Расчет нормативных затрат

Расчет нормативных затрат

Новый документ / В деталях

Общие требования к определению нормативных затрат на оказание услуг в сфере образования

Наталья Типенко, директор Центра универсальных программ, специалист в области государственного управления

Комментарий к приказу Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»

9 ноября 2015 г. вступил в силу приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (далее — Приказ № 1040, Общие требования Минобрнауки России; приложение).

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 4 ст. 69.2 БК РФ, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

П. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

Напомним, что 18 мая 2015 г. Минфин России своим письмом1 направил примерную форму общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги государственным (муниципальным) учреждением для отраслевых министерств и ведомств (далее — Примерная форма). Отраслевые министерства, в свою очередь, должны были:

  1. Утвердить своим приказом общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в подведомственных учреждениях.

  2. Установить сроки утверждения и значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам.

  3. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ (местным администрациям) установить (при необходимости) на переходный период, но не позднее срока формирования государственных (муниципальных) заданий на 2018 г. (на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.), поэтапное применение отдельных нормативных затрат при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, рассчитанных с соблюдением общих требований.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 4 ст. 69.2 БК РФ, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

П. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

Выполняя рекомендации Минфина России, Минобрнауки России не пошло по пути копирования Примерной формы, а создало свой документ с учетом особенностей, которые присущи отрасли и влияют на формирование нормативных затрат. Другие федеральные министерства поступили иначе. Например, Минтруд России, Минкультуры России и даже Минэкономразвития России в своих приказах практически воспроизвели текст Примерной формы2.

Несомненно, подход Минобрнауки России оправдан и больше отвечает названию документа, поскольку не предлагает детализацию порядка определения нормативов (что можно наблюдать в письме Минфина России от 18 мая 2015 г.).

В контексте обсуждаемой темы следует обратить внимание на еще один документ — приказ Минфина России от 01.07.2015 № 104н «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» (далее — Приказ № 104н, Общие требования Минфина России).

В этом документе также говорится об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. По сути, в нем развиваются и детализируются положения, рекомендованные Минфином России в письме от 18 мая 2015 г., а именно — подход к расчету базового норматива и корректирующих коэффициентов (отраслевых и территориальных) с детализацией порядка расчета по видам затрат. Причем если в письме содержались рекомендации отраслевым министерствам, то в Приказе № 104н речь идет именно о требованиях к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, т. е. требованиях для всех уровней бюджетной системы.

Согласно п. 12 Общих требований Минфина России раздел II данного документа «Порядок расчета нормативных затрат на оказание государственной услуги, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания» является обязательным для федеральных учреждений. Однако высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация) вправе применить этот порядок расчета либо установить иной порядок с соблюдением положений раздела I Общих требований Минфина России.

Таким образом, Приказ № 1040 (и соответственно Общие требования Минобрнауки России) целесообразно рассматривать как документ, развивающий и уточняющий положения, закрепленные в письме Минфина России от 18 мая 2015 г. и Приказе № 104н.

Необходимо отметить, что в Приказе № 1040 даются отсылки к уже существующим нормам, влияющим на особенности формирования нормативных затрат, которые содержатся:

  • в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ);

  • постановлении Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

  • распоряжении Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р и др.

Данный подход представляется совершенно обоснованным, поскольку Общие требования Минобрнауки России должны соответствовать уже принятым и действующим документам в сфере образования. А таких документов за последние годы было принято немало: как на региональном уровне (по определению нормативных затрат на реализацию программ общего и дошкольного образования), так и на федеральном (по определению нормативных затрат на реализацию программ высшего профессионального образования).

Именно этим, скорее всего, объясняется отсутствие в Приказе № 1040 указаний на сроки утверждения базовых нормативов и коэффициентов к ним — многие из них уже утверждены и работают.

Остановимся на важнейших, на наш взгляд, положениях Общих требований Минобрнауки России.

1. Особенности формирования нормативных затрат на реализацию программам дошкольного образования

При расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования не включают в себя нормативные затраты на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми.

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, включаются в финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования (п. 4.4 Общих требований Минобрнауки России).

2. Особенности формирования нормативных затрат для малокомплектных образовательных организаций

Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны предусматривать в соответствии с ч.

Нормативы затрат на оказание муниципальных услуг

2 ст. 88 и ч. 4 ст. 99 Закона № 273-ФЗ затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся (п. 5 Общих требований Минобрнауки России).

3. Требование учета при определении нормативных затрат норм материальных, технических и трудовых ресурсов

Определение нормативных затрат осуществляется с учетом норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной (муниципальной) услуги, установленных нормативными правовыми актами РФ, в т. ч. актами органов государственной власти и местного самоуправления, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительных норм и правил, санитарных норм и правил, стандартов, порядков и регламентов оказания государственных (муниципальных) услуг в установленной сфере (далее — стандарты услуг) (при их наличии).

При использовании структурного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию: объему оказываемых услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения объема (например, человек, посещений и т. п.), численности персонала, непосредственно участвующего в оказании услуги, и др. При использовании экспертного метода затраты определяются на основании экспертной оценки: в частности, может оцениваться доля затрат в общем объеме затрат, необходимых для оказания услуги, количество потребителей услуги и др.

При отсутствии стандартов услуг нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются структурным или экспертным методом, позволяющим рассчитать нормативные затраты на единицу государственной (муниципальной) услуги (п. 6 Общих требований Минобрнауки России).

В данном случае Минобрнауки России воспроизводит положения Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527 от 29.10.20103 об использовании экспертного и структурного методов.

В документах Минфина России 2015 г. рекомендуется использовать другие методы. Согласно п. 8 Примерной формы при определении базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги должны применяться нормы, выраженные в натуральных показателях (рабочее время работников, материальные запасы, особо ценное движимое имущество, топливо, электроэнергия и другие ресурсы, используемые для оказания услуги, установленные нормативными правовыми (муниципальными правовыми) актами.

При отсутствии норм, выраженных в натуральных показателях, установленных стандартом оказания услуги, в отношении государственной услуги, оказываемой федеральными государственными учреждениями, нормы, выраженные в натуральных показателях, определяются на основе анализа и усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы государственной услуги при выполнении требований к качеству оказания государственной услуги, отраженных в базовом (отраслевом) перечне (метод наиболее эффективного учреждения), либо на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, оказывающим государственную услугу (медианный метод).

При использовании структурного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию: объему оказываемых услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения объема (например, человек, посещений и т. п.), численности персонала, непосредственно участвующего в оказании услуги, и др. При использовании экспертного метода затраты определяются на основании экспертной оценки: в частности, может оцениваться доля затрат в общем объеме затрат, необходимых для оказания услуги, количество потребителей услуги и др.

4. Требование включения в состав нормативных затрат расходов на повышение квалификации

В состав нормативных затрат на оказание образовательных услуг включаются затраты, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года:

  • оплата услуг дополнительного профессионального образования образовательной организации, на базе которой педагогический работник пройдет обучение, в т.

    ч. при прохождении обучения на базе организации по основному месту работы;

  • оплата командировочных расходов;

  • оплата других расходов (п. 6.4 Общих требований Минобрнауки России).

У читателей может возникнуть вопрос, с какого времени нужно использовать в работе Общие требования Минобрнауки России. Ответ содержится в п. 2 Приказа № 1040: положения Общих требований Минобрнауки России должны применяться при расчете объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания начиная с формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в сфере образования, науки и молодежной политики на 2016 г.

Заметим, что в п. 2 Приказа № 104н говорится, что нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги, осуществление которой предусмотрено бюджетным законодательством РФ и не отнесенной к иным видам деятельности, определяемые с соблюдением Общих требований, утвержденных данным документом, применяются при расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, начиная с государственных (муниципальных) заданий на 2016 г. (на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.).

Однако далее делается оговорка: значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством РФ и не отнесенных к иным видам деятельности, определяемые в соответствии с Общими требованиями, до начала срока формирования государственного задания на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. утверждаются федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений.

В любом случае работа по применению Общих требований Минобрнауки России уже началась, и руководители образовательных организаций должны внимательно следить за этим процессом.

Похожие документы:

  1. Программа рассчитана на 102 часа

    Программа

    … основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на … М.: Издательство «Экзамен», 2012. Требования к уровню подготовки учащихся личностные компетентности … и структуры, принадлежности копределенным функциональным разновидностям языка, …

Другие похожие документы..

С 1 июля изменится финансирование российского высшего образования

Менее чем через месяц в российском высшем образовании наступят большие перемены. Вступают в силу изменения в законодательстве РФ об образовании, и начинается переход на нормативное финансирование государственных услуг в этой сфере.

Переход будет длиться 5 лет: в 2012 году нормативное финансирование коснется только студентов 1 курса, а к 2016 году вузы должны будут полностью перейти на нормативы затрат по образовательным услугам. Отныне механизм финансового обеспечения образовательных учреждений будет не сметным, а субсидиарным. Вузы будут получать субсидии на исполнение государственного задания, а также субсидии на иные цели (стипендии, пособия на литературу, компенсации на оплату жилья на селе, компенсации на оплату проезда для районов Крайнего Севера и др.) и бюджетные субсидии.

Приказом от 27.06.2011 №2070 Минобразования определило базовый норматив затрат на единицу образовательной услуги высшего профессионального образования для 1 курса 2012/2013 учебного года в размере 60,2 тыс. рублей. Этот норматив является базой для выделения вузам средств на обучение каждого студента-бюджетника. К этому нормативу будут применяться различные коэффициенты, поэтому стоимость финансирования государством обучения того или иного студента будет зависеть от категории вуза, региона, от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, экстернат), от уровня получаемого образования (бакалавриат/ специалитет/ магистратура), от приоритетности специальности, от необходимости использования лабораторного оборудования в процессе обучения и даже от соотношения численности преподавателей и студентов на специальности, на которую поступает абитуриент.

Так, норматив затрат на обучение студента по специальности «Математика» (бакалавриат, очная форма обучения) равен 60,2 тыс. рублей в год, а на подготовку магистра очной формы обучения — уже 70,6 тыс. рублей.

Норматив по специальности «Сестринское дело» равен уже 66,3 тыс. рублей на бакалавра-очника, по специальности «Драматургия» — 94,8 тыс. руб. на бакалавра-очника, по специальности «Дизайн» — 112 тыс. руб.

Администрация Курской области

на бакалавра-очника.

Для очно-заочной формы обучения применяется коэффициент: 0,4, заочная форма обучения: 0,2, экстернат: 0,2.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1898, размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания. Другими словами, все российские высшие учебные заведения должны будут привести стоимость обучения платных студентов в соответствие с затратами на обучение студентов-«бюджетников» по аналогичным специальностям. Размер платы за обучение в филиалах вуза также должен будет соответствовать объему бюджетного финансирования на единицу услуги.

Таким образом, подавляющее большинство вузов вынуждено будет резко повысить цены на образовательные услуги.

С полным списком нормативных затрат по специальностям, утвержденных Минобрнауки, можно ознакомиться на сайте ИА REGNUM.

По материалам ИА REGNUM

ГлавCправ. 2012

III. Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *