Северный коэффициент

Северный коэффициент

Кому: Николайчук Николай Алексеевич
Обращение (02/15/2010):
Здравствуйте! Согласно ст. 316 ТК РФ, районный коэффициент начисляется на заработную плату , и ст.317 ТК РФ, это государственные гарантии в виде дополнительных выплат к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и начисляются на фактический заработок работника. А минимальная заработная плата (фактический заработок работника, который гарантирован государством) в Томской области составляет 4439 (или он у нас меньше чем по стране?). Кроме того, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате устанавливаются для каждого конкретного района и зависит от непрерывного стажа конкретного работника. Получается, что на севере нашей области получают еще меньше т.е. те же 4439???? Так почему у нас в Томской области нарушаются государственные гарантии труда работников проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним. Ведь ст. 316 ТК РФ никто не отменял. Мало того, начисляемые компенсационные выплаты до минималки, так их теперь называют, уменьшают при переработках и при работе в праздничные дни. В итоге получается , чем больше работаешь, тем меньше компенсация, и получается только одна цифра 4439 и никак не больше , даже если и отработал больше , часов чем по месячной норме. И как это понимать , объясните нам, пожалуйста. Куда подевался наш районный коэффициент, если все , не имеющие его, получают 4339. Кто нам его отменял???
Ответ (03/19/2010):
Уважаемый Леонид! На Ваше интернет-обращение о включении в минимальный размер оплаты труда районного коэффициента сообщаем следующее. В соответствии со ст. 133 Трудового Кодекса месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Исходя из положений Трудового кодекса РФ выплаты за работу в особых климатических условиях (районный коэффициент) относятся к выплатам компенсационного характера. Учитывая, что Федеральным Законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ с 1 сентября 2007 года из Трудового Кодекса РФ исключен пункт, регламентирующий, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, следует, что минимальная заработная плата включает районный коэффициент. С 1 января 2009 года Федеральным законом № 82-ФЗ установлен на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда в размере 4330 рублей в месяц. Выплата указанного размера гарантирована государством (ст. 130 Трудового Кодекса). При сложившейся ситуации в сфере оплаты труда на территории Томской области с 1 января 2010 года Региональным Соглашением о минимальной заработной плате, подписанным Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций Томской области, а также представителями работодателей и их объединений, принят более высокий уровень минимальной заработной платы: — для работников бюджетных учреждений в размере 4439 рулей в месяц. На основании положений Постановления администрации Томской области от 31.03.2008 № 66а «О новых системах оплаты труда работников областных государственных учреждений» указанный размер оплаты труда включает районный коэффициент в размере 1,3 и предусматривает установление дифференцированной минимальной оплаты труда в зависимости от территориального зонирования. — для работников иных работодателей в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения по Томской области. При этом, в настоящее время величина прожиточного минимума, установленная распоряжением Губернатора Томской области от 15.01.2010 № 6-р, составляет 6046 рублей в месяц, а для жителей, проживающих в районах Крайнего Севера – 7439 рублей в месяц.

№ 2-1624/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тобольск 21 октября 2010 г.

Тобольский городской суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи Баранцевой Н.В.

при секретаре Ламбиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильминского <данные изъяты> к Обществу с ограниченной ответственностью «Технострой» о взыскании задолженности по выплате районного коэффициента, надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях, компенсации за неиспользованный отпуск,

установил:

Ильминский Г.А. обратился в суд с требованиями к ответчику о взыскании задолженности по выплате районного коэффициента применяемого при начислении заработной платы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 117375 руб., по выплате надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 78250 руб., задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск за 2006 г. и 2007 г. в размере 47918 руб., в том числе районного коэффициента и северной надбавки за отпуск 2009 г.

Исковые требования мотивированы тем, что истец был принят в ООО «Технострой» на должность <данные изъяты>, вахтовым методом на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь был принят в ООО «Технострой» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен. ДД.ММ.ГГГГ истец был принят в ООО «Технострой» на должность мастера на участок гидронамыва песка на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ истец уволен. В указанные периоды истец работал в <адрес>, который приравнивается к районам Крайнего Севера, где районный коэффициент составляет 1,50. Также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается процентная надбавка к заработной плате. За весь период работы истца в ООО «Технострой», ему выплачивалась заработная плата без учета районного коэффициента 1,50 и не выплачивалась надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Расчетные листки на данном предприятии не выдавались. Кроме того, при увольнении из ООО «Технострой», в 2006 году и в 2007 году истцу не была выплачена компенсация за неиспользованные отпуска.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, пояснив суду, что о невыплате ему работодателем надбавки к зарплате за работу в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях, и компенсации за неиспользованный отпуск узнал ДД.ММ.ГГГГ, о невыплате районного коэффициента — после получения ответа из Госинспекции труда в начале июня 2010 г.

Представитель ООО «Технострой» заявленные требования не признал, также просил в иске отказать по причине пропуска истцом срока на обращение в суд по основаниям, изложенным в письменном ходатайстве, полагая, что срок исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ Пояснил, что районный коэффициент истцу выплачивался в размере установленном для г. Тобольска — 15%, также как и компенсация за неиспользованные отпуска, надбавка к зарплате за работу в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях не выплачивалась, поскольку истец не представил документы, подтверждающие его право на данные выплаты.

Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, допросив свидетеля, и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 9 трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

В соответствии со статьей 22 трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно статье 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В ходе проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Тюменской области установлено, что заработная плата за весь период работы Ильминского Г.А. начислялась и выплачивалась без учета районного коэффициента 1,50 и надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При прекращении трудового договора в 2006 г., 2007 г. Ильминскому Г.А. компенсация за неиспользованные отпуска не начислялась и не выплачивалась.

Требования Ильминского Г.А. о взыскании надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях, компенсации за неиспользованные отпуска, удовлетворению не подлежат, ввиду пропуска срока на обращение в суд.

В соответствии с частью 4 статьи 37 Конституции Российской Федерации признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 трудового кодекса РФ. В соответствии с частью 1 указанной статьи, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо выдачи трудовой книжки.

Часть первая статьи 392 ТК РФ регулирует условия, порядок и сроки реализации вышеизложенного конституционного права применительно к делам об оплате труда. Предусмотренный ею трехмесячный срок является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством Российской Федерации. Такой срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и является достаточным для обращения в суд.

При этом своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, подлежит восстановлению судом.

Также из смысла приведенной нормы следует, что закон связывает применение последствий пропуска срока для обращения в суд с моментом, когда истцу стало известно о нарушении своего права.

Как установлено судом из копии заявления Ильминского Г.А. адресованного в прокуратуру г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-38, 114-117) и данных им в судебном заседании объяснений, о нарушении его прав, выразившихся в невыплате работодателем надбавки к заработной плате и компенсации за неиспользованные отпуска, ему стало известно после увольнения — ДД.ММ.ГГГГ

Для разрешения возникшего спора применяется трехмесячный срок. С заявленными требованиями в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, истцом указанный срок, исчисляемый с ДД.ММ.ГГГГ пропущен.

Ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании истец не просил о восстановлении срока для обращения в суд. Напротив, истец полагает, что установленный законом срок он не пропустил, поскольку ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в трехмесячный срок с момента как узнал о нарушении прав, обратился в прокуратуру г. Тобольска.

Однако статья 392 ТК РФ устанавливает сроки обращения за разрешением индивидуального трудового спора в суд, а не в иные органы. В связи с чем, суд приходит к выводу о пропуске истцом трехмесячного срока на обращение в суд, последствием которого по трудовому спору является утрата права на иск.

В соответствие с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в случае отказа в удовлетворении требований в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств. В связи с чем, в удовлетворении требований о взыскании задолженности по выплате надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 78250 руб., задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск за 2006 г. и 2007 г. в размере 47918 руб., в том числе районного коэффициента и северной надбавки за отпуск 2009 г., необходимо отказать.

Разрешая требование о взыскании задолженности по выплате районного коэффициента за вышеуказанные периоды работы истца в ООО «Технострой», суд исходит из того, что срок на обращение в суд с данными требованиями Ильминским Г.А. не пропущен, и они подлежат частичному удовлетворению.

Как указывалось выше, Судом установлено, что о нарушении своих прав по выплате надбавки к заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, что следует из его объяснений и текста заявления в прокуратуру г. Тобольска по его обращению за защитой нарушенных прав. При этом, в тексте заявления о фактах невыплаты районного коэффициента речь не идет.

В ходе проверки доводов обращения истца в прокуратуру г. Тобольска, проведенной Государственной инспекцией труда в Тюменской области установлено, что заработная плата за весь период работы Ильминского Г.А. начислялась и выплачивалась без учета районного коэффициента 1,50 (л.д. 9). Ответ по результатам проверки был направлен истцу ГИТ в Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ

Представленные в ГИТ в Тюменской области работодателем копии расчетных листков (л.д. 47 — 53, оборот) не содержат информацию о составных частях заработной платы, размерах и основаниях произведенных удержаний, в нарушение п. 1 ст. 136 трудового кодекса РФ.

Таким образом, суд принимает доводы истца о том, что о нарушении своих прав на выплату районного коэффициента Ильминский Г.А. узнал после проведенной ГИТ проверки, следовательно, срок на обращение в суд по данному требованию, исчисляемый с момента получения ответа от ДД.ММ.ГГГГ, как пояснил истец в начале июня 2010 г., что представителем ответчика не опровергнуто, Ильминским Г.А. не пропущен.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Технострой» ГИТ в Тюменской области вынесено предписание, обязывающее начислить и выплатить Ильминскому Г.А. за весь период работы районный коэффициент в размере 1,50.

Постановлением Государственной инспекции труда в Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение законодательства о труде, в том числе невыплату районного коэффициента, директор ООО «Технострой» был привлечен к административной ответственности.

Предписание и постановление от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не оспаривалось, что подтвердил его представитель.

Из предоставленных суду справок от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истец в заявленные периоды работал в <адрес>, данное обстоятельство в судебном заседании подтвердил и представитель ответчика.

Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 302 ТК РФ работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы, на территориях которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, эти коэффициенты начисляются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 316 ТК РФ).

Согласно перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 г. № 1029, Тюменская область — Ханты-Мансийский автономный округ, в котором расположен <адрес>, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, к заработной плате работников применяется районный коэффициент в размере 1,50 (письмо Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).

Заработная плата (оплата труда работника) определена в части 1 статьи 129 трудового кодекса как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии со статьей 56 гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поэтому пояснения сторон и определенные обстоятельства дела должны быть подтверждены другими доказательствами.

Из пояснений истца следует, что по соглашению сторон заработная плата в 2006 году ему был установлен оклад в размере 8 000 рублей, согласно представленному расчету (л.д. 8) в 2006 году всего получил за работу 45 000 рублей; в 2007 году заработная плата была установлена в размере 20 000 рублей в месяц, за исключением августа — 10 000 рублей, всего получил 72 000 рублей; в 2009 году в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получил заработную плату в размере 39 500 рублей, по 8 000 рублей ежемесячно.

Однако, какими-либо доказательствами приведенный размер заработной платы не подтверждается. Как установлено судом, письменные трудовые договоры с истцом не заключались, Положение об оплате труда в организации отсутствовало, как и штатное расписание. Из объяснений сторон следует, что оплата труда преимущественно производилась в зависимости от объема выполненных работ по подрядному договору.

Учитывая, изложенное и отсутствие у суда табеля учета рабочего времени, сведений об объемах выполненных работ, Суд считает необходимым произвести расчет подлежащего взысканию районного коэффициента за весь период работы Ильминского Г.А. у ответчика исходя из начисленных сумм, отраженных в расчетных листках Ильминского Г.А. Кроме того, сумма дохода истца по расчетным листкам за 2006, 2007, 2009 г.г. соответствует исчисленным суммам налога на доходы Ильминского Г.А. по данным Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ

При этом суд не принимает во внимание расчетные листки за июль — декабрь 2006 года, июль — декабрь 2007 года, февраль — декабрь 2009 года (л.д. 84 — 88), в которых в графе «Начислено» отражен районный коэффициент 1,15, и показания свидетеля Р., пояснившей, что к заработной плате истца применялся 15-процентный районный коэффициент, поскольку они противоречат выводам, полученным при проверке ГИТ в Тюменской области, и представленным ответчиком в ходе данной проверки копиям расчетных листков, без начисления районного коэффициента.

Таким образом, за отработанный период в пользу истца необходимо взыскать сумму задолженности по районному коэффициенту, в соответствии со следующим расчетом:

22917 руб. х 50% = 11 458 руб.,

45800 руб. х 50% = 22900 руб.,

54238 руб. х 50% = 27119 руб., где:

22917, 45800, 54238 рублей — начисленная оплата труда Ильминского Г.А. соответственно за 2006, 2007, 2009 г.г., без удержаний;

50% — районный коэффициент.

Таким образом, иск Ильминского Г.А. о взыскании районного коэффициента подлежит удовлетворению всего в размере 53 485 руб. (11458 + 22900 + 27119 — 13% НДФЛ (7992). В удовлетворении остальной части требований необходимо отказать.

В соответствие со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, пропорционально части удовлетворенных требований в соответствии со статьей 333.19 НК РФ в размере 1804,55 рублей.

Другие доказательства суду сторонами не представлены.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-199 гпк РФ, суд

решил:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Технострой» в пользу Ильминского <данные изъяты> задолженность по выплате районного коэффициента в сумме 53485 (Пятьдесят три тысячи четыреста восемьдесят пять) рублей.

В удовлетворении остальной части иска Ильминскому <данные изъяты> Андреевичуотказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Технострой» государственную пошлину в местный бюджет в размере 1804 рубля 55 коп.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней через Тобольский городской суд.

Судья подпись Н.В. Баранцева

В окончательной форме решение изготовлено 26 октября 2010 г.

<данные изъяты> Решение не вступило в законную силу.

<данные изъяты>

Судья Н.В. Баранцева

Новая редакция Ст. 316 ТК РФ

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Комментарий к Статье 316 ТК РФ

В соответствии со статьей 148 ТК, районный коэффициент — это числовая величина повышения заработной платы в связи с особыми климатическими условиями, в данном случае в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статья 316 ТК, как и статья 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», содержит три правила установления размера районного коэффициента.

1. Размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются Правительством РФ.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут установить более высокие размеры районных коэффициентов для работающих в учреждениях, финансируемых из этих бюджетов.

3. Органы государственной власти субъектов Федерации могут установить предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемый входящими в их состав муниципальными образованиями.

Районный коэффициент относится к заработной плате, а не к гарантиям и компенсациям и основывается на статье 148 ТК. На него не распространяются нормы Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» о законодательстве и финансовом обеспечении гарантий и компенсаций для северян. На районный коэффициент не распространяются положения части 1 статьи 287 ТК. На заработок совместителей коэффициент начисляется в общем порядке, как и всем остальным работникам, и начинается с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Начисляется районный коэффициент на фактический заработок, полученный в соответствующем месяце, как полном, так и неполном.

В заработок включаются: оплата по тарифным ставкам и окладам, надбавки и доплаты, повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата простоя, премии, обусловленные системой оплаты труда, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Вместе с тем повышение заработной платы с использованием районных коэффициентов не образует новых окладов и тарифных ставок. Если законодательством предусмотрено, что определенные выплаты производятся только из расчета тарифной ставки (оклада), указанные коэффициенты не применяются.

Также районный коэффициент не начисляется на различного рода компенсации, такие как надбавки за вахтовый метод работы, полевое довольствие. В соответствии со статьей 164 ТК, они не относятся к заработной плате, а имеют целью возместить работнику затраты, понесенные в связи с его трудовой деятельностью.

Районный коэффициент не начисляется на процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на единовременные поощрительные выплаты, суммы материальной помощи, на персональные надбавки.

При исчислении среднего заработка районный коэффициент не применяется в силу того, он уже был учтен.

Законодательством не установлено предельного размера заработка, к которому должен применяться районный коэффициент. Поэтому начисление осуществляется на всю сумму фактического заработка независимо от ее величины.

Действующие размеры районных коэффициентов к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей приведены в информационном письме, утвержденном Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России 9 июня 2003 г. N 1199-16, Департаментом доходов населения и уровня жизни Минтруда России 19 мая 2003 г. N 670-9 и Пенсионным фондом РФ 9 июня 2003 г. N 25-23/5995. К ним, в частности, относятся:

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 2,0:

— острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон);

— Сахалинская область — Северо-Курильский, Курильский, Южнокурильский районы (Курильские острова);

— Камчатская область — Алеутский район (Командорские острова);

— Чукотский автономный округ — вся территория автономного округа.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,80:

— Красноярский край — г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты;

— Мурманская область — г. Мурманск-140.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,70:

— Республика Саха (Якутия) — Ленский район (севернее 61 градуса северной широты), г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты; Магаданская область — вся территория области; Мурманская область — поселок городского типа Туманный.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,60:

— Республика Коми — г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты;

— Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ — вся территория автономного округа;

— Эвенкийский автономный округ — северные части Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска);

— Красноярский край — Туруханский (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) район, местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска и подчиненных его администрации населенных пунктов), г. Игарка и подчиненные его администрации населенные пункты;

— Хабаровский край — Охотский район;

— Камчатская область — вся территория области (за исключением Алеутского района);

— Корякский автономный округ — вся территория автономного округа;

— Сахалинская область — Ногликский, Охинский районы, г. Оха.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,50:

— Республика Коми — г. Инта и подчиненные его администрации населенные пункты;

— Республика Саха (Якутия) — поселок городского типа Кангалассы;

— Республика Тыва — Монгун-Тайгинский, Тоджинский, Кызылский (территория Шынаанской сельской администрации) районы;

— Ненецкий автономный округ — вся территория автономного округа;

— Тюменская область — Уватский район;

— Ханты-Мансийский автономный округ — северная часть автономного округа (севернее 60 градуса северной широты);

— Ямало-Ненецкий автономный округ — вся территория автономного округа;

— Томская область — Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский и Чаинский районы, города Кедровый, Колпашево, Стрежевой.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,40:

— Республика Алтай — Кош-Агачский, Улаганский районы;

— Республика Карелия — Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, города Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты, Костомукша;

— Республика Саха (Якутия);

— Республика Тыва;

— Приморский край — Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый);

— Хабаровский край — Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский (севернее 51 град. северной широты), им. П. Осипенко, Николаевский, Советско-Гаванский, Солнечный (Амгуньская и Дукинская сельские администрации), Тугуро-Чумиканский, Ульчский районы, города Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты;

— Архангельская область — Лешуконский, Мезенский, Пинежский и Соловецкий (Соловецкие острова) районы, г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты;

— Мурманская область;

— Сахалинская область.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,30:

— Республика Бурятия — Баунтовский, Муйский, Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты;

— Республика Карелия — Медвежьегорский, Муезерский, Пудожский и Сегежский районы, г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты;

— Республика Коми — Ижемский, Печорский, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, города Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты, Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты, Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты, Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, Печора и подчиненные его администрации населенные пункты;

— Эвенкийский автономный округ — южные части Эвенкийского автономного округа (южнее реки Нижняя Тунгуска);

— Красноярский край — Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Туруханский (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) районы, города Енисейск и Лесосибирск и подчиненные их администрациям населенные пункты;

— Амурская область — Зейский, Селемджинский, Тындинский (за исключением Муртыгитского сельсовета) районы, города Зея и Тында и подчиненные их администрациям населенные пункты;

— Читинская область — Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунго-коченский районы;

— Ханты-Мансийский автономный округ — южная часть автономного округа (южнее 60 градуса северной широты);

— Томская область — Бакчарский, Кривошеинский, Молчановский, Тегульдетский районы.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,20:

— Республика Бурятия — Баргузинский, Курумканский, Окинский районы;

— Республика Коми;

— Приморский край — Кавалеровский (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый), Красноармейский (поселок городского типа Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации), Ольгинский, Тернейский районы, г. Дальнегорск и населенные пункты, находившиеся в подчинении его администрации (ранее — Дальнегорский район);

— Хабаровский край — Амурский (поселок городского типа Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации), Верхнебуреинский (южнее 51 градуса северной широты), Комсомольский, Солнечный (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций) районы, города Амурск, Комсомольск-на-Амуре;

— Архангельская область;

— Коми-Пермяцкий автономный округ — Гайнский, Косинский, Кочевский районы.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,15:

— Республика Карелия.

Другой комментарий к Ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Районный коэффициент представляет собой числовую величину повышения заработной платы в связи с особыми климатическими условиями, в данном случае в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. ст. 148 ТК РФ).

2. В ст. 316 ТК РФ и ст. 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» содержится три основных правила, относящихся к районному коэффициенту:

— его размер и порядок применения устанавливаются Правительством РФ;

— органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления за счет средств их бюджетов могут установить более высокие размеры районных коэффициентов для работников учреждений, финансируемых из этих бюджетов;

— органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут установить для входящих в его состав муниципальных образований предельный размер повышения районного коэффициента.

3. Решения Правительства о размере районного коэффициента и порядке его выплаты, о которых говорится в ст. 316 ТК, до сих пор не принято, поэтому продолжаются применяться прежние нормативные правовые акты, включая принятые в СССР, которыми установлены размеры районных коэффициентов в диапазоне от 1,15 до 2,0.

Для практических целей размеры коэффициентов для работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей можно найти в действующем информационном письме, утвержденном Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 г. N 1199-16, Департаментом доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 г. N 670-9 и Пенсионным фондом РФ от 9 июня 2003 г. N 25-23\5995.

4. Применение районного коэффициента к заработной плате начинается с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не зависит от продолжительности предыдущего стажа работы.

5. Начисление районного коэффициента производится на фактический заработок работника, полученный в соответствующем месяце, причем не обязательно полном.

В этот заработок включаются, в частности, оплата по тарифным ставкам и окладам; надбавки и доплаты; повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; оплата простоя; премии, обусловленные системой оплаты труда; вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно (см. п. 1 разъяснения Минтруда от 11 сентября 1995 г. N 3).

Повышение заработной платы с использованием районных коэффициентов не образует новых окладов и тарифных ставок, поэтому в тех случаях, когда законодательством установлено, что определенные выплаты должны производиться только из расчета тарифной ставки (оклада), указанные коэффициенты не применяются.

Районный коэффициент не начисляется на различного рода компенсации (надбавки за вахтовый метод работы, полевое довольствие и т.д.), поскольку они не относятся к заработной плате (см. ст. 164 ТК РФ), а имеют целью возместить работнику затраты, понесенные в связи с его трудовой деятельностью.

Не производится начисление районного коэффициента на процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, единовременные поощрительные выплаты, суммы материальной помощи, а также на персональные надбавки.

Не применяется районный коэффициент к среднему заработку, поскольку при его исчислении коэффициент уже был учтен.

Предельного размера заработка, к которому должен применяться районный коэффициент, законодательство в настоящее время не устанавливает, поэтому начисление следует осуществлять на всю сумму фактического заработка независимо от его величины.

6. Часть 2 ст. 316 ТК РФ предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ устанавливать за счет их бюджетов более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств этих бюджетов, по сравнению с установленными на федеральном уровне.

Полагаю, что с учетом формулировок других статей гл. 50 ТК РФ (ст. ст. 323, 325 и 326), касающихся прав субъектов РФ на регулирование гарантий и компенсаций, употребление в ч. 2 ст. 316 ТК РФ термина «учреждений» является юридико-технической ошибкой и надо использовать термин «организаций».

Правом, предоставленным ч. 2 ст. 316 ТК, воспользовалась, в частности, Республика Саха (Якутия), принявшая Закон от 18 мая 2005 г. N 476-III, в котором (ст. 2) районные коэффициенты лицам, работающим в организациях, финансируемых из государственного бюджета этого субъекта РФ, установлены в размере 1,7 в улусах (районах), расположенных до Полярного круга, и в размере 2,0 в улусах (районах), расположенных за Полярным кругом.

В результате в целом ряде районов коэффициент оказался выше по сравнению с федеральными нормами, которые установили в разных районах размеры коэффициента от 1,4 до 2,0.

В ст. 4 названного Закона Республики Саха (Якутия) на основании второго предложения ч. 2 ст. 316 ТК РФ регламентировано, что муниципальные образования этого субъекта Федерации не могут устанавливать (даже за счет их собственных бюджетов) более высокие размеры районных коэффициентов по сравнению с установленными ст. 2 комментируемого Закона для работников организаций, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

7. В соответствии с ч. 3 ст. 316 ТК РФ суммы расходов, связанных с выплатами районного коэффициента, относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Здесь имеются в виду как расходы по коэффициенту, установленному на федеральном уровне, так и расходы в связи с установлением повышенного размера коэффициента на уровнях субъекта РФ и муниципальных образований.

Пересмотрен порядок начисления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских учреждений Мурманской области.

На ежемесячные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, установленные медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения, теперь будут начисляться районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера, установленные региональным законодательством (ранее не учитывались). При этом доплата разницы между размером районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, установленных региональным законодательством, и размером указанных надбавок, установленных федеральным законодательством, будет осуществляться за счет средств областного бюджета.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.

РАЙОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
в Хабаровском крае

Районный коэффициент к заработной плате — показатель увеличения размера заработной платы в зависимости от месторасположения предприятия. Доплата начисляется на зарплату без учета вознаграждения за выслугу лет, надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к нему местностях, а также персональных надбавок и единовременных выплат.

В соответствии со статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

Письмо ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995 «О районных коэффициентах, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке»

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент

Размер коэффициента

Хабаровский край

Охотский район;

1,60

Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский (севернее 51 град. северной широты), им. П.Осипенко, Николаевский, Советско-Гаванский, Солнечный (Амгуньская и Дукинская сельские администрации), Тугуро-Чумиканский, Ульчский районы, города Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты;

1,40

Амурский (пгт Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации), Верхнебурейнский (южнее 51 град. северной широты), Комсомольский, Солнечный (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций) районы, города Амурск, Комсомольск-на-Амуре;

1,20

Заработная плата лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края и являющимся работниками организаций, финансируемых за счет средств краевого бюджета, а также пособия, стипендии и компенсации за счет средств краевого бюджета лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, выплачиваются с учетом районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации.
Правительство края вправе установить более высокие размеры районных коэффициентов для организаций, финансируемых за счет средств краевого бюджета, а также предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого органами местного самоуправления для организаций, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края и являющимся работниками организаций, финансируемых за счет средств краевого бюджета, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях в соответствии с федеральным законодательством. (Закон Хабаровского края от 26.01.2005 N 255 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями на 26 июля 2005 года)

О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия см. Постановление Минтруда России от 16.05.1994 N 37.

В соответствии с Законом Хабаровского края от 29.06.2005 N 280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края» (с изменениями на 30 июня 2010 года)

К денежному содержанию гражданского служащего выплачивается районный коэффициент в следующих размерах:

Районы, где к денежному содержанию гражданского служащего выплачивается районный коэффициент

Размер коэффициента

в районах Крайнего Севера:

Охотский район

1,7

Аяно-Майский район

1,5

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (Тугуро-Чумиканский район, Николаевский район, район имени Полины Осипенко, город Комсомольск-на-Амуре, Комсомольский район, Советско-Гаванский район, Ванинский район, Солнечный район, Амурский район, Верхнебуреинский район, Ульчский район)

1,5

в южных районах Дальнего Востока (город Хабаровск, Хабаровский район, Бикинский район, Вяземский район, район имени Лазо, Нанайский район)

1,3

Решением Хабаровского краевого совета народных депутатов от 18.07.1991 N 154 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» установлены предельные районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих по городам и районам края

Наименование районов, городов

Установленный районный коэффициент

Охотский район

1,7

Аяно-Майский район

1,5

Тугуро-Чумиканский район

1,5

Николаевский район

1,5

Район имени Полины Осипенко

1,5

Город Комсомольск-на-Амуре

1,5

Комсомольский район

1,5

Советско-Гаванский район

1,5

Ванинский район

1,5

Солнечный район

1,5

Амурский район

1,5

Верхнебуреинский район

1,5

Ульчский район

1,5

Город Хабаровск

1,3

Хабаровский район

1,3

Бикинский район

1,3

Вяземский район

1,3

Район имени Лазо

1,3

Нанайский район

1,3

Постановлением Госкомтруда СССР от 04.09.1964 N 380/П-18 установлены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера:

Районы

Размер коэффициента

Охотский сельский район Хабаровского края

1,60

Хабаровский край — сельские районы: Аяно-Майский, Верхнебуреинский (севернее 51° северной широты), Тугуро-Чумиканский; промышленные районы: имени Полины Осипенко и Ульчский; города: Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань с территориями, находящимися в административном подчинении их горсоветов;

1,40

Верхнебуреинский сельский район (южнее 51° с.ш.)

1,20

В районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней. (Статья 14 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).
Статья 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, статья 34 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно, статья 35 гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом.

Законом Хабаровского края от 26.01.2005 N 255 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливаются гарантии и компенсации для граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Хабаровского края, (компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (статья 3), гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (статья 4)).

Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 01.07.2005 N 107 «Об установлении гарантий и компенсаций для лиц, работающих в учреждениях, финансируемых из местного бюджета, и проживающих в пределах территории города Комсомольска-на-Амуре».
Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24.11.2005 N 90-па «Об установлении районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в учреждениях, финансируемых из местного бюджета на оплату труда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *