Работодатель как физическое лицо

Работодатель как физическое лицо

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Представители работодателей

Полномочный представитель работодателя — руководящая должность, представляющая интересы работодателя и несущая ответственность за принятия решений на переговорах.

Полномочный представитель работодателя — руководящая должность, представляющая интересы работодателя и несущая ответственность за принятия решений на переговорах в соответствии с законами, правовыми и нормативными актами.

Кто может быть представителем работодателя

Представителями может называться:

  • уполномоченное лицо, руководитель организации, при этом ссылка на учредительные документы является обязательной (так называемый, локальный уровень социального партнерства);
  • объединения работодателей (высший уровень социального партнерства);
  • делегированное лицо, находящееся в трудовых отношениях и несущее ответственность за порученные функции: подписание договоров, принятие на работу персонала.

Последний вид представительства подтверждается приказом руководителя. Все делегированные полномочия могут быть указаны в трудовых договорах. В ином случае, они являются не действительными и представитель вправе не нести ответственность за качество их выполнения и выполнение в целом.

Стоит отметить, что представителем не может называть себя:

  • работник, который не является сотрудником организации;
  • орган или организация, которые возглавляет работодатель, лично проводя финансирование.

Полномочия представителя

Так как представители работодателей являются субъектами трудового права, они могут участвовать в правовых отношениях и нести полную ответственность за выполняемые действия. Все полномочия передаются путем обращения в соответствующие органы профсоюза с заявлением о представлении трудовых интересов работника.

Полномочия могут включать в себя:

  • проведение коллективных переговоров, разрешение возникших споров и принятие конечных решений;
  • участие в управлении организацией;
  • заключение или корректировка трудовых договоров;
  • права на участие в принятии нормативных актов.

Зачастую полномочия устанавливаются исходя из выполняемых трудовых функций сотрудника, и вправе регулироваться не только начальником, но и подчинённым. Ряд функций, включающий в себя профессии, штатное расписание, определенную квалификацию и способности, имеет все права организовывать рабочий процесс и считается действительным только при наличии трудового договора с работником.

Полномочия представителя должны быть утверждены решением полномочного органа, представленного в лице юриста, либо оформлены доверенностью работодателя.

Также, подтвердить полномочия представителя могут любые учредительные документы организации, приказы и положения о распределении обязанностей в компании, локальные нормативные акты организации при наличии в них указания всех полномочий сотрудника.

Права и обязанности

Права и обязанности юридического лица (работодателя) осуществляются уполномоченными органами и в установленном ТК РФ порядке, законами, правовыми и нормативными актами и другими учредительными документами.

В права представителей входит:

  • полная защищенность от неправильной работы и несоответствия трудовых отношений со стороны начальника;
  • принятие определенных мер по устранению возникших нарушений;
  • возможность расторжения трудового договора в случае нарушений и обмана начальника;
  • самостоятельно принимать решения на коллективных переговорах.

Обязанности представителей равны вышеуказанным полномочиям. Они зависят от трудовых отношений и договоренностей и являются обязательными к выполнению, в случае заключения трудового договора.

Кроме общепринятых прав и обязанностей существуют и те, которые будут обговорены между начальником и подчиненным до начала работы в организации. Они в обязательном порядке должны прописываться в трудовом договоре.

Ответственность представителя работодателя

Ответственность представителей, в первую очередь, подразумевает ответственность за правонарушения, которых подразделяются по трудовому кодексу на четыре группы:

  • правонарушение, связанное с уголовной ответственностью;
  • административное правонарушение;
  • гражданско-правовое;
  • правонарушение, связанное с нормативно-трудовым правом.

Штрафы и санкции за правонарушение должны быть установлены судом и зависят от степени нарушения ответственности. Оценка правонарушений действительна и абсолютно одинакова, как для представителя, так и для самого руководителя. Они имеют одинаковую, правовую ответственность за содеянные действия.

В случае нарушения или отказа от выполнения своих должностных обязанностей проводится судовое расследование для выяснения причин и вынесения приговора. Если одна из сторон отказывается участвовать в выяснении возникшего конфликта, то такое поведение влечет за собой штраф размером от 10 до 30 минимальных заработных плат.

Представители работодателя также привлекаются к дисциплинарной ответственности за:

  • уклонение от примирительных мер;
  • объявление забастовки и нежелания идти на компромиссы;
  • отказ от проведения конференций или переговоров.

Нести полную имущественную ответственность имеют право только представители, имеющие права юридического лица.

Виды представительства

Представительства работодателей могут подразделяться по уровням:

  • уровень организации (один работодатель делегирует права и обязанности своему подчиненному, возглавляет интересы организации);
  • вышестоящие уровни (объединение двух и более работодателей (профессиональные союзы или профсоюзные организации) с одной общей целью, представляющее интересы и друг друга на переговорах, принимающее важные решения трудовых вопросов).

Также представительства бывают:

  • законные (возглавляет закон либо устанавливаются на основании актов органов местного самоуправления или государственных органов);
  • добровольные (основанные на договоре между работодателем и его представителем. К ним относятся коммерческие предприятия и доверенности).

Объединение работодателей

Объединение работодателей – организация, не являющаяся коммерческой, созданная с целью воссоединения общих интересов юридических и физических лиц, защиты своих членов во взаимоотношениях с государственными органами и органами местного самоуправления на добровольной основе работодателей. Цели и направления своей деятельности, а также их виды определяются работодателями самостоятельно без всякого принуждения.

Такие организации имеют свои права и полномочия. Представлены они в лице нескольких работодателей и вправе выполнять следующие действия:

  • участвовать и вносить предложения по корректировке нормативно-правовых актов;
  • вставать на защиту своих членов, представляя их законные интересы;
  • вносить коррективы в трудовых и социальных отношениях, а также сформировывать единую позицию в дебатах об экономических отношениях, отстаивать ее во взаимоотношениях с органами государственной власти, профсоюзами и местным самоуправлением;
  • проводить консультации с вышеуказанными органами по решению трудовых вопросов, а также для получения дополнительной информации, которая необходима для контроля за выполнением соглашений и ведения коллективных переговоров;
  • содействовать увеличению объемов производства, новых рабочих мест и повышению конкурентоспособности предприятия;
  • участвовать в прогнозировании потребностей экономики в кадрах, являющихся квалифицированными специалистами в своей области, а также в разработке общеобразовательных государственных стандартов, перечне специализаций и профессий.

Новая редакция Ст. 20 ТК РФ

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для целей настоящего Кодекса работодателями — физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее — работодатели — индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей — индивидуальных предпринимателей;

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее — работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

В случаях, предусмотренных частями восьмой — десятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя — юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Комментарий к Статье 20 ТК РФ

Статья 20 Трудового кодекса РФ содержит определение сторон трудовых отношений. Так, например, работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель же — это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В нынешней редакции данной статьи также определены:

— возраст, начиная с которого физическое лицо (гражданин) вправе вступить в трудовые отношения с работодателем (юридическим или физическим лицом), — 16 лет или меньше в некоторых случаях, установленных российским законодательством;

— лица, относящиеся к категории «работодатель — физическое лицо», являющиеся индивидуальными предпринимателями и не являющиеся таковыми, т.е. физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания или помощи по ведению хозяйства;

— лица, имеющие право на заключение трудовых договоров с работниками: заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме;

— лица, при определенных обстоятельствах несущие дополнительную ответственность по обязательствам третьих лиц, вытекающим из трудовых отношений, в которых состоят последние с наемными работниками.

Другой комментарий к Ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудового отношения признаются работник и работодатель.

2. Работник представляет собой физическое лицо, заключившее трудовой договор с работодателем и на этом основании вступившее с ним в трудовое правоотношение.

Для осуществления акта вступления в трудовые отношения и приобретения статуса работника каждое физическое лицо должно обладать трудовой правосубъектностью, все параметры которой трудовое законодательство не раскрывает. В то же время личный характер трудовых правоотношений (см. ст. 15 ТК РФ и комментарий к ней) определенно требует, чтобы лицо, заключающее трудовой договор, обладало как минимум фактической и юридической способностью самостоятельно осуществлять тот труд, который составляет содержание его трудовой функции, определяемой трудовым договором. При этом под фактической способностью к труду следует понимать наличие у потенциального работника физических, интеллектуальных и волевых качеств, образующих в совокупности его общую и специальную трудоспособность. Об отсутствии такой фактической трудоспособности могут свидетельствовать инвалидность работника, а также его малолетний возраст. В свою очередь, под юридической способностью к труду понимается обладание физическим лицом рядом формальных признаков, предусматриваемых законодательством, которые предоставляют ему право выполнять данный вид трудовой деятельности. К признакам такого рода относятся: а) возраст физического лица; б) наличие у него специального образования или специальной подготовки; в) обладание, в случае необходимости, гражданством РФ, допуском к данной работе; г) отсутствие медицинских противопоказаний к выполняемой работе либо судебных запретов на занятие соответствующей деятельностью и пр.

Детальную регламентацию трудовое законодательство адресует только одному элементу трудовой правосубъектности — минимальному возрасту работника. По общему правилу вступление в трудовые отношения допускается с лицами, достигшими 16 лет. В случаях, предусмотренных законом, допускается прием на работу лиц, достигших 15 лет, или учащихся, достигших 14-летнего возраста, а также заключение трудового договора с малолетними, не достигшими 14 лет, для участия в создании и исполнении произведений в организациях кинематографии, цирках, театральных и концертных организациях (см. ст. 63 ТК РФ и комментарий к ней).

В то же время законодательство не содержит общего запрета на вступление в трудовые правоотношения лиц, достигших некоего предельного возраста. Имеются лишь отдельные исключения из этого правила, касающиеся, например, государственных служащих, которым установлен предельный возраст в 65 лет для пребывания на государственной гражданской службе (ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Кроме того, ректором вуза или деканом факультета может быть лицо по общему правилу не старше 65 лет (Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

3. В качестве работодателя могут выступать как физические, так и юридические лица.

Физическое лицо может выступать работодателем в трех случаях, когда оно: осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; использует труд другого физического лица в целях отправления неких публичных функций, исполняемых на основании государственной регистрации и (или) лицензирования (например, в качестве частного нотариуса, адвоката); использует труд другого физического лица в своем потребительском хозяйстве в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства в качестве, например, таких домашних работников, как няня, домашняя хозяйка, домоправитель, гувернер (или гувернантка), секретарь и т.п.

Полная трудовая правосубъектность работодателей — физических лиц связывается:

а) для индивидуальных предпринимателей — с актом государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) для лиц, осуществляющих определенные публичные функции, — с получением официального статуса частного нотариуса или адвоката;

в) для лиц, применяющих труд других лиц в своем личном потребительском хозяйстве, — с достижением возраста 18 лет и (или) наличием полной гражданской дееспособности, позволяющей каждому физическому лицу не только совершать юридически значимые действия, но и нести ответственность за исполнение (неисполнение) вытекающих из них обязанностей.

Физические лица, достигшие 18 лет и имеющие самостоятельный доход, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания или помощи по ведению домашнего хозяйства лишь с письменного согласия попечителей.

Физические лица, достигшие 18 лет и имеющие самостоятельный доход, но признанные судом недееспособными, не имеют права самостоятельно заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания или помощи по ведению домашнего хозяйства. Такие договоры заключаются за них их опекунами.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе заключать трудовые договоры с работниками для личного обслуживания и помощи в ведении домашнего хозяйства при двух условиях: а) наличии собственного заработка, стипендии или иных доходов; б) согласии своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). Эти же законные представители несут дополнительную юридическую ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений несовершеннолетних работодателей, включая обязательства по выплате заработной платы.

4. Для многих российских работников в качестве работодателей выступают организации, обладающие статусом юридического лица.

Трудовое законодательство не раскрывает признаков юридического лица, поскольку они являются субъектами главным образом гражданского права. Согласно же ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Трудовая правосубъектность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, осуществляемой в порядке, предусмотренном законом (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»). Трудовая правосубъектность организации — юридического лица является общей в том смысле, что ее объем не зависит от целей и задач, ради которых создана данная организация. Объем прав, обязанностей и ответственности имеет равный масштаб применительно ко всем работодателям — юридическим лицам. В то же время на работодателя могут быть возложены дополнительные обязанности в соответствии с соглашением любого уровня, коллективным договором или трудовым договором. Однако в силу тех же правовых актов работодатель не может приобретать дополнительные права, которые могут обернуться для его работников дополнительными обязанностями, мерами ответственности либо основанием для снижения уровня их трудовых прав и гарантий в сравнении с законодательством и иными нормативными правовыми актами.

5. Наряду с физическими и юридическими лицами закон предоставляет возможность выступать в качестве работодателей иным субъектам, наделенным в установленных законом случаях правом заключать трудовые договоры. Так, поскольку в силу гражданского законодательства (гл. 5 ГК РФ) Российская Федерация и ее субъекты могут принимать участие в имущественном обороте наряду с физическими и юридическими лицами, субъекты РФ и Федерация в целом могут выступать и в качестве работодателей.

Законодательство не предоставило право заключать трудовые договоры обособленным структурным подразделениям организации (филиалам, представительствам, агентствам), не обладающим правами юридического лица. Такие обособленные структурные подразделения организации не могут выступать в качестве самостоятельных работодателей. Во всех случаях они действуют в трудовых отношениях только от имени юридического лица в целом.

6. Статья 20 предусматривает, что права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются:

а) физическим лицом, являющимся работодателем;

б) органами управления юридического лица (организации) в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами;

в) иными лицами, уполномоченными органами юридического лица в том же порядке.

Если работодателем является физическое лицо, оно обычно и осуществляет самостоятельно все права и обязанности работодателя. В то же время, например при значительных масштабах деятельности индивидуального предпринимателя, он может поручить выполнение всех или части функций работодателя другому физическому лицу на основании надлежаще оформленной доверенности.

Реализация правосубъектности работодателем — юридическим лицом (организацией) осуществляется, как правило, через свои единоличные или коллегиальные исполнительные органы.

В том случае, когда функции работодателя реализуются единоличным органом юридического лица (организации), объем его полномочий определяется в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица и трудовым договором (см. ст. 274 ТК РФ и комментарий к ней). Этот же порядок может применяться в отношении членов коллегиального исполнительного органа юридического лица, с которыми также заключены трудовые договоры (см. ст. 281 ТК РФ и комментарий к ней).

Единоличный, а равно коллегиальный исполнительный орган юридического лица вправе поручать исполнение части своих полномочий другим работникам, как правило, из числа руководящего персонала организации. Такое перераспределение компетенции должно предусматриваться учредительными документами юридического лица и оформляться изданием соответствующего распорядительного акта (приказа или распоряжения единоличного исполнительного органа, постановления или решения коллегиального исполнительного органа).

7. Часть 12 комментируемой статьи воспроизводит положение ст. 120 ГК, согласно которой учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Комментируемая статья дополняет приведенное положение ГК РФ указанием на аналогичную обязанность работодателей — казенных предприятий, а также тем, что собственник (учредитель) учреждения или казенного предприятия несет дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, в порядке, установленном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако такой порядок пока не определен.

В общие правила включены права работника по обращению в суд за разрешением трудового спора. Сроки обращения определены как три месяца со дня нарушения договора. Это в том числе касается споров о признании трудовыми отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора.

Также даны разъяснения по оформлению трудовых отношений и их основаниям. Так, следует исходить не только из наличия (отсутствия) тех или иных гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т. п., но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений.

Если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения подразумевается и трудовой договор считается заключенным.

Работодатель-физлицо может предусмотреть в трудовом договоре дополнительные основания его прекращения помимо установленных Трудовым кодексом РФ. Но они не должны быть дискриминационными.

В соответствии с частью пятой статьи 20 ТК РФ работодателями, на которых распространяются положения главы 48 ТК РФ, являются:

  • ИП без образования юридического лица;
  • нотариусы, адвокаты;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • физические лица, которые нанимают персонал для обслуживания и ведения домашнего хозяйства.

Процессуальные вопросы

Трудовые споры по заявлениям работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, подлежат разрешению судами в порядке гражданского судопроизводства. К таким спорам можно отнести, например, споры:

  • о признании трудовыми отношений, возникших на основании фактического выхода работника смену, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен;
  • о признании трудовыми отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора;
  • о возложении на работодателя обязанности оформить трудовой договор;
  • о возложении на работодателя обязанности внести записи в трудовую книжку, в том числе в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем;
  • о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск и (или) иных сумм и процентов (денежной компенсации) за нарушение сроков выплаты этих денежных сумм и др.

Иски работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту его жительства или по месту жительства, нахождения работодателя.

Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

По общему правилу, работник, работающий у работодателя – физического лица или у работодателя – субъекта малого предпринимательства, имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ).

Также установлены специальные сроки обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров, а именно по спорам об увольнении работник вправе обратиться в суд:

  • в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;
  • в течение одного года по спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат.

Комментарий к Ст. 20 Трудового кодекса РФ

1. Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудового отношения признаются работник и работодатель. При этом работником следует считать физическое лицо, заключившее трудовой договор с работодателем и на основании этого вступившее с ним в трудовое правоотношение. Для вступления в трудовые отношения и приобретения статуса работника каждое физическое лицо должно обладать трудовой правосубъектностью, все параметры которой трудовое законодательство не раскрывает.

Личный характер трудовых правоотношений (см. ст. 15 ТК РФ и комментарий к ней) требует, чтобы такое лицо обладало как минимум фактической и юридической способностью самостоятельно осуществлять трудовую функцию, определяемую трудовым договором. Под фактической способностью к труду понимается наличие у потенциального работника физических, интеллектуальных и волевых качеств, образующих в совокупности его общую и специальную трудоспособность (об отсутствии такой трудоспособности могут свидетельствовать инвалидность работника, а также его малолетний возраст), а под юридической способностью к труду — обладание физическим лицом рядом предусматриваемых законодательством формальных признаков, которые предоставляют ему право выполнять данный вид трудовой деятельности.

К признакам такого рода относятся: а) возраст физического лица; б) наличие у него специального образования или специальной подготовки; в) обладание в случае необходимости гражданством РФ, допуском к данной работе; г) отсутствие медицинских противопоказаний к выполняемой работе либо судебных запретов на занятие соответствующей деятельностью и проч.

Трудовой кодекс определяет в качестве элемента трудовой правосубъектности минимальный возраст работника. Как правило, вступление в трудовые отношения допускается с лицами, достигшими 16 лет, но в случаях, предусмотренных законом, допускается прием на работу лиц, достигших 15 лет, или учащихся, достигших 14-летнего возраста, а также не достигших 14 лет малолетних, участвующих в создании и исполнении произведений в организациях кинематографии, цирках, театральных и концертных организациях (см. ст. 63 ТК РФ и комментарий к ней).

Трудовой кодекс не предусматривает какого-либо общего предельного возраста вступления в трудовые правоотношения. Однако федеральные законы устанавливают такие ограничения применительно, например, к государственным служащим, которым предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе установлен в 60 лет с возможностью продления срока гражданской службы с согласия гражданского служащего до достижения им возраста 65 лет, а для отдельных категорий гражданских служащих — до 70 лет (ч. 1 ст. 25.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

2. В качестве работодателя вправе выступать как физическое, так и юридическое лицо. Физическое лицо может быть работодателем в трех случаях: 1) осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) использует труд другого физического лица в целях отправления неких публичных функций, исполняемых на основании государственной регистрации и (или) лицензирования (например, в качестве частного нотариуса, адвоката); 3) использует труд другого лица в своем потребительском хозяйстве в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (няня, домоправитель, гувернер и т.п.).

Трудовая правосубъектность этих работодателей возникает по следующим основаниям: а) акт государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя; б) получение статуса частного нотариуса или адвоката; в) достижение возраста 18 лет и (или) приобретение полной гражданской дееспособности, позволяющей каждому физическому лицу не только совершать юридически значимые действия, но и нести ответственность за исполнение (неисполнение) вытекающих из них обязанностей, в том числе за применение труда других лиц в своем личном потребительском хозяйстве.

Физические лица, достигшие 18 лет и имеющие самостоятельный доход, но ограниченные судом в дееспособности, тоже вправе заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания или помощи по ведению домашнего хозяйства, но лишь с письменного согласия попечителей. Лица, достигшие 18 лет и имеющие самостоятельный доход, но признанные судом недееспособными, не вправе самостоятельно заключать такие трудовые договоры с работниками, поэтому они заключаются за них опекунами. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе заключать указанные трудовые договоры при соблюдении двух условий: 1) наличие собственного заработка, стипендии или иных доходов; 2) согласие своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). При этом данные представители несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений несовершеннолетних работодателей, включая обязательства по выплате заработной платы.

3. Однако большинство работодателей в России — организации, обладающие статусом юридического лица. Трудовой кодекс не раскрывает признаков юридического лица, поскольку они являются преимущественно субъектами гражданского права, определение которым дано в ст. 48 ГК РФ. Согласно указанной статье юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Трудовая правосубъектность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, осуществляемой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом она является общей в том смысле, что для всех работодателей устанавливается равный объем прав, обязанностей и ответственности, независимо от целей и задач, ради которых создана та или иная организация. В то же время на любого работодателя могут быть возложены дополнительные обязанности в соответствии с соглашениями, коллективным или трудовым договором. Однако в силу тех же актов работодатель не может приобретать дополнительные права, которые в состоянии обернуться для его работников дополнительными обязанностями, мерами ответственности либо снижением уровня трудовых прав и гарантий в сравнении с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами.

4. Наряду с физическими и юридическими лицами ТК РФ предоставляет возможность выступать в качестве работодателей иным субъектам, наделенным в установленных законом случаях правом заключать трудовые договоры (например, органам, представляющим те или иные ветви публичной власти). Вместе с тем это право не предоставлено филиалам, представительствам или агентствам как обособленным структурным подразделениям организации, не обладающим правами юридического лица. Все эти структурные подразделения организации не могут выступать в качестве самостоятельных работодателей и потому действуют в трудовых отношениях всегда от имени юридического лица в целом.

5. Комментируемая статья предусматривает, что права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: а) физическим лицом, являющимся работодателем; б) органами управления юридического лица (организации) в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами; в) иными лицами, уполномоченными органами юридического лица; г) иными лицами, уполномоченными на это федеральным законом.

Если работодателем является физическое лицо, то оно само обычно и осуществляет все права и обязанности работодателя. При больших масштабах своей деятельности индивидуальный предприниматель может поручить выполнение всех или части своих функций другому лицу на основании надлежаще оформленной доверенности. В отличие от него реализация правосубъектности работодателем — юридическим лицом (организацией) всегда осуществляется через его единоличные или коллегиальные исполнительные органы. При этом в случае, когда функции работодателя осуществляются физическим лицом как единоличным органом, объем его полномочий определяется в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица и трудовым договором (см. ст. 274 ТК РФ и комментарий к ней). Тот же порядок применяется и в отношении членов коллегиального исполнительного органа юридического лица, которые также могут наделяться соответствующими полномочиями в силу заключаемых с ними трудовых договоров (см. ст. 281 ТК РФ и комментарий к ней). В свою очередь, как единоличный, так и коллегиальный исполнительный орган юридического лица вправе перепоручать исполнение части своих полномочий другим работникам, как правило, из числа руководящего персонала организации. Такое перераспределение компетенции должно основываться на учредительных документах организации и оформляться распорядительным актом (приказом или распоряжением единоличного исполнительного органа, постановлением или решением коллегиального исполнительного органа).

6. Часть 12 комментируемой статьи применяется во взаимосвязи с нормами гражданского законодательства, устанавливающими субсидиарную ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица. В частности, ГК РФ устанавливает субсидиарную ответственность собственника имущества казенного предприятия по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 6 ст. 113), собственника имущества частного или казенного учреждения по обязательствам такого учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 4 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23). В указанных случаях собственник имущества юридического лица несет субсидиарную ответственность и по обязательствам последнего, вытекающим из трудовых отношений.

1. Работодатель имеет право:

1) на свободу выбора при приеме на работу;

2) изменять, дополнять, прекращать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом;

3) издавать в пределах своих полномочий акты работодателя;

4) создавать и вступать в объединения (ассоциации, союзы) в целях представительства и защиты своих прав и интересов;

5) требовать от работников выполнения условий трудового, коллективного договоров, правил трудового распорядка и других актов работодателя;

6) поощрять работников, налагать дисциплинарные взыскания, привлекать работников к материальной ответственности в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) на возмещение ущерба, нанесенного работником при исполнении трудовых обязанностей;

8) обращаться в суд в целях защиты своих прав и законных интересов в сфере труда;

9) устанавливать работнику испытательный срок;

10) обеспечивать работникам профессиональную подготовку, переподготовку и повышение их квалификации в соответствии с настоящим Кодексом;

11) на возмещение своих затрат, связанных с обучением работника, в соответствии с настоящим Кодексом;

12) на обращение за рассмотрением индивидуального трудового спора последовательно в согласительную комиссию, суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

13) на получение из единой системы учета трудовых договоров сведений о трудовой деятельности претендентов (с их предварительного согласия) и работников.

2. Работодатель обязан:

1) соблюдать требования трудового законодательства Республики Казахстан, соглашений, коллективного, трудового договоров, изданных им актов;

2) при приеме на работу заключать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

3) требовать при приеме на работу документы, необходимые для заключения трудового договора, в соответствии со статьей 32 настоящего Кодекса;

4) предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором;

5) своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами, актами работодателя;

6) знакомить работника с правилами трудового распорядка, иными актами работодателя, имеющими непосредственное отношение к работе (трудовой функции) работника, и коллективным договором;

7) рассматривать предложения представителей работников и предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров, а также контроля за их выполнением;

8) вести коллективные переговоры в порядке, установленном настоящим Кодексом, заключать коллективный договор;

9) обеспечивать работникам условия труда в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами;

10) обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей, за счет собственных средств;

11) предоставлять информацию уполномоченному органу по вопросам занятости в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о занятости населения;

12) выполнять предписания государственных инспекторов труда;

13) приостанавливать работу, если ее продолжение создает угрозу жизни, здоровью работника и иных лиц;

14) осуществлять обязательное социальное страхование работников;

15) страховать работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей;

16) предоставлять работнику ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск;

17) обеспечить сохранность и сдачу в государственный архив документов, подтверждающих трудовую деятельность работников, и сведений об удержании и отчислении денег на их пенсионное обеспечение и обязательное социальное страхование;

18) предупреждать работника о вредных и (или) опасных условиях труда и возможности профессионального заболевания;

19) принимать меры по предотвращению профессиональных рисков на рабочих местах и в технологических процессах, проводить профилактические работы с учетом производственного и научно-технического прогресса;

20) вести учет рабочего времени, в том числе сверхурочных работ, во вредных и (или) опасных условиях труда, на тяжелых работах, выполняемых каждым работником;

21) возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работника, при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан;

22) беспрепятственно допускать должностных лиц уполномоченного государственного органа по труду и местного органа по инспекции труда, представителей работников, технических инспекторов по охране труда для проведения проверок состояния безопасности, условий и охраны труда в организациях и соблюдения законодательства Республики Казахстан, а также для расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний;

23) обеспечить ведение реестров или других документов, определяемых работодателем, в которых указываются фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и дата рождения работников моложе восемнадцати лет;

24) осуществлять сбор, обработку и защиту персональных данных работника в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите;

25) осуществлять внутренний контроль по безопасности и охране труда;

26) создавать согласительную комиссию в порядке, установленном настоящим Кодексом;

26-1) предоставлять работнику отпуск для прохождения скрининговых исследований с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы в порядке и объеме, определенном законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения;

27) вносить информацию о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях и (или) дополнениях, содержащих сведения, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 4), 5) и 13) пункта 1 статьи 28 настоящего Кодекса, в единую систему учета трудовых договоров в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду;

28) обеспечивать работникам равную оплату за равный труд, а также равные производственно-бытовые условия без какой-либо дискриминации.

3. Работодатель имеет иные права и исполняет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными законами РК от 02.07.2018 № 165-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.05.2020 № 321-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 07.07.2020 № 361-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 4. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Схема Способы защиты трудовых прав и свобод (ст. 352 ТК РФ) Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ Федеральная инспекция труда (ФИТ) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями Государственные инспекторы труда находятся под защитой государства, независимы от государственных органов и должностных лиц и подчиняются только закону Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд Основные права государственных инспекторов труда Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток (при наличии удостоверения) посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц запрашивать у работодателей и их представителей, органов власти и безвозмездно получать документы и объяснения, необходимые для выполнения своих функций изымать для анализа образцы материалов и веществ с уведомлением работодателя в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, и составлять соответствующий акт расследовать несчастные случаи на производстве предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, восстановлении нарушенных прав работников и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда (при наличии заключения государственной экспертизы) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве Государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, при обращении к нему профсоюзного органа или иного лица по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения Способы защиты трудовых прав и свобод (ст. 352 ТК РФ) Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права Способы защиты трудовых прав и свобод (ст. 352 ТК РФ) Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением трудового права в подведомственных организациях Способы защиты трудовых прав и свобод (ст. 352 ТК РФ) Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАДЗОРЫ Федеральные надзоры (ст. 366-369 ТК РФ) надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности Осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда: на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефте- и газодобывающей, химической, металлургической, нефтегазоперерабатывающей промышленности в геолого-разведочных экспедициях и партиях при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности Государственный санитарно-эпидемиологический надзор Осуществляет надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил Государственный энергетический надзор Осуществляет надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью Осуществляет надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности. Лица, осуществляющие надзор, обязаны доводить информацию о нарушении этих норм на проверяемых объектах до сведения работников и работодателей Работники органов надзора при исполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только закону Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами ПРАВО НА КОНТРОЛЬ Профессиональные союзы имеют право на контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением условий коллективных договоров, соглашений Общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, наделяемые полномочиями, определенными в положениях, утвержденных этими организациями. Межрегиональное или территориальное объединение организаций профессиональных союзов может создавать правовые и технические инспекции, действующие на основании положений, принятых в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского профессионального союза Работодатель учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации: при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в иных случаях, предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями Работодатель обязан создать условия для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации ТК РФ предоставляет гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций (освобожденным профсоюзным работникам и работникам, не освобожденным от основной работы) Судебная защита В соответствии со ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. ??Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры: ?по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; ?об отказе в приеме на работу лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций Профессиональные союзы имеют право на контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением условий коллективных договоров, соглашений Общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и техничес кие инспекции труда, наделяемые полномочиями, определенными в положениях, утвержденных этими организациями. Межрегиональное или территориальное объединение организаций профессиональных союзов может создавать правовые и технические инспекции, действующие на основании положений, принятых в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского профессионального союза Работодатель учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации: при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в иных случаях, предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями Работодатель обязан создать условия для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации ТК РФ предоставляет гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций (освобожденным профсоюзным работникам и работникам, не освобожденным от основной работы) Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать работодателей, у которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных норм трудового права и направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений, обязательные для рассмотрения проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций и работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях защищать права и законные интересы работников по возмещению вреда, причиненного их здоровью предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников Работодатель обязан в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения требования и принятых мерах осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов принимать участие в рассмотрении трудовых споров обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях актов, содержащих нормы трудового права, или сокрытии несчастных случаев на производстве принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, а также проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, и согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ ПРОФСОЮЗЫ И ПРИНЯТИЕ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ) РАБОТОДАТЕЛЬ Направляет в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, проект локального нормативного акта и обоснование по нему ВЫБОРНЫЙ ОРГАН, представляющий интересы всех или большинства работников Рассматривает проект и в течение пяти рабочих дней и направляет мотивированное мнение принять отклонить Дополнительные консультации в течение трех рабочих дней Начинает процедуру коллективного трудового спора или может обжаловать акт работодателя в государственную инспекцию труда или в суд Государственная инспекция труда В течение месяца производит проверку и при нарушении выдает предписание работодателю Оформляет согласованный акт Оформляет протокол разногласий и принимает акт Отменяет акт при получении предписания (при этом имеет право обжаловать это решение инспекции в вышестоящую инспекцию или в суд) (ст. 361 ТК РФ) Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами ПРОФСОЮЗЫ И РАСТОРЖЕНИЕ ТРУД. ДОГОВОРА Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ) РАБОТОДАТЕЛЬ ВЫБОРНЫЙ ОРГАН, представляющий интересы всех или большинства работников Направляет: проект приказа об увольнении по п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата, недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации, неоднократное неисполнение трудовых обязанностей) копии обосновывающих документов Рассматривает проект приказа в течение семи рабочих дней и направляет мотивированное мнение Согласие Несогласие Оформляет согласованный приказ Дополнительные консультации в течение трех рабочих дней Оформляет согласованный приказ Оформляет протокол разногласий и принимает решение по истечении 10 рабочих дней со дня направления проекта приказа, но не позднее месяца со дня получения мотивированного мнения (мнение, не представленное в срок, или немотивированное мнение не учитываются) Может обжаловать решение работодателя в государственную инспекцию труда и (или) в суд Выполняет предписание, но может обжаловать его в суд Государственная инспекция труда в течение 10 дней рассматривает вопрос и, если приказ незаконен, выдает предписание о восстановлении уволенного с оплатой Вынужденного прогула Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФСОЮЗОВ Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа (ст. 377 ТК РФ) Работодатель обязан: безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников: помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах) как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и нормативные правовые документы (если численность работников более 100 человек) Работодатель может: в соответствии с коллективным договором предоставить указанному органу в бесплатное пользование принадлежащие работодателю либо арендуемые им объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом плата за пользование этими объектами членами профессионального союза не должна быть ниже, чем для работников — не членов профсоюза Работодатель отчисляет: если предусмотрено коллективным договором, денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу ежемесячно перечисляет из заработной платы работников на счет профсоюзной организации по письменным заявлениям работников: членские взносы членов профсоюза (бесплатно) денежные средства из заработной платы работников — не членов профсоюза на условиях и в порядке, установленном коллективным договором, отраслевым (межотраслевым) соглашением Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором ГАРАНТИИ ВЫБОРНЫМ ОРГАНАМ Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы (ст. 374-376 ТК РФ) ОСВОБОЖДЕННЫМ ПРИ ИЗБРАНИИ от основной работы Освобожденный профсоюзный работник обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации работодателя в соответствии с коллективным договором После окончания срока полномочий освобожденному работнику предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя При невозможности ее предоставления в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием у работодателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев (в случае учебы или переквалификации — до одного года). При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза Время работы в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж НЕ ОСВОБОЖДЕННЫМ ПРИ ИЗБРАНИИ от основной работы Увольнение по п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата, недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации, неоднократное неисполнение трудовых обязанностей) руководителей (заместителей руководителя) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, ее подразделений (не ниже цеховых) допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. При его отсутствии увольнение производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ — Указанные члены выборных органов освобождаются от работы для участия в работе этих органов, а также для участия в качестве делегатов на конференциях и съездах на условиях, определенных коллективным договором, соглашением Самозащита трудовых прав работниками (ст. 379-380 ТК РФ) Работник в целях самозащиты трудовых прав, известив работодателя (своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя) в письменной форме, может отказаться от выполнения работы: не предусмотренной трудовым договором которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (кроме случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами) в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами На время отказа от этой работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права Работодатель (его представители) не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими само защиты трудовых прав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *