Селютина Лариса Константиновна банк России

Селютина Лариса Константиновна банк России

ЦБ проводит перераспределение полномочий между начальниками департаментов. Глава департамента рынка ценных бумаг Лариса Селютина займется инфраструктурой фондового рынка, в частности маркетплейсом. Ее полномочия в части надзора за профучастниками будут переданы главе департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Кириллу Пронину. Эксперты считают, что это может быть только началом перемещения полномочий и кадров.

Как сообщили «Ъ” три источника на фондовом рынке, руководитель департамента рынка ценных бумаг ЦБ Лариса Селютина больше не будет курировать надзор за профучастниками, его передадут Кириллу Пронину. По словам одного из источников «Ъ” в крупной брокерской компании, официальная версия в том, что у госпожи Селютиной перегрузка с задачами. Теперь она сфокусируется на инфраструктуре финансового рынка, в том числе на краудфандинговых платформах, рейтинговых агентствах и на маркетплейсе, который пока не удается запустить. По информации собеседника «Ъ”, полномочия будут передаваться до марта.

Лариса Селютина возглавила департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка в феврале 2014 года. Назначение произошло в рамках мероприятий по ликвидации службы Банка России по финансовым рынкам к марту 2014 года. До этого госпожа Селютина занимала должность замдиректора департамента финансовой стабильности ЦБ. Кирилл Пронин возглавил департамент коллективных инвестиций и доверительного управления в мае 2018 года. До этого был замдиректора департамента страхового рынка, ранее замдиректора департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка. До перехода в центральный аппарат ЦБ занимал пост заместителя руководителя Волго-Вятского ГУ ЦБ.

Участники рынка ждут и других кадровых изменений в ЦБ. Источник «Ъ” в еще одной брокерской компании отмечает, что у Кирилла Пронина возрастет нагрузка с передачей надзора за профучастниками. «Есть версия, что у него заберут НПФ и передадут Филиппу Габунии, поскольку в пенсионных фондах есть страховой элемент»,— говорит он. Сейчас господин Габуния возглавляет департамент страхового рынка Банка России, а раньше руководил департаментом коллективных инвестиций. Все три департамента курирует зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

«Вопрос о некоторых изменениях обсуждается»,— подтвердил источник «Ъ”, близкий к ЦБ. Другой собеседник уточнил, что решение о перераспределении полномочий глав департаментов принял господин Чистюхин. Впрочем, оба собеседника «Ъ” утверждают, что вероятность передачи направления НПФ от Кирилла Пронина к Филиппу Габунии невелика. В ЦБ не ответили на запрос «Ъ”.

Источники «Ъ” отмечают, что перераспределение обязанностей не связано с претензиями к работе госпожи Селютиной. «Наоборот, она хорошо выстроила надзор и теперь сфокусируется на крупных проектах, в частности на маркетплейсе, который пока не удалось запустить»,— говорит один из источников на фондовом рынке. Проект маркетплейса активно поддерживает первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Основная его часть реализуется на базе Московской биржи. Запуск проекта затягивается из-за отсутствия закона о супермаркете финансовых продуктов, который принят только в первом чтении. «Лариса Селютина умеет спорить, возможно, проект будет реализовываться более активно»,— говорит один из собеседников «Ъ”.

По словам президента «Финама» Владислава Кочеткова, за шесть лет, которые Лариса Селютина возглавляла департамент, на рынке не произошло ни одного случая отзыва лицензии у крупных профучастников, при этом они пережили периоды высокой волатильности и просадок рынка. Одновременно были реализованы значимые проекты по развитию, участники рынка показали рекордные показатели по привлечению клиентов. «Возможно, именно поэтому ей отдают участок, где проекты буксуют. О том же маркетплейсе говорят очень давно, но до сих пор он не сильно продвинулся к практической реализации»,— считает он. Президент НАУФОР Алексей Тимофеев отмечает, что, вероятно, уйдет около года для того, чтобы новое подразделение подхватило вопросы, которые курировало прежнее. «И здесь будет очень кстати заморозка новых регуляторных инициатив, о которых заявлял ЦБ»,— говорит он.

Полина Смородская, Илья Усов

Лариса Селютина, директор Департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России, рассказывает «Вестнику НАУФОР» о повышении роли саморегулируемых организаций, новых подходах к доверительному управлению, введении пруденциальных нормативов и других изменениях в политике регулятора.

«РУКОВОДСТВО К ДВИЖЕНИЮ».

Прежде чем вводить конкретные регулятивные установки, нужно определиться, каковы будут их последствия для рынка в целом

— Лариса Константиновна, ваш департамент объединяет регулирование и надзор в отношении профучастников. Его функции — как определение правил игры, так и окончательная оценка соблюдения этих правил участниками рынка. Какие приоритеты сейчас стоят перед департаментом?

— В предыдущие годы Федеральная служба по финансовым рынкам России создала довольно серьезную нормативную базу и подробно прописала правила игры в отношении профессиональных участников. Но рынок развивается, и эти правила требуют постоянной корректировки.

При этом Банк России исходит из того, что устанавливаемые регулятором требования, с одной стороны, не должны мешать развитию законного бизнеса, с другой — должны содержать действенные механизмы защиты прав потребителей и одновременно способствовать выстраиванию эффективной системы надзора за участниками финансового рынка. Эти задачи, а также создание условий для их реализации и является основным KPI в работе по регулированию и надзору в отношении профучастников.

Необходимо, устанавливая новые требования к деятельности участников финансового рынка, соотносить их с масштабами бизнеса и не допускать избыточного регулирования. Следует также предоставить участникам рынка возможность использовать аутсорсинг отдельных процессов и функций. Но решить поставленные задачи невозможно без оптимизации отчетности, информационных потоков и построения системы эффективного риск-ориентированного надзора.

Но это стратегические планы. Основными направлениями деятельности на текущий год мы для себя определили реформирование депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами. Кроме того, в связи с принятием поправок в законодательство и появлением новой категории профессиональных участников, перед нами стоит серьезная задача по созданию системы регулирования и контроля за деятельностью форекс-дилеров.

— В настоящее время обсуждается повышение роли саморегулируемых организаций. НАУФОР утвердила профессиональные стандарты, начинает вести реестр компаний, подчинившихся этим стандартам. К принятию в Думе готовится закон о СРО на финансовом рынке. Как вы в целом относитесь к повышению роли СРО в вопросах регулирования, и как должна выглядеть система регулирования и надзора в окончательном виде?

— Тема повышения роли саморегулируемых организаций в регулировании и контроле деятельности профессиональных участников обсуждается давно. Надеюсь, с принятием соответствующего закона эта идея наконец будет реализована. Банк России, став мегарегулятором, получил колоссальный объем полномочий по контролю, надзору и регулированию на финансовом рынке, и было бы неразумно отказываться от чьей-либо помощи, тем более что СРО представляют интересы участников рынка и заинтересованы в том, чтобы он стал более цивилизованным. У Центрального банка уже налажен конструктивный диалог со всеми саморегулируемыми организациями. Мы обсуждаем с ними все значимые проекты нормативных актов и подходы к дальнейшему взаимодействию, оцениваем возможности СРО по принятию на себя в будущем тех или иных функций по установлению требований через разработку стандартов и процедур контроля за их соблюдением.

Сейчас законопроект готовится ко второму чтению, и пока говорить о том, какой будет его окончательная редакция, преждевременно.

— Расскажите о новом подходе к доверительному управлению. Готовится концептуальное переосмысление подходов к регулированию — вводится требование о соответствии управления инвестиционному профилю клиента. Когда планируете его утвердить?

— Действительно, Банк России разработал проект нормативного акта, предусматривающий переход от установления требований к действиям доверительного управляющего (в том числе к порядку инвестирования) к альтернативному подходу, согласно которому действия доверительного управляющего определяются в соответствии с риск-профилем клиента. Этот документ также уточняет правила раскрытия информации, регулирует вопросы, связанные с конфликтом интересов, снимает запрет на включение производных финансовых инструментов в перечень объектов доверительного управления.

В настоящее время проект находится в стадии согласования. Мы надеемся завершить работу над ним до конца текущего квартала.

— Рынок весьма чувствительно относится к регулированию операций с неквалифицированными инвесторами — обеспокоенность вызывает план повышения требований к квалифицированным инвесторам. Что вы думаете о перспективах принятия этих изменений?

— Работа над проектом указания Банка России «О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами» завершена, он направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

Документ направлен на приведение действующих требований к порядку признания лиц квалифицированными инвесторами — в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство о рынке ценных бумаг. Кроме того, требования для признания лиц квалифицированными инвесторами актуализированы с учетом текущего состояния рынка ценных бумаг и международного опыта.

Так, изменены требования, которым должны соответствовать лица для признания их квалифицированными инвесторами (например, требования к имуществу физических лиц для признания их квалифицированными инвесторами повышены — с 3 млн до 6 млн рублей). Проект также предполагает расширение перечня финансовых инструментов, учитываемых при признании лиц квалифицированными инвесторами, в частности, за счет иностранных депозитарных расписок, ипотечных сертификатов участия и паев (акций) иностранных инвестиционных фондов. При этом документ устанавливает порядок определения оценочной стоимости этих финансовых инструментов.

Повышение требований, которым должны соответствовать лица для признания их квалифицированными инвесторами, обусловлено как изменением в подходе определения квалификации (необходимо соответствовать лишь одному требованию вместо двух, как было ранее), так и защитой прав инвесторов в целом. Доступ физических лиц, не обладающих соответствующими знаниями, опытом, достаточно высоким уровнем доходов, к наиболее рисковым инструментам на финансовом рынке чреват для таких граждан серьезными проблемами.

— В прошлом году совместно с НАУФОР шла активная работа над новым положением о внутреннем учете. Какова судьба проекта нормативного акта, удалось ли найти общее с рынком решение по поводу его ключевых положений?

— В настоящее время Банк России разрабатывает нормативные акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями (НФО), в том числе План счетов бухгалтерского учета в НФО, которые, в свою очередь, коррелируют с вышеупомянутым проектом. Поэтому было принято решение приостановить подготовку этого документа на некоторое время. Осенью планируем вернуться к его доработке.

— Вы говорили о создании системы дистанционного надзора. О чем идет речь?

— Раньше надзорные мероприятия со стороны ФСФР России в основном сводились к надзору за соблюдением формальных требований в рамках выездных проверок и к анализу запрашиваемых документов, которые представляли компании в ответ на предписания по жалобам.

В настоящее время мы осуществляем комплекс сплошных и непрерывных мероприятий по наблюдению за деятельностью и финансовым состоянием поднадзорных организаций в целях контроля финансовой устойчивости и проверки соответствия деятельности этих организаций требованиям законодательства о рынке ценных бумаг и иного специального законодательства («противоотмывочного» законодательства, законодательства по противодействию манипулированию рынком и инсайду, по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг). Дистанционный надзор (проверки) осуществляется на основании анализа отчетности, предоставляемой в Банк России поднадзорными организациями, а также информации из иных источников (банковская отчетность, информация из различных подразделений Банка России, жалобы клиентов, органов следствия, прессы и так далее). Для проведения проверки конкретных фактов запрашиваются первичные документы, и по результатам их анализа готовится заключение о соответствии либо несоответствии деятельности профессионального участника требованиям законодательства.

Банк России уделяет большое внимание анализу операций профессионального участника и его клиентов с точки зрения экономической целесообразности (выявление различных «схем»). Проверяются также структура собственных средств организации, система управления рисками и финансовые результаты.

Кроме того, наши сотрудники регулярно проводят встречи с владельцами и топ-менеджментом крупнейших профессиональных участников, где обсуждаются моменты, вызывающие у Банка России сомнения или опасения. Представители рынка на таких встречах могут, в свою очередь, представить собственное видение дальнейших перспектив развития компании, а также предложить к обсуждению наиболее актуальные проблемы отрасли в целом.

— ЦБ РФ вновь вернулся к теме введения пруденциального надзора за профучастниками. Какие нормативы планируете вводить и в какие сроки?

— Мы полагаем, что переход к пруденциальному надзору должен быть поэтапным, а методологические подходы — общими для всех секторов финансового рынка: страхового, микрофинансирования, коллективных инвестиций. Выработкой новых подходов и концептуальным согласованием планируемых к изданию нормативных актов, связанных с пруденциальным надзором, в Банке России занимается специально созданный инвестиционный комитет. Кроме того, на данном этапе мы анализируем бизнес-модели профессиональных участников рынка ценных бумаг и идентифицируем риски, присущие их деятельности. Это позволит разработать пруденциальные нормативы, исходя из специфики деятельности конкретных участников финансового рынка.

— В расчет собственных средств профучастника по-прежнему не входят активы у иностранных брокеров. Этот вопрос в свое время получил противоречивое толкование ФСФР, жертвой чего стали крупные компании. В любом случае это неудобно: значительная часть средств не входит в расчет капитала. Планируется ли изменить правила расчета собственных средств?

— Хотелось бы обратить внимание, что требования к собственным средствам устанавливаются не для удобства брокера, а для оценки его возможности отвечать по своим обязательствам.

Осуществляя меры дистанционного надзора, Банк России выявляет достаточно крупные и системные проблемы с собственными средствами профучастников. Это, в частности, существенные провалы в достаточности собственных средств на межотчетные даты (вплоть до отрицательных значений), формирование активов нерыночными ценными бумагами с весьма сомнительной стоимостью и кредитным качеством или бумагами давно «потерявшихся» эмитентов. Кроме того, в числе других проблем — значительное завышение оценочной стоимости активов, включаемых в расчет собственных средств (движимое и недвижимое имущество, программное обеспечение и прочее).

Для того чтобы оперативно ликвидировать эти пробелы, мы подготовили предложения о внесении соответствующих изменений в порядок расчета собственных средств. Основные изменения коснутся ужесточения перечня ценных бумаг, инвестиции в которые могут приниматься в расчет собственных средств. Сейчас эти предложения обсуждаются.

Но в любом случае это только первый шаг — в перспективе мы планируем все-таки введение пруденциальных нормативов.

— Расскажите о готовящихся изменениях в отчетности профучастников, для чего они вводятся?

— На текущий момент Указанием Банка России 3533-У уже утверждены новые формы отчетности для профессиональных участников рынка ценных бумаг — некредитных финансовых организаций. Кроме того, подготовлен проект форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг — кредитных организаций.

Из новых форм отчетности следует отметить «Отчет о внебиржевых сделках» и «Отчет по ценным бумагам».

Любая отчетность вводится, в первую очередь, для надзорных целей, а с учетом развития дистанционного надзора она становится нашим основным источником информации о деятельности профессиональных участников.

— В свое время, когда шла передача полномочий регулирования фондового рынка в ЦБ, были опасения, что новому регулятору будет сложно работать с мелкой индустрией, поскольку традиционно ЦБ работает с банками, которые намного крупнее. Все инвестиционные компании, как большие, так и маленькие, отмечают теперь увеличение регулятивной, главным образом, надзорной, нагрузки. С одной стороны, это понятно, поскольку надзорные ресурсы ЦБ больше, чем у ФСФР. Но, с другой стороны, возросшая нагрузка может быть чрезмерна для небольших компаний. Не завершился еще и период адаптации индустрии к новой регулятивной политике. Не станут ли небольшие компании жертвами регулятивного шока? Возникают опасения и относительно того, не является ли сокращение числа маленьких компаний сознательной политикой ЦБ? Видите ли вы эту проблему и как видите выстраивание этой политики?

— Политика Банка России не нацелена на сокращение числа небольших компаний. Напротив, мы сейчас вводим практику разделения лицензий по видам операций, которые разрешается осуществлять профессиональному участнику рынка ценных бумаг. Соответственно, разделяются и требования к профучастникам. Например, выделена такая категория, как клиентский брокер, к собственным средствам которого предъявляются менее строгие требования, чем к обычному брокеру. Но одновременно таким профучастникам установлены существенные ограничения на операции.

Большое количество добровольно сдаваемых лицензий, скорее, связано со спадом экономической активности и отсутствием достаточной ликвидности финансового рынка. Но это объективные причины.

Если говорить о дистанционном надзоре, то, мне кажется, общаться с регулятором дистанционно, путем предоставления документов по письменному запросу, гораздо проще, чем в режиме online во время инспекционной проверки. Я не могу сказать, что резко возросла регуляторная нагрузка. Да, усилился контроль. В процессе обработки получаемой дистанционно отчетности мы выявляем колоссальное количество нестыковок и технических ошибок, предупреждаем об этом участников рынка, а за повторные нарушения наказываем. Дело в том, что на практике некоторые профессиональные участники рынка ценных бумаг просто отдают составление отчетности на аутсорсинг и даже не удосуживаются поменять цифры из квартала в квартал. Для таких компаний нагрузка действительно возросла, потому что они теперь вынуждены более внимательно относиться к нормативным требованиям.

— Как вообще должна, на ваш взгляд, выглядеть индустрия с точки зрения ее количества, масштабов и географии?

— На мой взгляд, индустрия финансовых услуг должна быть выстроена таким образом, чтобы соблюдались принципы прозрачности системы, наличия конкурентного рынка и неограниченного доступа к финансовым услугам для потенциального потребителя в любом уголке страны.

— Как вы относитесь к идее регулирования инвестиционных советников? Что может дать рынку появление регулирования этой индустрии? Почему, по вашему мнению, до сих пор не принят соответствующий закон, с какими трудностями он сталкивается?

— В целом я эту идею поддерживаю, но насколько она жизнеспособна, покажет время.

Мегарегулятор — не волшебник. Мы можем, в том числе и по инициативе участников рынка, разрабатывать требования к инструментам и новым категориям участников. Но вести и развивать их бизнес мы не можем.

— Ранее была информация о том, что ЦБ работает над созданием списка системно значимых участников фондового рынка по аналогии со списком системно значимых банков. Какие решения в этом направлении уже приняты?

— Мы действительно обсуждаем необходимость выделения системно значимых участников рынка, но работа в этом направлении только началась. Прежде чем формулировать список таких профессиональных участников рынка ценных бумаг, нужно определиться с критериями отнесения их к категории системно значимых, а главное — необходимо понять, каковы будут для них последствия этого решения, особенности их регулирования и надзора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *