Развивающая предметная среда

Развивающая предметная среда

Образовательная среда –совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспеченияполноценного образования и развития детей.

Развивающаяпредметно-пространственная среда – часть образовательной среды,представленная специально организованным пространством (помещениями, участком ит.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольноговозраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны иукрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственнаясреда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциалапространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря дляразвития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учётаособенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающаяпредметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечиватьвозможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числедетей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательнойактивности детей, а также возможности для уединения.

Развивающаяпредметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должнаобеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ,используемых в образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образованиянеобходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий,в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственнаясреда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой,полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастнымвозможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство группы,участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими),соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным,оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификойПрограммы).

Организация образовательного пространстваи разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую итворческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование сдоступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитиекрупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии спредметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагаетвозможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости отобразовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностейдетей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использованияразличных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягкихмодулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающихжёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природныхматериалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, втом числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (дляигры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала,появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательнуюи исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числедетей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляетсяобразовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей сОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам,пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной средыпредполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечениюнадёжности и безопасности их использования.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Предметно-развивающая среда должна:

Обеспечивать:

— охрану и укрепление здоровья детей,

— максимальную реализацию образовательного потенциала,

— учёт особенностей и коррекции недостатков их развития.

Обеспечивать возможность:

— общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста),

— двигательной активности детей,

— возможности для уединения.

Обеспечивать реализацию:

— различных образовательных программ, используемых в ДОУ;

— в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

— учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Должна быть:

— содержательно насыщенной,

— трансформируемой,

— полифункциональной,

— вариативной,

— доступной и безопасной.

Насыщенность среды:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

— периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Трансформируемость пространства:

— предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

— наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Вариативность среды предполагает:

— наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

— периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

— свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Развивающая предметная среда.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

По мнению С.Л.Новоселовой, грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, рутины, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Исходное требование к предметной среде, выдвигаемое автором, – ее развивающий характер. Она должна объективно создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям его психического и физического развития, обеспечивать зону ближайшего развития. Не вызывает сомнения, что правильно организованная предметная среда выступает мощным стимулом развития ребенка.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Ребенок в детском саду должен получать возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось.

Большую часть групповых комнат в детском саду занимает оборудование для игр и конструирования. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки мелкого и среднего размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. Для игр в магазин, поликлинику, железную дорогу подобраны тематические коллекции игрушек, воспитатели приготовили необходимые атрибуты.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах есть крупногабаритные каталки, качалки, машины. Которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат. Особенно много таких предметов в младших группах.

В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество различных настольно-печатных игр, мозаик, кубиков, дидактических игрушек. Они дают возможность воспитателю решать определенные педагогические задачи через игру.

Для организации активной поисково-практической, познавательной деятельности детей разного возраста в группах созданы центры сенсорики, в которых находятся материалы для развития осязания, восприятия окружающего через обоняние, восприятия на слух, тактильных ощущений; специальный центр «Песок — вода».

Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» — это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.

Главная особенность и преимущество уголка природы — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

В качестве структурных компонентов «экологического пространства» можно выделить следующие: комнатные растения, объекты животного мира, лабораторный материал для экспериментирования, простейшие приборы и приспособления, календарь природы, разнообразные макеты, коллекционные материалы, дидактические материалы и игры.

Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-город на окне — лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок — витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток.

На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат создают различные породы деревьев, обладающие разными качествами. На групповых участках растут — одиночные или группами — березы, сосны, ели, липы. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле — именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет; кроме того, зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему.

На территории дошкольного учреждения созданы самые различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей: «Хвойный бор» , «Полянка первоцветов», «Зеленый класс», «Фруктовый сад», «Огород», «Уголок нетронутой природы», «Экологическая тропа», «Цветочный мир» (цветники, бордюры, клумбы, газоны).

Итак, для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая предметная среда.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

17 апреля 2014 г.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы -магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем). В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников — старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *