Росфинмониторинг проверка

Росфинмониторинг проверка

Содержание

Прим.: данная статья была опубликована в журнале «Бухгалтерия» 23.02.2012 г. Произошли важные изменения в законодательстве. Актуальный материал от 11.10.2017 года можно скачатьтут.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон «О полиции») «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции… обязательны для исполнения… организациями, должностными лицами и иными лицами…». Прежде всего необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь законные. Таковыми являются требования, основанные на норме закона. Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о представлении информации и документации, обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право. Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции». Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • п. п. 4, 17 ч. 1, ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции»;
  • ст. ст. 6, 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • ст. ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  • Рассмотрим их подробнее, выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований.
    Закон «О полиции» Сотрудники полиции в своих запросах о представлении информации обосновывают свои требования п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13

    Закона «О полиции».

    Рассмотрим п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции». В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан. Это дает право работникам полиции истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект — это законность и обоснованность запроса.
    Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы), как истребуемые документы относятся к проводимой проверке или уголовному делу.

    Придраться к слову

    Пункт 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги вашей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы.
    В связи с некорректностью формулировки — «другие информационные материалы» — сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы.

    Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.
    Следовательно, если в запросе имеется ссылка на вышеуказанную норму права, в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером либо деле об административном правонарушении.
    В противном случае вы вправе на запрос не реагировать ввиду его необоснованности.
    Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу неправомерны ссылки на указанную норму, что, в свою очередь, является основанием для отказа в представлении информации.

    Я слежу за тобой

    Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
    При применении данного Закона в запросах о представлении информации сотрудники полиции чаще всего ссылаются на его ст. ст. 6 и 7.

    Статья 6. В ней перечислены оперативно-разыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • опрос;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент.
  • Необходимо заметить, что мероприятие «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Оно может проводиться в виде гласного и подразумевает получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.
    Исследование предметов и документов применяется только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-разыскных мероприятий.

    Готовить злодеяние

    Статья 7. В данной статье приведены основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
    Наиболее часто применяемое основание — это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».
    Указанные основания должны быть сообщены вам в случае проведения в отношении вас оперативно-разыскных мероприятий, и на основании этих данных вы решаете, соглашаться с проведением данных мероприятий или нет.

    Права имеют

    Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Часто в своих запросах сотрудники полиции указывают на ответственность, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ, — за непредставление сведений (информации): для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции» сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).
  • При этом согласно ст. 23 Закона «О милиции» законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
    Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции») не порождало аналогичную обязанность у организаций.
    А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий представлять документацию, связанную с деятельностью организации, и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.
    В связи с этим ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.
    Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п. п. 4 и 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», влечет за собой ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции» «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения… организациями… и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения».
    Как уже говорилось, ст. 19.7 КоАП РФ за неисполнение указанных требований установлен следующий размер штрафа: для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей.

    Легальное подозрение

    Теперь рассмотрим Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
    В запросах о представлении информации также часто встречается ссылка на данный Закон как на основание запроса.
    Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию и документацию у граждан и организаций данный Закон не предоставляет.
    Равно не предусмотрена обязанность граждан и организаций представлять информацию и документацию сотрудникам полиции.
    Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают в качестве основания запроса не весь Закон, а ссылаются на ст. 7.
    В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
    Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности.
    Такая проверка должна проводиться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом. Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным Законом, является Росфинмониторинг.
    Как было указано выше, обязанности представлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями данной статьей не предусмотрено.

    Не сдаваться!

    Иногда в запросах также встречается ссылка на ст. ст. 144, 145 УПК РФ.
    Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Статья 145 УПК РФ — порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.
    Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции права изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по представлению информации.

    Практические рекомендации

    Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.
    В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
    Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о представлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными.
    Но только в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции.

    Спросить еще раз

    До тех пор пока вам непонятны причины и основания проверки, вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и не можете быть абсолютно уверены в законности ваших действий.
    Поэтому в ответ на запрос вы можете направить письмо с просьбой разъяснить законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбуждено уголовное дело, каковы их номера).
    До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.
    А.Матюшенко
    Адвокат
    МКА «Князев и партнеры»
    В.Китсинг
    Адвокат
    МКА «Князев и партнеры»
    Подписано в печать

    28 апреля вступит в силу новая редакция закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения” и правила финансового мониторинга станут более суровыми.

    Каковы последствия действия новых правил, рассказала Mind партнер ЮК Legal House Наталья Радченко.

    Что изменится для граждан в работе платежных систем

    Обновленная версия закона о финмониторинге, конкретизирует требования для платежных систем, касающихся обязательной идентификации своих клиентов. При этом возможность сохранить «анонимность» остается если не превышать пороговую сумму в 30 000 грн или ее эквивалент в иностранной валюте.

    В законе содержится отдельная статья, устанавливающая требования как к отправителю, так и получателю средств/виртуальных активов. Согласно документу все переводы, превышающие порог 30 000 грн, должны сопровождаться следующей информацией о получателе и плательщике (инициаторе перевода):

    • а) физическое лицо (ФЛП) – ФИО, номер счета / электронного кошелька, уникальный учетный номер финансовой операции (при отсутствии кошелька), место жительства или номер паспорта (иной документ, удостоверяющий личность), или идентификационный код, или дата и место рождения.
    • б) юридическое лицо – полное наименование; местонахождение или идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (для резидентов), номер счета / э-кошелька, с которого списываются средства, а в случае отсутствия счета – уникальный учетный номер финансовой операции.

    Если перевод не достигает пороговой суммы в 30 000 грн, верификация клиента не будет являться обязательной, но такой перевод как минимум должен сопровождаться номером счета / э- кошелька или уникальным номером электронного платежного средства, дающим возможность идентифицировать номер виртуального счета отправителя и получателя.

    Платежные системы будут обязаны проводить верификацию своих клиентов в случае наличия признаков связанности финоперации с другими финоперациями, даже если не была достигнута пороговая сумма в 30 000 грн.

    Так, если с одинаковых кошельков в течение рабочего дня будут отправлены два транша по 25 000 грн, вторая операция будет подлежать обязательному мониторингу, так как есть все признаки подозревать клиента в дроблении суммы с целью обхода требований по верификации.

    О судебной защите от неправомерных действий финразведки

    В новой редакции закона сохранилась формулировка о том, что субъекты финмониторинга, их должностные лица и другие работники не несут ответственности за ущерб, причиненный юридическим и физлицам в связи с исполнением ими служебных обязанностей во время проведения финмониторинга, если они действовали в пределах задач, обязанностей и способом, которые предусмотрены настоящим законом.

    Поскольку закон наделяет субъектов финмониторинга широкими полномочиями, касающимися проверки операций своих клиентов, на основании собственных риск-ориентированных подходов, доказать в суде превышение ими полномочий будет крайне сложно.

    Любые меры, предпринятые субъектами, будут трактоваться как исполнение своих обязанностей по надлежащему установлению (пониманию) цели и характера будущих деловых отношений или проведения финансовой операции, идентификации клиента.

    Кого обязали докладывать о подозрительных финоперациях

    Закон обязывает докладывать о подозрительных операциях, кроме классических аудиторских и бухгалтерских компаний, еще и лиц, предоставляющих консультации по вопросам налогообложения.

    Означает ли это, что консультанты сначала будут предлагать клиенту схему налогового планирования, а потом должны будут докладывать об этом финмониторингу?

    Так же, как и к другим субъектам финмониторинга, к консультантам по вопросам налогообложения сохраняются требования надлежащей идентификации своих клиентов, а также финмониторинга их операций.

    Поскольку сама суть услуги по налоговому планированию, предоставлению консультаций в сфере налогового законодательства предполагает выборочный и/или общий анализ финопераций клиента, отчитываться по «сомнительным» операциям налоговые консультанты вряд ли станут.

    Однако на этапе первичной идентификации своих клиентов на общие требования закона придется обратить внимание, как и другим, использовать риск-ориентированный подход на этапе установления деловых отношений.

    Как и ранее, клиентами с высокой степенью риска являются компании с отсутствующим бенефициаром, c происхождением (местом регистрации) из юрисдикций, не выполняющих рекомендации FATF (Иран, Северная Корея), политики и другие публичные лица, лица из санкционных списков, офшорные зоны.

    Какие еще новации могут затронуть интересы граждан

    Как было указано в пояснительной записке к закону, обновленная редакция призвана усовершенствовать и уточнить отдельные нормы законодательства с целью интеграции с нормами ЕС.

    Мы наблюдаем усовершенствованную итерацию закона, и заметную разницу наши граждане на себе почувствуют со временем. Так, изменения коснутся отношения субъектов финмониторинга к своим клиентам. Поскольку для них штрафы за нарушение закона будут увеличены в десятки раз.

    Риск получить штраф за ненадлежащее исполнение закона будет превалировать над риском потерять клиента. Поэтому стоит ожидать более жесткого подхода к финансовым операциям клиента.

    Также придется регулярно давать обоснования финоперации и документально подтверждать легальность источника происхождения доходов. А при работе с платежными системами – быть готовым подтвердить личность и пройти верификацию.

    Какие дополнительные полномочия появились у НБУ

    Закон предписывает НБУ внести изменения в свои нормативно-правовые акты на протяжении трех месяцев со дня вступления закона в силу.

    На самом деле существенные изменения произошли еще в феврале прошлого года, когда заработала валютная либерализация. Тогда изменениями в законодательстве ответственность по проведению комплаенса клиентов переложили полностью на банки. НБУ контролирует, в достаточной ли степени банк проверил клиента, и штрафует, если установит «недостаточность глубины комплаенса».

    Поэтому многие банки предпочитают «перестраховаться» и просто не согласовывают клиентам операции, которые являются очень рисковыми по мнению банка.

    Новая редакция закона о финмониторинге добавила субъектам первичного мониторинга инструменты, которыми они могут влиять на плательщика.

    К чему готовиться клиентам финучреждений с введением новых «антиотмывочных» правил

    Финансовая система стала ощутимо строже к ряду операций еще в прошлом году, после, как ни странно, начала валютной либерализации.

    Поэтому новая редакция закона – это логическое продолжение законодательного пересмотра мер усиления финмониторинга.

    В будущем нас ожидает серьезный контроль наличных финансовых потоков, детальное документальное объяснение рисковых для банка трансакций, реальная блокировка счетов для выяснения чистоты финансовых потоков. Европейская банковская система уже давно работает в таком режиме. Украина только приготовила площадку и пробует отдельные инструменты.

    Как будет работать новый механизм замораживания активов

    Финмониторинг сможет заморозить активы на основании всего лишь подозрения в том, что такие активы связаны с финансированием терроризма. Какие риски на практике несет такая норма для физлица и как их можно уменьшить?

    Законом предусмотрено две процедуры:

    • приостановление финансовых операций;
    • заморозка.

    Суть операций одинаковая: исходящие потоки будут остановлены, входящие – нет. А последствия, основания и процедура разблокировки счетов разные.

    Приостановить операции по счетам банк может, если операции ему покажутся подозрительными. Определение того, что является подозрением, в законе есть – это допущение, которое основывается на анализе информации о клиенте. Допущение о том, что деятельность клиента может быть связана с легализацией средств, полученных преступным путем, терроризмом или другим уголовно наказуемым деянием.

    Так, приостановление счета возможна на два рабочих дня без предварительного уведомления клиента. Банк обязан отправить информацию в Госфинмониторинг, который может продлить приостановление еще на 7 дней. При этом последний уведомит соответствующий контролирующий орган о возможном уголовном преступлении.

    Получить информацию о дате и номере решения Госфинмониторинга клиент может только по письменному запросу. Дальнейшая судьба счета зависит от того, как быстро контролирующие органы и Госфинмонитоинг разберутся в чистоте ваших денег.

    В то же время для замораживания активов одного подозрения мало. Необходимо, чтобы лицо или организация были включены в соответствующий список лиц, связанных с террористической деятельностью.

    Этот список формируется в порядке, который определяет Кабинет Министров, и распространяется между субъектами первичного финансового мониторинга.

    Системы финмониторинга банков автоматически фиксируют операции, если их совершают лица, внесенные в списки. Банк, зафиксировавший активы, связанные с терроризмом, обязан их заморозить и уведомить СБУ об этом.

    Клиент банка сможет получить подтверждение заморозки активов только после письменного запроса банку. При этом заморозка – это остановка расходных потоков со счета, доходные потоки не замораживаются.

    Снять заморозку банк обязан не позднее следующего рабочего дня после исключения лица из списка или получения заключения от СБУ, что лицо не включено в список. Таким образом, закон сам предусматривает варианты, когда заморозка возможна ошибочно. Только потому, что у вас похожее имя (наименование).

    В любом из перечисленных выше случаев для клиента блокировка счета означает невозможность пользоваться деньгами на протяжении всего срока, пока финансовая система будет проверять чистоту денег, потенциальные разборки с контролирующими органами, горы документов, которые будет собирать банк в процедуре хард-комплаенса.

    Что важно знать о переводах свыше 5000 гривен?

    С 28 апреля при осуществлении наличного денежного перевода более чем на 5 тысяч гривен физлицам придется предъявлять паспорт или водительские права, сейчас это правило действует для операций свыше 15 000 гривен.

    Обязательно нужно будет предоставлять документы при:

    • отправлении денежных переводов без открытия счета;
    • пополнении счета в платежных терминалах;
    • пополнении счета другого человека;
    • оплате товаров или услуг по наложенному платежу – например, оплата посылки на «Новой почте»

    Не придется предоставлять документ, подтверждающий личность при:

    оплате жилищно-коммунальных услуг,

    • уплате налогов, штрафов и других обязательных сборов и платежей вне зависимости от суммы;
    • оплате кредитов в сумме до 30 000 гривен;
    • снятии средств с собственного счета;
    • оплате товаров и услуг с помощью платежной карты – подключение платежной карты равняется идентификации человека, так как он уже предоставлял свой паспорт и идентификационный код, заполнял анкету и проходил финансовый мониторинг в банке.

    При переводе денежной суммы, которая больше 5000 гривен, через Western Union, банк запросит паспорт, и, скорее всего, отправителю придется заполнять анкету и указывать данные о себе.

    Оплата через платежные терминалы, которые не принадлежат Банкам, может быть ограничена суммой 5000 грн.

    Зачем это нововведение?

    Законодатель пытается таким образом ограничить оборот наличных средств и установить дополнительный контроль над теневыми доходами. Поскольку налоговая служба пока бессильна контролировать теневые доходы граждан, агентами фактического контроля опять будут выступать банки.

    Также закон установил новые границы для финансового мониторинга. Вместо 150 000 гривен – 400 000 гривен.

    Смыслов П.А. Банк России проводит рейды среди организаций, не работающих в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга

    (опубликовано на сайте www.smyslovy.ru 10.12.2017)

    В первых числах декабря 2017 года некоторые ломбарды, МФО, КПК, страховые брокеры и другие некредитные финансовые организации стали получать письма «счастья» от регулятора о том, что последним получены сведения из Росфинмониторинга об организациях, не использующих Личный кабинет на портале Росфинмониторинга. На основании такой информации ЦБ потребовал представить информацию о выполнении требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за период с 01.01.2017 по 30.11.2017 и подтверждающие это документы.

    Пример такого запроса Вы можете видеть ниже.

    Запрос Банка России по ПОД/ФТ (нажмите, чтобы увеличить)

    Упомянутая норма 115 закона требует от организаций не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг. Обратим внимание, что корректное выполнение такой обязанности невозможно без наличия доступа организаций в Личный кабинет на портале Росфинмониторинга.

    Приложение к запросу Банка России по ПОД/ФТ (нажмите, чтобы увеличить)

    Напомним нашим читателям, что наиболее массовый аналогичный рейд Банка России состоялся в последних числах декабря 2016 года, что вынудило некоторых представителей организаций, наспех покидав в себя новогодние салаты Оливье, провести первые числа нового 2017 года в подготовках к ответам на запросы ЦБ. Как хорошо, что в этом году такая проверка началась заранее, что позволило организациям отвечать на запросы Банка России в рабочем порядке, хотя не обошлось и в этот раз без форс-мажорных ситуаций. Так, например, некоторые организации почему то решили озадачиться подготовкой ответа на запрос Банка России в последний отведенный им для ответа день. А в целом, телефон автора настоящей статьи практически все эти дни не замолкал, и автор ежечасно отвечал на вопросы попавших «под раздачу» организаций, помогая им в подготовке ответов в Банк России и консультируя по заполнению отчета.

    Удивительно, но среди организаций, оказывается, есть все еще значительное количество лиц, ничего не знающих об обязанности направлять в Росфинмониторинг регулярные отчеты о проверках клиентов (такие отчеты еще иногда в просторечии называют «квартальный отчет в Росфинмониторинг», «отчет в Росфинмониторинг раз в три месяца» и т.д.) Есть и те, кто в Личный кабинет на портал Росфинмониторинга заходит настолько редко, что не помнит ни своих логинов, ни паролей для доступа на сайт. Отдельную категорию организаций формируют лица, которые не имеют электронных цифровых подписей для сдачи отчетности в Росфинмониторинг (такие лица часто требуют помочь им в получении и установки подписи за несколько часов до истечения времени ответа на запрос ЦБ). Мы не перестаем удивляться и тому факту, что на обязательном для некредитных финансовых организаций обучении по финансовому мониторингу лекторы некоторых учебных центров по ПОД/ФТ, оказывается, вообще ничего не рассказывают об обязанностях по направлению регулярной отчетности в Росфинмониторинг. Увы, но в погоне за дешевым обучением организации часто не задумываются о качестве такого обучения, что в ряде случаев может приводить к критичным ошибкам в исполнении своих обязанностей в сфере ПОД/ФТ.

    Как итог, запрос из ЦБ по Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга получили следующие организации:

    — не сдававшие за последние полгода и ранее регулярные отчеты в Росфинмониторинг о результатах проверок клиентов;

    — не скачивающие и не просматривающие Перечни лиц, причастных к экстремистской деятельности и терроризму.

    Если наши читатели столкнуться с запросами в ЦБ, которым посвящена наша статья, мы можем дать им следующие общие рекомендации:

    1. В регулятор бессмысленно писать ответ о том, что «мы ничего не делаем, т.к. ничего об этом ранее не знали» и т.п. – это может привести к штрафу.

    2. До сдачи ответа на запрос лучше провести работу над ошибками: сделать проверки клиентов и направить отчеты в Росфинмониторинг – хоть сроки и будут нарушены, на это будет лучше, чем ничего – есть шанс пройти проверку без штрафов (сотрудники ЦБ, кстати, в последний год бывали весьма лояльны к нарушителям, которые провели работу над ошибками).

    3. Ответив на запрос, нужно усилить свою работу в сфере ПОД/ФТ, чтобы исключить дальнейших аналогичных нарушений.

    Со своей стороны мы сделали все, чтобы наши читатели не нарушали закон: на нашем YOUTUBE канале есть два ролика, посвящённых этой теме:

    — как заполнить «квартальный» отчет в Росфинмониторинг (разбираем конкретный пример). Этот ролик доступен .

    — теоретические и практические основы отчета в Росфинмониторинг о проверках клиентов. Этот ролик доступен .

    Ну а если кому то из читателей потребуется персональная помощь автора настоящей статьи, будем рады помочь! Кстати, ни один наш клиент, находящийся у нас на абонентском обслуживании по финансовому мониторингу, разбираемый запрос из ЦБ не получал.

    Смыслов П.А., специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ,

    юрист, канд. истор. наук

    При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

    * * *

    Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

    Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

    * * *

    Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

    — любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

    — обучение и инструктаж по финмониторингу;

    — аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

    — электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

    — помощь на проверках;

    — и многое другое.

    Подробнее .

    Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

    Мы в социальных сетях:

    23 мая 2019 года в первом чтении принят Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» (в целях совершенствования обязательного контроля)

    В Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» будут внесены следующие изменения:

    1) в статье 5:

    а) в части первой:

    в абзаце десятом слова «посреднические услуги» заменить словами «посреднические и консультационные услуги», слова «сделок купли-продажи недвижимого имущества» заменить словами «сделок с недвижимым имуществом»;

    б) в части второй слова «посреднические услуги» заменить словами «посреднические и консультационные услуги», слова «сделок купли-продажи недвижимого имущества» заменить словами «сделок с недвижимым имуществом»;

    2) в статье 6:

    а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

    «1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

    1) операции с денежными средствами в наличной форме:

    • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
    • покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
    • приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
    • получение физическим лицом наличных денежных средств по ценной бумаге на предъявителя;
    • внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
    • покупка или продажа за наличный расчет драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

    2) операции с денежными средствами или иным имуществом, если:

    а) при ее совершении одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а сами операции связаны с:

    • внесением наличных денежных средств на банковский счет;
    • переводом денежных средств на банковский счет;
    • переводом денежных средств без открытия банковского счета;
    • предоставлением или получением кредита (займа);
    • с ценными бумагами;

    б) при ее совершении одна из сторон обслуживается в банке, находящемся в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

    Перечень государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), для целей настоящего подпункта определяется и публикуется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

    3) операции по банковским счетам (вкладам):

    • зачисление денежных средств во вклад (на депозит), открытый в пользу третьих лиц;
    • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которого (которой) не превышает трех месяцев со дня его (ее) регистрации (инкорпорации);
    • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились со дня его (ее) регистрации (инкорпорации);
    • зачисление денежных средств на счет (вклад) при осуществлении страховой выплаты (выплаты страхового возмещения) или при получении страховой премии;
    • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансирования под уступку денежного требования;
    • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
    • списание денежных средств со счета (вклада) физического лица при осуществлении платежа за участие в тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме;
    • зачисление денежных средств на счет (вклад) физического лица при осуществлении выплаты денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме;
    • зачисление денежных средств на счет (вклад) физического лица при осуществлении выплаты денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в лотерее;
    • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) по договору беспроцентного займа (безвозмездной помощи);

    4) иные операции с денежными средствами или иным имуществом:

    • помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
    • выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии;
    • предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) или договору сублизинга;
    • скупка, купля-продажа драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
    • получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре;
    • передача физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры, в том числе путем выплаты денежных средств;
    • выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее;
    • прием от плательщика денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
    • предоставление или получение беспроцентных займов (безвозмездной помощи) физическим или юридическим лицам.»;

    б) пункт 11 признать утратившим силу;

    в) дополнить пунктами 11-1 — 11-3 следующего содержания:

    «11-1. Операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций, совершаемых в рамках сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество:

    1) зачисление денежных средств на счет (вклад) клиента;

    2) списание денежных средств со счета (вклада) клиента;

    3) выполнение клиентом платежа в наличной форме.

    11-2. Сделка, результатом которой является переход права собственности на недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

    11-3. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) или договору сублизинга подлежит обязательному контролю, если стоимость имущества, передаваемого по соответствующему договору, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.»;

    г) пункт 12 изложить в следующей редакции:

    «12. Операция по получению некоммерческой организацией (за исключением органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества некоммерческой организацией (за исключением органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.»;

    д) абзац второй пункта 14 изложить в следующей редакции:

    «Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 10 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает ее.»;

    е) дополнить пунктами 15 – 17 следующего содержания:

    «15. Осуществление почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

    16. Операция по передаче клиенту денежных средств в счет денежного требования клиента к третьему лицу подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

    17. Осуществление оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, или оператором связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, который имеет право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, по поручению абонента операций за счет денежных средств, внесенных абонентом за услуги связи, за исключением оплаты услуг связи, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция равна или превышает 50 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 000 рублей, или превышает ее.»;

    ж) пункт 4 изложить в следующей редакции:

    «4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в уполномоченный орган с учетом следующих особенностей:

    кредитные организации – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в подпунктах 1 – 3 пункта 1, пунктах 11-1, 11-3, 12 — 14, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    профессиональные участники рынка ценных бумаг – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1, подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 13, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце третьем подпункта 4 пункта 1, пунктах 12 и 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    страховые брокеры – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце третьем подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    общества взаимного страхования – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 2настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    лизинговые компании – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце четвертом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    организации федеральной почтовой связи – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пунктах 15 и 2 настоящей статьи, а также в пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    ломбарды – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце втором подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце пятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзацах шестом и седьмом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    операторы лотерей – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце восьмом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 11-1, 11-2, 12 и 2 настоящей статьи, а также пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    организации, оказывающие посреднические и консультационные услуги при осуществлении сделок с недвижимым имуществом – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пунктах 11-2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    операторы по приему платежей – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце девятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пунктах 16, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    кредитные потребительские кооперативы – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    микрофинансовые организации – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    негосударственные пенсионные фонды – в отношении операций
    с денежными средствами или иным имуществом, указанных в подпункте 2 пункта 1, абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, и операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пунктах 17, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона.».

    Текст Проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» (в целях совершенствования обязательного контроля)

    Вернуться на страницу новостей

    Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) будет проводить камеральные и выездные проверки риелторских контор. Соответствующий приказ утвержден приказом Минфина от 26 декабря 2006 года и зарегистрирован в Минюсте 14 марта 2007 года, пишет «Интерфакс».
    В новом документе уточняется, какие вопросы могут быть рассмотрены ФСФМ во время проверки подконтрольных организаций. В частности, порядок предусматривает возможность проверять соблюдение требований к идентификации не только клиентов, но и выгодоприобретателей. Финразведка сможет проверять не просто наличие правил внутреннего контроля, но и их соответствие требованиям закона. Кроме того, сотрудники ФСФМ будут проверять, как организации соблюдают требования к подготовке и обучению кадров в сфере борьбы с отмыванием денег.
    Выездная проверка в отношении одной организации по-прежнему может быть проведена не более чем один раз в полгода. Однако теперь срок проверки ограничен и не может превышать 30 календарных дней. В то же время установлено, что проверка может быть продлена главой ФСФМ или руководителем территориального органа ФСФМ по мотивированному обращению проверяющих.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *