Районы крупнейших месторождений нефти на континентальном шельфе

Районы крупнейших месторождений нефти на континентальном шельфе

В России 1 января 2014 года вступили в силу поправки в законодательство, которые существенно повысили конкурентоспособность российских шельфовых проектов. Очередь — за последовательной долгосрочной государственной стратегией развития нефтегазового комплекса.

Ресурсы и перспективы

В совокупности начальные суммарные ресурсы месторождений континентального шельфа Российской Федерации по состоянию на сегодняшний день достигают 100 млрд тонн условного топлива, из которых 80% — природный газ, 15% — нефть, 3% — конденсат и 2% — растворенный газ. Наиболее перспективными районами освоения ресурсов углеводородов на ее арктическом шельфе признаны шельфы Баренцева, Карского и Печорского морей. К ресурсам российской части Баренцева моря достаточно высок интерес со стороны зарубежных инвесторов. ОАО «НК «Роснефть»» в 2013 году оформило партнерства по трем участкам с итальянской компанией «Эни» и норвежским «Статойлом».

Кроме того, «Роснефть» совместно с американской компанией «ЭксонМобил» ведет работы сразу на нескольких крупных участках Карского моря, первая поисковая скважина будет пробурена уже в этом году на участке Восточно-Приновоземельный-1. Освоение шельфовой части Крузенштернского месторождения планируется начать в 2026 году, а Ленинградского — в 2029 году, после чего начнутся работы на Русановском месторождении и на экваториальном продолжении Харасавейского месторождения. Далее планируются к разработке структуры вблизи побережья полуострова Ямал. Согласно расчетам, в совокупности добыча в данном регионе даст 200 млрд кубических метров газа в год, что позволит компенсировать снижение ресурсной базы на полуострове Ямал при использовании той же инфраструктуры.

Шельф Печорского моря содержит максимальную долю нефти в общем балансе углеводородного сырья континентального шельфа России — 42,2% и единственный из всех арктических содержит нефть. Первым российским проектом здесь стало Приразломное месторождение: в декабре 2013 года на нем была добыта первая нефть. Глубина моря в районе месторождения составляет 19–20 метров, запасы нефти — 72 млн тонн, что позволяет достичь годового уровня добычи 6,6 млн тонн.

Повышенное внимание государства к углеводородным ресурсам шельфа во многом связано с тем, что традиционные уникальные разрабатываемые регионы добычи, расположенные на суше, вступили в позднюю стадию разработки. Открытие новых регионов просто необходимо для поддержания уровня добычи. А он будет существенно снижаться, если не начать активную добычу на шельфе уже в ближайшие годы. В то же время освоение нефтегазовых ресурсов шельфа в современных условиях имеет смысл рассматривать как уникальную возможность для роста всей экономики страны. При разработке и реализации долгосрочной стратегии по освоению шельфовых месторождений, ориентированной на укрепление экономической мощи государства, возможно достижение мультипликативного эффекта, который обеспечит существенный рост ВВП страны в долгосрочной перспективе. При постепенной локализации производства возможно достичь рывка в развитии целой цепочки смежных отраслей (металлургии, кораблестроении, машиностроении, проектировании, строительстве и др.).

Только в рамках первых этапов реализации шельфовых проектов ожидаются заказы на десятки морских платформ, десятки ледоколов и танкеров, буровые суда, суда обеспечения и трубоукладчики. Будет создано более 100 тыс. новых рабочих мест, обеспечено развитие отстающих приморских регионов. Озвученный Правительством РФ и государственными нефтегазовыми компаниями высокий уровень локализации производства гарантирует российской промышленности заказы более чем на 15 трлн руб.

Примером того, как освоение шельфа вывело на принципиально новый уровень экономику отдельной страны, может служить опыт Норвегии. В этой стране грамотная и последовательная государственная политика в сфере морской добычи не только послужила толчком к экономическому росту, но и привела к формированию сильной отрасли обслуживающей промышленности, которая обеспечивает нужды внутренней нефтегазовой индустрии и при этом успешно конкурирует на мировых рынках.

Нефть, газ и налоги

Принципиальные особенности действующего Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» заключаются в установлении ограниченного перечня видов пользования недрами в отношении участков недр шельфа при их предоставлении в пользование. В нем закреплен принцип бесконкурсного и безаукционного предоставления участков недр в пользование, установлен жесткий порядок государственного контроля и надзора в сфере экологии и промышленной безопасности при пользовании участками недр континентального шельфа России.

Последним и наиболее значимым этапом в изменении законодательства, относящегося к регулированию недропользования на шельфе, следует признать принятие Федерального закона от 30 сентября 2013 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ». Поправки узаконили новый налоговый режим для месторождений шельфа, добыча на которых начнется не ранее 1 января 2016 года.

Анализ действующей системы налогообложения добычи нефти и газа на российском континентальном шельфе показывает следующее. Систему обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, образуют налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и ряд платежей, предусмотренных Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». Кроме того, при совершении экспортных операций с добытыми полезными ископаемыми уплачивается таможенная пошлина на условиях, установленных таможенным законодательством. Специальный налоговый режим установлен для лиц, с которыми были заключены соглашения о разделе продукции (СРП).

СРП регулируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для них, регулируется главой 26.4 части второй Налогового кодекса. Сторонники СРП утверждают, что это единственный способ гарантировать долгосрочную стабильность, но такое мнение не находит серьезной поддержки в Правительстве РФ. Вообще система СРП скорее используется либо в отстающих странах, либо как специальный режим поддержки малоэффективных месторождений, как, например, в Бразилии.

В настоящий момент в России действуют три соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях СРП («Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение»). За весь период их реализации было добыто 103 млн тонн нефти с конденсатом и 71,9 млрд кубических метров газа, а также произведено 36,9 млн тонн сжиженного газа. Объем экспорта углеводорода в стоимостном выражении вырос в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 7% и составил 560 млрд руб. При этом объем экспорта нефти снизился на 2%, а сжиженного природного газа возрос на 30%. Совокупные затраты с начала работ составили более 1,76 трлн руб., из которых 144 млрд — затраты 2012 года. Все затраты, подлежащие возмещению (1,57 трлн руб.), компенсированы государством в полном объеме. Доход государства за указанный срок составил более 512 млрд руб. Из них 320 млрд руб. поступило в федеральный бюджет и 192 млрд — в региональные бюджеты.

В рамках проведенной в 2013 году Счетной палатой РФ проверки деятельности операторов обнаружились существенные нарушения. В частности, выявлены неэффективное расходование средств, нарушения в отношении создания и передачи государству имущественных комплексов. Особое внимание следует обратить на выполнение требования по локализации производства. Привлечение российских подрядчиков составляет 75% по «Сахалину-1», 61% — по «Сахалину-2» и 95% — по «Харьягинскому месторождению». Однако зачастую контракты, заключенные с российскими организациями, на деле выполняются иностранными субподрядчиками. И пожалуй, ключевым минусом указанных проектов стало недополучение государством значительных доходов после резкого повышения цен на нефть. Формат СРП предусматривает превалирование международного законодательства над местным, что делает эту систему интересной скорее для иностранных инвесторов, нежели для страны — собственника ресурсов.

Вступившие в силу поправки в законодательство существенно повысили конкуренто-способность российских арктических проектов

Путь к переменам

До принятия Федерального закона № 268-ФЗ основным препятствием на пути освоения шельфовых месторождений было текущее фискальное законодательство. Налоговая составляющая в выручке проектов была настолько высокой, что терялся экономический стимул освоения сложных и капиталоемких проектов. Существовавший налоговый режим какое-то время был оправдан с точки зрения наполнения бюджета, но не годился для реализации новых крупномасштабных проектов. По подсчетам Минэнерго России, на разработке шельфа до принятия Федерального закона № 268-ФЗ недропользователь терял бы по 440 руб. c каждой тонны добытой нефти.

Расчеты экономической эффективности разработки шельфовых месторождений арктического региона показывали по большей части очень низкий уровень доходности, несоизмеримый с теми рисками, которые несет инвестор. Например, уровень доходности по нефтяному месторождению в Печорском море составлял порядка 6%, что значительно ниже аналогичных показателей в целом по нефтегазовой отрасли. Налоговая составляющая в выручке проекта была очень высокой (65%), и даже значительное сокращение затрат не привело бы к качественным улучшениям показателей экономики проекта. Было ясно, что без экономического стимулирования со стороны государства разрабатывать месторождение нерентабельно. Ранее применявшийся механизм в виде точечного льготирования тоже не подходил, инвестор требовал приемлемого уровня доходности и гарантий от ухудшения фискальных условий.

Партнеры «Роснефти» по совместным проектам на российском шельфе («ЭксонМобил», «Статойл» и «Эни») наверняка вышли бы из проектов или существенно пересмотрели условия сотрудничества, если бы фискальный режим не был значительно улучшен. Это их решение было бы оправдано тем, что, несмотря на более суровые природно-климатические условия, Россия предусматривала и более высокий уровень государственных изъятий, чем большинство других стран. Изначально решение указанных проблем было обозначено в распоряжении Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 443-р, которое предусматривало разработку нового фискального режима со следующими параметрами:

— отмена экспортной пошлины;

— гарантии неизменяемости фискальных параметров;

— дифференцированный по уровню сложности проекта роялти (НДПИ) на уровне от 30 до 5%;

— отмена налога на имущество;

— отмена ввозных пошлин на оборудование.

В итоге, как уже упоминалось, был принят Федеральный закон № 268-ФЗ, который установил новый режим для освоения шельфовых месторождений. Его характерные особенности таковы:

— налоговые каникулы по экспортной пошлине;

— НДПИ по уровню сложности проектов (от 30 до 1%);

— отмена налога на имущество и ввозных пошлин на оборудование;

— налог на прибыль в размере 20%;

— возможность переноса убытков на будущее.

По ряду позиций новый налоговый режим предусматривает улучшения в сравнении с распоряжением Правительства РФ № 443-р. От вывозной таможенной пошлины освобождаются не только углеводородное сырье, но и продукты технологического передела. Установлены пониженные ставки НДПИ при добыче природного газа и нефти (только для четвертой группы сложности), а также льготы по транспортному налогу. Кроме того, закон предусмотрел возможность отнесения безрезультатных геолого-разведочных затрат на последующие успешные проекты до момента достижения полного вычета (на один новый проект не более трети безрезультатных затрат).

В то же время Федеральный закон № 268-ФЗ преподнес одну неожиданность, четко обозначив каникулы по экспортной пошлине до 2032–2042 годов. Это оказалось сюрпризом для тех, кто ожидал полной отмены пошлины. Именно этот аспект был камнем преткновения в рамках обсуждения закона. Однако инвесторам данное ограничение имеет смысл рассматривать и с точки зрения тенденций отрасли: в результате принятия предложенного Минфином России налогового маневра начиная с 2014 года в целом по отрасли начинается постепенный переход от экспортных пошлин к НДПИ, и, таким образом, к обозначенному периоду фискальная модель, вероятно, будет иной.

Еще один положительный момент для инвестора можно усмотреть в том, что полная отмена экспортной пошлины оставляла бы больший соблазн правительству вернуть данный инструмент. Отрицательным же аспектом наличия каникул с позиции государства является то, что инвестор, во-первых, в определенных условиях будет стремиться к ускоренному извлечению запасов, что может быть неэффективным подходом с точки зрения рационального пользования недрами. Во-вторых, может отказаться от долгосрочных проектов в Восточной Арктики. Помимо чисто фискальных новый федеральный закон устраняет и другие законодательные барьеры. Среди них таможенные проблемы при осуществлении работ на шельфе, отсутствие законодательно подкрепленной практики использования сервисных контрактов на условиях риска, проблема с вычетом «входного» НДС, неопределенность правового регулирования в отношении искусственных островов, установок и сооружений.

Несмотря на более суровые климатические условия, Россия предусматривала и более крупные государственные изъятия, чем большинство других стран

Основа есть!

Пока сохраняются законодательные сложности, например, в части утилизации буровых отходов или чрезмерного количества разрешений на бурение. Есть и целый ряд неопределенностей в новом законодательстве — например, не описаны четкие механизмы по учету расходов на месторождениях, которые выйдут на промышленную добычу ранее срока и вопреки плану не попадут под действие закона. Вместе с этим важно отметить, что, несмотря на ряд прочих не проработанных в законодательстве вопросов, уже с 1 января 2014 года в России вступили в силу поправки, которые существенно повысили конкурентоспособность российских арктических проектов. Федеральный закон № 268-ФЗ заложил крепкое основание для развития морской нефтегазодобычи в нашей стране. Наряду с этим вероятное открытие Северного морского пути для судоходства в течение всего года приведет к появлению новой глобальной транспортной артерии. В таком случае Россия с ее огромными территориями обретет уникальную возможность для дальнейшего развития.

Для воплощения в жизнь амбициозной программы освоения морских ресурсов Правительству РФ сегодня необходимо прежде всего выработать последовательную долгосрочную государственную стратегию, выстроить развитие отраслей не в угоду отдельным интересам или компаниям, а в интересах всей экономики. В свою очередь и планы отдельных лидеров рынка (ОАО «НК «Роснефть»», ОАО «Газпром», ГК «ОСК») государство должно корректировать и увязывать с задачами отрасли и страны в целом.

корпоративное управление

Вчера группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП) объявила о покупке блокирующего пакета акций нижегородского ЦКБ «Лазурит». По оценкам аналитиков, сумма сделки составила $700-800 тыс. Участники отрасли полагают, что МНП могли заинтересовать гражданские проекты «Лазурита».

Сделка по покупке пакета в 25% плюс одна акция ОАО «ЦКБ ‘Лазурит'» состоялась в последних числах февраля 2006 года. Ранее блокпакет «Лазурита» принадлежал компании «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ). Представители ОМЗ и МНП говорят, что акции «Лазурита» МНП приобрела у ОМЗ не напрямую: продавцом выступил неназываемой паевой инвестиционный фонд. Сумму сделки по покупке акций ЦКБ в МНП не называют. По оценкам ИК «Финам», блокпакет «Лазурита» обошелся группе в $700-800 тыс.

Группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты» специализируется на судостроении и инжиниринге морских буровых платформ. Первоначально входила в ОМЗ, в мае 2004 года топ-менеджеры МНП выкупили у ОМЗ 85% акций. В группу входят завод «Красное Сормово» и завод «Нижегородский теплоход».

ОАО «ЦКБ ‘Лазурит'» основано в 1953 году для разработки глубоководных аппаратов. По данным предприятия, на начало 2005 года 49% его акций принадлежали ЗАО «Лазурит-НН», акционерами которого является ОАО «Лазурит» (24,2% акций) и его сотрудники.

Начальник отдела информации МНП Гульнора Нарзикулова заявила Ъ, что покупка акций ЦКБ «подведена к контракту с военно-морским флотом на модернизацию батискафа АС-28, потерпевшему аварию у берегов Камчатки». Предполагается, что ремонт аппарата завершится к середине 2007 года. Вместе с тем она подчеркнула, что покупка акций «Лазурита» не связана с намерением МНП развивать оборонное производство, поскольку «Лазурит» занимается не только военными проектами, но и разрабатывает комплексы по освоению месторождений газа и нефти. «Не уверен, что модернизация батискафа окупит покупку блокпакета, разве что у ЦКБ ‘Лазурит’ на подходе какой-то другой, более крупный контракт»,— полагает источник Ъ в судостроительной промышленности. Он напомнил, что основным заказчиком «Лазурита» в части разработки технологий по добыче и транспортировке газа выступает ОАО «Газпром».

МАРИЯ Ъ-КУЗНЕЦОВА, Нижний Новгород

За последние десять лет добыча углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке увеличилась в несколько раз. Ключевыми факторами роста стали льготные условия разработки месторождений, растущий спрос в странах АТР и инвестиции зарубежных компаний. В ближайшие пять лет добыча нефти в восточных регионах России, по оценке экспертов, увеличится на 20—30%, газа — в два раза.

Восточная Сибирь и Дальний Восток в последние годы стали играть важную роль в национальном производстве энергоресурсов, отмечают эксперты Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ в очередном «Энергетическом бюллетене». Развитие сырьевых проектов сопровождалось строительством экспортной инфраструктуры, ориентированной на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Ее крупнейшими объектами стали нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» и терминал СПГ в рамках проекта «Сахалин-2».

Рост добычи в восточных регионах страны и на шельфе был обеспечен за счет трех основных факторов. Во-первых, открытие новых крупных месторождений на Востоке и частичное сокращение производства в традиционных регионах нефтедобычи (Урал, Поволжье, Западная Сибирь). Во-вторых, введение льготных условий реализации проектов (НДПИ и экспортной пошлины) и софинансирование со стороны государства. В-третьих, близость к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), характеризующимся бурным ростом спроса на нефть и газ. На первоначальном этапе (в 1990-е гг.) положительную роль также сыграло использование соглашений о разделе продукции (СРП) при разработке проектов на шельфе острова Сахалин. В результате их реализации было обеспечено необходимое финансирование и применение иностранных технологий при разработке морских месторождений.

В настоящее время воплощается в жизнь ряд крупных проектов, ввод которых позволит укрепить роль региона в российском нефтегазовом комплексе. При этом основные факторы роста останутся теми же — близость к растущим рынкам сбыта (Китаю, Индии и другим странам АТР) и наличие налоговых льгот.

99% — на экспорт

В прошлом году в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока было добыто 69 млн т нефти и 47 млрд куб. м газа, что составляет 12,6 и 7,3% от национального показателя соответственно. За период 2007—2016 гг. объем добычи нефти увеличился в 4,4 раза, а газа — в пять раз. Столь высокие темпы роста были обеспечены благодаря вводу в строй новых проектов, преимущественно ориентированных на экспорт.

Более 99% добычи нефти и газа на востоке страны обеспечивается четырьмя регионами — Красноярским краем, Иркутской областью, Республикой Саха (Якутия) и Сахалинской областью (вместе с шельфом). При этом существует специализация регионов: преимущественно «нефтяными» являются Республика Саха (Якутия) и Иркутская область, а на остальных территориях нефть и газ занимают примерно одинаковые доли в структуре добычи.

Практически вся добываемая в Восточной Сибири нефть поступает в магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (далее — ВСТО), который обеспечивает поставки сырья на Дальний Восток и в Китай. Основными нефтяными месторождениями являются Ванкорское (Красноярский край, «Роснефть») и Верхнечонское (Иркутская область, «Роснефть»), которые в 2016 г. обеспечили около 75% суммарной добычи нефти в регионе.

Основным центром добычи газа на Дальнем Востоке является шельф острова Сахалин (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»), а добыча нефти развивается в Якутии. Газ с острова поставляется на экспорт (в сжиженном виде), часть углеводородов идет на внутреннее потребление Сахалинской области и других регионов Дальнего Востока (в том числе по газопроводу «Сахалин — Хабаровск — Владивосток»). Добываемая в Якутии нефть направляется в нефтепровод ВСТО.

Конкуренция растет, объем рынков — тоже

Через пять лет, к 2023 г., добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, по оценке специалистов АЦ, может вырасти на 20—30%, а газа — более чем в два раза.

Сейчас в восточных регионах страны реализуется ряд крупных нефтегазовых проектов, ввод в строй которых запланирован на 2018—2022 гг. Крупнейшими из них являются проекты по освоению газовых месторождений Чаяндинское (Республика Якутия) и Ковыктинское (Иркутская область), которые должны стать основной ресурсной базой для газопровода «Сила Сибири». Их суммарная добыча может достичь 50 млрд куб. м в год. До 21 млрд куб. м газа в год может обеспечить разработка Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина, однако сроки его реализации могут быть пересмотрены в связи с попаданием в санкционный список. Крупнейшие новые нефтяные проекты расположены в Красноярском крае и Якутии.

«Страны АТР, в частности Китай, остаются основным драйвером роста спроса на российскую нефть и газ за рубежом благодаря старым и новым сделкам, — комментирует ситуацию эксперт АЦ Александр Мартынюк. — Существенный рост поставок сюда наблюдается уже не первый год благодаря достигнутым договоренностям, территориальной близости и появлению необходимой трубопроводной инфраструктуры».

Именно трубопроводная инфраструктура, по словам аналитика, является определенным гарантом и показателем заинтересованности осуществления поставок. «За девять месяцев 2017 г. увеличение поставок в Китай составило 16% по сравнению с январем — сентябрем 2016 г. Поэтому в текущем году эти объемы могут составить около 60 млн т. Если ориентироваться на действующие соглашения, то к середине 2020-х гг. объемы могут приблизиться к 100 млн т», — прогнозирует аналитик.

Вместе с тем, по словам А. Мартынюка, увеличение поставок из России происходит на фоне роста диверсификации импорта нефти Китаем. Среди основных конкурентов на китайском рынке в будущем эксперт выделяет крупных действующих поставщиков из стран Ближнего Востока и Северной Африки. «В текущем году поставки нефти из России в Китай находятся примерно на одном уровне с Саудовской Аравией. Также можно упомянуть Ирак, Иран, Оман, ОАЭ, Анголу и Нигерию», — делает вывод г-н Мартынюк.

В целом же перспективы роста спроса на нефть в странах АТР хорошие благодаря развивающимся странам региона, причем не только Китаю, но и Индии, которая «наступает на пятки» Поднебесной по темпам экономического роста.

Добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в 2016 г., млн т

Регион

Добыча

Красноярский край

22,4

Иркутская область

18,2

Республика Саха (Якутия)

10,2

Сахалинская область

18,3

Добыча газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в 2016 г., млрд куб. м

Регион

Добыча

Красноярский край

11,6

Иркутская область

2,4

Республика Саха (Якутия)

2,9

Сахалинская область

29,6

Источник: АЦ при Правительстве РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *