Реструктуризация налоговой задолженности

Реструктуризация налоговой задолженности

Реструктуризация старой налоговой задолженности

В адрес редакции нашего журнала приходят письма с просьбой осветить порядок реструктуризации налоговой задолженности, возникшей у бюджетных учреждений. Поскольку наступил 2010 г., интерес представляют вопросы, связанные прежде всего с погашением задолженности по пеням и штрафам, так как период ее погашения еще не истек. Удовлетворяя просьбы наших читателей, представляем вашему вниманию данный материал.

Реструктуризация — особый правовой режим по исполнению обязательств по уплате налога, а также пеней и штрафов согласно утвержденному налоговым органом графику. Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом утвержден Постановлением Правительства РФ N 1002 <1> (далее — Порядок). Как проводилась реструктуризация?

<1> Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 «О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».

Задолженность перед федеральным бюджетом

Порядком определены процедуры реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Отметим, что речь идет о реструктуризации задолженности, возникшей по состоянию на 2000 — 2002 гг. При этом законодателем не принят нормативный документ, который предусматривал бы погашение задолженности, возникшей в более поздние сроки.

В соответствии с п. 4 Порядка при принятии решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам — в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Организациям, за которыми не числится задолженность по налогам и сборам, в порядке реструктуризации предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение десяти лет. Поскольку наступил 2010 г., интерес представляют вопросы, связанные прежде всего с погашением задолженности по пеням и штрафам, так как период ее погашения еще не истек.

Рассмотрим позицию Минфина по поводу погашения суммы процентов, пеней и штрафов по реструктуризированной налоговой задолженности.

В соответствии с п. 3 Порядка налоговый орган (в то время — Министерство по налогам и сборам) на основании заявления налогоплательщика принимает решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам.

Согласно п. 18 Порядка такое решение должно содержать:

  • полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;
  • общую сумму задолженности перед федеральным бюджетом;
  • график погашения задолженности <2>;
  • указание на обязанность осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме.

<2> Согласно утвержденному графику задолженность погашается равными долями один раз в квартал (п. 6 Порядка).

Отметим, что согласно п. 7 Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз (п. 4 Постановления Правительства РФ N 1002).

Право на получение рассрочки уплаты оставшейся части задолженности или на ее списание. Вопрос читателя заключается в следующем. Организация, выполняя принятое решение о погашении задолженности по графику реструктуризации налоговых платежей, штрафов и пени, полностью исполнила свои обязательства по основному долгу перед федеральным бюджетом. Вместе с тем у нее осталась непогашенной задолженность по пеням и штрафам. Вправе ли организация рассчитывать на списание оставшейся задолженности либо на отсрочку ее уплаты?

В Письме от 20.03.2009 N 03-02-07/1-141 Минфин сообщает следующее. Пунктом 2 ст. 64 НК РФ определен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых заинтересованным лицам может предоставляться отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора. Нормы Постановления Правительства РФ N 1002 не предусматривают возможности списания реструктуризированной задолженности по основному долгу. Заметим, что законодатель предусмотрел возможность списания пеней и штрафов. В соответствии с п. 5 Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При погашении половины реструктуризируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Минфин по представлению МНС или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию).

При погашении реструктуризируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию.

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Минфин по представлению МНС или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации — списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию).

Обратите внимание! Списание реструктуризируемой задолженности по пеням и штрафам без выполнения организацией условия досрочного погашения задолженности по основному долгу не предусмотрено (Письмо Минфина России от 17.03.2009 N 03-01-10/1-16).

Таким образом, если условия, предусмотренные п. 5 Порядка, выполнялись, организация вправе претендовать на списание долга по пеням и штрафам.

Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов, реструктурированных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, если срок реструктуризации еще не истек. Для ответа на вопрос, вправе ли налоговые органы принимать решение о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов при наличии у налогоплательщика задолженности по налоговым платежам, реструктурированной в соответствии с бюджетным законодательством РФ, если срок реструктуризации еще не истек, обратимся к Письму Минфина России от 16.12.2008 N 03-02-07/2-218. В нем чиновники, сославшись на определения ВАС РФ, разъяснили следующее. Суммы излишне уплаченных налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов подлежат зачету (возврату) в общеустановленном порядке после прекращения реструктуризации. По своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налогов, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2005 N 13054/04). С сумм реструктурированной задолженности уплачиваются проценты. Порядок и сроки погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам регулируются специальными нормами, устанавливающими исчерпывающий перечень случаев, когда денежные средства налогоплательщика могут быть направлены на досрочное погашение такой задолженности. При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Следовательно, налоговый орган на основании п. 6 ст. 78 НК РФ не может самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктурированной задолженности.

Кроме того, ВАС РФ в Определении от 30.04.2008 N 5104/08 указал на то, что отсутствие решения о прекращении реструктуризации задолженности является препятствием в принятии мер по зачету излишне уплаченного налога в счет ее погашения.

Учитывая мнение ВАС РФ, Минфин пришел к выводу о том, что при наличии у организации реструктурированной задолженности по налоговым платежам, если срок реструктуризации не истек, налоговые органы не вправе самостоятельно, то есть без заявления и согласия налогоплательщика, принимать решения о зачете сумм излишне уплаченных налогов, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения данной задолженности. При этом сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в установленном порядке по его письменному заявлению.

Признание безнадежной ко взысканию задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам. Основания прекращения обязанностей по уплате налога или сбора изложены в п. 3 ст. 44 НК РФ. При этом в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ, недоимка по федеральным налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Согласно п. 2 ст. 59 НК РФ данная норма применяется в отношении списания безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Отметим, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 100 признаются безнадежными ко взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001, в случае:

  • ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» <3> — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
  • смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

<3> Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Иных оснований для признания безнадежной ко взысканию и списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам действующим законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрено (Письмо Минфина России от 06.10.2008 N 03-01-03/6-116).

Задолженность перед бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ N 1002 органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет.

Решение об одновременной реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней принимается налоговыми органами с согласия на ее проведение органа (органов), уполномоченного принимать такие решения от имени субъекта РФ и (или) муниципального образования.

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 3 БК РФ субъект РФ вправе самостоятельно законодательно урегулировать порядок реструктуризации задолженности налогоплательщиков по региональным налогам в части сумм, подлежащих уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ. Такова же и позиция Минфина (Письма от 26.08.2009 N 03-01-10/2-103, от 07.04.2009 N 03-02-07/1-173).

В связи с этим субъектам РФ при проведении реструктуризации налоговой задолженности по налогам, подлежащим уплате в бюджет субъекта РФ, следует руководствоваться Порядком или документом, утвержденным самостоятельно. При этом в нормативном акте субъекта РФ должны быть учтены положения Постановления Правительства РФ N 1002.

Включение в состав расходов при исчислении налога на прибыль процентов, уплачиваемых организациями в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам перед бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. Реструктуризация налоговой задолженности осуществляется в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ N 1002. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных расходов учитываются проценты, уплачиваемые в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. Добавим, что указанная норма содержится и в Постановлении Правительства РФ N 1002. Позиция Минфина аналогична (Письмо от 16.07.2009 N 03-03-05/132).

Задолженность перед внебюджетными фондами

Порядок реструктуризации задолженности, возникшей у государственных учреждений, субъектов РФ и муниципальных образований (далее — бюджетные учреждения) по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, определен Постановлением Правительства РФ N 581 <4>. В нем идет речь о реструктуризации задолженности, числящейся за бюджетными учреждениями по состоянию на 01.07.2008.

<4> Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 581 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 01.07.2008, а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности» (далее — Правила).

Чтобы инициировать процедуру реструктуризации задолженности, учреждение должно было подать в налоговый орган по месту постановки его на учет в качестве налогоплательщика до 01.11.2009 заявление с приложением к нему документов, указанных в п. 8 Правил.

Отметим, что согласно п. 2 Правил в сумму задолженности, подлежащей реструктуризации, не включается задолженность:

  • по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  • отсроченная ко взысканию в соответствии с решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности, принятыми до введения в действие части второй НК РФ.

При реструктуризации задолженности главные распорядители бюджетных средств в срок до 01.09.2009 должны были представить в налоговые органы перечни бюджетных учреждений, задолженность которых подлежит реструктуризации. Налоговые органы в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления учреждения о проведении реструктуризации задолженности обязаны рассмотреть его и принять решение о реструктуризации задолженности путем предоставления рассрочки уплаты суммы:

  • задолженности по страховым взносам до 01.01.2010;
  • задолженности по начисленным пеням и штрафам с 01.01.2010 по 01.01.2020.

Реструктуризация задолженности учреждения в соответствии с Правилами проводится один раз.

С момента принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности начисление пеней и штрафов на сумму задолженности по страховым взносам не производится. При этом учреждение имеет право осуществить досрочное погашение задолженности.

В силу п. 7 Правил налоговый орган выдает учреждению график погашения задолженности по страховым взносам и график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам. Согласно этим графикам производится уплата налогов, пеней и штрафов. Графики предусматривают осуществление учреждением соответствующих платежей равными частями не реже одного раза в квартал.

При неуплате платежей в размерах и (или) в сроки, которые установлены графиками погашения задолженности, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу учреждение утрачивает право на реструктуризацию задолженности (п.

Реструктуризация налоговой задолженности

13 Правил).

Обратите внимание! Невыполнение графика погашения задолженности в отношении одного из государственных внебюджетных фондов не влечет прекращения реструктуризации задолженности в отношении других фондов (п. 13 Правил).

При возникновении указанных обстоятельств налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок может принять решение о его отмене и взыскании в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах задолженности. При этом восстанавливается начисление пеней на сумму задолженности по страховым взносам, оставшуюся непогашенной на дату принятия решения об отмене решения о реструктуризации.

Копии решений о реструктуризации задолженности учреждения или об отмене решения о реструктуризации задолженности направляются налоговым органом в соответствующие внебюджетные фонды в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения.

Т.Сильвестрова

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности»

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Прохорова К.С., Маркелова С.В.

Проблема взаимоотношения налогоплательщиков-предприятий и государства с каждым годом все более актуальна. Рост числа несостоятельных предприятий, отчасти, связано с невозможностью их в полной мере выполнить свои обязательства перед бюджетом. В настоящий момент более 30% предприятий имеют задолженность по налогам и сборам. Выходом из данной ситуации является реструктуризация задолженности. Этот метод выгоден не только для должника, но и для государства, поскольку является гарантом пополнения бюджета на сумму возникшей задолженности. Предприятия же смогут плавно выйти из сложившей кризисной ситуации, погашая задолженность на «льготных» условиях.

Реструктуризация — один из самых действенных инструментов урегулирования налоговой задолженности с целью финансового оздоровления предприятия. В узком смысле, реструктуризация налоговой задолженности — это перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.

В отличие от остальных видов переноса срока уплаты налога, реструктуризация имеет определенные преимущества:

— законодательством не установлен перечень оснований для применения реструктуризации;

— при реструктуризации списывается половина или вся задолженность по пеням и штрафам;

— распространяется на все налоги и сборы.

Общий срок реструктуризации составляет 10 лет, из них 6 лет приходятся на равномерную уплату задолженности по налогам и сборам, и 4 года на оплату пени и штрафов после оплаты основного долга.

По федеральным налогам реструктуризация проводится один раз и в случае нарушения сроков оплаты повторная реструктуризация не проводится.

Если все условия реструктуризации выполнены добросовестно, налогоплательщик имеет право на реструктуризации вновь возникшей задолженности.

Решение о реструктуризации производится на основании анализа финансового состояния предприятия, состояния расчетов с бюджетом. Реструктуризация долга возможна лишь в том случае, если анализ подтверждает способность должника выполнять свои обязательства по графику платежей.

Своевременное выполнения графика и погашение задолженности на 50% за 2 года дает право налогоплательщику списать 50% начисленных штрафов и пеней, а погашение 100% задолженности за 4 года, соответственно, является основанием для списания 100% пеней и штрафов.

В Ульяновской области право на реструктуризацию задолженности получили лишь незначительная часть сельскохозяйственных предприятия, в 2006 году их доля составила всего 27% от общей численности предприятий. В период с 2002 г. по 2006 г. в общей сложности было реструктуризировано 710,63 млн. руб. задолженности перед бюджетом (табл. 1).

Таблица 1- Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных предприятий в Ульяновской области.

Год

2002

2003

2004

2005

2006

Сумма, млн. руб.

67,8

589,5

0,13

53,2

Уже первое «испытание» реструктуризации задолженности, которое пришлось на конец 90-х годов, показало действенность данного инструмента. Оно позволил улучшить финансовое состояние многих предприятий путем нормализации процесса производства. Был снят арест на имущество, разблокированы расчетные счета, разграничились долгосрочные и краткосрочные обязательства, было приостановлено начисление пени и штрафов.

Но наряду с явными плюсами, реструктуризация повлекла за собой ряд негативных последствий. Возможность продлить срок уплаты и надежда на «списание» части задолженности повлекла за собой рост числа уклонений от уплаты налогов. Кроме того, поскольку срок реструктуризации составлял 10 лет, это приводило к обесценению части реструктуризированной задолженности.

Был нанесен ущерб государственному бюджету, так как сумма списанной задолженности по пеням и штрафам в связи с выполнением условий реструктуризации значительно превышала сумму начисленных и поступивших процентов на сумму реструктуризированной задолженности.

Все выявленные недостатки позволяют судить о несовершенстве данного инструмента. Для более эффективной работы необходимо создать модель реструктуризации, которая:

  1. будет носить массовый характер, иными словами реструктуризацию смогут применять предприятия любой отрасли;

  2. позволит рассчитать такой срок реструктуризации, который минимизирует потери бюджета от обесценений задолженности;

  3. предоставит возможность предприятию самостоятельно разрабатывать график уплаты задолженности;

  4. усилит контроль со стороны государства за проведением реструктуризации налоговой задолженности.

  5. Так же, стоить принимать во внимания внешние и внутренние факторы, затрудняющие проведение реструктуризации на предприятии (таблица 2).

Таблица 2 – Факторы, затрудняющие проведение реструктуризации.

Внешние факторы

Внутренние факторы

— несовершенство налоговой системы, в том числе несовершенство налогового законодательства;

— недостатков в системе управления предприятием;

— изменчивость политического курса правительства, а так же региональных и местных органов власти;

— отсутствие развитой системы информационного обеспечения;

— жесткие требования, предъявляемые к предприятиям в процессе реструктуризации задолженности;

— нежелание руководителей добросовестно исполнять обязанности по реструктуризации, надеясь на уступки;

— отсутствие анализа финансовой устойчивости предприятий при реструктуризации налоговой задолженности.

— ненадлежащее ведение финансового учета на предприятии.

Реструктуризация налоговой задолженности является одним из приоритетных направлений государственного налогового регулирования. Его модернизации позволит урегулировать взаимоотношения между предприятием и государством на взаимовыгодных условиях.

Библиографический список:

1. Маркелова, С.В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения / С.В. Маркелова. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 166 с.

2. Маркелова, С.В. Направления государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных организаций Ульяновской области / С.В. Маркелова // Социально-экономическое развитие России в XXI веке: материалы V Международной научно-практической конференции. — Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. — С. 109-110.

3. Маркелова, С.В. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова // Финансовые и кредитные отношения в экономике (международный сборник научных трудов). – Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2008. — С. 70-78.

4.

Реструктуризация задолженности по налогам

Маркелова. С.В. Финансово-экономическое состояние и налоговая нагрузка сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова, Г.Н. Карпова // Международная научно-практическая конференция «Интеграция и дезинтеграция в агропромышленном секторе экономики: традиционный и инновационный подходы». — Москва, 2009. – С. 786-794.

5. Маркелова, С.В. Основные способы адаптации хозяйствующих субъектов к требованиям налоговой системы / С.В. Маркелова // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы V Международной научно-практической конференции. — Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. — С. 61-66.

Главная » Предпринимателю » Реструктуризация налогов

Реструктуризация налогов

Вернуться назад на Реструктуризация

Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства.

ФНС рассказала о реструктуризации задолженности по налогам

Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов.

Государство прощает долги

Замечательное словосочетание «реструктуризация задолженности» означает возможность погашения долгов по налогам, пеням и штрафам, которые налогоплательщик накопил в течение предыдущих лет. В последнее время к подобной процедуре прибегают не только те организации, которые работают по «белому», но и фирмы, «выводящие из тени» свою деятельность. Причем последних сейчас становится все больше, поскольку налоговики с завидным упорством вынуждают-таки компании перейти на «абсолютно белую» систему учета.

Погашение задолженности, некогда возникшей перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, осуществляется по специальному графику, согласованному с налоговиками. Этот документ предусматривает последовательность покрытия долга равными платежами, которые перечисляются не реже одного раза в квартал. Максимальный срок реструктуризации – 10 лет. Правда, за компанией остается право досрочно погасить задолженность по налогам и сборам (п. 5 постановления правительства № 1002). Порой это необходимо, поскольку пока фирма не рассчитается с прошлыми долгами, она не имеет права на отсрочку платежей по текущим налогам (письмо Минфина № 04-01-10/1-19).

Отметим, что невыполнение графика погашения задолженности, например, по одному из государственных внебюджетных фондов, вовсе не влечет прекращения реструктуризации задолженности по другим фондам (постановление правительства № 699). Кроме того, налоговики не вправе приостановить реструктуризацию, если фирма по тем или иным причинам не смогла своевременно уплатить проценты за пользование бюджетными средствами (постановление правительства № 1002).

Льгота по пеням и штрафам

Если в течение двух лет компания покроет как минимум половину недоимки по налогам, то она может рассчитывать на списание 50 процентов суммы начисленных штрафов и пеней (п. 5 Порядка утвержденного постановлением правительства № 1002). В том случае если фирма изъявила желание погасить имеющуюся задолженность в течение четырех лет и при этом своевременно перечисляет суммы по текущим налогам, то ее долги по пеням и штрафам спишут полностью. Причем фирме, решившей разделаться с долгами за четыре года и тем самым не платить штрафы и пени, вовсе не обязательно уплачивать половину задолженности в течение первых двух лет (письмо Минфина № 04-01-10/1/7).

Что касается платежей во внебюджетные фонды, то организация также может получить некую «льготу»: уплатить за пять лет всю задолженность по обязательным платежам и лишь 15 процентов от соответствующих штрафов и пеней (п. 2 Порядка утвержденного постановлением правительства № 699). Оставшиеся 85 процентов компания может уже не перечислять, обнадеживают эксперты журнала «Московский бухгалтер».

Несмотря на общий положительный эффект, реструктуризация может привнести немало хлопот в жизнь бухгалтера. Дело в том, что порядок учета списанных сумм законодатели успели неоднократно поменять в течение последних двух лет.

Напомним, что был принят Закон № 58-ФЗ (далее – Закон № 58-ФЗ), который отменил положения подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ в части штрафов и пеней. С этого момента фирмы должны были признавать списанные суммы налоговых санкций налогооблагаемым доходом. Однако законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, и соответственно нормы Закона № 58-ФЗ начали применяться(письмо Минфина № 03-03-02/5). Следовательно, если компания списала пени и штрафы в 2006 году, то ей придется их учитывать в составе внереализационных доходов.

Данная норма вызвала массу негодований со стороны компаний. К счастью, на сей раз, они были услышаны. С легкой руки законодателей, с начала текущего года фирмы могут списывать без опаски не только налоги, но и суммы финансовых санкций, не увеличивая при этом базу по налогу на прибыль (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК).

№ 5665/04 судьи указали, что уплату процентов нельзя признать расходом. Однако с тех пор в законодательстве произошли некоторые благостные для налогоплательщиков изменения. Закон № 58-ФЗ дал фирмам право включить проценты за пользование реструктуризацией в состав внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.

Как видим, сейчас компаниям, как никогда выгодно заняться реструктуризацией задолженности. Тем более что государство предоставляет подобный шанс избавиться от налоговых долгов каждой отдельно взятой организации лишь один раз. Второго такого шанса уже не будет.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *