Сколько отпуск у госслужащих

Сколько отпуск у госслужащих

Напомним, что ранее для госслужащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск составлял 35 календарных дней. Теперь он становится одинаковым для всех категорий.

Кроме того, законом устанавливается продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет. Если ранее он давался из расчета один календарный день за год гражданской службы, то теперь установлена зависимость от стажа. При стаже госслужбы от года до пяти лет — 1 день; при стаже от пяти до десяти лет — 5 дней; при стаже от десяти до пятнадцати лет — 7 дней. И при стаже пятнадцать и более лет — 10 дней.

Принятие этих поправок более чем обоснованно и давно напрашивалось с учетом других нормативно-правовых актов, уверен управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. «В качестве примера можно привести законодательство, регламентирующее гарантии прав сотрудников правоохранительных органов. Принцип таков: чем больше служишь, тем больше льгот, — отмечает он. — Такая политика многих специалистов стимулирует оставаться дольше на государственной службе».

10 дней составит прибавка к отпуску госслужащим при стаже работы от 15 лет

Кроме того, абсолютно справедливо поощрять долго работающего сотрудника дополнительными днями к отпуску и не ставить их вровень с новичками, уровень знаний и заслуг которых значительно ниже. Работающих дольше сотрудников сильнее защищает и Трудовой кодекс, предоставляя преимущество при увольнении, например.

Аналогичную точку зрения разделяет и председатель Люберецкой коллегии адвокатов Светлана Бурцева, которая отмечает, что поправки в закон преследуют две цели. Во-первых, приведение ритма работы госслужащих в соответствие с задачами, поставленными правительством перед сотрудниками гражданских ведомств. А во-вторых, они создают дополнительный механизм противодействия «текучке» кадров. «Новый порядок определения рамок дополнительного оплачиваемого отпуска призван продемонстрировать служащим, что длительный непрерывный стаж работы способен стать ключом к обретению весьма существенных льгот, — продолжает эксперт. — Кроме того, увеличение продолжительности времени работы чиновников позволит отчасти разгрузить сотрудников, избавив их от выполнения рутинных обязанностей авральным путем в отдельные периоды». В результате можно будет ожидать повышения качества работы государственных учреждений.

В российском законодательстве отсутствует конкретизированное понятие государственной службы. В отдельных трудах, опубликованных известными юристами, под государственной службой подразумевается общественно-полезная деятельность, сопряженная с профессиональной реализацией на основании государственных поручений. Вопросы государственной службы регулируются специальными нормативными актами, а также нормами конституционного, жилищного, трудового, страхового, финансового, пенсионного и иных отраслей права. Большой комплекс правовых актов, регламентирующих отдельные аспекты данной проблематики, был введен в действие в 2018 году.

К числу государственных служащих принято относить российских граждан, замещающих должности по государственной службе, и, как следствие, наделенных комплексом особых прав и обязанностей. Государственные служащие на возмездной основе реализуют функции различных государственных органов. Согласно принципу разделения властей, выделяют госслужащих, которые занимают должности в органах представительной, исполнительной, муниципальной, судебной и т.д. власти.

Правовые нововведения, касающиеся отпуска этой категории граждан, вступили в силу в 2016 году. Их ключевым отличием является сокращение времени, отведенного на отдых.

Целью проведенной реформы стало обеспечение социального равенства между госслужащими и остальными российскими гражданами, а также унификация процедур предоставления отпуска и упрощение сопутствующего документооборота в органах власти.

Законодательство об отпуске государственных гражданских служащих

Как следует из содержания изменений, внесенных в текст Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004года, в настоящее время уточнены положения, регламентирующие порядок предоставления госслужащим оплачиваемых ежегодных отпусков (основных, а также дополнительных). В силу п.5 ст.5 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года, сбалансированы ключевые условия оплаты трудовой деятельности и социальных гарантий для муниципальных и государственных служащих.

Согласно введенным законодательным нормам, в 2018 году госслужащим, кроме основного ежегодного отпуска, предоставляются дополнительные отпуска, обусловленные:

Пересчет общей длительности отпуска для каждого из сотрудников следует производить ежегодно, поскольку количество отпускных дней подлежит изменению (в частности, за счет изменения стажа государственной службы).

Продолжительность

В соответствии с реализуемой государственной политикой в сфере предоставления отпусков госслужащим, специалисты со стажем меньше 1 года могут воспользоваться оплачиваемым отпуском, продолжительность которого составляет не менее 30 суток. Однако для основной массы госслужащих гарантирован отпуск длительностью 31-40 дней.

Продолжительность основного отпуска установлена ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004. В частности, ч.3 указанной статьи обусловлено, что государственным служащим положены более продолжительные (30 дней) ежегодные отпуска, чем работникам коммерческих структур (стандартная длительность их отпуска составляет 28 дней).

В 2018 году устранена несбалансированность в определении продолжительности отдыха для высокопоставленных категорий госслужащих и рядового персонала. Если ранее руководящим сотрудникам гарантировался отпуск, длительность которого была на 5 дней больше, чем у остальных специалистов, то в настоящее время определена единая продолжительность основного отпуска для всех групп государственных служащих – 30 дней.

Отпуска госслужащим предоставляются в соответствии с заранее утвержденным графиком (ст.123ТК РФ). В числе исключений в данном случае выделяют ситуации, когда госслужащий выражает стремление использовать очередной отпуск в период пребывания своей супруги в декрете. При таких обстоятельствах работодатели обязаны принять во внимание пожелания сотрудников и обеспечить соответствующую корректировку отпускного графика организации.

Установлено минимальное число суток — 28, которое сотрудник должен использовать в текущем году (остальное количество дней отпуска по желанию работника может быть заменено финансовой компенсацией). При этом закон допускает разделение отпуска на части, исходя из того, что одна из частей не может быть менее 14 дней.

Расчет и выплата отпускных госслужащим

Исчисление отпускных выплат для государственных служащих осуществляется на основании Постановления Правительства РФ №562 от 06.09.2007года, а также ст.50 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004года. Для оплачиваемых отпусков расчет денежного содержания осуществляется с учетом:

  • месячного оклада, исчисленного в соответствии с замещаемой должностью;
  • оклада, установленного, исходя из класса службы;
  • дополнительных выплат.

В свою очередь, формирование дополнительных выплат осуществляется с учетом надбавок, которые положены:

  • за выслугу лет;
  • за особые условия на рабочих местах;
  • за работу с документацией, включающей гостайну;
  • в качестве премии предшествующего месяца;
  • в качестве премии за исполнение в текущем месяце сложных заданий;
  • в качестве материальной помощи из ФОТ;
  • в качестве единовременной выплаты, исчисляемой за годовой отпускной период.

Согласно ст.50 Закона № 79‑ФЗот 27.07.2004года выплата всех начисленных средств осуществляется единой суммой (денежным вознаграждением). В силу п.10 ст.46 Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 г., выплата полагающихся госслужащим отпускных производится не меньше, чем за 10 суток до выхода сотрудника в отпуск. При выявлении фактов нарушения данного требования по итогам проверки трудовой инспекции, организация-работодатель может быть привлечена к административной ответственности на основании ст.5.27КоАП РФ.

При этом сроки выплаты отпускных работникам, которые направляются в отпуск в срочном порядке (вне утвержденного графика), законодательно не определены. Чтобы исключить в этом случае нарушение, такому специалисту нередко предлагают на 10-дневный период оформить отпуск без сохранения зарплаты, после чего в общем порядке осуществляется оформление ежегодного отпуска.

Дополнительные гарантии госслужащим

Деятельность, связанная с государственной службой, обладает определенными издержками, подлежащими компенсации. При этом под издержками подразумевается комплекс запретов и требований, налагающий значительные ограничения на жизнь госслужащих. В России эта компенсация гарантирована на государственном уровне: работникам органов власти предоставляются специальные льготы и преференции.

В главе II Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года приведен перечень компенсаций. Законодательство рассматривает их в качестве государственных гарантий в целях обеспечения:

  • повышения служебной мотивации госслужащих;
  • социальной и юридической защищенности специалистов;
  • укрепления кадрового состава;
  • минимизации коррупционных проявлений.

Принято выделять основную и дополнительную группу государственных гарантий. Основная группа предназначена для всех категорий госслужащих, дополнительная – для специалистов отдельных регионов или государственных органов. В числе гарантий выделяют:

  • оптимизацию порядка прохождения службы;
  • установление научно обоснованных трудовых норм;
  • обеспечение охраны труда;
  • оптимизацию режимов труда и отдыха.

Оптимизация режимов отдыха и труда достигается, благодаря:

  • установлению временных границ трудовой деятельности (40-часовой рабочей недели);
  • выделению праздничных и нерабочих дней;
  • предоставлению ежегодных отпусков, в том числе, дополнительных.

Дополнительный отпуск госслужащим

Важнейшим нюансом, связанным с предоставлением дополнительных отпускных дней, является возможность их использования только в том случае, если сотрудник в текущем году располагает правом на очередной отпуск.

Российские госслужащие имеют социальную гарантию в виде как оплачиваемого, так и неоплачиваемого дополнительного отпуска. При этом отпуска, не подлежащие оплате, оформляются на основании заявлений сотрудников в случае уважительной причины. Наличие таких причин определяют работодатели, однако традиционно к ним относится:

  • курортное лечение;
  • исполнение общественных обязанностей;
  • семейные обстоятельства;
  • наличие оснований, предусмотренных ч.2 ст.128ТК РФ.

Помимо предоставляемого ежегодно основного оплачиваемого отпуска, госслужащие пользуются правом на оплачиваемые дополнительные отпуска. Так, в силу ст.116ТК РФ предусмотрена обязанность по предоставлению дополнительных оплачиваемых отпусков для следующих категорий сотрудников:

  • занятых на работах, для которых характерны вредные условия труда;
  • имеющих особенный характер трудовой деятельности;
  • работающих в зоне Крайнего Севера и приравненных к ней районов.

В частности, ст.321ТК РФ определено, что работникам, осуществляющим трудовую деятельность на Крайнем Севере, дополнительно предоставляются оплачиваемые отпуска. Их длительность составляет: 24 дня (для Крайнего Севера), 16 дней (для приравненных к Крайнему Северу регионов). Вместе с тем, ст.14 Закона №4520-1 от 19.02.1993 года регламентировано, что для специалистов, работающих в иных районах Севера, установлены дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 8 суток. Ст.2 этого же закона определен список регионов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, который должен использоваться при реализации механизма компенсаций и гарантий.

Дополнительные дни за выслугу лет

Под выслугой лет понимается непрерывный трудовой стаж, предусматривающий применение специальных льгот, гарантий и прибавок, обусловленных числом лет работы. Что касается дополнительного отпуска, предоставление которого обусловлено выслугой лет, то оно регламентируется как нормами Трудового кодекса (ст.117ТК РФ), так и узкоспециализированным ведомственным законодательством.

В настоящее время функционирует следующий алгоритм предоставления таких отпусков с учетом стажа государственной службы:

  • 1-5 лет – 1 сутки;
  • 5-10 лет – 5 суток;
  • 10-15 лет – 7 суток;
  • свыше 15 лет – 10 суток.

Действующий в 2018 году порядок расчета числа дней дополнительного отпуска предполагает использование показателя стажа работы сотрудника на государственной службе. Годы работы в иных отраслях не принимаются к зачету.

Дополнительные дни за ненормированный рабочий день

Значительному количеству госслужащих полагается дополнительный отпуск за работу в условиях ненормированного рабочего дня. В силу ст.101ТК РФ под ненормированным рабочим днем понимается специальный режим трудовой деятельности, в рамках которого по приказу работодателя сотрудники могут эпизодически привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей вне границ официально установленной длительности рабочего времени. Список должностей, для которых характерен ненормированный день, определяется локальными нормативными актами либо коллективными договорами.

Особенность подобного рабочего режима предполагает подчинение работников общему распорядку, который установлен в учреждении. Однако при необходимости такие работники могут либо начинать свой рабочий день до официально установленного момента его начала, либо задерживаться по его завершении.

Подобный ненормированный режим является залогом предоставления государственному служащему дополнительного отпуска длительностью 3 суток.

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).

Продолжительность основного оплачиваемого отпуска составляет 30 календарных дней (ч. 3 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется гражданским служащим, в частности, за выслугу лет, за ненормированный служебный день, в связи с вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в связи со службой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это следует из совокупного анализа положений ч. 5, 6.1, 7 ст. 46 Закона N 79-ФЗ, ч. 1 ст. 117, ч. 1 ст. 321 ТК РФ.

Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется с учетом положений ч. 5 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет три календарных дня (ч. 4 ст. 45, ч. 6.1 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Далее подробно рассмотрим, как предоставляются гражданским служащим отпуска.

В число календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска (как основного, так и дополнительного) нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период такого отпуска, не включаются. Данное правило установлено ч. 1 ст. 120 ТК РФ.

При исчислении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска необходимо также руководствоваться положениями ч. 6 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

При определении стажа гражданской службы, необходимого для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, следует руководствоваться, в частности, положениями ч. 2 ст. 54 Закона N 79-ФЗ, Указа Президента РФ от 19.11.2007 N 1532, Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 N 472.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который утверждается представителем нанимателя (ч. 9 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого в служебном году, за который предоставляется отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей отпуска не должна быть менее 14 календарных дней (ч. 9.1 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Под служебным годом понимается равный календарному году временной интервал, исчисленный с даты поступления на должность гражданской службы (назначения на нее) в соответствующий государственный орган. Если какие-либо периоды в силу ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для предоставления отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы. Данные разъяснения содержатся в Письме Минтруда России от 21.03.2016 N 18-4/10/В-1771.

Кроме того, в указанном Письме отмечено, что Трудовым кодексом РФ и Законом N 79-ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего переносится на иной срок, утвержденный графиком отпусков. При этом отпуск может быть перенесен как по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, так и в случаях, установленных законодательством РФ, при возникновении не зависящих от воли сторон обстоятельств.

По решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, допускается перенести на следующий служебный год в случаях, предусмотренных ч. 9.2 ст. 46 Закона N 79-ФЗ. Перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который она предоставляется. Данные выводы следуют из ч. 9.2 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Согласно разъяснениям Минтруда России, приведенным в Письме от 21.03.2016 N 18-4/10/В-1771, такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

По письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска сверх 28 календарных дней или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией (ч. 9.3 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ч. 10 ст. 46 Закона N 79-ФЗ). Если гражданскому служащему своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ч. 2 ст. 124 ТК РФ).

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещения должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут предоставляться ему с последующим увольнением (кроме случаев освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы за виновные действия). Днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения считается последний день отпуска (ч. 13 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. Днем освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска (ч. 14 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

В связи с семейными обстоятельствами и иными уважительными причинами гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Кроме того, данный отпуск предоставляется гражданскому служащему также в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Такие положения содержатся в ч. 15 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Во время указанного отпуска за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность, он не может быть уволен по инициативе представителя нанимателя. Это следует из ч. 3 ст. 37, ч. 16 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Сегодняшний выпуск посвящен отпускным вопросам. И хотя в период карантина все мы ждем полноценной работы, никто не отменял отпусков. А обязанность бухгалтера – проверить правильность их оформления, начисления и налогообложения.

Поэтому сначала вспомним общие нормы – виды отпусков, необходимый стаж, продолжительность и условия переноса, продления, отзыва и т. п. После проверки всех условий предоставления отпуска возьмемся за определение расчетного периода для его оплаты. Вы узнаете, когда выплачиваются отпускные, какие выплаты входят в их расчет, а какие – нет. На практических примерах увидите особенности исчисления отпускных в различных ситуациях.

На период карантина, который начался с 12 марта, многих работников отправили в отпуска: кого-то – в ежегодный основной или дополнительный, а кого-то – и в неоплачиваемый. Об особенностях налогообложения отпускных и отражения их в форме № 1ДФ читайте в рубрике «Налоги и взносы».

Мы уверены, что при соблюдении законодательных норм и советов, с которыми вы ознакомитесь на страницах данного выпуска, каких-либо трудностей в расчете отпускных у вас не возникнет.

Продолжая тему оплаты труда в условиях рисков заражения коронавирусной инфекцией, сегодня мы публикуем консультацию нашего эксперта, из которой вы узнаете, как исчислить максимальный заработок работников и каких категорий лиц касается ограничение размера начисленного дохода в связи с внесением изменений в Закон о Госбюджете-2020.

Чрезвычайная ситуация в стране ощутимо ударила по трудовым ресурсам. Многие работники были уволены. А кто-то – и незаконно. В таком случае у них есть большой шанс восстановиться на работе, обратившись в суд. Об основаниях для восстановления и компенсации, что делать с человеком, работающим на должности восстановленного работника, и о других интересных нюансах читайте в рубрике «Юридические вопросы».

И не оставляйте этот выпуск на своем столе просто без дела. Изучайте консультационные материалы и пользуйтесь предоставленными советами. Это поможет вам быстро справиться со своей бухгалтерской работой и отдохнуть под ласковыми лучами весеннего солнышка. Тем более что карантин ослаблен! Будьте здоровы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *