Разделительный баланс при реорганизации
Содержание
Зачем нужен
При реорганизации путем выделения разделительный баланс служит основанием для передачи имущественных прав и прочих обязательств учреждения при реорганизации в форме выделения (п.
Топ-лист ошибок при реорганизации в форме выделения, которые могут стать роковыми
3, 4 ст. 58 ГК РФ).
Финансово-хозяйственная деятельность реорганизуемого экономического субъекта продолжается, но у него меняется объем и структура. Разделительный баланс составляется на основании решения учредителей, в котором прописывается и утверждается распределительное соотношение основных показателей функционирования организации. Согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ, в данном регистре должны быть строго указаны положения о правопреемстве. Учредители также определяют отчетную дату РБ (конец квартала или года). Главная задача бухгалтерии в этом случае — корректное распределение имущества и обязательств между организациями. Сведения базируются на последней сданной бухгалтерской отчетности (промежуточной или итоговой), которая будет являться неотъемлемой частью РБ.
Законодательно утвержденной формы РБ при реорганизации в форме выделения не предусмотрено, однако учреждение вправе сформировать РБ на бланке № 1 «Бухгалтерский баланс» вместе с приложениями, в которых будет произведена детальная расшифровка ключевых показателей. Бухгалтер при составлении РБ может использовать рекомендации Минфина № 44н.
Разделительный баланс, образец
Документы, необходимые при оформлении процедуры выделения
Основу выделительной документации составляют разделительный баланс и передаточный акт. Однако РБ необходимо подкреплять следующими дополнительными документами:
- решение учредителей о реорганизации, включающее конкретную информацию о порядке перераспределения имущества и обязательств;
- акт инвентаризации совместно с первичными документами, по которым осуществлялся приход товарно-материальных ценностей и объектов основных средств;
- последняя бухгалтерская отчетность учреждения;
- данные о дебиторской и кредиторской задолженности с уведомлением контрагентов учреждения о начале процесса выделения;
- акты сверок со всеми контрагентами, в том числе с бюджетными и государственными уполномоченными органами;
- перечень заключенных контрактов выделяемой организации, по которым новообразованному юридическому лицу переходят права и обязанности.
Порядок составления и содержание
Разделительный баланс при выделении включает в себя 3 части.
В первую часть вносится информация о реорганизации:
- полное наименование реорганизуемого учреждения;
- полное наименование правопреемников;
- ОПФ;
- отчетная дата;
- форма проводимой процедуры.
Во второй части формируются отчетные показатели РБ. В документ включаются сведения об активах, обязательствах, собственном капитале реорганизуемого учреждения. В этой части также распределяются балансовые статьи между организациями-правопреемниками.
В заключительной части приводятся пояснения и детализация по статьям РБ и описываются особенности распределения балансовых статей.
По факту формирования и утверждения РБ вместе с прилагаемыми документами направляется на государственную регистрацию.
Каковы требования Гражданского кодекса РФ в отношении содержания передаточного акта и разделительного баланса, составляемых при реорганизации организации?
Требования к информации, указываемой в передаточном акте, который необходимо составить при реорганизации организации, регулируются статьей № 59 Гражданского кодекса РФ. Согласно данной статье акт должен иметь следующее содержание:
- любые невыполненные обязательства перед кредитными организациями и должниками компании.
Разделительный баланс при выделении
Это касается и таких обязательств, по которым между обеими сторонами есть незакрытые споры;
- все элементы ресурсов реорганизуемой компании. В дополнении к передаточному акту можно расписать активы и пассивы по каждому виду имущества, задолженностям различных категорий (дебиторская или кредиторская);
- в отрезок времени между формированием передаточного акта до получения официального свидетельства об окончании реорганизации могут возникнуть новые полномочия и обязательства организации, которые не были указаны ранее. Поэтому следует сразу оговорить возможные изменения в составляемом акте.
Какие приложения может иметь передаточный акт или разделительный баланс?
Список подобных приложений регулируется МФ РФ и содержит:
- бухгалтерские отчетные документы, которые являются базой для составления списка имущественных ценностей и финансовой ответственности компании, подлежащей реорганизации;
- свидетельства о проведении описи имущественных ценностей и обязательств реорганизуемой компании;
- оправдательные документы, на основании которых проводились все хозяйственные операции реорганизуемой организации (накладные, акты приемки-передачи и пр.);
- данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
- документы, которые подтверждают наличие записей о возникновении новых организаций или об окончательном прекращении деятельности в ЕГРЮЛ.
Что нужно сделать для осуществления реорганизации в форме слияния?
В первую очередь члены организаций, которые участвуют в слиянии, на всеобщем собрании принимают следующие решения:
- об осуществлении реорганизации организации в форме слияния;
- о согласовании условий для слияния;
- о создании устава для нового общества;
- о ратификации передаточного акта.
Далее необходимо предоставить все необходимые документы для официальной регистрации созданного в процессе реорганизации общества в местные регистрирующие органы. После того, как будет получена резолюция о реорганизации, специалисты госрегистрации вносят в ЕГРЮЛ соответствующие записи.