Расходы на рекламу

Расходы на рекламу

Содержание

Налоговый учет расходов на рекламу медицинских услуг

В условиях рыночных отношений постоянно повышается конкуренция и на рынке медицинских услуг. А потому, для того чтобы привлекать клиентов, каждая медицинская организация, в том числе и бюджетные медицинские учреждения, оказывающие платные медицинские услуги, вынуждена прибегать к тому или иному виду рекламы.

Что считается рекламными расходами в налоговом учете?

Определение рекламы в российском законодательстве содержится в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее — Закон N 38-ФЗ), в ст. 3 которого сказано, что реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Расходы на рекламу товаров, работ, услуг, деятельности организации включаются в налоговом учете в состав прочих расходов на производство и реализацию на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом требований п. 4 данной статьи. Кроме того, нужно также исполнить требования ст. 252 НК РФ — расходы должны быть обоснованными, то есть произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а также документально подтвержденными в установленном порядке.

Итак, в п. 4 ст. 264 НК РФ предусмотрен перечень расходов на рекламу, которые могут быть включены в состав прочих расходов организации без каких-либо ограничений:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, а также на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Кроме того, имеются отдельные виды рекламных расходов, которые признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ). К данной категории расходов относятся расходы на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в приведенном выше перечне.

Можно ли отнести к рекламным расходам в налоговом учете… …расходы на размещение рекламных объявлений в газетах, журналах, на радио и телевидении?

Это самые распространенные виды расходов, признание которых обычно не вызывает затруднений. Ведь в п. 4 ст. 264 НК РФ прямо сказано, что такие расходы признаются для целей налогообложения в полном объеме.

…расходы на издание рекламных брошюр и проспектов?

Такие расходы Налоговый кодекс РФ также позволяет признавать в составе рекламных в полном объеме.

…расходы на изготовление и распространение буклетов, лифлетов, флаерсов и стикеров?

Многие организации используют буклеты, лифлеты (листы, имеющие один, два или три сгиба) и флаерсы (то есть, говоря русским языком, листовки), содержащие информацию об оказываемых данной организацией услугах, о самой организации и прочую рекламную информацию. Их могут опускать в почтовые ящики, раздавать прохожим на улицах, у метро и в иных многолюдных местах.

Как пояснил Минфин России в Письме от 21.09.2006 N 03-03-04/2/269, организация имеет полное право включить такие расходы в налоговом учете в состав рекламных.

То же самое относится и к расходам на изготовление, распространение и размещение стикеров — иными словами, наклеек с логотипом медицинской организации, информацией о ее услугах и прочей рекламной информацией.

Однако следует обратить внимание на то, что в упомянутом Письме Минфин России не оговаривает, нужно ли эти расходы нормировать или их можно признать в полном объеме.

…расходы на размещение информации в сети Интернет?

В том же Письме Минфин России дал положительный ответ и на этот вопрос.

Распространять рекламную информацию, как следует из определения рекламы, данного в Законе N 38-ФЗ, можно любым способом, в том числе и в сети Интернет. И расходы на размещение информации в Интернете можно признать в составе рекламных в полном объеме.

…расходы на размещение информации в базе данных платной телефонной справочно-сервисной службы?

Для того чтобы привлечь дополнительных клиентов, медицинская организация может воспользоваться и таким средством, как размещение информации — о своем наименовании, адресе, номере телефона, видах оказываемых услуг — в базе данных платных телефонных справочно-сервисных служб.

Эту ситуацию, в частности, рассмотрели специалисты УФНС по г.

Расходы на рекламу: как учитывать в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

Москве в Письме от 13.09.2006 N 20-12/8111. Они пришли к выводу, что медицинская фирма вправе при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль уменьшить доходы на расходы на такой вид рекламы предоставляемых ею медицинских услуг. Однако такие расходы для целей налогообложения прибыли учитываются по нормативу в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, которая определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ.

…расходы на почтовые рассылки?

Многие организации осуществляют почтовые рассылки с информацией о себе и своих услугах.

В этом случае нужно учесть, что налоговые органы не принимают расходы, связанные с адресными почтовыми рассылками. Ведь, как разъяснено в Письме Минфина России от 18.01.2006 N 03-03-02/13, в случае, если рекламная рассылка носит адресный характер, данные рекламные материалы считаются переданными безвозмездно определенному кругу лиц, а такие расходы не учитываются при налогообложении прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. Ключевым аргументом является именно определенность круга лиц при адресной рассылке — в определении рекламы, данном в Законе N 38-ФЗ, в качестве характерной черты рекламной информации отмечено то, что она должна быть адресована именно неопределенному кругу лиц.

Для того чтобы все-таки учесть в расходах стоимость рекламных материалов и затраты на почтовую рассылку, нужно поступить так — во всех внутренних распорядительных документах организации, а также в договоре с почтовой организацией должно быть четко прописано условие о том, что выбор адресов для осуществления рассылки определяется случайным образом. Тогда вы сможете доказать выполнение условия о неопределенности круга лиц.

Однако и в этом случае расходы могут быть признаны в пределах установленного ограничения — не более 1% от суммы выручки.

…расходы на размещение наружной рекламы и рекламы на транспорте?

В соответствии со ст. 19 Закона N 38-ФЗ организации вправе распространять наружную рекламу с использованием рекламных конструкций (щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Размещение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.

Кроме того, согласно ст. 20 Закона N 38-ФЗ допускается также и размещение рекламы на транспортных средствах — на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или иным уполномоченным лицом.

Следует отметить, что Закон N 38-ФЗ разграничивает понятия рекламы на транспортных средствах и наружной рекламы. А потому расходы на размещение рекламы на транспортных средствах можно признавать в составе нормируемых расходов на рекламу, общая величина которых принимается в налоговом учете в размере не более 1% выручки. Например, такая точка зрения выражена в Письме Минфина России от 20.04.2006 N 03-03-04/1/361.

Предпринимательская деятельность по размещению наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах в соответствии с гл. 26.3. НК РФ может быть переведена на ЕНВД. Однако уплачивать этот налог должен тот, кто непосредственно занимается размещением такой рекламы и получает доход именно от этой деятельности, — например, фирма, которая по договору с медицинской организацией (заказчиком рекламных услуг) изготовила и разместила растяжки.

Аналогичным образом при размещении рекламной информации на транспорте платить ЕНВД будет организация, которая непосредственно занимается распространением и размещением рекламы для заказчика, а не сам заказчик и даже не лицо, предоставляющее транспортное средство для размещения на нем рекламной информации (конечно, за исключением случаев, когда транспортное средство принадлежит самой рекламной организации). Об этом Минфин России писал в Письмах от 17.02.2006 N 03-11-04/3/86 и от 20.07.2006 N 03-11-04/3/354.

Если медицинская организация размещает рекламную информацию только о себе и оказываемых ею медицинских услугах на своих собственных транспортных средствах или на принадлежащих ей рекламных конструкциях, платить ЕНВД ей не нужно. Ведь в этом случае она не извлекает дохода от самого факта размещения рекламы, иными словами, размещение рекламы не является видом ее предпринимательской деятельности, а должно рассматриваться как способ привлечения пациентов в рамках основной медицинской деятельности.

Когда можно признать расходы на рекламу в налоговом учете?

Определившись с содержанием расходов на рекламу, нужно выяснить, когда же можно признавать эти расходы.

В случае если организация использует метод начисления, ей следует руководствоваться нормами ст. 272 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы должны признаваться в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты — то есть в том периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок, а в случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы или предоставленные услуги — например, по договору с рекламным агентством на изготовление рекламных носителей информации, размещение наружной рекламы и т.д. — признается одна из следующих дат:

1). дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

2). дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

3). последний день отчетного (налогового) периода.

Обычно расходы признаются в том месяце, когда подписан акт сдачи-приемки работ (акт об оказании услуг). Если же, например, медицинская организация заключила договор на размещение рекламной информации в газете или журнале в течение нескольких месяцев, признавать расходы следует на последний день соответствующего месяца (квартала) в части расходов, приходящихся на долю рекламной информации, размещенной в течение данного месяца или квартала.

Организации, применяющие кассовый метод, в соответствии со ст. 273 НК РФ признают рекламные расходы по мере их фактической оплаты.

Консультант-эксперт

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Н.Н.БЫКОВА

Чем подтвердить расходы на интернет-рекламу

Размещение рекламы в сети Интернет — один из самых распространенных способов заявить о себе. Сделать это можно с помощью различных интернет-ресурсов (сайты, порталы). Реклама может оформляться в виде баннеров, "всплывающих окон", текстовых блоков (бегущая строка, контекстные объявления) и т.п.

Расходы на рекламу в сети Интернет относятся для целей налогообложения прибыли к прочим расходам. Они не нормируются и учитываются в полном объеме <1>.

При этом нужно иметь в виду, что расходы на рекламу, как и все иные расходы в налоговом учете, должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены <2>.

Посмотрим, как же документально подтвердить расходы на интернет-рекламу, чтобы у налоговиков не было к вам претензий.

<1> Подпункт 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ; п.

Что относится к нормированным расходам на рекламу

1 ст. 3, п. п. 8, 11 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; Письма Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/41, от 06.12.2006 N 03-03-04/2/254, от 21.09.2006 N 03-03-04/2/269.
<2> Пункт 1 ст. 252 НК РФ.

Формируем необходимый пакет документов

Отметим, что реклама во Всемирной паутине имеет свои особенности. Она облечена в интерактивную нематериальную форму, в связи с чем иногда бывает весьма сложно отследить факт ее размещения и периодичность показа.

Некоторые специалисты считают, что документальным подтверждением этих специфических услуг являются скриншоты (снимки изображения текущего состояния экрана) и отчеты статистических программ.

Однако по скриншоту можно судить лишь о том, как выглядела реклама в определенный момент времени, на каком интернет-ресурсе она была размещена, но он не подтверждает период ее показа. А статистические программы фиксируют, в частности, частоту посещения вашего сайта через рекламные интернет-объявления. То есть ни скриншоты, ни статистические отчеты как таковые ничего конкретного не подтверждают. И поскольку налоговое законодательство в принципе не обязывает иметь такие документы, то и нет необходимости их оформлять.

В то же время такие документы могут оказаться весьма полезными для других целей. Например, отчеты статистических программ пригодятся маркетологам при исследовании эффективности той или иной интернет-рекламы.

Таким образом, состав документов, остающихся у вас на руках по окончании онлайновой рекламной кампании, будет обычный. Он будет зависеть лишь от того, изготавливаете ли вы макет рекламы самостоятельно или же его изготавливает рекламный агент.

Документы, оформляемые при размещении рекламы
Если макет изготовлен самостоятельно Если макет изготавливает контрагент
Договор на оказание услуг
(размещение рекламы) <3>
Договор на оказание услуг
(размещение рекламы) и выполнение
работ (изготовление макета) <4>
Акт приема-передачи макета
рекламного объявления
Акт сдачи-приемки выполненных работ
Акт сдачи-приемки оказанных услуг согласно предусмотренной договором
периодичности (1 раз в месяц, квартал и т.п.)
Счет (если акт сдачи-приемки оказанных услуг не содержит расчета суммы
к оплате)
Счет-фактура (если рекламный агент является плательщиком НДС)
Платежные документы

Этих документов будет вполне достаточно для подтверждения расходов на интернет-рекламу для целей бухгалтерского и налогового учета.

При этом в договоре на оказание рекламных услуг в обязательном порядке должны быть указаны:

  • предмет договора (в том числе вид рекламы, ее текст, информация о макете) <5>;
  • период размещения <6>;
  • цена и порядок ее формирования <7>.

Такие же условия должны содержаться и в акте сдачи-приемки оказанных услуг. Все это будет свидетельствовать о реальности оказанных рекламных услуг.

* * *

Неправильное оформление документов, подтверждающих оказание рекламных интернет-услуг, их отсутствие либо неполное отражение в них необходимых сведений может повлечь обоснованные претензии налоговых органов. Они могут усомниться в фактическом оказании вам рекламных услуг и связи затрат на рекламу с вашей производственной деятельностью <8>. Поэтому к документам, подтверждающим расходы на интернет-рекламу, нужно относиться очень внимательно.

<3> Пункт 2 ст. 779 ГК РФ.
<4> Пункт 3 ст. 421 ГК РФ.
<5> Пункт 1 ст. 432 ГК РФ.
<6> Статьи 708, 783 ГК РФ.
<7> Пункт 1 ст. 779 ГК РФ.
<8> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2007 N А56-27762/2004.

Н.А.Мацепуро

Юрист

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Рекламные расходы: считаем норматив. Применение вычета по НДС (Журбицкий О.)

Рекламные расходы: считаем норматив. Применение вычета по НДС (Журбицкий О.)

Дата размещения статьи: 17.06.2015

Расходы на рекламу — это объективная необходимость для большинства организаций. При этом помимо общих правил отнесения расходов для целей налогообложения расходы на рекламу также подлежат нормированию. Какие рекламные расходы нормируются, какие — нет, как рассчитать норматив — эти вопросы рассмотрим в данной статье.

Налоговое законодательство определяет рекламные расходы как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (ст. 264 НК РФ), и включает следующие расходы на рекламу (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ):
— производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг);
— деятельности налогоплательщика;
— товарного знака и знака обслуживания;
— участия в выставках и ярмарках.
Дополнительные условия отнесения расходов на рекламу в налоговом учете и их детализация установлены положениями п. 4 ст. 264 НК РФ.
При этом необходимо отметить, что рекламные расходы могут учитывать в целях налогообложения как организации на общей системе налогообложения (при исчислении налога на прибыль), так и организации, применяющие упрощенную систему (при расчете единого налога (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)).
Однако на практике часто возникают сложные ситуации, когда возникает вопрос: можно ли отнести те или иные расходы к рекламным.
Для ответа на эти вопросы необходимо уточнить само понятие рекламы. Итак, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О рекламе"). Следовательно, можно выделить два главных критерия рекламы:
— реклама — это информация об объекте рекламирования (товаре, средстве индивидуализации организации и др.);
— реклама направлена неопределенному кругу лиц. При этом под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации (Письма ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624, от 30.10.2006 N АК/18658, от 23.01.2006 N АК/582).
Таким образом, не все расходы, направленные на продвижение товаров (услуг), а также самой организации, можно отнести к рекламным расходам.
Все расходы на рекламу налоговое законодательство разделяет на два вида: нормируемые и ненормируемые. От этого зависит, сможет ли организация учесть всю сумму расходов на рекламу при исчислении налога на прибыль или вправе учесть только их часть в соответствии с нормативом.

Ненормируемые рекламные расходы

Отметим, что налоговым законодательством установлен "закрытый" перечень ненормируемых расходов на рекламу (абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 НК РФ). К ним относятся:
— расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом необходимо отметить важный момент. Если организация осуществляет ненормируемые рекламные расходы, она не может всегда единовременно учитывать данные расходы в налоговом учете, например расходы на рекламный видеоролик. В налоговом учете рекламный видеоролик со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 тыс. руб. признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Следовательно, если имущество или объекты интеллектуальной собственности относятся к амортизируемому имуществу, то организация списывает расходы на рекламу через начисленные амортизационные отчисления (Письмо Минфина России от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15750).

Нормируемые рекламные расходы

К нормируемым рекламным расходам относятся (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ):
— расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
— расходы на иные виды рекламы, не относящиеся к ненормируемым рекламным расходам.
Таким образом, перечень нормируемых расходов на рекламу является открытым. Данные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль, если они не превысили норматив: один процент выручки от реализации за отчетный (налоговый) период.

Рассчитываем норматив расходов на рекламу

Для того чтобы правильно рассчитать норматив расходов на рекламу, необходимо вначале определить размер базы для расчета: сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Мастер-класс по учету расходов на рекламу

При этом выручка от реализации включает выручку от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручку от реализации имущественных прав. Выручка от реализации рассчитывается с учетом всех поступлений за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженных как в денежной, так и натуральной формах (п. п. 1, 2 ст. 249 НК РФ).
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные покупателю в соответствии с налоговым законодательством (НДС и акцизы). Следовательно, при расчете норматива рекламных расходов выручка от реализации учитывается также без НДС и акцизов (Письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310).
Необходимо отметить также следующий момент. При определении выручки от реализации для расчета норматива расходов на рекламу в нее не включаются доходы в виде процентов по выданным займам, так как они относятся к внереализационным доходам (Письмо Минфина России от 21.04.2014 N 03-03-06/1/18216).

Особенности расчета норматива организациями-упрощенцами

По общим правилам организации, применяющие УСН, учитывают рекламные расходы в порядке, предусмотренном для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Однако, в связи с тем что применение УСН предполагает признания доходов и расходов организациями по кассовому методу, при расчете норматива расходов на рекламу возникают некоторые особенности.
Так, суммы предварительной оплаты (авансы), полученные в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), учитываются в составе доходов от реализации при определении налоговой базы в отчетном (налоговом) периоде их получения. В случае возврата организацией полученных от покупателей (заказчиков) авансов на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Таким образом, организации, применяющие УСН, при расчете норматива расходов на рекламу в составе доходов от реализации учитывают суммы авансов, полученные от покупателей. А как быть с нормативом, если происходит возврат ранее полученных авансов? При возврате, например, в 2015 г. авансов, полученных от покупателей (заказчиков) в 2014 г., норматив для рекламных расходов в 2015 г. должен быть равен одному проценту от суммы дохода от реализации (с учетом уменьшения его на сумму возвращенного аванса). При этом перерасчет размера указанного норматива за 2014 г. в данном случае не производится (Письмо Минфина России от 11.02.2015 N 03-11-06/2/5832).

Порядок вычета НДС

Каким образом применять вычет по НДС по расходам, связанным с рекламой? Этот вопрос долгое время оставался спорным: Минфин настаивал на том, что суммы НДС по расходам, нормируемым для целей налога на прибыль организаций, принимаются к вычету не в полном размере, а в размере соответственно нормативу (Письмо Минфина России от 13.03.2012 N 03-07-11/68).
Вместе с этим Президиум ВАС РФ занимал противоположную позицию и подчеркивал, что нормирование вычетов сумм НДС относится только к расходам на командировки и представительские расходы и не относится к рекламным расходам (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 2604/10).
В настоящее время этот вопрос можно считать однозначным. Дело в том, что с 1 января 2015 г. вступила в силу новая редакция п. 7 ст. 171 НК РФ. Положение о том, что в случае, если расходы принимаются для целей исчисления налога на прибыль по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам, утратило силу.
Таким образом, с 1 января 2015 г. вычет по НДС по рекламным расходам можно принимать в полном размере независимо от норматива. Безусловно, данную новацию можно признать позитивной для налогоплательщиков.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Главная » Полезная информация » Бухгалтерское обслуживание » Затраты на рекламу: нормируемые и ненормируемые расходы

Затраты на рекламу: нормируемые и ненормируемые расходы

Как известно, реклама – двигатель торговли. Без качественной рекламы невозможно продвинуть свой товар или услугу на рынке. В то же время это достаточно весомая статья расходов любой организации. Вместе с тем обойтись без этих расходов невозможно.

К счастью, расходы на рекламу могут быть включены в расходы при расчете налога на прибыль. Но и здесь есть свои нюансы. Нормируемые и ненормируемые расходы, которые по-разному учитываются в составе затрат, требуют внимательного и тщательного расчета.

Ненормируемые расходы на рекламу

Для начала стоит сказать, что ненормируемые расходы учитываются в составе себестоимости в полном объеме. К ненормируемым расходам относятся:

  • Реклама в СМИ – видео- и аудио-ролики, рекламные статьи, рекламные блоки на ТВ, в газетах и журналах, рекламные баннеры в Интернете. При этом стоимость размещения рекламных материалов единожды включается в состав затрат. Что касается расходов по созданию или приобретению видео- и аудио-роликов, то эти затраты включаются в себестоимость частями (посредством начисления амортизации нематериальных активов, коими и являются эти ролики). То же можно сказать и о создании сайта. Если организация заказывает у сторонней организации услугу по разработке интернет-сайта, то его стоимость включается в состав затрат частями.
  • Световая и наружная реклама. К этой категории относится размещение информации об организации на стендах, стационарных баннерах, на фасадах зданий, на электронных табло. В состав рекламных расходов входят также затраты на посреднические услуги сторонних организаций (в частности, по размещению рекламных материалов).
  • Участие в ярмарках, выставках-продажах и других подобных мероприятиях.

    4.1. Общие требования к рекламным расходам в налоговом учете

    В данном случае есть нюансы. При оформлении выставочных стендов, выставок, комнат, образцов в составе расходов учитываются в полном объеме (одежда с логотипами организацией, листовки, подставки, скатерти). При участии в ярмарках в полном объеме в составе затрат учитываются только вступительные взносы.

Нормируемые расходы на рекламу

Расходы на рекламу по определенным статьям подлежат нормированию. Нормирование осуществляется следующим образом: включать затраты по рекламе в себестоимость (в течение налогового периода) можно в размере 1% от выручки (без учета НДС, а также акцизов) за этот период. К нормируемым расходам на рекламу относятся:

  • затраты на приобретение призов, грамот, медалей участникам соревнований (рекламных акций), проводимых организацией;
  • расходы на производство или покупку рекламных календарей, магнитов, кружек, маек, с символикой организации;
  • расходы на дегустацию продукции компании;
  • расходы на проведение пресс-конференций;
  • оплата аренды помещений, в которых проводится выставка, ярмарка.

При расчете выручки в данном случае плательщики должны помнить следующее:

  • размер выручки учитывается без налога на добавленную стоимость;
  • в сумму выручки включаются все поступления, связанные вреализацией продукции или оказанием услуг;
  • в сумму выручки включаются также средства, полученные при реализации ценных бумаг.

Как правило, некоторое ненормируемые расходы могут в определенных случаях переходить в разряд нормируемых.

В частности, затраты на визуальную рекламу (стенды, баннеры) могут нормироваться, если она расположена в транспорте. Также при трансляции видеороликов в кинотеатрах затраты на его разработку нормируются в соответствии с законодательством.

  • 15.1. Бухгалтерский учет расходов на рекламу
  • 15.2. Налоговый учет
  • 15.2.1. Ненормируемые расходы
  • 15.2.2. Нормируемые расходы
  • 15.2.3. «Спорные» рекламные расходы
  • ГЛАВА15

    Расходы на рекламу

    15.1. Бухгалтерский учет расходов на рекламу

    В соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 расходы на рекламу учитываются я в составе затрат по обычным видам деятельности. Для целей бухгалтерского учета к расходам на рекламу относятся, в частности, расходы на:

    – разработку, издание и распространение иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, рекламных открыток и т. д.;

    – разработку, изготовление и распространение образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции;

    – объявления в печати, по радио и телевидению, то есть через средства массовой информации;

    – световую и наружную рекламу;

    – приобретение, изготовление, демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т. п.;

    – изготовление рекламных щитов, указателей;

    – участие в выставках, экспозициях, ярмарках;

    – оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;

    – уценку товаров, которые полностью или частично потеряли свои первоначальные качества при экспонировании в витринах;

    – приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний;

    – проведение рекламных мероприятий, связанных с деятельностью организации;

    – прочие расходы на рекламу.

    Для признания расхода в бухгалтерском учете необходимо выполнение ряда условий, установленных п. 16 ПБУ 10/99.

    Расходы на рекламу на основании пункта 18 ПБУ 10/99 признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их фактической оплаты. А согласно пункту 7 ПБУ 10/99 рекламные расходы представляют собой коммерческие расходы, так как они связаны непосредственно со сбытом продукции.

    Коммерческие расходы отражаются организациями на отдельном субсчете к счету 44 «Расходы на продажу» в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета. Причем это справедливо как для торговых, так и для производственных организаций.

    Для признания расходов на рекламу в качестве расходов по обычным видам деятельности необходимо иметь документы, подтверждающие выполнение рекламных работ и услуг:

    – договор на оказание рекламных услуг;

    – протокол согласования цен на рекламные услуги;

    – свидетельство о праве размещения наружной рекламы;

    – паспорт рекламного места;

    – утвержденный дизайн-проект;

    – акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);

    – счета-фактуры от агентства рекламных услуг;

    – документы, подтверждающие оплату рекламных услуг;

    – требование-накладную и накладную на отпуск материалов на сторону;

    – акт о списании товаров (готовой продукции);

    – акт об уценке товаров.

    15.2. Налоговый учет

    15.2.1. Ненормируемые расходы

    В пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ приведен закрытый перечень рекламных расходов, которые можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли без каких-либо ограничений. К ненормиру-емым расходам организации на рекламу в целях налогообложения относятся:

    – расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

    – расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

    – расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации. А также затраты на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

    Рекламный стенд

    Надо сказать, что в отношении дорогостоящих рекламных стендов или образцов продукции, которые служат более одного года, налоговики придерживаются такой позиции. Формально такие стенды отвечают всем признакам основных средств. И, по мнению инспекторов, затраты на их покупку надо включать в состав рекламных расходов через амортизационные отчисления. Например, об этом заявлено в письме УМНС России по г. Москве от 17 мая 2004 г. № 26–12/33216, а также в письме Минфина России от 25 апреля 2003 г. № 04-02-05/3/35.

    Для организации это невыгодно, поскольку рекламные расходы, будучи косвенными, полностью уменьшают прибыль текущего периода. Срок же полезного использования основного средства составляет несколько лет. Поэтому, если цена вопроса велика, с чиновниками стоит поспорить в суде. Тем более что в данном случае арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков. Вот два примера: постановление ФАС Поволжского округа от 9 июня 2005 г. № А55-9804/04-43 и постановление ФАС Уральского округа от 14 января 2005 г. № Ф09-5757/04-АК. В обоих случаях судьи указали, что имущество, используемое для рекламы, не может считаться основным средством. И его стоимость подлежит единовременному списанию на рекламные расходы.

    Раздача сувениров

    Будучи довольно распространенной рекламной акцией, раздача сувениров создает проблемы при расчете налога на прибыль.

    Рекламные расходы

    При проверках налоговики часто пытаются выдать ту или иную рекламную акцию за безвозмездную передачу товаров. Цель инспекторов понятна: рекламные расходы полностью или частично уменьшают налогооблагаемую прибыль. Стоимость же безвозмездно переданных ценностей из налогооблагаемого дохода не исключается (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

    Как же доказать налоговикам, а в случае судебного разбирательства – и судьям, что фирма, раздавая сувениры или, скажем, проводя дегустацию своей продукции, занималась именно рекламой? Основной критерий кроется в определении рекламы, которое дано в статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Там сказано, что рекламой считается информация, распространяемая среди неопределенного круга лиц. А значит, раздача сувениров ограниченному списку участников презентации или закрытой для свободного посещения выставки – это не реклама. Также и дегустация, проведенная для определенной группы, рекламой не считается. Об этом Минфин России сообщил в письме от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205.

    Оспорить данный вывод невозможно, поскольку другого определения рекламы в российском законодательстве нет. Но предпринять определенные шаги, позволяющие избежать проблемы с безвозмездной раздачей, можно.

    Здесь все опять же упирается в оформление документов. Готовясь к проведению рекламной акции, позаботьтесь о том, чтобы ни в распоряжениях руководства, ни в пригласительных билетах не фигурировало упоминание, что мероприятие будет закрытым. В конце концов, приглашенным участникам можно сообщить об этом устно.

    Зато в результате налоговики ничего не смогут возразить на то, что ваша фирма списала затраты на покупку сувениров в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Другое дело, что сувениры, розданные в рамках рекламных кампаний, учитывают при налогообложении прибыли в пределах 1 процента от полученной выручки.

    Впрочем, в арбитражной практике известны случаи, когда суды приходили к выводу, что распространение рекламы в такой форме, как вручение сувенирной продукции с логотипом налогоплательщика посетителям выставки, относится к рекламным расходам. В качестве примера можно привести постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. № А66-13857/2004.

    15.2.2. Нормируемые расходы

    Затраты на рекламу, не упомянутые выше, списывают в уменьшение налогооблагаемого дохода в пределах норматива, который равен 1 проценту от выручки фирмы. Причем выручку надо считать по правилам статьи 249 Налогового кодекса РФ. То есть в расчет надо брать выручку от реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав. Обычно в выручку входят НДС и акцизы. Само собой, рассчитывая норматив по рекламе, фирме выгоднее брать выручку с учетом этих налогов. Тогда предельный размер рекламных расходов, которые можно учесть при расчете налогооблагаемой прибыли, будет больше. Так вот чиновники настаивают, что при расчете лимита налоги из выручки надо исключить (письмо от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310). В письме сказано, что при определении норматива НДС и акцизы из выручки надо исключить. Аргументы такие. В главе 25 Налогового кодекса РФ понятие «выручка» используется только для того, чтобы определить размер налогооблагаемого дохода. А именно такой доход равен выручке. А в статье 248 Налогового кодекса РФ сказано, что при определении доходов из них надо исключить суммы налогов, которые продавец предъявляет покупателю. Как раз к таким налогам и относятся НДС и акцизы.

    Конечно, аргументация чиновников убедительна. Однако такое заявление более чем спорно. Ведь предписывая исключать НДС и акцизы из налогооблагаемого дохода, законодатель тем самым признал, что в выручку, определение которой дано в статье 249 Налогового кодекса РФ, эти налоги входят. А порядок расчета норматива по рекламным расходам увязан не с доходами, а именно с выручкой. И значит, в расчет ее надо брать полностью – с учетом НДС и акцизов. Правда доказывать это скорей всего придется в арбитражном суде. А кого поддержат судьи, предсказать сложно: подобной судебной практики пока нет. Поэтому, если суммы НДС и акцизов не повлияют на размер норматива значительно, лучше их из расчета исключить.

    ПРИМЕР

    Нормируемые рекламные расходы организации за 2006 год составили 70 000 руб. А выручка от реализации товаров, полученная в этом году, – 5 900 000 руб. (в том числе НДС – 900 000 руб.).

    Рассмотрим два варианта.

    Первый вариант. Бухгалтер организации решил не учитывать НДС при расчете норматива рекламных расходов. Поэтому в уменьшение налогооблагаемого дохода организации в 2006 году удалось списать только 50 000 руб. ((5 900 000 руб. – 900 000 руб.) x 1 %). Оставшаяся часть нормируемых рекламных расходов – 20 000 руб. (70 000 – 50 000) – при налогообложении прибыли в расчет не берется.

    Второй вариант. При расчете норматива выручка берется с учетом НДС. В этом случае сумма рекламных расходов, укладывающихся в норматив, составляет 59 000 руб. (5 900 000 руб. x 1 %). Расходы же


    на рекламу, которые нельзя учесть при налогообложении, равны 11 000 руб. (70 000 – 59 000).

    Таким образом, если бухгалтер организации последует разъяснениям чиновников и рассчитает норматив без учета НДС, фирма завысит свою налогооблагаемую прибыль на 9000 руб. (59 000 – 50 000).

    15.2.3. «Спорные» рекламные расходы

    Надо сказать, что иногда трудно отнести какой-то конкретный вид рекламных расходов к нормируемым или ненормируемым. Тут следует поступать так: если ваши траты можно отнести к расходам, которые указаны в абзаце первом пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ, то они учитываются в составе расходов в полном объеме. Все остальные расходы рекламного характера надо учитывать строго в рамках норматива. Для удобства мы сформировали указанные расходы в таблицу (см. с. 408–409).

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *