Соглашение об определении страны происхождения

Соглашение об определении страны происхождения

Утверждены
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Правилах определения страны происхождения товаров
от 30 ноября 2000 года

ПРАВИЛА
определения страны происхождения товаров

Настоящие Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств — участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 2 апреля 1999 года (далее — государство — участник Соглашения) и находящихся в торговом обороте между этими государствами.

Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенные территории государств — участников Соглашения из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальными законодательствами государств — участников Соглашения и международными договорами.

Для целей настоящих Правил используются следующие термины и понятия:

«страна происхождения товара”- страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке;

«критерий достаточной обработки/переработки” — один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более стран, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

Для оценки критерия достаточной обработки/переработки может применяться кумулятивный принцип, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки в государствах — участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара;

«товар” — любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров), перемещаемое через таможенную границу;

«товарная номенклатура” — применяемая в государствах — участниках Соглашения Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕС;

«добавленная стоимость” — доля стоимости декларированных товаров, выраженная в процентном отношении, которая определяется разницей между стоимостью декларируемой продукции и стоимостью используемых для ее производства импортных сырья и материалов;

«резидент” — любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики.

Однако в указанное понятие не включается лицо, которое подвергается налогообложению в государстве только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров;

«сертификат о происхождении товара” — документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный органом государства-экспортера, уполномоченным в соответствии с национальным законодательством.

1. Страной происхождения товара считается государство — участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

2. Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

а) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море или на дне этого моря;

б) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;

ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте «е”;

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;

л) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах «а” — «к” настоящего пункта.

3. Для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве — участнике Соглашения, применяется кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке/переработке.

Если в производстве конечного товара в одном из государств — участников Соглашения используется сырье или материалы, происходящие из других государств — участников Соглашения, подтвержденные сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 и подвергаемые поэтапной последующей обработке в других государствах — участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.

При отсутствии сертификата о происхождении сырья или материалов формы СТ-1 определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки/переработки (подпункты «а”, «б”, «в” пункта 4 настоящих Правил).

4. В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств — участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.

Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться:

а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4-х знаков, произошедшим в результате обработки/переработки;

б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Основным критерием достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4-х знаков; он применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение 1, являющееся неотъемлемой частью настоящих Правил).

В данный перечень в качестве одного из условий может быть включено правило адвалорной доли как самостоятельно, так и в сочетании с другими критериями достаточной обработки/переработки товара.

В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

— для импортируемых материалов — по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или, при неизвестном происхождении импортированных материалов, по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;

— для конечной продукции — по цене на условиях «франко-завод” («франко-склад”) продавца.

5. Не отвечающими критерию достаточной обработки/переработки товара считаются:

а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;

б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

в) простые сборочные операции;

г) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

д) убой скота;

е) комбинация двух или большего числа указанных выше операций.

6. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде (поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации) могут рассматриваться по желанию декларанта как единый товар.

Условиями применения этого правила являются:

— предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, приложением подробной спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, а также уведомления о разбивке товара на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации — при документальном подтверждении ошибочности разбивки товара;

— поставка всех партий из одной страны одним экспортером; ввоз и оформление всех партий товара через одну и ту же таможню;

— поставка всех партий товара в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации.

7. Для определения страны происхождения товара происхождение используемой для их производства тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если данные приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и продаются в комплекте с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, обычно поставляемом с данными устройствами.

Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно.

Для определения страны происхождения товара, если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, учитывается только та упаковка, в которой товар обычно реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила «в” пункта 4 (правило адвалорной доли).

8. Если товар, происхождение которого отвечает условиям настоящих Правил, используется в производстве другого конечного товара, то требования к происхождению, применяемые к сырью, материалам, комплектующим, использованным для производства этого товара, не принимаются во внимание при определении страны происхождения конечного товара.

9. Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств — участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также:

а) экспортируется на основании договора/контракта между резидентом одного из государств — участников Соглашения, и резидентом другого государства — участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства — участника на таможенную территорию другого государства — участника Соглашения;

б) ввозится физическим лицом — резидентом государства — участника Соглашения с таможенной территории одного из государств — участников на таможенную территорию другого государства — участника Соглашения.

При этом товар не должен покидать территории государств — участников Соглашения, кроме случаев, если такая транспортировка невозможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории, а также случаев, согласованных компетентными органами государств — участников Соглашения, экспортирующих и импортирующих товары.

10. Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве — участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (приложение 2, являющееся неотъемлемой частью настоящих Правил) или декларации о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или лицом, перемещающим товары, на коммерческом счете либо ином документе, имеющем отношение к товару.

Сертификат о происхождении товара оформляется, как правило, на каждую отдельную поставку товара, которая осуществляется одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузоотправителя.

11. При экспорте товаров из государств — участников Соглашения сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера.

Сертификат оформляется на специальном защищенном бланке формата А4 (210 х 297 мм), изготовленном типографским способом. Срок действия сертификата формы СТ-1 составляет 12 месяцев со дня выдачи.

Государства — участники Соглашения обмениваются образцами сертификатов формы СТ-1, печатей органов и подписей лиц, уполномоченных удостоверять сертификаты. Без представления указанных образцов сертификаты считаются недействительными и на товары не распространяются преференции, предусмотренные Соглашением.

12. Заполнение сертификата о происхождении товара формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям:

графа 1 — «Отправитель/экспортер (наименование и почтовый адрес)”. Допускается запись согласно свидетельству о регистрации предприятия. В случае, если отправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что отправитель (наименование и почтовый адрес) действует «по поручению” экспортера (наименование и почтовый адрес);

графа 2 — «Получатель/импортер (наименование и почтовый адрес)”. В случае, если получатель и импортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что получатель (наименование и почтовый адрес) действует «по поручению” импортера (наименование и почтовый адрес);

графа 3 — «Средства транспорта и маршрут следования (насколько это известно)”;

графа 4 — указывается номер сертификата (регистрационный и/или номер бланка), его форма, страна, выдавшая сертификат, и страна, для которой этот сертификат предназначен;

графа 5 — «Для служебных отметок”. Вносятся служебные отметки государственных контролирующих органов стран экспорта, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: «Дубликат”, «Выдан взамен сертификата”, «Выдан впоследствии”, «Кумуляция СНГ”;

графа 6 — «Номер”. Указывается порядковый номер товара;

графа 7 — «Количество мест и вид упаковки”;

графа 8 — «Описание товара”. Указывается коммерческое наименование товара и другие сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления.

В случае недостаточности места на лицевой стороне для заполнения графы допускается применение дополнительного листа (листов) о происхождении товара (приложение 3), заполняемого в установленном порядке (заверенного подписью, печатью и имеющего тот же порядковый номер, что и бланк сертификата). Заполнение сертификата на оборотной стороне не допускается;

графа 9 — «Вес брутто/нетто (кг)”. Указываются весовые либо количественные характеристики товара; расхождение между фактическим количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5%;

графа 10 — «Номер и дата счета-фактуры”. Указываются сведения о счете-фактуре или счете-проформе, или ином документе, отражающем финансово-количественные параметры товара (при осуществлении долгосрочных контрактов, когда груз идет железнодорожным транспортом от одного и того же грузоотправителя одному и тому же грузополучателю, заполнение графы не обязательно);

графа 11 — «Удостоверение”. Заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату удостоверения сведений, указанных в сертификате, а также подпись, фамилия и инициалы лица, уполномоченного заверить сертификат;

графа 12 — «Декларация заявителя”. Указывается страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя и подпись, фамилию и инициалы уполномоченного лица заявителя.

В том случае, когда товар вывозится (ввозится) физическим лицом — резидентом одного из государств — участников Соглашения, сертификат формы СТ-1 заполняется с учетом следующих особенностей:

графа 1 — Ф.И.О., адрес грузоотправителя;

графа 2 — при наличии данных — Ф.И.О., адрес грузополучателя, а также отметка «Для свободного обращения”;

графа 5 и графа 10 при отсутствии данных могут оставаться незаполненными;

графа 12 заверяется подписью грузоотправителя с указанием даты и Ф.И.О. грузоотправителя.

Инструкция по оформлению и выдаче сертификатов происхождения товара разрабатывается и утверждается национальным уполномоченным органом государства — участника Соглашения.

13. В случае утраты или повреждения сертификата о происхождении товара выдается официально заверенный его дубликат. При выдаче дубликата в его пункте 11 «Уполномоченный орган” указывается дата выдачи дубликата, а в пункте 5 «Для служебных отметок” указываются слово «Дубликат”, номер и дата оригинала утерянного сертификата формы СТ-1. Дубликат сертификата вступает в силу с даты выдачи оригинала; суммарный срок действия оригинала и дубликата не может превышать 12 месяцев.

Сертификат может быть выдан и после отгрузки товара на основании письменного обоснованного заявления заказчика, при этом заказчик наряду с пакетом предусмотренных документов представляет в уполномоченный орган по сертификации подтверждение фактической отгрузки товара (экспортная декларация с отметкой таможни). В этом случае в графе 5 сертификата указывается: «Выдан впоследствии”.

При аннулировании по каким-либо причинам ранее выданного сертификата в графу 5 вносится запись «Выдан взамен сертификата” с указанием номера и даты аннулированного сертификата (сертификату, выданному взамен другого сертификата, присваивается новый порядковый номер).

При применении кумулятивного принципа в графу вносится запись «Кумуляция СНГ” с указанием номеров сертификатов формы СТ-1 и стран, в которых она выдавалась.

При реэкспорте в другое государство графа заполняется в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.

14. Заполнение сертификата производится в трех экземплярах (первый является оригиналом, второй и третий — копиями, выполненными на незащищенных бланках) в отпечатанном виде на русском языке. Наличие подчисток в сертификате недопустимо.

Исправления в сертификат вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания скорректированных сведений, заверяемых затем подписью и печатью уполномоченного органа государства.

15. Оригинал сертификата происхождения товара представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления.

16. В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза товара может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов.

17. Случаи, когда в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, может быть представлена декларация о происхождении товара, а также когда представление документов о происхождении товара не обязательно, определяются в соответствии с национальным законодательством страны ввоза.

18. При реэкспорте товаров в рамках государств — участников Соглашения возможна выдача заменных сертификатов при наличии сертификата формы СТ-1 страны происхождения товара. При этом в пункте 5 сертификата отмечается: «Сертификат выдан на основании сертификата страны происхождения” (с указанием номера и даты).

При реэкспорте товаров в рамках государств — участников Соглашения, изготовленных на их территориях и завезенных на таможенные территории государств-участников до введения в действие Правил определения страны происхождения товара от 24 сентября 1993 года, возможна выдача сертификата происхождения товара формы СТ-1 с отметкой в графе 5 «Товар изготовлен в ________(страна) в _________году”. Страна происхождения указывается согласно подтверждающим документам на товар. Выдача сертификата возможна в любом из государств — участников Соглашения с отметкой об изготовителе и его расположении.

19. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и/или сведения, подтверждающие его происхождение.

20. Непредставление правильно оформленного сертификата происхождения товара или сведений о происхождении товара не является основанием для их задержания таможенными органами, за исключением случаев, предусмотренных национальными законодательствами государств — участников Соглашения.

Товары, происхождение которых не установлено, или происхождение которых установлено, но при этом в их отношении не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия необходимых для этих целей документов, пропускаются в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования страны-импортера.

Таможенным органом государства — участника Соглашения может быть отказано в пропуске товара лишь при наличии достаточных оснований полагать, что товар происходит из страны, товары которой не подлежат пропуску в страну ввоза в соответствии с международными соглашениями, действующими для этого государства, и/или его национальным законодательством.

21. К товарам, указанным в абзаце 2 пункта 20, может применяться (восстанавливаться) режим свободной торговли на таможенных территориях государств — участников Соглашения при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении (по форме СТ-1) или других необходимых документов в течение одного года с даты таможенного оформления.

22. Копии сертификатов, а также любая связанная с ними документация, подтверждающая происхождение товара, хранятся в течение трех лет уполномоченным органом страны-экспортера.

Необходимость применения правил происхождения

Правила происхождения используются с целью определения страны, в которой была произведена импортируемая продукция. Практически ни одна категория товаров, оказывающаяся на рынках в наши дни, – от текстиля и косметики до продукции машиностроения и высокотехнологичных изделий – не производится в одной стране. Например, волокно для текстильных товаров может быть произведено в одной стране, ткань из этого волокна – в другой, раскройка и пошив одежды из этой ткани – в третьей, а уже готовая продукция может экспортироваться в другие страны. И таможенным органам этих стран необходимо понимать, по каким ставкам таможенного тарифа – ставкам режима наибольшего благоприятствования или преференциальным – должны взиматься импортные пошлины. В подобных случаях на помощь приходят правила происхождения.

Определение происхождения товаров необходимо по трем причинам. Во-первых, при осуществлении торговых операций между странами-членами преференциальных торговых соглашений импортирующие страны должны применять к товарам, поступающим из стран-партнеров, более низкие преференциальные ставки таможенного тарифа. Для этого им требуются доказательства того, что импортируемый товар, если и не был полностью произведен, то, по крайней мере, был существенно обработан именно в стране, получающей тарифные преференции.

Во-вторых, для товаров, к которым применяются ставки таможенного тарифа по режиму наибольшего благоприятствования, определение страны происхождения обычно не столь существенно, поскольку пошлины РНБ взимаются на недискриминационной основе с товаров, импортируемых из всех источников. Однако в тех случаях, когда торговые меры, применяемые на границе, требуют учета страны происхождения, определение происхождения становится исключительно важным. Это относится, в частности, к таким мерам, как взимание антидемпинговых и компенсационных пошлин, администрирование тарифных квот или требования к маркировке, которые неизбежно требуют определения страны происхождения товара.

Наконец, определение стран происхождения также необходимо для сбора и ведения торговой статистики.

Основные методы, на которых основываются системы определения страны происхождения

Применяемые в настоящее время национальные системы определения страны происхождения достаточно разнообразны. Все они, несмотря на национальные различия, основываются на критерии «достаточной переработки», который определяется одним из трех методов.

Первый метод состоит в установлении требований к величине стоимости, добавленной в процессе производства или дальнейшей обработки (переработки). В системах, использующих данный метод, товар будет считаться произведенным в той стране, в которой добавленная стоимость не меньше, чем заранее определенная величина (например, не менее 40 или 50%) от стоимости товара, полученного в результате переработки.

По второму методу страна происхождения определяется на основе изменения кода тарифной классификации. Для взимания таможенных пошлин и сбора торговой статистики страны-члены ВТО используют товарные номенклатуры, основанные на так называемой Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). Эта система была разработана в 1988 году в рамках Совета таможенного сотрудничества, позже преобразованного во Всемирную таможенную организацию. Гармонизированная система состоит из 97 глав, внутри каждой из которых товары классифицированы в соответствии со степенью их обработки, от сырьевых товаров и полуфабрикатов и заканчивая готовыми изделиями. При использовании данного метода страной происхождения товара считается та страна, в которой в результате обработки происходит изменение кода тарифной классификации товара по Гармонизированной системе.

Наконец, в качестве метода может быть использован установленный перечень производственных и технологических операций. Такие операции, хотя и не ведут в результате переработки товара к изменению его стоимости соответственно правилу адвалорной доли или его классификационного кода, однако признаются достаточными для определения страны происхождения (например, проведение работ по обогащению исходного сырья и его размельчению). Кроме того, для определения происхождения странами могут использоваться и комбинации всех трех методов.

Соглашение ВТО по правилам происхождения было заключено с целью устранения различий в национальных системах определения происхождения товаров.

Сфера применения и цели Соглашения

Статья 1.1

Основной целью Соглашения является выработка и принятие странами единого свода гармонизированных правил для определения страны происхождения товаров, импортируемых на основе режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Соответственно, правила данного Соглашения распространяются только на законы, нормативные акты и решения административных органов, которые используются членами ВТО для определения страны происхождения товаров, импортируемых на основе РНБ. В Соглашении особо оговаривается, что его содержательные положения не применяются к импортным товарам, ввозимым в рамках преференциальных соглашений. Поскольку при принятии Соглашения страны-члены исходили из того, что техническая работа по гармонизации правил происхождения займет определенное время, в нем содержатся два набора правил.

В первом разделе изложены правила, которых страны-члены должны придерживаться в течение переходного периода, то есть до вступления в силу новых унифицированных правил происхождения. Техническая работа по гармонизации этих правил ведется в рамках Технического комитета Всемирной таможенной организации под руководством Комитета ВТО по правилам происхождения. Второй набор правил вступает в силу после завершения переходного периода.

Правила, применяемые в течение переходного периода

Статья 2

В течение переходного периода, то есть до вступления в силу новых гармонизированных правил происхождения, страны имеют право применять различные системы определения происхождения товаров при условии, что используемые в них соответствующие критерии будут четко сформулированы. В частности:

(а) в случаях, когда применяется критерий изменения кода тарифной классификации, должны четко указываться коды, подразделы или разделы тарифной номенклатуры, на которые ссылается данное правило;

(б) в случаях, когда используется критерий адвалорной доли, в правилах происхождения должен также указываться метод, применяемый для расчета этой адвалорной доли;

(в) в случаях, когда происхождение товара определяется на основе операции по производству или частичной переработке, в правилах должна быть точно указана операция, которая используется в качестве критерия происхождения данного товара.

Кроме того, Соглашение устанавливает, в частности, что правила происхождения:

· не должны использоваться в качестве торгово-политического инструмента;

· не должны оказывать ограничительное или искажающее влияние на международную торговлю;

· должны применяться на недискриминационной основе;

· должны применяться единообразно и беспристрастно;

· законы и административные правила, касающиеся правил происхождения, должны публиковаться в соответствии со Статьей X ГАТТ 1994.

Правила, применяемые по завершении переходного периода

Статьи 3(b) и 9.2(c)

В Соглашении указывается, что после завершения переходного периода страной происхождения товара является либо страна, где товар изготовлен полностью, либо, если в производстве данного товара участвует более, чем одна страна, страна, в которой была осуществлена последняя значительная переработка. Для этой цели Техническому комитету поручается провести необходимую подготовительную работу, включая подготовку толкования и заключений относительно таких категорий, как, в частности, «товары, полностью, полученные в стране», «минимальные операции или переработка», «существенная переработка», «изменение кода тарифной классификации».

Нынешнее состояние работы ВТО по гармонизации правил происхождения

Техническая работа по гармонизации правил происхождения должна была быть закончена еще в 1998 году. Однако исключительно сложный характер этой работы, а также наличие разногласий между странами относительно конкретных критериев определения страны происхождения не позволили Техническому комитету завершить работу в срок. Более того, она не завершена до сих пор, и пока не просматриваются перспективы ее завершения. Как указано в отчете Комитета ВТО по правилам происхождения Совету ВТО по торговле товарами за 2015 год, «несмотря на значительный прогресс в выработке конкретных правил происхождения для тысяч тарифных линий, в 2007 году переговоры были практически прекращены из-за расхождений по ряду основополагающих вопросов и с тех пор утратили поступательное движение. Члены придерживаются разных взглядов относительно необходимости завершения этой работы».

Иными словами, основная цель Соглашения ВТО по правилам происхождения не достигнута, и страны-члены ВТО практически свободны в своих действиях в отношении использования содержательной стороны правил происхождения при условии их применения на недискриминационной основе. В отсутствие консенсуса в отношении дальнейшей работы в соответствии с мандатом, содержащимся в Соглашении, деятельность Комитета ВТО по правилам происхождения по существу свелась к рутинному обмену информацией о правилах происхождения, применяемых его членами.

Преференциальные правила происхождения

Приложение II

Гармонизированные правила происхождения, ради выработки которых было заключено Соглашение, не должны применяться в отношении товаров, импортируемых в рамках региональных торговых соглашений или Общей системы преференций. Тем не менее, Соглашение устанавливает, что при применении и администрировании преференциальных правил происхождения страны-члены должны придерживаться общих принципов, перечисленных в Статье 2, а именно обеспечивать их применение на недискриминационной основе, применять беспристрастно и не использовать их в качестве барьера в торговле.

Опыт выполнения Соглашения

За период с 1995 года в ВТО было возбуждено 7 споров, в которых нарушение Соглашения по правилам происхождения указывалось истцами в качестве одной из причин запроса на проведение консультаций. Три спора были разрешены на стадии консультаций, в остальных случаях для их рассмотрения были образованы третейские суды («panels”). Последний спор, в котором содержались ссылки на данное Соглашение, был возбужден в 2008 году.

Причиной подачи жалоб в связи с Соглашением по правилам происхождения истцы называли нарушение Статьи 2 («Обязательства в течение переходного периода»). При этом практически во всех случаях в качестве основных указывались нарушения, связанные с невыполнением ответчиками положений других соглашений — Соглашения по техническим барьерам в торговле, Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам, Соглашения по сельскому хозяйству, Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам.

Только один раз Соглашение по правилам происхождения послужило основной причиной возбуждения процедуры спора. Это была жалоба Индии на нарушение США Статей 2(b) и 2(с) в связи с выполнением Соглашения по текстилю и одежде. Индия пыталась доказать, что при определении происхождения товаров США использовали свои правила таким образом, что они оказывали негативное влияние на индийский экспорт текстильных товаров. Однако после рассмотрения обстоятельств дела третейский суд пришел к выводу, что Индия не сумела представить убедительные доказательства обоснованности своей жалобы, и ее претензии были отвергнуты.

Соответствующие нормы и практика ЕАЭС

Основные правила ЕАЭС, касающиеся страны происхождения товаров, изложены в Разделе 1 (Глава 7) Таможенного кодекса Таможенного союза. Как указано в Статье 58.1 этого документа, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Евразийского экономического союза.

В отношении товаров, происходящих из третьих стран, которые не имеют соглашений о свободной торговле с ЕАЭС и на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования, на единой таможенной территории государств-членов Евразийского экономического союза применяются Правила определения страны происхождения товаров, установленные Соглашением между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г. В Приложении к данному Соглашению указано, в частности, что страной происхождения товаров является та страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке.

Под товарами, полностью произведенными в данной стране, понимаются, в частности, такие товары, как минеральное сырье, добытое из недр данной страны; овощная продукция и животные, выращенные на территории данной страны; продукция из них; товары, добытые охотой на ее территории или рыболовством за пределами ее территориальных вод, но ее рыболовными судами; а также товары, произведенные исключительно из вышеперечисленного сырья.

К критериям «достаточной переработки» относятся: (1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место; и (2) изменение стоимости товаров, при котором процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (так называемое правило адвалорной доли).

Иными словами, правила происхождения, изложенные в Соглашении от 25 января 2008 г. и применяемые ЕАЭС в его непреференциальных торговых отношениях с третьими странами, основаны на тех же принципах, которые существуют в международной практике. В то же время, как было показано выше, говорить о соответствии правил ЕАЭС положениям Соглашения ВТО по правилам происхождения не приходится из-за фактического отсутствия согласованных многосторонних правил в этой сфере международных торговых отношений.

Есть такие операции, которые не вполне отвечают критериям достаточной переработки, например снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов. Соглашением о единых правилах определения СПТ установлен расширенный перечень таких операций.

Не отвечают критериям достаточной переработки простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара по перечню, определяемому Комиссией таможенного союза (далее — КТС), учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года. Пункт 5 приложения к Соглашению о единых правилах определения СПТ содержит отсылочную норму на данный перечень.

Существует решение КТС N 373 от 17 августа 2010 года «О Перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада».

В соответствии с ним, к операциям, не отвечающим требованиям достаточной переработки, при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, относятся:

а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;

б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировка, переупаковка), операции по разборке и сборке упаковки;

в) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;

г) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

д) операции по покраске или полировке;

к) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

ж) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;

з) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

и) затачивание, помол или резка, которые не приводят к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

к) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);

л) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

м) простые сборочные операции или разборка товаров по частям;

н) разделение продукта на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного продукта;

о) смешивание продуктов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

п) убой животных, разделка (сортировка) мяса;

р) комбинация двух или более указанных выше операций.

Для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом КТС, следующие критерии достаточной переработки:

1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигают фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между Сторонами.

В отношении товаров, происходящих из страны, имеющей договор о свободной торговле, участниками которого являются все государства Сторон, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные этим договором.

Правило адвалорной доли регламентировано решением КТС от 18 ноября 2010 года N 515 «О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада».

Данным решением утвержден Порядок использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада.

Согласно этому решению товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада (далее — конечная продукция), считаются подвергнутыми достаточной переработке в случае, если процентная доля стоимости иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада и использованных при изготовлении конечной продукции, не превышает 50% в цене такой конечной продукции, за исключением случая, указанного в пункте 4 Порядка.

Применительно к Особой экономической зоне, созданной в Калининградской области Российской Федерации, действует специальное правило, согласно которому товары, произведенные в этом регионе, считаются товарами ТС лишь в том случае, если процентная доля добавленной стоимости в цене конечной продукции достигает 30%.

Есть свои особенности определения страны происхождения товаров при их доставке партиями.

Внешнеторговые поставки товаров в разобранном или несобранном виде могут осуществляться несколькими партиями. Это происходит тогда, когда отгрузка таких товаров одной партией невозможна по производственным или транспортным условиям, либо когда товар разбит на несколько партий ошибочно или по причине неправильного адреса.

В такой ситуации по желанию декларанта поставляемые несколькими партиями товары в разобранном или несобранном виде должны рассматриваться как единый товар при определении страны происхождения. Это правило применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

— поставка всех партий из одной страны одним поставщиком;

— ввоз всех партий через один и тот же таможенный орган;

— поставка всех партий в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации или истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров.

Если поставка товара несколькими партиями осуществляется по производственным или транспортным условиям, декларант обязан предварительно уведомить таможенный орган о разбивке товара на партии с указанием причин. Каждая партия сопровождается подробной спецификацией с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), стоимости и страны происхождения товаров, входящих в отдельную партию. Если же поставка осуществляется партиями по ошибке, в таможенный орган представляется документальное подтверждение ошибочности разбивки товара на несколько партий.

20 ноября 2009 г. Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной заключено Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ (далее — Соглашение).

Правила определения страны происхождения товаров (далее — Правила), ратифицированные Законом № 3592, вступили в силу для Украины 14.09.2011 г.

Эти Правила применяются для определения страны происхождения товаров, находящихся в торговом обороте между странами СНГ в рамках Договора о зоне свободной торговли, ратифицированного Законом № 5193, который вступил в силу для Украины 20.09.2012 г. Исключением является Азербайджанская Республика, которая применяет Правила в рамках Соглашения о создании зоны свободной торговли.

Согласно п. 2.1 Правил страной происхождения товара считается государство — участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с этими Правилами.

Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве — участнике Соглашения для целей получения режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1.

Сертификат формы СТ-1 оформляется и выдается на одну партию товаров, срок применения этого сертификата для целей предоставления режима свободной торговли ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.

Указанный сертификат выдается органом (организацией), уполномоченным государством вывоза в соответствии с его национальным законодательством.

В Украине согласно Закону № 671 и постановлению № 255 уполномоченным органом по выдаче сертификатов о происхождении товаров из Украины (форма СТ-1) определена Торгово-промышленная палата Украины.

Товары, которые считаются полностью произведенными в государстве — участнике Соглашения

Пунктом 2.2 Правил определен перечень товаров, которые считаются полностью произведенными в государстве — участнике Соглашения.

Например, к товарам, которые считаются полностью произведенными в государстве — участнике Соглашения, относятся:

  • продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в этой стране; живые животные, которые родились и выращены в этой стране;
  • продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных, и т. п.

Критерий происхождения полностью произведенных товаров проставляется в графе 9 сертификата формы СТ-1 (буквенная отметка «П»).

Критерий достаточной обработки (переработки) товара

В случае если в производстве товара используются материалы/сырье происхождением из стран, которые не являются участниками Соглашения (третьи страны), определение страны происхождения товара осуществляется в соответствии с критерием достаточной обработки (переработки) товара.

Согласно п. 2.4 Правил критерий достаточной обработки (переработки) может выражаться выполнением следующих условий:

  • изменение товарной позиции по УКТ ВЭД на уровне по крайней мере одного из первых четырех знаков, произошедшее в результате обработки (переработки);
  • выполнение необходимых условий производственных и технологических операций, при осуществлении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;
  • применение правила адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

При применении критерия достаточной обработки (переработки) в графе 9 сертификата формы СТ-1 проставляется буквенная отметка «Д» — товар, подвергнутый достаточной обработке (переработке), с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по УКТ ВЭД конечной продукции, например — «8703».

Правило изменения товарной позиции по УКТ ВЭД на уровне по крайней мере одного из первых четырех знаков, произошедшего в результате обработки (переработки)

Правило изменения товарной позиции по УКТ ВЭД на уровне одного из первых четырех знаков применяется ко всем товарам, за исключением товаров, включенных в Перечень условий производственных и технологических операций, во время выполнения которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (далее — Перечень) (приложение 1, являющееся неотъемлемой частью Правил).

Выполнение правила изменения товарной позиции по УКТ ВЭД на уровне по крайней мере одного из первых четырех знаков подтверждается на основании информации о классификации согласно УКТ ВЭД материалов/сырья иностранного происхождения, которые использованы при производстве готовой продукции.

Например, в Перечень не включен майонез товарной позиции 2103 УКТ ВЭД.

В случае если при производстве майонеза используется порошок горчицы или готовая горчица иностранного происхождения, классифицируемая в той же товарной позиции 2103 УКТ ВЭД, что и майонез, не происходит изменение товарной позиции по товарной номенклатуре на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков и товар не получает статус происхождения.

Исключением является правило «толерантности», обусловленное п. 2.6 Правил, согласно которому допускается использование материалов иностранного/неизвестного происхождения, имеющих товарную позицию (на уровне первых четырех знаков), одинаковую с конечным товаром, при условии, что их стоимость не превышает 5% цены конечного товара на условиях франко-завод и такие материалы являются необходимым компонентом при производстве конечного товара (за исключением тех товаров, для которых в Перечне указаны другие условия).

Майонез получит статус происхождения при условии, если стоимость порошка горчицы или готовой горчицы, которые являются необходимыми компонентами при производстве конечного товара, не превышает 5% цены конечного товара на условиях франко-завод.

Выполнение правила «толерантности» обязательно должно быть подтверждено в заключении о происхождении товара или акте экспертизы, выданном уполномоченным органом либо другими организациями согласно национальному законодательству государства — участника Соглашения.

Согласно п. 2.2 Примечания 2 к Перечню в случае если условиями и операциями установлено, что в производстве продукта могут быть использованы материалы любых товарных позиций, это означает, что материалы, которые классифицируются в той же товарной позиции, что и продукт, также могут быть использованы при условии соблюдения особых ограничений, определяемых условиями и операциями.

Например, промышленные жирные спирты (товарная подпозиция 3823 70 УКТ ВЭД) получают статус происхождения при условии их изготовления из материалов каких-либо позиций, в частности из жирных кислот.

Также правило изменения товарной позиции может применяться к товарам, включенным в Перечень, как самостоятельно, так и в сочетании с другими критериями происхождения.

Например, изделия столярные или плотнические, деревянные, строительные (из товарной позиции 4418 УКТ ВЭД) получают статус происхождения при условии изготовления их из лесоматериалов, причем использованные материалы должны классифицироваться в позиции, отличной от позиции готового продукта. Однако могут использоваться ячеистые панели из дерева, гонт, дравка.

Проверка правила адвалорной доли материалов/сырья иностранного происхождения

Цена на условиях франко-завод — это цена товара, подлежащая уплате производителю, на предприятии которого выполнялась последняя обработка (переработка), на условиях франко-завод.

Приложением 1 к Правилам установлен перечень товаров, к которым применяется правило адвалорной доли как самостоятельно, так и в сочетании с производственными и технологическими процессами производства товара, а также с правилом изменения товарной позиции по УКТ ВЭД.

В соответствии с п. 2.4 Правил в случае если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели исчисляются:

  • для материалов иностранного происхождения — по таможенной стоимости таких материалов во время их ввоза в страну, на территории которой осуществляется производство конечного товара, или по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечного товара;
  • для конечного товара — по цене на условиях франко-завод.

Выполнение правила адвалорной доли подтверждается на основании:

  • инвойсов/таможенных деклараций на импорт материалов/сырья иностранного происхождения в страну, на территории которой осуществляется производство конечного товара, или
  • документов на приобретение в стране производства товара материалов/сырья иностранного происхождения;
  • документов о калькуляции себестоимости продукции, на основании которых уполномоченным органом была определена доля стоимости импортного сырья в общей стоимости готовой продукции.

Проверка условий производственных и технологических операций

Условия и операции, указанные в графе третьей Перечня, должны осуществляться только относительно используемых для изготовления продукта материалов иностранного происхождения. Ограничения, определенные условиями и операциями в графе третьей, также распространяются только относительно используемых для изготовления продукта материалов иностранного происхождения.

В случае если продукт, изготовленный из материалов иностранного происхождения, получает статус происходящего из государства — участника Соглашения, где осуществляется его переработка на основании изменения товарной позиции или на основании особого условия, которое касается его, или операции в соответствии с Перечнем, и потом используется как материал для производства другого продукта, то условия и операции, применяемые к продукту, во время изготовления которого он используется, к нему не применяются.

Перечень утвержден в табличной форме, где в первой колонке приведен код товара согласно товарной номенклатуре; во второй колонке — описание товара согласно коду, указанному в первой колонке; в третьей колонке — условия производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происхождением из той страны, в которой они имели место.

Товары в Перечне определяются исключительно кодом товара по УКТ ВЭД, наименование товара приведено только для удобства пользования.

В случае если коду товара по УКТ ВЭД предшествует предлог «з», это указывает на то, что условия и операции в третьей колонке применяются только к товарам, которые классифицируются в данной товарной позиции и указаны во второй колонке. В этом случае необходимо руководствоваться также наименованием товара.

Если в первой колонке приводятся номера нескольких товарных позиций или номер группы и вместе с тем во второй колонке есть обобщенное описание продуктов, то соответствующие условия и операции, указанные в третьей колонке, применяются ко всем продуктам, которые классифицируются согласно УКТ ВЭД в товарных позициях, указанных в первой колонке, или к каждой из товарных позиций, указанных в первой колонке.

В случае если относительно части товаров, которые классифицируются в одной и той же товарной позиции, применяются одни условия и операции, а относительно другой (других) части (частей) применяются другие условия и операции, то во второй колонке есть соответствующее количество абзацев, в каждом из которых приводится конкретное описание товаров, и соответственно в третьей колонке указываются условия и операции, которые относятся к товарам, описание которых приведено в том или ином абзаце второй колонки.

Выполнение условий производственных и технологических операций подтверждается на основании информации о технологическом процессе производства товара.

Например, мыло (товарная группа 34 УКТ ВЭД) получает статус происхождения, при изготовлении его из материалов любых позиций, при условии выполнения технологических операций:

  • жирового набора по рецептуре;
  • варки мыла;
  • мылосборника;
  • охлаждения и сушки;
  • механической обработки;
  • смешивания с добавками;
  • резки;
  • штамповки;
  • упаковки.

Пунктом 2.5 Примечания 2 к Перечню установлено, что условия и операции, приведенные в третьей колонке устанавливают минимальный объем выполнения производственных или технологических операций. Осуществление таких производственных или технологических операций в меньшем объеме не определяет происхождения продукта.

Таким образом, при производстве мыла должны выполняться все технологические операции, перечисленные в третьей колонке Перечня.

В соответствии с требованиями п. 3.1 Правил считаются не соответствующими критерию достаточной обработки (переработки) товара следующие операции по:

а) обеспечению целости товара при хранении или транспортировке;

б) подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправлений, сортировка, переупаковка), разборке и сборке упаковки;

в) промыванию, очищению, удалению пыли, покрытию оксидами, маслами или другими средствами;

г) глажке или прессованию текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

д) покраске или полировке;

є) лущению, частичному или полному отбеливанию, шлифовке и полировке зерновых и риса;

ж) покраске сахара или формированию сахарных кусков;

з) очистке от кожуры, извлечению косточек и лущению фруктов, овощей и орехов;

і) заточке, простой шлифовке или простой нарезке;

к) просеиванию через сито или решето, сортировке, классификации, отбору, подбору (включая составление наборов предметов);

л) разливу, фасовке в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

м) разборке товаров по частям или простые сборочные операции;

н) разделению товаров на компоненты, не приводящему к существенному отличию полученной продукции от начальных составляющих;

о) смешиванию товаров (компонентов), не приводящему к существенному отличию полученной продукции от начальных составляющих;

п) забою скота, обработке (сортировке) мяса;

р) комбинация двух или больше указанных выше операций.

Например, клей (товарная позиция 3505 УКТ ВЭД) происхождением из Польши разливают в металлическую тару (бочки) (товарная позиция 7310 УКТ ВЭД) происхождением из Южной Кореи.

Несмотря на изменения товарной позиции (с 3505 на 3506 УКТ ВЭД) вышеуказанная операция считается недостаточной обработкой/переработкой, поскольку она состоит в простой расфасовке клея (пп. «л» п. 3.1 Правил).

Детали очков (товарная позиция 9003 УКТ ВЭД) происхождением из Японии собирают в Республике Молдова. Полученные готовые изделия (товарная позиция 9004 УКТ ВЭД) экспортируют в Украину.

В соответствии с Перечнем товары группы 90 УКТ ВЭД получают статус происхождения при условии их изготовления, когда стоимость всех использованных материалов не должна превышать 50% цены на условиях франко-завод конечной продукции.

Даже если применить правило адвалорной доли, вышеуказанный товар не получит статус происхождения, поскольку простая сборка деталей не считается достаточной обработкой/переработкой (пп. «м» п. 3.1 Правил).

Вермуты и другие виноградные натуральные вина с добавлением растительных или ароматических веществ (товарная позиция 2205 УКТ ВЭД) изготовляют путем выполнения технологических операций по купажированию, фильтрации и других последующих операций.

Операции по купажированию, фильтрации не включены в перечень недостаточных операций обработки/переработки, следовательно, такие товары получат статус происхождения при условии выполнения правила адвалорной доли в размере 50% цены на условиях франко-завод конечной продукции.

Обращаем внимание, что критерий достаточной обработки (переработки) товара может быть выполнен в результате проведения операций, перечисленных в п. 3.1 Правил, при условии, если такие операции установлены для конкретного товара в третьей колонке Перечня.

Например, такие товары получат статус происхождения при условии осуществления операций, перечисленных в п. 3.1 Правил:

  • готовая горчица (товарная подпозиция 2103 30 УКТ ВЭД) — изготовление из горчичного порошка;
  • слюда, включая расщепленную на пластины или чешуйки неправильной формы (товарная позиция 2525 УКТ ВЭД), — расщепление, обрезка, измельчение;
  • лесоматериалы распиленные (товарная позиция 4407 УКТ ВЭД) — распиливание, строгание, шлифовка, соединение во втулку;
  • обработанный камень (товарная позиция 6802 УКТ ВЭД) — пиление или разделение другим образом.

Кумулятивный принцип

Согласно требованиям п. 2.3 Правил для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве — участнике Соглашения, может применяться кумулятивный принцип, который определяет происхождение товара во время его последовательной обработки (переработки).

Если в производстве конечного товара в одном из государств — участников Соглашения используются материалы, происходящие из другой или других государств — участников Соглашения, которые подтверждены сертификатом (сертификатами) формы СТ-1 и подвергаются поэтапной дальнейшей обработке (переработке) в другом или других государствах — участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, на территории которой он в последний раз подвергался обработке (переработке).

Например, при производстве в Украине фотопленки экспонированной, не проявленной (товарная позиция 3704 УКТ ВЭД) использована пленка неперфорированная, шириной не более 105 мм (товарная подпозиция 3702 20 УКТ ВЭД), происхождением из Республики Беларусь.

Фотопленка приобретет украинское происхождение при условии подтверждения происхождения пленки неперфорированной из Республики Беларусь на основании сертификата формы СТ-1 и поэтапной обработки пленки неперфорированной в Украине.

Обращаем внимание, что кумулятивный принцип не выполняется в результате проведения операций, перечисленных в п. 3.1 Правил, например, мужские рубашки (код 6105 УКТ ВЭД) происхождением из Украины упаковывают в Молдове, используя упаковочные материалы происхождением из Белоруссии.

Учитывая то, что операции по упаковке являются простыми операциями (пп. «б» п. 3.1 Правил), рубашки при экспорте из Молдовы будут иметь украинское происхождение.

При применении кумулятивного принципа в графе 9 сертификата формы СТ-1 указывается буквенная отметка «К», в графе 5 «Для службових відміток» указываются номера сертификатов формы СТ-1 на материалы/сырье и страны, в которых они выдавались.

При отсутствии сертификата формы СТ-1 о происхождении материалов/сырья из государств — участников Соглашения определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки (переработки) товара, обусловленного пунктом 2.4 Правил.

Особенности проверки критерия достаточной обработки (переработки) некоторых товаров

Исключением из условий производственных и технологических операций является определение критерия достаточной обработки (переработки) мясной продукции, включенной в Перечень.

Мясо крупного рогатого скота свежее или охлажденное, мороженое товарных позиций 0201, 0202 УКТ ВЭД получает статус происхождения при условии изготовления из товаров группы 01 «Живые животные» УКТ ВЭД.

Согласно пп. «п» п. 3.1 Правил не соответствующими критерию достаточной обработки (переработки) товара считаются забой скота и обработка (сортировка) мяса.

Пунктом 3.2 Правил установлено, что если по товару достигается выполнение критерия достаточной обработки (переработки) (п. 2.4 Правил) исключительно за счет проведения операций, перечисленных в п. 3.1, этот товар не будет считаться происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Таким образом, мясо крупного рогатого скота свежее или охлажденное, мороженое товарных позиций 0201, 0202 УКТ ВЭД получает статус происхождения исключительно в случае, если оно полностью произведено в данной стране согласно п. 2.2 Правил (в графе 9 сертификата проставляется критерий «П»).

При импорте в Украину определение страны происхождения жиров, масла (товарная позиция 1516 УКТ ВЭД), маргарина, пищевых смесей (1517 УКТ ВЭД), сахара белого (1701 УКТ ВЭД), пылесосов (8508 УКТ ВЭД), печей микроволновых (8516 50 УКТ ВЭД), DVD-проигрывателей (8521 90 УКТ ВЭД), мониторов жидкокристаллических (8528 УКТ ВЭД) осуществляется на основании оговорок Украины к Правилам.

Так, Украиной ратифицированы Правила со следующими оговорками:

«Кроме позиций 8528, 8508, 8516 50 000, 8521 90 000 (применяется правило изменения товарной позиции по УКТ ВЭД).

Украина независимо от условий, указанных в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, оставляет за собой право применять следующие критерии:

  • для определения страны происхождения белого сахара, который производится из сахара-сырца тростникового (код товарной позиции 1701), изменение товарной позиции на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков;
  • по товарной позиции 1516 — при производстве стоимость использованных материалов не должна превышать 50% стоимости конечной продукции;
  • по товарной позиции 1517 — при производстве стоимость материалов из товарных позиций 1511 и 1513 не должна превышать 50% стоимости конечной продукции»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *