РЖД пожарная безопасность
Содержание
- Особенности соблюдения безопасности на железнодорожном транспорте
- Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте: требования ПБ для работников ж/д транспорта
- Общие положения правил пожарной безопасности на ЖД транспорте
- Мероприятия по повышению безопасности на объектах и территории
- Ппб для пассажирских и служебных помещений со спецоборудованием
- Ппб для складских помещений, погрузочных и разгрузочных районов
- Ппб для ремонтно-технических помещений, заводов и депо
- Правила проведения ремонтно-технических работ вагонов и локомотивов
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Особенности соблюдения безопасности на железнодорожном транспорте
Из-за большого количества электроприборов и электропроводов на железнодорожном транспорте повышена опасность возникновения пожаров. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте обязаны соблюдать и сотрудники (проводники, электромеханики, обслуживающий персонал), и пассажиры.
Правильные действия работников способны предотвратить появление пожара и максимально быстро ликвидировать очаг возгорания, обеспечить безопасность пассажиров.
Кто отвечает за безопасность
За пожарную безопасность поезда отвечает проводник, начальник поезда и проездной электромеханик. Все сотрудники железнодорожного транспорта проходят подготовку по пожарной безопасности.
Кроме этого, раз в полгода знания правил безопасности проверяет специальная комиссия. Сведения о прохождении проверки заносятся в журнал и удостоверение проводника. Если сотруднику не удалось пройти проверку, он может быть отстранен от выполнения своих прямых обязанностей.
Проводник может включать и эксплуатировать электроприборы, обесточить их во внештатной ситуации. А вот производить ремонт может только электромеханик.
Проводник на железнодорожном транспорте следит за исправностью проводки и электроприборов, отопительными устройствами и кипятильником. Соблюдает правила пожарной безопасности и смотрит за тем, чтобы их не нарушали пассажиры. При возникновении пожара может принять ряд действий по ликвидации очага и эвакуации людей, находящихся в вагоне.
Подготовка поезда к рейсу
Перед отправлением состава в рейс он проходит обязательную проверку. В ходе проверки обязательно проверяется:
- исправность электроприборов;
- отсутствие повреждения электропроводки и целостность изоляции;
- работоспособность отопительных устройств и кипятильника;
- наличия воды в кипятильнике и котле;
- наличие средств пожаротушения, а также их исправность;
- исправность измерительных приборов;
- открывание дверей и откидывание площадок;
- исправность противопожарной системы;
- работа вытяжки над плитой;
- работа автоматических систем, в том числе подачи топлива.
Пожарная безопасность предусматривает осмотр всех помещений. Не должно быть никаких посторонних предметов, особенно поблизости с котлами, плитами и иными электрическими устройствами, а горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся материалы необходимо правильно хранить.
Основные правила
Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте предусматривают ряд запретов. Категорически запрещено эксплуатировать электроприборы и отопительные устройства, которые вышли из строя. Нельзя оставлять без присмотра работающие электроприборы.
Для пожарной безопасности на железнодорожном транспорте также запрещено:
- хранить легковоспламеняющиеся предметы и материалы рядом с котлами, обогревателями, плитами и кипятильниками;
- класть складируемые вещи на расстоянии менее 50 см от светильников;
- перевозить в пассажирских вагонах жидкости, что легко возгораются;
- применять газовые плиты и примусы для приготовления пищи;
- использовать легковоспламеняющиеся жидкости для разжигания котлов и печей;
- эксплуатировать котел или кипятильник без воды;
- использовать розетки и электрические устройства, не соответствующие требования электросхемы;
- разводить открытый огонь;
- включать электроприборы при неисправности измерительных устройств (амперметра и вольтметра);
- применять неисправные аккумуляторные батареи или производить их зарядку неправильным способом;
- сушить вещи на обогревающих устройствах, кипятильниках и над плитами;
- производить ремонт электромеханического регулятора напряжения на ходу поезда;
- заменять вышедшие из строя лампочки лампочками меньшего номинала.
Пассажирам и работникам железнодорожного транспорта запрещается курить в неустановленных местах. Проходы и тамбуры не должны быть загромождены, так как это может препятствовать эвакуации пассажиров в случае возгорания в вагоне. Если поезд движется, нельзя выбрасывать мусор и продукты горения после чистки котлов или печек. Это необходимо делать при остановке поезда в специально отведенных местах.
В случае появления механических повреждений, например, трещин, в отопительных устройствах или плитах, а также нарушения электроснабжения необходимо прекратить их использование. Пожарная безопасность пассажирских вагонов заключается в строгом соблюдении прописанных правил и рекомендаций.
Ответственность пассажиров и внимательность проводников позволяют избежать неприятных ситуаций при стоянии или передвижении поезда.
Особенности тушения возгораний
Даже если правила безопасности на железнодорожном транспорте соблюдаются, существует вероятность образования пожара. Безопасность людей в поезде в таком случае полностью зависит от правильных действий сотрудников железнодорожного транспорта.
При обнаружении возгорания или задымленности дежурный проводник обязан разбудить проводника, который отдыхает, а после этого остановить поезд стоп-краном.
Производить остановку движущегося состава нельзя на акведугах, виадугах, в тоннелях, над путепроводами и в иных местах, где невозможно произвести высадку пассажиров.
Проводник должен отключить электроснабжение: при достаточном естественном освещении – полностью, а ночью − оставив аварийное освещение. Напарник проводника обязан сообщить о случившемся по внутренней связи остальным сотрудникам поезда.
Ради пожарной безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте один из проводников занимается организацией эвакуации. Перед оповещением об эвакуации необходимо открыть все возможные двери.
В случае невозможности эвакуации пассажиры перемещаются в соседний вагон в безопасные условия. Пассажирам должны быть вручены средства индивидуальной защиты, которые находятся в каждом вагоне.
Второй проводник начинает ликвидировать очаг возгорания при помощи огнетушителей и иных противопожарных средств. Для тушения пожаров подвижного состава на железнодорожном транспорте используются порошковые огнетушители, так как пенные содержат воду, которая приводит к короткому замыканию электросети. Их использование допускается только при отключении электроснабжения.
Сотрудники железнодорожного транспорта других вагонов после извещения о пожаре должны взять огнетушители и отправиться в горящий вагон тушить огонь, а также проследить за эвакуацией пассажиров.
Важно не допускать появления и распространения паники среди людей, а обеспечить их организованную высадку в безопасное место.
Тушение пожаров на железнодорожном транспорте сопровождается сложностями при перевозке легковоспламеняющихся и взрывоопасных, а также ядовитых веществ. В таком случае все действия работников должны согласовываться с экологическими и специализированными службами.
Соблюдение правил пожарной безопасности позволяет сократить вероятность возникновения опасных ситуаций на железнодорожном транспорте, а обученные проводники способны спасти жизнь пассажирам при возникновении пожара.
оценок: 1, 5,00
Загрузка…
Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте: требования ПБ для работников ж/д транспорта
Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и прилегающей территории отличаются повышенной требовательностью, ведь через железную сеть ежедневно перемещаются миллионы тонн легковоспламеняемых веществ и материалов.
Сегодня российская железная дорога принадлежит ОАО «РЖД» и именно она отвечает за пожарную безопасность вверенных ей составов, территорий, зданий, пассажиров и грузов.
Общие положения правил пожарной безопасности на ЖД транспорте
Общие положения правил пожарной безопасности на железной дороге регламентируются нормативным документом ППБО 109 92. Так, документ гласит, что прописанные правила и рекомендации, помимо самого ЖД транспорта, распространяются на все территории, имеющие прямое или косвенное отношение к деятельности железнодорожных перевозок.
Сюда относятся административные здания, склады, ремонтные депо, стоянки, производственные помещения и здания, предназначенные для приема пассажиров. ППБ должно соблюдаться на этих объектах независимо от формы собственности, а ответственность лежит как на собственниках, так и арендаторах.
Проверка состояния ПБ на железнодорожных объектах возложена на профильное пожарное ведомство. При выявлении нарушений, на ответственных за объект лиц возлагаются административное наказание, предусмотренное правилами пожарной безопасности на транспорте.
Мероприятия по повышению безопасности на объектах и территории
Помимо общих положений, ППБО предусматривает список организационных мероприятий, призванных обеспечить ПБ в зданиях всех форм эксплуатации и прилегающих к ним территорий.
Список мероприятий следующий:
- по всей территории и у каждого здания должен висеть противопожарный щит с полным комплектом инвентаря;
- территория вокруг объектов должна содержаться в чистоте, а все объекты инфраструктуры должны быть в исправном состоянии;
- входы и выходы, предусмотренные для эвакуации в случае ЧС должны быть не заперты, а проходы и лестничные клетки не должны быть захламлены;
- проведение своевременного инструктажа, который содержит подробные требования к пожарной безопасности среди работников железнодорожного транспорта;
- регулярная пропаганда соблюдения ППБ, особенно это касается правил курения на объекте. Для курения должны быть отведены специальные места.
Кроме того, желательно проводить противопожарные учения. С их помощью можно будет выявить недочеты в схеме эвакуации и осведомленности рабочего персонала. Ответственность за проведение мероприятий возлагается на непосредственных руководителей объектов.
Ппб для пассажирских и служебных помещений со спецоборудованием
Пассажирские и служебно-технические здания в обязательном порядке оборудуются ПП системами и сигнализацией. При возведении новых объектов или размещении на территории торговых киосков, те должны размещаться на расстоянии от 15 метров для беспрепятственного проезда пожарных бригад.
В таких зданиях запрещено использовать и хранить газовые баллоны, пиротехнику и легко воспламеняемые вещества. Электрооборудование, используемое в здании, должно оснащаться средствами защиты от коротких замыканий и самопроизвольного возгорания. Приборы должны размещаться на негорючих подставках, не проводящих ток. Особенно это касается электронагревателей.
Здания и помещения, где используется энергетическое оборудование, сигнализация, средства централизации, блокировки и связи обязаны соответствовать нормам технологического проектирования. Также назначаются лица, которые следят за своевременной профилактикой и ремонтом оборудования.
Ппб для складских помещений, погрузочных и разгрузочных районов
функция железной дороги – перевозка грузов. Из-за чего не обойтись без складских помещений, районов погрузки, контейнерных площадок и сортировочных платформ. На данных территориях постоянно находится концентрация горючих и легковоспламеняющихся веществ, поэтому игнорирование ППБ может привести не только к колоссальным убыткам, но и экологической катастрофе.
Помимо наличия средств пожаротушения в соответствии с площадью, складские помещения должны:
- размещаться отдельно от производственных, либо ограничиваться стенами из негорючих материалов;
- проходы в складах должны быть не меньше 1 метра в ширину;
- хранение различных веществ должно осуществляться в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91;
- полки и стеллажи должны изготавливаться из негорючих материалов и привинчиваться к полу или стенам;
- каждая секция помещения должна иметь отдельный выключатель. Автоматы, управляющие питанием каждой секции, должны находиться в несгораемых ящиках снаружи здания;
- запрещена прокладка кабелей над чердачными сводами, выполненными из горючих материалов;
- осветительные приборы и силовые кабели должны располагаться не меньше чем в полуметре от хранимых материалов. Конструкция самих светильников должна исключать выпадение колб или стартеров.
Кроме этого, руководители складов должны обозначить специально отведенные места, где могут храниться химически опасные вещества и газовые болоны. Если на складе действуют погрузчики, необходимо обозначить специальное место для заправки за территорией непосредственного склада.
К погрузочным площадкам и контейнерным складам приведенные выше требования также относятся. Плюс к этому в местах хранения контейнеров должны присутствовать противопожарные проходы шириной от 5 м через каждые 100 м. Сами площадки должны располагаться на твердой поверхности, содержаться в чистоте, регулярно освобождаться от мусора и иметь четкие проезды, которые позволят свободно маневрировать пожарной машине.
Ппб для ремонтно-технических помещений, заводов и депо
Заводы и депо используют сложное оборудование и станки для решения технологических задач. Организация безопасной работы для рабочих должна соответствовать нормативно-технической документации, описывающей технологические процессы, связанные с ремонтом объектов железнодорожного транспорта.
Помимо правильного и безопасного использования оборудования, руководитель должен следить за состоянием воздуха в помещениях, своевременным удалением пожароопасных отходов, изоляцией оборудования. Если позволяет технологический процесс, желательно искать альтернативу легко воспламеняемым материалам на менее пожароопасные.
Каждое помещение должно быть оборудовано ПП оборудованием, а отделка цехов должна исключать искрообразование.
Правила проведения ремонтно-технических работ вагонов и локомотивов
В каждом пункте обслуживания подвижного состава должно присутствовать ПП оборудование. Разлив топливных жидкостей недопустим. При подзарядке батарей, проведении покрасочных или сварочных работ должна работать принудительная вентиляция. Также до начала работ должны проводиться следующие действия:
- грузовые вагоны и цистерны тщательно очищаются от остатков пожароопасных веществ;
- в рефрижераторных вагонах должен быть откачан охладительный реагент;
- из тепловозов и локомотивов сливается топливо в специально предназначенные емкости;
- электрогазосварочные работы должны проводиться вне пространства пассажирских вагонов.
Для каждого вида работ должны присутствовать технологические карты с прописанными правилами проведения работ.
Основными документами по соблюдению противопожарного режима, регламентирующими все действия в этом направлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предприятий, учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также всех граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в РФ, являются:
— Федеральный закон «О пожарной безопасности», введенный в действие в 1994 году;
— «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ-01-03), введенные в действие приказом МЧС России в 2003 г.;
— Система государственных стандартов «Пожарная безопасность»;
— требования СНиП Минстроя России.
Кроме того, требования пожарной безопасности изложены в многочисленных нормативных документах и правилах, принимаемых различными отраслевыми структурами, органами местного самоуправления и др. . Инструкции отдельных объектов разрабатывают на основе отраслевой документации.
Главное условие — эти документы не должны снижать уровень требований федеральных законов, норм и правил Федерального органа управления государственной противопожарной службой (МЧС России). Но все документы, утвержденные в соответствии с действующими, имеют равную силу и статус обязательных для исполнения.
Необходимость в многочисленных дополнительных документах вызвана тем, что даже такие объемные правила, как ППБ-01-03, регламентирующие требования к наиболее пожароопасным производствам, не смогли полностью учесть всей специфики требований пожарной безопасности ряда отдельных отраслей и производств.
Для каждого объекта и его участков на железной дороге, где возможно возгорание (мастерских, цехов, вагонов, локомотивов, грузоподъемных кранов и т.п.), разрабатывают специальные инструкции, предельно приближенные к конкретным условиям и обеспечивающие противопожарный режим. Основная их цель — обеспечить безопасность людей и, по возможности, сохранность материальных ценностей в случае возникновения пожара.
В соответствии с действующим законодательством РФ нарушение, невыполнение или уклонение от выполнения требований пожарной безопасности влечет за собой один из видов ответственности: уголовную, административную или дисциплинарную.
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
В Федеральном законе «О пожарной безопасности» определены права и обязанности граждан, должностных лиц в области пожарной безопасности и их ответственность за нарушение этих требований, изложены основные принципы профилактики пожаров.
Пожарную безопасность Закон определяет как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Предусмотрено формирование системы обеспечения пожарной безопасности — совокупности сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Закон обязывает предприятия соблюдать требования пожарной безопасности:
— выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
— осуществлять на предприятии меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты;
— обучать работников мерам пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду;
— предоставлять пожарным при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
— обеспечивать должностным лицам пожарной охраны доступ на объект при осуществлении ими служебных обязанностей.
Полезная информация:
на 1% по сравнению с 2009 годом).
На территории Хабаровского края ежегодно возникает до 400 пожаров в тайге и в этой связи управление лесами обеспокоено увеличением количества возгораний, возникающих на землях министерства обороны — в 2016 году зарегистрировано 5 таких случаев, в 2017 году уже 8. В ходе мероприятий, проведённых совместно с военными лесничествами, проведено противопожарное обустройство полигонов, в результате чего не допущено перехода огня с земель Минобороны на территории иных категорий.
Доля крупных лесных пожаров в Хабаровском крае по сравнению со средними показателями за 10 лет уменьшилась в 2,6 раза, но в предстоящем сезоне 2019 года по прогнозу ожидается высокая горимость тайги. Расчёт сделан с учётом цикличности событий, лето-2019 должно быть сухое и жаркое, — рассказали ИА «Хабаровский край сегодня» в управлении лесами краевого правительства. В тёплый сезон регион накроют устойчивые антициклоны, которые не пропустят на территорию дожди.
Важно выделить такие особенности лесных пожаров: они подразделяются на низовые, верховые и торфяные. Низовые составляют примерно 90% от общего количества лесных пожаров. При этом горят нижние части деревьев, трава, валежник, подлесок, выступающие корни. Скорость распространения низового пожара составляет 2,5-3,0 м/мин.
Верховые пожары характеризуются быстрым продвижением огня по кронам деревьев при сильном ветре. Скорость верхового пожара иногда достигает 400-500 м/мин.
Почвенные пожары возникают в местах нахождения торфа. Скорость распространения такого пожара — несколько метров в сутки. При этом выделяется большое количество дыма.
Однако это не отражает специфики лесов Хабаровского края: высокой плотности древесной растительности, преобладание хвойных видов деревьев, значительной площади горной местности. Это увеличивает долю верховых, то есть самых опасных пожаров.
Проблема значительной горимости лесов Хабаровского края, как и во всей России, усугубляется негативными изменениями в Лесном кодексе 2007 года, когда леса из федеральной собственности могли передаваться на долгосрочную аренду частным лицам, что снизило уровень ответственности последних за их пожарную безопасность. Наряду с этим общее количество лесников по РФ было сокращено на 70тыс. человек, тоесть леса оказались бесконтрольны. Пострадало и авиалесоохрана, которая из федерального подчинения перешла в региональное. Последнее привело к тому, что пожары на границах субъектов РФ не гасились из-за споров региональных властей.
В связи с этим нами рекомендуется следующее мероприятие по снижению пожарной опасности в лесах:
1) Усовершенствовать Лесной кодекс, для чего привлечь к этому делу ведущих экспертов РФ;
2) Вернуть авиалесоохрану в федеральное подчинение;
3) Увеличить количества лесничих;
4) Ужесточить законодательство за нарушения пожарной безопасности в лесах и браконьерские рубки.
УДК 614.849
М.Р. Магомедов, Д.А. Чуйков, Г.И. Сметанкина
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России ФГБОУ ВО Воронежский государственный технический университет
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В статье рассмотрены вопросы обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, причины пожаров, основные цели и задачи системы управления пожарной безопасностью на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, система управления пожарной безопасностью на железнодорожном транспорте, пожар, чрезвычайная ситуация, причины возникновения пожара.
M.R. Magomedov, D.A. Chuykov, G.I. Smetankina
FIRE SAFETY MANAGEMENT SYSTEM BY RAILWAY TRANSPORT
Key words: railway transport, fire safety management system in railway transport, fire, emergency, causes of fire.
В условиях современной развитой промышленности особое внимание уделяется транспорту. Транспортные потоки обеспечивают массовую перевозку не только людей, но и большого количества грузов, в том числе пожароопасных. Большая нагрузка по этим работам ложится на железнодорожный транспорт, который является ведущим видом транспорта в Российской Федерации: на их долю приходится свыше 80% грузооборота и около 40% пассажирооборота.
В нашей стране организацией пожарной защиты железных дорог занимается Федеральное Государственное предприятие «Ведомственная охрана» ЖДТ России (ФГП ВО ЖДТ России), использующие для тушения пожарные поезда, которые являются основной тактической единицей по ликвидации пожаров, проведению аварийно-спасательных работ при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся пожарами. В составе ФГП ВО ЖДТ России функционируют 324 пожарных поезда, которые включают более 1,3 тыс. единиц подвижного состава, в том числе 369 вагон-насосных станций, 776 цистерн-водохранилищ, а также 214 единиц дополнительного подвижного состава .
Около 25% пожарных поездов по своим тактико-техническим характеристикам отнесены к категории специализированных, с повышенным уровнем их оснащения, способных наряду с тушением пожаров выполнять широкий спектр работ по ликвидации аварийных ситуаций, производить перекачку опасных грузов из аварийных цистерн непосредственно на месте обнаружения аварии, без транспортировки в специально отведенные места, а также нейтрализации опасных грузов.
В течение 2017 года пожарные команды (поезда) привлекались на тушение пожаров 2,9 тыс. раз, а также 471 раз — для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Силами пожарных команд (поездов) ликвидированы 137 пожаров на стационарных объектах и в железнодорожном подвижном составе, а также 684 пожара в полосе отвода, распространение которых могло привести к сбоям в движении поездов или к полному уничтожению огнем объектов отрасли.
Железнодорожный транспорт в России — одна из крупнейших железнодорожных сетей в мире. Эксплуатационная протяжённость сети железных дорог общего пользования составляет 85,3 тыс. км, электрифицировано более 40 тыс. км. Развёрнутая протяжённость (в однопутном эквиваленте) магистральных железных дорог общего пользования составляет 124 тыс. км; Россия занимает 2-е место в мире, уступая только США (250 тыс. км), опережая Китай (развёрнутая протяжённость железных дорог в КНР превысила 121 тыс. км, причём из них более 19 тыс. км обслуживают высокоскоростные поезда). Крупнейшей отраслевой компанией России является ОАО «Российские железные дороги».
Железнодорожным транспортом в России в 2017 году перевозилось 27% пассажиров и 45% грузов (без учёта трубопроводного транспорта — 87% грузов). В 2017 году, согласно международному рейтингу глобальной конкурентоспособности, качество железнодорожной инфраструктуры России находится на 23 месте в мире, а в целом по транспортной инфраструктуре — на 74-м месте.
V?
Рис.1. Наиболее важные железнодорожные линии России
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки, на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, неисправность приборов отопления, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины. Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте) .
Проблема обеспечения пожарной безопасности на подвижном составе железнодорожного транспорта довольно актуальна в настоящее время. Несмотря на то, что поезд занимает второе место в России по безопасности (на 1 млрд. км приходится 0,13 смерти) сразу после самолета — самого безопасного транспорта в мире (на 1 млрд км — 0,33 смерти), большое число пожаров приходится на железнодорожный транспорт.
Система управления пожарной безопасностью на железнодорожном транспорте создана с целью обеспечения условий для предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара, система является составной частью корпоративной системы управления в ОАО «РЖД» и направлена на обеспечение пожарной безопасности объектов железнодорожного транспорта.
Организационно-функциональная структура управления пожарной безопасностью в ОАО «РЖД» распределяется по трем уровням:
— первый уровень — аппарат управления ОАО «РЖД»;
— второй уровень — РЦКУ и региональные дирекции функциональных филиалов ОАО «РЖД»;
— третий уровень — структурные подразделения РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО «РЖД».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. Положение о ведомственной пожарной охране на железнодорожном транспорте. Приказ ФАЖТ от 7 февраля 2008 г. № 46. Зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. Регистрационный № 11237.
4. Vawilon. Статистика железнодорожных аварий. — URL: https://vawilon.ru/statistka-zheleznodorozhnyh-avarij/.
УДК 342.97
И.С. Малышева
ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России ВЕДОМСТВЕННАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА ФСИН РОССИИ
В статье рассматриваются задачи и функции ведомственной пожарной охраны ФСИН России.
Ключевые слова: пожарная безопасность, ведомственная пожарная охрана, задачи ведомственной пожарной охраны, функции ведомственной пожарной охраны.
I.S. Malysheva
DEPARTMENTAL FIRE BRIGADE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Национальная безопасность Российской Федерации это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности осуществляется посредством реализации ряда стратегических национальных приоритетов, к которым относится, в том числе, и пожарная безопасность.
Пожарная безопасность в России обеспечивается посредством государственной противопожарной службы; муниципальной пожарной охраны; ведомственной пожарной охраны; частной пожарной охраны и добровольной пожарной охраны.
Ведомственная пожарная охрана уголовно-исполнительной системы создана в целях повышения уровня пожарной безопасности подведомственных объектов в соответствии с полномочиями предоставленными статьей 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
Создание ведомственной пожарной охраны ФСИН России объясняется следующими
Железнодорожное сообщение играет огромную роль в жизни и развитии любого государства. В нашей стране на долю железной дороги приходится около 70% от общего числа перевозок всеми видами транспорта.
Обеспечить пожарную безопасность грузовых и пассажирских составов крайне важно, так как в них возможна перевозка горючих и легковоспламеняющихся веществ, а также имеется большое количество проводов.
Причины повышенной пожарной опасности ж/д станций и составов
Чтобы понять, насколько необходимо обеспечить безопасное функционирование поездов и станций, следует перечислить основные их характеристики:
- на грузовых, сортировочных и участковых станциях обычно находится большое количество разных железнодорожных эшелонов, расположенных на путях параллельно друг другу;
- на станциях и в пути имеется очень много вагонов, полувагонов, цистерн, контейнером и других емкостей, наполненных легковоспламеняющимися, горючими, пожаро- и взрывоопасными веществами, сжиженными газами, ядами, вредными твердыми материалами;
- сортировочные и грузовые станции обычно довольно густо застроены зданиями и сооружениями различного назначения, а также заполнены железнодорожными составами (прибывшими, ожидающими отъезда, стоящими на отстое);
- между эшелонами отсутствуют расстояния;
- противопожарное водоснабжение на станциях развито очень слабо;
- в пассажирских поездах огонь очень быстро охватывает весь вагон из-за наличия большого количества горючих материалов и узких проходов, не позволяющих людям быстро эвакуироваться;
- при сгорании некоторых предметов в воздух выделяются токсичные продукты горения.
В случае появления огня при перемещении состава по лесистой, болотистой и другой труднопроходимой местности, борьба с пожаром усложняется вследствие затрудненного подъезда пожарных машин.
Отсутствие разрывов между эшелонами также препятствуем быстрому тушению возгорания, так как огонь из-за этого очень быстро распространяется на большие расстояния.
Огромную роль в обеспечении безопасности на железной дороге играет правильное формирование и расформирование эшелонов. Превышать установленную скорость этих процессов категорически запрещено.
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на ж/д транспорте
Ответственным лицом за пожарную безопасность любого объекта (состав, станция, здание, дистанция и т. д.) является его директор. Руководитель обязан:
- отвести определенные места для курения;
- установить места хранения сырья и продукции;
- контролировать регулярность проведения техосмотров, ремонтов оборудования и помещений;
- проверять знание персоналом правил пожарной безопасности и обучать вновь прибывших людей;
- установить на своем объекте противопожарный режим;
- наблюдать за погрузкой и разгрузкой составов, соединением и разъединением эшелонов, подготовкой вагонов к отправке и т. д.
При подготовке железнодорожного транспорта в рейс необходимо тщательно проверять все имеющееся электрооборудование и электроустановки: они должны быть исправны и оснащены рабочими аппаратами защиты от замыкания и других аварийных режимов.
Необходимо проверить наличие в составе всех необходимых средств пожаротушения, состояние пожарной сигнализации, доступ к эвакуационным выходам и их исправность.
Перед отправлением поезда его должна проверить специальная комиссия по пожарной безопасности, которая постоянно действует на данном объекте. В соответствии с «Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования» проверке подлежат:
- потребители электричества;
- светильники и выключатели;
- управление электрооборудованием;
- экраны электропечей отопления, их заземление;
- аккумуляторные батареи и аппаратура в подвагонных ящиках;
- приборы связи;
- вентиляция.
В пути проводники обязаны следить за поведением пассажиров и за выполнением ими правил пожарной безопасности: запрещено применение открытого огня, использование не предусмотренных инструкцией приборов, курение в вагонах, провозить пожароопасные вещества.
Лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте категорически запрещено:
- пользоваться неразрешенными электроприборами и оставлять без присмотра работающее оборудование;
- самостоятельно заниматься ремонтом неисправных установок, в частности – регулятор напряжения генератора;
- сушить одежду в котельных, на печах или плитах;
- включать потребители электроэнергии без контроля за показаниями приборов;
- пользоваться несправными аккумуляторами или заряжать их не по правилам.
В случае возникновения пожара сотрудник железной дороги должен немедленно сообщить об этом вышестоящему руководству и приступить к самостоятельной борьбе с огнем при помощи имеющихся средств первичного пожаротушения.
Как устранить возгорание на станции
Для того чтобы тушение пожара на железнодорожной станции было возможным, на тупиковых водопроводных сетях установлены гидранты диаметром 100 мм и сделаны водоемы объемом 50 м3.
В рабочих парках создаются специальные посты, где содержится все противопожарное оборудование, а у крайних путей находятся пожарные гидранты. В водонапорных башнях на станциях всегда содержится запас воды на случай возникновения пожара.
Если принятых мер недостаточно, то можно использовать городской водопровод.
Глава 1. Общие требования пожарной безопасности для объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта
1. Общие положения
2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
Ответственность и обязанности руководителей объектов (организаций, объединений, заводов, депо, дистанций, станций, малых, совместных предприятий и др.)
Ответственность и обязанности руководителей подразделений (цехов, отделений, участков, лабораторий, складов, мастерских и подвижного состава)
Организация противопожарной подготовки ИТР, рабочих, служащих и обслуживающего персонала
3. Содержание территории, зданий, помещений и сооружений
Содержание территории
Содержание зданий и помещений
Противопожарные преграды
4. Требования к энергетическому оборудованию
Электроустановки
Отопление
Вентиляция
5. Требования пожарной безопасности для пассажирских и служебно-технических зданий сигнализации, централизации, блокировки и связи (СЦБ и связи)
Пассажирские здания
Служебно-технические здания сигнализации, централизации, блокировки и связи (посты ЭЦ, ГАЦ, ДЦ, ГАЦ-ЭЦ)
6. Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ
Общие требования
Склады ЛВЖ и ГЖ
Склады хранения опасных и особо опасных грузов
Склады лесоматериалов
Склады угля и торфа
Склады горючих газов(ГГ)
Материальные склады
Контейнерные площадки, сортировочные платформы по переработке тяжеловесных грузов
7. Порядок совместных действий администрации и технического персонала объектов железнодорожного транспорта и пожарной охраны при ликвидации пожаров
Глава 2. Требования пожарной безопасности для железнодорожных станций, депо по ремонту и обслуживанию подвижного состава, путевого хозяйства, специальных и вспомогательных объектов
1. Железнодорожные станции
2. Локомотивные депо
Общие требования
Территория, здания и помещения локомотивного депо
Экипировочные сооружения и устройства
Водопроводные насосные станции и водонапорные башни
Участки ремонта паровозов и базы запаса локомотивов
3. Вагонные депо, депо и участки по ремонту контейнеров
Общие требования
Территория, здания и помещения депо (участков, парков и баз отстоя вагонов)
4. Промывочно-пропарочные станции и пункты
5. Путевое хозяйство
Содержание полосы отвода
Искусственные сооружения
Путевые машинные станции (ПМС)
6. Шпалопропиточные заводы
7. Автотранспортные подразделения
8. Зарядные станции, стоянки электрокаров и автопогрузчиков
9. Лаборатории и вычислительные центры
Глава 3. Требования пожарной безопасности к технологическим процессам для заводов и депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
1. Требования пожарной безопасности, общие для заводов и депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
Общие требования
Производства с применением ЛВЖ и ГЖ
Производства с применением полимерных материалов
Деревообрабатывающие производства
Производства окрасочных работ
Производства с наличием станков, кузнечно-прессового и штамповочного оборудования, содержащих масла в системах гидропровода, смазки и охлаждения
Сушильно-пропиточные отделения
Регенерационно-пропиточные отделения
2. Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава
Тяговый подвижной состав
Грузовые вагоны
Рефрижераторные вагоны (секции) и АРВ
Пассажирские вагоны
Глава 4. Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава железных дорог
1. Общие требования
2. Тепловозы и дизель-поезда
3. Электровозы и моторвагонный подвижной состав
4. Паровозы
5. Цельнометаллические пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
6. Рефрижераторные секции (поезда) и автономные рефрижераторные вагоны (АРВ)
7. Вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды
8. Вагоны с видеосалонами
9. Вагоны с установками двигателей внутреннего сгорания, восстановительные и пожарные поезда
10. Вагоны-магазины
11. Вагоны-гостиницы
Глава 5. Правила пожарной безопасности при перевозке грузов
1. Перевозка опасных грузов
2. Перевозка грузов в сопровождении проводников грузоотправителей (грузополучателей)
3. Погрузочно-разгрузочные работы при транспортировании пожароопасных грузов
4. Перевозка нефтепродуктов
5. Перевозка автотракторной техники подвижным составом железнодорожного транспорта
Глава 6. Противопожарное водоснабжение, пожарная техника н средства связи
Приложение 1. Примерное положение о пожарно-технических комиссиях на строящихся объектах
Приложение 2. Нормы первичных средств пожаротушения для строящихся и реконструируемых зданий, сооружений и подсобных помещений
Приложение 3. Примерная программа проведения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму с ИТР, рабочими и служащими железнодорожного транспорта
Приложение 4. Рекомендуемая программа подготовки личного состава добровольных пожарных дружин на объектах Министерства путей сообщения
Приложение 5. Журнал учета вводного противопожарного инструктажа вновь принимаемых на работу
Приложение 6. Журнал учета первичного, повторного и внепланового противопожарного инструктажа
Приложение 7. Правила пожарной безопасности для видео комплексов, размещаемых в пассажирских зданиях