Рулевой моторист
Содержание
Описание
Мотористы-рулевые обслуживают как речные, так и морские суда, они стоят на вахте и обслуживают механизмы, устройства, причем эта работа производится зачастую при большом ветре и сильной волне. Во всех операциях по спасению судна и людей участвуют и мотористы-рулевые. Борьба со стихией — повседневное дело в профессии моряка. Мотористы-рулевые несут вахту под руководством вахтенного начальника (капитана, старшего помощника или механика) поочередно то в рулевой рубке, то в машинном отделении судна. В рулевой рубке моторист-рулевой стоит за штурвалом и управляет курсом движения судна согласно приказам вахтенного начальника. В обязанности моториста-рулевого входит также наблюдение за исправностью работы механизмов рулевого устройства, их чистка, смазка, текущий ремонт. На вахте в машинном отделении моторист-рулевой по приборам и другим внешним сигналам следит за исправностью работы двигателя. Под руководством судового механика он также производит чистку, смазку и текущий ремонт двигателя. Моторист-рулевой должен уметь управлять шлюпкой, хорошо плавать, знать практические приемы спасения утопающего, он должен быстро вязать морские узлы, точно закидывать бросательный конец при швартовке, проводить работы по мелкому ремонту и окраске на судне.
Должен знать
Как и в других транспортных профессиях, моторист-рулевой должен уметь распределять свое внимание между несколькими объектами, быть на вахте бдительным. Возможность возникновения аварийных моментов требует от него способности сохранять спокойствие в критические минуты, быть хладнокровным, решительным, смелым. Моторист-рулевой должен быть дисциплинированным, четко и своевременно исполнять приказы, обладать хорошим глазомером, уметь быстро ориентироваться в пространстве. Важное значение для работы моториста-рулевого имеют хорошая координация движений, чувство равновесия и физическая сила. Продолжительное пребывание в небольшом замкнутом коллективе требует от каждого его члена дружелюбия, коллективизма и взаимовыручки.
Профессионально важные качества
- хорошее зрение;
- цветоразличение;
- точный глазомер и тонкий слух;
- чувство равновесия;
- пространственное воображение;
- зрительная память;
- физическая сила;
- выносливость;
- внимательность;
- умение быстро ориентироваться в критической ситуации;
- способность к длительному пребыванию в небольшом замкнутом коллективе.
Медицинские противопоказания
- дефекты зрения;
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- нервные и психические заболевания.
Пути получения профессии
Колледж.
Родственные профессии
Моторист буровой установки, матрос, судоводитель, судовой механик.
Выбирая работу на флоте, стоит обратить внимание на востребованную морскую профессию моториста-рулевого.
Средняя заработная плата: 39100 рублей в месяц
Рейтинг профессии
Востребованность 52% Оплачиваемость 55% Конкуренция 56% Входной барьер 68% Перспективы 50%
Моторист-рулевой на судне – это специалист рядового состава, совмещающий функции матроса и техника. Как вахтенный матрос, он управляет ходом судна, а как техник, обеспечивает эксплуатацию корабельного двигателя и вспомогательных механизмов, а также проводит их обслуживание.
Описание и характеристика профессии
Моторист-рулевой запускает и останавливает двигатель и изменяет режимы его нагрузки. Неся вахту на руле, он следит за курсом, корректируя его при необходимости. Для этого надо учитывать сигналы на других судах, указания навигационных приспособлений – береговых знаков, маяков, баканов и проч., показания глубины и т. д. Кроме того, мотористу-рулевому нужно хорошо разбираться как в общих правилах, регулирующих движение судов, так и в специальных дополнениях к ним, разъясняющих условия навигации в конкретном районе.
Моторист-рулевой руководствуется в своей работе правилами эксплуатации основных двигателей и вспомогательных механизмов, средств автоматизации управления машинным отделением и систем дистанционного управления. Ему положено знать
- как устроен двигатель и каковы манёвренные качества судна;
- как действуют якорные механизмы и устройства;
- почему могут возникнуть неисправности в работе любой из судовых систем от главных двигателей до дополнительных механизмов.
Функции моториста заключаются в наблюдении за состоянием двигателя и судовых механизмов и поддержании их рабочего состояния, а также в управлении судовыми механизмами. Помимо основных обязанностей, рулевой должен соблюдать правила техники безопасности на судне, уметь спустить шлюпку на воду и управлять ею в разных погодных условиях, а также применять на практике приёмы спасения утопающих.
В период подготовки судна к навигации рулевого-моториста привлекают к его ремонту и оборудованию.
Моторист-рулевой находится в подчинении у боцмана и первого штурмана, а на вахте выполняет распоряжения вахтенного начальника. Продолжительность вахты в зависимости от типа и назначения судна составляет от восьми до двенадцати часов.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Профессиональные навыки можно приобрести, пройдя обучение по следующим направлениям:
- профиль «матрос» – код специализации: 2.26.01.07,
- профиль «моторист (машинист)» – код специализации: 2.26.01.08,
- укрупнённое направление «техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» – код специализации: 2.26.01.00,
- профиль «механик маломерного судна» – код специализации: 2.26.01.10,
- профиль «судоводитель – помощник механика маломерного судна» – код специализации: 2.26.01.06.
По каждому из этих направлений разработано от 1 до 4 программ обучения.
Среди учебных заведений, в которых научат, как стать мотористом-рулевым, у абитуриентов пользуются популярностью:
- Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта,
- Новосибирский речной колледж,
- Морской технический колледж им. Д. Сенявина (Санкт-Петербург),
- Хабаровский техникум водного транспорта,
- Омский региональный многопрофильный колледж.
Практически в каждом из этих ССУЗов есть как бюджетные, так и платные места.
Кому подходит
Профессиональная ответственность – одна из основных характеристик работника, позволяющая не допустить возникновение экстремальных ситуаций. Однако на море и на реке может случиться непредвиденное. В этом случае рулевой должен проявить стрессоустойчивость и хладнокровие.
Необходимость контролировать сразу несколько объектов при управлении судном требует мгновенной реакции и отличной координации движений. Помимо этого, моторист-рулевой должен иметь острое зрение, хороший слух, точный глазомер и развитую зрительную память. Важны также чувство равновесия, выносливость и физическая сила.
Длительное пребывание со многими людьми в условиях ограниченного пространства предполагает умение матроса находить общий язык с командой, проявлять позитивное отношение к коллегам на протяжении всего рейса.
Зарплата моториста-рулевого
Оплата работы моториста-рулевого зависит от типа судна, региона, дополнительных условий, но в среднем в крупных городах и портах она колеблется в районе 30 тысяч рублей. Для сравнения: средняя зарплата по России – порядка 25 тысяч рублей.
Обычно в дополнение к зарплате при трудоустройстве почти всегда предлагают полный социальный пакет и нередко – оплату билетов к месту работы за счёт работодателей, материальную помощь при уходе в отпуск, дополнительную медицинскую страховку, частичное погашение стоимости санаторного лечения, премии и т.д.
Как построить карьеру
Мотористы-рулевые востребованы на всех видах речных и морских судов любого флота. Накопив опыт, моторист может пройти переподготовку по смежным морским специальностям. Последующее профессиональное образование откроет перспективу командных должностей на судах любого типа.
Перспективы профессии
Профессия «моторист-рулевой» не потеряла своей актуальности и с развитием навигационных механизмов и внедрением на флоте современных систем управления. И хотя прогресс в создании беспилотной техники всё активнее приходит на суда всех типов, искусственный интеллект еще не скоро вытеснит человека с места рулевого.