Решение управленческих задач

Решение управленческих задач

УДК 681.3

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА И ПРОГНОСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Е.Н. Коровин, Г.А. Новикова, О.В. Родионов, В.Н. Фролов

Рассматриваются вопросы управления социальной системой региона на основе ГИС-технологий и мультипликативного подхода

Ключевые слова: управление, социально-экономические системы, геоинформационные технологии

Наличие двух групп моделей: визуальных в виде тематических карт и математических в виде прогностических моделей — определяет необходимость для задач управления ориентации на методы принятия решений с использованием как визуальных, так и математических структур (рис. 1). Визуальная информация в виде одновременного представления тематических карт по нескольким показателям социально-экономической безопасности служит основой для специальных процедур экспертного оценивания и формализации оценок путем определения значений лингвистических переменных. По этим величинам устанавливается первоочередность изменения управляющих (регулирующих) воздействий для компенсации наиболее значимых изменений возмущающих воздействий и нежелательных тенденций в динамике медленно меняющихся факторов. Эта информация служит основой для отработки целевых программ и нормативных документов органами управления городского административного района.

Визуальная информация в виде одновременного представления нескольких тематических карт служит основой для экспертного оценивания ситуации и последующего принятия решений. Рассмотрим наиболее характерные процедуры сравнения при числе сравниваемых объектов не более трех:

1. Сравнение тематических карт одного показателя У,, или факторов X, V,, 2\, в моменты времени (п-1), п, (п+1).

Коровин Евгений Николаевич — ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, тел. (4732) 46-76-99

Новикова Галина Александровна — ВГТУ, аспирант, тел. (4732) 46-76-99

Родионов Олег Валерьевич — ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, тел. (4732) 46-76-99

Фролов Вадим Николаевич — ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, тел. (4732) 46-76-99

2. Сравнение тематических карт нескольких показателей для фиксированного момента времени

YuM, Yt[n\, Yi+1[n\.

3. Парное сравнение тематических карт некоторого показателя Yi [n\ и любого из факторов

Xk[n\, Uj[n\, Zi[n\.

С помощью процедуры 1 по интенсивности окраски района по тематической карте выделяются только те показатели и факторы, для которых характерна устойчивая тенденция к увеличению или уменьшению. Процедура 2 позволяет определить показатель, для которого соответствующая тенденция проявляется в наибольшей мере. Эти визуальные оценки формализуются следующим образом:

1 если i-й показатель имеет наибольшую тенденцию

sign(Mt [n\)=\ к увеличению ; (1)

—1 если i-й показатель имеет наибольшую тенденцию » к увеличению.

Аналогично формализуются экспертные оценки по факторам:

sign(AXk [n\), sign(AZi[n\), sign(AU;[n\). (2) При парном сравнении с использованием процедуры 3 наиболее значимых по результатам предыдущего анализа показателей и факторов, степень влияния факторов на показатели оценивается путем определения значений лингвистических переменных

Mb Mp Mil- (3)

Оценки (1) — (3) позволяют определить показатели следующих частных производных:

df (X ,U, Z, n) m sign(AYt [n\)

_ Mik

dXk dft (X ,U, Z, n) dU

= Mt,

sign(AXk [n\)’ s’ign(AYi [n\) sign(AU: [n\)’

dft (X ,U, Z, n) sign (AY- [n\)

dZ{ n sign(AZi [n\)’

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая особое значение для административного района крупного промышленного города сферы материального производства, следующий уровень управления связан с более узким набором показателей экономической безопасности, для которых основным является не территориальное, а динамическое распределение. Рассматривая с одной стороны две группы угроз: спад производства и деградация производственного потенциала, а с другой — регулирующие воздействия, ориентированные на

стимулирование конверсионных процессов на предприятиях ВПК, организацию маркетинговых исследований, разработку межотраслевых схем взаимодействия предприятий района, протекционистские меры для местных производителей, льготное кредитование и налоговые льготы, формирование фондов для реализации инвестиционных проектов и др. Предлагается проранжировать набор регулирующих воздействий в соответствии с экспертными оценками данных мониторинга и выбрать наиболее значимые для целевой программы обеспечения экономической безопасности и промышленного производства района.

Рис. 1. Структурная схема интеграции процедур ГИС, моделирования, прогнозирования и принятия решений

Поскольку в современных условиях реализация такой программы должна быть гибкой и учитывать возможности быстрого изменения приоритетов регулирующих воздействий, предложена адаптивная схема выбора. В этой схеме используются следующие источники информации: прогностические, экспертные

оценки руководителей региона и предприятий об эффективности определенного воздействия на конкретный показатель экономической безопасности промышленного производства (Д), данные мониторинга (АУу), прогностические модельные оценки (п).

Структурная схема адаптивного выбора регулирующих воздействий на основе данных информационного мониторинга и экспертных оценок приведена на рис. 2.

Исходя из экспертного анализа и модельных прогностических оценок, установлена приоритетность отраслевых и межотраслевых схем взаимодействия производств по принципу «мультипликативный эффект».

С этой целью предлагаются все звенья, участвующие в реализации мультипликативной схемы управления в рамках района, разделить на следующие группы (рис. 3):

Рис. 2. Структурная схема адаптивного выбора регулирующего воздействия по результатам

мониторинга и экспертным оценкам

Звенья типа 2

К,

Кі

X,

X*

Хп

Маркетинг

Реализация

Рис. 3. Структурная схема мультипликативного управления промышленным производством района

1) первичное звено, которое представляет собой опорное производство, активизирующее функционирование остальных звеньев (звено типа 1);

2) вторичные звенья, активизированные первичным звеном и производящие готовую продукцию (звено типа 2);

3) вспомогательные звенья, связанные с функционированием первичного звена (звено типа 3), вторичных звеньев (звено типа 4), одновременно первичного и вторичных звеньев (звено типа 5);

4) реверсивные звенья, осуществляющие взаимодействие вторичных звеньев с первичным (звено типа 6).

Построение оптимизационной модели основывается на объединении критерия оптимизации и ограничений, величина которых зависит от выпусков готовой продукции Ху,

у = 1, п.

В качестве критериальной функции из числа индикаторов экономической безопасностивыбран индекс объемов промышленного производства, который представляет собой отношение текущего объема С в денежном выражении к объему, принятому за 100 % на начальной стадии г*

экономического спада С

^ С,Х, і—і } }

Р = _ = 1=1_______________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г С* С*

=Х сл •

і=і

(4)

где Су — доход от реализации единицы продукции у-го типа;

Су= С* .

у С

Функцию (4) необходимо максимизировать с учетом нескольких видов ограничений:

— объемов материальных потоков между звеньями;

— ресурсов (энергетические, транспортные, трудовые, инвестиционные) и другие.

Задача оптимизации относится к классу задач линейного программирования и позволя-

* ■ т

ет получить решение х у, у= 1, п стандартным симплекс-методом. Сформировав двойственную задачу, удается определить значимость материальных потоков от звена типа 1 к звену типа 2 с учетом остальных ограничений.

Оптимизация с учетом значимости материальных потоков определяет сбалансированность мультипликативной схемы управления.

Поэтому первоначально необходимо произвести проверку выполнения ограничений. В тех случаях, если условия не выполняются, необходимо выбрать управляющие воздействия, направленные на доведение уровня гарантированных величин поставок и ресурсов до требуемого уровня.

Второй этап — выявление критических ресурсов, основан на анализе оптимального решения двойственной задачи. По результатам анализа разрабатывается план инвестиций, обеспечивающий сбалансированность мультипликативной схемы управления.

Далее определяется уровень показателей экономической безопасности материального производства в случае реализации мультипликативного подхода:

— индекс объемов промышленного производства готовой продукции

(5)

у=1

— отношение инвестиций к ВВП с учетом плана инвестиций для обеспечения сбалансированности выпусков, внутренних материальных потоков и производственных мощностей.

Литература

1. Федорков Е.Д. Моделирование и оптимизация дуальных динамических объектов в медицине. Воронеж: ВГТУ, 1997.

2. Коровин Е.Н., Родионов О.В. Геоинформа-ционные системы. Воронеж: ВГТУ, 2003.

Воронежский государственный технический университет

Решетов Игорь

Многочисленные современные подходы к управлению социально-экономическими системами не обладают достаточной универсальностью, не отличаются единством методологии, что ограничивает их использование на практике (гибкие децентрализованные производства, в т.ч. «втягивающие» модели управления типа «Точно в срок» с информационной системой «Канбан», концепции всеобщего управления качеством (TQM), бенчмаркинг, принципы Деминга, Lean-технологии, глобальные информационные сети, компьютерные системы управления общего доступа типа «Service Desk», групповые методы принятия решений, «Семь навыков» С. Кови, деловые игры, матричные структуры, виртуализация и сетизация организаций, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и др.). Такое разнообразие инструментов и рекомендаций требует нового осмысления и систематизации для выработки единой методологии управления.

Подверженность социально-экономических систем процессам самоорганизации позволяет задействовать в управлении ими внутренние резервы, т.е. достигать намеченных состояния или структуры без прямого воздействия со стороны субъекта управления. В эпоху глобализации и обострения кризисных явлений наиболее полное использование внутренних резервов считается особо актуальной задачей. Управление с применением механизмов самоорганизации предложено называть целеполагающимся. Атрибутами такого управления являются: учет целеполагания объекта управления и активное управление потоком шума.

Автором разработан универсальный алгоритм применения механизмов самоорганизации в решении новых и нестандартных управленческих задач — алгоритм решения управленческих задач (АРУЗ). АРУЗ определен как система правил оптимального сочетания целеполагающегося и административного управления социально-экономическими системами.

АРУЗ будет наиболее востребован в управлении сложными социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы, государственные структуры, общественные организации и др.), имеющими большое разнообразие управленческих ситуаций.

Разработка АРУЗ

Исследования в области самоорганизации социально-экономических систем отличаются заимствованием из естественных наук, переносом свойств, закономерностей и методологии от физических и биологических объектов к социальным и экономическим. Наиболее часто в управлении социально-экономическими системами применяются модели генетических алгоритмов (далее — ГА) и модели искусственных нейронных сетей (далее — ИНС). Первые являются аналогом процесса размножения живых организмов и берут свое начало от эволюционной теории Ч. Дарвина, вторые — моделью работы биологических нейронных сетей (например, человеческого мозга).

Особенность развития управленческой мысли состоит в том, что практика значительно опережает теорию. Механизмы самоорганизации присутствуют в практике управления вне зависимости от наличия методологической базы их применения, в силу действия объективных законов, опыта работы и интуиции отдельных руководителей. Среди многочисленных приемов и методов управления, опирающихся на механизмы самоорганизации, следует отметить системы управления типа «точно в срок» с информационной системой «канбан», концепцию всеобщего управления качеством, самоуправление, lean-технологии, групповые методы принятия решений, деловые игры, матричные структуры, виртуализацию и сетизацию организаций.

В разработках последних лет, касающихся самоорганизации в социально-экономических системах, либо используется индуктивный подход, выражающийся в обобщении управленческой практики, которая имеет признаки самоорганизации, либо заимствуются методы из других наук (ГА, ИНС и др.). Нами использован дедуктивный подход для получения АРУЗ.

Ряд авторов предлагают внедрять в административный (или программный) контур управления определенные механизмы самоорганизации (например, ГА, ИНС для «выращивания» оптимальной целеориентированной структуры ; синтез инвариантных многообразий в синергетическом управлении ). По нашему мнению применение такого подхода имеет ограничения для сложных систем, так как усложняет и без того сложноразрешимую задачу управления ими, требует глубокого знания их внутреннего устройства и построения точных моделей, что весьма проблематично. Следовательно, необходимо целенаправленно влиять на процессы самоорганизации социально-экономических систем.

Воздействие на объект с применением механизмов самоорганизации можно выделить в отдельный контур управления — целеполагающееся управление (или управление с помощью целеобразования). Этот способ управления также рассматривается В.Н. Волковой (здесь используется активность объекта управления, его стремление к самостоятельной постановке своих целей). Хиценко В.Е. предлагает называть управление, основанное на механизмах самоорганизации, эволюционным менеджментом («создание атмосферы, системы правил, мифов, поддерживающих самоорганизацию фирмы»). На наш взгляд, понятие «эволюционный менеджмент» несколько размывает представление о смысле и назначении механизмов самоорганизации в управлении социально-экономическими системами, где одним из основных критериев эффективности является быстрота достижения целей субъекта управления.

Под целеполагающимся управлением будем понимать воздействие с применением механизмов самоорганизации, в случае когда субъект не навязывает объекту структуру или функционирование, а действует с учетом целеполагания объекта управления опосредованно через среду и условия, в которых существует объект. В ходе проводимого исследования выделены три механизма воздействия на процессы самоорганизации в социально-экономических системах: изменение потока ресурсов; изменение формальных норм (нормативной базы); изменение потока «шума».

Из указанных механизмов возможность применения «шума» в управлении социально-экономической системой требует обоснования. Под «шумом», как правило, понимается внешний, стихийный фактор, не подлежащий управлению и оказывающий на систему исключительно разрушающее воздействие. Однако его можно считать и управляемым фактором, который может позитивно влиять на развитие системы по пути к намеченной цели.

Для обозначения возможных вариантов шумового воздействия на социально-экономическую систему использована применяемая в радиофизике абстрактная классификация «шумов» по цветам: «белый шум» — случайные воздействия во всех возможных значениях управляющих параметров; «цветной» и «гауссовкий шум» — случайные воздействия, имеющие законы распределения; «черный шум» — случайные воздействия недостаточной мощности для изменения параметров системы. Таким образом, цвет «шума» определяет эффективность его применения с учетом особенностей решаемой задачи, а мощность задает возможность применения в зависимости от порогового значения чувствительности управляющих параметров системы.

Способы воздействия на характеристики «шума» (в том числе имеющиеся в управленческой практике) классифицированы в следующие группы по критерию направленности воздействия:

пассивное управление — изменение мощности «шума» посредством удаления (введения) механизмов, защищающих систему от его потока (например, увеличение страховых запасов на складе, введение дублирующих операций, увеличение избыточности информации);

активное управление — изменение мощности «шума» посредством изменения параметров или удаления (введения) его источника (например, создание экстремальных условий работы, увольнение сотрудника, злоупотребляющего служебным положением, обнаружение и устранение ошибок); изменение цвета «шума» в результате исправления формальных норм и воздействия потоком ресурсов (например, изменение общественного мнения после его изучения и проведения рекламной кампании, прекращение забастовки после увеличения уровня заработной платы, уменьшение количества нарушений правил дорожного движения в результате ужесточения штрафов).

Следует отметить, что применение пассивных способов, т.е. экранирование от «шума», одновременно лишает систему управления информации, необходимой для выявления и удаления его источника.

Пассивный способ используется в административном управлении. При этом одной из приоритетных задач такого управления является минимизация рисков, которая решается за счет дополнительных затрат на защиту системы от «шума»: диверсификацию, страхование, создание запасов и резервов, ограничение полномочий, создание информационной избыточности и др.

Возможность активно использовать «шум» в управлении подтверждена практикой. Эволюционный поиск наибольшей эффективности и конкурентных преимуществ привел в условиях развитой рыночной экономики к появлению производственных систем, основанных на экономии ресурсов, в том числе на экономии средств, направляемых на минимизацию рисков, что приводит к незащищенности системы перед потоком «шума». Как ни парадоксально, подобная незащищенность в определенных условиях целеполагания (например, в условиях японской экономики) стала новым конкурентным преимуществом, потому что позволила выявлять проблемы и потребовала их решения.

Распространенные сегодня подходы — бережливое производство (lean-технологии), «точно в срок»(JIT), в основе которых лежит принцип увеличения потока шума, отнесены к классу систем целеполагающегося управления.

В результате проведенного исследования определены факторы, влияющие на скорость процессов самоорганизации в социально-экономических системах: интенсивность коммуникаций, величина разнообразия, уместное использование «шума», соответствие целей объекта и субъекта управления. При этом сделано предположение о наибольшем влиянии на процессы самоорганизации последнего фактора, поэтому в основу АРУЗ положено понятие «противоречие целей объекта и субъекта управления». Согласно законам диалектики обнаружение и разрешение противоречий приводят к развитию. Применительно к теории управления можно утверждать, что выявление и разрешение противоречий целей объекта и субъекта управления обеспечивают развитие системы, рост эффекта от применения механизмов самоорганизации и снижение расходов при решении управленческой задачи, в том числе трансакционных издержек.

Таким образом, под АРУЗ понимается система правил оптимального сочетания целеполагающегося и административного управления социально-экономическими системами, основанная на выявлении и разрешении противоречий целей субъекта и объекта управления (далее — противоречие целей).

На практике противоречие целей чаще сглаживается путем принятия запретительных законов, ужесточения контроля, ввода дополнительной системы мотивации. Такие меры задействуют отдельные механизмы самоорганизации и в ряде случаев дают эффект, однако не приводят к оптимизации решения и, самое главное, не устраняют противоречие целей, к решению которого рано или поздно придется вернуться.

АРУЗ может быть представлен блок-схемой (рис. 1), которая определяет последовательность шагов в решении управленческой задачи.


Рис. 1. Блок-схема АРУЗ

На блок-схеме дана систематизация применяемых сегодня подходов и инструментов для управления социально-экономическими системами по шагам (этапам) АРУЗ. Возможность такой систематизации доказывает правильность выбора фактора целеполагания в качестве основополагающего при воздействии на процессы самоорганизации. Рассмотрим этапы АРУЗ более подробно.

Решение управленческой задачи начинается с новой управленческой ситуации — нечетко сформулированной проблемы, трудностей при достижении определенного результата. При этом объект, условия, средства и цель управления могут быть не определены или определены нечетко.

1. Постановка задачи управления. По окончании первого этапа задача управления должна быть сформулирована точно: определены объект управления, условия его существования, совокупность средств управления (технических, экономических и методологических), способных решить поставленную задачу, уточнена цель управления.

При переходе на следующий этап АРУЗ подзадачи предыдущего этапа продолжают выполняться в той пропорции, в которой удается реализовать условие перехода.

2. Определение поверхностного противоречия целей. На этом этапе должна быть в первом приближении сформулирована цель объекта управления. В случае отсутствия цели, ее неопределенности или недостаточности информации применяются административные методы управления. Механизмы самоорганизации в данном случае не востребованы.

3. Выявление обостренного противоречия и его причин. На данном этапе следует изучить объект управления, его запросы, интересы, потребности и построить «дерево целей», а также выявить причины, влияющие на них. Для этого могут использоваться существующие методики структуризации целей и функций. Углубленный анализ может привести к выводу об отсутствии противоречия целей, что направляет ход решения управленческой задачи к методам самоорганизации. При этом от административного ресурса полностью не отказываются, в наборе инструментов воздействия он остается в той пропорции, в которой это необходимо для оптимального решения задачи. Методика количественного определения уровня самоорганизации позволяет установить такую пропорцию .

4. Разрешение обостренного противоречия целей. Это самый главный этап АРУЗ. От его успешного завершения зависит эффективность решения поставленной задачи. Предлагаемые способы разрешения противоречия целей, средства их реализации, а также примеры приведены в таблице (в ее разработке использованы элементы теории решения изобретательских задач ).

Таблица 1. Способы разрешения обостренного противоречия целей

Наименование способа

Средства реализации

Примеры разрешения противоречий, в т.ч. полученные с помощью АРУЗ

Разделение целей

Разведение систем целеполагания во времени и в пространстве

Проблема: неуставные отношения военнослужащих срочной службы.

Эффективный способ решения: отсутствует.

Нереализованный способ решения, полученный с использованием АРУЗ: формирование воинских подразделений, а также организация быта с исключением взаимодействия «старослужащих» и «новобранцев»

Совмещение целей

Объединение интересов субъекта и объекта управления

Проблема: низкая мотивация сотрудников предприятия.

Имеющийся способ решения: самоуправление во всех его формах

Смещение целей

Изменение условий целеполагания за счет использования объективных законов (создание объективных преимуществ или объективных ограничений)

Проблема: многочисленные нарушения правил дорожного движения в части несоблюдения скоростного режима на автомагистралях.

Имеющийся способ решения: создание искусственных неровностей на дорогах.

Нереализованный способ решения, полученный с использованием АРУЗ: установление искусственных ограничений по скорости на выпускаемых коробках передач и в системе безопасности автомобилей

Замена целей

Устранение причин противоречий или использование целей более высокого уровня в дереве целей

Проблема: подростковое пьянство.

Эффективный способ решения: отсутствует.

Частично реализуемый способ решения, подтвержденный с использованием АРУЗ:

В краткосрочном периоде активная поддержка 5 этапа АРУЗ; в долгосрочном периоде восстановление пионерского движения в прежних масштабах, но с новой идеологией. Приоритетное направление средств на развитие детских спортивных школ, дворцов творчества и пр. инфраструктуры досуга молодежи.

5. Сглаживание противоречия. Процедуры данного этапа наиболее распространены на практике. Его существование в АРУЗ обусловлено, во-первых, неразрешимостью ряда противоречий целей в задачах управления, во-вторых, длительностью во времени разрешения противоречий. Здесь продолжает использоваться административный ресурс. При этом задействуются отдельные механизмы самоорганизации. Очевидно, что при любых обстоятельствах необходимо стремиться минимизировать процедуры этапа сглаживания противоречия целей, так как использование административного ресурса приводит к росту издержек управления.

В понятиях АРУЗ задача управления считается полностью выполненной, если достигнуты оптимальные результаты за счет разрешения противоречия целей, т.е. при максимальном использовании механизмов самоорганизации и минимизации управленческих расходов.

Применение АРУЗ в инновационном процессе

Управленческую ситуацию в инновационном процессе можно сформулировать следующим образом: необходимо увеличить инновационную активность на территории субъекта Российской Федерации в условиях дефицита денежных ресурсов и высоких рисков капитальных вложений. Рассмотрим ее разрешение по этапам АРУЗ (см. рисунок).

1. Постановка задачи: необходимо обеспечить реализацию максимального количества новых инвестиционных проектов при отсутствии активности со стороны имеющихся в регионе инвесторов и заказчиков с использованием денежно-кредитных, фискальных и законодательных инструментов.

Как видно, задача полностью не определена: не заданы проекты для инвестирования. Условие первого этапа АРУЗ можно выполнить путем максимальной активизации случайных процессов («белый шум») по генерации идей в предпринимательской среде и во всех сферах деятельности, связанных с научно-исследовательскими и конструкторскими разработками (например, конкурсы, семинары, конференции).

2. Определение поверхностного противоречия целей: большая часть инвесторов желают получать гарантированный доход, а высокорискованные инвестиции в инновационный бизнес не могут обеспечить такой доход.

3. Выявление обостренного противоречия целей и его причин: частные интересы владельцев капитала относительно повышения доходности в краткосрочном периоде не соответствуют интересам государства и общества по внедрению инноваций, не имеющих доходности в краткосрочном периоде и значительно уступающих в доходности в эксплуатационной фазе по сравнению с коммерческими операциями (далее — противоречие целей инновационного процесса). В результате потенциальные инвестиционные ресурсы вкладывают в более доходные, но менее значимые для экономического развития сферы бизнеса — спекулятивные операции с ценными бумагами, торговлю, логистику, индустрию развлечений, не относящуюся к производственным фондам недвижимость, лесодобычу. Часть средств попадает в теневую экономику, часть — в свободные экономические зоны за пределами Российской Федерации.

Указанные выводы подтверждаются официальной статистикой в докризисном 2007 г. по территории Российской Федерации: по данным Банка России, по состоянию на 1 января 2008 г. из 7,1 трлн руб. выданных банками кредитов организациям только 1,4 трлн руб. являлись инвестиционными (со сроками свыше 3 лет); по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2007 г. финансовые вложения организаций составили 18,8 трлн руб., из них только 4,4 трлн руб. — долгосрочные, большая часть которых (53,2%) была направлена в сферы торговли, транспорта, добычи природных ресурсов, операций с недвижимостью. Мировой экономический кризис является существенным ограничением для инвестиций в инновационные разработки, поэтому анализ проводится в условиях докризисной экономики (эффективность полученных с помощью АРУЗ рекомендаций будет расти вместе со спадом кризисных процессов, ожидаемого многими экспертами в 2010–2011 гг.).

4. Разрешение обостренного противоречия целей: последовательно используются способы разрешения противоречия (см. таблицу) без учета ограничений по изменению федерального законодательства.

Разделение целей. Согласно сформулированному противоречию целей инновационного процесса в краткосрочном периоде наблюдается их максимальный конфликт. Напротив, в долгосрочном периоде перед окончанием срока внедрения инновационного проекта конфликта нет. Следовательно, необходимы прямое управленческое воздействие со стороны государства без каких-либо механизмов самоорганизации на начальной стадии инновационного проектирования и отказ от его вмешательства на последних стадиях реализации проектов. В рыночной экономике такое прямое управленческое воздействие можно было бы организовать за счет создания на уровне субъектов Российской Федерации государственных инновационных корпораций (в форме акционерных обществ или другой организационно-правовой форме с участием государства не менее 50%), работающих под прямым контролем Счетной палаты Российской Федерации.

Подобные корпорации могли бы стать своеобразными «инкубаторами инновационных процессов» и выполнять следующие задачи: отбор инновационных идей, разработка проектно-сметной документации, внедрение проекта до определенной инвестиционной фазы, продажа проекта частным инвесторам на рынке инвестиций. Финансирование предлагается осуществлять на первых стадиях исключительно за счет государственных инвестиций, далее — с постепенным вовлечением кредитных ресурсов под государственные гарантии.

Учитывая капитализацию проектов в процессе их внедрения, инновационные корпорации могут работать на принципах самоокупаемости и даже приносить прибыль в случае успешного управления проектами. Их основными функционалами должны стать главные инженеры проектов (ГИП), для чего необходимо возрождать «школу» ГИП, ранее существовавшую в проектных организациях СССР.

Совмещение целей. Противоречивость целей инвесторов и государства можно частично сгладить путем привлечения средств инвесторов в рискованные инновационные проекты не напрямую, а в результате выпуска государственных и муниципальных долгосрочных целевых облигаций. Средства от эмиссии предлагается направлять в развитие инноваций через государственные инновационные корпорации.

Смещение целей. Необходимо, используя фискальные методы, изменить соотношение доходности вложения капитала в коммерческие операции (торговлю, недвижимость) и доходности вложения в инвестиционный капитал. К указанным методам относится изменение законодательства по налогообложению. При этом следует понимать, что ослабление налоговых режимов может привести к разрешению противоречия, а ужесточение — нет.

Мера по ужесточению налогообложения коммерческих операций содержит серьезную опасность утечки капитала в теневую экономику и в свободные экономические зоны за пределами Российской Федерации. Эффективная работа налоговых и правоохранительных органов, в том числе по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и «обналичиванию» денежных средств, может частично обеспечить работоспособность таких непопулярных налоговых мер. Согласно АРУЗ ужесточение налогообложения (в том числе давно обсуждаемый вопрос о повышении ставок налогов на недвижимость) необходимо отнести к способам сглаживания, а не к разрешению противоречия целей инновационного процесса.

В качестве одного из способов разрешения противоречия целей инновационного процесса предлагается избирательный механизм освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю.

Замена целей. Инновационные проекты помимо прямых доходов могут обеспечивать их участникам (потенциальным инвесторам) ряд других преимуществ:

  • политические интересы, связанные с повышением рейтинга, оценкой значимости со стороны общественности деятельности предпринимателей, часть из которых стремится стать депутатами различных уровней законодательных органов власти и местного самоуправления;
  • инфраструктурные интересы, обусловленные ростом бизнеса потенциального инвестора за счет расширения рынка сбыта и удешевления ресурсной базы при реализации проекта (например, увеличение количества клиентов ресторана после постройки поблизости спортивного комплекса);
  • финансовые интересы, связанные с участием потенциальных инвесторов в денежных потоках, генерируемых проектом в форме новых коммерческих контрактов, договоров подряда, субподряда, аутсорсинга, консультационных услуг, кредитных договоров, договоров страхования, оценки, логистики и т.п.

Для выявления и использования в инвестиционном процессе указанных интересов предлагаем для каждого инвестиционного проекта на конкурсной основе назначать его попечителей (физических лиц), задачей которых будет продвижение и поддержка проекта в финансовых, властных, общественных и научных структурах. В качестве условия вхождения в команду попечителей можно предложить финансовую поддержку проекта (собственный или заемный капитал) в заданных пределах. Взамен попечители получают первоочередное право на заключение контрактов по проекту, право размещения своих фамилий и логотипов в его рекламных кампаниях, право на участие в развитии инфраструктуры.

Помимо частных интересов повышенное внимание следует уделять этической стороне процесса инвестирования в форме безвозмездной помощи инновационному процессу, беспроцентного кредитования инновационного процесса или кредитования под льготные процентные ставки, которые можно назвать инновационным меценатством. По нашему мнению, такое инновационное меценатство является наиболее ценной для общества формой безвозмездной передачи капитала по сравнению с любыми другими формами благотворительности.

5. Сглаживание противоречия целей: большинство предлагаемых и проводимых на сегодняшний день мероприятий по активизации инновационного и связанного с ним инвестиционного процесса следует отнести:

  • либо к методам сглаживания противоречия целей инвесторов и государства (субсидирование процентных ставок и государственные гарантии по инвестиционным кредитам, смешанные схемы финансирования, предоставление грантов, создание новых институтов власти, поддержка НИОКР, совершенствование фискальных и денежно-кредитных инструментов регулирования экономики), применение которых связано с высокими расходами, в том числе с трансакционными издержками;
  • либо к методам применения механизмов самоорганизации (создание технопарков, особых экономических и индустриальных зон, развитие венчурных инвестиций и малого инновационного предпринимательства, кооперация предприятий, развитие инновационной инфраструктуры).

Согласно АРУЗ переход к применению механизмов самоорганизации инновационного процесса с задействованием способов активного управления потоком «шума» возможен только в случае разрешения противоречия целей инновационного процесса.

Таким образом, предлагаемые мероприятия по разрешению противоречия целей инновационного процесса, особенно на начальных стадиях их реализации, должны проводиться при активной поддержке пятого этапа АРУЗ (сглаживание противоречия целей) с применением известных подходов стимулирования инновационного развития.

Литература

1. Круковский Я.В. Методы самоорганизации промышленных предприятий на основе эволюционного подхода: на примере телекоммуникационной отрасли: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 — М.: РГБ, 2003.

2. Колесников А.А. Синергетические методы управления сложными системами. Теория системного синтеза. — М.: КомКнига, 2006.

4. Хиценко В.Е. Самоорганизация: элементы теории и социальные приложения. — М.: КомКнига, 2005.

6. Петров В. Алгоритм решения изобретательских задач: Учебное пособие — Тель-Авив: 1999.

Версия для печати

Федеральное агентство по образованию

Сибирский Федеральный Университет

Институт экономики, управления и природопользования

Кафедра корпоративного развития, управления и менеджмента.

Курсовая работа на тему:

«Влияние внешней среды на принятие управленческих решений»

Выполнил:

студент гр. Э-34

Гронский А.А.

Научный руководитель:

Воронцова Д.С.

Красноярск, 2009г.

Введение………………………………………………………………………….…3

Глава 1: Теория принятия управленческих решений при влиянии внешней среды ……………………………..4

1.1. Сущность и характерные особенности управленческих решений………..4

1.2 Виды управленческих решений………………………………………………7

1.3 Процесс принятия управленческих решений…………………………………10

1.4 Понятие внешней среды и надёжности работы предприятия………….…13

1.5 Значение внешней среды…………………………………………………….14

1.6 Виды и факторы внешней среды……………………………………………….16

Глава 2. Влияние внешней среды на принятие управленческих решений на примере ОАО «Металлург»…………………………………………………………………28

3.1 Анализ ситуации на предприятии ОАО «Металлург» в плане воздействия факторов внешней среды………………………………………………………….28

3.2 Мероприятия по решению проблем, влияющих на надежность функционирования предприятия………………………………………………….31

Заключение…………………………………………………………………………38

Список литературы…………………………………………………………………40

Введение

Определение факторов внешней среды и степени их воздействия на организацию не играли значительной роли в российской социально-экономической и политической истории. Это объясняется тем, что в течение семи десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу, предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавлялась коммунистической идеологией.

Влияние внешней среды на принятие управленческих решений — тема более чем актуальна, так как после перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала очень подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды. Но нашим менеджерам и руководителям российских компаний трудно справиться с этой задачей. А объясняется это тем, что история современного предпринимательства и переходного периода российской экономики по сравнению со стабильной ситуацией в других странах (например, США) наиболее короткая.

В настоящее время у нас стали вплотную подходить к проблеме выживания организаций во внешней среде и смягчению воздействия факторов внешней среды.

По моему мнению, в российской металлургии сложилась достаточно интересная ситуация: взаимодействие предприятий с внешней средой затруднено что на входе, что на выходе, но все эти проблемы вполне решаемы при наличии определённых условий и возможностей.

Открытое акционерное общество «Металлург» является крупным предприятием чёрной металлургии России, его доля в объёме металлопродукции, реализуемой на внутреннем рынке страны, составляет около 12 %. Предприятие представляет собой крупный металлургический комплекс с полным производственным циклом, начиная с подготовки железорудного сырья и заканчивая глубокой переработкой черных металлов. Имеет пакеты акций всех основных своих поставщиков и производит широкий сортамент металлопродукции.

Рассматриваемое предприятие ОАО «Металлург» является отнюдь не умирающим металлургическим комбинатом, несмотря на многочисленные проблемы, связанные не только с надёжностью функционирования предприятия, но и с остальными компонентами индустриального менеджмента. В случае же решения этих многочисленных вопросов предприятие может стать флагманом не только отечественной металлургии, но и, возможно, мирового рынка чёрных металлов.

Глава 1. Теория принятия управленческих решений

    1. Сущность и характерные особенности управленческих решений

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями.

Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.

Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определённых правил.

Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.

Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;

наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;

необходимость волевого акта ПР при выборе решения, так как ПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений

Соответственно под управленческим решением (УР) понимается:

поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя; конечный результат постановки и выработки УР.

Наибольший интерес представляет процесс принятия и реализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения.

К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:

— всестороннюю обоснованность решения;

— своевременность;

— необходимую полноту содержания;

— полномочность;

согласованность с принятыми ранее решениями.

Всесторонняя обоснованность решения означает прежде всего необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то есть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций.

Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не находит подготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы для развития негативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они не способствуют решению уже «перезревших» задач и ещё более усугубляют и без того болезненные процессы.

Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать:

а) цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;

б) средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;

в) основные пути и способы достижения целей;

г) сроки достижения целей;

д) порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями;

е) организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.

Важным требованием управленческого решения является полномочность (властность) решения – строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления – постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.

Принятие УР требует высокого уровня профессионализма и наличия определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.

Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует ”шестое чувство”, своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона в власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на неё, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но всё же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако, здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решения выступают современные средства оргтехники включая вычислительные сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств.

В современной жизни управленческие решения очень важны, как для отдельного человека так и для общества в целом. Процесс принятия решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер и зависеть от многих факторов.

1.2 Виды управленческих решений

Классификация УР необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. УР могут быть классифицированы самыми разнообразными способами . Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:

В последней четверти 20-го века появилась необходимость принятия УР нового типа — стратегических решений, связанных с развитием организации в изменяющейся среде. В этот период особенно динамично стала меняться внеш­няя организационная среда, что было связано с усилением процесса интерна­ционализации производства и собственности, повышением роли транснацио­нальных корпораций и все большей непредсказуемостью перемен в мировой экономике.

Стратегические УР определяют долгосрочное функционирование органи­зации. Они ориентированы на поиск и реализацию перспективных направлений ее развития на основе ее конкурентных преимуществ.

Стратегические решения, по мнению таких признанных авторитетов в менеджменте, как Питер Друкер и Клифф Боумен, являются основными или наиболее важными, так как они могут иметь далеко идущие последствия.

«К числу стратегических решений относятся все решения, связанные с целями бизнеса и их достижением. К их числу относятся все решения, отра­жающиеся на продуктивности предприятия, поскольку они всегда направлены на изменение ситуации в целом. К ним относятся также все решения, касаю­щиеся организационной структуры и решения по кредитным капиталовложени­ям», — писал Питер Друкер .

В отличие от стратегических решений тактические решения менее важны., рутинные, фокусируются на решении текущих проблем. Тактические решения имеют иную направленность — производство товаров и услуг. Они касаются оп­ределения и решения общих оперативных задач мотивации, организации и ко­ординации, контроля персонала.

Тактические решения ориентированы на краткосрочную и среднесроч­ную перспективу и в качестве основного способа достижения поставленных це­лей имеют эффективное использование внутренних ресурсов в стабильных ус­ловиях. Стратегические решения, напротив, на практике опираются на поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, гибкость и готовность к измене­ниям.

«К стратегическим решениям — каков бы ни был их масштаб, сложность или важность — нельзя применять подходы, используемые при решении теку­щих проблем. Действительно, в этих решениях, являющихся исключительной прерогативой менеджеров, самой важной и трудной задачей будет не столько поиск правильного ответа, сколько поиск правильного вопроса…

Более того, недостаточно лишь найти правильный ответ. Гораздо важнее и сложнее разработать соответствующую эффективную последовательность действий», — считал Питер Друкер .

Тактические и стратегические решения, несмотря на имеющиеся разли­чия, тем не менее, взаимосвязаны. Так, изменения в тактических решениях или тактические корректировки должны проводится в рамках базовых стратегиче­ских решений.

В то же время от тактических решений во многом зависит реализация стратегических решений.

Как свидетельствует опыт работы наиболее успешных компаний, эффек­тивность процесса принятия и реализации стратегических и тактических реше­ний в современных условиях во многом предопределяется формированием со­ответствующей организационной культуры предприятия.

10. ГЛАВА 10. ПСИХОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ И СОЗДАНИЯ ИМИДЖА 10.1. Управленческие задачи

Под задачей понимается цель, данная в определенных условиях, которая достигается путем определенного преобразования этих условий.

Задача включает в себя: требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное).

Термин «решение задач» употребляется в следующих смыслах:

    • как план (способ, метод) осуществления задачи;

    • как процесс осуществления требования задачи, как процесс выполнения плана решения;

    • как результат выполнения плана решения.

Управленческие задачи имеют ряд специфических свойств:

    1. Они содержат неопределенные, а в некоторых случаях и противоречивые условия.

    2. Отсутствует достаточная информация о возможных средствах решения задачи и отсутствуют четкие алгоритмы решения.

    3. Часто решаются в условиях дефицита времени.

    4. Для решения трудновыполнимой задачи нередко необходимо решить значительное количество других задач, которые часто могут взаимоисключать друг друга. Например, наличие необходимого сырья, но отсутствие при этом трудовых ресурсов или их нерациональное использование не позволяют выполнить управленческую задачу выпуска запланированного объема продукции.

Типы управленческих задач:

    1. Концептуального плана (стратегические задачи, связанные с долгосрочным планированием, прогнозированием).

    2. Связанные с технико-технологической стороной функционирования производства (созданием и внедрением новой техники, технологии и пр.)

    3. С действием человеческого фактора (кадровые вопросы, учет социально-психологического климата в коллективах и т. п.).

В табл. 3 перечислены виды управленческих задач.

Таблица 3

Критерий Виды управленческих задач
1 Содержательный Значимые и малозначимые
2 Выполнимости задач Решаемые и нерешаемые
3 Знания руководителя о задачах Входящие в сферу компетенции руководителей и не входящие
4 Степени функциональных затрат Легкие и трудные

При решении управленческих задач руководитель осуществляет следующий выбор:

    1) какие задачи нужно решать в обязательном порядке;

    2) какие в исключительных случаях можно не решать;

    3) какие из задач можно полностью проигнорировать.

Основной задачей каждого руководителя является оценка управленческой ситуации и выбор правильной стратегии для ее решения.

10.2. Имидж

Известно, что в 60-е годы американский экономист Болдуинг ввел в оборот понятие «имидж» и обосновал его необходимость в деловом преуспевании.

Значимость имиджа связывают с победой на выборах Джона Фицджеральда Кеннеди у Ричарад Миилхауза Никсона, так как многие из тех, кто смотрел выступление с 26 сентября 1960 по телевизору и видел Кеннеди, отдал предпочтение ему, а те, кто слушал дебаты по радио, отдал предпочтение Никсону. Также в это время возникло высказывание: «Ты то, как ты выглядишь».

Термин «имидж» (от англ. image — образ) в российском лексиконе начал активно использоваться примерно с середины 90-х годов прошлого века.

Имидж — эмоционально окрашенный стереотипный образ, целенаправленно формируемый в индивидуальном, групповом и общественном сознании для достижения политических, экономических, социальных результатов, личной карьеры и самовыражения.

Имидж — категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к реальному человеку или вымышленному персонажу (персональный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста), малой или большой группе людей (гендерные имиджи, этнические имиджи), образованию (имидж выпускника МГУ), к торговой марке («Мерседес»), структуре — корпоративный имидж (организации, региона, страны), к предметам (имидж золота, брильянтов), к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества).

В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации, имиджи делят:

Этапы создания имиджа:

    1. Определение целей построения имиджа (зачем мне это надо? Какова основная цель, которую я хочу достичь?).

    2. Формулировка впечатления (каково то впечатление, которое я хочу произвести?). Необходимо тщательно продумать, какой имидж вы формируете, какие качества вы стремитесь показать. Выделите приоритетные характеристики, которые вы бы хотели подчеркнуть в первую очередь, и подумайте, что вы стремитесь сделать малоприметным или просто замаскировать?

    3. Определение адресата имиджа (для кого?). Необходимо решить задачу: «На кого я хочу произвести впечатление?». Осознанное формирование и управление производимым впечатлением на кого-то рассчитано.

    4. Формулировка количества и видов необходимых визуальных образов-имиджей. Подумайте все ли ваши образы работают на один глобальный имидж, если нет, то подкорректируйте их.

    5. Построение технологии презентации внешности. На этом этапе решается вопрос о приемах повышения привлекательности внешнего образа в целом: что конкретно раздражает и привлекает; что нужно делать, чтобы усилить необходимое впечатление и как сгладить нежелательное.

    6. Создание банка приемов формирования индивидуального имиджа. Нужно определиться какой стиль, форма и цвет соответствует тем качествам, которые надо заложить в ваш имидж и выбрать приемлемые для себя. Плюс наблюдать за теми, чьи желательные имиджи реализованы наиболее удачно.

    7. Предварительное построение образа («разведка боем»). Отправьтесь в то место, где вас не знают и общество аналогично тому, на которое вы расщипываете произвести впечатление.

    8. Самооценка успешности «предварительного имиджа», внесение корректировок. После проведения «разведки» необходимо: проанализировать результаты, а также по возможности узнать информацию о том впечатлении, которое вы произвели со стороны; подумав и обсудив с другими, выяснить, что получилось, а что нет (найдите ошибки); исправить ошибки и внесите коррекцию в имидж.

    9. Дальнейшее самосовершенствование и развитие. Настройтесь на то, что имиджем придется заниматься постоянно, все время совершенствуя свои находки, для каждого нужного вам образа.

Жизнь подтвердила, что конкурентная борьба на рынке осуществляется не фирмами товарами и людьми, а между их имиджами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *