Реестр по НДС приложение 05
С 4 квартала 2015 года налогоплательщики получили право применять новый порядок документального подтверждения ставки 0% по НДС. Нововведения были призваны упростить для налогоплательщиков процедуру документального подтверждения нулевой ставки, а также установить новый порядок взаимодействия между органами ФТС и ФНС России по обмену в электронной форме информацией о ввозе и вывозе товаров, а также обмену другими сведениями.
Согласно изменениям, внесенным в п. 15 ст. 165 НК РФ, для целей подтверждения применения нулевой ставки по НДС и получения налоговых вычетов налогоплательщики могут представлять сведения в виде реестров соответствующих документов по целому ряду операций, предусмотренных ст. 164 НК РФ, в том числе при:
— реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
— осуществлении услуг международной перевозки товаров;
— выполнении определенных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
— других операциях (полный перечень установлен в ст. 165 и 164 НК РФ).
Указанные реестры сведений представляются в электронной форме вместо соответствующих копий документов или реестров на бумажном носителе по каждой конкретной операции. Пилотный проект был запущен в соответствии с Приказом ФНС России от 05.10.2015 № ММВ-7-6/438@ ещё в 2015 году. Так что совсем скоро мы можем ожидать массового существенного сокращения документооборота между налоговыми органами и предприятиями-экспортёрами.
При этом необходимо отметить, что представление в электронном виде реестров вместо копий определённых документов является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Таким образом, переход на новый порядок работы полностью зависит от воли самой организации.
Новый порядок подтверждения ставки 0% электронным реестром сведений вместо самих документов
Как нам хорошо известно, право на применение нулевой ставки по НДС организации получают при условии представления пакета документов, подтверждающих факт вывоза товаров. Состав пакета документов зависит от вида таможенной процедуры, вида услуг и способа реализации товаров.
Конкретный набор документов определён положениями ст. 165 НК РФ. В общем случае налогоплательщик представляет:
— контракт с иностранной компанией на поставку товара за пределы Таможенного союза;
— таможенную декларацию с соответствующими отметками таможенных органов;
— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.
При этом в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса налогоплательщики при реализации товаров, поименованных в п. 1 ст. 164 НК РФ, могут представлять вместо бумажных копий документов реестры таможенных деклараций или полных таможенных деклараций (с указанием в них регистрационных номеров), а также реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов. Только контракт с иностранной компанией должен быть представлен в налоговую инспекцию в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих информацию о предмете и условиях сделки, в том числе о цене и сроках её исполнения (п. 19 ст. 165 НК РФ).
Отметим, что замена формата представления подтверждающих документов и переход на электронное взаимодействие с налоговым органом не отразились на сроках представления данных. Реестры в электронном формате представляются также в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны (п. 9 ст. 165 НК РФ). Указанные реестры представляются в налоговую инспекцию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через своего оператора электронного документооборота. Напомню, что таким оператором может быть только российская организация, отвечающая требованиям, утвержденным ФНС России, например, компания Такском.
Для реализации новых положений Налогового кодекса Приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 утверждены новые форматы и порядок заполнения реестров в электронном виде. Всего утверждено 14 реестров, подтверждающих обоснованность нулевой ставки НДС. При этом в п. 15 ст. 165 НК РФ выделено всего 8 видов электронных реестров, дальнейшее увеличение их количества связано с тем, что в Налоговом кодексе нельзя было учесть все ситуации, возникающие на практике.
Каждый реестр содержит информацию о размере налоговой базы, к которой экспортёром применяется нулевая ставка НДС. Налоговая база определяется по каждой операции, подтверждаемой документами, реквизиты которых отражены в электронном реестре сведений. Такой подход позволяет накопительным итогом установить величину налоговой базы по экспортным операциям.
Порядок заполнения реестров содержит также сведения о том, какие данные являются обязательными, а какие нет, а также условия, при которых необязательные элементы становятся обязательными для заполнения.
Кроме того, обязательным условием, предъявляемым к электронному реестру, является не только составление его в рамках утвержденного формата, но и подписание реестра усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (руководителя или доверенного представителя организации). Еще одним требованием к направляемым данным служит представление реестра в соответствующий налоговый орган, в компетенцию которого входит проверка данных этого реестра.
Следует отметить, что днем представления в инспекцию реестра сведений считается дата его отправки налогоплательщиком по каналам связи, а не дата получения налоговым органом. В то же время реестр является принятым, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган.
При наличии оснований для отказа в приеме подтверждающего экспорт реестра налоговый орган формирует соответствующее уведомление, подписывает его своей усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет налогоплательщику. При получении такого уведомления налогоплательщик должен устранить указанные в нем ошибки и повторить процедуру. Стоит отметить, что отказ в приеме реестра сведений не является отказом в обоснованности применения нулевой ставки НДС.
Согласно утвержденному порядку для обоснования применения нулевой ставки по НДС налогоплательщик-экспортер вместо бумажных документов вправе выбрать один из вариантов:
— Представить реестр № 1 — реестр таможенных деклараций в электронной форме (Приложение 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копии контракта и транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов (на бумажном носителе или в виде скан-образа);
— Либо реестр № 5 — реестр таможенных деклараций транспортных, товаросопроводительных и иных документов (Приложение 5 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копию контракта с иностранным партнером (на бумажном носителе или в виде скан-образа).
При отправке документов используется электронная опись, формат которой утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012. № ММВ-7-6/465@.
Таким образом, через оператора электронного документооборота можно отправить по телекоммуникационным каналам связи все документы, необходимые для подтверждения обоснованности применения ставки 0% по НДС. Иными словами, экспортеры могут подтвердить нулевую ставку, не выходя из офиса, что конечно сильно упрощает жизнь бухгалтеру и оптимизирует саму процедуру.
Порядок проведения проверки представленных в реестрах данных и требование дополнительных пояснений и документов у налогоплательщика
Нужно понимать, что представление реестров документов не избавляет налогоплательщиков от подачи в налоговый орган самих документов в случае их истребования. Так, налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки вправе выборочно истребовать у налогоплательщика копии документов, сведения из которых включены в представленные реестры.
Первоначально представленные налогоплательщиком реестры сведений сверяются с данными налоговых деклараций по НДС. При этом налоговая база, облагаемая по нулевой ставке, по данным реестра сведений должна быть равна показателю соответствующей строки в разделе 4 налоговой декларации по НДС. Затем проводится внутренняя проверка данных в представленном реестре. В частности, проверяется итоговая сумма по реестру сведений — она должна соответствовать сумме налоговых баз по каждой таможенной декларации. Если на данном этапе выявляются расхождения, вызванные, как правило, арифметическими ошибками или некорректным вводом данных, то налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ.
Главную проверку данные реестров налогоплательщика проходят тогда, когда налоговые инспекторы сравнивают их с информацией, полученной от органов ФТС России. Если несоответствия выявляются на данном этапе, то в адрес налогоплательщика направляется уже требование о представлении документов на основании п. 15 ст. 165 НК РФ. Истребование документов может происходить как в сплошном порядке, так и выборочно, например, когда в реестре сведений отражены данные, которые не подтверждены информацией таможенных органов, либо искажены настолько, что их невозможно идентифицировать с данными таможенных органов.
При этом налоговый орган имеет право истребовать только те документы, которые заявлены в представленных реестрах сведений. Замечу, что копии документов, представляемых на бумажном носителе в инспекцию, должны в полном объеме соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, и содержать все необходимые реквизиты (даже те, которые не указываются в реестрах сведений). Так, копии таможенных деклараций должны содержать отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из РФ. В противном случае документ будет признан не соответствующим требованиям ст. 165 НК РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.
Однако само по себе наличие расхождений по результатам сопоставления инспекторами реестров сведений с информацией, полученной от ФТС России о таможенном декларировании, об оказанной международной перевозке, данными о фактическом вывозе товаров, еще не является самостоятельным основанием для отказа в подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС, а только указывает на ту зону риска, к которой налоговым органом будет проявлено повышенное внимание при проведении мероприятий налогового контроля.
При получении налогоплательщиком требования о представлении документов в рамках п. 15 ст. 165 НК РФ, запрошенные документы следует представить в течение 20 календарных дней с момента получения соответствующего требования.
В случае же полного непредставления налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, сведения из которых были включены в реестры, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной. Таким образом, игнорировать требования налогового органа не следует, тем более, если вы уверены в правомерности своих действий. Тщательная проверка документов только подтвердит ваше право на применение нулевой ставки НДС.
Для подтверждения ставки НДС 0% компания Такском разработала специальный сервис «Картотека документов». Он служит для подбора, комплектации и направления документов, хранящихся в различных информационных системах, в налоговые органы через оператора Такском.
Чем удобен этот сервис? В нем все процессы идут автоматически: собираются документы, из них формируются пакеты подтверждающих документов, которые впоследствии проверяются. В заключении сервис выдает отчет о проделанной работе. И таким образом ежеквартально автоматически производится подтверждение ставки НДС 0% в виде реестров в формате ФНС согласно статье 165 НК РФ, полных пакетов документов, перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
КУоАП — Кодекс об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.
Порядок № 244 — Порядок ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 30.06.2005 г. № 244.
Порядок № 166 — Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.
Перечень № 41 — Перечень типовых документов, создаваемых в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Главного архивного управления при КМУ от 20.07.98 г. № 41.
Что представляет собой Реестр
Реестр ведется в документальном или электронном виде на выбор плательщика НДС и должен храниться в течение срока давности, установленного законом. При этом необходимо помнить, что, если Реестр ведется в электронном виде, плательщик НДС должен на свой выбор использовать любую из наиболее распространенных в Украине операционных компьютерных систем, которые будут предложены центральным налоговым органом.
В Реестре указываются порядковый номер налоговой накладной, дата ее выписки (получения), общая сумма и сумма начисленного налога, а также регистрационный номер поставщика, выдавшего налоговую накладную покупателю.
Реестр должен иметь порядковый номер, дату начала и окончания ведения.
Реестр служит основой для отражения сводных результатов такого учета в налоговых декларациях по НДС.
Основанием для осуществления записей в разделе I Реестра являются:
— налоговая накладная, если приобретение товаров (услуг) сопровождалось выпиской этого документа;
— расчеты корректировок к налоговым накладным, которые могут быть получены от поставщика товаров (услуг) в случаях, оговоренных в пункте 4.5 Закона об НДС. При таких обстоятельствах данные в Реестр заносятся с соответствующим знаком «+» или «-«;
— грузовая таможенная декларация при импорте товаров. В этом случае в графе 6 раздела I Реестра указываются соответственно наименование и страна происхождения нерезидента, в графе 7 — пометка «Х»;
— надлежащим образом оформленный товарный чек, другой платежный или расчетный документ, подтверждающий принятие платежа с определением общей суммы такого платежа, суммы налога и налогового номера поставщика, при поставке товаров (услуг) за наличные или с расчетами карточками платежных систем, банковскими или персональными чеками в рамках предельной суммы, установленной Национальным банком Украины для наличных расчетов (т. е. в пределах 10000 грн.);
— транспортный билет, гостиничный счет или счет, который выставляется плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, содержащие общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, за исключением тех, форма которых установлена международными стандартами;
— кассовый чек, содержащий сумму поставленных товаров (услуг), общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера, но без определения налогового номера поставщика), при условии, что общая сумма поставленных товаров (услуг) не превышает 200 грн. в день (без учета НДС);
— заявление с жалобой на поставщика товаров (услуг) в случае его отказа выдать налоговую накладную (подпункт 7.2.6 Закона об НДС);
— налоговая накладная, выписанная покупателем-резидентом самому себе в случае получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины, если такой покупатель является налоговым агентом в отношении нерезидента-поставщика (п.п. «а» ст. 6 Закона об НДС);
— документы, свидетельствующие о приобретении товаров (услуг) без НДС, в случае приобретения таких товаров (услуг) у лиц, не зарегистрированных плательщиками НДС.
Основанием для осуществления записей в разделе II Реестра являются:
— налоговые накладные, выписанные плательщиком НДС — продавцом при продаже им товаров (услуг). Такие накладные оформляются и заносятся в Реестр в день возникновения налоговых обязательств (пункт 7.3 Закона об НДС);
— расчеты корректировок к выданным ранее налоговым накладным. В этом случае запись в Реестре должна содержать соответствующий знак «+» или «-«;
— грузовые таможенные декларации;
— налоговые накладные по ежедневным итогам операций. Такие налоговые накладные выписываются в случаях, предусмотренных пунктом 8.4 Порядка № 165;
— налоговые накладные, выписанные на сумму превышения обычной цены над фактической.
Заметим, что если покупатель товаров (услуг) не является плательщиком НДС, то в графе 6 раздела II Реестра продавец проставляет пометку «Х».
Новая форма Реестра
Теперь посмотрим, в чем отличие новой формы Реестра от ранее действовавшей.
Начнем с раздела I Реестра.
Во-первых, он дополнен двумя новыми графами:
1) графой 3, в которой отражается дата выписки полученной налоговой накладной (или заменяющего ее документа), что поможет в заполнении приложения 5 к декларации по НДС;
Во-вторых, в раздел I добавлены варианты заполнения графы (сейчас это графа 7), в которой указывается индивидуальный налоговый номер (ИНН) поставщика. Напомним, что ранее это была графа 5 и в ней либо указывался ИНН, либо при его отсутствии, если поставщик не является плательщиком НДС, проставлялась пометка «Х». С 01.01.2010 г. в графе 7 нужно отражать в том числе и условный ИНН:
— 100000000000, если основанием для начисления налогового кредита является кассовый чек без ИНН поставщика;
— 200000000000, если товары (услуги), приобретенные у нерезидента, не предназначаются для хоздеятельности или используются для предоставления услуг, место предоставления которых за пределами Украины, или услуг, место предоставления которых определяется в соответствии с абзацем «д» пункта 6.5 Закона об НДС. Напомним, что в числе последних: передача авторских прав, патентов, лицензий, торговых марок; рекламные услуги и другие услуги по продвижению товаров; услуги консультантов, инженеров, адвокатов, аудиторов, актуариев, другие аналогичные услуги, услуги по обработке данных и предоставлению информации, в том числе с использованием компьютерных систем; предоставление обязательств по непроведению отдельных видов деятельности; услуги по поставке персонала; аренда движимого имущества; агентские услуги в отношении услуг, перечисленных в абзаце «д» пункта 6.5 Закона об НДС;
— 300000000000, если товары (услуги) приобретены у нерезидента;
— 400000000000, если товары (услуги) приобретены у неплательщика НДС.
Что касается раздела II Реестра, то он дополнен новой графой 4, в которой отражается вид документа согласно введенным пунктом 11.2 Порядка № 244 обозначениям:
— ПН — налоговая накладная;
— РК — расчет корректировки;
— ВМД — грузовая таможенная декларация;
— ПП — налоговая накладная по ежедневным итогам операций;
— ЗЦ — налоговая накладная на сумму превышения обычной цены над фактической.
Теперь об изменениях, касающихся в равной степени обоих разделов Реестра:
— согласно пункту 12 Порядка № 244 и в разделе I, и в разделе II, помимо общих итогов за период, отдельно должны выделяться итоги по уточняющим расчетам;
— в пункте 9.6 Порядка № 244 и в самой форме Реестра (графа 6 раздела I, графа 5 раздела II) название поставщика/покупателя переименовано в наименование поставщика/покупателя. Напомним, что понятие «наименование» шире понятия «название». Так, первое включает в себя, помимо названия («Лира», «Колос» и т. п.), еще и вид организационно-правовой формы (ООО, АО и т. д.), т. е. наименование для юридических лиц должно иметь вид: ООО «Лира», АО «Колос» (в сокращенном или полном варианте в зависимости от того, как указано в учредительных документах). В отношении физических лиц — предпринимателей в этом плане ничего не изменилось: в соответствующих графах Реестра указываются фамилия, имя и отчество физлица — плательщика НДС (поставщика или покупателя).
Ошибки в Реестре
Порядок исправления ошибок. Согласно пункту 1 Порядка № 244 исправление ошибок в Реестре нужно делать по правилам, предусмотренным для бухгалтерского учета, в том числе и предпринимателям.
Вышеназванные правила предусматривают два способа исправления ошибок: корректурный способ и метод «сторно».
Корректурный способ состоит в следующем:
— зачеркивается неправильный текст или цифры (одной чертой, чтобы можно было прочитать зачеркнутое);
— над зачеркнутым надписываются правильный текст или цифры;
— делается надпись «Исправлено», которая подтверждается подписями лиц, уполномоченных вести Реестр, с указанием даты исправления.
Обратите внимание: применение этого способа допускается лишь в отношении реквизитов, исправление которых не приводит к изменениям показателей Реестра. То есть исправлять корректурным способом, вероятнее всего, можно ошибки прошлых периодов, которые не повлияли на итоговые (числовые) показатели (например, ИНН, дата получения или дата выписки документа), или любые ошибки текущего периода до подведения итогов.
Метод «сторно» применяется для исправления ошибок прошлых периодов, когда сведены итоги. В этом случае составляется пояснительный документ произвольной формы (бухгалтерская справка). В нем запись, которая была сделана ранее, либо повторяется красными чернилами (пастой шариковых ручек и др.), либо заносится чернилами (пастой шариковых ручек и др.) темного цвета в скобках, что означает вычитание суммы, уже отраженной ранее в учетных регистрах. Затем приводится обычная правильная запись с правильной суммой. Эти же записи вносятся в Реестр в месяце обнаружения ошибки, и в итоге ликвидируется неправильная запись и отражается верная с правильной суммой.
Подчистки и необусловленные исправления текста и цифр не допускаются.
Исправление ошибочных записей в Реестре описанными способами не приводит к необходимости формирования новых (уточняющих) реестров.
Если налоговая накладная не внесена в Реестр. Многих налогоплательщиков волнует вопрос: может ли быть признана недействительной налоговая накладная, не внесенная продавцом в раздел II Реестра? Не возникнут ли в связи с этим проблемы с начислением налогового кредита у покупателя?
Считаем, что если налоговая накладная была своевременно составлена и надлежащим образом оформлена продавцом, то она не может считаться недействительной. Ведь условия подпункта 7.2.3 Закона об НДС были полностью выполнены: продавец выписал налоговую накладную в момент возникновения налоговых обязательств, заполнив как положено ее реквизиты, и передал ее оригинал покупателю. Следовательно, это действительный документ налогового учета.
Сложнее с тем, что по ошибке сведения о такой налоговой накладной вовремя не были внесены продавцом в Реестр (ведь это напрямую могло повлиять на сумму налоговых обязательств отчетного периода, если, например, такая накладная также ошибочно не была учтена и при составлении декларации по НДС).
Если эта ошибка обнаружится сразу в периоде составления налоговой накладной, ее можно будет исправить, включив такую накладную в раздел II Реестра. Если же это выявится позже (когда отчетный период выписки такой налоговой накладной уже истек и отчетность по нему уже сдана), то в таком случае исправить допущенную ошибку, связанную с занижением налоговых обязательств, налогоплательщик может через уточняющий расчет или в текущей декларации, если ошибка была допущена в предыдущем периоде (с отражением суммы ошибки в строке 8.1 декларации и ее расшифровкой в приложении 1 к декларации), с уплатой 5 % самоштрафа в случае недоплаты налога.
Соответствующие исправления должны быть внесены и в Реестр. Для этого подойдет метод «сторно» с составлением бухгалтерской справки и внесением записи о своевременно не учтенной налоговой накладной (отдельной строкой) в Реестр в том отчетном периоде, в котором исправляется ошибка.
Итак, в данном случае можно говорить об ошибке, связанной с нарушением порядка ведения налогового учета, но не с недействительностью налоговой накладной. Кстати, такая накладная не может расцениваться как недействительная и в свете формулировки, приведенной в самой ее форме после табличной части, а именно: «Суммы НДС, начисленные (уплаченные) в связи с поставкой товаров (услуг), указанных в этой накладной, определены правильно, соответствуют сумме налоговых обязательств продавца и включены в реестр полученных и выданных налоговых накладных». Ведь это утверждение по сути описывает то, каким должен быть надлежащий последующий порядок учета выписанной налоговой накладной (с последующим включением ее в Реестр и в состав налоговых обязательств, декларируемых налогоплательщиком), опуская при этом возможность совершения налогоплательщиком ошибочных действий.
Однако сотрудники налогового ведомства смотрят на это иначе. По их мнению, налоговая накладная, выписанная и не включенная в Реестр на дату выписки, не может считаться надлежаще оформленнойсправка 1. Такое нарушение приводит к занижению налоговых обязательств не только у продавца, но и у покупателя. А это означает, что покупатель теряет право на налоговый кредит по такой налоговой накладной.
Мы с данной позицией налоговиков не согласны, ведь в соответствии с подпунктом 7.2.6 Закона об НДС основанием для отражения покупателем налогового кредита является налоговая накладная, выданная поставщиком. То есть ее наличие является достаточным основанием для отражения налогового кредита. А в подпункте 7.4.5 Закона об НДС говорится лишь об одном случае неотражения налогового кредита — отсутствии налоговой накладной. Следовательно, при наличии надлежаще оформленной налоговой накладной у покупателя есть все законные основания отразить налоговый кредит. Такой вывод подтверждают иопределения ВАСУ от 19.06.2007 г. по делу № 7/89-2005 и от 02.10.2008 г. № К-9921/07.
Также обращаем внимание на подпункт 7.2.8 Закона об НДС, в котором говорится о покупателе, не сделавшем соответствующую запись в Реестре. Согласно этому подпункту при наличии оригинала налоговой накладной невключение ее в Реестр не является основанием для отказа в зачислении суммы налога, указанной в такой налоговой накладной, в состав налогового кредита такого налогоплательщика. Думаем, что такой же справедливый подход по аналогии должен действовать и в отношении продавца.
Ответственность за неправильное ведение Реестра
Ответственность за ведение Реестра с нарушениями. При определении наказания за ведение Реестра с нарушениями нужно исходить прежде всего из вида нарушения. Например, предприниматель ошибочно не записал в Реестр налоговую накладную или какой-либо другой документ из перечисленных в пункте 8 или 10 Порядка № 244, но при этом включил указанные в них суммы НДС в декларацию.
За подобное нарушение порядка ведения налогового учета предусмотрен админштраф по статье 1631 КУоАП, однако он налагается только на должностных лиц предприятий, а следовательно предпринимателю не грозит.
А вот если предприниматель, кроме того что не включил в Реестр определенный документ, еще и забыл начислить по нему налоговые обязательства, то ему придется уплатить штраф согласно подпункту 17.1.3 Закона № 2181 за занижение налоговых обязательств.
Ответственность за непредоставление Реестра вместе с декларацией. Многие налогоплательщики при подаче в налоговый орган декларации по НДС сталкиваются с его требованием предоставить и копии реестров. Правомерно ли это? Разумеется нет, ведь в Законе об НДС нет подобной нормы.
Реестр не является обязательным компонентом налоговой отчетности по НДС, состав которой определен Порядком № 166. Перечень всех приложений, которые должны быть предоставлены вместе с НДС-декларацией, приведен в самом ее бланке (на странице 4). Такого приложения, как «Реестры (копии Реестров) полученных и выданных налоговых накладных» или, например, «Прочие документы», там нет.
Более того, в пункте 3 Порядка № 244 четко указано, что налогоплательщик имеет право лишь по собственному желанию предоставлять реестры органу налоговой службы:
— в электронном виде;
— на магнитных носителях с копиями документов на бумажных носителях;
— на бумажных носителях.
Ответственность за ведение Реестра по старой форме. Что ожидает налогоплательщика, продолжающего вести Реестры по старой форме, действовавшей до 01.01.2010 г.? К сожалению, Порядок № 244по этому поводу ничего не говорит. Что касается админштрафа за нарушение порядка ведения налогового учета (статья 1631 КУоАП), то он, как мы сказали, к предпринимателям не применяется.
Поскольку Реестр не входит в состав документов, предоставляемых вместе с декларацией по НДС в обязательном порядке, то штрафы, предусмотренные Законом № 2181, в этом случае предпринимателю также не грозят.
Сроки хранения Реестра
Согласно пункту 3 Порядка № 244 плательщик НДС должен хранить Реестр в течение срока давности, установленного законом.
Напомним, что сроки хранения первичных документов, учетных регистров, документов налоговой отчетности и другой подобной документации определены в Перечне № 41. Большинство документов, которые субъект хозяйствования использует в своей хозяйственной деятельности, имеют срок хранения 3 года, причем отдельные категории документов могут быть уничтожены по истечении этого срока только при условии завершения налоговой проверки (см. «СД», 2008, № 3, с. 7; 2009, № 6, с. 3). К указанной категории документов как раз и относятся Реестры.
Выводы
Реестр полученных и выданных налоговых накладных по новой форме начал действовать с 1 января 2010 года.
Реестр может вестись в документальном или электронном виде на выбор плательщика НДС и должен храниться в течение срока давности, установленного законом.
Реестр заполняется на основании налоговых накладных и других документов, перечисленных в подпункте 7.2.6 Закона об НДС.
Основные изменения в форме Реестра обусловлены появлением нескольких новых граф.
Ответственность за ошибки при внесении данных в Реестр для предпринимателей не предусмотрена. Однако если предприниматель не включит в Реестр определенный документ и не начислит по нему налоговые обязательства, то ему придется уплатить штраф согласно пункту 17.1.3 Закона № 2181 за занижение налоговых обязательств.
Справочная информация (справка)
1 Консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 35, с. 34.
С 2017 года при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, в которых отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ, налоговые органы теперь применяют риск-ориентированный подход, направленный на сокращение документов, представляемых налогоплательщиками по требованию налогового органа. Такие разъяснения дает УФНС по Магаданской области на своем сайте.
Суть подхода в том, что налогоплательщик вправе вместо документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот, отраженных в декларации по НДС, представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов, а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.
Рекомендуемая форма такого реестра приведена в Приложении № 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@.
Реестр представляет собой таблицу, в которую организация должна внести следующие данные:
— код операции (указывается в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения декларации по НДС);
— сумма необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации (в рублях);
— наименование контрагента;
— ИНН и КПП;
— тип, номер и дата подтверждающего документа.
К реестру организация должна приложить перечень и формы типовых договоров, которые она использует при осуществлении льготных операций.
На основании информации об операциях, содержащейся в представленном организацией реестре, налоговый орган истребует документы, подтверждающие обоснованность применения льгот, в том объеме, который определен для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении № 2 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. В первую очередь под пристальным вниманием окажутся сделки на крупные суммы.
При непредставлении налогоплательщиком реестра подтверждающих документов или при представлении реестра подтверждающих документов не по рекомендуемой форме налогоплательщик должен будет представлять документы по всем операциям в полном объеме. Тот же порядок применяется, если у налогового органа есть информация о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям.
simport, спасибо, я прочитала. Товар оформлен на юрлицо,везде, в реестре тоже стоит название нашей фирмы. Значит могу приходовать и возместить НДС таможенный?
Нашла материаленадеюсь, что можно его здесь опубликовать)
Наше предприятие является импортером и платит авансовые таможенные платежи. По одной сделке мы воспользовались услугами таможенного представителя, который за нас платил таможенные платежи (таможенные сборы, пошлины, НДС). После оказания услуг таможенный представитель (вместо ГТД и акта оказания услуг) предоставил следующие документы: таможенный приходный ордер (заверенная копия таможенным представителем) и реестр экспресс-грузов, так как выпуск из таможни был по упрощенной схеме. Вопрос: может ли наше предприятие принять к вычету НДС по заверенной копии таможенного приходного ордера.
Да, Вы можете принять НДС к вычету по заверенной копии таможенного приходного ордера. Вычет по НДС производится в размере суммы, фактически уплаченной таможенному органу.
В случае уплаты таможенным органам НДС агентом налог принимается к вычету после принятия на учет приобретенных товаров на основании документов, полученных от агента, подтверждающих уплату налога по ввезенным товарам (письмо Минфина России от 2 июля 2015 г. № 03-07-08/38192). То есть снованием для вычета будут документы, подтверждающие уплату налога посредником.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Как начислить НДС при импорте
Заплатить НДС при ввозе товаров должен декларант или иные лица (например, перевозчик) (ст. 143 НК РФ, ст. 79, 80 Таможенного кодекса Таможенного союза). Если декларирование производится таможенным представителем (брокером), то он является ответственным за уплату НДС (ст. 15 Таможенного кодекса Таможенного союза).*
2.Рекомендация: Как получить вычет по НДС, уплаченному на таможне при импорте
При ввозе товаров на территорию России НДС может быть уплачен через посредника, действующего по поручению и за счет импортера. В таком случае у импортера есть основания принять к вычету суммы налога, уплаченные посредником. Это можно сделать после того, как импортер принял товары к учету. Основанием для вычета будут документы, подтверждающие уплату налога посредником. Это следует из письма Минфина России от 2 июля 2015 г. № 03-07-08/38192.*
Если же НДС при ввозе товаров уплачен иностранной организацией (поставщиком) или посредником (агентом, комиссионером), действующим по ее поручению, воспользоваться налоговым вычетом импортер не вправе. Об этом сказано в письме Минфина России от 14 июня 2011 г. № 03-07-08/188.
<…>
Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.07.2015 № 03-07-08/38192 «[О вычете налога на добавленную стоимость, уплаченного агентом таможенным органам по товарам, ввезенным в Российскую Федерацию»
<…>
«Учитывая изложенное, в случае уплаты таможенным органам налога на добавленную стоимость агентом налог принимается к вычету у принципала после принятия на учет приобретенных товаров на основании документов, подтверждающих уплату налога агентом по ввезенным товарам, полученных от агента».*
<…>
Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.
17.01.2016г.