Саморегулирование в предпринимательской деятельности

Саморегулирование в предпринимательской деятельности

Содержание

В настоящее время в интернете допуск СРО предлагают оформить множество компаний. При этом некоторые из них не только подготовят учредительные и регистрационные документы (в том числе и на специалистов), но и помогут оперативно вносить изменения в допуск (добавлять или исключать виды работ; вносить изменения, связанные со сменой юридического адреса или расширением контрактов).

Деятельность саморегулируемых организаций регламентируется Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности — физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Ст. 3 указанного закона определяет, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Требования к СРО:

  1. некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
  2. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
  3. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  4. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Цель деятельности СРО — саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в данную организацию.

Саморегулируемая организация:

  • разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила);
  • от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации;
  • должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Основные функции СРО:

  1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
  2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
  8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
  9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

  1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
  3. вносить на рассмотрение органов власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  4. запрашивать в органах власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 4 (41). С. 106-110.

УДК 342

ПОНЯТИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

THE CONCEPT OF SELF-REGULATION IN ADMINISTRATIVE LAW

А. Ф. АЛГАЗИНА (A. F. ALGAZINA)

Рассматриваются сложившиеся в юридической науке подходы к определению понятия «саморегулирование». На основе анализа форм воздействия государства на саморегулирование, а также особенностей статуса саморегулируемых организаций делается вывод о том, что саморегулирование является методом государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: саморегулирование; признаки саморегулирования; метод государственного регулирования; саморегулируемые организации.

Key words: self-regulation; the sings of self-regulation; method of state regulation; self-regulated organizations.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. одним из принципов, которым в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться государство, является создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества.

Легальное определение саморегулирования закреплено в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО). В соответствии с указанной нормой под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Вместе с тем, как справедливо отмечает Д. А. Петров, единственное на сегодня легальное определение саморегулирования является применимым лишь для целей Закона о СРО, что не позволяет считать его всеобъемлющим .

В отечественной юридической науке отсутствует общепризнанное определение данной категории. П. В. Крючкова, А. Ю. Обы-денов определяют саморегулирование как институт, в рамках которого группой экономических агентов создаются, адаптируются и изменяются легитимные (не противоречащие формальным, установленным государством) правила, регулирующие хозяйственную деятельность этих агентов; объекты контроля имеют возможность легитимно управлять поведением контролера (регулятора) .

Д. О. Грачев рассматривает саморегулирование как вид регулирования, противоположный государственному регулированию и не являющийся частью последнего . С. А. Зинченко и В. В. Галов, напротив, считают, что саморегулирование в любом случае

© Алгазина А. Ф., 2014

Понятие саморегулирования в административном праве

подразумевает элемент регулирования, исходящий от государства в лице его органов . Наиболее широкий подход к саморегулированию использует Ю. А. Тихомиров, который определяет саморегулирование как систему управления общественными делами, построенную на основе самоорганизации и самодеятельности .

Безусловно, понятие «саморегулирование» является многоаспектным, что позволило Г. А. Тосуняну сделать вывод о невозможности дать универсальное определение саморегулирования . Вместе с тем, на наш взгляд, разработка определения саморегулирования как правового явления будет способствовать совершенствованию правового регулирования отношений в данной области и не помешает учитывать специфику саморегулирования в той ли иной сфере.

В настоящее время в юридической литературе наметилась тенденция определять саморегулирование как часть негосударственного правового регулирования, существующего наряду с государственным регулированием . Однако, на наш взгляд, саморегулирование не может быть отнесено за рамки государственного регулирования. Государственное регулирование может осуществляться не только органами исполнительной власти, но и некоммерческими организациями, которым переданы государственно-властные полномочия. Данный тезис находит подтверждение при рассмотрении особенностей передачи функций по регулированию рынка саморегулируемым организациям, являющимся организационной основой осуществления саморегулирования.

При этом в юридической литературе вопрос о характере передачи государством своих функций некоммерческим организациям в целом и саморегулируемым организациям в частности остаётся до конца не определённым.

Так, Г. Винтер полагает, что государство «расщепляется» посредством передачи своих функций «вниз» (общественным организациям), но при этом продолжает существовать в системе управления в новых сочетаниях; такая передача функций «вниз» рассматривается автором как «приватизация» управления . Э. В. Талапина отмечает проявление тенденции «приватизации» государства как передачи части государственных функций

частному сектору и в России и обращает внимание, что при её реализации в ходе государственных реформ важной задачей является учёт как её позитивной, так и негативной стороны .

Представляется обоснованной точка зрения, согласно которой государственные функции, переданные саморегулируемым организациям, утрачивают статус государственных только в том случае, если государство полностью теряет интерес к конкретной сфере (где созданы саморегулируемые организации) и отказывается от осуществления каких бы то ни было полномочий, вытекающих из этих функций. В остальных случаях передаваемые саморегулируемым организациям функции остаются государственными, и одновременно идёт не только «приватизация» государства, но и «огосударствление» саморегулируемых организаций .

После передачи части своих полномочий федеральные органы исполнительной власти продолжают осуществлять контроль и надзор за полнотой и качеством выполнения саморегулируемыми организациями переданных им полномочий. Так, например, ст. 22 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Справедливо замечание о том, что саморегулируемые организации в конечном счёте наделяются полномочиями, которыми субъекты гражданских правоотношений в принципе обладать не могут .

Указанный тезис подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении № 12-П от 19 декабря 2005 г. . Суть позиции Конституционного Суда Российской Федерации состоит в том, что с учётом конституционных принципов соразмерности государственного вмешательства в права и свобо-

А. Ф. Алгазина

ды граждан, баланса частных и публичных интересов федеральный законодатель вправе наделить рядом публичных нормотворческих, исполнительно-распорядительных,

контрольных полномочий автономные публично-правовые субъекты — саморегулируемые организации арбитражных управляющих, призванных выполнять в сфере общественных отношений, связанных с банкротством, функции саморегулирования в интересах общества, кредиторов и должников. Это не означает, что государство отказывается от своих конституционных полномочий по установлению правовых основ единого рынка и по влиянию на содержание правовых норм, принимаемых СРО, посредством судебного нормоконтроля, а также иным образом (ч. 1 ст. 46, ч. 2 ст. 120, ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также Конституционный Суд Российской Федерации указал, что возложение на саморегулируемые организации такой функции, как контролирование профессиональной деятельности своих членов в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации и установленных СРО правил профессиональной деятельности члена, является результатом определённой модификации контрольной деятельности государства. Государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.

Аналогичная позиция была высказана и Европейским судом по правам человека. В решении от 3 апреля 2001 г. по вопросу приемлемости жалобы, поданной О. В. Романовской против Российской Федерации, Европейский суд отметил, что исполнительнорегулятивные органы профессиональных структур, создаваемых лицами так называемых свободных профессий, имеют целью осуществление контроля и содействие развитию профессиональной деятельности, при этом они выполняют важные публичноправовые функции, преследующие цель защиты прав других лиц. Эти органы интегрированы в государственную структуру .

Учитывая позицию высшей судебной инстанции, следует не согласиться с имеющимся в литературе мнением о том, что ни одна саморегулируемая организация

не получает и не осуществляет публичных функций .

Публично-властное полномочие включает в себя, как правило, три взаимосвязанных направления: правоустановление, правообеспечение и правоприменение. При этом саморегулируемые организации получили полномочия во всех указанных направлениях: в области правоустановления — ограничение доступа на рынок; правообеспечения -осуществление контроля за деятельностью своих членов; правоприменения — привлечение к ответственности нарушителей актов саморегулирования .

Система государственного регулирования имеет богатое содержание. Она включает установление государством общих и специальных правил для участников административно-правовых отношений, их корректировку в зависимости от изменяющихся условий, контроль за исполнением этих правил, содействие осуществлению нужных для общества форм деятельности, а также определение приоритетов в структурной политике . Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений . Го -сударственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными методами, одним из которых является саморегулирование.

Полагаем, что саморегулирование является методом государственного регулирования предпринимательской деятельности, состоящим в создании нормативной базы, регламентирующей основы деятельности саморегулируемых организаций, передаче им отдельных полномочий исполнительных органов власти по регулированию рынка и осуществлении государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

Передача государством публичных функций саморегулируемым организациям накладывает определённый отпечаток на их статус. При характеристике статуса субъекта административного права учёными, как правило,

Понятие саморегулирования в административном праве

в качестве элементов статуса рассматриваются права, обязанности, правовые формы деятельности, ответственность субъекта .

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о СРО саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведённых товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определённого вида.

Характеристика всех элементов статуса саморегулируемых организаций не является целью настоящей статьи, поэтому мы остановимся лишь на особенностях саморегулируемых организаций, связанных с передачей им государственных функций.

Следует согласиться с Ю. Р. Мрясовой, выделяющей в числе таких особенностей:

• принцип обязательного участия субъектов в СРО (см., например, ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» , далее — Закон о банкротстве);

• осуществление контроля за соблюдением своими членами не только правил (стандартов), но и законодательства Российской Федерации в области профессиональной деятельности (ст. 22 Закона о банкротстве). Требования, принципы и обязательные процедуры системы контроля, осуществляемого СРО в отношении своих членов, утверждаются уполномоченным федеральным органом;

• более активное участие в деятельности СРО уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, что проявляется в утверждении ими ряда правил, касающихся профессиональной деятельности члена СРО и самой СРО (ст. 29 Закона о банкротстве) .

Подводя итог, хотелось бы отметить следующее. Регулирующее воздействие государства на экономику посредством саморегулирования отдельных видов деятельности реализуется через саморегулируемые организации. Наличие публичных функций у саморегулируемых организаций определяет роль саморегулирования в системе государственного управления конкретной отраслью эко-

номики. Саморегулирование представляет собой метод государственного регулирования предпринимательской деятельности, состоящий в создании нормативной базы, регламентирующей основы деятельности саморегулируемых организаций, передаче им отдельных полномочий исполнительных органов власти по регулированию рынка и осуществлении контроля за деятельностью саморегулируемых организаций с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. — 2008. — № 47.

— Ст. 5489.

2. СЗ РФ. — 2007. — № 49. — Ст. 6076.

4. Крючкова П. В., Обыденов А. Ю. Издержки и риски саморегулирования. — М. : ИИФ «СПРОС-КонфОП», 2003. — С. 13.

5. См.: ГрачевД. О. Правовой статус саморегулируемых организаций. — М., 2008. — С. 12, 54.

— М. : Статут, 2007. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Тихомиров Ю. А. Управление делами общества. — М., 1994. — С. 193-213.

8. Тосунян Г. А. Банковское саморегулирование : монография. — М., 2006. — С. 28.

9. См.: ЛесковаЮ. Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. — М. : Статут, 2013. —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 29.

10. Винтер Г. Субсидиарность и нормотворчество в рамках европейской многоуровневой системы управления // Право и политика. -2005. — № 11. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Талапина Э. В. О правовом статусе саморегулируемых организаций // Право и экономика.

— 2003. — № 11. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Зинченко С. А., Галов В. В. Указ. соч.

13. СЗ РФ. — 2009. — № 1. — Ст. 15.

А. Ф. Алгазина

15. По делу о проверке конституционности абз. 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 12-П от 19 декабря 2005 г. // СЗ РФ. -2006. — № 3. — Ст. 335.

16. Окончательное решение Европейского суда по правам человека по вопросу приемлемости жалобы № 44319/98 «OVR против Российской Федерации» от 3 апреля 2001 г. — Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

17. Петров Д. А. Саморегулирование в системе государственного регулирующего воздействия на общественно-экономические отношения // Юрист. — 2013. — № 11. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

18. Васильева С. В., Заикин С. С., Лебедев А. О., Чаплинский А. В. Саморегулирование как ос-

нование передачи публично-властных полномочий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14, Право. — 2011. — Вып. 3.

— С. 74-75.

19. Тосунян Г. А. Теория банковского права : в 2 т.

— М. : Юристъ, 2004. — Т. 1. — С. 167.

20. См.: Предпринимательское право России : учебник / отв. ред. В. С. Белых. — М. : Проспект, 2009. — С. 318.

1. Тема лекции:

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В
СФЕРАХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.03.2017
1

2. Вопросы для изучения

История
развития
и
понятие
саморегулирования
2. Виды и сущность саморегулирования
3. Правовой статус саморегулируемых
организаций
4. Базовые функции саморегулируемой
организации
17.03.2017
2

3. 1. История развития и понятие саморегулирования

Первое упоминание о саморегулировании
профессиональной деятельности содержится в Законе
XII таблиц.
В
римском
обществе
существовали
профессиональные объединения ремесленников
(сообщества или коллегии), создаваемые на основе
добровольного членства, наделенные правом
самоуправления своей деятельности через принятые
ими
внутренние
уставы,
обязательные
для
исполнения всеми членами объединения. Некоторые
ученые относят к примерам СРО объединения врачей,
давших клятву Гиппократа и тайное объединение
Вольных каменщиков (масонская ложа)
17.03.2017
3

4. 1. История развития и понятие саморегулирования

В России первые саморегулируемые
ремесленные образования (сотни) появились
в XII – XIII вв. Они создавались на основе
членства лиц, осуществлявших одно ремесло
или один вид деятельности, а основными их
целями являлись установление монополии на
сбыт выпускаемой ими продукции и
финансовая защита своих членов .
17.03.2017
4

5. 1. История развития и понятие саморегулирования

В XIV веке на смену сотен приходят
более организованные образования с
широкими по сравнению с сотнями правами
самоуправления – слободы и посады.
Впоследствии вместо слобод и посадов
было введено цеховое устройство (цехи,
управы, гильдии), под которым понималось
объединение городских ремесленников
(одной или родственных специальностей).
17.03.2017
5

6. 1. История развития и понятие саморегулирования

Развитие
саморегулируемых
организаций в России приостановилось с
началом Октябрьской революции 1917 г.
Однако уже в первые месяцы НЭПа в 1921 г.
вновь возрождаются артели и биржи,
которые
просуществовали
в
качестве
самоуправляемых организаций вплоть до
1927 г.
17.03.2017
6

7. 1. История развития и понятие саморегулирования

Государство с начала XXΙ столетия в рамках
осуществляемой им административной реформы в
отдельные сектора экономики наряду с оптимизацией
государственного регулирования активно стало
внедрять
негосударственное
регулирование
предпринимательской
деятельности.
Указом
Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах
по проведению административной реформы в
2003

2004
годах»
развитие
системы
саморегулирования в области экономики было
определено как приоритетное направление, в связи, с
чем саморегулирование начинает активно внедряться
в различные отрасли экономической деятельности.
17.03.2017
7

8. 1. История развития и понятие саморегулирования

Федеральный закон «О
саморегулируемых организациях» от 1
декабря 2007 г. № 315-ФЗ (далее – Закон о
СРО), устанавливает правовые основы
саморегулирования, признаки и правовой
статус саморегулируемых организаций (далее
– СРО), а также предмет их регулирования
17.03.2017
8

9. 1. История развития и понятие саморегулирования

Иные нормативные акты в сфере саморегулирования:
Федеральный закон № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» — в соответствии
с этим законом, а также с ГК РФ создаются первые саморегулируемые организации.
Федеральный закон от 29.07.98 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» — принципы
саморегулирования в деятельности профессиональных оценщиков.
Федеральный закон №117-ФЗ от 5 августа 2000 г.
Налоговый кодекс Российской Федерации – установлен размер государственной пошлины за внесение
сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций (Ст.
333.33).
Федеральный Закон №195-ФЗ от 30 декабря 2001 Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (Ст. 23.69., 23.71.) – ответственность в случае административных правонарушений СРО в
области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства,
реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
, а также в области
энергетического обследования.
Федеральный Закон № 95-ФЗ от 24 июля 2002 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской
Федерации – рассмотрение дел по корпоративным спорам, в т.ч. с участием саморегулируемых
организаций (Ст. 225.1).
Постановление правительства РФ от 29 сентября 2008 № 724 «Об утверждении порядка ведения
государственного реестра саморегулируемых организаций» (вместе с «Правилами ведения
государственного реестра СРО»)
Федеральный закон №148-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс

Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с
1 января 2009 года, прекращение лицензирования всех видов строительной деятельности. Обязательным
условием для работы организаций является получения допуска, заменившего прежнюю государственную
лицензию и другие
17.03.2017
9

10. 1. История развития и понятие саморегулирования

Саморегулирование

это
самостоятельная
и
инициативная
деятельность, осуществляемая субъектами
предпринимательской
или
профессиональной
деятельности,
и
содержанием которой являются разработка и
установление стандартов и правил указанной
деятельности, а также контроль за
соблюдением
требований
указанных
стандартов и правил (п. 1 ст. 2).
17.03.2017
10

11. 2. Виды и сущность саморегулирования

В
юридической
литературе
существуют
различные
подходы к характеристике саморегулирования.
Во-первых, саморегулирование рассматривают как
деятельность субъектов по регламентации и организации
собственного поведения. В рамках данного подхода выделяют
следующие признаки саморегулирования: 1) самостоятельная и
инициативная деятельность; 2) осуществляется субъектами
предпринимательской или профессиональной деятельности; 3)
его содержанием является разработка и установление
стандартов
и
правил
предпринимательской
и
профессиональной деятельности, осуществление контроля за
их соблюдением; 4) предметом саморегулирования выступает
предпринимательская и профессиональная деятельность
17.03.2017
11

12. 2. Виды и сущность саморегулирования

Во-вторых, саморегулирование рассматривается
как один из способов регулирования общественных
отношений наряду с государственным регулированием и
сорегулированием. В этом случае можно выделить
следующие
признаки
саморегулирования:
1)
санкционировано
государством
и
имеет
поднормативный характер; 2) отражает волю участников
саморегулирования (вступая в СРО, они признают тем
самым необходимость и обязательность регуляции
собственного поведения), 3) акты саморегулирования
принимаются теми же субъектами, в отношении которых
они действуют (в одном лице соединяется субъект
правотворчества и правоприменения).
17.03.2017
12

13. 2. Виды и сущность саморегулирования

При характеристике саморегулирования
как способа регулирования традиционно
выделяют три его вида (или модели):
добровольное,
делегированное
смешанное
Критерием для этой классификации
служит степень государственного участия в
саморегулировании.
17.03.2017
13

14. 2. Виды и сущность саморегулирования

В соответствии с первой моделью (добровольное СРО) участие
в СРО является добровольным и развивается потому, что дает ее
членам конкурентные преимущества. Также СРО служат для
представления интересов своих членов в отношениях с органами
власти, потребителями. Вмешательство государства здесь сведено к
установлению
общих
правил
и
принципов
организации
и
деятельности СРО. Эта модель в России реализована в Законе о
СРО в качестве основной. СРО при таком подходе разрабатывают
стандарты и правила деятельности для своих членов и следят за их
соблюдением. Данные стандарты и правила обязательны для
выполнения всеми ее членами, за их нарушение предусмотрены меры
дисциплинарного воздействия (ст.ст. 4, 10 Закона о СРО).
17.03.2017
14

15. 2. Виды и сущность саморегулирования

Сущность делегированного саморегулирования (II
модель) заключается в том, что обязательным условием
осуществления предпринимательской либо профессиональной
деятельности является членство в СРО. Тем самым государство
устанавливает специальные требования к правоспособности
соответствующих субъектов. Так, ст. 49 ГК РФ установлено, что в
случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может
заниматься отдельными видами деятельности только на основании
членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к
определенному виду работ. Процесс «делегирования» сводится к
передаче государственных функций СРО, в результате чего
последние наделяются собственными властными полномочиями,
не характерными для субъектов гражданских правоотношений.
Эта модель саморегулирования заменяет институт
лицензирования.
17.03.2017
15

16. 2. Виды и сущность саморегулирования

При смешанном саморегулировании, как правило,
действуют как государственные механизмы регуляции
(например, лицензирование), так и саморегулирование.
Указанная модель применяется в РФ на рынке ценных
бумаг, где СРО с обязательным членством, созданные в
разрешительном порядке, действуют совместно с
лицензирующим
органом
при
регулировании
профессиональной деятельности. Так, СРО разрабатывают
подлежащие согласованию с Банком России базовые
стандарты, вправе осуществлять переданные им
полномочия Банка России (ст.ст. 5, 7 Федерального закона
«О саморегулируемых организациях в сфере финансового
рынка»).
17.03.2017
16

17. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

Под саморегулируемыми организациями Закон о СРО
понимает некоммерческие организации, созданные в целях,
предусмотренных
федеральными
объединяющих
данным
законами,
законом
основанными
субъектов
и
другими
на
членстве,
предпринимательской
деятельности исходя из единства отрасли производства
товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров
(работ,
услуг)
либо
объединяющие
субъектов
профессиональной деятельности определенного вида (п. 1
ст. 3).
17.03.2017
17

18. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

СРО должны быть созданы в форме
некоммерческой организации в соответствии
с требованиями, установленными Законом о
СРО, ГК РФ и Федеральным законом «О
некоммерческих организациях» и должны
отвечать следующим требованиям:
17.03.2017
18

19. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

1) быть основаны на членстве;
2) объединять субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства
отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров
(работ, услуг) либо объединять субъектов профессиональной деятельности
определенного вида. Объединение в одной СРО субъектов предпринимательской и
профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться
федеральными законами;
3) объединять в своем составе в качестве ее членов не менее двадцати пяти
субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов
профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными
законами в отношении СРО, объединяющих указанных субъектов, не установлено
иное;
4) иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной
деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО;
5) обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена
перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
6) в случае, если иное не установлено федеральным законом, должны быть созданы
специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами
СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной
деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер
дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.
17.03.2017
19

20. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

Некоммерческая организация приобретает
статус СРО с даты внесения сведений о ней в
государственный реестр СРО и утрачивает его с даты
исключения сведений о ней из указанного реестра
(п. 6 ст. 3 Закона о СРО). Реестр ведется федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным
Правительством РФ.
Например,
Федеральная
служба
государственной регистрации, кадастра и картографии
ведет единый государственный реестр СРО
оценщиков
и
арбитражных
управляющих,
Ростехнадзор – СРО в строительной сфере.
17.03.2017
20

21. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

В системе юридических лиц СРО выступает в качестве вида
(разновидности) организационно-правовой формы ассоциации
(союза) (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
В юридической литературе ведется дискуссия о правовой
сущности СРО (является СРО организационно-правовой формой
или правовым статусом).
Как представляется, правильнее рассматривать СРО в качестве
публично-правового статуса.
Данный вывод подтверждается в том числе п. 6 ст. 3 Закона о СРО
и Постановлением Конституционного Суда РФ «По делу о
проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи
с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» от 19 декабря 2005 г. №
12-П.
17.03.2017
21

22. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

В настоящее время СРО активно создаются в разных сферах
деятельности, что позволяет их классифицировать по самым разным
основаниям.
Так, например, в зависимости от наличия или отсутствия обязанности
субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности быть
членом профессионального объединения выделяются
СРО с добровольным членством и СРО с обязательным
членством
Добровольное членство в СРО установлено, например, для участников в
сфере рекламы, патентных поверенных, медиаторов.
Обязательное членство в СРО может быть предусмотрено
федеральными законами (ст. 5). В частности, оно предусмотрено для
строительных организаций, осуществляющих инженерные изыскания,
архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию,
капитальный ремонт объектов капитального строительства; арбитражных
управляющих;
аудиторов
и
аудиторских
организаций;
субъектов,
осуществляющих
энергетическое
обследование;
ревизионных
союзов
сельскохозяйственных кооперативов; оценщиков; актуариев; субъектов в сфере
теплоснабжения.
17.03.2017
22

23. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

В СРО должны быть созданы следующие
органы управления: общее собрание членов
СРО; постоянно действующий коллегиальный
орган управления СРО; исполнительный
орган СРО.
17.03.2017
23

24. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

Можно выделить 3 основные функции
СРО:
регулятивную
обеспечительную
контрольную.
17.03.2017
24

25. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

I.
Регулятивная функция СРО: заключается в разработке и
принятии СРО стандартов и правил СРО. Под стандартами и
правилами понимаются требования к осуществлению
предпринимательской или профессиональной деятельности,
обязательные для выполнения всеми членами СРО. Они
должны соответствовать федеральным законам и принятым в
соответствии с ними иным нормативным правовым актам.
Стандартами и правилами СРО могут устанавливаться
дополнительные требования к предпринимательской или
профессиональной деятельности определенного вида (ч. 2 ст.
4 Закона о СРО).
Порядок разработки и принятия стандартов и правил СРО
Законом о СРО, как и многими отраслевыми законами о
саморегулировании, не определены.
17.03.2017
25

26. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

II.
Обеспечительная функция СРО в самом общем виде представлена в
ст. 13 Закона о СРО.
В части 1 данной статьи установлено, что СРО вправе применять
следующие способы обеспечения имущественной ответственности
членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ,
услуг) и иными лицами : создание системы личного и (или)
коллективного страхования; формирование компенсационного фонда.
Предусматривая указанные выше способы, Закон о СРО не определил:
последовательность (очередность) предъявления требований к
причинителю вреда – члену СРО, СРО, страховщику; условия выплаты
страхового возмещения и средств из компенсационного фонда СРО;
сроки выплаты страхового возмещения и средств из компенсационного
фонда СРО; порядок и сроки восполнения компенсационного фонда СРО.
17.03.2017
26

27. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

Компенсационный
фонд
СРО
первоначально
формируется
исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не
менее чем 3000 рублей в отношении каждого члена (п. 2 ст. 13 Закона о СРО).
В случае применения в качестве способа обеспечения имущественной
ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров
(работ, услуг) и иными лицами системы личного и (или) коллективного
страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования
ответственности каждого члена не может быть менее чем 30000 рублей в год (п.
3 ст. 13 Закона о СРО). Страхование в данном случае выступает в роли «подушки
безопасности» компенсационного фонда, обеспечивая его сохранность .
Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем
те, которые предусмотрены Законом о СРО, к порядку формирования
компенсационного фонда СРО, его минимальному размеру, размещению средств
такого фонда, страхованию ответственности членов СРО. Например,
дополнительные требования к минимальному размеру взноса в

компенсационный фонд СРО оценщиков составляют 30 000 руб.
Компенсационный фонд СРО носит строго целевой характер, поскольку
его средства могут быть направлены только на обеспечение имущественной
ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров
(работ, услуг) и иными лицами, если иное не предусмотрено федеральным
законом. Взносы, внесенные членами СРО, не подлежат возврату, если иное не
предусмотрено федеральным законом (п. 13 ст. 13 Закона о СРО).
17.03.2017
27

28. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

III.
Контрольная функция СРО проявляет себя в обязанности членов
СРО предоставлять информацию о своей деятельности в СРО, праве СРО
истребовать указанную информацию и обязанности по ее охране,
обязанности СРО по проведению проверок деятельности своих членов и
праве последних на защиту своих интересов. Данная функция
реализуется путем проведения контрольных мероприятий .
Согласно ст. 9 Закона о СРО контроль за осуществлением
членами
СРО
предпринимательской
или
профессиональной
деятельности проводится СРО путем проведения
плановых и внеплановых проверок.
Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО
требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО, которая
должна проводиться не реже одного раза в три года и не чаще одного
раза в год. Продолжительность плановой проверки устанавливается
постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО.
17.03.2017
28

29. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

За нарушение требований стандартов и правил СРО
предусмотрена система мер дисциплинарного воздействия.
Так, согласно п. 4 ст. 10 Закона о СРО, ст. 24.4 Федерального
закона «Об оценочной деятельности», п. 13 ст. 21.1 Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении членов
СРО могут быть применены следующие меры дисциплинарного
воздействия: вынесение предписания, обязывающего члена СРО
устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки
устранения таких нарушений; вынесение члену СРО
предупреждения; наложение на члена СРО штрафа; исключение
лица из членов СРО; иные установленные внутренними
документами СРО меры.
Наряду с данными мерами, Федеральный закон «Об
аудиторской деятельности» предусмотрел такую меру
дисциплинарного воздействия как приостановление членства
аудиторской организации, аудитора в СРО аудиторов на срок до
устранения ими выявленных нарушений, но не более 180
календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения
о приостановлении членства (п. 1 ст. 20)
17.03.2017
29

30. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

Правила и стандарты СРО следует относить
к локальным нормативным актам, так как они
отвечают следующим признакам: утверждаются
соответствующим органом СРО в пределах своей
компетенции; выражают волю большинства
членов СРО; являются общеобязательными
правилами поведения для всех членов СРО;
поддерживаются
системой
собственных
санкций, а также силой государственного
принуждения

Саморегулирование — это институт, который позволяет сократить контрольно-надзорные функции государства, при этом повысив эффективность контроля и понизив его обременительность для организаций.

Важной направленностью СРО была названа ориентация на потребителя.

Организации, выбравшие саморегулирование, должны подавать пример в отрасли, задавать стандарты качества.

Если коснуться вопроса саморегулирования с точки зрения теории, то здесь стоит отметить, что эта категория представляется легитимным регулированием определенных рынков, сфер деятельности самих экономических агентов, причем вмешательство государства четко регламентировано при таком регулировании.

Говоря о законодательном определении, стоит отметить, что саморегулируемой организацией является некоммерческая организация, которая создана в целях саморегулирования, основана на членстве лиц и объединяет субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.

В современной практике саморегулирование устанавливает жесткие правила игры для участников рынка. В том числе и строжайшие санкции за нарушения установленных правил.

Установлены и механизмы разрешения конфликтов между участниками. Такое положение дел является неким ограничителем свободы действий агентов, участвующих в СРО.

Хотя, если взглянуть на эту проблему с другой стороны, то споры разрешаются участниками конфликта без вмешательства государства.

Что, в свою очередь, обеспечивает определенную свободу.

Таким образом, парадокс саморегулируемых организаций состоит в том, что они, с одной стороны, полностью независимы от государственного регулирования, а с другой – осуществляют деятельность в полном соответствии с законами и нормами, созданными государственными органами власти.

Современная экономика показывает, что СРО является самой совершенной моделью, которая может быть установлена для взаимодействия производителей и потребителей.

Так, СРО защищают интересы участников перед рынком и государством. Одновременно с этим практикуется избирательный подход к членам.

Основным принципом современной саморегулируемой организации является материальная ответственность за всех, кто входит в нее.

Таким образом, число случайных субъектов в СРО сокращается до минимума, ограждая потребителя от некачественных товаров и услуг.

Первым профессиональным сообществом, которое встало не рельсы саморегулирования, были врачи.

Их кодексом была клятва Гиппократа, в которой четко формулировались стандарты и требования оказания медицинских услуг.

Таким образом, даже историческая справка дает нам понимание о том, что регулирование государством в таких институтах профессионалов практически невозможно.

История, становление в Российской Федерации

В средние века ремесленники близких профессий объединялись для создания определенных стандартов деятельности.

Одновременно этот процесс создания норм деятельности вовлекает также потребителя, то есть он участвовал в принятии тех или иных стандартов в случае, если это касалось вопросов здоровья или безопасности потребителей.

Наиболее ярким и показательным примером становления СРО стала система регулирования рекламы в Соединенных Штатах Америки.

Низкое качество, отсутствие этики, недостоверность – все это приводило к негодованию потребителей, в результате чего в 1912 году в Америке сформировались комитеты бдительности, действующие в сфере рекламы.

В российской действительности о СРО можно говорить с 1864 года, когда сформировались коллегии адвокатов, адвокатуры.

Также прообразом современных саморегулируемых организаций можно назвать Московскую биржу, созданную в 1870 году.

Защита интересов сообщества биржи перед государственными и общественными органами лежала на представительном органе – биржевом комитете.

Аналогичный принцип действия издавна заложен в деятельности нотариата, и в частности нотариальных палат.

В 20 веке о саморегулировании вспомнили при оформлении принципов деятельности и контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг. Также этот процесс коснулся оценщиков.

Аналогичные принципы были заложены в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (2001 год).

Познакомиться поближе с системой СРО в нашей стране и узнать подробнее о добровольном и обязательном саморегулировании вы можете прочитав эту статью

Новейшая история саморегулируемых организаций может ограничиться только законом «О саморегулируемых организациях» (01.12.2007 г.).

Суть этого законодательного акта сводится к тому, что государство передает часть функций контроля и отраслевого регулирования СРО, но при этом сохраняет возможность надзирать за поведением участников рынка.

С января 2010 г. Официальное разрешение на осуществление профессиональной деятельности в сфере проектирования, строительства и инженерных изысканий, можно получить только став членом саморегулируемой организации.

Таким разрешением является допуск к видам работ влияющих на безопасность объектов капитального строительства.

Остались вопросы?

Закажите звонок прямо сейчас и получите ответы на все ваши вопросы!

Ваш контактный телефон

Нажимая «Получить консультацию» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *