Система земельного права состоит из

Система земельного права состоит из

Будучи составной частью, элементом системы россий­ского права, земельное право, в свою очередь, имеет и свою внутреннюю структуру.

Под системой земельного права понимают совокупность институтов земельного права (земельно-правовых инсти­тутов), расположенных в определенной последователь­ности в зависимости от их содержания, значимости и ро­ли в регулировании земельных отношений.

Как уже было отмечено выше, институт земельного права представляет собой совокупность земельно-правовых норм, регулирующих однородный, узкий круг сходных зе­мельных отношений.

Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности фор­мирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяется объективными зако­номерностями развития земельного законодательства как от­расли. Эти закономерности обусловливают характер класси­фикации нормативного материала по соответствующим пра­вовым институтам.

По мнению большинства специалистов, система земель­ного права состоит из двух больших частей, или подсистем: общей и особенной.

В общую часть входят институты, содержащие отправ­ные, общие положения, определения и принципы, действие которых распространяется на все или большинство регули­руемых земельных отношений. Выделяют следующие основ­ные институты общей части земельного права.

  1. Право собственности и иные права на землю, который явля­ется базовым институтом земельного права, определяю­щим основу земельного строя России. В настоящее время устранена монополия государственной собственности на землю, что логически привело к появлению иных форм собственности на землю, включая частную форму собст­венности, закрепленную в ст. 36 Конституции РФ.
  2. Правовое регулирование земельно-правовых сделок. В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю и введением частной собственности на землю граждане и юридические лица получили право совер­шать различные гражданско-правовые сделки с землей, такие как купля-продажа, залог, дарение, наследование, рента и иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством.
  3. Государственное управление земельными ресурсами.

    Система земельного права и принципы земельного права и земельной политики

    Данный институт определяет пределы и порядок вме­шательства государственных органов в сферу земельных от­ношений, их компетенцию и основные функции.

Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

Этот институт земельного права определяет составы зе­мельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.
Защита земельных прав частных лиц и порядок разре­шения земельных споров, суть которого заключается в том, что многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданскими и
юридическими   лицами. Признание   земельных   прав осуществляется прежде всего в судебном порядке (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) путем вы­несения соответствующего судебного решения. Правовое регулирование платы за землю и ряд других
институтов.

Особенная часть земельного права включает в себя институты, сфера действия которых ограничена конкретной категорией земель (см. ст. 7 Земельного кодекса РФ), выделенной в зависи­мости от основного целевого назначения земель, а именно:

  1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, ос­новным целевым назначением которых является исполь­зование их для сельскохозяйственных целей или предна­значенность для этих целей;
  2. правовой режим земель поселений, основным целевым назна­чением которых является обеспечение нормального функ­ционирования и развития городов, поселков и иных посе­лений как целостных организмов, в том числе объектов со­циального назначения, предназначенных для создания не­обходимых условий для труда и быта граждан;
  3. правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и кос­мического обеспечения, обороны и иного назначения, основным целевым назначением которых является обес­печение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;
  4. правовой режим земель особо охраняемых территорий и объек­тов, основным целевым назначением которых является обеспечение необходимых условий в системе охраняемых природных территорий и иных особо ценных земель;
  5. правовой режим земель лесного фонда, обусловленный инте­ресами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;
  6. правовой режим земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;
  7. правовой режим земель запаса, особенности правового ре­жима которого выражаются в их названии.

Выделяют также такой институт особенной части зе­мельного права как правовой режим земель, предоставленных гражданам, хотя Земельный кодекс РФ не выделяет соответст­вующую категорию земель.

Нормативные акты. Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации.

Таможенный кодекс Российской Федерации.

Водный кодекс Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжалова­нии в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) // ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государст­венной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»// СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубли­кования и вступления в силу актов Президента РФ, Прави­тельства РФ и иных нормативных правовых актов федераль­ных органов исполнительной власти»// СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» // РГ. 2000.

§ 3. Система земельного права и земельного законодательства

22 марта.

Регламент Правительства РФ // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и струк­туре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. №11. Ст. 945.

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регист­рации (утв. постановлением Правительства РФ от 14 августа 1997 г. № 1009) (в ред. постановления Правительства РФ от 11 февраля 1999 г.) // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

Задания:

1. Подберите не менее десяти критериев деления актов государственного управления на виды.

2. В Министерство юстиции РФ поступили на регистрацию:

— приказ Роспатента «Об утверждении правил подачи возра­жений и их рассмотрения в Апелляционной палате и отме­не ранее действовавших правил»;

— приказ Минсельхозпрода России «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добы­ванием или уничтожением объектов животного мира, отне­сенных к объектам охоты»;

— приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ «О совершенствовании организации работ по сбору, обра­ботке и анализу полетной информации»;

— приказ Минобороны России «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала центральных органов воен­ного управления Вооруженных Сил РФ»;

— приказ Минфина России и МНС России «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имуще­ства налогоплательщиков при налоговой проверке»;

— приказ Минфина России «О форме 4-два "Отчет о движе­нии внебюджетных средств"»;

— приказ Минздрава России «О совершенствовании органи­зации медицинской помощи гражданам пожилого и старче­ского возраста в РФ»;

— совместный приказ Минобороны России и Генеральной прокуратуры России «Об особенностях издания приказов по личному составу при перемещении военнослужащих, проходящих военную службу в органах военной прокура­туры»;

— приказ Рослесхоза России «Об утверждении Положения о нагрудном знаке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране РФ».

Какие из названных актов подлежат государственной реги­страции? Обоснуйте свой ответ.

3. Выберите в нормативных правовых актах и выпишите в тет­радь виды правовых актов, обжалование которых автоматиче­ски приостанавливает их действие.

4. Заполните карту сравнительного анализа разных видов право­вых актов:

Виды актов Признаки^^^^^^ Акты гос.упр. Закон субъекта РФ Приговор суда Контракт о воин­ской службе
1. Чье волеизъявление со­держат?      
2. Нормативный и(или) ин­дивидуальный?        
3. Какой отраслью права регулируется порядок принятия (заключения)? 4.        
4. Срок вступления в силу        
5. Кто вправе отменить?        
6. Может ли быть секретным?        
7. Формой какого вида государственной власти является?        

Задачи:

1. В областной администрации в течение рабочего дня были совер­шены следующие служебные действия: принят регламент рабо­ты аппарата администрации; утверждены две должностные ин­струкции; наложено дисциплинарное взыскание на заведующего общим отделом; руководителям структурных подразделений отдано двадцать устных распоряжений по вопросам организа­ции работы администрации; издано распоряжение главы адми­нистрации об отпуске сотрудника; состоялось совещание с представителями общественных организаций о проведении субботника; заместителем главы администрации проведен прием граждан по личным вопросам; зарегистрирована посту­пившая корреспонденция и несколько жалоб и заявлений гра­ждан; выдано четыре командировочных удостоверения работ­никам аппарата администрации; проведен семинар с предста­вителями общественных организаций; заключен договор со строительной фирмой о ремонте здания администрации.

Дайте характеристику указанных действий. Какие из них являются актами государственной администра­ции?

2. Территориальный орган исполнительной власти обратился в Арбитражный суд с иском о признании недействительным акта ревизии, составленного инспектором отделения Пенсион­ного фонда и содержащего указания о перечислении денежных средств.

Суд отказал в принятии иска за неподведомственностью дан­ного спора.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Система земельного права — Земельное право (Меденцов А.С.)

Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

  1. право собственности и иные вещные права на землю;
  2. управление земельными ресурсами РФ;
  3. права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;
  4. правовую охрану земель;
  5. управление в сфере использования и охраны земель;
  6. правовое регулирование платы за землю;
  7. ответственность за нарушение земельного законодательства;

Институты Особенной части включают:

  1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
  2. правовой режим земель населенных пунктов;
  3. правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;
  4. правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  5. правовой режим земель лесного фонда;
  6. правовой режим земель водного фонда;
  7. правовой режим земель запаса.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов.

3. Система земельного права.

К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.

2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее — требования)).

3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Комментарий к статье 15 Жилищного Кодекса РФ

1. Под жилым помещением как объектом жилищных прав понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Из этого следует, что жилые помещения предназначены для проживания граждан. Они могут находиться в государственной собственности (ст. 214 ГК РФ), муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ), в собственности граждан и юридических лиц (ст. 213 ГК РФ), что отражено в ч. 2 ст. 19 ЖК РФ.

Статья 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Далее рассмотрим признаки объекта жилищных прав.

Во-первых, это изолированное помещение.

Однако обратимся к ст.

СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

76 ЖК РФ, согласно которой наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе передать в поднаем часть жилого помещения, т.е. и часть комнаты.

Таким образом, объектом жилищных прав является не только изолированное помещение; в то же время предметом (объектом) договора жилищного найма может быть только изолированное жилое помещение (ст. 62 ЖК РФ, ст. 673 ГК РФ).

Во-вторых, это жилое помещение. Но ряд положений ЖК РФ регламентирует вопросы: приобретения доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ст. 38); создания товарищества собственников жилья, в том числе путем объединения дачных домов с приусадебными участками (ст. 136).

В-третьих, это помещение, пригодное для постоянного проживания, которое должно по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и иных излучений соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания (ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") . Помимо санитарных правил жилое помещение должно отвечать техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства: стационарность сооружения, наличие определенных видов удобств, вспомогательных помещений и проч.

СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

Постановлением Правительства Москвы от 01.07.1997 N 497

были установлены основные показатели потребительских качеств жилых домов: электроосвещение, водопровод, канализация, централизованное отопление, и проч.

Вестник Мэрии Москвы. 1997. N 18.

2. Необходимой характеристикой жилья служит его функциональное назначение — оно предназначено для проживания граждан. Данная позиция содержится в ст. 17 ЖК РФ (ч. 1). Жилым является только то помещение, которое функционально предназначено для проживания. Статья 288 ГК РФ (п. 2) устанавливает функциональное назначение жилья — "жилые помещения предназначены для проживания граждан".

Гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты и т.п. имеют иное функциональное назначение, т.е. являются местом отдыха, лечения. Такие помещения используются для временного пребывания, в отличие от места жительства. Местом жительства согласно ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

3. Комментируемая статья не упоминает о таком требовании, как благоустройство. Однако для человека важна комфортность проживания, сумма потребительских качеств жилья. Существенной частью суммы потребительских качеств жилья является его благоустройство. Жилое помещение должно отвечать не только санитарным и техническим требованиям, но и определенной степени благоустройства для того, чтобы оно могло быть объектом жилищных прав.

Степень благоустройства в городах и иных поселениях различна. В этом плане удачна была формулировка ст. 40 ЖК РСФСР ("Требования, предъявляемые к жилым помещениям"): жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным "применительно к условиям данного населенного пункта".

Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 комментируемой статьи). Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания также устанавливается Правительством РФ (ч. 4 комментируемой статьи).

Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 N 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу .

СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702.

Согласно этому Положению непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения: имеющие определенный физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания (разд. III Положения).

Таким образом, непригодность определяется степенью износа жилья (крайняя степень — аварийность), а именно: наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдение строительных норм при застройке близлежащей к дому территории и проч.

Критерии отнесения жилья к непригодному по причине вредного воздействия факторов среды обитания предусматриваются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственными комиссиями.

Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта РФ. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

К участию в работе комиссии следует привлекать собственника жилищного фонда или представителя собственника, осуществляющего функции по управлению жилищным фондом, в отношении жилого дома (жилого помещения) которого рассматривается вопрос о признании его непригодным для проживания, а в случае необходимости — представителя проектно-изыскательских организаций, производившего обследование этого жилого дома (жилого помещения).

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.

После изучения представленных документов, перечень которых предусмотрен п. 45 Положения, и при необходимости осмотра жилого дома (жилого помещения) комиссия принимает решение:

о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;

о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.

Решение комиссии может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, указанное решение должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственником лицу) о необходимости немедленного отселения граждан.

5. Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529 было утверждено Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания. Этим Положением были определены в полном объеме критерии отнесения жилых помещений к непригодным. Пунктом 2 Положения было предусмотрено следующее.

Жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам отнесены:

каменные дома с физическим износом свыше 70%;

деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65% (п. 2.2).

Независимо от таких условий согласно п. 2.3 этого Положения к непригодным для проживания отнесены:

а) жилые дома, расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаро-, взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке;

б) жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и эксплуатации зданий; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами;

в) жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, просадок, неравномерных осадок и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением требований СНиП к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации;

г) бараки, которыми следует считать одно-, двухэтажное жилое строение, предназначенное для временного проживания, с общими кухней и санитарным узлом, как правило, деревянное, рассчитанное на короткий срок службы — 10 — 20 лет (строения этого типа, претерпевшие реконструкцию в части планировки и ставшие пригодными для посемейного заселения, а также жилые здания из сборно-щитовых и каркасно-засыпных конструкций квартирного типа следует относить к малоценному, но жилому фонду);

д) жилые дома при возникновении угрозы их аварии (обрушения) в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания здания;

е) жилые дома после аварии, пожара, стихийного бедствия в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения;

ж) жилые дома в случае невозможности организации обслуживания их жителей и технической эксплуатации здания.

К непригодным для постоянного проживания жилым помещениям следует относить:

а) жилые помещения при нахождении в жилых домах предприятий, учреждений и оборудования, эксплуатация которых приводит к возникновению в данных жилых помещениях вибрации, шумов, превышающих нормы, а также к загрязнению территории и воздуха жилой застройки или к возникновению пожарной опасности в том случае, если не представляется возможным вывести указанные производства из здания;

б) жилые помещения в жилых домах, признанных непригодными для проживания;

в) жилые помещения, имеющие дефекты планировки и уровня внутреннего благоустройства по утвержденному данным Положением Перечню;

г) жилые помещения, санитарно-гигиенические условия которых не отвечают показателям по утвержденному данным Положением Перечню;

д) жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в случае угрозы обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки, ригеля, колонны, простенки, панели и т.п.).

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд, террас.

Порядок подсчета площади устанавливают субъекты РФ. Так, в Москве общая площадь квартиры подлежала определению как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых; жилая площадь — как сумма площадей жилых комнат без учета площади встроенных шкафов и темных комнат (кладовых) (распоряжение Мэра Москвы от 09.11.1995 N 592-РМ "О порядке подсчета площадей жилых зданий" ).

Вестник Мэрии Москвы. 1995. N 23.

Ведение государственного земельного кадастра, государственный учет расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, государственная кадастровая оценка земель возложены на Росземкадастр, его территориальные органы — комземы субъектов РФ2. Для ведения государственного кадастрового учета земель в системе Росземкадастра создаются федеральные государственные учреждения — Земельнь*! кадастровые палаты в субъектах РФ. К проведению государственной кадастровой оценки земель могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Субъекты РФ имеют право осуществлять сбор, обработку и хранение установленных ими дополнительных сведений государственного земельного кадастра. Органы местного самоуправления могут включать в государственный земельный кадастр самостоятельно и за счет средств местных бюджетов дополнительные сведения, не установленные РФ и субъектами РФ. Ведение государственного земельного кадастра —многоплановая постоянная работа, которая заключается в сборе сведений о

1 См. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. постановлением Правительства РФ от 8 апреля
2000 г. № 316 // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1709.

2 См. постановление Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 22 «Об утверждении Положения о Федеральной службе
земельного кадастра России» // СЗ РФ. 2001. № 3. Ст. 251.

http://www.natahaus.ru/

§ 5. Доступ к сведениям государственного земельного кадастра 103

земельных участках, их документировании в Едином государственном реестре земель, на кадастровых картах, накоплении, обработке, учете и хранении. Сбор данных производится в процессе инвентаризации и мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекционного контроля, землеустройства, выполняемых разнообразными уполномоченными государственными органами, а также негосударственными организациями и гражданами в разрешенных случаях. Кадастровый учет земель неразрывно связан с учетом других природных ресурсов.

СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА И ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Соответственно ведение земельного кадастра осуществляется в сотрудничестве с государственными органами, отвечающими за ведение лесного и водного кадастров, кадастров других природных ресурсов. На различных этапах сбора, обработки, систематизации и обобщения кадастровой информации и документов эти государственные органы включаются в сложную техническую и бюрократическую работу по созданию единого свода данных о землях и прочно связанной с землями недвижимости.

Кадастровый учет проходится по инициативе государственных органов, органов местного самоуправления либо заинтересованных граждан и юридических лиц, которые обращаются в Росзем-кадстр с соответствующей заявкой. К заявке прилагаются пра-воустанавливающие документы и документы о межевании земельного участка. После проверки представленных документов на их основе органы Росземкадастра составляют описание земельного участка в Едином государственном реестре земель, присваивают кадастровый номер, составляют карту земельного участка и формируют кадастровое дело. Государственный кадастровый учет проводится в течение одного месяца со дня подачи заявки. За его проведение плата с заявителей не взимается. По результатам заявителю выдается кадастровый план земельного участка.

Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 106; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

2. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

3. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

3.1. В межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

(часть 3.1 дополнена Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ)

4. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

5. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ)

6. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее — акт согласования местоположения границ).

(часть 6 в редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 79-ФЗ)

6.1. В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.

(часть 6.1 дополнена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

Система земельного права — Земельное право (Меденцов А.С.)

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

(в редакции Федеральных законов от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 21.12.2009 № 334-ФЗ)

8. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

9. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

(в редакции Федеральных законов от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 21.12.2009 № 334-ФЗ)

10. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

(в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ)

11. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

(часть 11 в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

12. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

(часть двенадцатая в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *