Регулирование финансового рынка

Регулирование финансового рынка

Финансовые регуляторы призваны защищать права потребителей финансовых услуг. В каждой стране, где финансовые услуги доходят до определенного пика начинают появляться различные финансовые организации, предназначенные для обеспечения порядка на финансовых просторах различных стран. Так и в Российской Федерации существуют регуляторы финансового рынка. Русские финансовые регуляторы наиболее популярны в своей стране — России, в отличие от европейских финансовых регуляторов. Когда в России подошел период — начался рост обманов и мошенничеств со стороны финансовых компаний, пришло время и организации различных организаций, которые должны были бы следить за качественным обеспечением финансовых услуг и соблюдением правил. После этого и началася рост количества и качества российских финансовых регуляторов.

Русские финансовые регуляторы

ЦРОФР — основной русский финансовый регулятор

Наиболее авторитетным из всех финансовых регуляторов России является ЦРОФР. Получение лицензии от данного русского финансового регулятора является важным событием для любого брокера бинарных опционов. Обладание такой лицензией дает русскому брокеру авторитет со стороны трейдеров, так как регулятор ЦРОФР обеспечивает сохранность ваших средств и гарантии возврата в случае обмана.

НАФД (Национальная ассоциация форекс-дилеров) — бывший ЦРФИН

В России существуют еще много регуляторов финансового рынка. Следующим русским финансовым регулятором в нашей статье будет — НАФД. Его кличут независимым финансовым регулятором России. Если кратко сказать о данной российской контролирующей финансовой организации, то организация была создана брокерами, чтобы контролировать брокеров. Но не все так просто, законы РФ не дадут обманывать трейдеров и других различных клиентов финансовых услуг. Еще можно сказать, что данный финансовый регулятор России эффективно работает на рынке РФ. Хоть и до ЦРОФР русскому финансовому регулятору НАФД не дотянуться, но все же он также являются гарантом качества для трейдеров.

КРОУФР — некоммерческий российский регулятор финансового рынка

Следующим российским финансовым регулятором, который заслуживает внимание трейдеров — это КРОУФР. Аббревиатура этой некоммерческой контролирующей организацией в РФ раскрывается как Комиссия по Регулированию Отношений Участников Финансовых Рынков. Участие русского финансового регулятора НАФД в российской экономике началось в 2003 году и продолжается до сих пор. Организация эффективно использует свои ресурсы и предотвращает различные виды мошенничества на рыке ценных бумаг.

Авторитет и уважение на территории России финансовый регулятор КРОУФР заслужил за создание правил по защите трейдеров в сфере Forex и рынка бинарных опционов, которые в настоящее время эффективно применяются в реальной жизни. Принципы работы данной организации схожи и с другими такими же регуляторами финансового рынка Российской Федерации.

ФСФР

Согласно решению Президента Российской Федерации в 2004 году была организована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Данный финансовый регулятор России немного отличается от других, о которых речь шла выше, но ни капли не менее важен, чем другие. Данный финансовый регулятор России — это организация, которая является эксклюзивным контролирующим органом, ведущая контроль над оборотом ценных бумаг в Российской Федерации, а также, создает законы, целью, которых является качественный контроль работы рынка финансов. ФСФР — является русским регулятором финансового рынка и подчиняется правительству Российской Федерации.

0. Введение
Степень допустимого государственного вмешательства в любой рынок — предмет многовековых споров экономистов. Но финансовые рынки имеют ряд особенностей, ввиду которых государственное регулирование на них не просто нужно, но необходимо для самого существования сектора. Колоссальное неравенство сил агентов, широкие возможности для мошенничества, высокая цена ошибки приводят к тому, большинство участников бы просто отказались от участия в таком рынке без контроля третьей стороны.
Регулирование финансовых рынков решает две основные задачи: защита участников рынка и обеспечение финансового благополучия страны.
Защита участников рынка — это борьба как с явными финансовыми правонарушениями, так и с действиями, которые формально не являются мошенничеством, но так или иначе связаны с дезинформацией сторон, сокрытием нужных данных, раскрытием конфиденциальных данных, игре на недостаточной юридической грамотности клиента (манипулятивно составленные договора и т. д.).
Задача по обеспечению финансового благополучия страны — это, в первую очередь, задача по созданию благоприятного инвестиционного климата, по стимулированию здоровой конкуренции. При правильно организованном регулировании, все участники рынка должны быть ограничены простыми и понятными правилами игры, но сохранять достаточно свободы, чтобы эффективно развивать бизнес.
Большинство стран современного мира имеют специальные финансовые регулирующие органы, однако везде есть своя специфика. В некоторых странах правила жёстче, в некоторых — свободнее. Есть регуляторы более престижные и менее престижные. Некоторые брокеры стараются получить лицензии сразу в нескольких странах и наиболее престижные из них (например, лицензии США и Евросоюза) использовать в рекламной деятельности, но при заключении договоров указывать другую лицензию (которая больше «развязывает” брокеру руки). Поэтому даже при работе с обладателем самых престижных лицензий клиентам стоит проверять, что в договоре указана именна та лицензия, которая их изначально привлекла. В следующих разделах мы отдельно обсудим ситуацию в различных странах.
1. Регулирование финансовых рынков в США
1.1 История
США — страна с давней историей системы регулирования финансовых рынков. Ранним её прототипом являлся «Закон синего неба” («Blue Sky law”) принятый в 1911 году в Канзасе, а в 1910-1920 годах почти без изменений повторённый в большинстве других штатов. Закон был направлен против спекулятивных схем, основанных на торговле непроверенными и вымышленными активами — торговле «футами синего неба в штате Канзас”.
Современная американская система финансового регулирования берёт начало с 1934 года, когда была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities Exchange Commission, SEC). Целью создания комиссии было восстановление доверия инвесторов к фондовому рынку после Великой депрессии. В те же годы была выработана основная законодательная база, регулирующая рынок: Закон о торговле ценными бумагами (Securities Exchange Act, 1934), Закон о ценных бумагах (Securities Act, 1933), Закон о трастовом соглашении” (the Trust Indenture Act, 1939), Закон об инвестиционных компаниях (the Investment Company Act, 1940), Закон об инвестиционных консультантах (the Investment Advisers Act, 1940), Закон Сарбэйнса-Оксли (the Sarbanes-Oxley Act, 2002).

Члены Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) в 1934 году
Ещё один важный «кирпич” в систему американского рыночного регулирования был положен в 1938 году с принятием Закона Мэлони (Maloney Act). Он обязал всех брокеров, не являющихся членами бирж (которых значительно больше, чем членов бирж), организоваться в неправительственную ассоциацию, самостоятельно регулирующую деятельность внебиржевого рынка (Self-Regulatory Organization, SRO). В 1939 году первой SRO стала Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (National Association of Securities Dealers, NASD). Именно на её основе в 1971 году образовалась одна из крупнейших современных бирж NASDAQ. SRO можно назвать регуляторами второго уровня: организация упорядочивает деятельность своих членов, но сама подчиняется правилам SEC.
В 1970-х годах в стране появились ещё два авторитетных регулирующих органа — Государственная комиссия по торговле товарными фьючерсами (Commodity Futures Trading Committee, CFTC) и SRO под названием Национальная фьючерсная ассоциация (National Futures Association, NFA). В отличие от SEC и NASD, в первую очередь, регулирующими торговлю акциями на фондовых биржах, CFTC и NFA сосредоточились на рынке деривативов и валют.
В 2007 году на основе NASD и внутренних регулирующих служб Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) была образована крупнейшая SRO — Управление по регулированию финансовой индустрии (Financial Industry Regulatory Authority, FInRA).
1.2 Основные регулирующие органы
Государственные регуляторы.

  • Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities Exchange Commission, SEC, http://sec.gov), создана в 1934 году.
  • Государственный комитет по торговле товарными фьючерсами (Commodity Futures Trading Committee, CFTC, http://ctfc.gov), создан в 1974 году.

Саморегулирующиеся организации (SRO).

  • Национальная фьючерсная ассоциация (National Futures Association, NFA, http://nfa.futures.org), создана в 1976 году, активно начала работать в 1982 году.
  • Управление по регулированию финансовой индустрии (Financial Industry Regulatory Authority, FInRA, http://finra.org), создано в 2007 году.

1.3 Национальные особенности регулирования
Американской модели регулирования свойственен консерватизм и довольно осторожное вмешательство в дела рынка. Её законодательный фундамент почти не меняется с 1940 года. Она не слишком глубоко вмешивается в торговые дела, концентрируясь на главном: защите вложений инвестора. SEC имеет официальный девиз «We are investor’s advocate» («Мы — защитники инвестора»). Значительная часть регуляторных вопросов оставлена на усмотрение отдельных штатов.
Ещё одна важная особенность американской (равно как и всей англосаксонской) системы — строгий водораздел между фондовым рынком и банковским сектором. Вышеперечисленные регулирующие организации сосредоточены именно на фондовом и, отчасти, валютном рынке. Деятельность же коммерческих банков регулируется Федеральной резервной системой, Федеральной корпорацией страхования депозитов, Управлением валютного контролёра и др. Лишь инвестиционные банки регулируются SEC.
Многие люди по сей день считают американскую модель примером наиболее разумного подхода к регуляции рынка. С другой стороны, она не смогла предотвратить кризис 2008 года, и некоторые связывают это с плохой координацией работы банковского и инвестиционного секторов. Есть в американской системе и откровенно архаичные элементы, которые мешают развитию рынка. В частности, запрет на торговлю некоторыми разнородными инструментами (например, акциями и опционами) с одного счёта.
1.4 Примеры известных брокеров, лицензированных в США
2. Регулирование финансовых рынков в Великобритании
2.1 История
Несмотря на культурную близость к США, финансовое регулирование в стране развивалось существенно иначе. Английские рынки капитала имеют многовековую историю. До недавнего времени они управлялись комбинацией законов и (в большей степени) обычаев. Государство не занималось здесь специализированной регуляцией. Фондовая биржа в Великобритании всегда рассматривалась как высокопрофессиональный орган, действующий по принципу «мое слово — мой долг». Такой подход считался адекватным до 1970-х годов, когда ряд инвестиционных афёр изменил настроения в обществе.
В 1980-х годах в стране были приняты законы, регулирующие финансовый рынок: Закон о финансовой службе (1986), Закон о ценных бумагах компаний, он же закон об инсайдерах (1985), Закон о компаниях (1986), Закон о финансовых услугах (1988). Эти законы, в частности, установили ответственность за раскрытие инсайдерской информации, за сокрытие объективной информации и распространение сведений, способных ввести инвесторов в заблуждение, установили обязанность лицензирования профессиональной деятельности на рынках ценных бумаг. Тогда же была создана основная регулирующая организация — Совет по ценным бумагам и инвестициям (The Securities and Investments Board Ltd, SIB). В конце 1990-х годов она получила особенно широкие полномочия и была переименована в Управление по финансовым услугам (Financial Services Authority, FSA).

Комплекс зданий Британского Управления по финансовым услугам (FSA)

В конце 2000-х годов британская система регулирования рынков была интегрирована в общеевропейскую, однако продолжила собственный поиск новых моделей. В 2013 году FSA было упразднено, а его функции распределены между двумя другими организациями: Управлением по пруденциальному регулированию (Prudential Regulation Authority, PRA) и Управлением по финансовому контролю (Financial Conduct Authority, FCA). Одним из мотивов реформы стала неспособность FSA предотвратить недавний финансовый кризис, связанный с избыточным кредитованием.
2.2 Основные регулирующие органы

  • Управление по финансовым услугам (Financial Services Authority, FSA, fsa.gov.uk), создано в 1998 на основе реорганизованной SIB, упразднено в 2013 году.
  • Управление по пруденциальному регулированию (Prudential Regulation Authority, PRA, bankofengland.co.uk/pra/Pages/default.aspx), создано в 2013 году.
  • Управление по финансовому контролю (Financial Conduct Authority, FCA, fca.org.uk), создано в 2013 году.

2.3 Национальные особенности регулирования
Хотя Великобритания долго воздерживалась от создания институтов регулирования фондовых рынков, в итоге она создала даже более жёсткую регулирующую систему, чем США. Работа FSA не ограничивалась только «защитой инвесторов”, она поставила более широкие задачи, связанные с развитием рынка в целом, включая даже такие инициативы как повышение финансовой грамотности населения.
Сам факт создания общенационального регулятора подвергался критике сторонниками вековых порядков, но в итоге авторитет FSA оказался высоким. В отличие от американской SEC, FSA было негосударственной организацией, хотя и подотчётной парламенту. Его финансирование осуществлялось за счёт самих компаний, по отношению к которым оно осуществляло регулирование. Но компании охотно шли на эти издержки, ибо наличие лицензии FSA было единодушно признано показателем высокой надёжности. Многие страны, в том числе, за пределами EC, организовали у себя регуляторы по британскому образцу. Некоторые из них (например, Япония) даже без изменений позаимствовали аббревиатуру FSA (хотя и одно из слов в названии было изменено). Общеевропейская система регуляции на основе MiFID (см. следующий раздел) также в значительной степени позаимствовала опыт деятельности FSA.
С другой стороны, даже после финансовой интеграции Великобритании в общеевропейскую систему регулирования, страна старается максимально сохранить независимость. Яркий пример тому — расформирование FSA и введение двух новых регуляторов — FCA и PRA. Несмотря влияние, которое оказало FSA на общеевропейскую и мировую систему регуляции рынков, сама Великобритания не удовлетворилась почётной ролью «законодателя мирового порядка». Она, напротив, увидела ошибки в опыте FSA и теперь старается найти более эффективную и свободную систему, где было бы меньше концентрации функций в одном ведомстве и больше координации действий регуляторов с государственной денежной политикой.
2.4 Примеры известных брокеров, лицензированных FSA

  • Saxo Bank (http://saxobank.com).
  • Forex.com (http://forex.com).
  • FXCM (http://fxcm.com).

3. Регулирование финансовых рынков в Евросоюзе
3.1 История и особенности регулирования
В отличие от США, финансовое регулирование в Европе — быстро меняющаяся отрасль, где континентальная и англосаксонская системы с трудом ищут точки соприкосновения.
В отличие от США и Великобритании, в континентальной Европе инвестиции традиционно осуществлялись в основном не через акции, а через долговые инструменты. Структура финансовых продуктов была проще, финансовые рынки были менее диверсифицированы и носили менее инновационный характер. Важнейшую роль по сей день играют банки как крупные инвесторы в акционерные капиталы хозяйства. Значительная часть предприятий подконтрольна банкам или их группам.
Попытки ввести единые правила игры на финансовых рынках Европы предпринимались с 1990-х годов, но реальная унификация законодательства произошла лишь в 2007 году, когда вступила в действие Директива о рынках финансовых инструментов (The Markets in Financial Instruments Directive, MiFID). Эта директива продолжает дополняться. Первая редакция директивы была принята в 2004 году и действовала с 2007 по 2010 год. Вторая редакция, MiFID II, действует с 2010 года. Требования директив распространяются на 27 членов Евросоюза и 3 страны Европейской экономической зоны (Исландия, Норвегия и Лихтенштейн).

Революция MiFID. Обзорный труд, изданный Кембриджем

Если американское регулирование касается, в первую очередь, наиболее важных вопросов, касающихся надёжности инвестиций, то европейский подход старается охватить более широкий круг проблем — вплоть до обеспечения финансовой грамотности населения или борьбы с финансированием терроризма. На составление и дополнение MiFID значительное влияние оказал опыт работы британской FSA, а также общие левые настроения континентальной Европы. Эти настроения особенно усилились после недавнего кризиса, который многие сочли результатом «неуправляемого англосаксонского капитализма”. Декларируя такие позитивные цели как повышение конкуренции на рынке, повышение прозрачности сделок и защита клиентов, директива, однако, ознаменовала широкую дополнительную бюрократизацию рынка. Она поставила целью введение регуляции для тех торговых институтов, которые до этого не регулировались, и расширение диапазона инвестиционных услуг и продуктов, требующих авторизации. Брокерам было поставлено в обязанность проведение оценки «адекватности» клиента (опыт, знания, финансовое положение), а также «наилучшее исполнение» («best execution”) заявки. Брокер, получив заявку клиента, обязан исполнить ее «наилучшим способом” и в течение определенного времени (от 3 до 5 лет) хранить соответствующую информацию. При этом, сами критерии «best execution» в Директиве по сей день отсутствуют, и вопрос их определения вызывает жаркие дискуссии в профессиональном сообществе.

Ещё одна книга о MiFID. Хотели авторы того или нет, но её немецкое название может быть прочитано иностранным читателем весьма неоднозначно

Документ продолжает дополняться, зачастую — в сторону дальнейшего «закручивания гаек”. Например, в 2013 году в него были внесены изменения, ограничивающие спекуляции пищевыми продуктами и товарами, связанными с энергетикой. Планировалось также ужесточение правил выхода на рынок ЕС игроков из третьих стран, которое могло существенно ухудшить положение даже швейцарских банков (так как Швейцария — не член ЕС), но эта инициатива была заблокирована Великобританией и Францией.
В недавнее время отношение евроскетиков (в первую очередь, Великобритании) к самой идее единой европейской регуляции становится всё более критическим. Европейские страны имеют слишком разную экономическую историю и интересы, и трудно сказать, выдержит ли опыт унификации проверку временем. Но, как бы то ни было, высокие требования MiFID к финансовым организациям ощущаются, в первую очередь, самими этими организациями. Для рядовых же клиентов наличие у брокера лицензии одной из стран ЕС, подчиняющихся Директиве — хороший признак того, что брокер смог выдержать непростую проверку своей надёжности и добросовестности.
Чтобы проверить, что брокер действительно лицензирован в рамках MiFID, нужно зайти на сайт его непосредственного регулятора и посмотреть на нём список лицензированных компаний. Например, чтобы убедиться, что брокер Exante (http://exante.eu) имеет такую лицензию, надо зайти на сайт Управления по финансовым услугам Мальты (Malta Financial Services Authority, MFSA, mfsa.com.mt), перейти в раздел «licence holders” (http://mfsa.com.mt/pages/licenceholders.aspx) и вбить в форму название компании. Мы увидим список лицензий, которыми обладает данная компания. В частности, лицензию на инвестиционные услуги (http://mfsa.com.mt/pages/licenceholder.aspx?id=3637).
3.2 Основные регулирующие органы
Общеевропейский регулятор.

  • Европейское агентство рынка ценных бумаг (European Securities Market Agency, ESMA, esma.europa.eu), создано в 2011 году.

Примеры действующих национальных регуляторов, уполномоченных выдавать общеевропейские лицензии в рамках MiFID.

  • Управление по финансовому контролю Великобритании (Financial Conduct Authority, FCA, fca.org.uk)
  • Управление по финансовому надзору Швеции (Swedish Financial Supervisory Authority, Swedish FSA, fi.se).
  • Управление по финансовым услугам Мальты (Malta Financial Services Authority, MFSA, mfsa.com.mt).
  • Федеральное управление финансового надзора Германии (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht, BaFin, bafin.de).
  • Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам (Cyprus Securities and Exchange Commission, CySEC, cysec.gov.cy).

3.3 Примеры известных брокеров, лицензированных после 2007 года в рамках MiFID
4. Регулирование финансовых рынков в России
4.1 История и национальные особенности регулирования
Специфика российского финансового рынка в значительной степени определена его молодостью и трудным периодом становления.
В советский период финансовый рынок в стране существовал в зачаточном состоянии. Основу его составляли государственные ценные бумаги. Современные биржи и коммерческие акционерные общества в России возникли лишь в ходе рыночных преобразований. Тогда же появились инициативы по введению государственного регулирования финансового рынка. В 1993 году в России по аналогии с американской SEC была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ (КЦБФБ). В 1996 году она была переименована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ). В тот же период были приняты основные законы, регулирующие рынок: Закон об акционерных обществах (1995), Закон о рынке ценных бумаг (1996), Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг (1998), Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг (1999). ФКЦБ не была единственным регулятором рынков. Ряд контрольных и надзорных функций в этот период реализовывались министерствами.
В силу кризиса и фактического замораживания рыночных реформ с 1995 года, российский финансовый рынок сформировался однобоким. На нём долгое время жёстко доминировали государственные ценные бумаги. Бюджетная политика государства, использующая долговые обязательства для покрытия дефицита бюджета, имела фискальные цели. Устанавливая по облигациям высокие доходные ставки, правительство подавляло рынок корпоративных ценных бумаг, устанавливая барьер для притока инвестиционных средств в реальный сектор экономики и стимулируя их отток. 1990-е годы были парадоксальным периодом, когда фактический рынок в стране гротескно воспроизводил континентальную модель, тогда как его регулирование копировало неадекватные для такой ситуации англосаксонские образцы.
В 2000-х годах рыночные преобразования в России были возобновлены. Новые реформы коснулись и регулирования финансовых рынков. Были приняты Законы об инвестиционных фондах, поправки в Закон об Акционерных обществах и в Закон о рынке ценных бумаг, стимулирующие развитие широкого круга финансовых инструментов — рынка корпоративных облигаций, срочного рынка, паевых инвестиционных фондов, венчурных фондов. Были приняты поправки в Налоговый кодекс, освобождающие от налогов инвестиции граждан, был принят Кодекс корпоративного поведения, регулирующий отношения между акционерами и менеджментом акционерных обществ.
В 2004 году было решено объединить все функции по контролю над финансовым рынком в едином ведомстве — Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). ФКЦБ и ряд министерств были упразднены. Все контролирующие функции, которые делили между собой ФКЦБ, Министерство труда и социального развития, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерство финансов, были переданы ФСФР. В 2011 году к ФСФР была присоединена также Федеральная служба страхового надзора (ФССН).

Здание Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР)

2000-е годы ознаменовались ростом капитализации компаний. Однако, России не удалось построить полноценного фондового рынка западного образца. В обороте бирж заметную роль смогли завоевать лишь наиболее крупные корпорации, приближённые к государству — в первую очередь, топливно-энергетический сектор, а также единичные металлургические и машиностроительные предприятия. Также привелегированным остался банковский сектор, использовавший с выгодой инфляционный лаг и высокие доходные ставки по долговым обязательствам государства.
В недавние годы опыт работы единого национального регулятора в России был сочтён неудачным. В 2013 году ФСФР была упразднена, а её функции переданы в ведение Центрального банка России. В структуре Центробанка было организована Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). Но в 2014 году она также была упразднена, а её полномочия разделены между 9 новыми подразделениями Центробанка. Отметим, что в 2013 году сходная реформа произошла в Великобритании, когда единый национальный регулятор FSA был отменён, а его полномочия разделены между другими организациями (в том числе, связанными с Банком Англии).
На данный момент государственным регулятором финансового рынка в России является Центробанк. Кроме того, как и в США, в России есть ряд саморегулирующихся негосударственных организаций (см. следующий подраздел). Но их система не так строго отлажена. В сравнении с американскими SRO (NFA, FInRA), российские не имеют больших полномочий и являются, в первую очередь, просто ассоциациями своих членов. Впрочем, на внутрироссийском рынке это тоже имеет значение. Лишение компании лицензии даже российской SRO влечёт существенные репутационные потери.
4.2 Основные регулирующие органы
Государственные регуляторы.

  • Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР, fcsm.ru), основана в 2004 году, упразднена в 2013 году.
  • Центробанк РФ (ЦБРФ, cbr.ru/sbrfr), получил регулирующие полномочия в 2013 году.

Негосударственные саморегулирующиеся организации.

  • Комиссия по регулированию отношений участников финансовых рынков (КРОУФР, kroufr.ru).
  • Русская ассоциация участников финансовых рынков (РАУФР, raufr.org).
  • Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФоР, naufor.ru).
  • Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФин, crfin.ru).

4.3 Примеры известных брокеров, сертифицированных и России
Лицензии ФСФР.

  • Финам (http://finam.ru).
  • Sberbank СIB (http://www.sberbank.ru/ru/person/investments/broker_service).

Членство только в негосударственных ассоциациях.
5. Регулирование финансовых рынков в других странах

Здание Японского Агентства финансовых услуг (FSA). Агентство было основано в 2000 году, в значительной степени копируя опыт Британского Управления по финансовым услугам (с такой же аббревиатурой FSA)
5.1. Наиболее авторитетные регулирующие органы

  • Швейцарское управление по надзору за финансовыми рынками (Swiss Financial Market Supervisory Authority, FinMa, finma.ch), основано в 2007 году.
  • Японское агентство финансовых услуг (Japan Financial Services Agency, Japan FSA, fsa.go.jp), основано в 2000 году.
  • Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям (Australian Securities and Investment Commission, asic.gov.au), основана в 1998 году.

5.2. Примеры известных брокеров, лицензированных в перечисленных странах

Деятельность на финансовом рынке объективно связана с повышенными рисками. Для их регулирования важна эффективная система макропруденциального регулирования банков и системообразующих небанковских финансовых институтов.

Необходимость этого была признана странами Группы G20 по итогам кризиса 2008–2009 гг. Россия обязана вести регулярный мониторинг зарубежной практики, а также разработать и внедрить собственные меры макропруденциального регулирования в рамках макропруденциальной политики, отвечающие российской специфике.

Что означают термины «макропруденциальная политика» и «макропруденциальное регулирование»? Макропруденциальная политика (macroprudential policy) – комплекс превентивных мер, направленных на минимизацию риска системного финансового кризиса, при котором значительная часть участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет ликвидность без поддержки органа денежно-кредитного регулирования или органа пруденциального надзора. Выработаны следующие международные стандарты ключевых характеристик макропруденциальной политики:

  • • ответственность за устойчивость финансовой системы в целом;
  • • ограничение системных рисков;
  • • применение специфического набора инструментов;
  • • взаимодействие с другими институтами государственной политики.

В рамках макропруденциальной политики применяются макропруденциальные инструменты, или инструменты макропруденциальной политики (macroprudential policy instruments). К пруденциальным нормам и требованиям относятся различные нормы, учитывающие специфику участников финансового рынка:

  • • требования к капиталу;
  • • нормативы ликвидности;
  • • лимитирование рисков;
  • • нормы резервирования на возможные потери по ссудам, по ценным бумагам;
  • • лимиты открытой валютной позиции;
  • • гарантийные фонды;
  • • предварительное депонирование;
  • • лимиты на маржинальные сделки и т.д.

При построении макропруденциального регулирования важен мировой опыт. Он свидетельствует, что унификация и централизация регулирования позволяют решить такие проблемы, как конфликты между различными регулирующими органами, низкая эффективность надзора над финансовыми группами, недостаточная прозрачность регулирования и надзора.

Последний мировой финансовый кризис выявил уязвимость систем регулирования финансовых рынков практически во всех странах. После кризиса во всем мире усиливается регулирующая функция государства и его присутствие на финансовом рынке. Однако здесь необходим разумный баланс между необходимостью защиты отечественных участников рынка и развитием конкуренции и рыночных преимуществ.

В последние десятилетия все более популярной становится интегрированная модель надзора за финансовым сектором: организация регулирования и надзора за всеми участниками финансового сектора, а также инфраструктурой финансового рынка в рамках единого государственного органа. Централизация регулирования востребована многими странами вследствие объективных процессов – усложнения и консолидации финансового сектора, формирования финансовых холдингов, групп и конгломератов, развития сложных финансовых инструментов. Необходимо было оптимизировать расходы по надзору, усилить и консолидировать контроль деятельности групп и конгломератов, снизить угрозу системных рисков, не допускать снижения рыночной конкуренции, полноценно защищать права потребителей финансовых услуг и т.д. Для решения этих задач с середины 1980-х гг. и создавались первые мегарегуляторы (Норвегия, Швеция, Великобритания, Германия и т.д.). Сейчас в мире насчитывается около 60 мегарегуляторов, т.е. системой интегрированного надзора охвачено 30% всех государств.

Мегарегуляторы могут создаваться в разном виде: как единые автономные органы, на базе центрального банка, как мегарегуляторы банковского и страхового, банковского и фондового, фондового и страхового рынков. Например, на базе центрального банка работает около 20 регуляторов. Каждая страна идет по своему пути. В Великобритании с 1997 г. действует единый финансовый регулятор – Управление (Агентство) по финансовому регулированию и надзору; однако ему на смену в 2013 г. пришли три регулятора: Банк Англии, Управление пруденциального регулирования и Управление по финансовому поведению. В Германии, напротив, созданное в 2002 г. Федеральное агентство по финансовому надзору (независимый регулятор финансовых рынков и институтов) сохранило и даже расширило свои полномочия по регулированию финансовых рынков. В США регулированием финансовых рынков и финансовых организаций занимается множество органов: Комиссия по биржам и ценным бумагам (U.S. Securities and Exchange Commission, SEC), Федеральная резервная система (Federal Reserve System, FRS), Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC), Управление контролера денежного обращения (Office of Controller of the Currency, OCC), Управление надзора за сберегательными фондами (Office of Thrift Supervisor, OTS), Национальная администрация кредитных союзов (NCUA), банковские регуляторы уровня отдельных штатов.

В России мегарегулятор в виде лица публичного права создан в 2013 г. на базе Центрального банка РФ. Прежние регуляторы фондового и финансового рынков преобразованы в службы Центрального банка. В составе центрального аппарата Банка России созданы шесть департаментов, два главных управления и служба: департаменты развития финансовых рынков; допуска на финансовые рынки; сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций; страхового рынка; коллективных инвестиций и доверительного управления; рынка ценных бумаг и товарного рынка; Главное управление рынка микрофинансирования; Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках; Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Некредитными финансовыми организациями признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • • управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
  • • специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
  • • акционерных инвестиционных фондов;
  • • клиринговую деятельность;
  • • деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
  • • деятельность организатора торговли;
  • • деятельность центрального депозитария;
  • • деятельность субъектов страхового дела;
  • • негосударственных пенсионных фондов;
  • • микрофинансовых организаций;
  • • кредитных потребительских кооперативов;
  • • жилищных накопительных кооперативов;
  • • бюро кредитных историй;
  • • актуарную деятельность;
  • • рейтинговых агентств;
  • • сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков осуществляются через созданный на постоянной основе орган – Комитет финансового надзора. Комитет принимает решения по вопросам лицензирования, аккредитации, назначения (прекращения деятельности) временной администрации, применения мер принуждения, направленных на запрет или ограничение операций некредитных финансовых организаций. Комитет также рассматривает проекты нормативных актов ЦБ РФ по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, защиты прав потребителей финансовых услуг (кроме банковских), а также регулирования и контроля соблюдения законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Конечная цель создания мегарегулятора – обеспечение устойчивости финансового сектора в целом и отдельных финансовых посредников, улучшение качества надзора, защита интересов вкладчиков, кредиторов и инвесторов. Финансовый сектор будет развиваться в рамках единой стратегии.

Государственное регулирование финансовых рынков дополняется саморегулируемыми организациями – негосударственными некоммерческими организациями, выражающими интересы российского банковского, фондового, страхового сообщества, участников инфраструктуры финансового рынка и других финансовых посредников. СРО эффективно проводят политику выстраивания отношений с властью, участвуют в формировании законодательной и нормативной деятельности по вопросам банковского дела и финансового рынка.

В России действуют несколько саморегулируемых организаций. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) объединяет почти 300 брокеров, дилеров, доверительных управляющих, депозитарии, клиринговые организации и организаторов торгов, управляющие компании. Организованы Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих» (НП НЛУ), Национальная фондовая ассоциация (саморегулируемая некоммерческая организация)» (НФА), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), включающая 70 компаний, Некоммерческое партнерство «Объединение профессиональных управляющих финансового рынка», Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФИН), Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НП «НАПФ»), объединяющая 85 НПФ и управляющих компаний.

На страховом рынке организован Всероссийский союз страховщиков, включающий 143 организации, 14 союзов страховщиков и 8 ассоциированных членов. На рынке микрофинансирования действуют НП МСМФО «Единство» (118 членов), НП МиР (18 членов). При Министерстве финансов аккредитованы пять крупных СРО аудиторов, насчитывавших 4833 члена. При появлении единого регулятора предстоит законодательно урегулировать вопросы разделения полномочий между Банком России и СРО на финансовых рынках.

В середине 2013 г. в стране создан важный регулирующий орган – Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности во главе с министром финансов. Это постоянно действующий совещательный орган, который образован для обеспечения согласованных действий государственных институтов по рассмотрению вопросов сохранения стабильности финансовой системы, выявления системных рисков и разработки предложений о мерах по снижению таких рисков. В его функции входят:

  • • мониторинг ситуации на различных финансовых рынках;
  • • реализация мер регулирования для предотвращения перегрева и пузырей;
  • • мониторинг накопления рисков на балансах всех крупных системообразующих институтов финансового рынка.

Конкретными направлениями развития государственного регулирования в сфере реализации функций контроля и надзора на финансовом рынке являются:

  • • отход от фрагментарной системы контроля над финансовыми институтами;
  • • усиление контроля рисков финансовой системы с целью оперативного выявления и противодействия кризисным ситуациям;
  • • распространение эффективного регулирования на секторы, которые традиционно не были охвачены регулированием;
  • • создание эффективных механизмов координации действий между регуляторами разных стран;
  • • унификация методов и принципов регулирования, контроля и надзора, а также гармонизация нормативной правовой базы во всех сегментах финансовых рынков;
  • • внедрение в практику деятельности лучшей международной практики и положительно зарекомендовавших себя мер, методов и технологий зарубежных регуляторов и надзорных органов.

Развитие системы пруденциального надзора в рамках эффективной многоуровневой системы надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на финансовом рынке. В целях обеспечения прозрачности финансового рынка предусматривается совершенствование требований к раскрытию профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации о своей деятельности, минимальному размеру собственных средств с целью их приближения к международным стандартам достаточности капитала, а также его адекватности финансовым рискам.

При успешной реализации Государственной программы по развитию финансовых рынков будут обеспечены рост объемов торгов финансовыми инструментами на организованном рынке, количество инвесторов, снижение рисков и повышение прозрачности во всех секторах национального финансового рынка. К 2020 г. будут достигнуты:

  • • увеличение объемов торгов биржевого рынка акций в 3,8 раза в сравнении с 2012 г.;
  • • достижение объема публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости 1,8 трлн руб.

Более подробно перспективы рынка представлены в табл. 10.4.

Динамичное и успешное развитие финансовых рынков – одно из обязательных условий эффективного и устойчивого состояния экономики и поэтому относится к важным стратегическим национальным приоритетам.

Таблица 10.4. Долгосрочные приоритеты развития финансового рынка

Индикаторы

Ед изм.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Совокупные активы банковского сектора

трлн руб.

Доля страховых премий в ВВП

% ВВП

1,5

1,8

2,3

2,8

3,3

3,8

4,4

Повышение уровня конкурентоспособности в рейтингах международных финансовых центров Global Financial Centers Index и Xinhua–Dow Jones International Financial Centers Development Index

рейтинг

Годовой объем торгов биржевого рынка акций

трлн руб.

Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке

трлн руб.

0,4

1,2

2,2

1,8

1,5

1,6

1,7

1,8

Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж

%

1,7

2,5

3,6

4,3

5,1

5,6

6,3

Капитализация российских публичных компаний

% ВВП

Стоимость корпоративных облигаций в обращении

трлн руб.

4,82

5,79

6,92

8,23

9,72

11,41

13,33

15,49

Вхождение в 10 крупнейших международных финансовых центров (по рейтингам GFCI и IFCD Index)

рейтинг

Объем страховых премий

млрд руб.

1096,2

1490,3

1877,8

2290,6

3271,7

3847,9

Страховая премия на душу населения

тыс. руб.

6,26

7,64

10,39

13,06

15,93

18,99

22,75

26,77

  • От макропруденциального регулирования следует отличать микропруденциальный подход к регулированию. Он ставит целью обеспечить устойчивость конкретного финансового института, а не финансового сектора в целом.

Инфраструктура финансового рынка включает торговые, платежные, учетные и информационные институты.

Торговая инфраструктура — это площадки, на которых происходят сделки с финансовыми активами по определенным правилам. Обычно в нее входит и расчетная инфраструктура, в которой определяются взаимные обязательства участников торгов, что помогает проводить расчеты по итогам торгов. Расчетная инфраструктура также обслуживает и те сделки, которые заключаются вне организованных торгов.

К торговой инфраструктуре относятся биржи и иные организаторы торговли валютами, ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Платежная инфраструктура представляет собой высокотехнологическую систему быстрого перевода денежных средств между экономическими субъектами. В платежную инфраструктуру входят коммерческие платежные системы, платежная система Банка России, системы передачи финансовых сообщений.

Учетная система является связующим звеном между эмитентом ценных бумаг и их владельцем. В современном мире большинство ценных бумаг дематериализовано, они существуют только в виде записей по счетам, поэтому нужны специализированные организации, которые открывают и ведут эти записи. Эти организации подтверждают права владельца на ценные бумаги и по его распоряжению переводят ценные бумаги новому приобретателю. В их функции также входит содействие владельцу ценных бумаг в реализации прав по ним (голосовании по акциям, получении доходов и выплат по ценным бумагам).

К учетной инфраструктуре относятся следующие организации:

Репозитарии — собирают и хранят данные о заключенных не на организованных торгах (вне биржи) договорах репо и договорах с деривативами.

Регистраторы — ведут реестр владельцев ценных бумаг на основании договора с эмитентом.

Депозитарии — хранят ценные бумаги, выступают посредниками между эмитентами и инвесторами, ведут учет сделок с ценными бумагами и перехода прав на эти бумаги.

Клиринговые организации — посредники между участниками рынка, которые гарантируют исполнение ими взаимных обязательств: они формируют информацию по имеющимся обязательствам и новым сделкам, их зачету при поставках ценных бумаг и расчетам по ним.

Информационная инфраструктура предоставляет различные информационные, аналитические сервисы, необходимые экономическим субъектам для эффективного ведения бизнеса и осуществления инвестиционных вложений на информированной основе.

В информационную инфраструктуру входят:

Рейтинговые агентства — анализируют деятельность тех субъектов экономики, которые заинтересованы в привлечении рыночного долгового финансирования (от компаний реального сектора и банков до целых регионов) и присваивают им рейтинг. Кредитные рейтинги служат инвесторам, заемщикам, эмитентам и государству важным средством для принятия обоснованных инвестиционных и финансовых решений.

Бюро кредитных историй — хранят сведения о займах физических и юридических лиц и исполнении обязательств по ним. На основе этих данных кредиторы анализируют уровень долговой нагрузки заемщика и его дисциплину.

Ценовые центры — оказывают услуги по определению стоимости финансовых инструментов, не торгуемых на бирже, для участников рынка. Это помогает сторонам сделки быть уверенными в том, что она заключена на справедливых условиях.

Администраторы, формирующие финансовые индикаторы — подтверждают условия сделки и цену инструмента для сделок с финансовыми инструментами, в которых есть дополнительные условия, например уровень процентных ставок или валютные курсы.

Научно-технический прогресс сделал возможной интеграцию достижений информационных технологий и финансового рынка.

Финансовая инфраструктура заметно расширяется за счет ИТ-компаний, специализирующихся в области финансов. Так, в настоящее время появляются платформенные решения для привлечения капитала в инвестиционные проекты и высокотехнологические точки доступа к финансовым продуктам и услугам, а также технологиям их сетевой дистрибуции (краудфандинговые платформы, маркетплейсы).

От бесперебойности и устойчивости инфраструктуры зависят все участники финансового рынка, поэтому к инфраструктурным организациям применяется специальное регулирование и надзорные требования, за исполнением которых следит Банк России.

Надежная и эффективная инфраструктура способствует сохранению и укреплению финансовой стабильности, бесперебойности работы всех финансовых институтов, стимулирует развитие экономики в целом.

Под инфраструктурой финансовых рынков понимается совокупность технологий, используемых на рынках для обеспечения процесса движения финансовых инструментов, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах.

Составляющие технологии инфраструктуры финансовых рынков можно классифицировать на три основные группы: информационная, регулирующая и техническая (рис. 11.3).

Информационная инфраструктура финансовых рынков представляет собой систему обмена информацией между его участниками. Особенность финансовых рынков состоит в том, что собственно обмену финансовых инструментов предшествует обмен информацией о них. Обеспечение этого условия требует наличия информационных потоков, передаваемых через специальных посредников, — фондовые биржи, компьютерные рынки, информационно-аналитические агентства, инвестиционных консультантов, которые и составляют в совокупности информационную инфраструктуру финансовых рынков. К информационной инфраструктуре относится и система специального образования участников финансовых рынков, условия функционирования которой задаются органами государственного управления. Наличие на финансовых рынках людей со специальными знаниями, являясь необходимым условием работы рынков, требует создания особого подразделения информационной инфраструктуры, осуществляющего подготовку и аттестацию специалистов для осуществления операций на финансовых рынках.

Регулирующая инфраструктура финансовых рынков – это система нормативно-правового регулирования. По своему значению она является доминирующей в общей структуре финансовых рынков, поскольку выполняет функции допуска, работы и контроля для всех его участников (законодательные, регистрационные, лицензионные, надзорные функции). Она реализуется через деятельность органов регулирования, законодательного обеспечения, контроля соблюдения правил работы на финансовых рынках.

Рис. 11.3. Структурные элементы инфраструктуры финансовых рынков

Техническая инфраструктура финансовых рынков реализуется через систему обеспечения учета, оформления и расчета по сделкам с финансовыми инструментами. Она включает в себя организации, обеспечивающие полный комплекс услуг, связанных с обращением финансовых инструментов, в том числе: обращение финансовых инструментов в процессе совершения операций (биржи и внебиржевые системы торговли), клирингово-расчетную, депозитарную и регистраторскую сеть.

Таким образом, структура финансовых рынков базируется на системе функционирования составляющих ее звеньев, которая развивается независимо от типов финансовых рынков и их национальных особенностей.

Организация инфраструктуры того или иного сегмента рынка зависит от уровня его развития, объема оборотов, характера его участников и видов обращающихся на нем инструментов. Общие задачи инфраструктуры сводятся к следующему: во-первых, управление рисками на рынке, во-вторых, снижение удельной стоимости проведения операций.

Наиболее важной проблемой при создании инфраструктуры финансовых рынков является раскрытие информации и обеспечение информационной прозрачности всех участников рынка. Реализация принципа информационной прозрачности должна осуществляться за счет информирования всех заинтересованных лиц о деятельности профессиональных участников рынка и ее результатах. Это может быть достигнуто за счет:

  • • единой системы показателей для анализа положения на рынке;
  • • четкого разграничения информации на составляющую коммерческую тайну и открытую информацию или обязательную к предоставлению по любому требованию как отдельных граждан, так и органов государственной власти;
  • • обязательного опубликования любых фактов деятельности эмитентов, влияющих на курс ценных бумаг;
  • • поддержки независимых рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг;
  • • поддержки специализированных изданий, публикующих курсовые котировки акций эмитентов, а также характеристики отдельных предприятий и отраслей экономики как объектов инвестиций;
  • • формирования центров раскрытия информации;
  • • повышения ответственности за предоставление недостоверной информации;
  • • раскрытия информации о ценах и объемах операций с ценными бумагами в торговых системах.

Кроме того, регулирующая структура обеспечивает создание единого стандарта информации, подлежащей раскрытию эмитентами, а также системы ее сбора и распространения. При этом обеспечивается координирующая роль государственного органа власти в лице Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) для осуществления взаимодействия информационных агентств, средств массовой информации, консультационных фирм и профессиональных участников финансовых рынков но вопросам продвижения подлежащей раскрытию информации на рынок и обеспечение этой информацией конкретных групп инвесторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *