Регистрация благотворительного фонда

Регистрация благотворительного фонда

Содержание

Фонды являются некоммерческими организациями, которые создаются для достижения культурных, научных, благотворительных и прочих общественно-значимых целей. Учреждаются они физическими или юридическими лицами на основе добровольных пожертвований имущественного характера.

Деятельность фондов регламентируется ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года, в котором прописан порядок регистрации фондов, сроки и особенности функционирования.

Отличительные особенности фондов

Любой фонд создается на основании решения учредителей, причем законодательство РФ не содержит никаких ограничений относительно их статуса и численности. В качестве учредителей могут выступать не только физические и юридические лица, но и муниципальные образования и субъекты РФ.

Суть деятельности фондов можно охарактеризовать как финансовое посредничество, т. е. они являются своеобразными инструментами, созданными для привлечения материальных средств, с целью их дальнейшего расходования на уставные задачи.

Фонды основываются прежде всего на объединении имущества, а не лиц, поэтому не предполагают членства.

Имущество, передаваемое фонду учредителями, становится его собственностью, следовательно, учредители лишаются всех прав на него. Даже в случае ликвидации фонда учредители не вправе распределить между собой имущество, оставшееся после погашения всех финансовых обязательств перед кредиторами.

Некоммерческим организациям может передаваться любое имущество, исключение составляют лишь предметы, изъятые из оборота.

В соответствии со ст. 118 ГК РФ фонд должен ежегодно отчитываться о расходовании собственного имущества и средств. Подобные отчеты могут публиковаться:

  • в печатных изданиях;
  • на собственном сайте, посредством размещения бухгалтерского баланса;
  • на официальном сайте Министерства Юстиции.

Порядок регистрации фондов

Существует несколько вариантов создания некоммерческой организации.

  1. По решению нескольких учредителей. В таком случае созывается собрание, на котором обсуждаются все аспекты будущей работы некоммерческой организации: устав, структура и пр.
  2. По решению одного учредителя.

Некоммерческие организации в обязательном порядке должны пройти процедуру государственной регистрации, которая проходит в два этапа: сначала заявление с просьбой о регистрации подается в территориальное отделение Минюста РФ, а после того, как будет вынесено решение о регистрации фонда, документы направляются в ИФНС, с целью внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Наши услуги по регистрации НКО в Минюсте будут стоить — 15 000 рублей.

Пакет документов

Для регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица потребуются следующие документы:

  1. заявление о регистрации (форма Р11001). Составляется оно от имени лица, наделенного соответствующими полномочиями, с обязательным указанием всех личных данных (ФИО, адрес, контакты и пр.);
  2. устав, являющийся главным учредительным документом. В уставе должна содержаться информация, касающаяся названия организации (слово «фонд» должно обязательно в нем упоминаться), целей создания, структуре, месте расположения, органах, осуществляющих надзор за деятельностью, порядке назначения на руководящие должности, распределении имущества в случае ликвидации организации и пр.;
  3. решение о создании НКО, принятое одним или несколькими учредителями. Если подобное решение принимается несколькими учредителями, то оформляется оно в виде протокола собрания;
  4. квитанция, подтверждающая факт оплаты обязательного сбора (госпошлины). На сегодняшний день ее размер составляет 4 тысячи рублей;
  5. сведения, касающиеся учредителей фонда. Подобный документ оформляется в виде списка, в который вносятся все сведения о физических и юридических лицах, являющихся учредителями фонда;
  6. если в названии НКО используется символика, имена граждан или названия юридических лиц, то требуется предоставить документы, подтверждающие законность их использования;
  7. если среди учредителей организации имеется гражданин другого государства, то необходимо предъявить документ, подтверждающий юридический статус данного участника. Обычно таким документом является выписка, сделанная из ЕРЮЛ страны, гражданство которой имеет учредитель.

Все документы требуется предоставлять в двух экземплярах.

НКО вправе осуществлять свою деятельность с момента вынесения регистрирующим органом положительного решения и получения всей разрешительной документации. Документами, подтверждающими государственную регистрацию фонда, являются:

  • свидетельство, подтверждающее факт регистрации в качестве юридического лица;
  • документы, свидетельствующие о постановке на учет в ИФНС и во внебюджетных фондах;
  • устав.

На основании этих бумаг фонд может осуществлять деятельность и не опасаться никаких проверок.

Законодательство страны запрещает некоммерческим организациям заниматься деятельностью, направленной на получение коммерческой выгоды, но, несмотря на это, фонды вправе проводить различные благотворительные акции по сбору денежных средств на цели отличные от коммерческих.

Из сказанного выше видно, что процедура регистрации некоммерческой организации не сопряжена с особыми трудностями – главное изучить соответствующие нормативно-правовые акты и правильно подготовить документацию.

Расскажу, как готовил документы, с какими сложностями столкнулся в процессе их рассмотрения в Минюсте. Надеюсь, данная информация будет для вас полезна и поможет без головной боли с первого раза пройти регистрацию благотворительного фонда.

Буду очень признателен за обратную связь в комментариях. Поделитесь своим опытом по созданию благотворительного фонда. Совместными усилиями мы сможем создать еще более полное и актуальное пошаговое руководство.

Ниже указал краткое содержание. Кликните на интересующий раздел для быстрого перехода.

Что такое благотворительный фонд. Основы основ

Немного важной теории.

В соответствии со ст. 123.17. Гражданского кодекса РФ фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

В данном контексте благотворительный фонд отличается от обычного фонда своей основной целью создания – осуществлением благотворительной деятельности.

В свою очередь благотворительной деятельностью согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» признается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, суть деятельности любого благотворительного фонда сводится к аккумулированию всеми законными средствами имущества, денежных средств и иных ресурсов (в том числе за счет собственных средств учредителей), и безвозмездному их распределение для оказания помощи нуждающимся гражданам и организациям.

Закон определяет следующие возможные цели осуществления благотворительной деятельности, кому может оказываться помощь и в каких случаях (ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»)

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
  • охрана окружающей среды и защиты животных;
  • охрана и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Вышеизложенные выдержки из законов приведены мной не просто так. Фактически это ядро юридического статуса любого благотворительного фонда. От данных положений необходимо отталкиваться при определении концепции, целей создания и деятельности данной организации, а также при проработке его учредительных документов.

Свои первые ошибки при регистрации благотворительного фонда многие учредители и юристы допускают уже на том, что некорректно (не так как это установлено в законодательстве) формулируют в уставе его определение и цели деятельности (подробнее об этом в моей статье: «Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2020»).

Отличия благотворительного фонда от прочих видов некоммерческих организаций. Плюсы и минусы

Благотворительные фонды по своему юридическому статусу существенно отличаются от прочих видов некоммерческих организаций.

Регистрировать их, по моему субъективному мнению, тяжелее, чем автономные некоммерческие организации или общественные организации, но это не останавливает большинство учредителей.

Их детальность строже контролируется надзорными органами и подпадает под большее количество юридических ограничений в работе.

При этом, как известно, благотворительной деятельностью могут заниматься не только благотворительные фонды, но иные виды юридических лиц. Более того – такой деятельностью в силу прямого указания закона можно заниматься вообще без образования юридического лица и чьего-либо предварительного разрешения.

Осуществлять пожертвования или оказывать кому-либо благотворительную помощь – это неотъемлемое конституционное право любого лица. Никто не может запретить эту деятельность.

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

(ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»)

Тогда, зачем же регистрируют благотворительные фонды?

На мой взгляд, основной стимул большинства учредителей при регистрации благотворительного фонда, как юридической формы организации благотворительной деятельности – это солидность и статус. Благотворительный фонд в массовом сознании пользуется большим доверием. Звучит гораздо серьезнее.

В свою очередь спонсору и жертвователю проще доверить свои средства именно юридическому лицу — фонду, зная о том, что государство обеспечивает дополнительный контроль над его деятельностью и расходованием средств.

Кроме того, из всех видов юридических лиц организационно-правовая конструкция фонда по своей природе более всего отвечает задачам осуществления благотворительной деятельности, так как обеспечивает хоть какие-то базовые юридические гарантии сохранения собранных денежных средств и их целевое расходование, а также защиту от злоупотреблений со стороны управленческого персонала.

Это обеспечивается за счет:

  • установления обязанности по ежегодному опубликованию отчета об использовании имущества фонда (не считая обязанности по подготовке и сдаче отчетов о персональном составе органов управления и некоторых иных обязательных форм);
  • обязательного создания в структуре органов управления попечительского совета, как главного надзорного органа;
  • установления осложненного судебного порядка закрытия (ликвидации) фонда;
  • установления возможных лимитов расходования собранных за счет пожертвований денежных средств на финансирование своей деятельности.

В последнем пункте имеются ввиду положения ст. 16. Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Так, благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Количество учредителей для регистрации фонда

К плюсам регистрации в качестве благотворительной организации именно фонда также можно отнести возможность его создания всего одним учредителем – физическим или юридическим лицом.

Однако это не отменяет обязанности по формированию органов управления фонда, для чего никак не хватит одного лица. Чтобы выполнить все требования закона по формированию органов управления потребуется еще как минимум 2 (а лучше 3) человека.

К минусам регистрации благотворительного фонда я отношу:

  • усложненный порядок ликвидации, требующий обязательной судебной санкции, а также
  • расширенную систему органов управления, которую весьма не просто с первого раза без ошибок корректно расписать в уставе.

Особенности ликвидации фонда

В соответствии со ст. 123.20. Гражданского кодекса РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

  • имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  • цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  • фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
  • в других случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, от созданного фонда просто так не избавиться.

Для его закрытия сначала придется обратиться в суд, где еще нужно доказать, что дальнейшее продолжение его деятельности объективно невозможно. Нет никакой гарантии, что сделать это получится (знаю, о чем говорю, поскольку мне лично довелось участвовать в подобном процессе).

Особенности системы органов управления в фонде

В благотворительном фонде должны обязательно быть сформированы к моменту регистрации:

  • Высший КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ орган управления
  • Попечительский совет
  • Единоличный исполнительный орган

Кроме того, в фонде могут быть также предусмотрены:

  • Должность ревизора или ревизионная комиссия
  • Различные комитеты по направлениям деятельности
  • Прочие органы.

Закон предъявляет различные требования к кандидатурам в тот или иной орган таким образом, что 1 человек никак не сможет войти в них все.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 10. Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе на безвозмездной основе. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

В соответствии со ст. 123.19. Гражданского кодекса РФ Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Установлением подобных правил государство пытается насильно стимулировать подотчетность и добросовестность высшего менеджмента фонда и защитить жертвователей от растрат их средств и иных злоупотреблений.

От себя замечу, что в попечительский совет на практике часто включают различных спонсоров и крупных жертвователей, либо каких-нибудь публичных известных персон.

Регистрировать самостоятельно или обратиться за помощью к юристу

Тут выбор за вами. При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда это потребует от вас определенных усилий и времени. Ниже я постараюсь подробно расписать процедуру создания благотворительного фонда, с какими сложностями можно столкнуться.

Буду рад, если в комментариях вы поделитесь и своим опытом.

Но, перед тем как начну, хочу, чтобы вы обратили внимание на следующее.

Не думайте, что создать благотворительный фонд также легко, как ООО, и для этого достаточно бездумно скачать формы документов из интернета, например устав другого фонда, заполнить и сдать в Минюст.

Даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к проработке документов, особенно устава. Они должны быть идеально выверены с точки зрения законодательства, учитывать в том числе правовые позиции Минюста вашего региона.

Помните – ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО!

Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию фонда вы можете почитать в моих статьях:

— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации. 2020

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО) – 2020

— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2020

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО). Личный опыт. 2020

Если все, что я написал до этого момента Вас еще не окончательно отпугнуло от самостоятельной регистрации благотворительного фонда — дерзайте :). Ниже — мои советы по процедуре.

Пошаговая инструкция по регистрации благотворительного фонда в Минюсте

Шаг 1: определить наименование благотворительного фонда

В части наименования благотворительного фонда применяются те же требования законодательства, что и к ООО или иному юридическому лицу.

Так, полное наименование благотворительного фонда обязательно должно включать в себя фразу «благотворительный фонд».

Вы вправе предусмотреть также сокращенное наименование.

А теперь очень Важный нюанс:

в полном наименовании благотворительного фонда обязательно должна раскрываться суть его деятельности. Это значит, что для любого постороннего человека должно уже по названию быть понятно в целом чем занимается фонд, кому помогает, какая у него специализация и цель.

Данное правило следует из норм Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

(п. 1 ст. 4) «некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности».

Приведу наглядный пример.

Так недостаточно назвать фонд

Благотворительный фонд «Альфа».

Требованиям закона такое наименование соответствовать не будет. Документы Минюст скорее всего забракует, т.к. наименование не раскрывает характер деятельности, не отвечает на вопрос, о чем фонд и для чего он создан.

А если добавить:

Благотворительный фонд помощи детям «Альфа»

проблема решается. Для чего фонд создается и кому он будет помогать из наименования в целом понятно.

Какие есть еще требования к наименованию фонда вы можете почитать подробнее в моей статье:

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО) – 2020

Шаг 2: определить адрес благотворительного фонда

В части выбора юридического адреса фонда применяются те же правила, что по ООО или любому другому юридическому лицу.

Зарегистрировать фонд можно в капитальном строении:

  • офисе;
  • производственном помещении;
  • либо в жилом помещении (квартире, жилом доме), но при условии, что в нем прописан по месту жительства кто-нибудь из учредителей или директор фонда, либо жилое помещение принадлежит данному лицу.

Помещение, используемое для юридического адреса, может быть в собственности учредителей либо директора фонда, или может использоваться с письменного разрешения собственника. Такое письменное разрешение следует приложить к документам на регистрацию.

Это не обязательное требование, но оно поможет избежать многих проблем при рассмотрении документов в Минюсте и налоговой.

Не рекомендую указывать в качестве адреса жилое помещение, занимаемое учредителем или директором по договору социального найма или какую-либо иную недвижимость, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Письменное согласие на использование вы едва ли получите, а без него могут возникнуть проблемы.

С другой стороны, в моей практике были успешные случаи регистрации фондов в муниципальных помещениях, само собой, с приложенным к документам письменным согласием собственника.

Шаг 3: определить коды ОКВЭД, цель и предмет деятельности

Основным кодом ОКВЭД при регистрации благотворительного фонда рекомендую указывать в заявлении:

64.99 Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных
в другие группировки

и не сильно мудрить с добавлением второстепенных.

Шаг 4: уплата государственной пошлины за регистрацию благотворительного фонда.

Пошлина за регистрацию фонда составляет 4000 рублей.

Реквизиты я рекомендую взять на сайте управления Минюста по вашему региону (раздел «регистрация некоммерческих организаций») либо непосредственно в управлении (обычно их размещают на специальных стендах).

Шаг 5: подготовка пакета документов для создания благотворительного фонда

Стандартный пакет документов, который нужно представить в Минюст для регистрации фонда:

  • Расписка о сдаче документов на регистрацию в 2-х экземплярах (Один экземпляр с отметкой о принятии останется у вас);
  • Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) (КНД 1111501) в 2-х экземплярах;
  • Протокол / решение об учреждении фонда в 2-х экземплярах;
  • Устав фонда в 3-х экземплярах (один экземпляр вы получите на руки после регистрации);
  • Документ об уплате государственной пошлины (4 000 руб.) в 2-х экземплярах;
  • *(необязательно) документы по адресу (копия свидетельства о собственности на недвижимое имущество, выписка ЕГРН, гарантийное письмо, согласие собственника).

Это минимально необходимый пакет. В разных ситуациях может потребоваться и что-то еще (например, если учредители — юридические лица, иностранцы и тд.).

Что тут нужно учесть:

Правила заполнения заявления о государственной регистрации при создании фонда аналогичны ООО за тем исключением, что не нужно заполнять разделы об уставном капитале и долях учредителей (в фондах, как и в других некоммерческих организациях уставного капитала и долей быть не может).

С протоколом — полная аналогия с ООО. Можно взять протокол по регистрации ООО и довести его до ума. Но и тут есть нюансы.

В отличие от регистрации фонда при регистрации ООО налоговая не проверяет юридическую корректность содержания устава и протокола. Проверяется только наличие всех реквизитов. А вот в Минюсте ваши документы прочитают очень внимательно. Если вы возьмете произвольно шаблон протокола в интернете и заполните его как попало — скорее всего вас попросят его переделывать.

По моим наблюдениям, шаблоны из интернета вообще очень некачественные и без вдумчивой доработки их лучше не использовать.

Все это справедливо в еще большей степени для устава фонда.

Вообще корректно составить устав, да так, чтобы по нему не возникло ни одного замечания при проверке в Минюсте — почти невыполнимая задача. Разные специалисты Минюста могут найти разные ошибки даже, если шаблон устава уже успешно проходил регистрацию.

Подробнее о типичных ошибках учредителей при подготовке устава фонда Вы можете почитать в моей статье:

— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации. 2020

В заключение дам общий совет — максимально скрупулёзно отнеситесь к проработке устава. Приведите его в полное соответствие с действующим законодательством. Бездумно содранный из интернета устав может привести к отказу в регистрации и потере оплаченной пошлины!

Шаг 6: Подача документов в регистрирующий орган

Подготовленный пакет документов сдается в Управление Минюста по субъекту, в котором расположен юридический адрес, создаваемого фонда.

Но сперва настоятельно рекомендую сшить все многостраничные документы (заявления, протоколы, уставы).

По поводу сшивки вообще сложилась парадоксальная ситуация. Юридически она отменена, далеко не во всех регионах её требуют. Однако некоторые региональные отделы Минюста категорически отказываются принимать непрошитые документы из-за коллизии между старым (не отмененным) приказом Минюста и новыми правилами подготовки документов. Более подробно об этом вы можете почитать в моей статье:

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО). Личный опыт. 2020

Никакой двухсторонней печати! Все сдаваемые документы должны быть распечатаны только с одной стороны.

Правила подписания заявления о государственной регистрации фонда.

Как и по любому иному юридическому лицу, при регистрации фонда действуют особые правила заверения подписи учредителей на заявлении о государственной регистрации.

Если учредители могут лично подать документы в Минюст — подписи в заявлении на регистрацию нотариально заверять не обязательно. В таком случае подписывать заявление следует при специалисте Минюста непосредственно при подаче.

Если документы отправляются на регистрацию иным способом, например, почтой или через представителя по доверенности — подписи в заявлении сперва нужно нотариально заверить. При сдаче документов в Минюст через представителя по доверенности — такая доверенность тоже подлежит нотариальному заверению.

Шаг 7: Контроль за рассмотрением документов по фонду в Минюсте

Срок регистрации фонда займет примерно 30 дней.

Чтобы защитить себя от отказа, рекомендую контролировать их рассмотрение, периодически звонить в Минюст и интересоваться есть ли ошибки.

Если правовая экспертиза представленных на регистрацию документов по фонду пройдет благополучно, документы уйдут автоматом (без вашего участия) в налоговую, где их проверят еще раз по формальным признакам: посмотрят статусы учредителей и директора, адрес. Если все в порядке, физические лица не дисквалифицированы, указанная в заявлении информация корректна, адрес не массовый — сведения о фонде будут официально добавлены в Единый государственный реестр юридических лиц. Дата добавления таких сведений — по сути — день рождения нового благотворительного фонда. С этого момента фонд официально приобретает статус юридического лица.

Если вы указывали телефон в заявлении на регистрацию (а я настоятельно рекомендую его указать, во многих регионах это обязательное негласное требование), скорее всего вы узнаете об успешном завершении процедуры от назойливых менеджеров банков, звонящих с рекламными предложениями. Если начали звонить — можно расслабиться, фонд зарегистрирован.

Однако бежать в Минюст за готовыми документами еще рано. Налоговая документы о регистрации отправит обратно в Минюст. Получить полный комплект учредительных документов можно будет через пару дней в Минюсте (там же, куда вы их сдавали). Обычно специалисты звонят по готовности.

Что нужно обязательно сделать после регистрации фонда

— Изготовление печати.

Тут нет специфики, все как по ООО.

— Выбор системы налогообложения.

По умолчанию после регистрации фонда, он будет находится на общей системе налогообложения. Вы вправе перейти на УСН (доходы 6% / доходы-расходы 15%) подав заявление в налоговую в течение 1 месяца с момента создания (внесения сведений об общественной организации в ЕГРЮЛ). Иных специальных режимов налогообложения для фонда не предусмотрено.

— Сдача в налоговую сведений о среднесписочной численности работников.

Это нужно обязательно сделать не позже 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором фонд был зарегистрирован.

— Открытие расчетного счета.

Тут все так же, как по ООО или ИП. Ну почти. Некоторые маленькие банки предпочитают не связываться с некоммерческими организациями.

Для открытия счета помимо документов, которые вы получите в Минюсте, вам потребуется подготовить приказ о вступлении в должность директора (в некоторых банках еще и приказ на главного бухгалтера).

Если у вас остались вопросы или вы ищете специалиста по регистрации благотворительного фонда— я к вашим услугам! Список зарегистрированных с моей помощью некоммерческих организаций можно посмотреть в данном разделе. Не забудьте сохранить страницу в закладках или в социальных сетях, чтобы не потерять, а также подписаться на обновления блога.

Автор — Дмитрий Соколовский, юрист по некоммерческим организациям.

В Германии продолжается подъем деловой активности в сфере частных благотворительных организаций и фондов. Ежегодно в Германии образуются сотни новых фондов. Все больше и больше физических лиц решают создать фонд, т.к. они обдумывают благоразумно вложить часть денег, накопленных во время успешной работы в компаниях или осуществления предпринимательской деятельности. Реформа законодательства Германии относительно фондов и благотворительных учреждений, проведенная в 2007 году, сформировала тренд на учреждение фондов и благотворительных учреждений, т.к. предоставила налоговые льготы их учредителям. С ростом количества некоммерческих организаций возрос спрос на квалифицированную юридическую и налоговую помощь в данной отрасли права. Адвокатское бюро WINHELLER является Вашим компетентным, надёжным и независимым консультантом по вопросам права и налогообложения частных фондов Германии. Мы будем сопровождать Вас при создании и развитии Вашего благотворительного фонда. Вышесказанное отличает нас от иных поставщиков услуг для благотворительных организаций, таких как банки и управляющие имуществом, которые зарабатывают на административных сборах и которые могут лишь проконсультировать о том, что необходимо учредить фонд и не более. Для нас же не имеет значения, будете Вы учреждать фонд или нет. Главное, что мы принимаем во внимание в работе, — это является ли учреждение фонда оптимальным выбором именно в Вашей ситуации и соответствует ли это Вашим целям. Наши задачи и услуги широки и включают в себя больше, чем «просто учреждение фонда». Мы проанализируем для Вас все возможные существующие варианты учреждения фондов и проконсультируем относительно налоговых преимуществ каждого варианта.

Создание и регистрация фонда представляет собой процедуру, заключающуюся в подготовке учредительных документов фонда, подаче документов фонда в регистрирующий орган, внесении сведений о фонде в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Благотворительный или общественный фонд считается созданным с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации некоммерческой организации в виде фонда. Решение о государственной регистрации благотворительного и общественного фонда принимается Министерством юстиции РФ. Внесение записи в ЕГРЮЛ о создании фонда производится соответствующим Управлением Федеральной налоговой службой на основании положительного решения о регистрации некоммерческой организации, принятого соответствующим Управлением Минюста.

Юридическая компания «Тирамида» поможет Вам в срочном порядке, надёжно и за небольшое вознаграждение провести регистрацию некоммерческой организации в виде фонда. Наши юристы совершат все необходимые действия для государственной регистрации фонда. При этом наша компания гарантирует безотказное прохождение регистрации Вашего будущего фонда в Управлении Минюста по Москве или Московской области. Юристы компании «Тирамида» подробно проконсультируют Вас и пояснят установленный законом порядок регистрации фондов, подготовят все необходимые документы для подписания, самостоятельно подадут и получат зарегистрированные экземпляры документов в Минюсте по г. Москве и Московской области. Вы можете позвонить в наш московский офис по тел.: 8 (499) 502-2204 и получить бесплатную консультацию по цене регистрации фонда в Москве, а также уточнить процедуру регистрации фонда с нашей помощью.

Наименование услуги по открытию фонда Срок исполнения услуги Срок регистрации Минюсте Стоимость услуги / цена работы
Регистрация фонда (создание или открытие фонда) 2 рабочих дня 14 рабочих дней 17000 рублей
Регистрация благотворительного фонда (создание или открытие БФ) 2 рабочих дня 14 рабочих дней 17000 рублей
Регистрация общественного фонда (создание или открытие ОФ) 2 рабочих дня 14 рабочих дней 17000 рублей
Срочная регистрация фонда 1 рабочий день 10 рабочих дней договорная
В стоимость услуги не включена госпошлина (4000руб.) и нотариальные услуги

Полезная и важная информация о создании и регистрации фондов

Благотворительный фонд (БФ) является некоммерческой организацией (НКО), которая в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» может быть создана по инициативе учредителя (учредителей) на основе добровольных имущественных взносов в целях, предусмотренных действующим законодательством РФ. Общественный фонд является общественным объединением, учреждаемым гражданами, и в своей деятельности также должен руководствоваться Федеральным законом «Об общественных объединениях». Подача документов на открытие некоммерческого фонда должна быть осуществлена в течение 3 трех календарных месяцев с момента принятия решения об открытии (создании) НКО в организационно-правовой форме фонда.

Благотворительный и общественный фонды не предусматривают членство. Фонд может иметь в своем составе участников, которые не являются учредителями или членами фонда. В большинстве случаев целью фонда является накопление и сбор денежных средств, а также имущественных взносов и пожертвований. Деньги и имущество, накопленное фондом, может и должно быть направлено на цели, ради которых создавался фонд, которые также прописываются в уставе некоммерческого фонда. Согласно закону о некоммерческих организациях фонд преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Общественный фонд обязан использовать сформированное им имущество на общественно полезные цели, а благотворительный фонд – на благотворительные цели.

Основное отличие обычного фонда от благотворительного фонда состоит в том, что благотворительный фонд обязан не менее 80% (восьмидесяти процентов) полученных от дарителей и жертвователей денежных (имущественных) средств направлять на благотворительные цели, которые являются предметом деятельности любой благотворительной организации. Положения, обязывающие благотворительный фонд производить выплаты в указанном размере, предусмотрены Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Благотворительная деятельность фонда в соответствии с вышеуказанным законом может быть направлена на: социальную поддержку и защиту граждан; социальную реабилитацию безработных и инвалидов; подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий или иных катастроф; оказание помощи пострадавшим жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие укреплению мира между народами и предотвращение социальных конфликтов; содействие защите материнства и детства; содействие просвещению и духовному развитию личности; содействие охране здоровья граждан и пропаганде здорового образа жизни; охрану окружающей среды и защиту животных; охрану и содержание культурно-исторических объектов и территорий; социальную реабилитацию детей-сирот и безнадзорных детей; содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Адрес благотворительного фонда является местом нахождения его исполнительного органа, по которому Минюст, ФНС, а также другие компетентные государственные органы и организации могут связаться с фондом (БФ). Юридический адрес фонда и фактический адрес фонда должны совпадать по одному месту нахождения фонда в соответствии с налоговым законодательством. Фонд можно зарегистрировать на домашний адрес учредителя или руководителя (директора, президента) такого фонда. Для регистрации фонда по домашнему адресу (по месту нахождения квартиры) требуется обязательное наличие у арендодателя права на предоставление помещения. Право на предоставление юридического адреса для открытия фонда должно быть подтверждено документально (например, свидетельством о государственной регистрации права собственности или аренды помещения).

При создании и регистрации благотворительного (общественного) фонда учредители должны сформировать органы управления фонда и отразить структуру управления в уставе фонда. Органами управления фонда могут быть: правление фонда, президиум фонда, совет фонда, председатель фонда, президент фонда, директор фонда и т.д. Благотворительный фонд после его открытия не может самостоятельно вести предпринимательскую деятельность, поскольку для ведения коммерческой деятельности, связанной с извлечением прибыли, фонду нужно создавать хозяйственные общества и товарищества. В фонде должен быть создан и действовать надзорный орган – попечительский совет фонда, функционирующий на общественных началах. Также в фонде может быть создан ревизионный орган (ревизор фонда, ревизионная комиссия фонда), контролирующий хозяйственную деятельность БФ.

После открытия и регистрации благотворительный (общественный) фонд приобретает статус юридического лица и становится отдельным хозяйствующим субъектом. После государственной регистрации фонда он приобретает полную правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность). Открытие фонда подтверждается регистрацией его устава и выдачей свидетельств о регистрации, о постановке на учет, о присвоении учетного номера, а также предоставлением выписки из ЕГРЮЛ. Регистрация БФ во внебюджетных фондах и органах статистики производится автоматически в режиме одного окна: все регистрационные номера присваиваются при внесении фонда в базу данных ЕГРЮЛ.

В случае нарушения благотворительным фондом целей, для которых он был открыт, а также положений закона о некоммерческих организациях в части ведения предпринимательской деятельности, фонд может быть ликвидирован по решению Минюста и суда. Регистрация добровольной ликвидации фонда по решению учредителей или иных органов управления фондом не производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Доверьте проведение регистрации Вашего некоммерческого фонда Компании «Тирамида»!

Фонд — это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, образовательные, культурные или другие общественно-полезные цели. Следовательно, фонды могут быть благотворительными, общественными, культурными и др.

Имущество, переданное фонду его учредителями, становится собственностью фонда, а он, в свою очередь, использует это имущество для целей, определенных и ограниченных уставом. Также фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только соответствующую целям его создания. Для этого фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Регистрация фонда в Минюсте, в том числе регистрация благотворительного фонда (благотворительной организации в форме фонда), осуществляется путем внесения соответствующих данных в единый государственный реестр юридических лиц. Документы, необходимые для государственной регистрации фонда, представляются в регистрирующий орган не позднее, чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Решение о государственной регистрации фонда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. Для г. Москвы таким органом является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве. Для городов Московской области органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, является Управление Министерства юстиции РФ по Московской области.

Мы предлагаем Вам профессиональную помощь в регистрации некоммерческой организации, в том числе, в форме фонда. С помощью наших специалистов вы можете подготовить документы для регистрации благотворительного, общественного или иного фонда, а также провести непосредственно процедуру регистрации фонда в Минюсте, а также внести сведения о новой организации в ЕГРЮЛ, поставить ее на учет в налоговой, открыть р/счет и т. д. При этом такая услуга, как регистрация фонда и ее цена, приятно вас удивят своим качеством и привлекательной стоимостью.

Базовая стоимость регистрации фонда

Если вы хотите зарегистрировать благотворительный или иной фонд, то его стоимость будет зависеть от утвержденной цены на данные услуги, а также от необходимости получения дополнительных услуг: изготовление печати, открытие р/счета в банке или гос. регистрация с числом учредителей более пяти и т. д.

Услуги по регистрации фонда 25 000 руб.
Государственная пошлина за регистрацию фонда + 4 000 руб.
Регистрация фонда с учетом всех расходов 29 000 руб.

Дополнительные варианты регистрации фонда

Регистрация фонда с иностранными учредителями от 2 000 руб.
Дополнительные расходы: нотариальное заверение подписи на заявлении от 1 200 руб.

Для того чтобы начать оформление документов для регистрации фонда, Вам необходимо заключить договор на оказание юридических услуг и предоставить следующие данные:

  • наименование фонда;
  • цели, для которых осуществляется регистрация организации;
  • виды деятельности фонда;
  • сведения об учредителях фонда (для физических лиц— копии паспортов; для юридических лиц— копии учредительных документов);
  • порядок управления фондом (структура, состав, наименование органов управления);

Помимо этого для регистрации фонда необходимо предоставить документы, подтверждающие местонахождение фонда. В случае отсутствия таких документов мы можем предоставить юридический адрес для регистрации фонда.

В пакет услуг нашей компании по регистрации фонда входит:

  • подготовка и оформление учредительных документов фонда;
  • оплата всех установленных сборов и пошлин;
  • проведение процедуры регистрации в Федеральной регистрационной и Федеральной налоговой службе;
  • получение свидетельства о государственной регистрации фонда, свидетельства о внесении фонда в ЕГРЮЛ;
  • получение свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и во внебюджетных фондах;
  • получение письма из Госкомстата;
  • изготовление печати.

Наши специалисты окажут Вам профессиональную помощь в регистрации фонда. Кроме того, мы предлагаем ряд дополнительных услуг по регистрации и сопровождению некоммерческой организации в форме общественного или благотворительного фонда.

Дополнительные услуги, оказываемые при регистрации фонда

Получение документов, подтверждающих регистрацию фонда в ФСС, ПФР 3 000 руб.
Открытие расчетного счета 3 000 руб.
Изготовление печати на стандартной оснастке от 700 руб.
Получение письма из Госкомстата о присвоении кодов ОКВЭД 1 500 руб.
Получение информационного письма о применении УСН 1 500 руб.

Регистрация благотворительного фонда

Порядок регистрации благотворительного фонда утверждает, что учредителем благотворительного фонда может быть физическое и юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая организация, причем как в единственном числе так и в форме объединения. Важно также, что учредители определяются только один раз — при создании фонда, и в последующем их количество не может изменяться в сторону увеличения. Благотворительный фонд не имеет членства и существует только благодаря добровольным вкладам со стороны желающих. При этом имущество, переданное благотворительному фонду его учредителями, является его полноправной собственностью. Регистрация благотворительного фонда также производится в Минюсте, как и создание иных НКО.

Основное же отличие благотворительного фонда от других форм некоммерческих организаций заключается в том, что фонд — это всего лишь объединение имущества, используемого для достижения целей, но никак не объединение физических либо юридических лиц в отличие от остальных НКО. Главный документ благотворительного фонда — это Устав. Благотворительные фонды также обязаны каждый год публиковать отчет об использованном имуществе. Не стоит также забывать, что обязательным для фонда является создание попечительского совета — главного органа управления.

Регистрация общественного фонда

Главным условием для создания общественного фонда является то, что данное объединение организуется на добровольных началах и служит не только меркантильным интересам участников организации. Конечно, общественный фонд может заниматься и коммерческой деятельностью, но только для достижения заявленных в уставе организации целей. Решение о создании фонда, как и его устав, утверждаются на первом заседании организации. Регистрация общественного фонда также проводится в Минюсте.

Создание благотворительного, общественного или иного некоммерческого фонда – это достаточно трудоемкая процедура, которая требует знания множества юридических и регистрационных тонкостей, следовательно, не каждое лицо может без определенного опыта и навыков открыть фонд, поэтому мы предлагаем такую услугу как гос. регистрация фонда в Москве. Несмотря на то, что фонд – это юрлицо, он как некоммерческая организация имеет свои особенности создания, а точнее свой порядок регистрации, сначала в Минюсте, а затем уже как юрлицо в ИФНС, во внебюджетных фондах и т. д. При этом зарегистрировать некоммерческий фонд с нашей компанией будет для вас не только выгодно, но и надежно, ведь на все наши услуги мы обязательно даем гарантии. Обращайтесь только к профессионалам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *