Сколько предпринимателей в России 2017?
Содержание
В I квартале 2017 г. продолжилось сокращение количества действующих организаций, в особенности – в регионах Уральского и Приволжского ФО. В наибольшей степени это затронуло торговые, финансовые и страховые организации. При этом численность ИП, напротив, выросла в большинстве регионов России.
Количество организаций и индивидуальных предпринимателей
В I квартале 2017 г. в целом по России продолжилось сокращение числа юридических лиц. Это отражают как данные ФНС об изменении числа организаций, включенных в ЕГРЮЛ, так и данные Росстата о фактически действующих организациях (учитываются официально зарегистрированные организации, имеющие ненулевые показатели занятости и оборота). Так, по данным ФНС, количество зарегистрированных юридических лиц по состоянию на конец I квартала 2017 г. снизилось на 1,0% по сравнению с предыдущим кварталом (и на 6,1% по сравнению с аналогичной датой годом ранее). По данным Росстата, число действующих юрлиц за I квартал 2017 г. снизилось на 1,2% (и на 5,3% в годовом выражении) и на 1 апреля 2017 г. составило 4705,0 тыс. организаций (см. рисунок 1).
В противоположность этому, количество индивидуальных предпринимателей (ИП) увеличивается. В I квартале 2017 г. количество зарегистрированных ИП (учитывается ФНС) выросло на 1,2% по сравнению с предыдущим кварталом, а количество ИП, фактически ведущих деятельность (учитывается Росстатом) выросло на 1,1%. В результате, всего в России по состоянию на 1 апреля 2017 г. фактически действовало 3811,0 тыс. ИП.
«Ротация» организаций по видам деятельности
По данным Росстата, в I квартале 2017 г. 107,7 тыс. юридических лиц начали вести экономическую деятельность, а 174,2 тыс. – прекратили ее. По отношению к общему числу организаций, учитываемых Росстатом, это означает, что на каждую тысячу организаций приходилось 23,3 начавших работу и 37,7 – прекративших.
Наибольшее число юрлиц, начавших свою деятельность в I квартале 2017 г., относится к оптовой и розничной торговле (в этом секторе начали работу 42,2 тыс. организаций), а также к сектору строительства (16,2 тыс. организаций). Однако еще большее количество организаций в этих секторах прекратили деятельность: 78,4 и 20,3 тыс. соответственно. В результате общая численность организаций в этих секторах сократилась. Аналогичные процессы происходили в подавляющем большинстве других секторов экономики. Исключением стал только сектор здравоохранения и социальных услуг, где по итогам I квартала число организаций, начавших деятельность (таких организаций было 1342), оказалось выше числа организаций, прекративших ее (1176 организаций).
Оценка «ротации» юридических лиц в расчете на 1000 организаций по соответствующему виду деятельности (см. рисунок 2) показывает, что «выбытие» организаций было в наибольшей степени характерно для таких секторов, как торговля, финансовая и страховая деятельность, строительство и обрабатывающие производства. При этом среди обрабатывающих производств наиболее высокие показатели выбытия характерны для производства кокса и нефтепродуктов (57,4 организации на 1000 действующих), обработки древесины (54,2), металлургических производств (45,3). В свою очередь, наиболее активное появление новых организаций было характерно для строительства (32,9 новых организации в расчете на 1000 действующих), сектора транспорта и складского хозяйства (31,8), оптовой и розничной торговли (27,3).
Основная часть этих «появлений» и «выбытий» относится к организациям малого бизнеса (главным образом это частные организации в форме ООО). В свою очередь, в секторах, где преобладают государственные и муниципальные организации, показатели появления и выбытия юридических лиц существенно ниже среднего по экономике. Например, в I квартале 2017 г. наименьшее число как новых, так и выбывших организаций относилось к госуправлению и обеспечению безопасности, а также к сфере образования.
Распределение организаций по регионам России
По данным Росстата, на 1 апреля 2017 г. число действующих юрлиц в России составляло 4705,0 тыс. организаций. Более половины из них приходилось на 9 регионов страны, в каждом из которых количество юрлиц превышало 100 тыс. Это Москва (1014,0 тыс. организаций), Санкт-Петербург (352,1 тыс.), Московская область (246,1 тыс.), а также Республика Татарстан, Краснодарский край, Свердловская, Новосибирская, Самарская и Нижегородская области, в каждой из которых действует от 100 до 200 тыс. организаций. При этом негативные тенденции по сокращению числа действующих юрлиц наблюдаются как среди перечисленных выше регионов, так и среди регионов с меньшей численностью организаций.
По состоянию на 1 апреля 2017 г. в России было только 12 регионов, где численность действующих организаций выросла по сравнению с началом года. Наибольший прирост по этому показателю наблюдался в Московской области, где численность организаций увеличилась на 5,7 тыс. Однако это увеличение скорее носит восстановительный характер (по данным Росстата, в IV квартале 2016 г. численность действующих юрлиц в Московской области сократилась на 6,3 тыс.). Наряду с этим, определенный вклад в прирост числа организаций в Московской области вносят изменения в законодательстве Москвы (в части налогового законодательства, а также условий работы для отдельных видов деятельности), что в ряде случаев может приводить к закрытию одних организаций и формированию новых структур уже не в Москве, а в Московской области. В пользу этого свидетельствует, в частности, резкое снижение числа действующих юрлиц в Москве в IV квартале 2016 г. (на 31,8 тыс. организаций).
Наибольшее снижение численности действовавших юрлиц в I квартале 2017 г. было зафиксировано в регионах Приволжского ФО (-14,2 тыс. организаций), Уральского ФО (-13,8 тыс.) и Сибирского ФО (-10,8 тыс.). Наибольшее сокращение количества действующих организаций произошло в Челябинской области – на 10,5 тыс. организаций. Данные Росстата о демографии организаций (ведутся на ежемесячной основе, без обобщения по кварталам) указывают, что в январе-марте 2017 г. в Челябинской области начали работу более 2 тыс. новых организаций, однако более 12 тыс. прекратили работу. Наибольшая их часть прекратила работу с начала года (в январе 8505 организаций области были признаны Росстатом как прекратившие деятельность). Судя по сообщениям СМИ, с начала года более 200 предприятий Челябинской области начали сокращение персонала в связи с падением спроса на продукцию и невозможностью продолжения производства в прежнем режиме. Среди них – малые и средние работодатели, а также отдельные крупные предприятия, такие как «ЧТЗ-Уралтрак» и «Уфалейникель».
Кроме того, значительное снижение числа предприятий (4-6% общего количества юрлиц в регионе, или более 1,5 тыс. организаций) было характерно еще для ряда регионов с промышленной специализацией – Приморского края, Омской, Томской, Кемеровской, Оренбургской областей и т.д. В несколько меньших масштабах сокращение числа действующих юрлиц наблюдалось также в ряде регионов с развитым сельским хозяйством – в Орловской, Астраханской, Волгоградской областях.
Изменение численности ИП по видам деятельности и регионам
В I квартале 2017 г. численность действующих ИП в большинстве регионов России увеличилась. Данные Росстата об изменении числа ИП по основным видам деятельности показывают, что наибольший рост числа ИП наблюдался в строительстве (+8,3 тыс. ИП в целом по стране), сфере профессиональных и научно-технических услуг (+7,3 тыс.), транспортном и складском хозяйстве (+5,2 тыс.). При этом в оптовой и розничной торговле, которой занимается почти 45% ИП в стране, произошло сокращение числа участников (на 3,4 тыс.). С одной стороны, наблюдаемый рост численности ИП свидетельствует о развитии предпринимательства. С другой стороны, в ряде случаев оформление сотрудников компании как ИП вместо их зачисления в штат используется работодателями для экономии на страховых взносах, упрощения отчетности по персоналу и возможности быстрого «увольнения» в случае необходимости.
Наибольшее увеличение количества действующих ИП в I квартале 2017 г. наблюдалось в регионах Центрального и Северо-Западного ФО (на 19,3 тыс. и 5,3 тыс. соответственно). Регионами-лидерами по приросту численности действующих ИП стали Москва (на 3,3% за I квартал 2017 г.) и Санкт-Петербург (на 3,2%). Относительно высокие темпы роста количества ИП также были зафиксированы в Московской области, Республике Крым, Республике Дагестан, а также в Брянской и Ленинградской областях.
При этом в 16 регионах, напротив, наблюдалось сокращение числа ИП. В основном это регионы Дальнего Востока (Приморский край, Магаданская область, Чукотский АО и др.) и Северного Кавказа (Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Северная Осетия).
МОСКВА, 19 апреля. /ТАСС/. Общее количество российских малых и средних предприятий (МСП) за полгода — с августа 2016 года и по февраль 2017 года возросло на 7,3%. Таким образом появилось более 400 тыс. новых компаний из сектора малого и среднего бизнеса (МСБ). Об этом сообщается в материалах, подготовленных к ежегодному отчету правительства в Госдуме.
«С 1 августа 2016 года по 10 февраля 2017 года наблюдалось увеличение числа субъектов МСП на 401 517 хозяйствующих субъектах (7,3%). Эта динамика связана в том числе с принятыми в 2016 году мерами», — говорится в материалах
В материалах отмечается, что такого динамичного роста сектора МСБ удалось добиться благодаря государственной поддержке малых и средних предприятий в рамках одобренного приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусматривающего реализацию в 2017-2018 годах мер поддержки как новых, так и действующих предприятий для увеличения численности занятых в сфере малого предпринимательства. Данный проект был создан и согласован президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
На сегодняшний день в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на февраль 2017 года зарегистрировано 5 925 282 субъекта МСП, из которых 5 636 789 единиц составили микропредприятия (95%), 267 558 единиц — малые предприятия (4,5%), 20 935 единиц — средние предприятия (0,4%). При этом индивидуальными предпринимателями являются 3 074 668 субъектов малого и среднего предпринимательства (52%), юридическими лицами — 2 850 614 субъектов малого и среднего предпринимательства (48%).
По данным Росстата, в России резко сократилось число малых предприятий. Специалисты, однако, утверждают, что реальную картину в сфере малого и среднего предпринимательства в настоящее время оценить невозможно. Только через год станет понятно, как бизнес пережил сокращение господдержки на фоне сложной экономической ситуации в стране. Причем объемы господдержки будут сокращаться и дальше.
Число малых предприятий в России сократилось на 69,8 тыс.: по сведениям Росстата, в первом полугодии 2015 года их было 242,6 тыс., а в первом полугодии 2016 года стало 172,8 тыс. На самом деле оценить динамику развития малых предприятий на основании статистики сейчас практически невозможно, потому что чуть больше года назад постановлением правительства РФ классификация была изменена, и значительная часть предприятий малого бизнеса попала в разряд микробизнеса, а часть среднего бизнеса была отнесена к малому. Сколько предприятий закрылось за этот период, сколько появилось новых — таких статистических данных нет.
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, опубликованным на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), сейчас в России зарегистрировано суммарно 5 671 909 предприятий с выручкой до 2 млрд руб. Большая их часть относится к микробизнесу — 5 380 768. Данные по малому бизнесу расходятся с подсчетами Росстата: на 10 сентября ФНС насчитывала 270 540 предприятий. Организаций среднего бизнеса всего 20 601.
По мнению вице-президента общероссийской общественной организации среднего и малого предпринимательства «Опора России» Марины Блудян, данные статистики ФНС — это самые точные показатели, которые позволят через некоторое время оценить, как изменяется количество предпринимателей.
Пока же, опираясь на статистику Росстата, можно сказать, с начала года число предприятий малого бизнеса не изменилось: цифра 172,8 фигурирует и в итогах I квартала, и по результатам шести месяцев 2016 года. Однако это слишком малый срок, чтобы данные могли быть показательными.
— В результате принятия постановления №702 формально увеличилось число предприятий малого и среднего бизнеса, хотя фактически их число могло не измениться или даже уменьшиться, — объясняет заместитель исполнительного директора «Опоры России» Иван Ефременков. — Тем не менее теперь претендентов на льготы стало гораздо больше, потому что микропредприятия и малые предприятия в равной степени пользуются государственными программами поддержки бизнеса. Преференции получили бывшие предприятия среднего бизнеса, которые обрели статус малого предпринимательства. Теперь они могут претендовать на льготные программы, например участвовать в специальных торгах, брать в аренду имущество по особым ставкам, рассчитывать на консультационную поддержку и различные субсидии. Однако финансовая часть программы поддержки малого и среднего предпринимательства год от года сокращается».
По словам Ефременкова, год назад государство выделяло на эти цели порядка 17 млрд рублей, в этом году — только 12 млрд рублей.
— Мы видим разнонаправленные тенденции: с одной стороны, всё больше предприятий могут претендовать на господдержку, с другой — эта господдержка сокращается, — отмечает специалист. — Таким образом, очевиден дефицит господдержки. Мы получаем жалобы на то, что привычные меры поддержки теперь недоступны. При этом сейчас обсуждается дальнейшее сокращение объемов финансирования.
По словам Ефременкова, тот факт, что за полгода не изменилось число малых предприятий, еще ни о чем не говорит — в это время регионы еще реализовывали бюджет 2015 года. Эффект сокращения бюджета 2016 года будет ощутим в 2017 году. Возможно, он не будет выраженным, потому что финансовая господдержка достается крайне малому числу предпринимателей: не больше 3%. Кроме того, государство принимает и другие меры по поддержке предпринимательства.
— Вводятся налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей (мы считаем, что именно поэтому их число выросло за полтора года на 5%), для малого бизнеса введены надзорные каникулы, то есть плановые проверки не проводятся, — рассказывает Ефременков. Это тенденции со знаком плюс, поэтому однозначно ожидать сокращения числа малых предприятий в результате сворачивания финансирования мы не можем.
Марина Блудян уверена, что государственная материальная поддержка вообще не должна оказываться бизнесу:
— Предприниматели сами решают открыть бизнес, и сами должны знать, где взять на него средства. Почему им надо оказывать материальную поддержку за счет средств налогоплательщиков, я не знаю. У нас общество очень инфантильное. Я понимаю, когда гранты хотят получить ученые, учителя, врачи. Но странно, когда предприниматель просит денег. А в чем же твоя предпринимательская суть?
Блудян апеллирует к опыту Германии, которая субсидировала развитие малого бизнеса на своих восточных территориях, но пришла к тому, что он всё равно продолжал развиваться только в западной части страны.
По мнению специалиста, государство должно материально помогать только бизнесменам из социально незащищенных слоев населения: инвалидам и многодетным. Остальных предпринимателей тоже надо поддерживать, особенно в кризисное время, но иначе.
Специалист объясняет, что сейчас в России предприятия платят налоги со всей прибыли, но если мы хотим добиться роста предпринимательства, надо облагать налогом только ту часть доходов, которую забирают из бизнеса.
— Всё, что вкладывается в развитие бизнеса, облагать налогом нельзя. Тогда у предпринимателей будет стимул его развивать. Такие меры положительно скажутся не столько на увеличении числа предпринимателей, сколько на укреплении бизнеса уже существующих предприятий. А в нынешних условиях вкладываться в бизнес невыгодно.
Экономический рост также может существенно увеличиться за счет экспорта, считает Блудян.
— Сейчас Россия занимает всего 2% потребления. Всё остальное потребление за рубежом. Надо помогать экспортерам. Посмотрите, какой бум устроил Китай. Но он же дал экспортерам невероятные льготы. А у нас валютный контроль и огромное число оброков, то есть неналоговых платежей, которые надо заплатить внутри страны: за какие-то замеры, расчеты, декларации, аккредитации. И всё это платные услуги. У нас 197 видов контроля и надзора. Предприниматели должны содержать специальный персонал, который с этими людьми работает. За рубежом такого нет. В итоге наш товар оказывается неконкурентным. Государство должно тщательно исследовать, чем помочь предприятиям. Но только не деньгами. Помните, была притча — какая помощь лучше, рыба или удочка? Я убеждена, что удочка.
Справка «Известий»
Постановлением правительства РФ №702 от 13 июля 2015 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» были в два раза увеличены показатели для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. С этого времени к микропредприятиям относятся организации с выручкой до 120 млн рублей (было 60 млн рублей), к малому бизнесу — с выручкой до 800 млн рублей (было 400 млн рублей), к среднему — до 2 млрд рублей (было до 1 млрд рублей).