Собственность на землю иностранных граждан
Содержание
Какие земли могут приобретать иностранные граждане и иностранные компании в РФ? Какие документы нужны для оформления сделки купли-продажи земельных участков?
Территория Российской Федерации составляет одну восьмую часть земной суши. Как следует из отчетов различных ведомств, часть земель зарастает кустарником, мелколесьем и бурьяном, то есть не используется по своему назначению.
Земля в РФ может находиться:
— в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность) (ст.15 ЗК РФ);
— в государственной собственности (ст.16 ЗК РФ);
— в собственности РФ (федеральная собственность) (ст.17 ЗК РФ);
— в собственности субъектов РФ (ст.18 ЗК РФ);
— в муниципальной собственности (ст.19 ЗК РФ).
А по целевому назначению земли подразделяются на следующие категории (ст.7 ЗК РФ):
— земли сельскохозяйственного назначения;
— земли населенных пунктов;
-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
— земли особо охраняемых территорий и объектов;
— земли лесного фонда;
— земли водного фонда;
— земли запаса.
Отметим, что во многих странах покупка земли для иностранцев и иностранных компаний запрещена, но разрешена компаниям с участием иностранного капитала.
А может ли иностранец или иностранная компания купить земельный участок в России?
Обратимся к основному закону страны – Конституции РФ.
В п.3 ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Важно!
То есть приобретение объектов недвижимости (к которому относятся земельные участки) иностранцами не запрещено. При этом существуют определенные ограничения.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются в собственность исключительно за плату (п.4 ст.39.4 ЗК РФ). Иностранец не может приобрести землю в России на безвозмездной основе.
Ограничения в части приобретения земельных участков
В п.3 ст.15 ЗК РФ определено, что иностранные граждане, иностранные компании не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.
Это означает, что иностранцы и иностранные компании не могут выкупить земельный участок, который находится на приграничной территории или в границах морского порта (п.3 ст.15 ЗК РФ, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 г. №261-ФЗ).
Перечень приграничный территорий определен Указом Президента РФ от 09.01.2011 г. №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».
Важно!
Например, иностранцу или иностранной компании нельзя приобрести землю в Краснодарском крае в отношении следующих муниципальных образований: Ейский район, Каневской район, Мостовский район, Приморско-Ахтарский район, Славянский район, Темрюкский район, Туапсинский район, Щербиновский район, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Новороссийск, город-курорт Сочи.
Ограничения имеются и в других правовых пунктах. Так, земли сельскохозяйственного назначения иностранцы могут ее использовать исключительно на правах аренды. Законодательством об огородничестве и садоводстве также установлены определенные ограничения в части приобретения в собственность земельного участка.
Важно!
Иностранные граждане, иностранные компании, лица без гражданства, а также компании, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 г. №119-ФЗ (ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Но на практике данное ограничение обходят. Так, иностранные компании и иностранные граждане создают на территории России фирмы («дочки», «дочки дочек») и приобретают землю.
Также ограничение по приобретению земельных участков содержат Федеральный закон от 30.11.1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. №2395–1 «О недрах», которые закрепляют порядок пользования участками континентального шельфа и недрами.
Законодательством РФ запрещено иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут предоставляться иностранцам только на праве аренды и то при условии, что они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности.
А если у иностранца двойное гражданство, одно из которых – РФ?
Возможность приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством была рассмотрена Минэкономразвития РФ в Письме от 12.10.2011 г. №Д02-7833. Как следует из разъяснений, лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (п.4 ст.7 Федерального закона от 24.05.1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»).
Таким образом, лицам, имеющих двойное гражданство нет запрета, на приобретение в собственность земельных участков, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Права на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц на приграничных территориях
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201 «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не моryт обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09.01.20l1 № 26» информирует о следующем:
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не моryт обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с позицией Управления Росреестра по Республике Крым и Севастополю, изложенной в письме от 02.04.2020 № Исхl01-0907l20@, п.3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации и Указ Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26 не содержат указание на ограничение прав лиц, имеющих двойное гражданство (в том числе гражданство Российской Федерации), на приобретение в собственность земельных) участков.
В соответствии с п. l ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Поскольку муниципальные образования Республики Крым включены в перечень приграничных территорий Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201, вступившим в силу 20.0З.2020, то срок, установленный, п, l ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, исчисляется, начиная с 20.03.2020.
Вместе с тем, Земельным кодексом Российской Федерации запрет на приобретение иностранным лицом земельных участков на праве аренды не установлен.
В случаях, если на земельном участке, находящемся в собственности иностранного гражданина, лица без гражданства расположены объекты капитального строительства, также принадлежащие на праве собственности указанному лицу, такое лицо вправе отказаться от права собственности на земельный участок и заключить в отношении него договор аренды.
В соответствии со ст. l9 Земельною кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на нею собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельною участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Согласно ст. 56 Федерального закона от l З.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.
К указанному в части 1 настоящей статьи заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти (земельный) участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН).
При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права, не зарегистрированного ранее в ЕГРН, положения ч. 3 ст. 69 Федерального закона от l3.07.2015 № 218-ФЗ не применяются.
При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.
Также следует отметить, что многие иностранные граждане, зарегистрировавшие свои права в ЕГРН, впоследствии приобрели гражданство Российской Федерации, однако не внесли изменения в ЕГРН. В целях избежания процедур, предусмотренных п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанным лицам рекомендуется подать в Госкомрегистр заявление о внесении изменений в ЕГРН в части паспортных данных, предоставив копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, и оплатив государственную пошлину в размере 350 руб.
Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не моryт обладать на праве собственности земельными участками:
— Муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым;
— Муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым;
— Муниципальное образование Кировский район Республики Крым;
— Муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым;
— Муниципальное образование Ленинский район Республики Крым;
— Муниципальное образование Нижнеюрский район Республики Крым;
— Муниципальное образование Раздольненский район Республики Крым:
— Муниципальное образование Сакский район Республики Крым;
— Муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым;
— Муниципальное образование Советский район Республики Крым;
— Муниципальное образование Черноморский район Республики Крым;
— Муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым;
— Муниципальное образование городской округ Армянск Республики Крым;
— Муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым;
— Муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым;
— Муниципальное образование городской округ Саки Республики Крым;
— Муниципальное образование юродской округ Сулак Республики Крым;
— Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым;
— Муниципальное образование юродской округ Ялта Республики Крым.
Ограничение права собственности на землю у иностранных граждан
Земельным кодексом Российской Федерации установлено право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. Вместе с тем им же установлены и некоторые ограничения.
Пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации. В перечень приграничных территорий утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, входит муниципальное образование город Салехард.
Статья 238 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В противном случае суд, получив заявление от органа местного самоуправления, вынесет решение о принудительной продаже имущества с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.
Таким образом, если Вы иностранец, обладающий правом собственности на землю, которая расположена на приграничной территории Российской Федерации, Вы можете владеть, пользоваться, распоряжаться таким земельным участком не более одного года. По истечении года Вы обязаны продать или подарить этот земельный участок. Иначе земельный участок может быть изъят и продан с торгов либо передан в муниципальную собственность.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. Вместе с тем им же установлены и некоторые ограничения. Иностранцам, к примеру, не предоставят в собственность участки земли в санаторных, курортных зонах, сельскохозяйственные угодья.
Только на праве аренды. Вообще основным видом владения землей в нашей стране для иностранца является аренда земельного участка. Иностранец, конечно, может получить в собственность участок земли в России в порядке наследования или на иных законных основаниях (скажем, по Решению суда). И орган регистрации, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» это право по свидетельству на наследство зарегистрирует. Но не все так просто. Пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 09 января 2011 № 26 (действующая редакция от 11 апреля 2016 года) утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом утвержден конкретный список территорий, на которые распространяется запрет, — это территория 379 муниципальных образований/районов/округов (плюс Кронштадтский район Санкт-Петербурга).
В список входят города, так или иначе расположенные в определенной близости к государственной границе Российской Федерации.
В Краснодарском крае, например, к таким территориям относятся: Ейский, Каневской, Мостовской, Приморско-Ахтарский, Славянский, Темрюкский, Туапсинский, Щербиновский районы, города-курорты Анапа, Геленджик, Новороссийск, Сочи. Данная норма закона является обязательной для всех.
Как быть тем иностранным гражданам, кто уже приобрели земельные участки на законных основаниях? Статья 238 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: если имущество оказалось у иностранного гражданина на основании закона, но иметь его на праве собственности нет возможности, то в течение года оно должно быть добровольно отчуждено. В противном случае суд, получив заявление от органов местного самоуправления или государственных органов, вынесет постановление о продаже данного участка, а его бывшему владельцу передадут вырученные от продажи средства.
Итак, уважаемый заявитель, Вы должны знать: если Вы иностранец, обладающий правом собственности на землю, которая расположена на приграничной территории Российской Федерации, Вы можете владеть, пользоваться, распоряжаться таким земельным участком не более одного года. По истечении года Вы обязаны продать или подарить этот земельный участок. Иначе земельный участок может быть изъят и продан с торгов либо передан в государственную или муниципальную собственность.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — перевод в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам или коллективным собственникам, на возмездной или безвозмездной основе.
Характер национализации зависит от того, кем, в каких целях и в какую историческую эпоху она проводится. Национализация может диктоваться экономической целесообразностью (чаще всего национализируются капиталоёмкие и малорентабельные предприятия), необходимостью укрепления обороноспособности страны, задачей смягчения социальной политики, а также политическими целями. Бывает частичной (национализация части акций или национализация отдельных компаний и отраслей) и глобальной (национализация имущества практически всех субъектов хозяйствования в стране). Право государства национализировать собственность предусмотрено в Хартии экономических прав и обязанностей государств (1974 год).
Законодательство большинства стран определяет национализацию как экономическую меру, проводимую в обществ. интересах на основании специального акта компетентного государственного органа с выплатой компенсации собственнику национализируемого имущества. Закон о национализации имеет экстерриториальное действие, т. е. должен признаваться и за пределами страны. Государство, принимающее решение о национализации, может путём заключения международных соглашений урегулировать вопрос об имущественных претензиях с государствами, чьи интересы были затронуты. Национализацию отличают от социализации как развивающегося процесса передачи в коллективную собственность средств и результатов производства без резкого нарушения деятельности хозяйственного механизма, конфискации как меры наказания индивидуального порядка, секвестра — временного ограничения или запрета на пользование имуществом в чрезвычайных обстоятельствах.
Идея национализации зародилась в левых кругах в XIX веке, первоначально как сугубо политическая (постулат об обращении средств производства в общественную собственность в качестве одного из важнейших условий построения социалистического общества в 1848 году включён К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифест Коммунистической партии»). Таковой она в общих чертах остаётся в программных документах коммунистических партий и в наши дни. Постепенно в XIX веке, и особенно в XX веке, буржуазными учёными и практиками осмыслена идея национализации как средства макроэкономической стабилизации, она была дополнена концепцией кейнсианства.
Государственная собственность стала рассматриваться в качестве необходимого условия государственного регулирования, при этом инвестициям государства придавалась роль скорее средства сглаживания социального неравенства в периоды экономических спадов, в меньшей степени — способа повышения производительности. В таком виде идей национализация и расширения государственного участия в экономике придерживаются социал-демократические партии, а также правительства, где центристские или левые силы получают значительное представительство. Идее национализации противостоит либеральная экономическая модель, предусматривающая в целом последовательное самоустранение государства от участия в регулировании экономики. В зависимости от исторических и экономических обстоятельств актуальной становится то одна, то другая из этих моделей.
Впервые на практике наиболее масштабная в истории национализация проведена в советской России после Октябрьской революции 1917 года. Она являлась одним из инструментов укрепления власти советского правительства и политики строительства социалистического общества. Осуществлялась на безвозмездной основе. Первый акт национализации — Декрет о земле, отменивший частную собственность на землю и её недра. Фактически весь земельный фонд переходил в собственность государства, что позднее было конкретизировано «Положением о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию» от 14.02.1919 года (главной целью социалистических преобразований на селе признавалось обобществление землепользования и создание единого производственного хозяйства) и закреплено статьей 2 Земельного кодекса РСФСР 1922 года.
Национализации промышленности предшествовало введение решением ВЦИК и СНК от 14(27). 11.1917 года рабочего контроля на предприятиях (распространялся на производство, куплю-продажу, хранение продуктов, сырья и финансовую деятельность). Отказ владельцев и администрации предприятий подчиняться требованиям рабочего контроля вызвал поспешную и стихийную в тот период национализацию, инициаторами которой выступали фабрично-заводские комитеты и радикально настроенные местные власти (ноябрь 1917 года — февраль 1918 года; «красногвардейская атака на капитал»). К марту 1918 года, по данным промышленной переписи того же года (не охватывала Урал, Донбасс, Туркестан, Сибирь и Дальний Восток), национализировано свыше 800 предприятий, главным образом в центральных и северо-западных губерниях, а также в Поволжье.
Декрет ВЦИК «О национализации банков» от 14(27).12.1917 года вводил государственную монополию на банковское дело. Акционерные коммерческие банки и банкирские конторы подлежали слиянию с бывшим Государственным банком России (находился под контролем большевиков после их прихода к власти) в единый Народный банк РСФСР; ипотечные банки, общества взаимного кредита и пр. ликвидировались. В ведение советского правительства перешли золотой запас России, денежные средства и эмиссия денег. Согласно декретам СНК РСФСР, собственностью государства стали морской и речной торговый флот , железные дороги и железнодорожный транспорт (фактически в начале 1918 года, юридически — в соответствии с декретами от 28.06.1918 года и 04.09.1918 года), установлена государственная монополия на внешнюю (22.04.1918 года) и внутреннюю (21.11.1918 года) торговлю.
Огосударствление банковских капиталов создало благоприятные условия для радикальной и последовательной национализации крупной промышленности. Декретом СНК от 28.06.1918 года начата национализация целых отраслей. К осени 1918 года национализировано свыше 9,5 тыс. предприятий, весной 1919 года национализация крупной промышленности была практически полностью окончена. Летом 1919 года массовая национализация распространена на средние и небольшие предприятия, постановлением ВСНХ от 29.11.1920 года национализировались все предприятия с числом рабочих свыше 5 при механическом двигателе или свыше 10 — без механического двигателя. В результате общее число национализированных предприятий превысило 37 тыс. В условиях проведения новой экономической политики советское правительство в 1921-1922 годах провело частичную денационализацию (её итоги свёрнуты с окончанием НЭПа). Однако все важнейшие средства производства, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, объекты хозяйственной и социальной инфраструктуры оставались в государственной собственности, что было зафиксировано статьей 15 Конституции РСФСР 1925 года, на союзном уровне — статьей 6 Конституции СССР 1936 года и статьей 11 Конституции СССР 1977 года.
Для управления национализированной собственностью создан огромный государственный аппарат во главе с ВСНХ. Наряду с государственной собственностью, имевшей определяющее значение для советской экономики, продолжали существовать собственность колхозная и кооперативная, а также собственность основанных на личном труде без привлечения наёмной рабочей силы мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей. В связи с низкой эффективностью централизованно регулируемой государственной экономики советское руководство в ходе перестройки вновь начало проводить политику денационализации: в 1987-1990 годах расширены возможности для предпринимательской деятельности кооперативных предприятий в сфере услуг, производстве потребительских товаров, сельском хозяйстве, была нарушена государственная монополия в банковской сфере и пр.
В соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле» (28.02.1990 года) гражданам предоставлено «право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков» для занятия сельским хозяйством, строительства и др. производственной деятельности. Закон СССР «Об основных началах разгосударствления и приватизации» от 01.07.1991 года определял принципы и условия преобразования государственных предприятий в частные индивидуальные, частно-коллективные, кооперативные, арендные и др. (с распадом СССР в декабре 1991 года утратил силу).
В Российской Федерации с 1992 года развернулась широкая приватизация государственной собственности, ставшая важнейшим фактором развития рыночной экономики. Конституция Российской Федерации в равной мере гарантирует права и защиту частной, государственной, муниципальной и др. форм собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (статья 235), национализаци должна проводиться в порядке, установленном федеральным законом (в настоящий момент не принят). Полный или частичный выкуп предприятий государством возможен на основании обычных договоров купли-продажи.
В странах рыночной экономики к национализации обращаются, как правило, во время экономических кризисов или для преодоления негативных последствий войн, в значительной степени под влиянием левых сил. В годы Великой депрессии частичную национализацию провёл ряд европейских стран, например правительство Народного фронта во Франции национализировало несколько военных заводов, в 1937 году образовало Национальное общество железных дорог, под управление которого перешли все французские железные дороги. После Второй мировой войны для преодоления её последствий во Франции и лейбористским правительством в Великобритании национализированы соответственно Банк Франции и Банк Англии, а также угольная промышленность, производство электроэнергии, газа, транспорт, некоторые др. отрасли.
С конца 1980-х годов рост значения либеральных ценностей в экономике большинства западных стран всё более усиливался. Это во многом, казалось бы, окончательно сняло с повестки дня вопрос о национализации. Однако экономический кризис, начавшийся в 2008 году, заставил руководство многих индустриальных стран, даже ориентированных на сугубо либеральные ценности, обратиться к частичной национализации как одному из наиболее популярных антикризисных средств. Например, в США республиканское правительство пошло на беспрецедентный шаг и осуществило финансовые инъекции в обмен на привилегированные акции ряда банков, в т. ч. Fannie Mae и Freddie Mac, в 2009 году заявило о готовности в рамках антикризисной программы конвертировать их в обычные (голосующие) акции, что некоторые эксперты назвали «ползучей национализацией»; в Великобритании лейбористское правительство выкупило значительную долю акций банков Royal Bank of Scotland (RBS) и Lloyds Banking Group (образован в результате слияния Lloyds TSB и HBOS). Россия во время экономического кризиса отказалась прибегнуть к прямой национализации крупных финансовых институтов, поддержав существующий финансовый сектор.
Национализация в развивающихся странах — важное средство завоевания экономической независимости в первую очередь от иностранного капитала, которому в прошлом принадлежала значительная часть основных средств производства и транспорта. В этих странах национализацией называют переход собственности иностранных компаний не только в руки государства, но и к представителям национальных предпринимательских кругов. В ходе проведённых в развивающихся странах аграрных реформ часть земли перешла в государственный сектор. Производство, как правило, национализируется, если правительство считает, что иностранная компания экспортирует слишком большую часть прибыли за рубеж. Но если экономически развитые страны считают, что национализация частной собственности должна происходить в соответствии с «минимумом международного стандарта», закреплённого международным правом, то развивающиеся страны, напротив, настаивают на том, что обстоятельства и условия национализации должны оставаться на усмотрение национализирующих государств, а национализация должна проходить в соответствии с национальным законодательством.
Процесс постколониального развития сопровождался требованием развивающихся стран установить новый международный экономический порядок. Оно нашло выражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о постоянном суверенитете над природными ресурсами (1962 год), закрепившей возможность национализации в целях обеспечения национальных интересов. В случаях национализации в соответствии с национальным законодательством и соблюдением правил международного права предусматривается возмещение собственнику национализируемого имущества.
Исторический опыт показывает, что национализация, как и обратный процесс — приватизация, являются мощными средствами решения проблем развития экономики и приносят положительный эффект, когда выступают как инструменты экономической политики, а не в качестве способов достижения доктринальных целей.
Исторические источники:
Национализация промышленности в СССР. Сб. документов и материалов 1917–1920 гг. М., 1954.