Системы социальной защиты населения

Системы социальной защиты населения

Главная / Стратегия развития Красноярского края / Проект Стратегии развития Красноярского края до 2030 года / Социальная защита населения

Система социальной защиты населения является элементом улучшения качества жизни отдельных категорий граждан (пожилых, инвалидов и маломобильных групп населения, семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей и др.). Она направлена на повышение качества жизни и уровня материального благосостояния этих категорий населения путем адресного предоставления социальной помощи и поддержки, обеспечения доступности социальных услуг.

В предстоящие годы развитие системы социальной защиты в отношении тех, кому по объективным причинам требуется забота общества, будет строиться на принципах социальной справедливости и адресности. При этом адресность будет пониматься не как категория населения по возрастному или иному признаку, а будет учитывать реальную нуждаемость.

Следуя этим принципам, деятельность отрасли будет направлена на расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта, когда к получателям социальной помощи будут предъявляться встречные требования, в том числе направленные на перевод на самообеспечение малообеспеченных трудоспособных граждан и их семей (путем получения профессиональных навыков, переобучения, активного поиска работы через службу занятости, участия в общественных работах, участия в программах реабилитации для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, страдающих от алкогольной зависимости, и др.).

Сокращение числа нуждающихся в социальной поддержке в результате роста доходов, обеспечиваемых собственной трудовой деятельностью, будет обеспечено за счет усиления взаимодействия отрасли социальной защиты с образовательными организациями и службой занятости, осуществляющими профессиональную подготовку (переподготовку) и трудоустройство, в том числе лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, подростков.

Усиление взаимодействия с организациями здравоохранения и учреждениями физической культуры будет направлено на медицинскую и физкультурно-спортивную реабилитацию нуждающихся в этом граждан и также позволит сократить число граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.

Обеспечить необходимый объем социальных услуг населению, их высокое качество и оперативность предоставления позволит развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан, повышение их кадрового потенциала, внедрение новых технологий оказания услуг.

Дополнительно задействовать имеющийся материальный и кадровый ресурс частных структур и более гибко реагировать на запросы жителей позволит передача на конкурсной основе в рамках государственного заказа части государственных полномочий по предоставлению социальных услуг частным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям (уход за пожилыми людьми, больными и инвалидами, реабилитация и пр.).

Помимо привлечения негосударственных организаций к выполнению государственных полномочий по предоставлению социальных услуг в системе социальной защиты будет активно задействована частная инициатива, благотворительная и волонтерская деятельность.

Наряду с выполнением непосредственных отраслевых задач, учреждения социальной защиты во взаимодействии с системой здравоохранения примут на себя частичное выполнение функций по уходу и присмотру за пациентами на стадии долечивания, что позволит снизить затраты на дорогостоящие места в лечебных учреждениях.

Для достижения такого уровня социальной защиты необходим значительный объем нормативных, организационных преобразований в данной сфере, как на федеральном, так и на краевом уровне.

Потребность в развитии системы социальной защиты в крае обусловлена значительной численностью населения старше трудоспособного возраста (более 22% населения края), а также значительной численностью нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании лиц (более 44% от числа жителей края получают различные виды социальной помощи).

Сегодня в крае функционирует 159 учреждения социального обслуживания населения (77 краевых и 82 муниципальных). Из общего количества учреждений 49 учреждений осуществляют свою деятельность в интересах семей с детьми и 110 учреждений предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, и другим категориям граждан. Помощь в реализации законных прав и интересов лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказывается на базе 4-х центров социальной реабилитации. Ежегодно услугами социального обслуживания на дому пользуются порядка 26 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, в стационарных условиях проживают более 8 тыс. человек.

Несмотря на положительные итоги развития отрасли на протяжении последних лет, в ее деятельности сохраняется ряд проблем, основными из которых являются неудовлетворительное состояние материально-технической базы действующих стационарных учреждений и высокий спрос населения на социальные услуги в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, превышающий возможности имеющихся учреждений. Уровень обеспеченности жилыми помещениями в расчете на одного человека составляет 84,8% от требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В результате проводимой на протяжении семи последних лет системной работы по строительству новых корпусов, перепрофилированию действующей сети стационарных учреждений и укомплектованию имеющихся площадей, очередность в психоневрологические интернаты сократилась более чем в три раза, и на сегодняшний день составляет около 300 человек. Полностью решить данную проблему планируется к 2018 году за счет приема под размещение стационарных учреждений социального обслуживания высвобождающихся зданий различных форм собственности и развития государственно-частного партнерства.

Целью развития отрасли социальной защиты населения Красноярского края является повышение эффективности, адресности социальной помощи, качества и доступности предоставления социальных услуг.

Приоритетными направлениями реализации цели социальной защиты населения края в период до 2030 года будут являться:

1. Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам за счет усиления адресного подхода и внедрения новых технологий:

1.1. Совершенствование системы социальной поддержки граждан с учетом изменения норм федерального законодательства и применения критерия адресности и принципа нуждаемости: последовательный и системный переход на применение принципа нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки; расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта; упорядочение требований к присвоению на территории края отдельных льготных статусов, уточнение состава инициативных мер социальной поддержки и условий их предоставления;

1.2. Своевременное и качественное выполнение государственных полномочий по социальной поддержке граждан: обеспечение нуждающимся гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гарантированных государством и краем социальных обязательств;

1.3. Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни: повышение уровня доступности объектов и качества услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за счет оснащения социально значимых объектов внешними пандусами, входными группами, подъемными устройствами и автономными лифтами, системами с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной пространственно-рельефной информацией и другим оборудованием, обустройства зон оказания услуг и прилегающих территорий; повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов; информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов; развитие социального партнерства с общественными организациями, создание института социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, развитие программ по предупреждению социального сиротства и поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей группы риска; повышение квалификации и методическое обеспечение специалистов учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам.

2. Повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей: повышение качества услуг по социальному обслуживанию; развитие форм и методов социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов; развитие стационарозамещающих технологий, укрепление материально-технической базы учреждений системы социального обслуживания населения; развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, расширение ими спектра оказываемых услуг и охвата граждан; привлечение волонтеров к решению вопросов социального характера.

3. Развитие активного диалога с гражданским сообществом: проведения независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания; укрепление взаимодействия со средствами массовой информации с целью разъяснения гражданам их прав и социальных гарантий, формирования имиджа отрасли; наличие актуализированной информации на сайтах органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания в сети Интернет; укрепление социального партнерства с некоммерческими организациями, в том числе с общественными организациями ветеранов, инвалидов.

В результате реализации приоритетных направлений совершенствования системы социальной защиты населения края в период до 2030 года удельный вес инициативных мер социальной поддержки, предоставляемых жителям края с учетом доходов, в общем числе мер социальной поддержки увеличится до 40% (против 22% в 2014 году).

Будет обеспечен ежегодный рост охвата социальным сопровождением семей, имеющих детей-инвалидов. К 2030 году все такие семьи будут обеспечены социальным сопровождением (в 2014 году – 50%).

Социальные услуги будут предоставляться всем гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании и обратившимся в учреждения.

Увеличится доля участия негосударственных организаций в сфере оказания услуг по социальному обслуживанию граждан. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества таких учреждений, ежегодно будет увеличиваться и к 2030 году составит не менее 20% (в 2014 году – 8%).

Достижение ожидаемых результатов реализации стратегии позволит повысить устойчивость системы социальной защиты населения в части оправдания социальных ожиданий на доступное получение качественных государственных и социальных услуг и в конечном итоге повысит удовлетворенность населения качеством жизни.

О направлении рекомендаций по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 11 апреля 2020 года N 02/6673-2020-32

О направлении рекомендаций по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в дополнение к письму от 07.04.2020 N 02/6339-2020-32 «О направлении памятки по применению многоразовой защитной одежды при COVID-19» направляет «Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19» и предлагает довести их до сведения руководителей коммунальных служб, а также организаций, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих обслуживание объектов внешней среды, формирующих инфраструктуру населенных мест.

Руководитель
А.Ю.Попова

Приложение. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19

Приложение
к письму Роспотребнадзора
от 11 апреля 2020 года N 02/6673-2020-32

Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19
Методические рекомендации
МР 3.1/3.5.0172/1-20

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 11 апреля 2020 г.

1. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)» в зависимости от характера выполняемой работы пользуются следующими типами защитных костюмов (в том числе многоразового применения):

I тип — полный защитный костюм, состоящий из комбинезона или пижамы, капюшона (большой косынки), противочумного халата, ватно-марлевой маски (противопылевого респиратора), очков, резиновых перчаток, носков, сапог резиновых (водонепроницаемых бахил), полотенца (плюс клеенчатый фартук и нарукавники);

II тип — защитный костюм, состоящий из комбинезона или пижамы, противочумного (большого) халата, капюшона (большой косынки), ватно-марлевой маски, резиновых перчаток, носков, сапог резиновых (водонепроницаемых бахил или моющейся закрытой обуви) и полотенца;

III тип — пижама, медицинский халат, шапочка (большая косынка), ватно-марлевая маска, резиновые перчатки, носки, моющаяся обувь и полотенце;

IV тип — пижама, медицинский халат, шапочка или марлевая косынка, ватно-марлевая маска, носки, перчатки, тапочки или туфли.

2. Особенностью защитной одежды при рисках инфицирования COVID-19 является обязательное применение средств индивидуальной защиты органов дыхания (полнолицевых масок, противогазов, респираторов, ватно-марлевых масок) и перчаток.

3. В зависимости от вида выполняемых работ в условиях распространения COVID-19 профессиональные группы делят на следующие категории риска инфицирования вирусом SARSCoV-2, который в настоящее время отнесен ко II группе патогенности:

— чрезвычайно высокого профессионального риска;

— высокого профессионального риска;

— среднего профессионального риска;

— малого профессионального риска.

4. К лицам чрезвычайно высокого профессионального риска, которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду I типа относятся:

— сотрудники микробиологических вирусологических, в том числе производственных лабораторий, выполняющих исследовательские работы с вирусом SARSCoV-2, диагностические или производственные работы, связанные с выделением SARSCoV-2;

— сотрудники специализированных инфекционных стационаров (отделений), имеющие непосредственный контакт с больными COVID-19, подтвержденными лабораторно;

— сотрудники патолого-анатомических (судебно-медицинских) отделений, выполняющих вскрытие трупов людей, погибших от COVID-19 и подготовку к захоронению.

5. К лицам высокого профессионального риска, которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду II типа относятся:

— сотрудники диагностических лабораторий, проводящих первичные исследования на COVID-19;

— сотрудники скорой (неотложной) медицинской помощи;

— сотрудники инфекционных отделений медицинских организаций или перепрофилированных медицинских организаций для провизорного наблюдения за подозрительными на COVID-19;

— сотрудники приемных отделений, медицинских организаций, оказывающих помощь больным с заболеваниями органов дыхания, реанимационную и специализированную помощь;

— сотрудники поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов, оказывающих медицинскую помощь на дому лицам с признаками инфекционных заболеваний;

— лица, проводящие текущую и заключительную дезинфекцию при наличии или после убытия больных COVID-19.

6. К лицам среднего профессионального риска, которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду III-IV типа относятся:

— все медицинские работники, включая сотрудников обсерваторов и лиц, осуществляющих медицинское наблюдение за клинически здоровыми лицами на дому (III тип);

— сотрудники сферы услуг, имеющие непосредственный контакт с человеком (клиентом) (парикмахерские, салоны красоты, спа-салоны, маникюрные салоны и другие) (IV тип).

7. К лицам низкого профессионального риска которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду, состоящую из средств защиты органов дыхания (масок) и перчаток относятся лица, профессиональная деятельность которых связана с контактами большого числа людей: персонал торговых центров и магазинов, работники сферы услуг (за исключением категории лиц, перечисленных в пункте 7), объектов культуры (выставочные залы, театры и другие места массового посещения людей), транспорта и транспортных узлов, федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), оказывающих консультационную помощь и выполняющих контрольно-надзорные функции (приложение 1*).
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

8. При использовании защитной одежды многоразового применения необходимо четко выполнять требования по времени эксплуатации, порядку сбора и обеззараживания (приложение 2).

Приложение 2. Общие рекомендации по использованию и обеззараживанию СИЗ

Приложение 2
к МР 3.1/3.5.0172/1-20

Маски должны меняться каждые 2-3 часа, либо незамедлительно при увлажнении или загрязнении. При снятии маски необходимо избегать контакта наружной поверхности маски с кожей лица. При снятии маску необходимо свернуть таким образом, чтобы наружная поверхность маски оказалась внутри.

После использования маски помещают в полиэтиленовый пакет, который герметично закрывают. Ватно-марлевые маски после использования следует кипятить в мыльном растворе 15 минут. После полоскания в проточной воде и высушивания возможно ее повторное использование.

В течение смены необходимо обрабатывать руки в перчатках антисептиками (не менее 75% этилового спирта или не менее 70% изопропилового спирта по массе в составе средства) после каждого контакта с людьми, вещами и предметами, индивидуального и общественного пользования. Необходимо избегать прикосновений руками в перчатках к лицу, губам, глазам. После снятия перчаток, кожу рук обрабатывают антисептиком.

Сотрудникам сферы услуг, дополнительно к средствам защиты органов дыхания и защиты кожи рук, рекомендуется использовать халат для защиты от общих производственных загрязнений, надеваемый поверх личной одежды (из хлопчатобумажных, смесовых, синтетических материалов, одноразового или многоразового использования), а также нарукавники, фартуки из материала, устойчивого к обработке антисептиками. В течение смены необходимо периодически обрабатывать (протирать) антисептиками нарукавники и фартуки.

При выполнении работ, связанных с ремонтом канализационных сетей, систем вентиляции, дополнительно, поверх специальной одежды для защиты от общих производственных загрязнений, следует надевать защитные комбинезоны типа «Каспер». Защиту органов дыхания следует осуществлять использованием респиратора не ниже класса защиты FFP2 в сочетании с защитным щитком или защитными очками. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты осуществляют в соответствии с ведомственными и федеральными нормами (Приказ Минтруда и соцзащиты от 9 декабря 2014 г. N 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»).

Сотрудники служб, обеспечиваемые форменной одеждой, а также использующие халаты и костюмы от общих производственных загрязнений, должны осуществлять их стирку не реже одного раза в неделю в организациях бытового обслуживания (прачечных).

Применение противогазоаэрозольных респираторов рекомендовано при работе с дезинфицирующими средствами в случаях предусмотренных инструкцией на каждое конкретное средство — класс защиты FFP1, FFP2 А/В.

При пользовании респираторами необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации респираторов:

1. Персонал должен быть обучен правилам использования и показаниям для применения респираторов.

2. Перед использованием необходимо тщательно изучить прилагаемую к респиратору инструкцию.

3. Респиратор следует надевать перед вхождением в помещение, где присутствуют опасные биологические факторы.

4. Возможно, вредные факторы воздействуют на организм не только через органы дыхания, поэтому может возникнуть потребность в дополнительных средствах индивидуальной защиты, например, глаз или кожи рук.

5. Некоторые типы респираторов имеют разные размеры, поэтому необходимо подобрать респиратор, подходящий по размеру лица/головы.

6. При наличии странгулятора необходимо обжать его по переносице.

7. Завязать ленты оголовья следует таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить надежное прилегание респиратора, а с другой исключить чрезмерное давление респиратора на кожу лица.

8. Респиратор должен закрывать как нос, так и рот.

9. Перед применением респиратор должен быть проверен визуально на предмет наличия повреждений целостности, а также на герметичность, при надевании.

10. Пользователь мужского пола должен быть тщательно выбрит, чтобы борода, усы или бакенбарды не мешали герметичному прилеганию респиратора.

11. Респиратор подлежит замене в случае значительного сопротивления дыханию, при его повреждении и намокании и проникновении запаха вредного вещества.

12. После работы с вредными биологическими факторами, отработанные одноразовые респираторы утилизируют как отходы класса Б или В, а после работы с вредными химическими факторами — как отходы класса Г.

13. Лицам с нарушениями функций дыхательной, сердечно-сосудистой системы перед применением респиратора следует проконсультироваться с врачом, так как существует ряд противопоказаний к использованию респираторов.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка (текст письма)
официальный сайт Роспотребнадзора
www.rospotrebnadzor.ru
по состоянию на 02.06.20 (текст МР)

1. Агапов Е. Содержание социальной помощи // Вопросы социального обеспечения. – 2006. – № 17. – С. 33-36.

2. Агапов Е. Формы социальной помощи // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – № 12. – С. 7-9.

3. Алексеева О. Правовые основы социальной защиты населения // Вопросы социального обеспечения. – 2010. – № 5. – С. 23-28.

4. Бойко В. К рационализации социальной защиты населения // Вопросы социального обеспечения. – 2009. – № 13. – С. 31-34.

5. Бойко В. Проблемы эффективности системы социальной защиты // Вопросы социального обеспечения. – 2010. – № 2. – С. 13-16.

6. Бочарникова М. Права профсоюзов в регионах // Социальная защита. – 2008. – № 11. – С. 16-21.

7. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учеб пособие для вузов по специальности «Социальная работа». – М.: Академия, 2009. – 335 с.

10. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде набора социальных услуг // Человек и труд. – 2005. – № 1. – С. 19-21.

11. Грачева О. Место социальной поддержки населения в региональной социальной политике: методологический аспект // Человек и труд. – 2008. – № 1. – С. 9-12.

12. Духанова А. Меры поддержки // Социальная защита. – 2005. – № 2. – С. 22-24.

14. Замараева З.П. Институционализация социальной защиты населения в условиях современной России // Социальное обслуживание. – 2008. – № 5. – С. 5-35.

15. Кобыляцкий Н.Г. Социальная защита населения как социальный институт и пути повышения эффективности его функционирования // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – № 2. – С. 30-38.

16. Ковалева О. Монетизация льгот: промежуточный финиш // Социальная защита. – 2005. – № 7. – 7-9.

17. Костян И. С учетом мнения профсоюза // Социальная защита. – 2006. – № 7. – 22-26.

22. Максимова С.Г. Особенности функционирования и развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста // Социальное обслуживание. – 2008. – № 2. – С. 5-24.

23. Мамыкина Н. Оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам // Вопросы социального обеспечения. – 2008. – № 23. – С. 7-8.

24. Молодых С.А. Организация и содержание социального обслуживания населения в комплексном центре // Социальное обслуживание. – 2007. – № 4. – С. 15-31.

25. Панов А.М. Концептуальные и научно-методические основы деятельности центров социальной помощи семье и детям // Социальное обслуживание. – 2006. – № 2. – С. 14-36.

26. Панов А.М. Современная модель организации и содержания деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями / А. М. Панов, Н. И. Гридасов // Социальное обслуживание. – 2008. – № 1. – С. 22-60.

27. Панов А.М. Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации: современное состояние, проблемы, перспективы // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – № 3. – С. 44-58.

28. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие для вузов по специальности «Социальная педагогика». – М.: Академия, 2008. – 317 с.

29. Саленко Н.О. Особенности управленческого труда в системе социальной защиты населения // Работник социальной службы. – 2006. – № 2. – С. 10-16.

30. Сергеева Е.А. Специфика политики социальной поддержки уязвимых категорий населения // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. – № 4. – С. 35-46.

31. Соколова Г.А. Все о льготах: монетизация и меры социальной поддержки. – М.: Маркет ДС: Омега-Л, 2006. – 191 с.

36. Топчий Л.В. Теоретические аспекты развития социального обслуживания населения в России // Социальное обслуживание. – 2007. – № 2. – С. 6-23.

37. Тюмавина Н.Г. Современные технологии социального обслуживания различных категорий семей и детей // Социальное обслуживание. – 2009. – № 5. – С. 28-34.

38. Фомичева З.В. Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Работник социальной службы. – 2007. – № 3. – С. 43-45.

39. Шарин В. «Социальное обеспечение» – понятие, требующее уточнения // Социальное обеспечение. – 2005. – № 6. – С. 36-39.

40. Шарин В. Социальная защита населения: теоретические основы // Социальное обеспечение. – 2005. – № 14. – С. 21-25.

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

  • Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Полномочия

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;

  • утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

  • назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

  • назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

  • прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;

  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

  • объявление амнистии;

  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

  • осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Цель деятельности ОСЗН – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе СЗН — учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений СЗН — совершенствование деятельности ее различных структурных элементов,регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей. Осн. уровни органов с.р.: – федеральный уровень (республика); – регион; – трудовой коллектив; – негосударственные (благотворительные) общ организации. Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Осн функц ОСЗН на фед уровне:1.орг-я пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями; 2.соц обслуживание;3.медико-социальная экспертиза; 4.реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; 5.социальная помощь семье и детям; 6.подготовка законодательства по СЗН; 7.разработка положений по основам социальной политики; 8.анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения; 9.подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;10.разработка социальных нормативов и т. д. Фун органов СЗН на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают: обеспечение и решение произв-эконом задач; плановую и финансово-экономическую деятельность; создание различных фондов социальной помощи; решение экономических проблем и др. ;

Опред функции выполняют благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; б) социальная реабилитация инвалидов; в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения.

Социальное обслуживание: понятие, принципы, цели и основные виды.

Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. (ФЗ «об основах социального обслуживания населения в РФ»).

Цель СО – оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в т.ч. дети-инвалиды), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Принципы социального обслуживания:1) адресность; 2) доступность; 3) добровольность; 4) гуманность; 5) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 6) конфиденциальность; 7) профилактическая направленность.

Социальное обслуживание осуществляется государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, являющимися собственностью субъектов Российской Федерации и находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Виды:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *