Руководство по медицинскому обеспечению вооруженных сил

Руководство по медицинскому обеспечению вооруженных сил

Организация диспансеризации в Вооруженных Силах Российской Федерации

Т.К. Калантаров, ординатор хирургического отделения 5-го ЦВКГ, кандидат медицинских наук; П.И. Гаврюшенко, начальник отдела военного законодательства (Военно-воздушных сил), кандидат юридических наук, подполковник юстиции

Диспансеризация является одной из ключевых составляющих системы медицинского обеспечения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, важным направлением деятельности командования и медицинской службы воинских частей по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих. Она включает медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава, активное и ранее выявление заболеваний, изучение условий службы и быта военнослужащих, выявление факторов, отрицательно влияющих на их здоровье, проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Целью проведения диспансеризации являются предупреждение, активное и раннее выявление заболеваний, предотвращение их обострений, осложнений и прогрессирования. Диспансеризация осуществляется в соответствии с Методикой диспансеризации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, офицеров запаса (в отставке). Данная Методика разработана с учетом требований, установленных приказом Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении» от 19 января 1998 г. № 12/2.

Объем исследований и лечебно-профилактических мероприятий в Методике определен в соответствии с требованиями, установленными:

– Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 23 июля 1993 г. № 5487-1;

– Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ;

– Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. № 306-1 с дополнениями и изменениями) от 15 мая 1991 г. № 1244-I;

– Законом Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (с последующими изменениями и дополнениями) от 15 января 1993 г. № 4301-I;

– Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140;

– Руководством по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденным приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации 2001 г. № 1;

– директивой начальника ГВМУ МО РФ «Методика диспансерно-динамического наблюдения при основных заболеваниях военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» 2002 г. № ДМ-1.

По масштабу охвата лиц диспансеризация может быть общей, когда она проводится всем категориям военнослужащих и включает мероприятия по выявлению основных классов и нозологических форм болезней, и целевой. Последняя проводится, как правило, определенным категориям военнослужащих в целях выявления отдельных (наиболее актуальных для конкретной категории обследуемых) заболеваний.

Наиболее важными составляющими диспансеризации являются: углубленное медицинское обследование (УМО), диспансерное динамическое наблюдение (ДДН) и лечебно-профилактические мероприятия.

Мероприятия по подготовке и проведению УМО включаются в план основных мероприятий воинской части на год по представлению начальника медицинской службы части.

Для проведения УМО военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, создается диспансерная комиссия, председателем которой назначается начальник медицинской службы воинской части.

УМО военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, не состоящих под ДДН, проводит врач части.

Для качественного проведения УМО начальник медицинской службы воинской части заблаговременно (обычно за 1,5 – 2 месяца) готовит План подготовки и проведения УМО военнослужащих части.

Проведение УМО в воинских частях и учреждениях, не имеющих в штате врача, решением начальника медицинской службы гарнизона возлагается на гарнизонную поликлинику (госпиталь). Проект приказа начальника гарнизона об организации УМО и график его проведения составляет начальник медицинской службы гарнизона. Выписки из приказа направляются командирам воинских частей (учреждений) и начальнику поликлиники (госпиталя).

В организации УМО выделяются три периода.

1. Подготовительный период. Этот период включает проведение следующих мероприятий:

– подготовка проекта приказа командира воинской части о проведении УМО и графика прохождения его личным составом. При разработке графика учитывается, что обследование проводится только в рабочие дни в светлое время суток, при этом один врач с фельдшером (медицинской сестрой) может обследовать не более 40 человек в день;

– проведение инструкторско-методического занятия, на котором начальник медицинской службы воинской части информирует подчиненных об особенностях предстоящего обследования, распределяет функциональные обязанности и ставит задачи по подготовке помещений и медицинского персонала. Перед началом УМО в воинской части проводится анкетирование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в целях изучения субъективной оценки состояния здоровья, условий службы и быта, что уменьшает время для сбора анамнеза и информации, позволяет заполнить определенные разделы медицинской книжки и скорректировать план обследования;

– подготовка медицинской документации, в ходе которой изучаются медицинские книжки, результаты выполнения в предыдущем периоде Плана лечебно-профилактических мероприятий военнослужащим воинской части, состоящим на ДДН на 200__год. Это позволяет врачу наметить для каждого военнослужащего индивидуальный план УМО, в который, кроме обязательного комплекса исследований и осмотров врачей-специалистов, дополнительно могут включаться обусловленные индивидуальными медицинскими показаниями лабораторные, функциональные, эндоскопические и другие исследования, а также обследования врачами-специалистами. Начальник медицинской службы воинской части разрабатывает и согласовывает с начальником медицинской службы гарнизона (начальником гарнизонной поликлиники, госпиталя) сводный Перечень диагностических исследований и консультаций военнослужащим воинской части. Флюорография органов грудной клетки, как правило, должна проводиться до начала УМО;

– подготовка материальной базы, которая предполагает проведение ремонта помещений медицинского пункта, медицинской аппаратуры, а также получение необходимого медицинского имущества;

– проведение разъяснительной работы с личным составом о значении УМО для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний.

2. Период проведения углубленного медицинского обследования. Личный состав для проведения УМО представляется в медицинский пункт командиром подразделения, который сообщает врачу сведения о военнослужащих, отстающих в боевой подготовке, испытывающих трудности военно-профессиональной адаптации, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ, имеющих поведенческие особенности, а также о других военнослужащих, нуждающихся в более тщательном медицинском обследовании.

Врач с учетом полученной информации от командира подразделения, изучения данных анкетирования и имеющегося в медицинской книжке эпикриза проводит обследование военнослужащего самостоятельно или с привлечением медицинских специалистов. Военнослужащие, которые не состоят под ДДН, но у которых в ходе УМО были жалобы на состояние здоровья, направляются на обследование и консультацию к специалистам в гарнизонное военно-лечебное учреждение (ВЛУ) установленным порядком.

Результаты УМО заносятся врачом в соответствующие разделы медицинской книжки. В итоговых записях указываются: диагноз основного и сопутствующих заболеваний, группа состояния здоровья, группа для занятия физической подготовкой, статус питания, заключение о необходимости диспансерного динамического наблюдения и проведения конкретных лечебно-профилактических мероприятий.

Заключение диспансерной комиссии о состоянии здоровья заверяется в медицинской книжке подписью председателя комиссии.

Группы состояния здоровья военнослужащих:

– I группа – «здоровые» – военнослужащие, у которых заболевания отсутствуют или имеются некоторые отклонения в состоянии здоровья без тенденции к прогрессированию и не оказывающие какого-либо влияния на работоспособность;

– II группа – «практически здоровые» – военнослужащие, имеющие хронические заболевания без нарушения или с незначительными нарушениями функций органов и систем, не снижающие работоспособность;

– III группа – военнослужащие, имеющие хронические заболевания с умеренным или выраженным нарушением функций органов и систем, снижающие их работоспособность.

Военнослужащие, имеющие отклонения в состоянии здоровья и отнесенные по результатам УМО к III и частично II группам состояния здоровья, по заключению врача приказом командира воинской части включаются в группу ЛФК.

От УМО освобождаются военнослужащие, которым в текущем году проводилось медицинское обследование в ходе амбулаторного, стационарного лечения или проводилось медицинское освидетельствование (военно-врачебная и врачебно-летная экспертизы).

3. Период подведения итогов углубленного медицинского обследования. После окончания УМО начальник медицинской службы воинской части анализирует динамику состояния здоровья военнослужащих, полноту и эффективность лечебно-профилактических мероприятий, проведенных за истекший период (у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – за 6 месяцев, у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – за 1 год). О результатах УМО он ежегодно докладывает командиру воинской части письменно.

Одновременно начальник медицинской службы разрабатывает и представляет командиру на утверждение проект Плана лечебно-профилактических мероприятий. Данный План предусматривает сроки и объем проведения лечебно-профилактических мероприятий каждому конкретному военнослужащему части, находящемуся под ДДН.

ДДН подлежат лица:

– имеющие хронические заболевания;

– имеющие повышенный риск возникновения ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, ревматизма, сахарного диабета, злокачественных новообразований и других заболеваний;

– перенесшие острые заболевания (острый тонзиллит, тяжелую форму гриппа, острую пневмонию, острый гломерулонефрит, инфекционный гепатит, острые кишечные инфекции и др.);

– работающие в условиях неблагоприятных факторов военной службы.

Лицам, подлежащим ДДН, предусматривается назначение следующих лечебно-профилактических мероприятий:

– контрольные медицинские обследования по индивидуальным планам, а также консультации медицинских специалистов;

– медикаментозное лечение (противорецидивное, профилактическое), проводимое амбулаторно или в стационаре;

– физиотерапевтическое лечение;

– немедикаментозные методы лечения (рефлексотерапия, мануальная терапия, психотерапия, фитотерапия и др.);

– санация очагов хронической инфекции;

– плановое оперативное лечение (амбулаторно, в стационаре);

– санаторно-курортное лечение;

– диета;

– ЛФК;

– занятия физической культурой;

– режим труда и отдыха;

– отказ от курения и употребления алкоголя и др.

Документами учета ДДН, а также контроля выполнения военнослужащим запланированных диагностических и лечебно-профилактических мероприятий являются медицинская книжка военнослужащего, Книга учета больных в амбулатории, План лечебно-профилактических мероприятий и (или) карта ДДН. Последняя ведется лечащим врачом гарнизонного ВЛУ, в котором военнослужащий состоит на ДДН. В воинской части также допускается ведение карт ДДН в целях обеспечения преемственности в проведении лечебно-профилактических мероприятий между медицинской службой части и военно-лечебными учреждениями.

Важное значение в повышении качества диспансеризации имеют гигиеническое воспитание и обучение военнослужащих методам предупреждения заболеваний и их осложнений, пропаганда здорового образа жизни. Это направление профилактической работы должно носить постоянный, целенаправленный характер и осуществляться при каждом контакте медицинского состава с военнослужащими. Активное участие военнослужащих в профилактической работе, сознательное отношение к рекомендациям и назначениям врача, чувство ответственности за состояние своего здоровья являются необходимым условием эффективности диспансеризации.

ГЛАВНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РУКОВОДСТВО

ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА МИРНОЕ ВРЕМЯ

МОСКВА

ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ПРИКАЗ

начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1

«15» января 2001 г. г. Москва

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРНОЕ ВРЕМЯ

1. Утвердить прилагаемое Руководство по медицинскому обес­печению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.

2. Начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации до 31 декабря 2001 года привести свои служебные документы в соответствие с прилагаемым Руководством.

3. Признать не действующими в Вооруженных Силах Россий­ской Федерации приказы заместителя Министра обороны СССР — начальника Тыла Вооруженных Сил СССР 1981 года № 74, 1985 года № 1, 1989 года № 64.

4. Приказ разослать до отдельного батальона.

Начальник тыла вооруженных сил российской федерации -заместитель министра обороны российской федерации

генерал-полковник

В.Исаков

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Руководство определяет организацию и порядок проведения медицинского обеспечения Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации в мирное время.

2. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации — это система мер медицинского, научного, педагоги­ческого, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужа­щих и граждан, призванных на военные сборы.

3. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Фе­дерации включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль за условиями жизне­деятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприя­тия, снабжение медицинской техникой и имуществом.

4. Финансирование расходов, связанных с медицинским обеспе­чением Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управ­ления, командиров (начальников) и военных психологов.

6. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспече­ния и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений*.

*Далее в тексте Руководства, если не оговорено особо, под медицинскими воинскими частями, учреждениями и подразделениями понимаются медицинские воинские части, учреждения и подразделения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические воинские части, учреждения и подразделения; воинские части, учреждения и подразделения медицинского снабжения; специальные медицинские воинские части, учреждения и подразделения, органы военной печати, военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские организации медицинской службы.

Состав, назначение и основные задачи органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации опреде­лены Положением об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время*.

7. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации является составной частью государственной системы здра­воохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федера­ции осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан**, законодательными и иными правовыми актами Рос­сийской Федерации, нормативными правовыми актами Ми­нистерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

8. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время определяются: условиями боевой под­готовки и быта войск (сил); состоянием здоровья и питания, уров­нем и структурой заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемиологическим состоянием и климатогеографическими ус­ловиями районов дислокации войск (сил); вероятностью возник­новения крупномасштабных аварий и катастроф.

Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время являются:

подготовка личного состава медицинской службы;

военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни;

медицинское обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, меди­цинского контроля за условиями жизнедеятельности личного со­става;

организация и проведение мероприятий по медицинской за­щите личного состава от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранению и укреплению его здоровья; уча­стие в обеспечении безопасности военной службы;

организация и проведение лечебно-профилактических меро­приятий среди личного состава Вооруженных Сил Российской

Федерации; оказание медицинской помощи больным, их лечение ч медицинская реабилитация;

проведение военно-врачебной, судебно-медицинской и судеб-ио-психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, преду­смотренных законодательством Российской Федерации;

участие в комплектовании Вооруженных Сил Российской Фе­дерации личным составом;

снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации меди­цинской техникой и имуществом;

научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения Вооруженных Сил российской Федерации и вооруженных сил иностранных государств;

научная разработка проблем медицинского обеспечения Воо­руженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время;

внедрение в деятельность медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации передовых достижений медицинской науки и практики;

организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке;

устойчивое и эффективное управление силами и средствами медицинской службы;

организация взаимодействия с органами управления и учреж­дениями государственной, муниципальной и частной систем здра­воохранения.

9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Воору­женных Силах Российской Федерации и на объектах обороны — это деятельность специально уполномоченных органов и учреждений (должностных лиц) медицинской службы Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, входящих в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Россий­ской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в целях охраны его здоровья и среды обитания.

10. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*, постановлением Правите­льства Российской Федерации от 23 июня 2000 года № 554 «Об Утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемио-логической службе Российской Федерации и Положения о госу­дарственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»** и нормативными правовыми актами Министерства обороны Рос­сийской Федерации.

*Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, с 3295.

11. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны включает:

контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляю­щих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нару­шения санитарного законодательства, а также привлечение к от­ветственности лиц, их совершивших;

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

проведение санитарно-эпидемиологических расследований, на­правленных на установление причин и выявление условий воз­никновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Воору­женных Сил Российской Федерации, государственный учет инфекционных, профессиональных заболеваний, массовых неин­фекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздей­ствием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны организует Главный государственный санитарный врач Ми­нистерства обороны Российской Федерации, по своим функцио­нальным обязанностям являющийся заместителем Главного госу­дарственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам осуществления санитарно-эпидемиологического надзо­ра в Вооруженных Силах Российской Федерации.

13. Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состо­янию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослу­жащим и их реабилитации.

Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы определен Положением о военно-врачебной экспертизе* и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспер­тизы в Вооруженных Силах Российской Федерации** .

Составной частью военно-врачебной экспертизы является врачебно-летная экспертиза, которая решает задачи военно-вра­чебной экспертизы в отношении летного состава авиации Воору­женных Сил Российской Федерации. Порядок освидетельствова­ния летного состава определен Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил российской Федерации***.

14. Судебно-медицинская экспертиза производится в медицин­ских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации экспертом судебно-медицинских лабораторий или врачом, при­влеченным для производства экспертизы, на основании постанов­ления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.

Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназ­наченных для этой цели медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодате­льством Российской Федерации.

15. Медицинские воинские части, учреждения и подразделения оказывают бесплатную медицинскую помощь военнослужащим, членам их семей, гражданам, призванным на военные сборы, а так­же другим гражданам, пользующимся таким правом в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

16. При отсутствии в местностях, где проходят военную службу или проживают военнослужащие, члены их семей и другие граж­дане, указанные в п. 15, медицинских воинских частей, учрежде­ний и подразделений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального оборудования и в неотложных слу­чаях медицинская помощь оказывается им в учреждениях здраво­охранения, независимо от их территориальной и ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.

* Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 года № 390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 19,ст. 1758)

** Приказ МО РФ 1995 года, № 315. Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 1995 года. Регистрационный № 961.

*** Пр.МО РФ 1999 года № 455. Зарегистрирован Минюстом РФ 16 ноября 1999 г. Рег. № 1973.

Расчеты за медицинскую помощь, оказанную учреждениями го­сударственной, муниципальной и частной систем здравоохранения военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указан­ным в п. 15, производятся в соответствии с постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием меди­цинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом во­еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»* и Инструкцией о порядке оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в уч­реждениях здравоохранения и проведения финансовых расчетов с этими учреждениями за оказанную медицинскую помощь**

17. Медицинские воинские части и учреждения могут оказы­вать медицинскую помощь гражданам, в том числе лицам граж­данского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в системе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской-Федерации»*** и на основании нормативных правовых актов Ми­нистерства обороны Российской Федерации.

18. Медицинские воинские части и учреждения могут оказы­вать платные медицинские услуги в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федера­ции «О защите прав потребителей»****, постановлением Правите­льства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими

учреждениями*****и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.

*Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570.

** Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоох­ранения и медицинской промышленности Российской Федерации 1995 года № 204/167. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 1995 года. Регистрационный № 879.

***Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, №27, ст. 920

**** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140.

***** Там же, ст. 194

19. Количество госпитальных коек и число врачебных посещений для оказания медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг устанавливается ежегод­но по каждому включенному в систему медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг лечебно-профилактическому учреждению главнокомандующим видом Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, командующим родом войск, войсками военного округа (флотом), начальником главного (центрального) управления Министерства обороны Российской Федерации.

20. Порядок учета и расходования денежных средств, получен­ных медицинскими воинскими частями и учреждениями за оказа­ние медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг, определяется законо­дательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

21. Статистический учет в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации организуется в порядке, определяе­мом начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с отделом прогнозирования и информационных систем Мини­стерства здравоохранения Российской Федерации.

Отчетность в медицинской службе Вооруженных Сил Россий­ской Федерации осуществляется в соответствии с табелями сроч­ных донесений, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Воо­руженных Сил Российской Федерации.

Министерство обороны России введет для военнослужащих-контрактников обязательную ежегодную диспансеризацию. Для них это будет еще одна льгота — наравне с бесплатным проездом к месту службы или санаторным лечением. Прочие россияне должны проходить медицинский осмотр лишь раз в три года. По мнению экспертов, новые правила приведут к серьезному усилению контроля за состоянием здоровья солдат и офицеров.

В Минобороны РФ сообщили о подготовке проекта поправок (есть в распоряжении «Известий») в федеральный закон «О статусе военнослужащих». Речь идет об уточнении порядка прохождения медосмотров и диспансеризации. Документ предписывает всем контрактникам — солдатам, сержантам и и офицерам — не реже одного раза в год проходить углубленное медицинское обследование. Сейчас поправки находятся на стадии согласовании в силовых ведомствах и проходят независимую антикоррупционную экспертизу. Изменения в закон планируется внести в нынешнем году.

Перечень исследований, которые военнослужащий будет проходить в ходе медосмотра, диспансеризации или диспансерного наблюдения, будет назначаться индивидуально. При этом особо тщательно проверят тех, кто участвует в вооруженных конфликтах, в контртеррористических операциях, выполняет задачи в условиях чрезвычайного положения. Не менее детально изучат состояние здоровья тех, кто проходит службу в районах Крайнего Севера и других регионах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.

Если в воинской части или гарнизоне нет военно-медицинской организации нужного профиля, врачей-специалистов или необходимого оборудования, военнослужащих пошлют на медосмотр в ближайшие гражданские медорганизации. При этом Минобороны возместит им расходы за проведение таких осмотров.

Разработчики законопроекта считают, что изменение в законодательстве не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Всё необходимое будут финансировать за счет бюджета военного ведомства.

Необходимо законодательно закрепить обязанность проходить диспансеризацию, в этом случае должностные лица будут лично отвечать за проведение обследований и контролировать этот процесс, заявил «Известиям» полковник медслужбы в запасе, кандидат медицинских наук Игорь Авилов.

— Раньше офицеров приходилось убеждать следить за своим здоровьем. Многие из них наотрез отказывались проходить регулярные осмотры, — рассказал Игорь Авилов. — Но это необходимо. Они помогают предупредить развитие определенных заболеваний, которые могут вывести из строя военнослужащего. Между тем хорошее здоровье повышает качество выполнения должностных обязанностей.

В федеральное законодательство не раз предлагали внести поправки об ответственности пациента за отказ от диспансеризации. Правда, все они касались обычных граждан. Последний раз такая попытка была предпринята в 2015 году. Тогда депутаты Мосгордумы предлагали на 50% сократить объем гарантированного бесплатного лечения и медикаментов для граждан, проигнорировавших диспансеризацию. Однако эта инициатива не была поддержана Госдумой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *