Расходы на обучение сотрудников

Расходы на обучение сотрудников

Все статьи Учет расходов организации на обучение сотрудников в целях исчисления налога на прибыль (Шинкарева О.В.)

Рассмотрены основные аспекты налогового учета расходов работодателя на обучение сотрудников. Отмечено, что указанные расходы можно включать в целях исчисления налоговой базы, но при этом они должны быть не только документально подтверждены и сотрудник должен пройти обучение в образовательной организации, имеющей соответствующую лицензию (в России) или статус (за рубежом), но и обоснованны — обучение сотрудника должно быть экономически обоснованным, при этом непосредственно связано с профессиональной деятельностью работника и выгодами, приносимыми его трудом организации.

В настоящее время многие организации сталкиваются с необходимостью дополнительного обучения своих сотрудников: в условиях научно-технического прогресса, постоянного внедрения новых технологий, постоянного изменения законодательства все большему числу сотрудников требуется повышение квалификации. Есть и нормативные правовые акты, прямо обязывающие работодателя дополнительно обучать сотрудников определенных профессий. К ним относятся, в частности, профессии:
— водителя — Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает такую обязанность работодателя, как создание условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения, ;
— медицинского работника — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставляет медицинским работникам право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет организации, в которой они трудятся .
При этом перед работодателем часто стоит вопрос: можно ли отнести такие расходы на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль? Какие для этого необходимы документы? Рассмотрим данные вопросы подробно.
Если обратиться к Налоговому кодексу РФ, то в ст. 264 расходы налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров (в том числе с повышением квалификации) указываются среди прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Таким образом, необходимо рассмотреть понятие профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации. Для этого необходимо обратиться к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В нем отмечается, что профессиональное обучение должно быть направлено на приобретение сотрудниками профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение ими квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. При этом профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки — это обучение лиц, ранее не имевших соответствующей профессии, в то время как переподготовка — это обучение лиц, уже имеющих определенную профессию рабочего/должность служащего в целях получения новой профессии рабочего/должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Повышение квалификации — это совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по уже имеющейся у человека профессии/должности .
Данные расходы могут быть отнесены в состав прочих расходов при выполнении организацией следующих условий :
1) услуги по обучению оказываются российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, или иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус. Следует отметить, что есть такие виды образовательной деятельности (например, стажировки или семинары), которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и не подлежат лицензированию . Некоторые компании ошибочно относят такие расходы на расходы на обучение, что противоречит Налоговому кодексу и может привести к спорам с налоговиками. Целесообразнее учитывать данные расходы как консультационные услуги.
Также Налоговый кодекс подчеркивает, что расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также с содержанием образовательных учреждений и выполнением для них бесплатных работ (услуг) не признаются расходами на обучение, следовательно, не могут быть признаны расходами для целей налогообложения. Поэтому, если в программе обучения предусмотрены какие-либо развлекательные мероприятия (например, в программах обучения за рубежом нередко предусматриваются экскурсии) или иные вышеупомянутые события, необходимо отследить их выделение в подтверждающих документах и исключить из налогового учета расходов;
2) обучение проходят сотрудники, работающие в организации по трудовому договору (как штатные, так и совместители). Также организация имеет право учитывать расходы не только на уже существующий у нее персонал, но и на потенциальный — в случае, если обучается лицо, еще не ставшее сотрудником организации, но заключившее при этом с ней договор, предусматривающий его обязанность не позднее 3 месяцев после обучения заключить данный договор и отработать у налогоплательщика не менее года, организация также имеет право включить данные суммы в расходы при исчислении налога на прибыль. При этом если такой сотрудник отработает в компании менее года с даты его приема на работу, то указанные расходы придется восстановить: они должны быть отнесены на внереализационные доходы того отчетного (налогового) периода, в котором трудовой договор прекратил свое действие. Исключение из данного правила — прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон согласно ст. 83 Трудового кодекса РФ, — в этом случае расходы на обучение восстанавливать не надо. Если же по истечении трех месяцев со дня прекращения обучения трудовой договор так и не будет заключен, данные расходы также должны быть включены во внереализационные доходы на момент истечения срока заключения трудового договора;
3) данные расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны . Под документальным подтверждением налоговики понимают наличие у организации договора с соответствующим образовательным учреждением, приказа работодателя о направлении сотрудника (или потенциального сотрудника) на обучение, а также акта об оказанных услугах. Под экономической обоснованностью понимают нацеленность обучения на более эффективное использование знаний специалиста в рамках его должностных обязанностей. Например, если сотрудника направляют на курсы изучения иностранного языка, который он потом не сможет использовать в своей работе, то данные расходы налоговая инспекция не будет считать обоснованными и, следовательно, не будет считать налогоплательщика правомочным принять их в уменьшение налоговой базы.
При этом можно выделить тот факт, что право компании включить затраты на обучение не зависит от количества часов обучения <1> или прохождения сотрудником полного курса обучения, итоговой аттестации и получения им соответствующего документа, так как Налоговый кодекс прямо не перечисляет указанные факты как критерии признания расходов. Если сотрудник прослушал неполный курс, он все равно мог получить те знания, которые может использовать при выполнении своих должностных обязанностей, поэтому в рассматриваемом случае организации следует доказать, что прослушанная сотрудником программа способствует повышению его квалификации и более эффективному использованию его навыков и умений. Это может подтверждаться справкой о прослушивании определенных дисциплин, непосредственно связанных с работой сотрудника. В арбитражной практике есть ряд примеров, когда суд становился на сторону налогоплательщиков .
———————————
<1> Налоговый кодекс не предусматривает данной зависимости, что подтверждается и мнением Министерства финансов РФ .

Для минимизации налоговых рисков целесообразно подшить к документам, доказывающим обоснованность расходов, отчет сотрудника о прохождении обучения. Цель данного документа — подытожить суть прослушанного курса, поименовать конкретные области применения полученных знаний в профессиональной деятельности сотрудника. Налоговый кодекс оговаривает и сроки хранения всей документации по обучению — она должна находиться в организации в течение всего срока действия договора обучения и одного года работы обучающегося сотрудника, но не менее четырех лет.
С 2017 года к расходам на образование относится и плата за прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика. Целью такой оценки является подтверждение соответствия работника или соискателя на должность положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством . Отражение этих расходов в налоговом учете осуществляется на основании договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, а все подтверждающие документы должны храниться организацией в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению оценки и одного года работы физического лица, но не менее четырех лет.
Рассмотрим один из самых сложных аспектов, вызывающих вопросы при налоговом учете расходов — обучение сотрудников за рубежом. Часто возникает вопрос: как определить, имеет ли зарубежное учреждение соответствующий статус, если у него нет лицензии или государственной аккредитации? В этом случае налоговики придерживаются следующей позиции: затраты можно включить в состав расходов на обучение, если на территории иностранного государства не предусмотрена государственная аккредитация (лицензирование) образовательной деятельности . Необходимо подтвердить достоверность и обоснованность таких расходов путем представления следующих документов :
— договора (контракта) с иностранным образовательным учреждением;
— программы обучения;
— свидетельств или сертификатов после завершения обучения, подтверждающих оказание услуг по профессиональной подготовке.
В дополнение к этому перечню желательно получить подписанный обеими сторонами акт об оказании образовательных услуг. Необходимо уточнить, что обучение сотрудников за рубежом подразумевает их отрыв от производства, а следовательно, оформление командировки и необходимость оплаты стоимости проезда, проживания и выдачи суточных. Оформление командировки при обучении за рубежом осуществляется так же, как и обычной командировки. Необходимо:
— составить приказ о направлении работника в командировку;
— выдать средства под отчет в виде наличной иностранной валюты или путем перечисления на корпоративную или личную карту;
— забронировать/купить билеты;
— снять номер в гостинице и т.п.
По окончании обучения и возвращении работника ему следует составить авансовый отчет, к которому приложить все необходимые оправдательные документы.
Еще одна сложность при оплате обучения сотрудников за рубежом — возникающие курсовые разницы из-за необходимости пересчета валютных сумм в рубли. Пересчет дебиторской и кредиторской задолженности из-за изменения курса производится на дату операции и на отчетные даты (за исключением сумм полученных и выплаченных авансов). Таким образом, при перечислении аванса в размере полной стоимости обучения сумма валюты в рубли переводится только один раз — на дату фактического списания денежных средств с валютного счета компании. После прохождения сотрудником обучения и получения соответствующих документов данные расходы будут признаны в размере отраженной суммы в рублях вне зависимости от изменения валютного курса. Аналогично необходимо поступать в случае расчетов, связанных с командировочными расходами. Если же оплата или частичная оплата производится после получения соответствующих документов, возникает курсовая разница, которую следует отнести на внереализационные расходы/доходы в зависимости от роста/падения валютного курса.
Таким образом, в статье рассмотрены основные аспекты налогового учета расходов работодателя на обучение сотрудников. Работодателям необходимо помнить, что данные расходы можно включать в целях исчисления налоговой базы, но при этом они должны быть не только документально подтверждены и сотрудник должен пройти обучение в образовательной организации, имеющей соответствующую лицензию (в России) или статус (за рубежом), но и обоснованны — обучение сотрудника должно быть экономически обоснованным и при этом непосредственно связано с профессиональной деятельностью работника и выгодами, приносимыми его трудом организации.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
3. О безопасности дорожного движения. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
4. О независимой оценке квалификации. Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ.
5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
7. О лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 12.11.2016).
8. Постановление ФАС Поволжского округа от 01.12.2006 по делу N А65-35143/2005-СА1-19.
9. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2006 N А33-33727/05-Ф02-5260/06-С1 по делу N А33-33727/05.
10. О порядке учета расходов, связанных с обучением сотрудников за рубежом, при исчислении налога на прибыль иностранной компанией, осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство. Письмо УФНС России по г. Москве от 10.10.2005 N 20-12/73009.
11. Об учете для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с оплатой курсов повышения квалификации сотрудников. Письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2006 N 20-12/12674.
12. Письмо Минфина России от 09.11.2012 N 03-03-06/2/121.
13. Письмо Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/2/42.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Главная — Статьи

Расходы на обучение сотрудников в налоговом учете

Комментарий к письму Минфина России от 01.11.2010 г. № 03-03-06/1/676 «Налог на прибыль: расходы на обучение сотрудников»

Организация тратит средства на повышение квалификации своих сотрудников. На предприятии проводится профподготовка, переподготовка, повышение квалификации работников, обучение вторым профессиям. Также оплачивается образование сотрудников в вузах, включая обучение по программам дополнительного образования. Все эти затраты могут учитываться при исчислении налога на прибыль в расходах компании, если выполняется ряд требований.

Трудовой кодекс РФ

Как закреплено в Трудовом кодексе РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет сам работодатель. И если формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем самостоятельно, то повышение квалификации работников в первую очередь продиктовано нормами федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Например, согласно Таможенному кодексу РФ специалисты по таможенному оформлению обязаны каждые два года проходить обучение по федеральным программам повышения квалификации (п. 3 ст. 147 Таможенного кодекса РФ), или, к примеру, повышение квалификации работников железнодорожного транспорта. Аттестацию, а значит, и повышение квалификации систематически должны проходить работники, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Налоговый кодекс РФ

Как отмечено в опубликованном Письме, расходы на профподготовку, переподготовку и прочее обучение учитываются у налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 23 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). При этом такие расходы должны удовлетворять требованиям, изложенным в п. 3 ст. 264 НК РФ.
В первую очередь укажем, что согласно ст. 264 НК РФ разрешено учитывать расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников (далее — обучение).
Одно из основных требований предъявлено к учебному заведению, в котором проводится обучение. Российское учебное заведение должно иметь соответствующую лицензию, иностранное — соответствующий статус.

Обучение работников: как учесть расходы?

Обучение проводится на договорной основе с российскими или иностранными образовательными учреждениями.
Обратите внимание: ни пп. 23 п. 1, ни п. 3 ст. 264 Налогового кодекса РФ не содержат прямых указаний на то, что договор с учебным заведением должен заключаться работодателем. Поэтому наличие договора обязательно, а кто заключил его — работодатель или сам обучающийся работник, не важно.
Разрешено учитывать в прочих расходах на производство и реализацию затраты на указанное выше обучение, которое проходят сотрудники, работающие у налогоплательщика по трудовому договору. Либо обучение проходят такие не работающие в организации лица, которые заключили с фирмой обязательство, предусматривающее после окончания этого обучения отработку этим лицом у налогоплательщика не менее одного года. Таким образом, работодатель (организация или предприниматель) может учитывать расходы на обучение как собственных сотрудников, так и потенциальных, которые обязуются после обучения работать у него.
Есть и ограничения по включению в состав затрат некоторых сопутствующих обучению расходов. Так, не признаются расходами на обучение расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ или оказанием им бесплатных услуг (п. 3 ст. 264 Налогового кодекса РФ). С этим вопросом тесно связаны общие требования к признанию расходов.

Обоснованны и подтверждены

Налоговым кодексом РФ предусмотрено главное правило, позволяющее учитывать произведенные затраты в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, закрепленное в ст. 252 НК РФ. Они должны быть обоснованными и документально подтвержденными.
Обоснованность предполагает, что расходы связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. К примеру, если организация проводит обучение своих сотрудников иностранному языку, но при этом полученные знания и опыт не применяются в рамках деятельности организации, направленной на получение доходов, такие расходы на повышение квалификации сотрудников организация не вправе учитывать для целей налогообложения прибыли (Письмо УФНС России по г. Москве от 19.08.2008 N 21-11/077579@).
Для документального подтверждения расходов на обучение необходимы такие документы, как договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг. Такие условия диктуют чиновники (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137, Письмо УФНС России по г. Москве от 19.08.2008 N 20-12/077572). И хотя налоговое законодательство не обязывает прикладывать в качестве первичных документов весь указанный пакет, требования финансистов вполне справедливы, к примеру, в отношении сертификатов (дипломов) как своего рода оправдательных документов.
Основной вывод опубликованного Письма таков: раз членство в Институте профессиональных бухгалтеров России (в Палате налоговых консультантов) не является необходимым условием осуществления бухгалтерской деятельности, ежегодные взносы в ИПБ в целях исчисления налога на прибыль не могут быть признаны обоснованными.

Расходы, Налог на прибыль

Факторы, влияющие на бюджетирование затрат на обучение персонала

Бюджетирование затрат на обучение персонала будет зависеть от ряда факторов

Затраты организации на обучение персонала зависят от способа определения потребности в обучении. В настоящее время большинство организаций пользуются «заявочной» формой определения потребностей, собирая перед формированием бюджета на обучение заявки руководителей подразделений с пожеланиями относительно программ обучения для сотрудников. Затраты на данный вид определения потребности в обучении невелики, но при таком подходе возможно дублирование некоторых программ обучения и соответственно возрастают затраты, связанные с другими факторами (выбор метода обучения, число обучаемых работников), влияющими на процесс бюджетирования затрат на обучение.

Существует способ выявления потребности в обучении на основе разработки и внедрения моделей ключевых компетенций, позволяющий определить, чему не нужно и чему нужно учить, в каком объеме, на каком рабочем месте в данной конкретной организации. Разработка профиля компетенций позволяет в среднем и долгосрочном периодах значительно сократить переменные издержки за счет отсева программ, нерелевантных конкретным специалистам. Но сам по себе данный способ достаточно затратен, так как связан с диагностикой компетенций работников, что увеличивает бюджет оценки персонала.

Затраты на обучение зависят и от категории обучаемых. При этом выделяют профессиональную или должностную категорию и возрастную категорию.

Затраты на обучение одного рабочего в организации в среднем в 2 раза меньше, чем на обучение специалиста. Что касается издержек на обучение управленческого персонала, то они, как правило, на порядок выше затрат на обучение рабочих и специалистов. Такое распределение издержек в зависимости от категории персонала и его уровня в организационной иерархии вполне естественно и обусловлено значимостью решений, принимаемых на каждом уровне. Оптимизация издержек в данном случае будет связана с определением приоритетов в обучении работников различных категорий в зависимости от тактических и стратегических планов организации.

Если рассмотреть выгодность инвестиций в обучение персонала по возрастной категории, то выясняется, что наиболее выгодны вложения в развитие персонала в возрасте от 20 до 30 лет, так как число работников данной возрастной группы наиболее тесно взаимосвязано с прибылью организации. При этом на их долю приходится максимальный объем обучения. Большее внимание нужно уделять тем, кто в настоящий момент получает среднее или высшее образование, поскольку они наиболее восприимчивы к обучению. Меньше всего затрат организация обычно производит на обучение уже имеющих среднее или высшее образование и ученые степени, а также сотрудников пенсионного возраста.

Число обучаемых может пропорционально увеличивать затраты на обучение персонала. Обучение 20 работников определенной квалификации обходится дороже, чем обучение одного работника. Однако данный фактор следует рассматривать во взаимосвязи с должностной категорией обучающегося персонала: обучение одного специалиста высокой квалификации дороже, чем обучение 10 вспомогательных работников.

При выборе формы обучения персонала организация должна определить структуру издержек на внешнее и внутреннее обучение. Решение вопроса о выборе формы обучения будет напрямую связано с текущей и перспективной потребностью в обучении персонала. Так, при малых объемах и нерегулярном обучении целесообразнее пользоваться услугами сторонних образовательных учреждений. При необходимости массового и регулярного обучения издержки на создание системы внутриорганизационного обучения, безусловно, окупятся, особенно в средне- и долгосрочной перспективе.

Выбор метода обучения персонала в большей степени, чем другие факторы, влияет на затраты организации на обучение. Инструктаж персонала недорог, его стоимость в основном определяется дополнительной оплатой услуг инструктора.

Смена рабочего места (ротация) обеспечивает полную взаимозаменяемость работников одного подразделения и позволяет избежать дополнительных затрат в случае болезни, увольнений, внезапного увеличения объема и количества работ. Однако высокие издержки, связанные с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую, не позволяют этому методу получить широкое распространение.

Затраты организации на обучение при использовании ученичества и наставничества (коучинг) связаны, с одной стороны, с выплатами дополнительной заработной платы наставнику, с другой — с понижением производительности его труда. Поэтому для оптимизации этих затрат возможно привлечение ветеранов труда к системе подготовки кадров путем передачи и формализации знаний. При вовлечении в программы наставничества сокращаются издержки, связанные с нецелесообразным увольнением, перемещением или обучением опытных работников.

Затраты организации при использовании метода усложняющихся заданий сводятся в основном к издержкам из-за низкого качества продукции (услуг) в случае невозможности выполнения работником заданий на необходимом уровне.

С точки зрения затрат чрезвычайно эффективны лекции, поскольку один преподаватель работает с большой аудиторией и при фиксированных постоянных затратах переменные почти не увеличиваются.

С точки зрения затратности практические ситуации (кейсы) требуют от организации значительных средств на предварительную разработку материалов для проведения кейса. Как правило, их проводят сторонние преподаватели, имеющие профессиональную подготовку. Это сразу увеличивает затраты на обучение.

Как правило, затраты на подготовку в проектных группах невелики.

С точки зрения затрат деловые игры довольно дорогостоящи, поскольку для их подготовки требуются специальные навыки и довольно много времени.

Затраты организации на участие в конференциях, семинарах связаны с уплатой организационного взноса, размер которого зависит от уровня проведения конференции или семинара и оплаты командировочных расходов работнику в случае проведения мероприятия в другом регионе. Как правило, план-график проведения конференций и семинаров публикуется в специальных изданиях на определенный период, что позволяет оптимизировать расходы, связанные с данным методом обучения, за счет возможности выбирать из аналогичных мероприятий, проводимых в разных регионах.

Диапазон затрат на обучение персонала через тренинги достаточно велик: от значительных затрат на привлечение сторонних тренеров, услуги которых очень дороги, до минимального размера, когда организация в лице менеджера по персоналу или службы управления персоналом сама занимается обучением своих специалистов.

Обучение сотрудников за счет компании: сложные вопросы начисления налога на прибыль и НДФЛ

В этом случае затраты сводятся к оплате расходных материалов на проведение тренинга.

В зависимости от места стажировки меняются и затраты, связанные с ней: от их практического отсутствия (в случае размещения головной организации в этом же городе) до очень крупных сумм (в случае зарубежной стажировки). Поэтому, применяя данный метод, во избежание ненужных трат необходимо четко определять категорию обучающегося персонала, программу и срок обучения, возможность контроля результатов обучения.

С точки зрения организации затраты на самостоятельное обучение будут зависеть от степени ее участия в процессе обучения работника, предоставления ему эффективных вспомогательных средств: аудио- и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ.

Современное развитие компьютерных технологий позволяет не только снизить экономические затраты, но и сделать программированное обучение персонала практичным, надежным, вариативным. Отдельные исследователи отмечают, что при использовании программированного обучения время обучения сокращается на 30-50%, а запоминание материала увеличивается на 80%. С точки зрения затратности при применении данного метода, как правило, велики постоянные издержки, связанные с приобретением средств мультимедиа, программ обучения, однако использование этого метода может уменьшить переменные затраты на обучение персонала. В частности, дистанционное обучение позволяет значительно оптимизировать затраты финансовых и временных ресурсов на обучение персонала.

Обучение персонала предполагает использование не одного метода, а совокупности методов, что позволяет достичь максимальной эффективности обучения.

Затраты организации растут пропорционально сложности программ обучения. Получение первичных навыков работы в организации связано с применением низкозатратных методов обучения с использованием внутренней формы обучения. Обучение кадрового резерва требует индивидуального подхода с применением комплекса обучающих методов и привлечением внешних специалистов, что увеличивает затраты организации.

По продолжительности программ обучение бывает:

— краткосрочным (тренинги и семинары продолжительностью не более одного месяца (или 30 часов));

— среднесрочным (программа обучения продолжительностью от 30 до 72 часов);

— долгосрочным (курс длительностью более 72 часов). К такому обучению относятся курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки, курсы, рассчитанные более чем на год, например высшее образование и поствузовское обучение.

Естественно, длительное обучение приводит к повышению затрат на него, хотя иногда и краткосрочное обучение, проводимое известными учеными, консультантами или тренерами, может быть очень дорогим.

Срочность обучения напрямую влияет на размер затрат на поиск обучающей организации или проведение обучения персонала в организации. Обучение персонала может быть как внеплановой, так и заранее прописанной статьей в общем годовом бюджете затрат на него. Если в организации осуществляется плановое обучение, то затраты не превышают запланированного размера.

Для большинства российских организаций характерна практика несистематизированных заявок на профессиональное обучение персонала, связанное с отсутствием плана его развития. Такая ситуация порождает двустороннюю проблему: с одной стороны, процесс повышения квалификации персонала хаотичен, что сказывается на его эффективности, с другой стороны, у руководства вызывает недовольство проблема незапланированных платежей (если таковые допускаются) и, как следствие, сложности контроля за расходами организации. Кроме того, в случае когда организации необходимо в короткие сроки обучить большое число работников, невозможность выбора программ обучения позволяет учебным заведениям диктовать условия в плане оплаты их работы, что приводит к увеличению затрат на эти цели.

Выходом из подобной ситуации может стать утвержденный руководством документ, в котором установлен полный размер затрат на образовательные программы. Составляя бюджет организации на образовательные программы, необходимо учитывать не только прямые затраты, связанные с процессом обучения, но и косвенные: вознаграждение работников во время обучения, упущенную выгоду от их отсутствия на рабочем месте и т.д.

Таким образом, все перечисленное в той или иной мере влияет на затраты работодателей на обучение работников и должно быть учтено при бюджетировании. Для принятия решения о вложении средств в повышение квалификации сотрудников важно оценить, насколько эти вложения будут эффективными.

Читайте также:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *