Собственность на землю иностранных граждан

Собственность на землю иностранных граждан

Какие земли могут приобретать иностранные граждане и иностранные компании в РФ? Какие документы нужны для оформления сделки купли-продажи земельных участков?

Территория Российской Федерации составляет одну восьмую часть земной суши. Как следует из отчетов различных ведомств, часть земель зарастает кустарником, мелколесьем и бурьяном, то есть не используется по своему назначению.

Земля в РФ может находиться:

— в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность) (ст.15 ЗК РФ);

— в государственной собственности (ст.16 ЗК РФ);

— в собственности РФ (федеральная собственность) (ст.17 ЗК РФ);

— в собственности субъектов РФ (ст.18 ЗК РФ);

— в муниципальной собственности (ст.19 ЗК РФ).

А по целевому назначению земли подразделяются на следующие категории (ст.7 ЗК РФ):

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

— земли запаса.

Отметим, что во многих странах покупка земли для иностранцев и иностранных компаний запрещена, но разрешена компаниям с участием иностранного капитала.

А может ли иностранец или иностранная компания купить земельный участок в России?

Обратимся к основному закону страны – Конституции РФ.

В п.3 ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Важно!

То есть приобретение объектов недвижимости (к которому относятся земельные участки) иностранцами не запрещено. При этом существуют определенные ограничения.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются в собственность исключительно за плату (п.4 ст.39.4 ЗК РФ). Иностранец не может приобрести землю в России на безвозмездной основе.

Ограничения в части приобретения земельных участков

В п.3 ст.15 ЗК РФ определено, что иностранные граждане, иностранные компании не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Это означает, что иностранцы и иностранные компании не могут выкупить земельный участок, который находится на приграничной территории или в границах морского порта (п.3 ст.15 ЗК РФ, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 г. №261-ФЗ).

Перечень приграничный территорий определен Указом Президента РФ от 09.01.2011 г. №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Важно!

Например, иностранцу или иностранной компании нельзя приобрести землю в Краснодарском крае в отношении следующих муниципальных образований: Ейский район, Каневской район, Мостовский район, Приморско-Ахтарский район, Славянский район, Темрюкский район, Туапсинский район, Щербиновский район, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Новороссийск, город-курорт Сочи.

Ограничения имеются и в других правовых пунктах. Так, земли сельскохозяйственного назначения иностранцы могут ее использовать исключительно на правах аренды. Законодательством об огородничестве и садоводстве также установлены определенные ограничения в части приобретения в собственность земельного участка.

Важно!

Иностранные граждане, иностранные компании, лица без гражданства, а также компании, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 г. №119-ФЗ (ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Но на практике данное ограничение обходят. Так, иностранные компании и иностранные граждане создают на территории России фирмы («дочки», «дочки дочек») и приобретают землю.

Также ограничение по приобретению земельных участков содержат Федеральный закон от 30.11.1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. №2395–1 «О недрах», которые закрепляют порядок пользования участками континентального шельфа и недрами.

Законодательством РФ запрещено иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут предоставляться иностранцам только на праве аренды и то при условии, что они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности.

А если у иностранца двойное гражданство, одно из которых – РФ?

Возможность приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством была рассмотрена Минэкономразвития РФ в Письме от 12.10.2011 г. №Д02-7833. Как следует из разъяснений, лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (п.4 ст.7 Федерального закона от 24.05.1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»).

Таким образом, лицам, имеющих двойное гражданство нет запрета, на приобретение в собственность земельных участков, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Права на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц на приграничных территориях

Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201 «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не моryт обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09.01.20l1 № 26» информирует о следующем:

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не моryт обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с позицией Управления Росреестра по Республике Крым и Севастополю, изложенной в письме от 02.04.2020 № Исхl01-0907l20@, п.3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации и Указ Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26 не содержат указание на ограничение прав лиц, имеющих двойное гражданство (в том числе гражданство Российской Федерации), на приобретение в собственность земельных) участков.

В соответствии с п. l ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Поскольку муниципальные образования Республики Крым включены в перечень приграничных территорий Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201, вступившим в силу 20.0З.2020, то срок, установленный, п, l ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, исчисляется, начиная с 20.03.2020.

Вместе с тем, Земельным кодексом Российской Федерации запрет на приобретение иностранным лицом земельных участков на праве аренды не установлен.

В случаях, если на земельном участке, находящемся в собственности иностранного гражданина, лица без гражданства расположены объекты капитального строительства, также принадлежащие на праве собственности указанному лицу, такое лицо вправе отказаться от права собственности на земельный участок и заключить в отношении него договор аренды.

В соответствии со ст. l9 Земельною кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на нею собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельною участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Согласно ст. 56 Федерального закона от l З.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.

К указанному в части 1 настоящей статьи заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти (земельный) участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН).

При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права, не зарегистрированного ранее в ЕГРН, положения ч. 3 ст. 69 Федерального закона от l3.07.2015 № 218-ФЗ не применяются.

При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

Также следует отметить, что многие иностранные граждане, зарегистрировавшие свои права в ЕГРН, впоследствии приобрели гражданство Российской Федерации, однако не внесли изменения в ЕГРН. В целях избежания процедур, предусмотренных п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанным лицам рекомендуется подать в Госкомрегистр заявление о внесении изменений в ЕГРН в части паспортных данных, предоставив копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, и оплатив государственную пошлину в размере 350 руб.

Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не моryт обладать на праве собственности земельными участками:

— Муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым;

— Муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым;

— Муниципальное образование Кировский район Республики Крым;

— Муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым;

— Муниципальное образование Ленинский район Республики Крым;

— Муниципальное образование Нижнеюрский район Республики Крым;

— Муниципальное образование Раздольненский район Республики Крым:

— Муниципальное образование Сакский район Республики Крым;

— Муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым;

— Муниципальное образование Советский район Республики Крым;

— Муниципальное образование Черноморский район Республики Крым;

— Муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым;

— Муниципальное образование городской округ Армянск Республики Крым;

— Муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым;

— Муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым;

— Муниципальное образование городской округ Саки Республики Крым;

— Муниципальное образование юродской округ Сулак Республики Крым;

— Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым;

— Муниципальное образование юродской округ Ялта Республики Крым.

Ограничение права собственности на землю у иностранных граждан

Земельным кодексом Российской Федерации установлено право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. Вместе с тем им же установлены и некоторые ограничения.
Пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации. В перечень приграничных территорий утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, входит муниципальное образование город Салехард.
Статья 238 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В противном случае суд, получив заявление от органа местного самоуправления, вынесет решение о принудительной продаже имущества с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.
Таким образом, если Вы иностранец, обладающий правом собственности на землю, которая расположена на приграничной территории Российской Федерации, Вы можете владеть, пользоваться, распоряжаться таким земельным участком не более одного года. По истечении года Вы обязаны продать или подарить этот земельный участок. Иначе земельный участок может быть изъят и продан с торгов либо передан в муниципальную собственность.

Земельным кодексом Российской Федерации установлено право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. Вместе с тем им же установлены и некоторые ограничения. Иностранцам, к примеру, не предоставят в собственность участки земли в санаторных, курортных зонах, сельскохозяйственные угодья.

Только на праве аренды. Вообще основным видом владения землей в нашей стране для иностранца является аренда земельного участка. Иностранец, конечно, может получить в собственность участок земли в России в порядке наследования или на иных законных основаниях (скажем, по Решению суда). И орган регистрации, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» это право по свидетельству на наследство зарегистрирует. Но не все так просто. Пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 09 января 2011 № 26 (действующая редакция от 11 апреля 2016 года) утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом утвержден конкретный список территорий, на которые распространяется запрет, — это территория 379 муниципальных образований/районов/округов (плюс Кронштадтский район Санкт-Петербурга).
В список входят города, так или иначе расположенные в определенной близости к государственной границе Российской Федерации.
В Краснодарском крае, например, к таким территориям относятся: Ейский, Каневской, Мостовской, Приморско-Ахтарский, Славянский, Темрюкский, Туапсинский, Щербиновский районы, города-курорты Анапа, Геленджик, Новороссийск, Сочи. Данная норма закона является обязательной для всех.
Как быть тем иностранным гражданам, кто уже приобрели земельные участки на законных основаниях? Статья 238 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: если имущество оказалось у иностранного гражданина на основании закона, но иметь его на праве собственности нет возможности, то в течение года оно должно быть добровольно отчуждено. В противном случае суд, получив заявление от органов местного самоуправления или государственных органов, вынесет постановление о продаже данного участка, а его бывшему владельцу передадут вырученные от продажи средства.
Итак, уважаемый заявитель, Вы должны знать: если Вы иностранец, обладающий правом собственности на землю, которая расположена на приграничной территории Российской Федерации, Вы можете владеть, пользоваться, распоряжаться таким земельным участком не более одного года. По истечении года Вы обязаны продать или подарить этот земельный участок. Иначе земельный участок может быть изъят и продан с торгов либо передан в государственную или муниципальную собственность.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — пе­ре­вод в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва иму­ще­ст­ва, при­над­ле­жа­ще­го ча­ст­ным ли­цам или кол­лек­тив­ным соб­ст­вен­ни­кам, на воз­мезд­ной или без­воз­мезд­ной ос­но­ве.

Ха­рак­тер национализации за­ви­сит от то­го, кем, в ка­ких це­лях и в ка­кую ис­торическую эпо­ху она про­во­дит­ся. Национализация мо­жет дик­то­вать­ся эко­но­мической це­ле­со­об­раз­но­стью (ча­ще все­го на­цио­на­ли­зи­ру­ют­ся ка­пи­та­ло­ём­кие и ма­ло­рен­та­бель­ные пред­при­ятия), не­об­хо­ди­мо­стью ук­ре­п­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны, за­да­чей смяг­че­ния со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки, а так­же по­ли­тическими це­ля­ми. Бы­ва­ет час­тич­ной (национализация час­ти ак­ций или национализация отдельных ком­па­ний и от­рас­лей) и гло­баль­ной (национализация иму­ще­ст­ва прак­ти­че­ски всех субъ­ек­тов хо­зяй­ст­во­ва­ния в стра­не). Пра­во го­су­дар­ст­ва на­цио­на­ли­зи­ро­вать соб­ст­вен­ность пре­ду­смот­ре­но в Хар­тии эко­но­ми­че­ских прав и обя­зан­но­стей го­су­дарств (1974 год).

За­ко­но­да­тель­ст­во боль­шин­ст­ва стран оп­ре­де­ля­ет национализацию как эко­но­мическую ме­ру, про­во­ди­мую в об­ществ. ин­те­ре­сах на ос­но­ва­нии специального ак­та ком­пе­тентно­го государственного ор­га­на с вы­пла­той ком­пен­са­ции соб­ст­вен­ни­ку на­цио­на­ли­зи­руе­мо­го иму­ще­ст­ва. За­кон о национализации име­ет экс­тер­ри­то­ри­аль­ное дей­ст­вие, т. е. дол­жен при­зна­вать­ся и за пре­де­ла­ми стра­ны. Го­су­дар­ст­во, при­ни­маю­щее ре­ше­ние о национализации, мо­жет пу­тём за­клю­че­ния ме­ж­ду­народных со­гла­ше­ний уре­гу­ли­ро­вать во­прос об иму­щественных пре­тен­зи­ях с го­су­дар­ст­ва­ми, чьи ин­те­ре­сы бы­ли за­тро­ну­ты. Национализацию от­ли­ча­ют от со­циа­ли­за­ции как раз­ви­ваю­ще­го­ся про­цес­са пе­ре­да­чи в кол­лек­тив­ную соб­ст­вен­ность средств и ре­зуль­та­тов про­из­вод­ст­ва без рез­ко­го на­ру­ше­ния дея­тель­но­сти хо­зяйственного ме­ха­низ­ма, кон­фи­ска­ции как ме­ры на­ка­за­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­ряд­ка, се­к­ве­ст­ра — временного ог­ра­ни­че­ния или за­пре­та на поль­зо­ва­ние иму­ще­ст­вом в чрез­вы­чай­ных об­стоя­тель­ст­вах.

Идея национализации за­ро­ди­лась в ле­вых кру­гах в XIX веке, пер­во­на­чаль­но как су­гу­бо по­ли­ти­че­ская (по­сту­лат об об­ра­ще­нии средств про­из­вод­ст­ва в об­щественную соб­ст­вен­ность в ка­че­ст­ве од­но­го из важ­ней­ших ус­ло­вий по­строе­ния со­циа­ли­стического об­ще­ст­ва в 1848 году вклю­чён К. Мар­ксом и Ф. Эн­гель­сом в «Ма­ни­фест Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии»). Та­ко­вой она в об­щих чер­тах ос­та­ёт­ся в про­грамм­ных до­ку­мен­тах ком­му­ни­стических пар­тий и в на­ши дни. По­сте­пен­но в XIX веке, и осо­бен­но в XX веке, бур­жу­аз­ны­ми учё­ны­ми и прак­ти­ка­ми ос­мыс­ле­на идея национализации как сред­ст­ва мак­ро­эко­но­мической ста­би­ли­за­ции, она бы­ла до­пол­не­на кон­цеп­ци­ей кейн­си­ан­ст­ва.

Государственная соб­ст­вен­ность ста­ла рас­смат­ри­вать­ся в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мо­го ус­ло­вия государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния, при этом ин­ве­сти­ци­ям го­су­дар­ст­ва при­да­ва­лась роль ско­рее сред­ст­ва сгла­жи­ва­ния со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва в пе­рио­ды эко­но­мических спа­дов, в мень­шей сте­пе­ни — спо­со­ба по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти. В та­ком ви­де идей национализация и рас­ши­ре­ния государственного уча­стия в эко­но­ми­ке при­дер­жи­ва­ют­ся со­ци­ал-де­мо­кра­тические пар­тии, а так­же пра­ви­тель­ст­ва, где цен­три­ст­ские или ле­вые си­лы по­лу­ча­ют зна­чительное пред­ста­ви­тель­ст­во. Идее национализации про­ти­во­сто­ит ли­бе­раль­ная эко­но­мическая мо­дель, пре­ду­смат­ри­ваю­щая в це­лом по­сле­до­ва­тельное са­мо­уст­ра­не­ние го­су­дар­ст­ва от уча­стия в ре­гу­ли­ро­ва­нии эко­но­ми­ки. В за­ви­си­мо­сти от ис­то­рических и эко­но­мических об­стоя­тельств ак­ту­аль­ной ста­но­вит­ся то од­на, то дру­гая из этих мо­де­лей.

Впер­вые на прак­ти­ке наи­бо­лее мас­штаб­ная в ис­то­рии национализация про­ве­де­на в советской Рос­сии по­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года. Она яв­ля­лась од­ним из ин­ст­ру­мен­тов ук­ре­п­ле­ния вла­сти советского пра­ви­тель­ст­ва и по­ли­ти­ки строи­тель­ст­ва со­циа­ли­стического об­ще­ст­ва. Осу­ще­ст­в­ля­лась на без­воз­мезд­ной ос­но­ве. Пер­вый акт национализации — Дек­рет о зем­ле, от­ме­нив­ший ча­ст­ную соб­ст­вен­ность на зем­лю и её не­дра. Фак­ти­че­ски весь зе­мель­ный фонд пе­ре­хо­дил в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва, что позд­нее бы­ло кон­кре­ти­зи­ро­ва­но «По­ло­же­ни­ем о со­циа­ли­сти­ческом зем­ле­уст­рой­ст­ве и ме­рах пе­ре­хо­да к со­циа­ли­сти­че­ско­му зем­ле­де­лию» от 14.02.1919 года (главной це­лью со­циа­ли­стических пре­об­ра­зо­ва­ний на се­ле при­зна­ва­лось об­об­ще­ст­в­ле­ние зем­ле­поль­зо­ва­ния и соз­да­ние еди­но­го про­из­водственного хо­зяй­ст­ва) и за­кре­п­ле­но статьей 2 Зе­мель­но­го ко­дек­са РСФСР 1922 года.

Национализации промышленности пред­ше­ст­во­ва­ло вве­де­ние ре­ше­ни­ем ВЦИК и СНК от 14(27). 11.1917 года ра­бо­че­го кон­тро­ля на пред­при­яти­ях (рас­про­стра­нял­ся на про­изводство, ку­п­лю-про­да­жу, хра­не­ние про­дук­тов, сы­рья и фи­нан­со­вую дея­тель­ность). От­каз вла­дель­цев и ад­ми­ни­ст­ра­ции пред­при­ятий под­чи­нять­ся тре­бо­ва­ни­ям ра­бо­че­го кон­тро­ля вы­звал по­спеш­ную и сти­хий­ную в тот пе­ри­од национализацию, ини­циа­то­ра­ми ко­то­рой вы­сту­па­ли фаб­рич­но-за­во­дские ко­ми­те­ты и ра­ди­каль­но на­стро­ен­ные ме­ст­ные вла­сти (но­ябрь 1917 года — февраль 1918 года; «крас­но­гвар­дей­ская ата­ка на ка­пи­тал»). К мар­ту 1918 года, по дан­ным промышленной пе­ре­пи­си то­го же го­да (не ох­ва­ты­ва­ла Урал, Дон­басс, Тур­ке­стан, Си­бирь и Даль­ний Вос­ток), на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но свыше 800 пред­при­ятий, главным образом в центральных и северо-западных гу­бер­ни­ях, а так­же в По­волжье.

Дек­рет ВЦИК «О на­цио­на­ли­за­ции бан­ков» от 14(27).12.1917 года вво­дил государственную мо­но­по­лию на бан­ков­ское де­ло. Ак­цио­нер­ные ком­мерческие бан­ки и бан­кир­ские кон­то­ры под­ле­жа­ли слия­нию с бывшим Государственным бан­ком Рос­сии (на­хо­дил­ся под кон­тро­лем боль­ше­ви­ков по­сле их при­хо­да к вла­сти) в еди­ный На­род­ный банк РСФСР; ипо­теч­ные бан­ки, об­ще­ст­ва вза­им­но­го кре­ди­та и пр. ли­к­ви­ди­ро­ва­лись. В ве­де­ние советского пра­ви­тель­ст­ва пе­ре­шли зо­ло­той за­пас Рос­сии, де­неж­ные сред­ст­ва и эмис­сия де­нег. Со­глас­но дек­ре­там СНК РСФСР, соб­ст­вен­но­стью го­су­дар­ст­ва ста­ли мор­ской и реч­ной тор­го­вый флот , же­лез­ные до­ро­ги и железнодорожный транс­порт (фак­ти­че­ски в начале 1918 года, юри­ди­че­ски — в со­от­вет­ст­вии с дек­ре­та­ми от 28.06.1918 года и 04.09.1918 года), ус­та­нов­ле­на государственная мо­но­по­лия на внеш­нюю (22.04.1918 года) и внутреннюю (21.11.1918 года) тор­гов­лю.

Ого­су­дар­ст­вле­ние бан­ков­ских ка­пи­та­лов соз­да­ло бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ра­ди­каль­ной и по­сле­до­ва­тель­ной национализации круп­ной промышленности. Дек­ре­том СНК от 28.06.1918 года на­ча­та национализация це­лых от­рас­лей. К осе­ни 1918 года на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но свыше 9,5 тыс. пред­при­ятий, вес­ной 1919 года национализация круп­ной промышленности бы­ла прак­ти­че­ски пол­но­стью окон­че­на. Ле­том 1919 года мас­со­вая национализация рас­про­стра­не­на на сред­ние и не­большие пред­при­ятия, по­ста­нов­ле­ни­ем ВСНХ от 29.11.1920 года на­цио­на­ли­зи­ро­ва­лись все пред­при­ятия с чис­лом ра­бо­чих свыше 5 при ме­ха­ническом дви­га­те­ле или свыше 10 — без ме­ха­нического дви­га­те­ля. В ре­зуль­та­те об­щее чис­ло на­цио­на­ли­зи­рованных пред­при­ятий пре­вы­си­ло 37 тыс. В ус­ло­ви­ях про­ве­де­ния но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки советское пра­ви­тель­ст­во в 1921-1922 годах про­ве­ло час­тич­ную де­на­цио­на­ли­за­цию (её ито­ги свёр­ну­ты с окон­ча­ни­ем НЭПа). Од­на­ко все важ­ней­шие сред­ст­ва про­изводства, железнодорожный, вод­ный и воздушный транс­порт, бан­ки, сред­ст­ва свя­зи, объ­ек­ты хо­зяйственной и со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры ос­та­ва­лись в государственной соб­ст­вен­но­сти, что бы­ло за­фик­си­ро­ва­но статьей 15 Кон­сти­ту­ции РСФСР 1925 года, на со­юз­ном уров­не — статьей 6 Кон­сти­ту­ции СССР 1936 года и статьей 11 Кон­сти­ту­ции СССР 1977 года.

Для управ­ле­ния на­цио­на­ли­зи­рованной соб­ст­вен­но­стью соз­дан ог­ром­ный государственный ап­па­рат во гла­ве с ВСНХ. На­ря­ду с государственной соб­ст­вен­но­стью, имев­шей оп­ре­де­ляю­щее зна­че­ние для советской эко­но­ми­ки, про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать соб­ст­вен­ность кол­хоз­ная и коо­пе­ра­тив­ная, а так­же соб­ствен­ность ос­но­ван­ных на лич­ном тру­де без при­вле­че­ния на­ём­ной ра­бо­чей си­лы мел­ких ча­ст­ных хо­зяйств еди­но­лич­ных кре­сть­ян и кус­та­рей. В свя­зи с низ­кой эф­фек­тив­но­стью цен­тра­ли­зо­ван­но ре­гу­ли­руе­мой государственной эко­но­ми­ки советское ру­ко­вод­ство в хо­де пе­ре­строй­ки вновь на­ча­ло про­во­дить по­ли­ти­ку де­на­цио­на­ли­за­ции: в 1987-1990 годах рас­ши­ре­ны воз­мож­но­сти для пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти коо­пе­ра­тив­ных пред­при­ятий в сфе­ре ус­луг, про­из­вод­ст­ве по­тре­би­тель­ских то­ва­ров, сельском хозяйстве, бы­ла на­ру­ше­на государственная мо­но­по­лия в бан­ков­ской сфе­ре и пр.

В со­от­вет­ст­вии с «Ос­но­ва­ми за­ко­но­да­тель­ст­ва Сою­за ССР и со­юз­ных рес­пуб­лик о зем­ле» (28.02.1990 года) гра­ж­да­нам пре­дос­тав­ле­но «пра­во на по­лу­че­ние в по­жиз­нен­ное на­сле­дуе­мое вла­де­ние зе­мель­ных уча­ст­ков» для за­ня­тия сельским хозяйством, строи­тель­ст­ва и др. про­из­водственной дея­тель­но­сти. За­кон СССР «Об ос­нов­ных на­ча­лах раз­го­су­дар­ст­вле­ния и при­ва­ти­за­ции» от 01.07.1991 года оп­ре­де­лял прин­ци­пы и ус­ло­вия пре­об­ра­зо­ва­ния государственных пред­при­ятий в ча­ст­ные ин­ди­ви­ду­аль­ные, ча­ст­но-кол­лек­тив­ные, коо­пе­ра­тив­ные, аренд­ные и др. (с рас­па­дом СССР в декабре 1991 года ут­ра­тил си­лу).

В Российской Фе­де­ра­ции с 1992 года раз­вер­ну­лась ши­ро­кая при­ва­ти­за­ция государственной соб­ст­вен­но­сти, став­шая важ­ней­шим фак­то­ром раз­ви­тия ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Кон­сти­ту­ция Российской Фе­де­ра­ции в рав­ной ме­ре га­ран­ти­ру­ет пра­ва и за­щи­ту ча­ст­ной, государственной, му­ни­ци­паль­ной и др. форм соб­ст­вен­но­сти. Со­глас­но Гра­ж­дан­ско­му ко­дек­су РФ (статья 235), национализаци долж­на про­во­дить­ся в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном фе­де­раль­ным за­ко­ном (в на­стоя­щий мо­мент не при­нят). Пол­ный или час­тич­ный вы­куп пред­при­ятий го­су­дар­ст­вом воз­мо­жен на ос­но­ва­нии обыч­ных до­го­во­ров ку­п­ли-про­да­жи.

В стра­нах ры­ноч­ной эко­но­ми­ки к национализации об­ра­ща­ют­ся, как пра­ви­ло, во вре­мя эко­но­мических кри­зи­сов или для пре­одо­ле­ния не­га­тив­ных по­след­ст­вий войн, в зна­чительной сте­пе­ни под влия­ни­ем ле­вых сил. В го­ды Ве­ли­кой де­прес­сии час­тич­ную национализацию про­вёл ряд ев­ропейских стран, например пра­ви­тель­ст­во На­род­но­го фрон­та во Фран­ции на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ло несколько во­енных за­во­дов, в 1937 году об­ра­зо­ва­ло Национальное общество же­лез­ных до­рог, под управ­ле­ние ко­то­ро­го пе­ре­шли все французские же­лез­ные до­ро­ги. После Второй ми­ро­вой вой­ны для пре­одо­ле­ния её по­след­ст­вий во Фран­ции и лей­бо­ри­ст­ским пра­ви­тель­ст­вом в Ве­ли­ко­бри­та­нии на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны со­от­вет­ст­вен­но Банк Фран­ции и Банк Анг­лии, а так­же уголь­ная промышленность, про­изводство элек­тро­энер­гии, га­за, транс­порт, не­ко­то­рые др. от­рас­ли.

С конца 1980-х годов рост зна­че­ния ли­бе­раль­ных цен­но­стей в эко­но­ми­ке боль­шин­ст­ва за­пад­ных стран всё бо­лее уси­ли­вал­ся. Это во мно­гом, ка­за­лось бы, окон­ча­тель­но сня­ло с по­ве­ст­ки дня во­прос о национализации. Од­на­ко эко­но­мический кри­зис, на­чав­ший­ся в 2008 году, за­ста­вил ру­ко­во­дство многих ин­ду­ст­ри­аль­ных стран, да­же ори­ен­ти­ро­ван­ных на су­гу­бо ли­бе­раль­ные цен­но­сти, об­ра­тить­ся к час­тич­ной национализации как од­но­му из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных ан­ти­кри­зис­ных средств. Например, в США рес­пуб­ли­кан­ское пра­ви­тель­ст­во по­шло на бес­пре­це­дент­ный шаг и осу­ще­ст­ви­ло фи­нан­со­вые инъ­ек­ции в об­мен на при­ви­ле­ги­ро­ван­ные ак­ции ря­да бан­ков, в т. ч. Fannie Mae и Freddie Mac, в 2009 году зая­ви­ло о го­тов­но­сти в рам­ках ан­ти­кри­зис­ной про­грам­мы кон­вер­ти­ро­вать их в обыч­ные (го­ло­сую­щие) ак­ции, что не­ко­то­рые экс­пер­ты на­зва­ли «пол­зу­чей национализацией»; в Ве­ли­ко­бри­та­нии лей­бо­ри­ст­ское пра­ви­тель­ст­во вы­ку­пи­ло зна­чительную до­лю ак­ций бан­ков Royal Bank of Scotland (RBS) и Lloyds Banking Group (об­ра­зо­ван в ре­зуль­та­те слия­ния Lloyds TSB и HBOS). Рос­сия во вре­мя эко­но­мического кри­зи­са от­ка­за­лась при­бег­нуть к пря­мой национализации круп­ных фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов, под­дер­жав су­ще­ст­вую­щий фи­нан­со­вый сек­тор.

Национализация в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах — важ­ное сред­ст­во за­вое­ва­ния эко­но­мической не­за­ви­си­мо­сти в пер­вую оче­редь от иностранного ка­пи­та­ла, ко­то­ро­му в про­шлом при­над­ле­жа­ла зна­чительная часть основных средств про­изводства и транс­пор­та. В этих стра­нах национализацией на­зы­ва­ют пе­ре­ход соб­ст­вен­но­сти иностранных ком­па­ний не толь­ко в ру­ки го­су­дар­ст­ва, но и к пред­ста­ви­те­лям национальных пред­при­ни­мательских кру­гов. В хо­де про­ве­дён­ных в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах аг­рар­ных ре­форм часть зем­ли пе­ре­шла в государственный сек­тор. Про­изводство, как пра­ви­ло, на­цио­на­ли­зи­ру­ет­ся, ес­ли пра­ви­тель­ст­во счи­та­ет, что иностранная ком­па­ния экс­пор­ти­ру­ет слиш­ком боль­шую часть при­бы­ли за ру­беж. Но ес­ли эко­но­ми­че­ски раз­ви­тые стра­ны счи­та­ют, что национализация ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти долж­на про­ис­хо­дить в со­от­вет­ст­вии с «ми­ни­му­мом ме­ж­ду­народного стан­дар­та», за­креп­лён­но­го ме­ж­ду­народным пра­вом, то раз­ви­ваю­щие­ся стра­ны, на­про­тив, на­стаи­ва­ют на том, что об­стоя­тель­ст­ва и ус­ло­вия национализации долж­ны ос­та­вать­ся на ус­мот­ре­ние на­цио­на­ли­зи­рую­щих го­су­дарств, а национализация долж­на про­хо­дить в со­от­вет­ст­вии с национальным за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Про­цесс по­стко­ло­ни­аль­но­го раз­ви­тия со­про­во­ж­дал­ся тре­бо­ва­ни­ем раз­ви­ваю­щих­ся стран ус­та­но­вить но­вый ме­ж­ду­народный эко­но­мический по­ря­док. Оно на­шло вы­ра­же­ние в ре­зо­лю­ции Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН о по­сто­ян­ном су­ве­ре­ни­те­те над при­род­ны­ми ре­сур­са­ми (1962 год), за­кре­пив­шей воз­мож­ность национализации в це­лях обес­пе­че­ния национальных ин­те­ре­сов. В слу­ча­ях национализации в со­от­вет­ст­вии с национальным за­ко­но­да­тель­ст­вом и со­блю­де­ни­ем пра­вил ме­ж­ду­народного пра­ва пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся воз­ме­ще­ние соб­ст­вен­ни­ку на­цио­на­ли­зи­руе­мо­го иму­ще­ст­ва.

Ис­то­рический опыт по­ка­зы­ва­ет, что национализация, как и об­рат­ный про­цесс — при­ва­ти­за­ция, яв­ля­ют­ся мощ­ны­ми сред­ст­ва­ми ре­ше­ния про­блем раз­ви­тия эко­но­ми­ки и при­но­сят по­ло­жи­тель­ный эф­фект, ко­гда вы­сту­па­ют как ин­ст­ру­мен­ты эко­но­мической по­ли­ти­ки, а не в ка­че­ст­ве спо­со­бов дос­ти­же­ния док­три­наль­ных це­лей.

Исторические источники:

На­цио­на­ли­за­ция про­мыш­лен­но­сти в СССР. Сб. до­ку­мен­тов и ма­те­риа­лов 1917–1920 гг. М., 1954.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *