Распределение прибыли в хозяйственном партнерстве

Распределение прибыли в хозяйственном партнерстве

Особенности

Основным правовым документом, регулирующим работу КФХ, является Закон № 74-ФЗ. В соответствии с его указаниями, крестьянское хозяйство формируется гражданами, связанными родственными отношениями, и лицами, владеющими каким-либо общим имуществом. Бизнес создается с целью ведения хозяйственной деятельности (производство сельскохозяйственной продукции, ее продажа переработка, сбережение) с личным участием основателей компании.

Правом быть членами КФХ обладают лица, находящиеся в родственных связях с главой компании, а именно:

  • Супруг (супруга), родители обеих сторон, братья, дети, сестры, внуки.
  • Бабушки и дедушки с обеих сторон (только 3 семьи).

Дополнительно состоять в объединении КФХ могут лица без родственных связей с основателем КФХ (не более 5 человек). Учредителем КФХ может стать иностранное лицо. Малолетние родственники учредителя вступают в хозяйство по достижении 16 лет. Создать фермерское хозяйство может один гражданин.

Правовые требования

Организационно-правовая форма КФХ за время своего существования претерпела много изменений. С девяностых годов и до 2003 года фермерское хозяйство формировалось как юридическое лицо. С 2003 по 2013 год статус юридического лица КФХ отменен, организация действует как объединение участников на родственных началах.

С 2013 года учредитель стоит перед выбором, основывать ему юридическое лицо или нет. Он может сформировать юридическое лицо, выступить его руководителем и единственным работником. Второй вариант – глава хозяйства встает на учет как ИП. В соответствии со ст. 86.1 ГК РФ, лица, ведущие сельскохозяйственную деятельность без формирования юридического лица (на основе соглашения), имеют право создать юридическое лицо в форме КФХ.

С 2013 года учредитель стоит перед выбором, основывать ему юридическое лицо или нет.

Признаки КФХ

Бизнес, сформированный как КФХ, имеет такие признаки:

  • В официальных документах основатель хозяйства прописывается как глава КФХ.
  • Организация такого вида не имеет устава. Единственный правовой документ хозяйства – соглашение между членами КФХ.
  • Члены общества являются родственниками. Иные лица допускаются к ведению его деятельности, но не более 5 человек.
  • Имущество фермерства является собственностью его членов. При выходе одного члена ему выдается компенсация, эквивалентная стоимости его части.
  • Хозяйство занимается производством, продажей, транспортировкой сельхозпродукции.
  • В деятельности КФХ лично участвуют все члены.

Главным документом КФХ является соглашение. В нем указываются направление деятельности хозяйства, информация о его участниках, их обязанностях и полномочиях. В соглашении прописывается глава КФХ, его права и обязанности. Определяется порядок накопления имущества КФХ, условия его распоряжения, пользования. Документ устанавливает условия ввода и вывода участников хозяйства, правила распределения прибыли.

Соглашение обязаны одобрить и подписать все члены хозяйства. К соглашению прикладываются документы, подтверждающие родственные связи его членов.

В итоге

Организационно-правовая форма КФХ – отличный вариант ведения сельскохозяйственного направления бизнеса. Открывается возможность участия в муниципальных и федеральных кампаниях государственной поддержки фермерства, аренды земли на льготных правах, программах развития и субсидирования хозяйства.

Однако КФХ не подходит для бизнесменов, которые не видят себя работниками сельхозпредприятия. По закону все члены хозяйства лично участвуют в его деятельности, а гражданин может состоять в членстве только одного хозяйства в форме юридического лица. Поэтому учредителям, заинтересованным в управлении КФХ через наемного директора, лучше создать ООО или ПАО.

В декабре 2011 года принят Федеральный закон от N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», а также Федеральный закон N 393-ФЗ «О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах».

Оба Федеральных закона вступают в силу с 1 июля 2012 года.

Законы вводят новую форму юридического лица, являющегося коммерческой организацией, — хозяйственное партнерство (наряду с существующими коммерческими организациями в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий). Определяются правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации.

Понятие и участники хозяйственного партнерства.

Хозяйственное партнерство (далее — партнерство) — это созданная двумя или более (максимально 50) гражданами и (или) юридическими лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Партнерство ведет реестр участников партнерства с указанием сведений о каждом участнике партнерства, его доле в складочном капитале, о долях, принадлежащих партнерству, и др.

Виды деятельности партнерства.

Партнерство может осуществлять любые не запрещенные законами виды деятельности, кроме эмиссии облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг и рекламы своей деятельности. Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц (за исключением союзов и ассоциаций).

Ответственность в партнерстве.

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников и несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Если при недостаточности имущества партнерства требуется обращение взыскания на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства от его имени могут быть исполнены участником (участниками) партнерства с правом регрессного требования к партнерству.

Управление деятельностью партнерства.

Участники партнерства управляют его деятельностью пропорционально своим долям в его складочном капитале, если соглашением об управлении партнерством не предусмотрено иное.

Соглашение об управлении партнерством.

Если соглашение об управлении партнерством заключается, его сторонами должны быть все участники партнерства, а также могут быть партнерство и другие лица. Соглашение предназначено для детальной регламентации работы партнерства и может содержать любые не противоречащие законодательству условия управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации. В частности, в соглашении должны быть условия о порядке изменения долей участников в складочном капитале партнерства, а также о порядке разрешения споров между участниками. Соглашение может включать права участников на непропорциональное участие в управлении партнерством (включая право вето) и распределении прибыли, ограничения прав на свободное распоряжение долями, право требовать продажи, приобретения или выкупа доли, особые условия выхода из партнерства или вступления в него, обязательство о неконкуренции с партнерством, индивидуальный порядок образования и деятельности органов управления партнерства (если они образуются), способы обеспечения обязательств из соглашения, меры гражданско-правовой ответственности (убытки, неустойка, компенсация, иные) и пр.

Соглашение подлежит нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса, но не государственной регистрации и внесению сведений о нем в ЕГРЮЛ. При изменении соглашения каждый его участник имеет один голос независимо от размера его доли в складочном капитале партнерства и условий соглашения о правах участника на участие в управлении партнерством.

Единоличный исполнительный орган партнерства предоставляет лицам, вступающим в гражданско-правовые отношения с партнерством, сведения о соглашении, в том числе в части полномочий органов управления партнерства на совершение и одобрение сделок. Предоставление сведений может осуществляться путем выдачи единоличным исполнительным органом согласия в письменной форме на ознакомление с соглашением. Подпись единоличного исполнительного органа на согласии должна быть засвидетельствована нотариусом. Отсутствие засвидетельствования влечет недействительность согласия.

Складочный капитал партнерства.

Минимальный размер складочного капитала партнерства не установлен. Не допускается освобождение участника партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал. Соглашением об управлении партнерством могут быть определены виды объектов гражданских прав, которые не могут быть внесены в качестве вклада.

Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, в случае последовательного внесения вклада и неисполнения участником этой обязанности по первоначальной части вклада такой участник обязан уплатить проценты на сумму задолженности, а при неисполнении по последующей части вклада она переходит к другим участникам пропорционально размеру или стоимости принадлежащих им долей в складочном капитале с переходом на них в соответствующих долях обязанности по внесению вклада.

Информируем о принятии Федерального закона от 03.12.2011 №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (далее — Закон), вступающего в силу с 01 июля 2012 года. Закон опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 06.12.2011.

В целях реализации требований, предъявляемых к компаниям-участникам инновационной (в том числе венчурной) предпринимательской деятельности, в российское законодательство внедряется новая форма коммерческого юридического лица — хозяйственное партнерство.

По замыслу разработчиков Закона, новая организационно-правовая форма займет промежуточное положение между хозяйственным товариществом и обществом и в максимальной степени будет удовлетворять важнейшим требованиям, которые российские и иностранные венчурные инвесторы и предприниматели предъявляют к организационно-правовым формам, используемым для реализации венчурных и в целом инновационных бизнес-проектов.

Вполне закономерен вопрос, почему не были внесены соответствующие поправки в действующее законодательство РФ о хозяйственных товариществах и обществах. В связи с чем законодатель разъясняет, что потребовались бы масштабные изменения существующего массива законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность указанных форм юридических лиц. И более того, внесение изменений в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах повлекло бы дезорганизацию работы существующих предприятий. Таким образом, изменения существующих форм юридических лиц принципиально неприемлемо, что и привело к внедрению в законодательство — хозяйственного партнерства.

При этом, несмотря на то что целью создания хозяйственного партнерства как формы юридического лица является регулирование отношений в инновационной сфере, хозяйственное партнерство обладает общей правоспособностью, и его форму можно использовать для осуществления любой, не противоречащей закону предпринимательской деятельности.

Основные характеристики правового регулирования хозяйственного партнерства состоят в следующем:

  1. в возможности заключения гибкого всеобъемлющего соглашения, включающего в себя участников компании, а также (в случае необходимости) иных лиц, что позволяет принимать участие в управлении партнерством лицам, не являющимся его участниками;
  2. в организации гибкого постадийного финансирования за счет наличия складочного капитала;
  3. в ограничении ответственности всех участников по сделкам, совершаемым компанией.

Далее более детально будут рассмотрены вопросы правового положения хозяйственного партнерства, прав и обязанностей его участников, порядка создания и другие.

Итак, хозяйственное партнерство — коммерческая организация, созданная 2-мя или более лицами, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Наличие статуса юридического лица позволяет ограничить ответственность участников партнерства, которые не будут отвечать по его обязательствам, а партнерство не будет отвечать по обязательствам своих участников (как и в хозяйственных обществах).

Вместе с тем ответственность партнерства отличается от ответственности хозяйственных обществ следующим:

  • п.3 ст.3 Закона: в договорах с кредиторами-предпринимателями партнерство может установить условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства при наступлении определенных условий (что является исключением из правил, установленных Гражданским кодексом РФ, о прекращении договоров);
  • п.4 ст.3 Закона: в случае обращения взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности обязательства партнерства перед кредиторами могут быть исполнены от имени партнерства — одним участником, несколькими участниками, всеми участниками.

Участниками хозяйственного партнерства могут быть:

  • граждане и (или)
  • юридические лица (в том числе некоммерческие организации, иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами по иностранному праву).

Как следует из легального определения, партнерство не может быть учреждено одним лицом, а также не может стать впоследствии партнерством с одним участником. В ином случае организация подлежит реорганизации или ликвидации в судебном порядке.

Максимальное число участников ограничивается 50-тью членами. В случае превышения указанного предела партнерство также подлежит реорганизации (в акционерное общество) или ликвидации.

Отличительной чертой хозяйственного партнерства является возможность ограничения на определенный срок выхода из партнерства и отчуждения доли партнера в складочном капитале. Кроме того, участники могут предусмотреть в соглашении об управлении партнерством право участника на непропорциональное принадлежащей ему доле в складочном капитале участие в управлении партнерством (в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью).

Государственная регистрация хозяйственного партнерства осуществляется на основании подлежащего государственной регистрации учредительного документа — устава партнерства, содержащего ограниченный законом набор сведений, а внутренние вопросы функционирования и управления партнерством детально определяются соглашением об управлении партнерством, подлежащим обязательному нотариальному удостоверению по месту нахождения партнерства. Условием участия любого лица в партнерстве является его вступление в соглашение об управлении партнерством. Изменение условий соглашения об управлении партнерством осуществляется по общему согласию участников (или в судебном порядке в случае недостижения согласия).

Для обеспечения большей свободы участников в выборе способа организации и функционирования партнерства законодательно предусматривается возможность установления в соглашении об управлении партнерством различного объема прав и обязанностей разных участников партнерства, различного порядка и условий приема новых участников, выхода старых, различных условий распределения прибыли и голосов при принятии решений в отношении осуществления предпринимательской деятельности, приоритета прав одних участников перед другими, а также иных условий, необходимых в связи с различными условиями реализации бизнес-проектов в инновационной сфере.

При учреждении партнерства учредители партнерства утверждают аудитора партнерства в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.08 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Складочный капитал партнерства.

Законом в структуре имущества хозяйственного партнерства предусматривается создание складочного капитала, обеспечивающего любые приемлемые для участников партнерства условия поэтапного финансирования. Освобождение от обязанности внесения вклада не допускается. В качестве вклада могут быть деньги, другие вещи, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку; исключение составляют ценные бумаги.

Обращаем Ваше внимание на то, что Законом не установлены требования к минимальному размеру складочного капитала. При этом предусматривается возможность установления нормативов достаточности собственных средств для партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности, Правительством РФ (п.9 ст.1 Закона). В связи с тем что соглашением об управлении партнерством может быть утвержден особый порядок внесения вкладов (по частям, в различные сроки), это может привести к появлению юридического лица без собственного имущества, что будет риском для кредиторов партнерства.

Складочный капитал партнерства делится на доли, которые по общему правилу являются свободно оборачиваемыми. То есть, если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, участник вправе продать свою долю в складочном капитале партнерства или осуществить ее отчуждение иным образом.

Неисполнение обязанности по первоначальному или последующему внесению в складочный капитал партнерства вклада (части вклада), если соглашением об управлении партнерством предусмотрено его последовательное внесение, может являться основанием для исключения участника партнерства из партнерства (допускается во внесудебном порядке только по единогласному решению остальных участников партнерства; в судебном порядке — в случае нарушения участником партнерства своих обязанностей, а также в случае совершения действия (бездействия), которые делает невозможной деятельность партнерства или существенно ее затрудняет).

Особых требований к чистым активам партнерства Законом не установлено. По всей вероятности, как и в случае с акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, порядок определения стоимости чистых активов будет регулироваться приказом Минфина РФ №10н, ФКЦБ РФ №03-6/пз от 29.01.03 «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».

Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством. Законом предусматривается императивное требование только о наличии единоличного исполнительного органа партнерства, которым может быть только физическое лицо-участник партнерства. Члены органов управления (если образование таковых предусмотрено соглашением об управлении партнерством) и единоличный исполнительный орган несут ответственность перед партнерством за убытки, причиненные партнерству их виновными действиями (бездействием).

Учитывая объединенные в Законе о хозяйственных партнерствах положительные свойства хозяйственных обществ (прежде всего в части ограничения ответственности) и хозяйственных товариществ (прежде всего в части гибкости управления), по мнению разработчиков Закона, создание хозяйственных партнерств позволит реализовать большинство важнейших условий, выдвигаемых участниками венчурной проектной деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что в 2012 году в целях регулирования инвестиционной деятельности вводится два новых правовых института:

  1. инвестиционное товарищество;
  2. хозяйственное партнерство.

Инвестиционное товарищество представляет собой форму договора о совместной деятельности, в соответствии с которым товарищи объединяют свои вклады для извлечения прибыли из инвестирования в акции (доли), облигации хозяйственных обществ, товариществ, финансовые инструменты срочных сделок, а также доли в складочном капитале хозяйственных партнерств. Таким образом, товарищи непосредственно в управлении хозяйственными обществами, в которые были вложены инвестиции, не участвуют. Ограничения прав товарищей на участие в нескольких договорах инвестиционного товарищества законодательно не предусматриваются.

Хозяйственное партнерство представляет новую форму коммерческой организации, обладающей общей правоспособностью (то есть разрешен любой вид хозяйственной деятельности), участники которой непосредственно участвуют в управлении деятельностью партнерства. Права участников партнерства на финансовое, личное трудовое или иное участие в деятельности иных юридических лиц могут быть специально ограничены соглашением об управлении партнерством.

Использование указанных институтов должны способствовать созданию правовых условий для развития инновационной экономики РФ на основе реализации бизнес-проектов, соответствующих мировым стандартам венчурного инвестирования.

Как прокомментировала Заместитель директора правового департамента ОАО «РОСНАНО» А.К. Нестеренко: «Договор инвестиционного партнерства хорош для стартапа, на ранней стадии становления бизнеса. Хозяйственные партнерства — это форма для инновационного венчурного бизнеса уже на стадии расширения производства».

Исп. Адамова Н.

Исключениями являются: запрет размещения партнерством рекламы о своей деятельности; запрет эмиссии облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; запрет учреждения (участия) других юридических лиц, кроме союзов и ассоциаций.

Данное положение Закона вызывает дискуссии среди юристов в связи с возникновением у участников партнерства, исполнивших обязательства перед кредиторами от имени партнерства, преимущественного права на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности при ликвидации партнерства. Если учесть, что научные учреждения смогут внести в качестве вклада только интеллектуальные права, то по сути управление этими правами может перейти к третьим лицам, что до вступления в силу Закона о хозяйственных партнерствах запрещено Федеральным законом от 23.08.96 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Вместе с тем разработчики Закона считают условия п.4 ст.3 Закона положительным нововведением, которое в случае банкротства или ликвидации партнерства позволит защитить права участников партнерства в приоритетном порядке (перед кредиторами).

Стоит отметить, что стороной соглашения об управлении партнерством могут быть и лица, не являющиеся участниками партнерства (например, работники партнерства).

В отличие от порядка распределения прибыли в хозяйственных обществах (пропорционально долям в уставном капитале) участники партнерства могут предусмотреть в соглашении об управлении партнерством право участника на непропорциональное участие в распределении прибыли, в покрытии расходов и различных затрат, связанных с деятельностью партнерств.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соглашении об управлении партнерством участники могут предусмотреть подчинение соглашения иностранному праву и рассмотрение возникающих по ним споров в иностранных судах. Безусловно, указанная возможность вызывает множество споров. Например, позиция противников принятого Закона о том, что это позволит выводить решение спорных вопросов о принадлежности результатов интеллектуальной деятельности из-под юрисдикции российских судов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *