Проверка росприроднадзора

Проверка росприроднадзора

Поправки в Положение о федеральном государственном экологическом надзоре устанавливают, что в целях применения Росприроднадзором риск-ориентированного подхода используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, необходимо отнести к одной из категорий риска. Эта обязанность возложена на территориальные органы федеральной службы.

По факту плановые проверки объектов будут проводиться в зависимости от присвоенной категории риска. Для тех, которые относятся к категории чрезвычайно высокого риска, проверка будет проводиться один раз в год, для категории высокого риска — один раз в 2 года; категории значительного риска — один раз в 3 года. Объекты, отнесенные к категории среднего риска, будут проверять не чаще чем один раз в 4 года, а объекты категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут. Что же касается самого риск-ориентированного подхода, то переход контрольно-надзорных органов на эту «умную» модель проверок был официально закреплен кабмином еще в августе прошлого года.

Зарубежный опыт говорит: такая модель проверок используется в большинстве развитых стран. А ее применение позволило сократить общее количество проверок на 30-90 процентов.

И Роспотребнадзор в 2016 году сократил число своих плановых проверок на 45 процентов по сравнению с 2014 годом. А на 2017 год запланировал на 56 процентов меньше проверок, чем три года назад.

Основной принцип в том, что общее количество плановых проверок не должно увеличиваться, напомнил первый вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Корочкин.

В будущем опасные объекты должны проверяться дистанционно, с помощью датчиков, считают эксперты

«Система приводится в более правильное состояние, когда тот, кто действительно представляет угрозу, проверяется чаще, чем тот, от кого угрозы меньше. При этом современные методы контроля позволяют наблюдать за объектами дистанционно — и к этому надо стремиться в будущем», — обозначил перспективы эксперт.

Кстати

Производителей возьмут под особый контроль

Производители товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, обязаны отчитаться в территориальный орган Росприроднадзора о выполнении норматива утилизации или уплатить экологический сбор.

Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Артемом Сидоровым дано поручение территориальным органам Росприроднадзора о еженедельной и непрерывной отчетности по результатам работы с производителями на местах. В том числе о количестве возбужденных административных дел.

В отдельных случаях будут приниматься решения о передаче дел в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Особое внимание будет уделено производителям, не отчитавшимся до настоящего времени.

Всегда ли инспекторы действуют на законных основаниях? Обратим внимание на нарушения со стороны проверяющих, которые могут быть поводом для обращения в суд.

Отношения в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проверках регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

Проверки, которые проводит контролирующий орган, порядок их организации, основания, цели, предмет, виды, а также формы используемых при этом бланков должны соответствовать действующему законодательству РФ и ведомственным нормативным правовым актам.

— Реклама —

Рассмотрим основные нарушения, которые допускают контролирующие органы при организации и проведении проверок, оформлении их результатов.

Приказ на проведение плановой или внеплановой выездной проверки

Возможные нарушения:

▸приказ о проведении проверки составлен таким образом, что у проверяемого лица могут возникнуть сомнения относительно того, какая именно проверка и на каких правовых основаниях будет проведена;
▸приказ содержит указание на проверку соблюдения лицензионных требований, которая не включена в ежегодный сводный план проведения плановых проверок на сайте Генеральной прокуратуры РФ (нарушение ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
▸основания в приказе для внеплановой проверки, в том числе для проверки соблюдения лицензионных требований, не соответствуют ст. 10 Закона № 294-ФЗ;
▸при издании приказа нарушены требования п. 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ (в части требования представления документов, не относящихся к предмету проверки, например по соблюдению лицензионных требований, притом что в предмете проверки лицензионный контроль не значится);
▸приказ не соответствует требованиям ст. 14 Закона № 294-ФЗ и утвержденной типовой форме (не имеет ссылок на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок, содержит неверное указание времени проверки);
▸в приказе нарушены требования ч. 2, 3 ст. 13, п. 6 ст. 15 Закона № 294-ФЗ (в части превышения установленных сроков проведения проверки);
▸основания для проведения внеплановой проверки указаны с нарушением требования ч. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, то есть основания отсутствуют, подтверждающие документы для включения предприятия в перечень выборочных контрольных мероприятий не представлены;
▸приказ не учитывает ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, а именно указанные в качестве основания для издания приказа доводы не соответствуют конкретному закрытому перечню оснований для продления проверки — «исключительных случаев, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований»;
▸для издания приказа вместо регламентированных требованиями закона «мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора)» используются ходатайства, письма, служебные записки должностных лиц, иногда даже не участвующих в проверке;
▸приказ требует представления документов из перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р, то есть документов, которые контролирующие органы должны получать самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им учреждений;
▸приказ содержит указание на проверку документов, утративших силу;
▸приказ содержит требования, не относящиеся к деятельности предприятия, а также отсутствующие в действующем законодательстве РФ, что нарушает права хозяйствующего субъекта и возлагает на него не предусмотренные законодательством обязательства (например, представить материалы инвентаризации объектов использования, обезвреживания отходов).

Порядок проведения выездной проверки

К нарушениям со стороны контролирующих органов относятся:

1) ненадлежащее уведомление предприятия о предстоящей проверке;

2) отбор проб из сред, не указанных в приказе на проверку. Например, в приказе указано «при проведении проверки необходимо с привлечением экспертной организации отобрать пробы сточной воды», однако должностными лицами проводится отбор проб природной (подземной) воды из наблюдательных скважин, предназначенных для контроля состояния грунтовых вод. Данные действия не были указаны в приказе на проверку, однако именно для завершения исследований таких проб грунтовой воды госорганом был издан приказ о продлении проверки;

3) невозможность определить фактическое время проведения проверки, то есть материалы проверки не содержат сведений, когда именно (дата и время) сотрудники административного органа находились у проверяемого лица.

Важно

О фактическом времени проведения проверки:
▸согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, срок выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней, согласно ч. 2 указанной статьи в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 ч для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год;
▸продолжительность плановых выездных проверок малых предприятий и микропредприятий должна складываться из времени непосредственного нахождения проверяющих по месту нахождения проверяемого лица и (или) по месту фактического осуществления им деятельности (порядок проведения выездной проверки определен ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Кроме того, в данный срок не должно включаться время подготовки выездной проверки, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся по месту нахождения проверяемого лица и (или) по месту фактического осуществления им деятельности.

Если представленные административным органом документы содержат противоречивые сведения в отношении начала, окончания проверки, из которых не представляется возможным определить ее фактическую продолжительность, то такая проверка считается проведенной с грубым нарушением требований ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 20 этого закона влечет за собой отмену результатов проверки. Данная позиция подтверждена Определением от 16.01.2017 № 303-АД16−18 538 по делу № А37−1936/2015 Верховного суда РФ;

4) в журнале учета проверок предприятия, как и в акте проверки, только дат начала и окончания проверки общего времени проведения проверки в часах.

В связи с этим не представляется возможным установить, в какие дни и часы в отведенный проверке период сотрудники госоргана осуществляли, в частности, рассмотрение представленных предприятием документов и материалов, натурное обследование объектов ведения хозяйственной деятельности и другие мероприятия, перечисленные в приказе на проверку. При этом из представленных госорганом документов по материалам проверки не представляется возможным определить, например, точную фактическую продолжительность проверки в отношении субъекта малого предпринимательства, что в силу ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением установленного порядка.

5) истребование документов по неограниченному перечню.

Довод должностных лиц госоргана о том, что «законодательство непосредственно не содержит нормы, определяющей перечень документов, на истребование которых имеет право контролирующий орган, в силу чего этот перечень может определяться ситуационно на основании необходимости и достаточности, с учетом указанного в распоряжении о проведении проверки перечня мероприятий, необходимых для проведения в рамках проверки», свидетельствует о несоблюдении госорганом Закона № 294-ФЗ. Основная цель этого закона — защита прав юридических лиц при проведении проверок и снижение уровня необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, сокращение коррупционной составляющей контрольно-надзорных мероприятий.

При этом ст. 14 Закона № 294-ФЗ устанавливает, что приказ о проверке должен содержать перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Данный перечень должен содержать только конкретные документы, наличие которых определено действующим законодательством. Перечень должен быть понятным, чтобы предприятие могло исполнить требования приказа по представлению документов в течение срока проведения проверки.

Доводы должностных лиц, проводящих проверку, о своих неограниченных полномочиях как в истребовании документов (неопределенного перечня), так и по времени их истребования свидетельствует о несоблюдении госорганом Закона № 294-ФЗ.

Иногда представление предприятием не всех дополнительно запрошенных документов становится основанием для продления проверки. Такие действия госоргана также являются нарушением Закона № 294-ФЗ, поскольку в процессе проверки должностные лица могут запрашивать только документы, перечисленные в приказе о проверке.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона № 294-ФЗ «запрос документов» не относится к мероприятиям по контролю;

6) отсутствие ссылок на нормы действующего законодательства РФ в запросах надзорного органа;

7) изменение формы проведения проверки.

Действия должностных лиц по оформлению в ходе выездной проверки письменных запросов на представление предприятием заверенных копий документов по месту нахождения госоргана фактически являются изменением формы проведения проверки (с выездной на документарную) и ее предмета, поскольку в рамках требований ст. 12 Закона 294-ФЗ все время выездной проверки должностные лица должны находиться на проверяемой территории и изучать представленные документы. В соответствии со ст. 11 Закона № 294-ФЗ именно при документарной проверке оформляются запросы представления заверенных копий документов, которые затем рассматриваются должностными лицами по месту нахождения органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

При несоблюдении установленного порядка в силу ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления хозяйствующего субъекта.

Также в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Предписания и представления по результатам проверок

Предписания об устранении выявленных нарушений и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, должны:

▸соответствовать требованиям законодательства;
▸содержать конкретные указания, четкие и понятные формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения;
▸исключать возможность двоякого толкования;
▸быть реально исполнимыми в установленный контролирующим органом срок;
▸содержать ссылки на конкретную норму нормативных правовых актов (на статьи, части, пункты и подпункты документов).

Аналогичные позиции указаны в постановлении Седьмого Арбитражного апелляционного суда по делу № А02−2157/2017, а также в решении Арбитражного суда по делу № А12−20 130/2013 и подтверждены Верховным судом Российской Федерации в Определениях от 21.10.2015 по делу № 306-КГ15−12 748, от 22.05.2017 по делу № А07−6666/2016, от 17.01.2017 по делу № А07−6665/2016.
Перечисленные в статье нарушения госорганов при проведении проверок позволили предприятиям оспорить их результаты. На сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (arbitr.ru) можно ознакомиться с материалами судебных дел № А63−7966/2018, № А63−3908/2017, № А63−5758/2019 и др.

Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга совместно с Департаментом Росприроднадзора по СЗФО проведена рейдовая проверка в городе Красное Село.

Специалистами сектора экологии Отдела благоустройства и дорожного хозяйства администрации 18.08.2017 совместно с инспекторами в области охраны окружающей среды отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по СЗФО проведена проверка информации о загрязнении р. Дудергофка в районе д. 53 по Линейной ул. (город Красное Село).

По результатам обследования 50-м участка акватории р. Дудергофка напротив домов 49, 51 и 53, лит. А признаков загрязнения водного объекта хозяйственно бытовыми сточными не выявлено – вода в реке прозрачная, донные отложения светло-серого цвета и соответствующий налёт на водной растительности отсутствовали, специфический запах неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод не ощущался. На осмотренном участке территории береговых или заглублённых выпусков сточных вод не обнаружено, открытых водоотводных канав, по которым мог бы осуществляться сток неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, не выявлено.

Администрация Красносельского района разъясняет, что собственникам частных домовладений, не имеющими договора водоотведения с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», надлежит оборудовать выпуски сточных вод от домов/бань/хозяйственных построек локальными очистными сооружениями или герметичными емкостями для сбора и последующего вывоза жидких отходов. Сброс неочищенных сточных вод от домов в водоотводные канавы улично-дорожной сети города или на рельеф местности является нарушением требований Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утверждённых Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 961 от 09.11.2016. За данное нарушение для физических лиц предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей (п. 1 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»).

О выявлении фактов загрязнения водных объектов в результате сброса сточных вод или иных отходов производства и потребления (в том числе грунтов) вы можете сообщить в адрес уполномоченных исполнительных органов государственной власти:

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (Чайковского ул., 20, Санкт-Петербург, 191123, dep@kpoos.gov.spb.ru)

Текст: Новости Красносельского района Санкт-Петербурга Фото: Новости Красносельского района Санкт-Петербурга Разделы: Администрация Новости и анонсы О районе Тэги: Красносельский район, Рейд, Река Дудергофка

Государственный экологический надзор осуществляется в форме проверок, которые проводятся в соответствии с планами, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) и уполномоченными органами, а также в форме внеплановых проверок при соблюдении прав и законных интересов организаций и граждан.

Проверка – это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Оповещение о проверке

Надзорный орган должен уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о предстоящей плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала.

О внеплановой проверке надзорный орган должен уведомить не менее чем за 24 часа до ее начала.

Как долго длится проверка?

Срок проведения документарной и выездной проверки составляет не более двадцати рабочих дней. Однако, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц надзорного органа, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен на срок до 20 рабочих дней для малых предприятий и до 15 часов для микропредприятий.

Если юридическое лицо ведет деятельность на территории нескольких субъектов РФ, то срок проведения проверки устанавливается для каждого филиала/представительства/подразделения, при этом общий срок проверки должен составлять не более шестидесяти рабочих дней.

Какие документы проверяются в ходе экологической проверки?

Единого утвержденного перечня документов для экологической проверки, которые предприятия должны предоставить надзорным органам – нет.

Каждое предприятие в соответствии с видом осуществляемой деятельности и видами негативного воздействия на окружающую среду самостоятельно определяет, какие организационно-распорядительные, обосновывающие, разрешительные, плановые и отчетные документы должны быть разработаны на основании требований законодательства в области окружающей среды.

Экологическая документация в зависимости от характера и условий воздействия предприятия на окружающую среду подразделяется на:

  • документацию по охране атмосферного воздуха;
  • документацию по охране поверхностных вод;
  • документацию по обращению с отходами производства и потребления;
  • документацию по обеспечению экологической безопасности предприятия.

Какими правами обладает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в ходе проведения проверки?

Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», руководитель или иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа государственного надзора, органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии законодательством РФ;
  • привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Когда ждать проверку?

Планы и корректировки планов контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора представлены на официальном сайте Федеральной службы в сфере природопользования http://rpn.gov.ru/node/51.

Как подготовиться к проверке Росприроднадзора?

Если вы нашли вашу компанию в плане проверок, то уже наверняка задаетесь вопросом: Вся ли необходимая экологическая документации разработана на предприятии?

Ответить на этот вопрос помогут специалисты нашей компании, которые обладают большим опытом работы с экологической документацией и взаимодействия с Росприроднадзором.

Мы поможем вам подготовиться в проверке:

  • Проанализируем деятельность вашего предприятия и определим перечень нужной экологической документации.
  • Проведем оценку соответствия уже имеющейся у вас документации предъявляемым требованиям в области охраны окружающей среды.
  • Устраним ошибки и недоработки в имеющейся документации.
  • Разработаем недостающие документы.
  • Проведем оценку соответствия предприятия предъявляемым требованиям на месте.
  • Выработаем рекомендации по устранению нарушений по месту нахождения предприятия.
  • Окажем юридическую поддержку непосредственно в ходе проверки Росприроднадзором, что исключит неправомочные действия со стороны должностных лиц.

При обращении в нашу компанию, вы исключите риск приостановки деятельности, наступления административной ответственности и наложения штрафов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *