учета: полугодие и календарный год. Сведения по итогам 2010 года нужно представить в ПФР до 1 февраля 2011 года.

* Утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н.

** Часть 12 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ.

Последствия проверки

Сразу после того как выездная проверка будет завершена, контролеры напишут справку о проведенной проверке. Затем им дается два месяца на то, чтобы составить акт проверки. Его должны подписать как проверяющие, так и уполномоченный сотрудник организации, которую инспектировали. Если он откажется подписать акт, на документе сделают соответствующую отметку. В течение пяти дней после подписания акта его должны вручить под роспись уполномоченному сотруднику проверяемой организации.

Решение о привлечении к ответственности по результатам проверки ПФР вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его работодателю (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Работодатель может и не согласиться с выводами проверяющих, которые зафиксированы в акте. Тогда он вправе написать возражения и в течение 15 дней со дня получения акта представить их в отделение Пенсионного фонда, которое проводило проверку. Лучше будет, если к возражениям приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность выводов и претензий плательщика страховых взносов (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Когда истечет срок на обжалование акта, руководитель отделения ПФР в течение 10 дней вынесет решение по результатам проверки и установит, есть ли в действиях работодателя признаки правонарушений. Если они имеются, фонд может привлечь организацию к ответственности. В решении руководителя ПФР указывается размер выявленной недоимки и пеней, а также штраф, который организация должна будет уплатить в Пенсионный фонд (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

* Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

* Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (утверждены постановлением Правления ПФР от 30 января 2002 г.

№ 11п).

** Формы документов, которые составляются при проверке ПФР, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов».

Опубликовано на Audit-it.ru

Любой бухгалтер, формируя отчетность для контролирующих органов, старается выверить данные до последней точки, чтобы не допустить ошибок. Тем более, что в 2018 году ошибки могут стоить дорого. Например, за недостоверные сведения в СЗВ-М выпишут штраф в 500 рублей за каждое застрахованное лицо. В этой статье подробно рассмотрим, как избежать ошибок в формах для Пенсионного фонда России, а также какие сервисы использовать для проверки отчетов ПФР онлайн бесплатно.

Какие отчеты нужно сдавать в ПФР в 2018 году

С переходом страховых взносов под контроль Федеральной налоговой службы перечень отчетности в Пенсионный изменился. Теперь страхователи обязаны предоставлять следующую информацию:

  1. СЗВ-М — информация о застрахованных лицах. Ежемесячная форма, сдается не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
  2. Сведения о стаже по всем сотрудникам.

    Как узнать в каком НПФ я состою?

    Ежегодная форма, в которой страхователь направляет сведения о трудовом стаже своих сотрудников, а также граждан, работающих по гражданско-правовым или авторским договорам. Отчитаться следует до 1 марта следующего года.

  3. Информация о стаже физического лица. Формируется по индивидуальному запросу представителей ТОПФР. Одной из форм такой отчетности является СЗВ-К — сведения о стаже застрахованного лица до 31.12.2001.
  4. Корректировки за прошедшие периоды. Несмотря на то, что администрирование и отчетность по страховому обеспечению передано в ФНС, исправлять ошибки в РСВ-1 за 2016 и более ранние периоды придется через ПФР. После проверки и принятия корректировки сотрудники Пенсионного фонда самостоятельно оповестят налоговиков об изменениях.
  5. Информация о дополнительно начисленных страховых взносах и прочие сведения.

Проверка отчетности ПФР онлайн

Для плательщиков страховых взносов с численность менее 25 человек допустимо предоставление отчетной документации на бумажных носителях. Остальные же организации должны отчитываться только электронно. Если нарушить данное условие, учреждение оштрафуют на 1000 рублей.

Проверить отчетность перед отправкой необходимо всем страхователям, независимо от вида сдачи (на бумаге, электронно), и вот почему:

  1. Неверный отчет не примут, а если его не пересдать, то от штрафа не уйти.
  2. Форму с ошибкой могут принять, но за недостоверные сведения грозит штраф 500 рублей за каждое застрахованное лицо.
  3. Ошибочная информация требует исправления: формирования корректирующих бланков, траты времени.

Исключить такие проблемы просто, для этого необходимо проверить отчетность в ПФР онлайн. Большое количество интернет-сервисов или приложений с удобными и несложными интерфейсами позволят быстро выявить и устранить неточности в отчетной документации.

Где проверить отчет ПФР онлайн без регистрации

Пенсионный фонд разработал специальные приложения: CheckXML и CheckPFR. Программы абсолютно бесплатные, находятся в свободном доступе в сети Интернет. Скачать приложение можно на официальном сайте ПФР. Для работы нужно скачать программу и установить ее на рабочем компьютере.

Проверочные программы от ПФР периодически обновляются, поэтому перед началом работы обязательно проверьте версию приложения. Если программу не обновить, то ошибки в отчетах могут остаться.

Чтобы исключить систематический контроль и обновление проверочных программ на рабочем компьютере, воспользуйтесь онлайн-сервисами. Например, «БухСофт Онлайн», «Контур.Экстерн», «Налогоплательщик Онлайн», «ТаксКом» и другие.

Пример проверки с помощью онлайн-сервиса

Рассмотрим, как проверить СЗВ-М. Для этого воспользуемся инструментом проверки отчетности ПФР через «Контур онлайн».

Шаг 1. Регистрироваться в системе совершенно не обязательно. Чтобы начать работу с системой, переходим по ссылке, которая расположена сразу под кнопкой «Регистрация».

Шаг 2. На открывшейся странице выбираем тип проверяемой отчетной формы. Для СЗВ-М нужно выбрать кнопку «Отчеты», для корректировок по страховым взносам — кнопку «РСВ-1».

Шаг 3. В диалоговом окне выбираем файл отчета. Проверка возможна только для форматов XML, другой формат загрузить в систему не удастся. Если файл подгрузился нормально, на открывшейся странице появятся информационные данные: наименование учреждения, период сдачи (месяц и год), а также название выбранного файла. Нажимаем кнопку «Проверка».

Шаг 4. Система сформирует результаты проверки (информацию об ошибках, наличие предупреждений, соответствие формату). Протокол можно раскрыть в новом окне, по ссылке.

Шаг 5. В протоколе, сформированном системой, подробно указаны все проблемы.

Исправьте и повторите проверку в системе. В Пенсионный фонд нужно отправлять файлы без ошибок.

Порядок проведения выездной проверки Пенсионным фондом

“Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности“, 2010, N 9

Порядок проведения выездной проверки Пенсионным фондом

В целях единообразия проведения выездных проверок Распоряжением Правления ПФР от 11.05.2010 N 127р утверждены Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее — Методические рекомендации). О том, какой порядок проведения выездных проверок ПФР предусматривает данный документ, мы расскажем в статье.

Порядок проведения мероприятий, целью которых является контроль за начислением, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регламентирован гл. 5 Закона о страховых взносах <1>. Согласно п. 3 ст. 33 данного Закона такой контроль осуществляют:

— ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФОМС;

— ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.

———————————
<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“.

Контрольные мероприятия осуществляются посредством проведения контролирующими органами камеральных и выездных проверок (ст. 33 Закона о страховых взносах).

Планирование выездной проверки

Выездная проверка территориальными органами ПФР проводится на основании составленного плана-графика, утверждаемого руководителем (п. 2.1 Методических рекомендаций). В нем в соответствии с п. 2.2 Методических рекомендаций указывается:

— наименование плательщика страховых взносов, его ИНН, КПП;

— период, за который проводится выездная проверка;

— срок проведения выездной проверки;

— структурное подразделение территориального органа ПФР (должностное лицо), ответственное за проведение выездной проверки.

Перед началом срока, определенного планом-графиком выездных проверок, руководителем территориального органа ПФР выносится решение о проведении выездной проверки плательщика страховых взносов по форме 9-ПФР <2>, в котором указываются реквизиты проверяемой организации (п. п. 3.1 — 3.3 Методических рекомендаций).

———————————
<2> Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н “Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов“ (далее — Приказ N 957н).

Решение выносится в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается плательщику страховых взносов (уполномоченному представителю плательщика страховых взносов), второй экземпляр приобщается к материалам выездной проверки (п. 3.5 Методических рекомендаций).

Место проведения выездной проверки

Как определено п. 4.1 Методических рекомендаций и п. 1 ст. 35 Закона о страховых взносах, выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на его территории (в помещении). Однако, если у организации отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, последняя может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов, в данном случае — по месту нахождения территориального органа ПФР.

Обращаем внимание руководителей, что в соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций доступ на территорию или в помещение проверяемой организации специалистов территориального органа ПФР, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется только при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя о проведении выездной проверки плательщика страховых взносов.

Период проведения выездной проверки

В соответствии с п. 9 ст. 35 Закона о страховых взносах и ст. 5.1 Методических рекомендаций в рамках выездной проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Период, за который проводится проверка, рассчитывается ПФР исходя из целого числа расчетных периодов. При этом согласно п. 5.2 Методических рекомендаций выездную проверку территориальным органам ПФР рекомендуется назначать не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период.

В случае если выездная проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией плательщика страховых взносов, она проводится независимо от времени предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 5.3 Методических рекомендаций).

Срок проведения выездной проверки

Срок проведения проверки всегда волнует проверяемое лицо. Согласно нормам, изложенным в п. 11 ст. 35 Закона о страховых взносах и п. 6.1 Методических рекомендаций, выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. При проведении выездной проверки обособленного подразделения ее срок не может превышать одного месяца.

В соответствии с п. 6.2 Методических рекомендаций срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке по форме 12-ПФР, утвержденной Приказом N 957н.

Порядок проведения выездной проверки

Основные моменты проведения выездной проверки подробно изложены в п. п. 7.1 — 7.4 Методических рекомендаций. В ходе осуществления контрольного мероприятия специалисту территориального органа ПФР рекомендовано проверять, анализировать, сопоставлять документы и информацию, имеющую значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Какие документы могут быть затребованы в ходе выездной проверки организации территориальным органом ПФР? Специалистам фонда рекомендовано ознакомиться со следующими документами:

— учредительные документы (устав и (или) учредительный договор);

— приказ об утверждении учетной политики, действующей в проверяемом периоде;

— лицензии, действующие в проверяемом периоде;

— расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование за проверяемые периоды;

— бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;

— регистры бухгалтерского и налогового учета за проверяемый период, в том числе главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости;

— трудовые, гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами, действующие в проверяемом периоде;

— банковские и кассовые документы за проверяемый период;

— первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности.

Каков порядок истребования документов для проведения контрольного мероприятия? Истребование документов осуществляется посредством вручения проверяемой организации (ее представителю) Требования о представлении документов по форме 14, утвержденной Приказом N 957н.

При получении требования плательщик страховых взносов в течение 10 рабочих дней осуществляет подбор необходимых документов, которые должны быть заверены подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. Передача пакета документов должна быть произведена на основании описи, заверенной обеими сторонами.

Обратите внимание! Пункт 7.2 Методических рекомендаций запрещает требование от проверяемой организации нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятие подлинников документов. Ознакомление специалистов территориального органа ПФР с подлинниками документов осуществляется на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения территориального органа ПФР.

Как поступить, если указанного времени для подбора необходимых документов недостаточно и учреждение не успевает их подготовить в течение 10 рабочих дней? Если плательщик страховых взносов не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 рабочих дней, то на следующий день после получения требования о представлении документов он обязан отправить письменное уведомление о невозможности представления в назначенные сроки документов с указанием причин. В уведомлении следует отразить сроки, в течение которых это требование будет исполнено.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР вправе на основании его продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме 15, утвержденной Приказом N 957н.

На что обращает внимание ревизор при проведении проверки? В ходе проверки документов специалистом будут проверены:

— полнота устранения выявленных предыдущей выездной проверкой нарушений законодательства об обязательном пенсионном и медицинском страховании, а также наличие в проверяемом периоде нарушений, аналогичных нарушениям, выявленным предыдущей проверкой (в случае, если такие нарушения имели место);

— соответствие показателей, отраженных в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование, данным бухгалтерского учета;

— полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование.

Если в ходе проверки будут выявлены нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, то проверяющим будут осуществлены:

— подбор документов, подтверждающих отдельно каждый факт выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании;

— доначисление сумм страховых взносов;

— формирование предложения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения, а также об устранении выявленных нарушений законодательства об обязательном социальном страховании.

Копии документов по каждому выявленному факту нарушения законодательства приобщаются к материалам проверки.

Оформление результатов выездной проверки

В соответствии с п. 23 ст. 35 Закона о страховых взносах и п. 8.1 Методических рекомендаций по окончании выездной проверки, в последний ее день, специалистами территориального органа ПФР составляется справка о проведенной проверке по форме 12-ПФР, утвержденной Приказом N 957н, в двух экземплярах.

Первый экземпляр справки вручается организации (ее уполномоченному представителю), второй экземпляр приобщается к материалам проведенной выездной проверки.

Далее в течение двух месяцев со дня оформления справки о проведенной проверке специалист территориального органа ПФР, проводивший проверку, составляет в двух экземплярах акт выездной проверки по форме 17-ПФР, утвержденной Приказом N 957н (п. 2 ст. 38 Закона о страховых взносах).

Согласно п. 8.3 Методических рекомендаций акт выездной проверки подписывается специалистами территориального органа ПФР, проводившими проверку, и плательщиком страховых взносов (его представителем), в отношении которого проводилась проверка. В случае отказа лица, в отношении которого проводилось контрольное мероприятие, подписать акт выездной проверки специалистом территориального органа ПФР делается соответствующая запись в акте выездной проверки.

Первый экземпляр акта вручается плательщику страховых взносов (его представителю) в течение пяти рабочих дней с даты его подписания под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

В случае уклонения организации от получения акта проверки этот факт фиксируется в указанном акте, который направляется по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения организации.

Обратите внимание! В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма (п. 4 ст. 38 Закона о страховых взносах).

Если учреждение не согласно с выводами и предложениями, отмеченными в акте проверки, вправе ли оно их опровергнуть? Организация, в отношении которой проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальные органы ПФР письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом она вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 5 ст. 38 Закона о страховых взносах).

Вынесение решения по результатам выездной проверки

Перед вынесением окончательного решения о виновности или невиновности учреждения, в отношении которого проводилась выездная проверка, акт проверки, а также письменные возражения по нему рассматриваются руководителем территориального органа ПФР. Срок для рассмотрения — 10 дней со дня истечения 15-дневного срока, данного лицу на ознакомление с актом проверки. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 1 ст. 39 Закона о страховых взносах и п.

Выездные проверки ПФР: что проверят?

9.2 Методических рекомендаций).

Рассмотрение материалов проверки может производиться при участии представителя юридического лица, в отношении которого проводилась данная проверка. При этом руководитель территориального органа ПФР должен письменно известить о времени и месте рассмотрения материалов по результатам проверки. Стоит отметить, что присутствие лица не является его обязанностью, то есть материалы проверки могут быть рассмотрены и в его отсутствие (п. 9.3 Методических рекомендаций).

Итоги рассмотрения материалов проверки организация вправе обжаловать в срок, который указан в решении территориальных органов ПФР (п. 11 ст. 39 Закона о страховых взносах).

Привлечение к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах

Особенности привлечения к ответственности и ее виды определены в гл. 6 Закона о страховых взносах. Что касается выездных проверок, проводимых ПФР, то организация данной работы приведена в Методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Правления ПФР N 120р <3>.

———————————
<3> Распоряжение Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р “Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда РФ по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах“.

Так, данным документом установлено, в частности: при привлечении плательщиков страховых взносов к ответственности территориальные органы ПФР должны исходить из того, что:

— обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика страховых взносов в его совершении, возлагается на территориальные органы ПФР;

— никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения;

— основанием для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является установление факта совершения данного нарушения решением территориального органа ПФР, вступившим в силу;

— привлечение плательщика-организации к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ;

— привлечение плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы страховых взносов и пени.

Таким образом, чтобы применить наказание к проверяемой организации, нужно представить доказательства ее вины и подкрепить их соответствующими документами, выводами и обоснованиями.

С.Валова

Редактор журнала

“Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности“

Подписано в печать

30.08.2010

Как проверить пенсионные накопления по СНИЛС?

Периодичность и сроки проведения камеральной проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)

Внимание

С 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в соответствии с нормами НК РФ.

В то же время территориальные органы ПФР и ФСС РФ продолжают проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до этой даты. В прежнем порядке также представляются в Фонды расчеты по страховым взносам за 2016 год и уточненные расчеты за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст.ст. 20 и 23 Федерального закона от 03.07.2016 N250-ФЗ).

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее — Закон N 212-ФЗ).

Основанием проведения камеральной проверки является факт подачи отчетности по страховым взносам (ч. 1 ст. 34 Закона N 212-ФЗ). Соответственно, периодичность проведения камеральных проверок страховых взносов определяется исходя из периодичности представления расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам.

Срок проведения камеральной проверки — в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Указанный срок исчисляется со дня, следующего за датой представления соответствующего отчета (ч.

Пенсионный фонд проверяет пенсионеров на мошеннические действия с приостановкой выплат

2 ст. 34, ч. 2 ст. 4 Закона N 212-ФЗ).

Возможность продления и/или приостановления срока камеральной проверки законодательством о страховых взносах не предусмотрена.

Трехмесячный срок, отведенный для проведения камеральной проверки, является пресекательным. Проведение проверки за пределами этого срока суды нередко признают грубым нарушением процедуры проведения проверки, влекущим недействительность вынесенного по ее итогам решения о привлечении к ответственности (см., например, постановления ФАС Московского округа от 20.04.2012 N Ф05-3269/12, Одиннадцатого ААС от 18.07.2013 N 11АП-10151/13, А72-1755/2013, Четырнадцатого ААС от 22.01.2013 N 14АП-9961/12).

Внимание

При проведении камеральных проверок ФСС РФ проверяющие руководствуются также Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей, утвержденными постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110 (далее — Методические указания ФСС РФ).

В п. 6 Методических указаний ФСС РФ установлены другие сроки проведения камеральных проверок ФСС РФ:

— при проведении камеральной проверки отчетности — два месяца со дня представления страхователем отчетности в отделение (филиал отделения) Фонда;

— при выделении средств страхователям — 10 рабочих дней со дня представления страхователем всех необходимых документов.

Вместе с тем Методические указания ФСС РФ являются подзаконным актом и утверждены до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, поэтому применяются они в части, не противоречащей порядку проведения проверок, определенному Законом N 212-ФЗ.

А поскольку Закон 212-ФЗ не содержит исключений по срокам проведения проверок, суды не находят нарушений процедуры проверки, если проверка проведена ФСС РФ в пределах трехмесячного срока, в том числе и при обращении страхователя о выделении необходимых средств (см., например, постановление Тринадцатого ААС от 11.03.2013 N 13АП-1403/13).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *