Рекомендации по тушению лесных пожаров

Рекомендации по тушению лесных пожаров

Введение

Настоящие методические рекомендации разработаны для выработки единых подходов и повышения эффективности организации работы координационных, постоянно действующих органов и органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) в пожароопасные и паводковые сезоны (далее — Методические рекомендации), которые содержат основные положения и рекомендации по работе органов управления РСЧС всех уровней в пожароопасный сезон при возникновении природных пожаров на территории Российской Федерации.

Методические рекомендации разработаны с учетом требований федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России), а также других документов, регламентирующих деятельность органов управления и сил РСЧСв различных режимах функционирования. Кроме того, учтен опыт работы МЧС России и других министерств и ведомств при ликвидации ЧС, возникающих вследствие лесных пожаров на территории Российской Федерации.

2. Характеристики природных пожаров и наводнений, их влияние на пожаробезопасность объектов и населенных пунктов

2.1. Виды природных пожаров, их характеристики и поражающие факторы

2.1.1. Лесные пожары

Лесные пожары разделяют на три основные группы: верховые, низовые и подземные (почвенные). В случае, когда пожары распространяется по нескольким элементам леса (наземный покров, подлесок, кроны и т.д.), они являются сложными.

Верховой пожар характеризуется горением крон древостоев. Подразделяется на беглый и устойчивый.

При беглом верховом пожаре огонь быстро распространяется по кронам деревьев в направлении ветра, а при устойчивом (повальном) — по всему древостою: от подстилки до крон. Возникновение и развитие верховых пожаров происходит в хвойных древостоях из-за перехода низовых пожаров на низко опущенные кроны деревьев, в многоярусных насаждениях с обильным подростом, молодняках, а также в горных лесах. Скорость верховых пожаров: устойчивого — 300-1500 м/ч (5-25 м/мин), беглого — 4500 м/ч и более (75 м/мин и более). Верховым пожарам наиболее подвержены хвойные молодняки, заросли кедрового стланика, в горных лесах — все хвойные насаждения на крутых (более 25°) склонах и на перевалах.

Низовой пожар характеризуется распространением огня по напочвенному покрову. При данном виде пожара горит лесной опад, состоящий из мелких ветвей, коры, хвои, листьев, лесная подстилка, живой напочвенный покров, мелкий подрост и кора в нижней части древесных стволов, валеж. По скорости распространения огня и характеру горения низовые пожары характеризуются как беглые устойчивые.

Беглый низовой пожар развивается чаще всего в весенний период, когда подсыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов напочвенного покрова и прошлогодняя травянистая растительность. Скорость распространения огня — 180-300 м/ч (3-5 м/мин) и находится в прямой зависимости от скорости ветра в приземном слое. Лесная подстилка сгорает на глубину 2-3 см.

Устойчивый низовой пожар характеризуется полным сгоранием напочвенного покрова и лесной подстилки. Устойчивые низовые пожары развиваются преимущественно в середине лета, когда подстилка просыхает по всей толщине залегания. Скорость распространения огня при устойчивом низовом пожаре до 180 м/ч (1-3 м/мин).

По интенсивности горения данные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные. Интенсивность пожара определяется количеством тепла, выделяющимся с единицы длины фронта пожара в единицу времени (кВт/м). Интенсивность пожара в полевых условиях глазомерно определяется по высоте пламени.

Почвенные пожары наблюдаются на участках с торфянистыми почвами. Их можно назвать почвенно-торфянистыми. Кроме того, почвенные пожары возникают на участках со слоем подстилки 20 см и более, образующейся в условиях засушливого климата. Толщина слоя лесной подстилки может достигать 50 см, а мощность слоя торфа в залежах — более 7 м. Важнейшим фактором развития почвенных пожаров является влажность горючих материалов. Почвенные пожары чаще всего представляют собой дальнейшую стадию развития низовых. Горение распространяется по торфянистому горизонту почвы или торфяной залежи под слоем почвы. При таком пожаре сгорают корни, деревья вываливаются и падают, как правило, вершинами к центру пожара. Пожарище в большинстве случаев имеет круглую или овальную форму. Скорость распространения огня незначительна — от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров в сутки.

Пятнистые пожары. При высокоинтенсивных лесных пожарах конвекционными потоками поднимаются горящие частицы различных размеров, часть их успевает сгореть до опускания на землю, но более крупные продолжают гореть и после падения.

Многочисленные новые очаги загораний, возникающие на различном расстоянии от фронта основного пожара, превращаются в новые самостоятельные очаги горения, образуют пятнистые пожары.

Крупные пожары. Крупными считаются лесные пожары, распространившиеся на значительных площадях, для тушения которых, как правило, недостаточно сил и средств самих лесничеств и авиаотделений баз авиационной охраны лесов. В районах работы авиационных сил и средств тушения принято считать крупным пожаром, охватившим площадь более 200 га, в районах работы наземных сил и средств тушения — пожар площадью более 25 га.

Такие пожары в большинстве случаев возникают в засушливые периоды, ветреную погоду и обычно носят смешанный характер, т.е. на отдельных участках распространяются как верховые, а частично носят характер низовых. Рядом специфических особенностей отличаются крупные пожары в горных лесах. Обычно они возникают с конца июня и действуют до выпадения дождей. Весной и осенью они развиваются в травяных типах сосново-березовых и лиственничных лесов, а летом в период длительных засух — во всех остальных типах леса. В широких ложбинах интенсивность горения высокая, а на склонах и вершинах ложбин низовые пожары переходят в верховые.

2.1.2.1. Торфяные пожары

Торфяные пожары представляют собой возгорание торфяного болота, осушенного или естественного.

Торф — продукт неполного разложения растительной массы в условиях избыточной влажности и недостаточной аэрации. Он обладает самой высокой из всех твердых топлив влагоемкостью.

Основными тепловыми характеристиками торфа являются его теплотворная способность, а также коэффициент теплопроводности. Основными горючими материалами у торфов являются углерод (52-56% от общей массы) и водород (5-6% от общей массы), кроме того, в составе торфа имеется от 30 до 40% атомов кислорода, связанного в молекулах химических веществ, из которых состоит торф.

Причинами возникновения торфяных пожаров являются неосторожное обращение с огнем, разряд молнии или самовозгорание, которое может происходить при температуре выше 50 градусов по Цельсию. Летом поверхность почвы в средней полосе может нагреваться до 52-54 градусов. Кроме того, достаточно часто почвенные торфяные пожары являются развитием низового лесного пожара. В слой торфа в этих случаях огонь заглубляется у стволов деревьев.

Торфяные пожары возникают результате длительной засухи, когда верхний слой торфа просыхает до относительной влажности 25-100%. При таком содержании влаги он может загораться и поддерживать горение в нижних, менее сухих слоях. Глубина прогорания торфяной залежи определяется уровнем залегания грунтовых вод.

Горение обычно происходит в режиме «тления», то есть в беспламенной фазе как за счет кислорода, поступающего вместе с воздухом, так и за счет его выделения при термическом разложении сгораемого материала.

Процесс горения в нижней части происходит значительно интенсивней, чем вверху. Это объясняется тем, что свежий холодный воздух, как более тяжелый, поступает в нижнюю часть зоны горения, где реагирует с горящим торфом. Углекислый и угарный газы, а также продукты пиролиза (термическое разложение органических соединений без доступа воздуха) торфа в нагретом виде омывают верхнюю часть зоны горения, препятствуя доступу к ней кислорода. Также распространению горения на верхние слои почвы препятствует повышенная влажность в задернелом корнеобитаемом слое почвы, хорошо удерживающем влагу от выпадения осадков и капиллярного подъема грунтовых вод.

Заглубляясь в нижние слои торфа до минерального грунта или уровня грунтовых вод, горение может распространяться на десятки и сотни метров от входного отверстия, лишь местами выходя на поверхность. При заглублении очага горения происходит аккумуляция выделяющегося в слое торфа тепла и его распространение в направлении участков с повышенной влажностью, воспламеняющихся после испарения содержащейся в них влаги.

Различают одно очаговые и много очаговые торфяные пожары. Если пожар возник от загорания напочвенного покрова, то возможно заглубление огня в органический слой почвы сразу в нескольких местах. Когда пожар возник от костра, то это, как правило, одно чаговый пожар.

2.1.3. Степные пожары

Степной пожар — стихийное, неконтролируемое распространение огня по растительному покрову степей. По механизму распространения огня схож с низовым лесным пожаром, но скорость распространения степного пожара выше, что обусловлено рядом факторов, а именно большей горючестью сухих степных трав и большей скоростью приземного ветра в степи. Наносит урон естественной среде (растительному покрову и животному миру), может представлять опасность для людей и объектов экономики.

Степные пожары способствуют ветровой эрозии степных почв, а также деградации травяного покрова. Выгоревшие участки быстро зарастают сорными растениями: полынью, ковылем, бурьяном. Основой причиной степных пожаров являются антропогенные факторы, в том числе пал травы. Молнии другие естественные факторы сравнительно редко являются причиной степных пожаров.

Характеризуются возникновением одного или нескольких очагов, которые достаточно быстро распространяются на значительные территории. Такие природные катастрофы обладают высокой скоростью распространения, достигающей в определенные моменты 30 км/ч. Этот фактор обусловлен большим количеством сухой растительности, созревших злаков и прочих легковоспламеняющихся материалов. Как правило, степные пожары представляют огромную опасность не только для людей, но и для сельскохозяйственных животных. Огонь, который подступает со всех сторон, оказывает достаточно сильное психологическое давление. Тем самым может спровоцировать массовую панику, которая зачастую приводит к многочисленным жертвам.

Степные пожары характерны для весны, когда прошлогодняя трава высыхает после схода снега, а также конца лета и осени. В период интенсивной вегетации степные пожары практически не возникают.

В России степные пожары характерны для южных степных районов Поволжья, Урала, Сибири.

2.1.4. Поражающие факторы лесных пожаров

Основными поражающими факторами лесных пожаров являются: высокая температура, вызывающая возгорание всего, что окажется в районе пожара; задымление больших районов, оказывающее раздражающее воздействие на людей и животных, а в некоторых случаях и отравление их окисью углерода; ограничение видимости; устрашающее психологическое воздействие на людей.

Пожары в лесах и торфяниках характеризуются быстрым развитием, высокой скоростью распространения огневого фронта и созданием обширных зон загазованности и задымления с опасными для жизни людей концентрациями продуктов горения. При массовых пожарах на торфяниках и в лесах, на людей, находящихся на открытом воздухе и в сооружениях, будут действовать следующие поражающие факторы, опасные факторы пожара (далее — ОФП):

непосредственное воздействие огня;

высокая температура газовой среды;

теплоизлучение от пламени;

задымление и загазованность в районе пожара.

Опасность торфяных пожаров усугубляет то, что при них горит не только слой торфа, но и корни деревьев. Пожар распространяется со скоростью до нескольких метров в сутки. При выгорании почвы под деревьями последние беспорядочно падают. Глубина горения торфа ограничивается лишь уровнем грунтовых водили подстилающим минеральным грунтом. Торфяной пожар не боится осадков за счёт гидрофобности битумированных частиц торфа. При этом влага уходит в грунтовые воды мимо частиц торфа, а торф продолжает гореть вплоть до полного выгорания месторождения.

В результате действия поражающих факторов происходит уничтожение и повреждение лесных массивов, создается угроза жизни людям, уничтожаются промышленные объекты и населенные пункты. Лесной пожар вызывает также уменьшение прироста древесины, ухудшает состав лесов, почвенные условия, усиливает ветровалы и буреломы, увеличивает количество сухостоя, ведет к массовому распространению вредных насекомых.

Высота факела пламени определяется видом и силой пожара, скоростью ветра, шириной кромки и имеет следующие средние значения: для низового пожара — 0,05-3 м, для верховых пожаров — 3-15 м (над уровнем древостоя). Глубина прогорания торфа зависит от мощности слоя торфа, его влажности и может составлять 0,25-3 м.

Параметры загазованности среды в пределах кромки пожара характеризуется следующими средними величинами: объемная концентрация оксида углерода — 1,2%, диоксида углерода — 4,5%, кислорода — 12,5%.

Пожары в степях характеризуются очень быстрым развитием, на скорость распространения пожара особенно влияет скорость ветра. При высоком и густом травяном покрове, сильном ветре и засушливой погоде скорость распространения пламени по высоким хлебам и травам достигает 500-600 м/мин. При редкой и низкой растительности и при отсутствии ветра пожары распространяются со скоростью 10-15 м/мин.

Пожары в степи, а также на хлебных массивах, как правило, обнаруживаются поздно, в результате он охватывает большие площади в несколько тысяч гектар. В процессе распространения пожара часто образуется так называемый «огненный шторм», который перебрасывает огонь на большие расстояния, преодолевая при этом искусственные и естественные преграды шириной до 12-15 м.

2.1.5. Воздействие природных пожаров на объекты и населенные пункты

Основным последствием воздействия природных пожаров на населенные пункты и объекты народного хозяйства является угроза их уничтожения. В связи с этим прогнозируемыми параметрами воздействия являются: время достижения фронтом пожара границ объекта, возможность переброса огня, и воспламенения или утери свойств объекта за счет воздействия ОФП.

Исходными данными для оценки последствий природных пожаров являются: вид и форма пожара; вид горючих материалов (характер насаждения); скорость и направление ветра; скорость распространения фронта пожара; параметры .поражающих факторов.

Переход ландшафтного пожара на объекты происходит несколькими способами:

за счет воздействия теплоизлучения от факела или самого факела пламени на горючие материалы объекта;

путем распространения фронта горения на напочвенный покров (траву, строительный мусор и др.);

за счет заброса на территорию объекта искр и горящих головней.

Одним из вероятных способов воздействия лесного пожара на объекты является перенос горящих частиц на горючие материалы объекта. Для оценки возможности загорания объекта необходимо определение дальности переноса частиц R . При R > L , где L — расстояние от объекта до фронта лесного пожара, возможен переход пожара на объект.

Дальность переноса горящих частиц R зависит от вида и силы пожара (высот конвективной колонки), скорости ветра, размера и длительности горения переносимых частиц. В табл. 1.2 даны примерные расстояния переноса горящих частиц при различных значениях скорости ветра для верховых и сильного низового пожаров, при которых происходит формирование конвективных колонок. Таким образом, если объект находится от кромки пожароопасного массива на расстоянии 350-400 м, то необходимо провести оценку возможной пожарной обстановки и соответствующие противопожарные мероприятия.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 23.06.2014 № 276.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров является мерой пожарной безопасности в лесах, в том числе расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения или в границах лесничеств и лесопарков, указанных в ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ и организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

1) наблюдение за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;

2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;

3) организацию патрулирования лесов;

4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием наземных средств (наземное патрулирование, наблюдение с пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) осуществляются в населенных пунктах, где расположены городские леса; территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями, а также на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры.

Наземное патрулирование лесов осуществляется:

1) при I классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды — в местах проведения огнеопасных работ и в местах массового отдыха граждан, пребывающих в лесах;

2) при II классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды — не менее одного раза в период с 11 до 17 часов на лесных участках, отнесенных к I и II классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;

3) при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды — не менее двух раз в период с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;

4) при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды — не менее трех раз в период с 8 до 20 часов по каждому маршруту патрулирования на всей территории использования наземных средств наблюдения;

5) при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды — в течение светлого времени суток на всей территории использования наземных средств наблюдения, при этом на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов, — круглосуточно.

Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам наземного патрулирования лесов, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка.

Прием сообщений о лесных пожарах осуществляется посредством средств связи (телефонной, мобильной, электронной и иных). Прием сообщений от граждан посредством телефонной связи осуществляется через единый телефонный номер, функционирование которого обеспечивает Федеральное агентство лесного хозяйства.

Специализированная диспетчерская служба обеспечивает круглосуточный прием и учет сообщений о лесных пожарах в течение пожароопасного сезона, а также незамедлительную передачу в территориальные органы МЧС России и МВД России.

В случае поступления сообщений о лесных пожарах посредством телефонной связи специализированной диспетчерской службой обеспечивается их регистрация, автоматическая запись, учет и хранение всех переговоров.

Оповещение населения о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Обновление информации производится ежедневно в течение пожароопасного сезона.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО
от 4 февраля 2013 г. N 14-7-513

Направляем в Ваш адрес Рекомендации по учету сил и средств, привлекаемых для тушения лесных пожаров и обеспечения пожарной безопасности (прилагаются).

Прошу организовать изучение и использование при планировании действий и в ходе выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами.

Директор Департамента
гражданской защиты
генерал-майор
С.Л.ДИДЕНКО

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕТУ СИЛ И СРЕДСТВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ
ПОЖАРОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Настоящие рекомендации разработаны Департаментом гражданской защиты МЧС России в целях выработки единых подходов по учету сил и средств, привлекаемых к тушению лесных пожаров.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основными задачами по предупреждению и тушению лесных пожаров являются:

недопущение возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

предотвращение распространения лесных пожаров на населенные пункты и объекты экономики, а также недопущение возникновения лесных пожаров из-за пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики.

Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров и порядок введения чрезвычайной ситуации в лесах определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376 «Об утверждении правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций».

Организация охраны лесов от пожаров включает выполнение следующих основных функций:

1. Обеспечение пожарной безопасности:

а) предупреждение и ограничение распространения лесных пожаров:

разъяснительная и воспитательная работа, в том числе через средства массовой информации;

регулирование посещаемости лесов;

благоустройство мест отдыха и стоянок транспорта;

контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, в том числе силами государственного пожарного надзора в населенных пунктах и объектах экономики расположенных в лесных массивах или вблизи них;

б) снижение пожарной опасности:

регулирование состава древостоев;

очистка мест рубок;

ликвидация внелесосечной захламленности;

санитарные рубки;

в) предупреждение (ограничение) распространения огня:

создание противопожарных разрывов (барьеров);

создание минерализованных полос;

создание противопожарных опушек;

г) подготовка сил и средств для предупреждения и тушения лесных пожаров, в том числе контроль готовности сил и средств к предупреждению и тушению пожаров с выездом оперативных групп в районы возможного возникновения лесных пожаров;

д) обнаружение лесных пожаров:

дежурство на пожарно-наблюдательных вышках, пунктах;

наземное патрулирование, авиационное патрулирование;

оценка лесопожарной обстановки и прогноз ее развития;

прием и обработка информации о пожарной обстановке (пожарах) и доведение до заинтересованных органов управления, должностных лиц, сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;

е) подготовка к работам по тушению:

дежурство пожарных команд;

перераспределение и маневрирование силами и средствами пожаротушения, доставка их к местам лесных пожаров.

2. Непосредственное тушение лесных пожаров — разведка пожара, остановка распространения огня, локализация, дотушивание и окарауливание.

К работам по тушению лесных пожаров относятся (письмо Федерального агентства лесного хозяйства (далее — Рослесхоз) от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 «Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений»):

разведка (наземная и авиационная) очага лесного пожара;

организационно-технические мероприятия;

локализация очага пожара;

окарауливание локализованного пожара и ликвидация пожара.

Работы по разведке (обследованию) очагов лесного пожара осуществляются наземным и авиационным способами, а также путем космического мониторинга лесных пожаров.

Наземный способ разведки очагов возгорания включает в себя комплекс работ (объезд, обход) с момента сообщения о лесном пожаре или его обнаружения с применением наземных сил и средств.

Авиационный способ — комплекс работ (облет) по обследованию очага возгорания, осуществляемых с воздушных судов.

К организационно-техническим мероприятиям, связанным с тушением лесных пожаров, относятся:

доставка людей и средств к месту тушения пожара и обратно (пешим путем, автомобильным, водным, воздушным транспортом);

обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения лесного пожара;

организация питания, первой медицинской помощи и отдыха лиц, работающих на тушении лесного пожара;

проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности во время тушения пожара;

текущий ремонт основных средств, поврежденных при работах, связанных с тушением лесных пожаров;

подготовка огнетушащих растворов, заправка ими воздушных судов и пожарных средств;

обеспечение забора воды авиационной техникой для пожаротушения с акваторий открытых водоемов;

составление плана тушения пожара (мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесного пожара). План составляется по данным обследования и прогноза распространения и развития пожара руководителем тушения лесного пожара.

Основными стадиями локализации лесного пожара являются:

остановка распространения кромки пожара — это комплекс работ, непосредственно воздействующих на кромку пожара с целью недопущения ее дальнейшего распространения;

непосредственно локализация пожара — это комплекс мер (применение технических способов и тактических приемов) по созданию (прокладке) заградительных минерализованных полос, канав или иных мер, способных преградить пути дальнейшего распространения горения;

дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища — это комплекс мер направленных на ликвидацию очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.

К окарауливанию пожара относятся работы, состоящие в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади с целью предотвращения возобновления пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании. В случаях обнаружения скрытых очагов горения принимаются меры по их дотушиванию. После окончания окарауливания пожар считается ликвидированным.

К тушению лесных пожаров допускаются мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, не имеющие физических недостатков, предварительно прошедшие медицинский осмотр по месту своей работы и по состоянию здоровья признанные годными к выполнению этой работы.

К выполнению вспомогательных работ при борьбе с лесными пожарами (бытовое обслуживание, приготовление пищи, несение дежурств и т.д.) могут привлекаться женщины в возрасте от 18 до 55 лет (кроме беременных и кормящих), по состоянию здоровья пригодные для выполнения этих работ (работы на кромке пожара исключаются).

II. ГРУППИРОВКА СИЛ И СРЕДСТВ

Общая группировка сил и средств, привлекаемая к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров, состоит из сил и средств, привлекаемых к обеспечению пожарной безопасности и участвующих в тушении лесных пожаров. Силы и средства, участвующие в тушении лесных пожаров подразделяются на силы и средства, участвующие непосредственно в тушении пожара и силы и средства, обеспечивающие тушение пожара.

2.1. К силам и средствам, привлекаемым для обеспечения пожарной безопасности относятся:

а) силы и средства федеральных органов исполнительной власти:

подразделения МЧС России (подразделения Федеральной противопожарной службы, обеспечивающие прикрытие населенных пунктов, авиация МЧС России, привлекаемая к проведению авиационного патрулирования, ОГ региональных центров, ОГ главных управлений МЧС России по субъектам РФ, подразделения надзорных органов, ОДС НЦУКС, ОДС ЦУКС территориальных органов, отделы по работе со СМИ, Центры мониторинга и прогнозирования ЧС РЦ, территориальные Центры мониторинга и прогнозирования ЧС);

подразделения лесопожарных формирований, находящиеся в ведении Рослесхоза, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории, в том числе строительство противопожарных дорог, прокладку просек, противопожарных разрывов и минерализованных полос, подготовку маршрутов наземного патрулирования, подготовку пожарно-наблюдательных вышек, мачт и наблюдательных пунктов, осуществление мониторинга пожарной безопасности в лесах, организацию авиационного обнаружения лесных пожаров, контроль и патрулирование лесов, контроль за противопожарным состоянием лесов;

подразделения Министерства обороны Российской Федерации: пожарные команды, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории (в том числе из состава инженерных подразделений); авиация для ведения воздушной разведки (на пожароопасный период назначаются приказом Командующего ВВС ПВО на основании Директивы МО);

подразделения МВД РФ (дежурные службы: экипажи, диспетчерские службы ППС и ГИБДД, привлекаемые к проведению ограничительных мероприятий по недопущению населения в леса, авиация для ведения воздушной разведки);

подразделения пограничной службы ФСБ России, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории (авиация для ведения воздушной разведки);

силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ), в том числе организации осуществляющие строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов и осуществляющие обеспечение пожарной безопасности на подведомственной территории (Минэнерго России, Минтранса России, Минкомсвязи России, ОАО РЖД, подразделения организаций осуществляющих транспортировку углеводородов трубопроводным транспортом);

подразделения Росатома (специальные пожарные части, обеспечивающие пожарную безопасность на территории объектов Росатома) на территории федерального органа;

оперативные группы, личный состав и техника территориальных подразделений ФОИВ и организаций, входящих в состав функциональных подсистем РСЧС и выполняющих задачи по обеспечению пожарной безопасности.

б) силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:

координационные органы и органы повседневного управления;

силы и средства гарнизонов пожарной охраны (кроме Федеральной противопожарной службы МЧС России), обеспечивающие прикрытие населенных пунктов;

личный состав и техника органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, производящих работу по подготовке к пожароопасному периоду;

авиация ОМСУ в соответствии с заключенными договорами для проведения разведки и мониторинга;

добровольная пожарная охрана;

силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ);

другие подразделения территориальной подсистемы РСЧС, выполняющие задачи по обеспечению пожарной безопасности (на основании решений соответствующих Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности).

2.2. К силам и средствам, предназначенным для тушения лесных пожаров («Рекомендации по заполнению сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации» (письмо Рослесхоза от 11 января 2013 г. N АЖ-09-54/116)) относятся:

а) силы и средства лесопожарных формирований, имеющих лицензию на тушение лесных пожаров.

При этом в состав пожарной техники и оборудования, а также в состав сил пожаротушения включаются только силы и средства, которые планируется непосредственно задействовать в работах по тушению пожаров. В силы пожаротушения лесопожарных формирований включаются:

руководители тушения лесных пожаров;

летчики-наблюдатели;

парашютисты-пожарные;

десантники-пожарные;

инструктора авиапожарных служб;

постоянные работники специализированных организаций (подразделений специализированных организаций) наземной охраны лесов от пожаров;

временные работники специализированных организаций (подразделений специализированных организаций) наземной охраны лесов от пожаров.

б) силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) и имеющих лицензию на тушение лесных пожаров.

в) силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) и не имеющих лицензию на тушение лесных пожаров. При этом учитывается только техника и оборудование, которое может быть использовано для проведения работ по тушению лесных пожаров.

К лицам, осуществляющим использование лесов (п. п. 2.2 и 2.3) относятся, в том числе, и организации осуществляющие строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов и осуществляющие обеспечение пожарной безопасности на подведомственной территории (Минэнерго России, Минтранса России, Минкомсвязи России, ОАО РЖД, подразделения организаций осуществляющих транспортировку углеводородов трубопроводным транспортом).

г) силы и средства гарнизонов пожарной охраны (подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований (федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 69-ФЗ, Приказ МЧС России от 5 мая 2008 г. N 240)), спасательных воинских формирований и авиации МЧС России, привлекаемые к тушению лесных пожаров в установленном порядке.

При этом в сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации включаются только те силы и средства, гарнизонов пожарной охраны, которые определены соответствующими соглашениями (п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 344 «Об утверждении правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров»).

Привлечение сил и средств гарнизонов пожарной охраны для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 344 «Об утверждении правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров».

К силам гарнизона пожарной охраны, воинских спасательных формирований и авиации МЧС России относится личный состав, который планируется непосредственно задействовать в работах по тушению лесных пожаров:

осуществляющий работы по обследованию очага лесного пожара (сотрудники, осуществляющие обследование наземным способом, водным транспортом, летчики-наблюдатели, члены летных экипажей (при использовании авиации, принадлежащей исполнителю работ), личный состав оперативных групп всех уровней, задействованных в контроле за выполнением работ по тушению пожаров);

обеспечивающий доставку: рабочих к месту лесного пожара и обратно; средств пожаротушения; горюче-смазочных материалов; воды; продуктов питания; таборного имущества и других грузов, используемых при тушении лесного пожара (водители, водители-механики, члены экипажей водного транспорта, члены летных экипажей (при использовании авиации, принадлежащей исполнителю работ));

выполняющий организационно-технические мероприятия;

выполняющий работы по локализации очага лесного пожара, окарауливанию локализованного лесного пожара и его ликвидации (осуществляющий работы по непосредственному воздействию на кромку пожара, сотрудники парашютной и десантно-пожарной службы, летчиков-наблюдателей, членов летных экипажей (при использовании авиации, принадлежащей исполнителю работ), сотрудники, задействованные на создании (прокладке) заградительных минерализованных полос, канав или иных мер, способных преградить пути дальнейшего распространения горения).

д) силы и средства организаций, органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти, не осуществляющих использование лесов и привлекаемые в установленном порядке к тушению лесных пожаров, за исключением лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, в том числе:

силы и средства федеральных органов исполнительной власти:

подразделения МВД РФ, привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (дежурные службы: экипажи ППС и ГИБДД, привлекаемые для сопровождения колонн пожарной техники и колонн с имуществом в район действующих природных пожаров, для работы по недопущению населения к очагам пожаров, авиация для ведения воздушной разведки и тушения лесных пожаров), части внутренних войск, привлекаемые к ликвидации ЧС на территории ЗАТО (на основании директивы командующего внутренними войсками);

подразделения пограничной службы ФСБ России, привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (авиация для ведения воздушной разведки и тушения лесных пожаров);

подразделения Минобороны России на территории субъектов РФ (на пожароопасный период назначаются приказом Командующего военным округом на основании Директивы МО). В их состав включаются пожарные команды (в том числе из состава инженерных подразделений). Авиация на пожароопасный период назначаются приказом Командующего ВВС ПВО на основании Директивы МО;

подразделения ОАО РЖД привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (пожарные поезда трех категорий);

подразделения Минздрава, осуществляющие медицинское обеспечение в районе действующих природных пожаров (медицинское обеспечение работ по тушению действующих лесных пожаров);

подразделения Росатома (специальные пожарные части проводящие тушение природных пожаров в пределах границ объекта);

другие подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций, входящих в состав функциональных подсистем РСЧС, выполняющие задачи по реагированию на чрезвычайные ситуации в пожароопасном периоде;

силы и средства территориальных подсистем РСЧС:

автотранспортные предприятия;

медицинские учреждения (бригады скорой медицинской помощи);

авиация ТП РСЧС в соответствии с заключенными договорами для тушения лесных пожаров;

сторонние организации (силы и средства организаций, заключивших договора на тушение лесных пожаров);

авиация сторонних организаций, привлекаемых по договорам на тушение лесных пожаров;

другие подразделения территориальной подсистемы РСЧС, выполняющие задачи по тушению лесных пожаров (на основании решения КЧС и ОПБ субъекта РФ).

Привлечение сил и средств организаций, не осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) производится на основании соответствующих договоров и соглашений, заключенных в установленном порядке.

Для организаций, имеющих лицензию на тушение лесных пожаров, указывается номер и дата получения лицензии.

В отдельных случаях допускается привлечение сил и средств, не указанных в договорах и соглашениях, на основании решений комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня.

2.3. К силам и средствам, обеспечивающим тушение пожаров относятся:

силы и средства, выполняющие организационно-технические и другие вспомогательные работы (п. 2 общих положений);

комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

дежурно-диспетчерские службы (ДДС) органов исполнительной власти субъекта РФ (дежурные смены);

региональные пункты диспетчерского управления (РПДУ) при органе исполнительной власти субъекта РФ;

пункты диспетчерского управления (ПДУ) организаций и учреждений;

единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований субъекта РФ;

дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций (объектов);

силы и средства принимающие участие в ограничении посещения лесов гражданами и въезда автотранспорта, установке шлагбаумов на лесных дорогах, щитов-аншлагов, предупреждающих о чрезвычайной опасности в лесах, в выставлении контрольных постов из работников лесной охраны и полиции.

III. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ

Техника и оборудование, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров, состоит из техники и оборудования, задействованных в обеспечении пожарной безопасности и задействованных в тушении лесных пожаров. Техника и оборудование, задействованные в тушении лесных пожаров, подразделяются на технику и оборудование, участвующие непосредственно в тушении пожаров, и технику и оборудование, задействованные для обеспечения тушения пожаров.

1. К технике и оборудованию, привлекаемым для обеспечения пожарной безопасности, относятся:

беспилотные летательные аппараты,

воздушные суда,

бульдозеры,

скреперы,

грейдеры,

автомобили,

катера,

лодки моторные,

бензопилы,

а также другие виды специальной и инженерной техники и оборудования, применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 2.1.

2. К технике и оборудованию, предназначенным для тушения лесных пожаров, относятся:

беспилотные летательные аппараты,

воздушные суда,

водосливные устройства,

пожарные поезда,

пожарные машины,

поливомоечные машины,

тралы,

экскаваторы,

автоцистерны,

емкости для доставки воды,

воздуходувки,

мотопомпы,

огнетушители,

плуги,

зажигательные аппараты,

ранцевые огнетушители,

а также другие виды специальной, инженерной и приспособленной для целей пожаротушения техники и оборудования применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 2.2.

3. К технике и оборудованию, обеспечивающим тушение пожаров, относятся:

вездеходы,

автомобили,

малые лесопатрульные комплексы,

автобусы,

тракторы,

а также другие виды специальной и инженерной техники и оборудования, применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 2.3.

Права, обязанности, полномочия руководителя тушения лесного (природного) пожара
Права и обязанности работников лесопожарного подразделения (формирования), руководителя лесопожарного подразделения (формирования), привлеченных к тушению лиц, руководства лесничества (лесопарка)
Права, полномочия, ответственность граждан и должностных лиц, находящихся в пределах границ территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного (природного) пожара
Система организации руководства тушением лесных пожаров на территории лесничества (лесопарка)
Порядок внутриведомственного и межведомственного взаимодействия при организации тушения лесных (природных) пожаров
Виды противопожарных режимов, порядок их установления
Трудовое законодательство Российской Федерации, требования нормативных правовых актов в области обеспечения охраны труда работников; обязанности и ответственность работодателя
Положения административного, уголовного законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, охраны лесов от пожаров, охраны труда
Характеристики лесных (природных) пожаров, факторы, определяющие их поведение и распространение, необходимые для составления прогноза поведения и плана мероприятий по его тушению
Понятия об основных лесотаксационных характеристиках лесных насаждений, видах и классификациях пожарной опасности в лесах, основных типах лесорастительных условий, зависимости распространения пожаров от формы насаждений, их возрастной структуры и типов леса
Тактические приемы тушения лесного (природного) пожара с учетом лесорастительных, метеорологических, орографических условий, текущей стратегии тушения пожаров в лесничестве
Особенности тактики применения средств тушения, выбора способов тушения с учетом лесорастительных, метеорологических, орографических условий
Методы расчета сил и средств пожаротушения, необходимых для тушения лесного (природного) пожара
Характеристики ручных, механизированных средств тушения, связи, специального оборудования, пожарных машин, тракторной, землеройной техники, почвообрабатывающих орудий, огнетушащих растворов, порядок и правила их применения и эксплуатации
Характеристики специального снаряжения, спецодежды и средств индивидуальной защиты, порядок и правила их применения
Понятия гигиены труда и производственной санитарии, профилактики производственного травматизма
Требования охраны труда и безопасности при осуществлении работ по тушению лесных (природных) пожаров
Требования охраны труда и безопасности при работе с ручными инструментами, с мотопомпами, бензопилами, воздуходувками, с огнетушащими химическими веществами (растворами), зажигательными аппаратами и специальными средствами, с тяжелой техникой и пожарными машинами, авиационной техникой
Требования охраны труда и безопасности при переходах и пребывании в лесу, передвижениях наземным, водным и авиационным транспортом, на отдыхе в полевых условиях, при организации полевого лагеря, стоянок автомобильной и тракторной техники
Требования охраны труда и безопасности при осуществлении валочных работ, раскряжевке деревьев, расчистке захламленных участков в лесу, строительстве временных посадочных площадок для вертолетов
Порядок организации полевого лагеря, стоянок автомобильной и тракторной техники, правила пребывания в лагере и на местах стоянок, назначения ответственных лиц по лагерю и стоянкам, в том числе в районах с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой
Требования, предъявляемые к лицам, привлеченным к тушению лесных (природных) пожаров
Требования законодательства Российской Федерации по проведению инструктажей работников лесопожарных подразделений (формирований) и лиц, привлеченных к тушению лесных (природных) пожаров
Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение охраны лесов и тушение лесных пожаров, привлечение граждан к работам по тушению, охрану труда
Особенности психологического состояния работников лесопожарного подразделения (формирования) и его динамики при длительном пребывании в полевых условиях, в условиях длительных физических нагрузок, под воздействием стресса и неблагоприятных внешних факторов
Требования охраны труда и безопасности при перевозке воздушными судами, погрузке и выгрузке грузов, посадке и высадке людей с воздушных судов
Требования безопасности при работе со средствами связи, правила и порядок их эксплуатации
Порядок оформления документации при несчастных случаях, порядок проведения расследования, порядок устранения причин и последствий несчастных случаев
Ответственность руководителя лесопожарного подразделения (формирования) при проведении работ по тушению лесных (природных) пожаров
Ответственность руководителя тушения лесного (природного) пожара
Ответственность инструкторского состава за безопасное ведение работ
Ведомственная производственная документация (формы, типы бланков, справок, отчетов), правила и порядок ее ведения, учета

Адамовский районный суд (Оренбургская область) — Гражданское Суть спора: Прочие исковые дела

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации
04 апреля 2016 года пос. Адамовка
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бобылевой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Назымок О.В.,
с участием:
помощника прокурора Адамовского района Сукмановой Е.В.,
представителя ГКУ «Адамовское лесничество» Сенюкова Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора, заявленного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Адамовское лесничество» о признании незаконным бездействия по невыполнению мер пожарной безопасности в лесах Адамовского района и обязании принять меры по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на подведомственной территории лесного фонда,
У С Т А Н О В И Л:

Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц, предъявил исковые требования к Государственному казенному учреждению «Адамовское лесничество» о признании незаконным бездействия по невыполнению мер пожарной безопасности в лесах Адамовского района в части отсутствия организации и осуществления осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах и невыполнении требований законодательства по ведению карточек учета лесных пожаров и их предоставлению в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти, осуществляющую сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров, и обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на подведомственной территории лесного фонда в соответствии с приказом МПР РФ от 23 июня 2014 года № 276 в части выполнения требований по организации и осуществлению осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах и организации заполнения карточек учета лесных пожаров лицами, выполняющими работы по мониторингу лесных пожаров ГКУ » Адамовское лесничество» и направлению карточек учета лесных пожаров в специализированную диспетчерскую службу — ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области».
В обоснование иска указал, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения ГКУ » Адамовское лесничество» законодательства о пожарной безопасности в лесах Адамовского района, в ходе которой установлено, что ГКУ «Адамовское лесничество» ненадлежащим образом осуществляет мониторинг пожарной безопасности в лесах Адамовского района. В нарушение положений Лесного кодекса РФ, Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом МПР РФ от 23 июня 2014 года № 276, Устава ГКУ » Адамовское лесничество» м Лесохозяйственного регламента, ответчиком не организован и не осуществляется осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах; не ведутся и не предоставляются в специализированную диспетчерскую службу карточки учета лесных пожаров. Невыполнение ответчиком требований лесного законодательства по исполнению мер пожарной безопасности в лесах Адамовского района нарушает интересы государства, являющегося собственником лесов, и ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как несвоевременное выявление лесного пожара создает реальную угрозу причинения ущерба государству вследствие потери леса, являющегося федеральной собственностью, а также причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан, находящихся в лесном массиве.
В связи с установлением факта нарушений ответчиком законодательства РФ, истец просит исковые требования удовлетворить.
Определением Адамовского районного суда от 18 марта 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГУП Оренбургской области «Адамовский лесхоз» и ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области».
В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Сукманова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям и обстоятельствам.
Представитель ответчика Сенюков Л.Ф., чьи полномочия подтверждаются приказом Департамента по управлению лесами Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении его на должность руководителя ГУ «Адамовское лесничество», исковые требования признал частично, пояснил, что мониторинг пожарной опасности в лесах ГКУ «Адамовское лесничество» ведет Пожарно- химическая станция 1 типа государственного бюджетного учреждения»Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области». Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в Оренбургской области в настоящее время осуществляется путем проведения постоянного межведомственного патрулирования, с включением в группы патрулирования органов государственной власти всех уровней (МЧС, МВД, Гостехнадзор, администрации районов) с привлечением общественности, в том числе школьных лесничеств. Контроль за ним осуществляется в режиме реального времени с использованием системы спутникового мониторинга ГЛОНАСС. Ежедневно вся информация о патрулировании консолидируется в региональной диспетчерской службе лесного хозяйства. Помимо этого мониторинг пожарной опасности в лесах проводится с помощью информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз). В соответствии с разработанными и утвержденными планами тушения лесных пожаров утверждены маршруты патрулирования и кратность в зависимости от условий погоды. Определены преобладающие высоты, с которых в том числе проводится мониторинг пожарной опасности. Что касается заполнения карточек учета лесных пожаров, то никаким нормативным правовым актом не определена форма данной карточки. Учитывая данный факт, а также отсутствие технической возможности составления карточки при обнаружении пожара и оперативной её передачи в специализированную диспетчерскую службу, разработан следующий алгоритм при обнаружении лесных пожаров. На территории области создана при ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» и функционирует в круглосуточном режиме региональная диспетчерская служба лесного хозяйства. Организована работа прямой линии лесной охраны, переадресация всех входящих звонков и звуковая запись всех разговоров. При поступлении сообщения о пожаре, диспетчер заносит все данные (определенные приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 июня 2014 г. N2 276 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров») в журнал учёта лесных пожаров. В дальнейшем, указанная информация оперативно вносится в информационную систему ФБУ «Авиалесоохрана», в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 июля 2014 г. № 331″Об утверждении состава и формы предоставления сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах»). При возвращении в контору лесничества составляется протокол о лесном пожаре и вся информация вносится в Автоматизированную информационную систему «Государственный лесной реестр». Таким образом, полагает, что ГКУ » Адамовское лесничество» принимается исчерпывающий комплекс мер по мониторингу пожарной опасности в лесах. Полагает, что бездействие в части отсутствия организации и осуществления осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах ГКУ » Адамовское лесничество» не допускало, поскольку на пожарном наблюдательном пункте осуществлялся осмотр лесов пожарным сторожем, принятым для выполнения указанных работ ГУП Оренбургской области » Адамовский лесхоз», поэтому в этой части исковые требования не признает. Указанным пожарным сторожем карточки учета лесных пожаров не велись, поэтому в этой части исковые требования признает.

Представитель соответчика ГУП Оренбургской области «Адамовский лесхоз», будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно заявлению директора ГУП » Адамовский лесхоз» ФИО5, она просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В отзыве на исковое заявление директор ГУП Оренбургской области » Адамовский лесхоз» ФИО5 указала, что все работы в лесном фонде ГКУ «Адамовское лесничество» выполняются ГУП Оренбургской области «Адамовский лесхоз» на основании заключенных государственных контрактов и гражданско-правовых договоров после проведения электронных аукционов с соблюдением требований Федерального законодательства от 05.04.2013г. №2 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В 2015г. в связи с тем, что проведение аукциона по выполнению работ по мониторингу пожарной безопасности в лесах и лесных пожаров (наземному патрулированию), проводимых на лесных участках из состава земель лесного фонда в границах ГКУ «Адамовское лесничество» затягивалось, и чтобы не допустить возникновение лесных пожаров в связи с началом пожароопасного периода, было принято решение принять временного пожарного сторожа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для выполнения вышеперечисленных работ за счет собственных средств предприятия. Гражданско-правовой договор на выполнение работ по мониторингу пожарной безопасности в лесах и лесных пожаров (наземному патрулированию), проводимых на лесных участках из состава земель лесного фонда в границах ГКУ «Адамовское лесничество» заключенный с ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» выполнен в полном объеме. Поэтому полагает, что со стороны ГУП Оренбургской области «Адамовский лесхоз» бездействие не допускалось, в связи с чем ходатайствовала об исключении ГУП Оренбургской области «Адамовский лесхоз» из числа соответчиков.
Представитель соответчика ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области», будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Согласно заявлению директор а Учреждения ФИО6, он просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В отзыве на исковое заявление директор учреждения ФИО6 указал, что в соответствии с Уставом ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» учредителем Учреждения является Оренбургская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области. Учреждение является государственной некоммерческой организацией и самостоятельным юридическим лицом. Основной целью деятельности Учреждения является осуществление работ по охране лесов от пожаров, а также выполнения комплекса мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на территории Оренбургской области. В силу основной деятельности основными задачами Учреждения являются предупреждение и тушение лесных пожаров на территории Оренбургской области. Для реализации основных целей и задач в соответствии с Уставом, в структуре Учреждения создана Региональная диспетчерская служба, основными функциями которой являются – организация сбора, обработки и анализа информации, оценка текущей пожарной опасности по условиям погоды; организация оповещений; прогнозирование развития лесопожарной обстановки, угрозы лесных пожаров объектам экономики и населенным пунктам, а также жизни и здоровью людей на территории Оренбургской области; прием звонков по «Прямой линии лесной охраны», обращений (сообщений) о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, нарушений лесного законодательства; передача обращений (сообщений) в федеральные органы государственной власти, их территориальные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в т.ч. органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.п. Так же, Региональная диспетчерская служба проводит мониторинг за передвижением машин лесничеств по утвержденным маршрутам с помощью ГИС-программы и базы данных, программы Автограф, ведет прием, учет, анализ и обработку информации о патрулировании от лесничеств, осуществляющих патрулирование по территории лесного фонда и на основании полученных данных формирует и передает ежедневные отчеты о патрулировании в Управление государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и начальнику отдела обеспечения и противопожарной и санитарной безопасности в лесах Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области. В основные функции и задачи Региональной диспетчерской службы Учреждения не входит функциональная обязанность требования в предоставлении лесничеством заполненных карточек учета лесных пожаров, и тем более их ведение и заполнение. В 2015 году Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась проверка деятельности ГКУ «Адамовское лесничество» в отношении исполнения мер пожарной безопасности в лесах Адамовского района, в ходе которой были выявлены нарушения лесного законодательства по осуществлению мониторинга пожарной безопасности лесов Адамовского района. Поскольку именно данным лесничеством были допущены нарушения лесного законодательства по осуществлению мониторинга пожарной безопасности лесов, полагает, что ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем ходатайствовал об исключении его из числа соответчиков.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
В силу ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.11. Федерального закона от 10 января 2002 года № –ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Основными принципами лесного законодательства согласно статье 1 Лесного кодекса РФ являются обеспечение охраны и защиты лесов, а также сохранение биологического разнообразия лесов, средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения прав каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.51 Лесного кодекса РФ леса охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано полномочие по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
В соответствии с ч.1 ст.52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
В соответствии со ст. 53.2. Лесного кодекса РФ, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
В соответствии с п. 9 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ 23 июня 2014 г. № 276, осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:
1) при II классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды — в 10, 13, 16, 19 часов;
2) при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды — с 10 до 20 часов не реже одного раза в два часа;
3) при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды — с 9 до 21 часа не реже одного раза в час;
4) при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды — с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.
Согласно п. 16 вышеуказанного Порядка, лицо, выполняющее работы по мониторингу лесных пожаров, при обнаружении лесного пожара заполняет карточку учета лесного пожара, в которой указывается: географические координаты лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды; азимут и удаление лесного пожара от ближайшего населенного пункта; лесничество (лесопарк), участковое лесничество, урочище, квартал (если есть возможность — выдел); дата и время обнаружения лесного пожара; площадь лесного пожара на момент обнаружения (общая и покрытая лесом); целевое назначение лесов и категория земель; сведения о гражданах, юридических лицах, которым предоставлен лесной участок, на котором обнаружен лесной пожар (при наличии); основные лесоустроительные характеристики в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений); предварительная причина лесного пожара; дополнительная информация, которая может оказать помощь при организации тушения лесного пожара.
В соответствии с п.17 Порядка, карточка учета лесного пожара подписывается лицом, обнаружившим лесной пожар, и передается в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 83 Лесного кодекса РФ. Специализированные диспетчерские службы осуществляют сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров.
Судом установлено, что ГКУ «Адамовское лесничество» является государственным казенным учреждением, согласно п.2.1 Устава ГКУ » Адамовское лесничество», основными целями его деятельности являются обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений, осуществление доступного и качественного предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере, осуществление федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального пожарного надзора на подведомственной ему территории.
Согласно п. 2.2 Устава, для достижения установленных целей учреждение в установленном законодательством РФ и настоящим Уставом порядке в границах земель лесного фонда, закрепленных за учреждением, выполняет следующие виды деятельности: обеспечивает реализацию лесохозяйственного регламента и осуществление контроля за соблюдением его требований и условий участниками лесных отношений; проводит мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; осуществляет разработку планов тушения лесных пожаров и организует тушение лесных пожаров.

В ходе проверки, проведенной Орской межрайонной природоохранной прокуратурой в ГКУ «Адамовское лесничество» на предмет соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах, было установлено, что осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах не организован и не осуществляется, карточки учета лесных пожаров не ведутся и в специализированную диспетчерскую службу не предоставляется, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, направленного Орскому межрайонному природоохранному прокурору руководителем ГКУ «Адамовское лесничество» ФИО4, последний подтвердил в нем, что карточки учета лесных пожаров в ГКУ «Адамовское лесничество» не ведутся, не отрицал он данных обстоятельств и в судебном заседании, признав в указанной части факт допущенного бездействия.
В то же время, факт допущенного бездействия в части отсутствия организации и осуществления осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, представитель ответчика ГКУ » Адамовское лесничество» ФИО4 не признал, пояснив, что на пожарном наблюдательном пункте осуществлялся осмотр лесов пожарным сторожем, принятым для выполнения указанных работ ГУП Оренбургской области » Адамовский лесхоз».
Однако к указанным доводам суд относится критически, считает их несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из п.2.1 Устава ГУП Оренбургской области «Адамовский лесхоз» предприятие создано в целях осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно п.2.2 Устава ГУП Оренбургской области «Адамовский лесхоз» для осуществления целей, указанных в п.2.1 Устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке, в том числе охрану лесов от пожаров, тушение лесных пожаров.
Из выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 принят временным пожарным сторожем в ГУП Оренбургской области «Адамовский лесхоз» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.
Из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО7 и ГУП Оренбургской области » Адамовский лесхоз» следует, что он принят на работу в ГУП Оренбургской области » Адамовский лесхоз» пожарным сторожем на срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., в числе возложенных на него обязанностей за ним закреплена обязанность незамедлительно сообщить работодателю либо руководителю ГКУ » Адамовское лесничество» о возникновении дыма, возгорания, пожара, визуально определить направление и место, как на территории лесного фонда так и за его пределами, представляющих угрозу лесному фонду.
Таким образом, суд полагает, что ГУП Оренбургской области » Адамовский лесхоз», приняв на работу в качестве пожарного сторожа ФИО7, действовало в интересах своего предприятия, для выполнения возложенных на него Уставом мероприятий по охране лесов от пожаров.
В материалы гражданского дела приказы : об определении пожарных наблюдательных пунктов и условий их использования для мониторинга пожарной опасности, об организации и осуществлении осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, о назначении лиц, ответственных за осуществление мониторинга пожарной опасности на пожарных наблюдательных пунктах, ГКУ » Адамовское лесничество» представлены не были.
Указанные обстоятельства дают суду основание считать, что ГКУ » Адамовское лесничество» ненадлежащим образом осуществляет мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на подведомственной территории лесного фонда Адамовского района, осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах не организован и не осуществляется, карточки учета лесных пожаров не ведутся и в специализированную диспетчерскую службу не предоставляются.
В результате незаконного бездействия ГКУ «Адамовское лесничество» по исполнению мер пожарной безопасности в лесах Адамовского района, нарушены интересы государства, являющегося собственником лесов и личные неимущественные права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, так как несвоевременное выявление лесного пожара создает угрозу причинения ущерба государству вследствие потери леса, а также причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан, находящихся в лесном массиве.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд находит исковые требования прокурора, заявленные в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также суд приходит к выводу о том, что привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков ГУП Оренбургской области » Адамовский лесхоз» и ГБУ » Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области», надлежащими ответчиками по делу не являются, поэтому исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению только к ответчику ГКУ » Адамовское лесничество».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГКУ «Адамовское лесничество» по невыполнению мер пожарной безопасности в лесах Адамовского района в части отсутствия организации и осуществления осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах и невыполнении требований законодательства по ведению карточек учета лесных пожаров и их предоставлению в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти, осуществляющую сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров.
Обязать ГКУ «Адамовское лесничество» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на подведомственной территории лесного фонда в соответствии с приказом МПР РФ от 23 июня 2014 года № 276 в части выполнения требований по:
организации и осуществлению осмотра лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах ;
организации заполнения карточек учета лесных пожаров лицами, выполняющими работы по мониторингу лесных пожаров ГКУ » Адамовское лесничество» и направлению карточек учета лесных пожаров в специализированную диспетчерскую службу — ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2016 года.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья:
Секретарь:
Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-155/2016 в производстве Адамовского районного суда.

Суд:

Адамовский районный суд (Оренбургская область)

Истцы:

Орский межрайонный природоохранный прокурор

Ответчики:

ГБУ «Адамовское лесничество»
ГБУ «Центр пожаротушения и охарны лесов Оренбургской области»
ГУП Оренбургской области «Адамовский лесхоз»

Судьи дела:

Бобылева Т.В. (судья)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *