Себестоимость и цена образовательных услуг

Себестоимость и цена образовательных услуг

Калькуляция платных услуг в учреждениях культуры

Бюджетные учреждения культуры и искусства помимо уставной осуществляют также и иную деятельность, приносящую доход. Самые распространенные услуги, оказываемые населению, — это проведение платных спектаклей, концертов, показ кинофильмов. В небольших сельских клубах и домах культуры это, как правило, проведение вечеров отдыха, дискотек, различных концертных программ и т.п. Покупая входные билеты, население оплачивает данные мероприятия. Для расчета цены билета специалисты бухгалтерских служб составляют калькуляцию каждой услуги в отдельности, учитывая специфику расходов. В данную цену должны входить все собранные затраты, чтобы у учреждения оставалась прибыль. При этом не следует завышать тариф, так как есть вероятность уменьшения спроса населения на услуги данного вида. В представленной статье будет освещен порядок составления калькуляции платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, и приведен пример распределения косвенных затрат между разными видами таких услуг.

Общие положения организации платных услуг в учреждениях культуры

Платные услуги учреждениями культуры оказываются в соответствии с потребностями населения на основании приказа руководителя учреждения. Он координирует деятельность всех служб, которые обеспечивают и производят платные услуги, а также решает вопросы, выходящие за рамки компетенции отдельно взятого подразделения. Утверждение перечня платных услуг, как правило, также производится руководителем и согласуется с органами местных властей.

Руководитель учреждения отвечает за:

  • подбор специалистов;
  • распределение времени предоставления платных услуг;
  • осуществление контроля качества предоставляемых услуг;
  • разрешение конфликтных ситуаций с лицами, оплатившими услугу.

Специалисты, непосредственно оказывающие платную услугу, несут персональную ответственность за полноту и качество ее выполнения.

Предоставление платных услуг производится только по видам, предусмотренным в уставе учреждения.

Учреждение обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией:

  • о режиме работы учреждения;
  • о видах услуг, оказываемых бесплатно;
  • об условиях предоставления и получения бесплатных услуг;
  • о видах платных услуг с указанием их стоимости;
  • о контролирующих организациях.

При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться их качество.

Предоставление платных услуг осуществляется в рамках договоров, которые бывают устными и письменными.

Устная форма договора в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ предусмотрена в случаях предоставления услуг немедленно. Наиболее распространенной из таких услуг является реализация входных билетов.

Однако существуют и услуги, для которых письменное закрепление договора является обязательным условием. Эта форма договора ст. 161 ГК РФ установлена в случаях, когда предоставление услуг носит длительный по времени характер (прокат музыкального оборудования, аренда помещений, организация концертных программ). При этом в договоре указываются условия и сроки получения платных услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 (далее — Закон N 3612-1), определено, что при организации платных мероприятий учреждения культуры вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан (пенсионеров, студентов, детей, инвалидов и т.д.). Порядок установления таких льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, определяется Правительством РФ (Постановление N 712 <1>), для учреждений культуры, находящихся в ведении субъектов РФ, — органами государственной власти субъектов РФ, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, — органами местного самоуправления.

<1> Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры».

Согласно статистике, процесс ценообразования платных услуг в учреждениях культуры происходит по-разному в зависимости от направления деятельности этих учреждений (Постановление N 132 <2>). Например, для расчета цены одного билета по услугам, предоставляемым кинотеатрами, берется либо цена за одну серию (показ фильмов), либо стоимость суток проката видеокассеты (прокат видеокассет). Цена билета на спектакль напрямую зависит от расположения посадочного места в зале (проведение концертов, спектаклей). В случае если услуги предоставляются музеями и выставками, стоимость билета будет определяться в зависимости от времени посещения данных заведений посетителями. Как правило, цена указывается с учетом экскурсионного обслуживания.

<2> Постановление Госкомстата России от 30.10.1996 N 132 «Об утверждении Методических указаний о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению».

Порядок составления калькуляции

Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не входят в Перечень, утверждаемый Постановлением Правительства РФ N 239 <3>, и поэтому не подлежат государственному регулированию.

<3> Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Порядок формирования цен на данные услуги предусмотрен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Письмом Минэкономики России от 06.12.1995 N СИ-484/7-982. Согласно их п. 4.1 свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг.

Указанные Методические рекомендации дают лишь общее представление о формировании цен. Более конкретно, детально тарифы на платные услуги, предоставляемые населению, рассчитываются специалистами бухгалтерских и экономических служб учреждений культуры самостоятельно на основании калькуляции на каждый вид услуги (ст. 52 Закона N 3612-1).

Примечание. Калькуляция — это определение себестоимости единицы отдельных видов продукции или услуг. Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции или услуги дает возможность отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг).

Процесс калькуляции представляет собой группировку всех затрат, образующих себестоимость услуги, по определенным видам, так называемым статьям калькуляции.

Расчет стоимости платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, производится за единицу оказанных услуг по калькуляционным статьям расходов, которые определяются в соответствии с бюджетной классификацией РФ, утвержденной Приказом Минфина России N 74н <4>. При этом расходы по созданию услуги могут быть как прямыми, так и косвенными.

<4> Приказ Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Примечание. Прямые — это затраты, которые можно отнести к конкретному виду услуги. Отнесение же косвенных расходов на создание определенной услуги не представляется возможным.

Как уже было сказано выше, учреждения культуры самостоятельно разрабатывают методы расчета калькуляции и согласовывают с исполнительными органами власти на местах. Например, Правительство г. Санкт-Петербурга предлагает при составлении калькуляции платных услуг выделять следующие статьи (Распоряжение N 52-р <5> (далее — Методические указания)).

<5> Распоряжение Правительства г. Санкт-Петербурга от 01.08.2005 N 52-р «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов (цен) на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Санкт-Петербурга».

Статьи затрат, включаемых в калькуляцию

Статья затрат

Вид

расходов

Что включается

  1. Основная

заработная плата

Прямые

Затраты на оплату труда работников,

непосредственно участвующих в организации

и создании платной услуги, в соответствии

со штатным расписанием, пропорционально

затрачиваемому времени на производство

услуги

  1. Дополнительная

заработная плата

Прямые

Выплаты, предусмотренные

законодательством о труде или

коллективными договорами (в том числе

стимулирующие надбавки), а также за

очередные, дополнительные и не

использованные отпуска, за работу в

ночное время и праздничные дни, премии,

надбавки за сложность, напряженность

  1. Начисления на

оплату труда

Прямые

Обязательные отчисления по нормам,

установленным гл. 24 НК РФ. При

определении цен на услугу включаются

также и взносы страхования в ФСС от

профессиональных заболеваний и несчастных

случаев на производстве от фонда оплаты

труда, установленные Федеральным законом

от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном

социальном страховании от несчастных

случаев на производстве и

профессиональных заболеваний»

  1. Основные материалы

Прямые

Стоимость приобретаемого сырья и

материалов в процессе оказания услуг

(декорации, музыкальное и осветительное

оборудование, постановочно-сценические

средства, необходимые канцелярские и

хозяйственные принадлежности)

  1. Комплектующие

изделия

Прямые

Затраты на приобретаемые изделия, которые

предполагается использовать для

обеспечения нормального процесса работы

оборудования. Исходя из необходимости

материальных запасов и оборудования в

соответствии с технологией оказания

конкретной платной услуги

  1. Транспортные

расходы

Косвенные

Затраты на перевозку материалов и

комплектующих изделий, в том числе

расходы по аренде транспортных средств,

связанных с доставкой материалов и

комплектующих

  1. Коммунальные

платежи

Косвенные

Сумма затрат определяется исходя из

условий договоров, заключенных с

ресурсоснабжающими организациями и

организациями, оказывающими коммунальные

услуги, при отсутствии договоров — исходя

из средних цен этих услуг за предыдущие

периоды

  1. Горюче-смазочные

материалы

Косвенные

Стоимость бензина и других ГСМ в

соответствии с нормами расхода топлива и

смазочных материалов на автомобильном

транспорте, утвержденными Распоряжением

Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-Р

  1. Расходы на

содержание и

эксплуатацию

оборудования

Косвенные

Затраты на энергию, наладку и

обслуживание оборудования и другие

расходы аналогичного характера

  1. Амортизационные

отчисления

Косвенные

Амортизационные отчисления основных

средств и НМА, производимые в

соответствии с Инструкцией N 25н <6>

  1. Общехозяйственные

расходы

Косвенные

Основная и дополнительная заработная

плата вместе с отчислениями на социальные

нужды административно-управленческого

персонала, амортизация зданий, складов и

инвентаря (за исключением относящихся к

прямым расходам), расходы на служебные

командировки, охрану труда, услуги связи,

охраны, подбор кадров, повышение

квалификации работников и другие

обязательные платежи

  1. Прочие расходы

Косвенные

Обоснованные расходы, не включенные в

вышеназванные статьи

<6> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Если в силу специфики технологического процесса услуги невозможно или нецелесообразно учесть отдельно прямые затраты учреждения, то они должны быть распределены косвенным методом.

Согласно п. 3.9 Методических указаний общая схема косвенного распределения затрат учреждения такова:

  • устанавливается объект, на который распределяются затраты учреждения (услуга, продукт, место возникновения затрат);
  • устанавливается база распределения затрат — показатель, с использованием которого производится распределение затрат учреждения;
  • рассчитывается ставка распределения путем деления величины распределяемых косвенных затрат учреждения на величину выбранной базы распределения;
  • рассчитывается величина приходящейся на каждый объект величины косвенных затрат учреждения путем умножения рассчитанной ставки на соответствующую данному объекту величину базы распределения.

Примечание. Как показывает практика, не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы услуги со стопроцентной точностью.

Расчет платных услуг в бюджетном учреждении

Любое косвенное отнесение затрат на услугу, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования.

Пример. Экономисты Государственного Дворца культуры составляют калькуляцию следующих видов услуг:

  • выступление танцевальных коллективов;
  • хоровой концерт.

Данные мероприятия являются платными и производятся в рамках приносящей доход деятельности.

В состав затрат, включаемых в себестоимость данных услуг, входят:

Статьи затрат

Сумма затрат по каждому виду

услуги отдельно, руб.

Выступление

танцевальных

коллективов

Хоровой

концерт

Основная заработная плата

50 000

60 000

Отчисления на социальные нужды (прямые)

10 000

15 000

Основные материалы (прямые)

30 000

40 000

Коммунальные платежи (косвенные)

100 000

Амортизационные отчисления (косвенные)

50 000

Представленные в таблице затраты рассчитаны на год, при этом выступления производятся один раз в год.

Танцевальные коллективы и хор выступают в одном и том же концертном зале, вмещающем 200 посадочных зрительских мест, причем стоимость билета не зависит от расположения посадочного места.

Необходимо распределить коммунальные платежи и амортизационные отчисления между данными видами услуг, а также рассчитать себестоимость одного билета.

Базой для распределения затрат является показатель «Основная заработная плата».

  1. Рассчитаем коэффициент распределения косвенных затрат:
  • для выступления танцевальных коллективов он будет равен 0,45 (50 000 руб. / (50 000 + 60 000) руб.);
  • для хорового концерта — 0,55 (60 000 руб. / (50 000 + 60 000) руб.).
  1. Распределим коммунальные платежи с использованием рассчитанного коэффициента:
  • выступление танцевальных коллективов — 45 000 руб. (0,45 x 100 000 руб.);
  • хоровой концерт — 55 000 руб. (0,55 x 100 000 руб.).
  1. Распределим амортизационные отчисления:
  • выступление танцевальных коллективов — 22 500 руб. (0,45 x 50 000 руб.);
  • хоровой концерт — 27 500 руб. (0,55 x 50 000 руб.).

  1. Итого сумма общих затрат составляет:
  • выступление танцевальных коллективов — (157 500 руб. (50 000 + 10 000 + 30 000 + 45 000 + 22 500));
  • хоровой концерт — (197 500 руб. (60 000 + 15 000 + 40 000 + 55 000 + 27 500)).
  1. Определим стоимость одного входного билета:
  • выступление танцевальных коллективов — 787,50 руб. (157 500 руб. / 200 мест);
  • хоровой концерт — 987,50 руб. (197 500 руб. / 200 мест).

Л.Ларцева

Редактор журнала

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»


7.2.

Стоимость (тариф) платной услуги учреждения (Сильвестрова Т.)

Методика учета затрат и расчета себестоимости услуг обучающего консультирования

Для удобства осуществления процедур учета расходов и расчета себестоимости услуг обучающего консультирования с учетом постоянных и переменных составляющих затрат формула общих совокупных затрат (Иок) представляется следующим функциональным образом:

где Иокп — общие постоянные затраты при выполнении функций обучающего консультирования за период Т;

Иокк — общие косвенные затраты при выполнении функций обучающего консультирования за период Т;

Ин — общие затраты при выполнении непроизводственных функций за период Т;

Кок-коэффициент отнесения затрат при выполнении непроизводственных функций на функцию обучающего консультирования;

1ок — общие переменные затраты при выполнении функций обучающего консультирования за период Т.

Общие переменные затраты при выполнении функций обучающего консультирования (1ок) включают:

— затраты на оплату труда (за один час) привлеченного персонала, включая налоги (3окп);

— расходы на обслуживание одного слушателя, в том числе расходы на проживание, литературу, тестирование, изготовление чертежей, копирование документации, почтовые расходы, дальнюю связь, доставку документов и т. п. (1^)-

Переменные затраты при выполнении одной услуги обучающего консультирования — одного образовательного курса (1ОКц) — зависят от среднего времени услуги обучающего консультирования, т. е. средней продолжительности образовательного курса (*к), от переменных затрат на одного слушателя и среднего количества слушателей одного образовательного курса (2К) и рассчитываются следующим образом:

Общие переменные затраты за период Т зависят от количества проведенных образовательных курсов за этот период (№к>:

Таким образом, общие совокупные затраты при выполнении образовательных функций за период Т равны:

Исходя из последней формулы, рассчитывается средняя себестоимость одной услуги обучающего консультирования (одного курса)

Средняя себестоимость одного часа при выполнении услуги обучающего консультирования соответственно равна

Средняя себестоимость услуги обучающего консультирования для одного слушателя равна

Средняя себестоимость одного часа услуги обучающего консультирования для одного слушателя соответственно равна

Ниже в качестве примера в табл. 7.1 представлена структура затрат и расчета себестоимости услуг обучающего консультирования.


7.3. Методика расчета цепы услуг обучающего консультирования

Цены на услуги обучающего консультирования должны быть дифференцированы в зависимости от срока обучения. Поэтому их целесообразно устанавливать в расчете стоимости одного часа одного образовательного курса. При определении расценки за один час следует исходить из удельных затрат на один час, прибыли на один час, ставок налога на добавленную стоимость.

В объем совокупных затрат на одну платную услугу включаются следующие составляющие:

— заработная плата, которая устанавливается исходя из сроков обучения (1, 3, 5 и более дней), количества академичес-

Таблица 7.1

ких часов, ставки профессорско-преподавательского состава, количества преподавателей (профессор, доцент, специалист, привлекаемый для обмена опытом и др.);

— начисления на заработную плату в соответствии с законодательством РФ;

— накладные расходы, включающие: затраты на маркетинг (исследование спроса на образовательные услуги, а также на позиционирование и продвижение услуг), организационно-управленческие расходы, связанные с функционированием консультационной фирмы (амортизация, заработная плата штатного персонала с начислениями, затраты на электроэнергию, прочие расходы).

Для расчета цены услуг обучающего консультирования необходимо выявить источники финансирования консультационной фирмы и соотнести их с учтенными выше затратами. Источниками финансирования консультационной фирмы при выполнении функций обучающего консультирования являются:

— оплата товаропроизводителями и другими потребителями за услуги обучающего консультирования, выполняемые на разовой или долговременной основе за полную плату или с частичной оплатой согласно прейскуранту (выручка при оказании платных услуг), — ^лл}

~ бюджетные средства, получаемые за выполнение государственных заказов на оказание товаропроизводителям бесплатных услуг обучающего консультирования (Вок) за период Т.

Выручка при оказании платных услуг обучающего консультирования за период Т зависит от средней продолжительности одного образовательного курса (тк), от среднего количества слушателей на платной основе на одном образовательном курсе ^дд), от количества образовательных курсов, выполненных за этот период (№к) и от цены обслуживания заявки (расценки) за единицу времени для одного слушателя (Цокч):

Общая выручка (совокупный доход) при выполнении услуг обучающего консультирования за период Т равна:

Расчетная цена обслуживания заявки — цена за единицу времени услуги обучающего консультирования (Цокрч) — вычисляется исходя из баланса прибылей, которые рассчитываются, с одной стороны, на основании принятой нормы рентабельности для функций обучающего консультирования (Рокн), а с другой — на базе совокупного дохода (Р0к0) следующим образом:

где Нок-норма рентабельности для функций обучающего консультирования, %: Откуда

Из последнего равенства находится расчетная цена обслуживания одной заявки за единицу времени:

или с учетом средней себестоимости одной образовательной услуги согласно формуле (7.5):

или с учетом средней себестоимости одного часа при выполнении услуги обучающего консультирования:

или с учетом средней себестоимости услуги обучающего консультирования для одного слушателя:

или с учетом средней себестоимости одного часа услуги обучающего консультирования для одного слушателя:

За критерий эффективной деятельности консультационной фирмы при выполнении функций обучающего консультирования за период Т целесообразно принять максимизацию прибыли, напрямую зависящую от установленной цены услуги (Цокч или Цокк). Последняя, с одной стороны, должна быть не меньше расчетной цены обслуживания заявки за единицу времени (Цокр1Г) и должна стремиться к повышению, а с другой стороны — ограничиваться величиной платежеспособности потребителей услуг (Цпс):

С учетом указанного ограничения цена услуги обучающего консультирования за единицу времени устанавливается исходя из следующего выражения:

Для примера в табл. 7.2 представлен расчет цены услуги обучающего консультирования.

О. В. Камакина, Е. Л. Саксонова, И. В. Трунова

В последние годы наметились тенденции преодоления межнаучных барьеров и формирования новой сферы научного исследования – общей теории образования, с целью – разработать целостную картину функционирования развития образования в качестве относительно самостоятельной подсистемы общества. Большинство ученых отмечает в своих работах полидисциплинарность, или как пишут другие – междисциплинарность исследований и участие в них полипрофессиональных специалистов, представителей различных сфер научного знания и практической деятельности. Наше исследование находится в области экономики образования.

В рыночной экономике образование (и в частности профессиональное) рассматривается как отрасль хозяйства, производящая нематериальные блага, а именно образовательные услуги.

Превращение образовательных услуг в товар, формирование рынка этих услуг, коммерциализация сферы образования в сочетании со старыми стереотипами мышления породили много новых проблем. Одной из наиболее сложных для решения по ряду причин является проблема ценообразования. Ранее вопрос о цене образовательной услуги для населения и организаций страны практически не существовал. По сути дела и продавцом, и покупателем образовательных услуг был один и тот же субъект — государство в лице органов управления сферой образования. Именно это обстоятельство и заслоняло проблемы ценообразования и исключало саму возможность взаимодействия продавцов и покупателей по этому вопросу.

В рыночной экономике приемлемая цена продажи определяется под углом зрения тех преимуществ, которые предоставляются потребителю, получающему в свое распоряжения продукт. В связи с этим в экономике образования должны быть рассмотрены следующие проблемы.

Во-первых, необходимо решить вопрос о том, что понимать под единицей товара, для которой будет определяться цена. Это может быть стоимость подготовки одного специалиста по стандартной программе, стоимость подготовки специалиста по индивидуальной программе, стоимость отдельных курсов в составе обязательной программы и т.п.

Во-вторых, поскольку сложившаяся система учет затрат не удовлетворяет современным требованиям, необходимо разработать методику учета и калькуляцию затрат по статьям, которые бы отражали наиболее существенные их элементы.

В-третьих, разработать методику определения цены, которая позволяла бы учитывать и факторы рыночного характера. Среди них такие, как перспективы трудоустройства; будущий доход, период старения знаний, длительность обучения; период адаптации специалиста на производстве; период раскрытия образовательного потенциала; пропорции, в которых делятся дополнительные выгоды от полученного образования между человеком, организацией и обществом.

Основной целью данного исследования являются разработка методики определения цены образовательной услуги, позволяющей учебному заведению обоснованно формировать цены на результаты своей деятельности и проводить осмысленную политику на рынке образовательных услуг.

Сфера профессионального образования включает в себя учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и послевузовского.

Далее вопросы определения цены образовательных услуг будут рассмотрены применительно к отрасли начального профессионального образования, которая представлена профессиональными училищами (ПУ), профессиональными лицеями (ПЛ) и т.п.

Калькуляция платных услуг в бюджетном учреждении

Традиционно эти учебные заведения развивались как учебно-производственные комплексы и часто имели тесные связи с базовыми предприятиями, которые обычно являлись и основными работодателями их выпускников, предоставляли на безвозмездной основе коммунальные услуги, условия для производственного обучения на предприятии и прохождения производственной практики.

В развитии этих учебных заведений в условиях перехода к рынку можно отметить следующие общие тенденции:

появление новых направлений подготовки, которое обусловлено структурными изменениями в экономике региона. Кризис в промышленности повлек за собой падение спроса на рабочие кадры, поэтому в большинстве учебных заведений появились новые специальности: продавец, бухгалтер, официант-бармен и др. Как правило, введение таких направлений обучения приводит к изменению структуры расходов учебного заведения, поскольку новые виды услуг часто вообще не требуют прямых материальных затрат, наличия базового предприятия, но предполагают большое количество аудиторных занятий, и, следовательно, рост доли заработной платы в общей структуре расходов;

ослабление связи с базовыми предприятиями, хотя еще сохраняется прохождение на безвозмездной основе практики и производственного обучения, но уже без оплаты труда учащихся, а все прочие виды взаимодействия переведены на коммерческую основу;

перевод некоторых подразделений (мастерские, общежитие, столовая, и др.), входящих в состав учебного комплекса, на новые условия хозяйствования (на самофинансирование). Поэтому их затраты, связанные с оказанием услуг населению, сторонним организациям или с осуществлением производственной деятельности, не влияют на общий объем расходов, обусловленных учебным процессом, а учитываются на отдельном счете 214 по соответствующим субсчетам, т.е. задача выделения “чистых” расходов на учебный процесс уже решена;

появление платных образовательных услуг в деятельности учебных заведений. Организационная форма этой деятельности может быть разной: организуется специальное подразделение “Учебный центр”, размещающееся на отдельных площадях, никак не связанных с основным учебным корпусом; группы “Учебного центра” занимаются на тех же площадях и используют то же оборудование, что и группы бюджетной подготовки; платное обучение осуществляется в “смешанных” группах которые формируются из учащихся и бюджетного, и платного наборов. Обычно учреждения профессионального образования используют первые две формы организации этого вида деятельности.

Такие особенности надо учитывать при анализе затрат и разработке методики расчета себестоимости.

Содержательная характеристика задачи

В общем случае при определении цены ОУ учебному заведению необходимо решить, в каких областях и для решения каких вопросов необходимо собираѢь информацию. Выделим основные этапы и соответствующие им проблемы, которые приведены в табл.1.

Таблица 1

Формирование регионального рынка ОУ рассмотрено на примере г. Рыбинска. На рынке начального профессионального образования г. Рыбинска действуют 9 образовательных учреждений и множество индивидуальных потребителей (выпускников неполной и полной средней школы). В целом структура его может рассматриваться как олигополия, а по некоторым специальностям прямых конкурентов может оказаться только 2-5. Однако в силу объективных причин (традиционно пассивное поведение, отсутствие соответствующей условиям рынка подготовки кадров и т.п.) участники рынка ОУ не рассматривают друг друга как конкурентов, поэтому сильной зависимости и напряженности между ними не наблюдается, по некоторым вопросам они даже активно взаимодействуют (например, по проблемам бухгалтерского учета).

В соответствии с пунктом 5 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы) относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (приказ Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898, с изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 11 августа 2015 г. № 818) (далее — Порядок) , размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг.

404 Страница не найдена

В соответствии с пунктом 6 Порядка  размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины базовых нормативных затрат, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с  Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год. В соответствии со статьей 11 положения объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг. В соответствии со статьей 13 Положения нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых в соответствии с настоящим Положением базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее — корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат. Исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания,  стоимость платных образовательных услуг должна устанавливаться не ниже нормативов затрат, рассчитанных как базовые нормативы затраты с учетом корректирующих коэффициентов.

Платные образовательные услуги: бухгалтерский и налоговый аспекты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *