Регистрация коллективного договора РБ

Регистрация коллективного договора РБ

Новая редакция Ст. 36 ТК РФ

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 36 ТК РФ

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров (ч. 1 ст. 36 Трудового кодекса РФ).

Вторая часть комментируемой статьи строго регламентирует порядок вступления в переговоры стороны, получившей приглашение к началу таких переговоров.

Кроме того, в статье 36 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона N 90-ФЗ появилась часть третья, которая запрещает ведение коллективных переговоров, а равно и заключение коллективных договоров (соглашений) от имен работников лицами, представляющими интересы работодателей, либо организациями (органами), созданными (финансируемыми) работодателями, органами власти (управления) или политическими партиями (за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ).

Другой комментарий к Ст. 36 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Общее определение коллективных переговоров дается в Конвенции МОТ N 154 «О содействии коллективным переговорам». Под ними понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей с одной стороны и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой в целях:

а) определения условий труда и занятости; и/или

б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися; и/или

в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Коллективные переговоры охватывают все стороны взаимоотношений между работниками и работодателями, т.е. не существует таких вопросов в отношениях по поводу применения наемного труда, которые не могли бы явиться предметом коллективных переговоров.

В рамках системы «трипартизм» в коллективных переговорах могут принимать участие представители государства или местного самоуправления. Они являются в таком случае полноправными участниками переговоров. В случаях, предусмотренных законом, участие в коллективных переговорах органов государственной власти, органов местного самоуправления является обязательным (см. ст. 45 ТК РФ и комментарий к ней).

Коллективные переговоры — универсальное средство согласования интересов сторон социального партнерства, подготовки правовых актов социального партнерства. Они могут проводиться на всех уровнях социального партнерства, начиная с уровня организации и заканчивая федеральным уровнем.

В комментируемых статьях данной главы установлен общий порядок проведения коллективных переговоров. Он имеет общее значение и применяется для проведения переговоров любого уровня. Стороны коллективных переговоров на основании норм комментируемой главы самостоятельно определяют конкретную процедуру проведения коллективных переговоров.

2. Универсальными участниками коллективных переговоров являются представители работников и работодателей. О соответствующих представителях см. гл. 4 ТК РФ и комментарий к ней.

Инициатором начала коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон. Предложение о начале коллективных переговоров выдвигается от имени представителей работников или работодателей органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения (профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т.п.). Процедура принятия данного решения определяется уставами и регламентами организаций работников или работодателей (работодателя). Выдвижение инициативы по проведению коллективных переговоров органом или лицом, не имеющим надлежащих полномочий, не порождает у другой стороны (других сторон) обязанностей по вступлению в переговоры. Правом на выдвижение предложения о начале коллективных переговоров обладают непосредственно работники организации, а также их представители (профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников организации, которой поручено представлять интересы работников, единый представительный орган, иной представитель).

Предложение о начале коллективных переговоров направляется инициатором другой стороне (сторонам) в письменной форме. Письменное предложение о начале коллективных переговоров должно быть направлено способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т.п.).

Представители стороны, получившие от другой стороны уведомление о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Вступление в переговоры осуществляется посредством назначения (выбора) лиц, участвующих в коллективных переговорах от ее имени, и направления соответствующего решения инициатору коллективных переговоров. Решение о вступлении в переговоры принимается органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения (профсоюзный комитет, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т.п.). Процедура принятия данного решения определяется соответствующими уставами и регламентами.

3. Коллективные переговоры начинаются на следующий день после получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа, предусмотренного ч. 2 ст. 36. Днем окончания коллективных переговоров является день подписания коллективного договора, соглашения либо протокола разногласий.

4. Часть 3 ст. 36 воспроизводит положения ст. 5 утратившего силу Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», исключая представительство интересов работников лицами, которые представляют интересы работодателей, организациями или органами, подконтрольными работодателям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, политическим партиям. К таким организациям могут быть отнесены те из них, которые образованы при преимущественном участии работодателей или их представителей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, политических партий либо напрямую финансируются ими. Данное правило конкретизирует нормы Конвенции МОТ N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», согласно которой организации трудящихся и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов. В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

Локальным нормативным актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работником является коллективный договор, цель которого – обеспечение устойчивого экономического развития, продуктивной занятости работников, регулирование трудовых и связанных с ними отношений на основе социального партнерства.

Локальным нормативным актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работником является коллективный договор, цель которого – обеспечение устойчивого экономического развития, продуктивной занятости работников, регулирование трудовых и связанных с ними отношений на основе социального партнерства.

Коллективный договор может заключатся в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях.

В соответствии со ст.367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года. По истечении 3 лет с момента подписания он теряет свою юридическую силу. Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он подписан. Его действия распространяются на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, что они выразят согласие на это в письменной форме.

Заключая коллективный договор, стороны прилагают взаимные усилия для осуществления модернизации и технического перевооружения производства, совершенствования политики маркетинга, увеличения объемов выпускаемой продукции и повышения ее качества, роста производительности труда, укрепление трудовой и исполнительной дисциплины, экономии и эффективного использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социально и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации предоставляемые нанимателем. Признавая, что без создания необходимых условий для удовлетворения духовных потребностей работающих и членов их семей, обеспечения реальных возможностей для приобщения их к культуре и искусству, физкультуре и спорту невозможны высокая эффективность производства, социальное благополучие коллектива, наниматель отчисляет денежные средства профсоюзным организациям для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, возрождения национальной культуры и утверждения здорового образа жизни в размере не менее 0,15% от фонда оплаты труда работников.

Коллективный договор подписывается уполномоченными представителями сторон. При этом должна быть подписана каждая страница коллективного договора. Подписанный коллективный договор регистрируется в соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Республики Беларусь в управлении по труду, занятости и социальной защите Смолевичского райисполкома. Для регистрации коллективного договора наниматель предоставляет следующие документы: заявление с просьбой о регистрации, копии документов, подтверждающие полномочия сторон, не менее трех экземпляров коллективного договора, один из которых остается в органе, осуществившем регистрацию. Все необходимые документы направляются в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня заключения коллективного договора. Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном законодательством.

В коллективном договоре рекомендуется предусматривать следующие разделы:

1.Общие положения.

2.Производственно-экономическая деятельность.

3.Оплата труда.

4.Дополнительные компенсации, гарантии и вознаграждения работникам.

5.Режим труда и отдыха.

6.Охрана труда.

7.Гарантии занятости.

8.Гарантии социально-экономических прав работников при проведении разгосударствления и приватизации.

9.Жилищное строительство. Постановка на учет и распределение жилья. Компенсации и льготы.

10.Вопросы быта.

11.Медицинское обслуживание. Организация отдыха и санаторно-курортного лечения. Дополнительное пенсионное страхование.

12.Социальная защита молодежи.

13.Социальная защита пожилых людей, ветеранов предприятия, ВОВ, пенсионеров, инвалидов.

14.Культурно-массовая , физкультурно-оздоровительная, спортивная работа.

15.Обеспечение правовых гарантий деятельности профкома.

16.Заключительные положения. Ответственность Сторон за неисполнение (нарушение) условий Договора.

17.Контроль за выполнением Договора. Разрешение коллективных трудовых споров.

18.Все работники, в том числе впервые принятые, должны быть ознакомлены нанимателем с действующим у него коллективным договором.

Контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля. За неисполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.

Сектор трудовых отношений управления по труду, занятости и социальной защите Смолевичского райисполкома.

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор или соглашение должны быть направлены работодателем и его представителем в соответствующий орган в сфере труда для проведения уведомительной регистрации.

Уведомительная регистрация коллективных договоров

Коллективный договор или соглашение должны быть направлены работодателем и его представителем в соответствующий орган в сфере труда для проведения уведомительной регистрации на протяжении 7 дней с момента его подписания (ст. 50 ТК).

Вступление в силу соглашения никак не зависит от факта осуществления уведомительной регистрации. Целью такой регистрации является:

  • сбор сведений о количестве и качестве колдоговоров и соглашений, которые были заключены;
  • выявление факторов, которые ухудшают положение работника по сравнению с законодательством в сфере трудовых отношений;
  • обеспечение условий для контроля над реализацией договоров, соглашений и т.д.

Регистрация коллективного договора или изменений к нему предполагает подачу пакета документов, состоящего из колдоговора в трех экземплярах, выписки из протокольного решения общего собрания трудящихся о наделении полномочиями представителей, а также сопроводительное письмо. Оно должно быть подписано уполномоченным представителем работодателя, обязательными для указания в которых являются следующие сведения:

  • адрес структуры (фактический и юридический);
  • место регистрации;
  • ФИО представителей сторон, которые подписали договор/соглашение;
  • контакты сторон;
  • основной вид экономической деятельности;
  • количество работников, в том числе количество трудящихся, которые состоят в профсоюзе;
  • сумма средств, которые предусмотрены договоров на обеспечение льгот трудящимся и их семьям.

Уведомительная регистрация коллективных договоров и изменений к ним предполагает необходимость подачи в установленный срок двух оригиналов договоров и соглашений и одной копии.

Согласно установленному порядку документы могут быть возвращены на доработку, если они будут оформлены ненадлежащим образом. Основными требованиями, которые выдвигаются к оформлению документов, являются такие:

  • подписи и печати сторон на всех экземплярах, кроме копии, должны стоять подлинные;
  • должна стоять сквозная нумерация на страницах всех предоставляемых экземпляров;
  • все документы должны быть прошиты и скреплены печатью, при этом должно быть указано количество прошитых листов.

Порядок регистрации коллективного договора

Согласно установленному порядку соглашения, которые заключены на федеральном уровне, направляют для регистрации в Роструд, прочие договора/соглашения – в территориальные структуры по труду.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения, которые заключены на федеральном уровне, а также межрегиональные соглашения проходят процедуру регистрации в порядке, который установлен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по труду госуслуги по уведомительной регистрации (далее Административный регламент). Данным документом, кроме прочего, предусмотрено, что стороны должны получить уведомление о регистрации (Регламент утвержден Приказом Минтруда и соцзащиты от 12.09.14 г. № 636н).

Иной порядок регистрации может быть предусмотрен законами субъектов России, в результате чего соответствующими полномочиями по регистрации договоров могут быть наделены структуры местного самоуправления.

Подобной возможностью воспользовались далеко не все субъекты РФ. Чтобы получить госуслугу, заявителю нужно в соответствующий орган в сфере труда направить запрос, который оформлен согласно требованиям, закрепленным в Административном регламенте. Адрес/Метроовать его следует на имя руководителя структуры.

Порядок проведения регистрации договора или изменений к нему согласно Регламенту выглядит следующим образом:

соответствующий Комитет регистрирует поступившие договора в журнале учета, где указывается присвоенный документам регистрационный номер и дата регистрации; в срок, который составляет до 30 календарных дней, Комитетом проводится проверка документов для выявления условий, которые могут ухудшить положение трудящихся по сравнения с законодательством в трудовой сфере; если такие условия выявлены, Комитет сообщает об этом сторонам, подписавшим договор, в письменном виде.

Сроки регистрации коллективного договора и соглашения

Административным регламентом установлены сроки предоставления госуслуги по регистрации колдоговора. Согласно порядку предоставления услуги срок ее предоставления не может превышать 30 рабочих дней. При этом определены:

  • сроки прохождения админпроцедур, если заявитель обращается лично:
  • допустимый срок предоставления госуслуги не должен превышать 30 минут;
  • максимальный срок рассмотрения документов, которые согласно установленному порядку необходимы для получения госуслуги, и вынесения решения о возможности предоставления услуги или отказ в услуге не может превышать 20 минут;
  • длительность приема специалистом Комитета при предоставлении услуги – 30 минут;
  • выдача заявителю пакета документов составляет 10 минут.
  • сроки прохождения админпроцедур при письменном обращении заявителя:
    • письменное обращение должно быть рассмотрено в срок, который не может превышать 15 дней с даты поступления заявления;
    • обращение, которое поступило через многофункциональный центр, подлежит рассмотрению в срок, который не превышает 15 дней с момента поступления запроса в Комитет.

Срок внесения сведений в электронный журнал регистрации договоров составляет не более 5 рабочих дней. Согласно регламенту проведение проверки договоров с точки зрения наличия в них условий, которые ухудшают положение трудящихся, выполняется в срок, который не должен превышать 25 дней.

Согласно Административному регламенту результатом данной процедуры административного характера является:

  • оповещение про осуществление регистрации договора;
  • оповещение про отказ в проведении уведомительной регистрации;
  • оповещение про отказ в предоставлении госуслуги.

Согласно установленному порядку заявитель может обжаловать действия и принятые решения в досудебном порядке. Причинами для досудебного разбирательства являются следующие:

  • нарушен термин регистрации обращения заявителя о предоставлении услуги;
  • нарушен термин предоставления самой услуги;
  • для предоставления услуги ответственный за данный процесс орган запрашивает документы, которые не предусмотрены нормативными актами;
  • заявителю отказано в приеме документов для оказания госуслуги;
  • в предоставлении услуги отказано на основаниях, которые не предусмотрены федеральным законодательством;
  • требование платы за предоставление услуги, которая согласно нормативным документам проводится на безоплатной основе.

То есть в качестве предмета досудебного обжалования может выступать:

  • несоблюдение прав и интересов заявителя;
  • решения, которые носят противоправный характер;
  • действия или бездействие должностных особ при выполнении их обязанностей;
  • несоблюдение положений Административного регламента;
  • нарушение правил служебной этики в процессе предоставления услуги по регистрации договора или изменений к нему.

Уведомление о регистрации коллективного договора

После принятия решения про регистрацию или отказ в регистрации колдоговора/соглашения уполномоченным лицом органа в сфере труда согласно Административному регламенту подписывается соответствующее уведомление. В уведомлении проставляется дата регистрации договора. В журнал регистрации вносится не только дата регистрации колдоговоров, но и дата регистрации и исходящий номер уведомления о регистрации договора или же дата и номер документа об отказе, которое было направлено заявителю.

Уведомление направляется заявителю в письменном виде почтовым отправлением, а также на электронную почту или иным способом, который был указан заявителем при подаче заявления.

При осуществлении регистрации коллективного договора или изменений к нему по личному обращению заявителя, документы с отметкой об осуществлении регистрации возвращаются ему лично.

Согласно порядку, определенному Административным регламентом, в случае, если документы от заявителя были получены по почте, с ним должны связаться уполномоченные особы и уточнить, каким образом он предпочитает получить пакет документов обратно после завершения процедуры регистрации.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ

КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

Согласно статьи 50 Трудового кодекса РФ коллективный договор, соглашение должны быть направлены на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение 7-ми дней со дня подписания.

Направление на регистрацию — обязанность работодателя.

Изменения и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для его заключения, либо в порядке, предусмотренном коллективным договором (статья 44 Трудового кодекса РФ). Если коллективный договор не содержит особого порядка внесения в него изменений, они вносятся путем коллективных переговоров, как и при заключении коллективного договора.

Следует учитывать, что изменение условий коллективного договора так же нуждается в соответствующей уведомительной регистрации.

Орган, который осуществляет такую регистрацию, определяется на уровне субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 03.12.2012г. №234-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Трудовой кодекс РФ»).

В Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 24.12.2012г. №1013-ЗС (действует в редакции от 08.05.2013г.) «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области».

Областной закон №1013-ЗС определяет порядок уведомительной регистрации коллективных договоров (и соглашений о внесении в них изменений), соглашений.

Согласно статьи 3 Областного закона №1013-ЗС заключенные коллективные договоры и соглашения в течение 7-ми дней со дня их подписания направляются работодателем на уведомительную регистрацию в областной орган исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающий проведение единой государственной политики в области труда.

Порядок направления на регистрацию коллективного договора:

1. Организация направляет коллективный договор с приложениями и Заявление (Приложение №1) в электронном виде на один из электронных адресов Министерства труда ata@protect.donpac.ru или grigor@protect.donpac.ru или rabmest@rambler.ru

2. К Заявлению прилагаются две копии документов, подтверждающих полномочия сторон на их подписание:

2.1. Приказа о назначении руководителя и

2.2. Протокола (выписки) общего собрания трудового коллектива об избрании председателя профсоюзной организации.

2.3. При регистрации соглашений (двух и трёхсторонних) – прикладывается список организаций, на которые распространяется соглашение и информация о численности работников данных организаций.

3. Титульный лист должен быть оформлен по образцу (Приложение №2).

4. Для дополнительного соглашения (изменений и дополнений) к коллективному договору отдельный образец оформления (Приложение №3)

5. После отправки необходимо позвонить по тел. 210-11-41 через два дня, чтобы убедиться в получении специалистами Министерства труда электронного сообщения и получить номер листа согласования.

При уведомительной регистрации коллективному договору, соглашению присваивается регистрационный номер.

Сведения о всех договорах, прошедших регистрацию, заносятся в Регистр соглашений и коллективных договоров в соответствии с Постановлением Минтруда России от 10.10.2003г. № 68.

В случае выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством сообщается об этом представителям сторон, а также в Государственную инспекцию труда в Ростовской области.

В действующем законодательстве нет специальной нормы, предусматривающей ответственность работодателя за отсутствие регистрации коллективного договора, соглашения. Однако если организация не представит договор на регистрацию, проверяющие органы могут расценить это как нарушение законодательства о труде. В таком случае организация может быть привлечена к административной ответственности по общим основаниям, предусмотренным статьей 5.27 КоАП РФ.

Следует помнить, что вступление в силу коллективного договора, соглашения не зависит от факта его уведомительной регистрации (часть 2 статьи 50 Трудового кодекса РФ). Стороны обязаны исполнять условия договора с момента его подписания.

Файлы для скачивания

Дополнительное соглашение

Заявление на регистрацию колдоговора

Титульный лист

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможности обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме (пункт 2 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ);
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме (пункт 5 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ);
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, работника МФЦ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме (пункт 5 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ);
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме (пункт 5 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ);
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием сети Интернет посредством официального сайта Комитета, либо Портала) в Комитет, МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (КИС).

Жалобы на решения и действия (бездействие) председателя Комитета подаются в Комитет.

Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ либо в КИС. МФЦ направляет указанные жалобы в течение грех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, председателя Комитета, должностного лица, государственного гражданского служащего Комитета, может быть направлена:

  • по почте;
  • через МФЦ. Жалоба на решения, действия (бездействие) Комитета, должностных лиц Комитета, государственных гражданских служащих Комитета при предоставлении государственной услуги может быть подана в МФЦ только в случае предоставления указанной услуги посредством МФЦ;
  • с использованием сети Интернет посредством официального сайта Комитета (www.rspb.ru), Портала;
  • при личном приеме заявителя в Комитете (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:

  • по почте;
  • с использованием сети Интернет посредством Портала;
  • при личном приеме заявителя в МФЦ.

При подаче жалобы:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется. Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА. Возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которые подавали заявление о предоставлении государственной услуги через Портал или МФЦ.

При подаче жалобы через МФЦ МФЦ обеспечивает ее передачу в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и указанным органом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Рассмотрение жалоб

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе, МФЦ.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.

Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, его руководителей и (или) работников решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, МФЦ, КИС либо вышестоящий орган подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом, МФЦ, КИС.

В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет, МФЦ, КИС принимает одно из следующих решений:

  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается. Указанное решение принимается в форме акта Комитета, МФЦ, КИС.

По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.

При удовлетворении жалобы Комитет, МФЦ, КИС принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указывается:

  • наименование Комитета, МФЦ, КИС, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения при жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, дается информация о действиях, осуществляемых Комитетом, МФЦ в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.

В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, КИС или работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы Комитета, КИС, работника МФЦ, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Комитета, КИС, работник МФЦ, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет, КИС, МФЦ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет, КИС, МФЦ вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать текст жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе. Под отсутствием возможности прочитать понимается случай, при котором текст жалобы и (или) ФИО и (или) почтовый адрес заявителя не поддаются прочтению.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа Комитет, КИС, МФЦ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, тел. (812) 576‑41‑42), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих Комитета, МФЦ, работников МФЦ осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг МФЦ подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

Жалоба заявителя на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, поданная заявителем в МФЦ, рассматривается МФЦ в соответствии с Законом №59‑ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *