СанПИН труд женщин

СанПИН труд женщин

Содержание

СанПиН 2.2.2.540-96

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
2.2.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ
Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ
Hygienic requirements for hand tools and organization of work

Дата введения 1996-07-04

1. Разработаны НИИ медицины труда РАМН с участием Санкт-Петербургского НИИ гигиены труда и профзаболеваний и Нижегородского НИИ гигиены и профпатологии Госкомсанэпиднадзора России.
Исполнители: Суворов Г.А. (научный руководитель), Кравченко О.К., Ермоленко А.Е., Прокопенко Л.В., Бутковская З.М., Шейман Л.С.

2. Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 4 июля 1996 г. N 12.

3. Введены впервые в качестве нормативного документа.

Область применения

1. Область применения

1.1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее СанПиН) предназначены для предотвращения неблагоприятного влияния на человека физических и химических факторов, сопровождающих работы с ручными инструментами, снижения вероятности развития в связи с этим заболеваний и создания оптимальных условий труда для работающих на производстве и применения ручных инструментов в быту.

1.2. Настоящие СанПиН устанавливают гигиенические требования к ручным машинам, ручным механизированным и немеханизированным инструментам (далее ручные инструменты), генерирующим вибрацию, правила организации работ с ручными инструментами и мероприятий по профилактике неблагоприятных последствий работы с ними, а также требования к проведению контроля за их соблюдением.

1.3. Требования СанПиН распространяются также на обрабатываемые поверхности и детали, удерживаемые в руках, ручные приспособления, органы ручного управления, на стационарное оборудование с ручной подачей обрабатываемых деталей, штурвалы и рулевые колеса, через которые может передаваться вибрация на руки операторов.

1.4. Требования СанПиН применяются в отношении новых, модернизируемых, закупаемых за рубежом и находящихся в эксплуатации ручных инструментов.

1.5. Ссылка на обязательность соблюдения установленных настоящими СанПиН требований должны быть включены в государственные стандарты и иные нормативные и технические документы, устанавливающие требования к конструкции, качеству, безопасности, условиям производства и эксплуатации ручных инструментов, а также к организации технологических процессов и производств с их применением.

1.6. Ответственность за выполнение настоящих СанПиН возлагается на должностных лиц, специалистов и работников организаций, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, осуществляющих разработку, производство, продажу и применение ручных инструментов.

1.7. Государственный надзор и контроль за выполнением настоящих СанПиН осуществляется органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.8. С введением в действие настоящих СанПиН утрачивают силу «Гигиенические рекомендации к конструированию ручных машин для повышения их вибробезопасности», утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 30 июля 1982 г. N 2909-82; «Методические указания по профилактике неблагоприятного действия локальной вибрации», утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 29 августа 1985 г. N 3926-85, «Методические указания по проведению санитарного надзора за проектированием, выпуском ручных машин и условиями труда работников виброопасных профессий», утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 29 августа 1985 г. N 3927-85; «Методические указания по разработке режимов труда работников виброопасных профессий», утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 18 ноября 1985 г. N 4013-85.

Нормативные ссылки

2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2.2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».

2.3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и в кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

2.4. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93.

2.5. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625.

Гигиенические требования (нормируемые показатели и допустимые величины) к ручным инструментам

3.1. Вредные и опасные для человека факторы

3.1. Вредными и опасными для человека факторами, для которых устанавливаются гигиенические нормы безопасности ручных инструментов и работ с ними являются: вибрация; шум; силовые характеристики; эргономические характеристики трудового процесса*; температура рукояток; теплопроводность материала рукояток; параметры создаваемого микроклимата**; содержание вредных веществ в рабочей зоне.
________________
* Требования к параметрам трудового процесса содержатся в разделе 5.
** То же.

3.1.1. В проектах нормативной и технической документации на ручные инструменты должны быть представлены следующие сведения:
— назначение и область применения;
— о наличии конструктивных решений, исключающих или ограничивающих неблагоприятное влияние вибрации, шума и др. (амортизаторы, прокладки, облицовки, демпфирующие устройства, глушители шума и т.п.);
— вибрационные параметры (средние квадратические значения виброскорости или виброускорения или их логарифмические величины, измеряемые в октавных полосах частот, в диапазоне от 8 до 1000 Гц, а также их корректированные значения или уровни), приведенные для всех номинальных режимов работы инструмента и измеренные в трех направлениях ортогональной системы осей координат в точках соприкосновения с руками оператора (корпус инструмента, правая и левая рукоятки, вставной инструмент и др.). Точки измерения должны быть указаны на чертеже инструмента;
— шумовые параметры (уровни звуковой мощности в октавных полосах частот в диапазоне 31,5-8000 Гц и ее корректированные уровни дБА, а также уровни звука в дБА);
— допустимое суммарное время работы с ручным инструментом, в зависимости от уровней вибрации и шума;
— масса ручного инструмента;
— вес ручного инструмента и его частей, приходящийся на руки работающего при выполнении различных технологических операций (при разной ориентации ручного инструмента в пространстве);
— сила нажатия, прикладываемая руками работающего и необходимая для работы ручной машины в установленном паспортном режиме (минимальная);
— коэффициент теплопроводности поверхности вибрирующего оборудования в местах контакта с руками работающего;
— требования к использованию конструкций, обеспечивающих поддержание (подвешивание) ручных инструментов массой более 5 кг;
— вредные производственные факторы, источником которых является данный ручной инструмент;
— меры, обеспечивающие безопасные условия труда (использование средств индивидуальной защиты, режимы труда, необходимость подогрева рукояток у ручных механизированных инструментов и др.);
— типовые режимы испытаний, способы и средства воспроизведения типовых режимов, методы и средства контроля, контрольные точки для проведения измерений, правила приемки, объем выборки, периодичность испытаний.

3.1.2. Запрещается утверждение нормативной и технической документации на новые (модернизированные) ручные инструменты, постановка их на производство, промышленное производство, продажа и использование на производстве и в быту, а также их закупка и ввоз на территорию Российской Федерации без гигиенической оценки безопасности ручных инструментов для здоровья человека, согласование нормативной и технической документации на них с органами госсанэпиднадзора, получение гигиенического сертификата на виды данной продукции.

3.1.3. Запрещается использование в производстве ручных инструментов, находящихся в неисправном состоянии, технические характеристики которых не соответствуют требованиям настоящих СанПиН.

3.2. Гигиенические требования к параметрам вибрации

3.2.1. Ручные инструменты относятся к вибрирующим, если они генерируют вибрацию, уровни которой составляют не менее 25% от предельно допустимых уровней (далее — ПДУ), установленных настоящими СанПиН.

3.2.2. Ручные инструменты относятся к виброопасным, если они генерируют вибрацию, уровни которой превышают ПДУ при оценке по корректированному уровню или абсолютному значению.

3.2.3. Нормируемыми параметрами вибрации ручных инструментов являются абсолютные значения виброскорости (в м/с) или виброускорения (в м/с), а также их логарифмические уровни (в дБ). Вибрационными характеристиками инструмента являются корректированные уровни вибрации и уровни нормируемых параметров в октавных полосах частот. Характеристикой вибрационного воздействия на оператора является эквивалентный корректированный уровень вибрации. Предельно допустимые значения вибрации ручных инструментов представлены в табл.1.

Таблица 1

Предельно допустимые значения локальной вибрации

Среднегеометрические частоты октавных
полос, Гц

Допустимые значения

в величинах виброускорения

в величинах виброскорости

м/с

дБ

м/с·10

дБ

8

1,4

73

2,8

115

16

1,4

73

1,4

109

31,5

2,7

79

1,4

109

63

5,4

85

1,4

109

125

10,7

91

1,4

109

250

21,3

97

1,4

109

500

42,5

103

1,4

109

1000

85,0

109

1,4

109

Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни

2,0

76

2,0

112

3.2.4. При использовании ручных инструментов, генерирующих вибрацию, превышающую ПДУ (но не более, чем на 12 дБ при оценке по корректированному уровню) работы следует проводить с применением режимов труда в соответствии с разделом 4 настоящих СанПиН.

3.2.5. Запрещается применение ручных инструментов, генерирующих уровни вибрации более, чем в 4 раза (или на 12 дБ) превышающие ПДУ.

3.2.6. Оценка вибрационных параметров ручных инструментов проводится по максимальному значению, установленному при измерениях уровней вибрации в трех ортогональных осях. Данные показатели вносятся в техническую документацию на ручные инструменты.

3.2.7. При работах с ручными инструментами, сопровождающихся одновременным воздействием вибрации рабочих мест (относящихся к категории транспортных, транспортно-технологических или технологических), предельно допустимые уровни вибрации на рабочих местах следует принимать в соответствии с действующими санитарными нормами.

3.3. Гигиенические требования к параметрам шума

3.3.1. Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука при использовании ручных инструментов на производстве принимаются с учетом тяжести труда*.
________________
* Оценка тяжести труда проводится в соответствии с Руководством 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести, напряженности трудового процесса».

3.3.2. Предельно допустимые уровни звукового давления, уровни звука и их эквивалентные уровни при использовании ручных инструментов приведены в табл.2.

3.3.3. Максимальный уровень звука при использовании ручных инструментов на производстве не должен превышать 110 дБА (для импульсного шума — 125 ДБАI). При их использовании в быту максимальный уровень звука не должен превышать 90 дБА.

Таблица 2

Предельно допустимые уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука при использовании ручных инструментов

Вид трудовой деятельности

Уровни звукового давления, в дБ, в октавных
полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

Уровни звука и
эквивалентные уровни звука, дБА

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Выполнение работ легкой и средней степени тяжести на производстве и всех видов работ в быту

107

95

87

82

78

75

73

71

69

80

Выполнение на производстве тяжелых работ, относящихся к 1, 2 и 3 степени*

102

90

82

77

73

70

68

66

64

75

* Оценка тяжести труда проводится в соответствии с Руководством 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести, напряженности трудового процесса».

3.3.4. Шумовой характеристикой ручных инструментов является корректированный уровень звуковой мощности (в дБА) и ее уровни в октавных полосах среднегеометрических частот (в дБ). Допустимые уровни звуковой мощности на конкретные типы инструментов должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы измеряемые на рабочих местах уровни звука при их использовании, не превышали гигиенических норм. Методика ориентировочного расчета уровней звука по уровням звуковой мощности приведена в приложении 1.

3.3.5. Характеристикой шумового воздействия на операторов при работах с ручными инструментами является эквивалентный уровень звука, в дБА.

3.4. Гигиенические требования к силовым характеристикам

3.4.1. Силовыми характеристиками машины являются:
— масса;
— вес, воспринимаемый руками оператора при выполнении типовой технологической операции;
— сила нажатия, необходимая для выполнения технологической операции в номинальном режиме;
— усилия нажатия пусковых устройств (курков, включателей);
— усилия обхвата;
— рабочая поза, в которой производится выполнение типовой технологической операции;
— удобство общей компоновки инструмента для работы и конструктивных особенностей его частей.

3.4.2. Масса ручного инструмента в сборе (включая массу вставного инструмента, присоединяемых рукояток, шлангов и т.п.), которым манипулирует оператор, не должна превышать следующих величин:
— для инструментов общего назначения, используемых для работы при различной ориентации в пространстве, — не более 5 кг;
— для инструментов специального назначения, используемых при выполнении работ вертикально вниз и горизонтально, — не более 10 кг.

3.4.3. Вес ручного инструмента или его частей, воспринимаемый руками оператора в процессе работы, не должен превышать 100 Н. В случае превышения указанных норм необходимо применение поддерживающих устройств.

3.4.4. Усилие нажатия не должно превышать для одноручной машины 100 Н, для двухручной — 150 Н.
Для горных сверел и некоторых других инструментов допускается увеличение необходимой силы нажатия, но не более 300 Н. При этом время непрерывной работы с инструментом и общее время работы в течение смены должно быть ограничено и установлены обязательные перерывы между приложением силы.

3.4.5. Усилие нажатия пусковых устройств не должно превышать 10 Н.

3.4.6. Усилие обхвата или удержания, прикладываемое при работе к инструменту, в значительной степени является индивидуальной характеристикой используемых приемов работы и мастерства оператора и в связи с этим не регламентируется. Рекомендуемые максимальные величины усилий обхвата — 40 Н для правой руки и 20 Н — для левой.

3.5. Гигиенические требования к температуре рукояток и их поверхности

3.5.1. Температура поверхности рукояток ручных инструментов должна находиться в пределах от 21,5 до 43,5°С. Оптимальным является диапазон от 25 до 32°С.

3.5.2. Рукоятки и другие места контакта рук оператора с ручным инструментом должны иметь покрытие с коэффициентом теплопередачи не более 5·10 Вт/(м·К), или должны быть целиком изготовлены из материала с коэффициентом теплопроводности не более 0,5 Вт/(м·К).

3.5.3. Поверхность рукояток должна иметь шероховатость от 0,5 до 2 мм.

3.6. Гигиенические требования к конструкции ручных инструментов

3.6.1. Конструкция ручных инструментов должна обеспечивать их устойчивую работу при минимальной потребности силового управления со стороны оператора, которое не должно превышать установленных настоящими СанПиН гигиенических норм.

3.6.2. Ручные инструменты должны проектироваться для удержания их при работе только руками. Не допускается проектирование инструментов, для работы которых требуется приложение усилий нажатия другими частями тела (грудь, плечо, бедро и т.д.) или с прикреплением их частей к телу оператора.

3.6.3. Конструкцией ручных инструментов, требующих приложения силы нажатия, превышающей указанные в п.3.4.4 значения, должны быть предусмотрены устройства для создания дополнительной механизированной силы нажатия.

3.6.4. Рукоятки инструментов, органов управления, державки для обрабатываемых на стационарных станках деталей и т.п. должны иметь форму, удобную для обхвата при работе. Для равномерного распределения силовой нагрузки площадь контакта рукоятки с ладонной поверхностью по отпечатку должна быть не менее 50%.
Оптимальным для рукояток из твердого материала является диаметр 35 мм, а из эластичного — 40 мм. Допустимые отклонения составляют не более 5 мм.

3.6.5. Рукоятки ручных инструментов, державок и т.п. должны быть покрыты виброизолирующим материалом, либо снабжены виброгасящими насадками.

3.6.6. В конструкциях пневматических ручных инструментов должен быть предусмотрен выхлоп сжатого воздуха в сторону от зоны дыхания и рук работающего.

3.6.7. В конструкциях пневматических и бензиномоторных инструментов для достижения регламентируемых значений температуры рукояток должен быть обеспечен их подогрев за счет нагрева сжатого воздуха или за счет выхлопа отработанных газов двигателя, направленного через рукоятки.

3.6.8. В конструкциях ручных механизированных инструментов, работа которых может сопровождаться значительным пылевыделением, должен быть предусмотрен встроенный пылевой отсос для подсоединения к пылевакуумной системе.

Гигиенические требования к организации рабочего места и проведению работ с ручными инструментами

4.1. Рабочее место оператора с ручным инструментом должно соответствовать требованиям ГОСТ «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования» или ГОСТ «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования», а также «Санитарным правилам организации технологических процессов и гигиеническим требованиям к производственному оборудованию».

4.2. Организация рабочего места, расположение оборудования и обрабатываемых материалов, должны обеспечивать удобную позу, близкую к оптимальной при минимальной физической нагрузке при выполнении технологических операций. Углы отклонения тела относительно нормального физиологического положения при выполнении технологических операций, должны быть минимальными.

4.3. Рабочее место должно быть оборудовано подстраиваемыми подставками для опоры оператора. Для предплечий следует применять мягкие опоры (не имеющие элементов, пережимающих мягкие ткани рук), длина которых должна составлять не менее 0,7 длины предплечья. Каждое рабочее место должно быть оборудовано удобным сиденьем для работы и отдыха.

4.4. При работах в неудобной позе, на коленях, следует использовать теплоизолирующие виброгасящие прокладки (наколенники, коврики из пористой резины и т.п.).

4.5. Не допускается расположение обрабатываемых деталей на коленях.

4.6. При выполнении работ с ручными инструментами, генерирующими вибрацию, обрабатываемые детали должны укладываться на столы, подставки (в зависимости от их размеров). Для снижения уровней вибрации следует использовать зажимы, тиски, укладывать детали на песчаное ложе.

4.7. При организации работ на конвейере следует применять чередование различных видов работ, избегать чрезмерного упрощения операций, при возможности замедлять скорость движения конвейера при развивающемся утомлении (к концу смены, например), применять бригадную форму выполнения работ, использовать музыкальное воздействие во время работы.

4.8. Для уменьшения статических и динамических нагрузок необходимо использовать кантователи, тельферы. Для сокращения времени контакта с вибрацией и удобства манипулирования ручным инструментом следует вывешивать его на тросах или использовать другие устройства (поддержки, подставки, балансиры, штанги).

4.9. Хранение ручных инструментов следует осуществлять на стеллажах, в специально отведенном месте, где также должно производиться их обслуживание и ремонт.

4.10. Ручные инструменты должны использоваться только для тех технологических операций, для которых они предназначены. При выборе ручного механизированного инструмента предпочтение (при прочих равных условиях) должно отдаваться инструментам, имеющим более высокие скорости резания, что снижает величину усилия и время контакта с вибрацией, а также тем, которые обеспечивают выполнение данной технологической операции при минимальном вибросиловом воздействии.

4.11. К работе допускаются только исправные и отрегулированные инструменты с виброзащитой и глушителями шума. Профилактический ремонт инструментов следует производить по плану для поддержания их состояния, соответствующим технической документации. Регулярно следует проводить балансировку шлифовальных кругов, заточку и правку режущего инструмента.

4.12. При использовании ручных инструментов ударного действия должна быть предусмотрена защита левой руки оператора с помощью виброзащитных муфт (например, виброзащитная муфта на зубило для рубильного молотка).

4.13. При превышении предельно допустимых уровней вибрации и шума, работы должны проводиться с ограничением времени и применением средств индивидуальной защиты в соответствии с требованиями, изложенными в разделах 5 и 6.

4.14. При проведении работ с ручными инструментами в закрытых отапливаемых помещениях параметры микроклимата на рабочем месте должны соответствовать требованиям «Санитарных норм микроклимата производственных помещений». При этом температура воздуха при любых видах работ по тяжести и сезонах года не должна быть менее 16,5°С, влажность не более 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,3 м/с.

4.15. При невозможности обеспечения требуемых значений параметров микроклимата, при работах на открытых площадках, работники должны быть обеспечены теплыми помещениями для отдыха и обогрева в соответствии с требованиями раздела 7 настоящих СанПиН и СНиП «Административные и бытовые здания».

4.16. Работа с ручными инструментами не должна приводить к загрязнению воздушной среды химическими и биологическими веществами, в концентрациях, превышающих предельно допустимые значения.

4.17. Запрещается использование этилированного бензина в качестве топлива для бензиномоторных ручных инструментов.

4.18. При работах в условиях значительной запыленности и с выделением химических и биологических веществ, работающие должны использовать средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания. Рабочее место должно быть оборудовано воздухоприемниками местной вытяжной вентиляции в соответствии с требованиями СНиП «Отопление, вентиляция и кондиционирование». Наиболее целесообразной является организация отсоса из-под перфорированной столешницы рабочего стола и (или) щелевого отсоса от края стола, а также использование передвижных фильтро-вентиляционных агрегатов для подсоединения к ним ручных инструментов, снабженных встроенными пылевыми отсосами.

4.19. Местные вытяжные устройства должны быть подключены к централизованным вытяжным системам, либо индивидуальным (переносным или передвижным) фильтро-вентиляционным установкам.

Гигиенические требования к организации режимов труда с ручными инструментами

5.1. При использовании виброопасных ручных инструментов работы следует проводить с применением режимов труда, которые должны обеспечивать:
— общее ограничение времени воздействия вибрации в течение рабочей смены;
— рациональное распределение работ с вибрирующими и виброопасными ручными инструментами в течение рабочей смены (режимы труда с введением регулярно повторяющихся перерывов);
— ограничение длительности непрерывного одноразового воздействия вибрации;
— использование регламентированных перерывов для активного отдыха и лечебно-профилактических мероприятий и процедур.

5.2. Режимы труда для работающих в виброопасных профессиях должны разрабатываться службами охраны труда предприятий и согласовываться с учреждениями госсанэпидслужбы.

5.3. Разработка режимов труда производится на основании данных гигиенической аттестации рабочего места по результатам измерений уровней вибрации и соответствующих факторов, а также хронометражных наблюдений.

5.4. В режимах труда должно указываться:
— допустимое суммарное время контакта с вибрирующими ручными инструментами;
— продолжительность и время организации перерывов, как регламентированных, так и в соответствии с режимами труда;
— перечень работ, которыми операторы с ручными инструментами могут быть заняты во время перерывов.

5.5. При работе с виброопасным ручным инструментом суммарное время контакта с вибрацией в течение рабочей смены устанавливается в зависимости от величины превышения гигиенических норм с таким расчетом, чтобы эквивалентный корректированный уровень вибрации не превысил 112 дБ, в соответствии с табл.3.

5.6. Допустимое время работы в течение смены с ручным инструментом, должно быть включено в техническую документацию на него и нанесено на корпус инструмента.

5.7. Разработку режимов труда следует производить в соответствии с методикой (приложение 2), с учетом сопутствующих факторов.

5.8. Регламентированные перерывы продолжительностью 20 и 30 минут устраиваются через 1-2 часа после начала смены и через 2 часа после обеденного перерыва (продолжительностью 40 минут) используются для активного отдыха, проведения специального комплекса производственной гимнастики, физиотерапевтических процедур и т.д. Время регламентированных перерывов включается в норму выработки, а режимы труда в сменно-суточные задания.

Таблица 3

Допустимое суммарное время воздействия вибрации за смену в зависимости от величины превышения предельно допустимых уровней вибрации

Превышение допустимых уровней локальной вибрации

Допустимое суммарное время воздействия локальной вибрации за смену, мин

дБ

во сколько раз

0

480

3

1,4

240

6

2

120

9

2,8

60

12

5.9. Режимы труда разрабатываются с учетом формы организации труда (индивидуальная, бригадная) для рационального распределения производственной нагрузки и т.д. Наиболее удобной формой организации работ для внедрения режимов труда является бригадная работа на конвейере или комплексная бригада с освоением работающими смежных профессий и взаимозаменяемостью.

5.10. При выполнении ручными инструментами работ, относящихся к категориям средней тяжести и тяжелой, следует ограничивать время непрерывного статического напряжения в соответствии с рекомендациями приложения 3.

5.11. Запрещается проведение сверхурочных работ с виброопасными ручными инструментами.

Гигиенические требования к применению средств индивидуальной защиты

6.1. Работающие виброопасных профессий должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, утвержденными в установленном порядке.

6.2. При выборе средств индивидуальной защиты следует учитывать весь комплекс вредных производственных факторов, возникающих при различных видах работ с ручными инструментами, а также конкретные условия труда.

6.3. Для защиты рук от вибрации должны применяться антивибрационные рукавицы в соответствии с ГОСТ «ССБТ. Средства индивидуальной защиты рук от вибрации. Общие технические требования».

6.4. Для защиты органа слуха должны применяться средства индивидуальной защиты по ГОСТ «ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические условия». Подбор средств индивидуальной защиты от шума производится с учетом его спектральных характеристик. При работах с ручными инструментами, являющимися источниками интенсивного шума (более 100 дБА) для повышения эффективности защиты рекомендуется использовать комбинацию нескольких типов средств индивидуальной защиты от шума, например, противошумные наушники и вкладыши.

6.5. Для защиты организма от переохлаждения следует использовать одежду в соответствии с требованиями ГОСТ «ССБТ. Одежда специальная для защиты от пониженных температур. Костюмы мужские. Технические условия» и ГОСТ «ССБТ. Костюмы женские для защиты от пониженных температур. Технические условия».

6.6. При работах в условиях значительной запыленности для защиты органов дыхания следует использовать респираторы типа ШБ-1 «Лепесток» по ГОСТ «ССБТ. Респираторы ШБ-1 «Лепесток». Технические условия», а также «Астра-2», «Кама-200», «Снежок К», «Снежок П», «Снежок ГП-В». При выборе средств индивидуальной защиты органов дыхания, должны быть учтены их защитные и эксплуатационные свойства, конструктивные особенности, состав и количественное содержание вредных веществ в зоне дыхания, специфика производственных операций и тяжесть труда.

Об утверждении инструкций и учетных форм

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 мая 1992 года N 47
Об утверждении инструкций и учетных форм
(в ред. приказа Госкомсанэпиднадзора РФ
от 07.07.93 N 61)

В целях обеспечения реализации Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и во исполнение постановления Совета Министров РСФСР «О Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР» от 01.07.91 N 375
1. Утверждаю:

1.1. Инструкцию о порядке привлечения должностных лиц и граждан к административной ответственности за санитарные правонарушения (приложение 1).

1.2. Инструкцию о порядке приостановления или прекращения работ Государственной санитарно-эпидемиологической службой России (приложение 2).

1.3. Формы первичной учетной документации (приложение 3):

1.3.1. «Протокол о санитарном правонарушении» (N 001-у);

1.3.2. «Требование» (N 002-у);

1.3.3. «Постановление о наложении административного взыскания за санитарное правонарушение» (N 003-у);

1.3.4. «Повестка для дачи объяснения о санитарном правонарушении» (N 004-У);

1.3.5. «Журнал регистрации постановлений о наложении административных взысканий за санитарное правонарушение» (N 005-у);

1.3.6. «Предложение об удержании неуплаченного штрафа» (N 006-у);

1.3.7. «Постановление о приостановлении (прекращении) работ» (N 007-у);

1.3.8. «Акт об опечатывании (опломбировании) объекта» (N 008-у);

1.3.9. «Журнал регистрации постановлений о приостановлении (прекращении) работ» (N 009-у).
2. Приказываю:

2.1. Ввести в действие документы, утвержденные пунктом 1 настоящего приказа.

2.2. Считать утратившими силу:

2.2.1. «Инструкцию о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил”, утвержденную Минздравом СССР от 03.03.77 N 1606-77;

3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя председателя Онищенко Г.Г.

Приложение 1. Инструкция о порядке привлечения должностных лиц и граждан к административной ответственности за санитарные правонарушения

Приложение 1
к приказу Госкомсанэпиднадзора
России
от 08.05.92 N 47

Утратила силу. — Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 N 61.

Приложение 2. Инструкция о порядке приостановления или прекращения работ

Приложение 2
к приказу Госкомсанэпиднадзора
России
оот 08.05.92 N 47

_____________
См. ярлык «Примечания».

Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция регулирует порядок приостановления или прекращения работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых комплексов; эксплуатации действующих объектов и их пусковых комплексов; эксплуатации предприятий, организаций, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнения отдельных видов работ и иных средств, а также выполнения отдельных видов работ и производственной деятельности; разработки, постановки на производство; производства, применения (использования) и реализации продукции и услуг; производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, использования воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей; сброса сточных вод*.

* Далее-приостановление или прекращение работ.

1.2. Приостановление или прекращение работ является мерой административного пресечения деятельности (действия или бездействия), указанной в п.1.1 настоящей Инструкции и осуществляемой с нарушением Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 года, а также 3акона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года, Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года, других законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих хозяйственную и иную деятельность в части соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (далее — санитарных правил).

1.3. Приостановление работ осуществляется впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а прекращение — в случае невозможности соблюдения санитарных правил.

1.4. Приостановление или прекращение работ применяется к любым предприятиям и иным объектам, независимо от их подчиненности и форм собственности, на которых они основаны.

1.5. Приостановление или прекращение работ как мера административного пресечения правонарушения применяется независимо от применения мер административной, уголовной и иной ответственности за эти правонарушения, а также возмещения причиненного ущерба.

Основания приостановления или прекращения работ

2.1. В соответствии со ст.ст.11(4), 12(3), 13(3), 16(3), 20(2) 3акона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» могут быть приостановлены или прекращены:
работы по проектированию и строительству, а также вводу в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых комплексов;
эксплуатация действующих предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;
разработка, постановка на производство, производство и применение (использование) продукции народного хозяйства;
производство, хранение, транспортировка и реализация продовольственного сырья и пищевых продуктов;
использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей.

2.2. Согласно ст. 19 Закона РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» от 14 июля 1982 года выброс предприятием загрязняющих веществ в атмосферу должен быть ограничен, приостановлен или запрещен вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций в случаях нарушений условий и требований, предусмотренными разрешениями на выброс, а также, когда возникает угроза здоровью населения.

2.3. На основании ч. 2 ст. 75 Водного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 30 июня 1972 года, в случаях, угрожающих здоровью населения, сброс сточных вод может быть приостановлен вплоть до прекращения эксплуатации производственных и других объектов.

2.4. Возможность приостановления или прекращения работ Государственной санитарно-эпидемиологической службой предусмотрена также ст.cт.25(3), 48(5), 51(4), 52(7) Закона РСФСР «0б охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года.

Должностные лица, имеющие право приостанавливать или прекращать работы

3.1. В соответствии со ст.38(1) Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» приостанавливать или прекращать указанные работы имеют право:
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи республик в составе Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи автономных областей и автономных округов; краев, областей, городов, административных округов г. Москвы, районов, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте.
Их заместители.

3.2. Указанные должностные лица обязаны приостановить или прекратить работы в случаях причинения вреда здоровью населения или возникновения реальной угрозы причинения такого вреда.

Постановление о приостановлении или прекращении работ

4.1. Приостановление или прекращение работ производится на основании постановления (форма 007/у) главных государственных санитарных врачей или их заместителей, указанных в п.3.1 настоящей Инструкции. Предположение о подготовке проекта постановления вносится (проект постановления готовится) санитарным врачом, курирующим объект, заведующим структурного подразделения Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, другим должностным лицам по поручению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

4.2. Постановление вручается под роспись руководителю предприятия (предпринимателю) или должностному лицу, ответственному за выполнение приостановленных или прекращенных работ. При этом они предупреждаются об ответственности за невыполнение постановления, предусмотренной действующим законодательством. В случае их отказа от подписи, об этом делается соответствующая запись в разделе 3 постановления. Запись об отказе от подписи удостоверяется лицом, вынесшим постановление.

4.3. Постановление может быть отправлено заказным или ценным письмом, передано по телеграфу; телетайпу; телефаксу; телексу или по радио, что должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

4.4. В случае приостановления сброса сточных вод в соответствии с ч.2 ст.75 Водного кодекса РСФСР такое приостановление производится с уведомлением об этом органов по регулированию использования и охраны вод.

4.5. При необходимости копии постановления могут быть направлены в другие заинтересованные государственные органы, организации и учреждения. Запись об этом делается в разделе 7 постановления.

4.6. Копия постановления хранится в делах Центра, должностным лицом которого оно вынесено. Постановления регистрируются в специальном журнале (форм 009/у).

4.7. Исполнение постановления о приостановлении или прекращении работ осуществляется в указанные в нем сроки. Постановления могут вноситься со сроком исполнения:
с даты, указанной в постановлении;
с «момента получения»;
с отложенными сроками исполнения.

4.7.1. Постановления со сроками исполнения с даты, указанной в постановлении или с «момента получения» выносятся в тех случаях, когда продолжение эксплуатации объекта (части объекта, оборудования и т.п.) грозит немедленными отрицательными последствиями (пищевые отравления, вспышки инфекционных заболеваний, острые профессиональные заболевания, отравления и т.п.) или указанные последствия наступили.

4.7.2. Постановления с отложенными сроками исполнения могут быть двух видов — с отложенными краткими сроками исполнения и с отложенными отдаленными сроками исполнения:
постановления с отложенными краткими сроками исполнения (от 2-3 дней до 3-х месяцев) выносятся в случаях, когда дальнейшая эксплуатация объекта возможна лишь при определенных условиях, обеспечивающих в течение этого периода безопасность для здоровья людей;
постановления с отложенными отдаленными сроками исполнения выносятся в тех случаях, когда нарушения санитарных правил не угрожают немедленными отрицательными последствиями.

Обеспечение исполнения постановления о приостановлении или прекращении работ

5.1. В случае неисполнения постановления о приостановлении или прекращении работ главные государственные санитарные врачи или их заместители на основании ст.38(1) Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вносят в органы государственной власти и управления, а также в финансово-кредитные органы предложение о приостановлении их финансирования (кредитования). По получении указанного представления финансово-кредитные органы обязаны прекратить финансирование объектов и видов работ.

5.2.Приостановление или прекращение работ может обеспечиваться путем опечатывания (пломбирования) источников энергии, сырья, помещений, агрегатов и механизмов, средств транспорта.

5.3. Если при проведении практических действий по исполнению постановления о приостановлении или прекращении работ должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы встречают пассивное или активное сопротивление, то они вправе прибегнуть к помощи милиции. Милиция, в соответствии с п.23 ст.10 Закона «О советской милиции» от 18 апреля 1991 года, обязана в пределах предоставленных ей прав оказать им необходимое содействие.

Опечатывание (опломбирование)

6.1. Опечатывание (опломбирование) производится:
одновременно с вынесением постановления о приостановлении или прекращении работ — в случае установления факта причинения вреда здоровью населения или реальной угрозы причинения такого вреда.
После вынесения постановления о приостановлении или прекращении работ, если вынесенное постановление не исполняется — в качестве меры обеспечения его выполнения (при отсутствии оснований для постановки вопроса об ответственности или одновременно с привлечением к ответственности виновных лиц).

6.2. Опечатывание (опломбирование) осуществляется в следующем порядке:
за 5 дней до вступления постановления в действие руководителю объекта передается телефонограмма, телеграмма, уведомление другим способом;
перед опломбированием администрацией объекта должны быть приостановлены или прекращены соответствующие технологические процессы, при необходимости — выведены люди из помещений;
опломбирование проводится санитарным врачом, курирующим объект, или другим должностным лицом по поручению главного государственного санитарного врача или его заместителя;
опломбирование проводится пломбиром с оттиском наименования центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением техники безопасности в присутствии представителей администрации объекта;
пломбы (печати) навешиваются таким образом, чтобы возобновление работ было невозможно без нарушения их целостности;
после опломбирования составляется акт об опечатывании (опломбировании) объекта (форма 008/у). Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю объекта или должностному лицу, отвечающему за выполнение работ, под роспись. При этом они должны быть предупреждены об ответственности за срыв (повреждение) печати (пломбы) и возобновление работ без письменного разрешения соответствующего главного государственного санитарного врача или его заместителя, вынесшего постановление о приостановлении или прекращении работ;
в случае отказа руководителя объекта или должностного лица, отвечающего за выполнение работ, от подписи, об этом делается соответствующая запись в разделе 4 акта. Запись об отказе от подписи удостоверяется должностным лицом, вынесшим постановление;
отсутствие представителя администрации, его отказ от прекращения технологического процесса или вывода людей из помещений рассматривается как невыполнение постановления о приостановлении или прекращении работ.

6.3. При обнаружении нарушения целостности пломб:

6.3.1. составляется протокол о санитарном правонарушении для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности, при этом, при необходимости, производится повторное опечатывание.

6.3.2. В случаях неумышленного нарушения целостности пломб производится повторное опломбирование.

6.3.3. Пометка о повторном опломбировании делается в акте об опечатывании (опломбировании) объекта в разделе 4.

Контроль за исполнением постановлений

7.1. При осуществлении контроля за исполнением постановления с немедленными или краткими сроками исполнения должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы обязаны проверить фактическое исполнение постановления, а также проведение мероприятий по устранению нарушений санитарных правил. После окончания работ проводится повторное обследование объекта с необходимым комплексом лабораторных и инструментальных методов исследования.

7.2. Работа по контролю за исполнением постановления с отдаленными сроками должна быть направлена на выполнение необходимых мероприятий по устранению недостатков до срока вступления постановления в силу. В тех случаях, когда администрация объекта разрабатывает и представляет в Государственную санитарно-эпидемиологическую службы план мероприятий по устранению недостатков, их выполнение берется под контроль. Периодичность контроля определяется заведующим отделом, заведующим отделением, иным должностным лицом, осуществляющим контроль за исполнением постановления. Должностное лицо, которому поручен контроль за исполнением постановления, должно оценить представленные мероприятия, обратив особое внимание на выполнение их в установленные постановлением срок и при необходимости направить их на доработку.

Возобновление приостановленных или прекращенных работ

8.1. Возобновление приостановленных или прекращенных работ производится по решению главного государственного санитарного врача или его заместителя, вынесшего постановление о приостановлении, прекращении работ.

8.2. Решение о возобновлении работ выносится в письменной форме с указанием следующих обязательных реквизитов:
фамилия, имя, отчество лица, принявшего решение;
дата вынесения решения;
номер, дата постановления о приостановлении,прекращении работ;
результаты устранения нарушений, отмеченных в постановлении о приостановлении, прекращении работ;
разрешение о возобновлении эксплуатации с указанием даты;
подпись, печать.

Обжалование постановления о приостановлении или прекращении работ и действий по обеспечению его исполнения

9.1. Постановление о приостановлении или прекращении работ, а также действия по обеспечению его исполнения должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы могут быть обжалованы в месячный срок вышестоящему по подчиненности главному государственному санитарному врачу. Рассмотрение жалобы и принятие по ней решения производится не позднее 30 дней с момента поступления жалобы.

9.2. При несогласии с принятым решением указанное постановление или действия по обеспечению его исполнения должностных лиц могут быть обжалованы в суд в месячный срок, исчисляемый со дня получения отказа вышестоящего главного государственного санитарного врача в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы вышестоящему главному государственному санитарному врачу, если заявителем не был получен на него ответ.

9.3. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемых постановления и действий по обеспечению его исполнения.

Ответственность за неисполнение постановления о приостановлении или прекращении работ

10.1. Лица, виновные в нарушении требований, предусмотренных ст.ст.11(4), 12(3), 13(3), 16(3), 20(2) Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», несут уголовную или административную, дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, а также обязаны возместить причиненный такими действиями вред.

10.2. В соответствии с частью 1 ст.171 УК РСФСР превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом (в т.ч. срыв печатей или пломб, наложенных должностными лицами Государственной санитарно-эпидемиологической службы в пределах их компетенции, препятствование в осуществлении их законной деятельности и т.п.), если оно причинило существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или увольнением от должности.

10.2.1. В соответствии с частью 2 ст.171 УК РСФСР превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы действиями, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

10.2.2. В случае обнаружения указанных признаков состава преступления, должностные лица, которым предоставлено право приостанавливать или прекращать работы, направляют необходимые материалы в прокуратуру.

10.3. Административная ответственность предусмотрена ст.84 КоАП РСФСР за невыполнение предписаний органов, осуществляющих Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений по охране атмосферного воздуха.

10.4. Если в результате неисполнения постановления о приостановлении или прекращении работ причинен вред здоровью населения или имеется реальная угроза причинения такого вреда, то должностные лица вынесшие постановление о приостановлении или прекращении работ, обязаны принять меры по его возмещению в порядке, предусмотренном ст.ст.5, 31 закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Приложение 3. Протокол о санитарном правонарушении

Приложение 3
к приказу Госкомсанэпиднадзора
России
от 08.05.92 N 47

Госкомсанэпиднадзор
России

Учетная документация
Форма N 001/у
Утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора
России от 08.05.92 N 47

(наименование учреждения)

ПРОТОКОЛ О САНИТАРНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

г.

месяца

дня

(место составления протокола)

Мною

(наименование должности, фамилия, имя, отчество

лица, составившего протокол, адрес, телефон)

при санитарном обследовании

(наименование объекта,

подчинение, адрес)

обнаружено

(место, время и существо санитарного правонарушения)

что является нарушением

(наименование закона,

санитарных правил)

(норм и гигиенических нормативов)

Сведения о нарушителе:

Ф.И.О.

Возраст

Семейное положение

Место работы, адрес предприятия (учреждения, организации)

Занимаемая должность

Заработная плата (месячный оклад)

Домашний адрес

Подпись нарушителя

Ф.И.О. свидетелей (потерпевших) и их должность, место жительства

Объяснение нарушителя

Права и обязанности правонарушителя в соответствии со ст.247

КоАП разъяснены

(подпись правонарушителя)

«

«

г.

(подпись лица,
составившего протокол)

Госкомсанэпиднадзор
России

Учетная документация
Форма N 002/у
Утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора
России от 08.05.92 N 47

(наименование учреждения)

Начальнику (руководителю)

(налоговая инспекция
предприятие, учреждение,
организация)

ТРЕБОВАНИЕ

Отказ в предоставлении сведений влечет ответственность в соответствии со ст.ст.27-29 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Главный государственный
санитарный врач
Форма N 003/у утратила силу. — Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 N 61.

Госкомсанэпиднадзор
России

Учетная документация
Форма N 004/у
Утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора
России от 08.05.92 N 47

(наименование учреждения)

ПОВЕСТКА
ДЛЯ ДАЧИ ОБЪЯСНЕНИЯ О САНИТАРНОМ
ПРАВОНАРУШЕНИИ

______________________200___г.

(фамилия, имя, отчество)

Занимаемая должность

Адрес

(служебный)

В соответствии со ст.38 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения» прошу прибыть к

час.

г.

в

(наименование центра Госсанэпиднадзора)

(адрес центра Госсанэпиднадзора, телефон)

к

(фамилия, имя, отчество должностного лица)

для дачи объяснений по поводу санитарного правонарушения

(подпись лица, выписавшего
повестку)

Повестку получил

(подпись, занимаемая должность)

г.

(дата получения повестки)

Форма N 005/у утратила силу. — Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 N 61.

Госкомсанэпиднадзор
России

Учетная документация
Форма N 006/у
Утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора
России от 08.05.92 N 47

(наименование учреждения)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ УДЕРЖАНИИ
НЕУПЛАЧЕННОГО ШТРАФА

Руководителю

(наименование предприятия, учреждения)

Адрес

На основании ст.ст.27, 29, 38 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения» предлагаю взыскать в бесспорном порядке с

работающего в

штраф в сумме

согласно постановлению о наложении штрафа главного государственного

санитарного врача

(наименование территории)

N

от

200

г. путем вычета из заработанной платы.

Удержанная сумма должна быть внесена в

отделение Госбанка в доход Госбюджета.

Приложение: копия постановления о наложении штрафа.

Главный государственный

санитарный врач

(подпись)

Госкомсанэпиднадзор
России

Учетная документация
Форма N 007/у
Утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора
России от 08.05.92 N 47

(наименование учреждения)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N —
О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ (ПРЕКРАЩЕНИИ) РАБОТ

г.

«

«

г.

Я, главный (заместитель главного) государственный санитарный врач

(наименование территории, бассейна, линейного участка, на воздушном транспорте)

в результате изучения

(перечислить представленные материалы)

установил, что

(наименование действия, объекта, продукции)

ведется (функционирует) с нарушением требований ст.

Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91,

и/или

(NN статей, названия и дата принятия иных законов,

нормативных актов)

а также следующих санитарных правил, норм и гигиенических нормативов

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

Руководствуясь ст.38 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91, постановляю:
1. Приостановить (прекратить), отказать в выдаче разрешения

(заезд, заселение)

(наименование действия, объекта, продукции)

с

до устранения установленных нарушений.

(дата, с момента получения)

2. Работы могут быть возобновлены по решению главного

(заместителя главного) государственного санитарного врача

(наименование адм. территории, бассейна, линейного участка,
на воздушном транспорте)

3. Ответственность за выполнение постановления возлагается на

(Ф.И.О., должность, наименование объекта)

4. Лица, виновные в невыполнении данного постановления, несут ответственность по ст.171 УК РСФСР или по ст.306 КоАП РСФСР, а также обязаны возместить причиненный вред.
5. Постановление может быть обжаловано в месячный срок вышестоящему главному государственному санитарному врачу. Обжалование не приостанавливает действие данного постановления.
6. Постановление получил, об ответственности за невыполнение постановления

предупрежден «

«

г.

(дата)

(Ф.И.О., должность,

наименование объекта, подпись)

7. Копии постановления вручены (направлены):

Главный государственный санитарный врач

(наименование адм. территории, бассейна, линейного участка,
на воздушном транспорте)

(Ф.И.О.)

Подпись

М.П.

8. Примечание:

(Ф.И.О., подпись)

М.П.

Госкомсанэпиднадзор
России

Учетная документация
Форма N 008/у
Утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора
России от 08.05.92 N 47

(наименование учреждения)

АКТ
ОБ ОПЕЧАТЫВАНИИ (ОПЛОМБИРОВАНИИ)
ОБЪЕКТА

Госкомсанэпиднадзор
России

Учетная документация
Форма N 009/у
Утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора
России от 08.05.92 N 47

(наименование учреждения)

ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ
(ПРЕКРАЩЕНИИ) РАБОТ ЗА ___________ 200 _ ГОД

Поряд-
ковый
номер
постанов-
ления

Дата
выне-сения
поста-нов-
ления

Кем
вынесено
постанов-ление

Наимено-вание
действия,
объекта, продукции

Мини-стерство, ведом-ство

Перечень ведомств,
учреждений и даты направления документов
о приостановлении

Дата отмены постанов-ления

В ходе проверок, проводимых органами Роспотребнадзора, работодатели часто получают предписания о необходимости разработки санитарно-гигиенического паспорта (СГП) рабочего места женщины.

С чем связано это требование и на какие документы следует опираться при его выполнении?

Уже в 1996 году тогда еще Госсанэпиднадзор выделил в отдельную главу нормы, определяющие требования к оборудованию, тех.процессам, производственной среде и пр. постоянных рабочих мест женщин (Санитарные правила и нормы 2.2.0.555-96). Обязательность разработки санитарного паспорта прописана в п.1.12 данных правил; официально утвержденная форма на данный момент отсутствует.

Документ направлен на защиту работающих женщин от вредного воздействия производственных факторов.

В документе должны отражаться особенности трудового процесса, общие и количественные характеристики рабочего места женщины, периодичность медосмотров.

К общим характеристикам относятся: название подразделения, профессии, описание используемого оборудования, производственной операции.

Количественные характеристики подразумевают численные значения факторов: химического, виброакустического, параметров микроклимата и световой среды, тяжести и напряженности трудового процесса и др.

При подготовке СГП, для составления общей характеристики рабочего места, определения номенклатуры лаб.исследований, можно использовать СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации тех.процессов…», Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке…», результаты спецоценки условий труда. Количественная характеристика формируется по результатам лаб.исследований, проведенных в рамках СОУТ и производственного контроля.

Порядок оформления СГП состоит из 2-х этапов:

  • проведение измерений и оформление протоколов;
  • оформление паспорта на основании полученных измерений.

По результатам анализа СГП работодатель должен разработать и осуществить мероприятия по устранению выявленных несоответствий с учетом того, что женщинам должны предоставляться рабочие места с допустимыми условиями труда, а на работах с вредными условиями труда использование женского труда запрещено.

Таким образом, разработка паспорта является достаточно кропотливым мероприятием, требующим профессионального подхода.

Для проведения всех необходимых замеров и последующего оформления паспортов организация может заключить договор с измерительной лабораторией, имеющей соответствующий аттестат аккредитации.

Н
ачнем с нормативно-правовой базы. В настоящее время в России действуют следующие основные руководящие материалы по лазерной безопасности:
1. Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров. СанПиН № 5804-91. Утверждены еще Главным санитарным врачом СССР А.Н.Скляровым.
2. Межгосударственный* стандарт ГОСТ IEC 60825-1-2013. «Безопасность лазерной аппаратуры. Часть 1. Классификация оборудования, требования и руководство для пользователей.» Введен в действие с 1.07.2014 года. По утверждению разработчиков, идентичен международному стандарту IEC 60825-1: 2007.
3. Межгосударственный стандарт ГОСТ 31581-2012, как уже говорилось, введен с 1.01.2015 г. и подготовлен «на основе применения ГОСТ Р 50723-94», имеющего то же наименование. Причем именно «подготовлен», а не «вводится взамен»!
При этом необходимо заметить, что была предпринята попытка заменить СанПиН № 5804-91 новыми правилами СанПиН 2.2.4./2.1.8.–14 «Гигиенические требования к физическим факторам производственной и окружающей среды» , в котором лазерной безопасности посвящен раздел 8 «Лазерное излучение». Однако следы проекта теряются в середине 2014 года, когда решением совещания по результатам обсуждения введение проекта было отложено. К этой ситуации возникает много разнообразных вопросов. Главный из них – отсутствие гармонизации между этими документами, в частности в отношении проблемы классификации лазерных изделий по степени опасности. Начало этому было положено введением ГОСТ Р 50723-94, который в попытке гармонизации с действующим тогда аналогичным стандартом IEC ввел пять классов опасности: 1; 2; 3А; 3В; 4, в отличие от четырех, определенных СанПиН. Начиная с этого момента, СанПиН и ГОСТ жили независимой жизнью, ставя разработчиков и пользователей лазерной техники в неопределенное положение, выходом из которого было известное положение «строгость законов российских смягчается необязательностью их исполнения». Тем более, что отношение к безопасности в стране до сих пор рассматривается по остаточному принципу, в соответствии с афоризмом мультяшного героя: «Ружье – оно денег стоит, а моя жизнь бесплатная».
Казалось бы, положение в стране в первое десятилетие нашего века стабилизировалось, можно навести порядок в стандартах, тем более что Россия устремилась в ВТО, а её лазерная отрасль была одной из немногих, которые могли предложить свою конкурентоспособную продукцию на международный рынок. Но положение не улучшилось – для начала было провалено исполнение Закона о техническом регулировании 2000 года. А решение вопросов разработки лазерных стандартов было отдано в руки дилетантов.
В своей статье «О ловушках, заложенных в новом ГОСТ по лазерной безопасности», опубликованной в «Лазер-информе» в 2012 году, посвященной введению в действие ГОСТ Р МЭК 60825-1-2009, автор указал на грубые ошибки перевода международного стандарта IEC 60825-1: 2007. Со своей критикой выступили и упомянутые коллеги . Тогда же Лазерная Ассоциация направила обращение в адрес Росрегулирования. К сожалению, это обращение также не нашло должного отклика и упомянутый стандарт был введен в действие в 2013 году уже в качестве межгосударственного стандарта ГОСТ IEC 60825-1-2013 без исправления всех ляпов. В частности, в заголовке таблицы А.1 вместо слова «роговица» (cornea), использованного в стандарте IEC, осталось слово «сетчатка» (англ. «retina»), что делает невозможным корректное использование таблицы. Впрочем, пользоваться ГОСТом можно, если рядом положить оригинальный англоязычный стандарт IEC.
В этом стандарте введена классификация лазеров по степени опасности, соответствующая международному стандарту, которая содержит семь классов: 1; 1М; 2; 2М; 3К; 3В и 4. Это, естественно, вводит стандарт в противоречие с СанПиН № 5804-91. Данные противоречия и должны быть сняты при введении СанПиН 2.2.4./2.1.8.–14. Но этот документ так и не был введен.
Появление нового стандарта ГОСТ 31581-2012 вызывает, прежде всего, вопрос: «Зачем нужен этот стандарт, по сути своей дублирующий введенный полугодом ранее ГОСТ IEC 60825-1-2013?» Складывается впечатление, что в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии «правая рука не знает, что делает левая». Более того, в ГОСТ 31581-2012 содержатся ссылки о том, что «на территории Российской Федерации действует ГОСТ Р МЭК 60825-1-2009», который к моменту ввода нового стандарта уже полгода был заменен на соответствующий межгосударственный стандарт, а также «СанПиН № 5804-91». Таким образом, создана ситуация, при которой в РФ действую три (!) классификации лазеров по степени опасности. Действительно, введенный ГОСТ возродил классификацию стандарта 1994 года с пятью классами. При этом забавен отмеченный коллегами перл, что, предваряя перечисление пяти классов, разработчики утверждают, что «лазерные изделия в зависимости от генерируемого излучения подразделяются на четыре класса опасности».
Хочу отметить тот положительный момент, что в ГОСТ 31581—2012 на стр. 5 появилось дополнительное примечание к разделу 7, допускающее попадание потенциально опасного лазерного излучения на человека на облучение с медицинскими целями. В других документах требования безопасности по существу делали незаконным использование, например, лазерных скальпелей. Нельзя не отметить, что этот ГОСТ написан более профессиональным русским языком.
Бессмысленно разбираться в деталях двух действующих ГОСТов и СанПиН, а также в их противоречиях без однозначного решения вопроса о том, какие нормативы лазерной безопасности принимаются на территории РФ – соответствующие стандарту IEC или национальные (в этом случае необходимо обосновать необходимость таких отступлений). И после этого должен быть разработан один ГОСТ по лазерной безопасности, максимально гармонизированный с международным стандартом. При этом мне очень нравится идея Д.А.Рогаткина: «Предлагаю «Санитарные нормы» сделать частью нового ГОСТа (техрегламента) в виде отдельного раздела или приложения. Они, ведь, по смыслу и есть его часть – правила безопасной эксплуатации лазеров. Законы это позволяют, так как согласно п.8.8 ГОСТа Р 1.0 возможен в качестве национального стандарта аутентичный текст соответствующего международного документа с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей национальной экономики (так называемый модифицированный стандарт)».
Что же касается продолжающих действовать требований «СанПиН № 5804-91», ностальгией по которым пронизана публикация , то они, безусловно, должны быть переработаны. При этом прежде всего надо избавиться от пунктов, которые никогда не выполнялись и выполняться не будут. Наличие таких пунктов провоцирует к невыполнению разумных положений документа. Это, прежде всего, относится к пунктам:
«6.1. Технические условия на лазерные изделия согласовываются в обязательном порядке с органами государственного санитарного надзора.
6.2. Опытные образцы лазерных изделий должны иметь заключение экспертной комиссии Минздрава СССР о соответствии данным Правилам с последующим разрешением на серийный выпуск».
Интересно, знают ли коллеги, какое подразделение Минздрава России дает разрешение, например, на серийный выпуск систем наведения оружия. Автору, более 30 лет отработавшему в свое время в оборонных отраслях СССР и России, такое подразделение не известно. Не выполняются эти требования и для лазерных установок промышленного назначения, включая, например – мощные (около 30 Квт непрерывного излучения) установки, предназначенные для дистанционной резки металлоконструкций во время пожаров на нефтепромыслах.
Далее, коллеги настаивают на требовании п. 4.9 «класс опасности лазерного изделия определяется классом используемого в нем лазера» даже в том случае, если конструкция изделия предусматривает наличие кожухов и блокировок, препятствующих доступу к опасному излучению. Они мотивируют это тем, что рано или поздно при ремонте придется отключить блокировки и открыть кожух, что может привести к воздействию на человека опасного излучения. Интересно, выполняли ли коллеги требования электробезопасности при работе с напряжением 1 000 В, используя у себя дома телевизоры с вакуумными кинескопами? А ведь в них на строчных трансформаторах именно такое напряжение. Или их, как и всех нормальных людей, устраивала надпись на задней стенке «Высокое напряжение! Не включать при открытой крышке». Так почему же они предлагают нам городить весь антураж вокруг изделий, в которых глубоко закопан лазер 4 класса опасности?
Так же ратуют они за выполнение п. 6.19. «В лазерных изделиях, предназначенных для использования в театрально-зрелищных мероприятиях, учебных заведениях, на открытых пространствах (топографическая съемка, лидары, навигационное оборудование, связь), запрещается применение лазеров III, IV класса». Полный абсурд, появившийся в СанПиН из неправильной предпосылки, что надо исходить из класса опасности используемого лазера, а не из уровней лазерного излучения в месте нахождения человека в реальных условиях использования изделия. Это все равно, что запрещать применение топоров, исходя из того, что топором можно отрубить голову. Даже приведенный в СанПиН пример 8 расчета предполагает, что при использовании лазеров в зрелищных мероприятиях со сцены прямо в глаза зрителей направляют луч лазера. Тогда как в реальных устройствах для лазерного шоу излучение направляют на рассеивающий экран, дымы, облака, таким образом, что на уровне глаз человека интенсивность лазерного излучения много меньше ПДУ.
Относительно нормативов, определяющих уровни безопасности лазерного излучения, можно утверждать, что их различие в 50 раз по одновременно действующим НД является вопиющим безобразием. Это положение не только дезориентирует всех, кто работает с лазерным излучением, но и создает питательную среду для коррупции в соответствующих проверяющих структурах.
Какими должны быть единые нормативы, предложить не берусь. Однако считаю, что обоснованность их должна быть подтверждена не простой ссылкой на то, что они были определены документом четвертьвековой давности. Наиболее аргументированно, на взгляд автора, эта проблема рассмотрена в написанном Г.И.Желтовым разделе сборника .
Несмотря на существующую политическую конъюнктуру, немыслима изоляция от мировой экономики в духе «железного занавеса», обрекающая Россию на отставание от мирового уровня развития техники. Относится это и к изоляционизму в части стандартов. С учетом этого и должен быть разработан единый ГОСТ по лазерной безопасности, включающий в себя СанПиН. При этом очень важно, чтобы к работе по созданию стандарта были привлечены не только профессиональные специалисты в области безопасности, но и широкий круг специалистов, участвующих в разработке, производстве, продвижении на рынок и использовании лазерной продукции. Эти специалисты должны быть привлечены в рамках финансируемой государством программы – работа слишком серьезна и объемна. В противном случае появится очередное АНО НТЦ сертификации электрооборудования «ИСЭП», которая «наслесарит» нам очередной ГОСТ, пригодный только в качестве объекта для критики.
Представляется также, что работа в части разработки ГОСТа по лазерной безопасности, а также других стандартов в области фотоники должна осуществляться в рамках Технологической платформы «Фотоника».
Литература
1. Рахманов Б.Н., Кибовский В.Т. Лазер. Все же какого он класса опасности? – Фотоника, 2015, № 5 (53), с.42–49.
2. Текст проекта акта 00-03-3242-06-13-10-13-2-ver2-1724-numb-36523.
3. Рахманов Б.Н., В.Т.Кибовский В.Т. К 30-летию системы лазерной безопасности в России. Современные проблемы в области нормативного и правового регулирования безопасного применения лазерных аппаратов. – Лазер-информ, 2013, № 17, с.18.
4. Вопросы лазерной офтальмологии/Под ред. А.В.Большунова. – М.: Изд-во «Апрель», 2013.
Международным является стандарт, разработанный международной электротехнической комиссией (IEC). Межгосударственным является стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, образованный странами бывшего СССР и вводится в странах, проголосовавших за принятие стандарта. За принятие стандарта ГОСТ IEC 60825-1-2013 проголосовало 6 стран, а за принятие ГОСТ 31581-2012 – 11 стран.
———————————————————————————
Международным является стандарт, разработанный международной электротехнической комиссией (IEC). Межгосударственным является стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, образованный странами бывшего СССР и вводится в странах, проголосовавших за принятие стандарта. За принятие стандарта ГОСТ IEC 60825-1-2013 проголосовало 6 стран, а за принятие ГОСТ 31581-2012 – 11 стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *