Сокращение ставок в детских садах в 2018

Сокращение ставок в детских садах в 2018

Наш материал о сокращениях ставок в дошкольных учреждениях Петрозаводска вызвал большой резонанс. Дошло до того, что заведующая одним из детских садов на педсовете посоветовала своим подчиненным поменьше общаться с журналистами (к счастью, не помогло). И педагоги, и родители считают, что оптимизация ничего хорошего не даст: воспитатели и так работают на износ, а теперь это просто узаконят. Вишенкой на торте стал тот факт, что администрация города, инициировавшая эти изменения, фактически перекладывает ответственность на руководителей детсадов, а те боятся называть вещи своими именами.

Объяснять мотивы городских чиновников пришлось Министерству образования республики. Заместитель министра Татьяна Васильева рассказала, что происходит в детских садах карельской столицы. Если коротко: всё по закону. А вот по совести или нет – вопрос дискуссионный.

Фото: «Учительская газета»

– То, что сокращается количество воспитателей, это неверно. Их число растет в связи с тем, что открываются новые детские сады, новые группы. Если у нас в 2015 году было 1620 воспитателей, то в 2017-м уже 1688 педагогов работают. Значит, нужно говорить о том, что сокращается количество воспитателей, работающих на одной группе. То есть сокращается относительное количество ставок воспитателей.

– Как рассчитывается количество воспитателей на организацию?

– Есть постановление Министерства труда России от 1993 года. В нем рекомендована методика, по которой рассчитывают число работников дошкольных учреждений. Учитываются разные показатели: например, для руководящего состава будет иметь значение количество групп. Что же касается воспитателей, имеется специальная формула. Исходят из продолжительности работы детского сада, количества рабочих дней, возраста детей, нормативной продолжительности трудового дня для воспитателей (это 36 часов).

И получается, что в стандартном детсаду норматив – 1,6 воспитателя на группу. Или три воспитателя на две группы. Мэрия Петрозаводска использует это постановление, расчеты сделаны верно.

– И как же трем воспитателям разорваться на две группы?

– Да, это усложняет работу: сегодня я занимаюсь одними детьми, завтра – другими. А еще надо реализовывать образовательную программу… Но это должно регулироваться самой организацией.

– Почему этот процесс идет только в Петрозаводске?

– В ряде муниципальных районов эта работа была проведена раньше. И потом, повторюсь, многое зависит от разных условий. Где-то на селе время работы детского сада меньше, чем в городе, и идут другие расчеты.

– Но заведующие говорят, что они сейчас сокращают вакансии. Раз были вакансии – была и потребность в работниках, логика простая. А теперь выясняется, что никакой потребности нет. Количество детей в садах при этом явно не уменьшилось. В чем же дело?

– Возможно, раньше не придерживались этих рекомендаций по расчету численности. Вообще, неправильно так говорить; нужно говорить о том, что штатное расписание приводится в соответствие с рекомендуемой численностью работников.

– Люди воспринимают всё это в штыки, потому что работать им и так тяжело. Это не мое утверждение, это говорят и воспитатели из разных детсадов, и сами заведующие. В моем понимании слово «тяжело» не согласуется со словом «норматив». Работать по нормативу должно быть не тяжело, а нормально. Возможно, норматив неправильный?

– Любое изменение условий труда воспринимается сложно. Система образования достаточно консервативна по сути своей, и это правильно. Однако неготовность к изменениям присутствует. Мы с такими же сложностями переходили на новую систему оплаты труда, на федеральный образовательный стандарт. Было много существенных изменений, и люди устали от них.

– Первое предположение, которое было высказано нашими собеседниками, – что сокращение ставок связано с повышением зарплат в рамках майских указов и с увеличением МРОТ после постановления Конституционного суда. И сейчас просто хотят сэкономить.

– Во-первых, на этом не сэкономишь. Во-вторых, повышение заработной платы педагогическим работникам – это не самоцель. Оно связано с повышением эффективности деятельности учреждения. В том числе должна повышаться и финансовая эффективность. Под словом «оптимизация» мы подразумеваем не сокращение, а четкое следование нормативным документам.

– Но эффективность отрасли увеличивается только одним способом – увеличением ассигнований и ростом зарплат. Если повысить зарплаты медикам (не на бумаге, а в реальности), выпускники медвузов пойдут работать по специальности. И терапевт в поликлинике тогда будет осматривать пациента, а не думать о километровой очереди с чужих участков. В случае с детсадами ситуация и вовсе парадоксальная: нагрузка на воспитателей увеличится, а эффективность каким-то образом должна вырасти. Это притом, что зарплаты педагогов если и растут, то, опять-таки, только на бумаге.

– Я оставлю без комментариев ваш взгляд на проблему, хотя у меня есть и своя точка зрения, во многом основанная на исследованиях – до какой степени нужно поднимать заработную плату педагогическим работникам, и с какого момента это перестает играть решающую роль. Человек не может работать выше своего профессионального уровня, он должен повышаться вместе с уровнем заработной платы. Майские указы повысили среднюю заработную плату по отрасли, и это действительно так. Сейчас наша задача – удержать достигнутый уровень.

– Удержать очень просто: нужно включать повышение зарплаты в окладную часть, а не раздавать премии время от времени, как это было в прошом году.

– Есть такой взгляд, скажем так.

– Почему администрация города не говорит прямо об изменениях? Они прислали ответ: «Численность работников определяется руководством учреждения». Хотя очевидно, что сокращение ставок – централизованный процесс.

– Конечно, это так.

Детсады – бюджетные учреждения, и до них доводится муниципальное задание, которое обеспечивается определенным фондом оплаты труда.

– Почему бы мэрии об этом не сказать?

– Оставлю это без комментариев.

…Когда чиновники начинают заниматься всевозможными оптимизациями и «приведением штатной численности в соответствие с нормативами», они оперируют цифрами, формулами, целевыми показателями и прочими усредненными параметрами. Однако – «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Мы поговорили с воспитательницей, чей детский сад уже в декабре перешел на новую систему. Она рассказала, что работать по схеме «три воспитателя на две группы» в принципе реально – но до тех пор, пока один из трех педагогов не заболеет. Как только это произойдет, двоим оставшимся придется вкалывать по десять часов ежедневно.

Однако нормативы таких нюансов не учитывают. В нормативных документах люди не болеют, не ходят в отпуск, не увольняются, не теряют концентрацию в конце десятичасового рабочего дня. Уполномоченный по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев в комментарии информационному агентству «Республика» высказал мнение, что новая система эффективна, с точки зрения экономики, но, по сути, представляет из себя «ограничение ребенка во внимании со стороны педагога, которому нужно находить индивидуальный поход и удерживать в памяти особенности пятидесяти детей и почти сотни родителей». Что же, уже не в первый раз власти экономят на вещах, на которых бы экономить не следовало. Мы к данной практике привыкнуть почему-то никак не можем; зато детей наших к этому приучают уже сейчас.

Наверное, чтобы в будущем поменьше возмущались.

Типовые штаты дошкольных учреждений

ТИПОВЫЕ ШТАТЫ
дошкольных учреждений

I. Детские сады, ясли-сады

II. Штаты в расчете на одну группу

Наименование должности

При 6-дневной рабочей неделе

При 5-дневной рабочей неделе

пребывание детей

пребывание детей

продолжительность работы в часах

Ясельные группы

Воспитатель

1,5

1,67

3,6

1,25

1,55

2,0

3,0

Санитарка-няня

1,33

1,45

1,75

2,75

1,1

1,3

1,5

2,5

Дошкольные группы

Воспитатель

1,5

1,67

2,2

1,25

1,55

Помощник воспитателя

1,25

1,5

1,5

1,15

1,25

1,5

Примечания:

1. В дошкольных учреждениях с количеством 1-2 воспитательских групп заведующая обязана вести воспитательскую работу в группе в размере 0,5 ставки воспитателя (18 часов в неделю, в среднем 3 часа в день) без дополнительной оплаты за них.

2. В дошкольных учреждениях, начиная с 6 групп, предусматривается доплата за выполнение функций воспитателя-методиста (старшего воспитателя) в размере 0,1 ставки воспитателя, а при 8 группах и более — 0,2 ставки воспитателя.

3. Предельная наполняемость групп в дошкольных учреждениях устанавливается:

— в ясельных группах до 1 года и санаторных ясельных группах — 20 человек;

— в ясельных группах от 1 до 3 лет, ясельных смешанных группах и санаторных дошкольных группах — 25 человек;

— в дошкольных группах от 3 лет и старше — до 30 человек;

— в группах с недоразвитием фонетической речи — 20 человек;

— в группах с тяжелым нарушением речи и заиканием — 16 человек;

— в группах с нарушением слуха — 10 человек.

4. В дошкольных учреждениях, имеющих группы с круглосуточным пребыванием детей, на каждую круглосуточную группу дополнительно устанавливается должность ночных нянь из расчета 2 единицы при пятидневной неделе. При размещении детей в разных зданиях по одной группе этот норматив предусматривается на каждое здание.

В ясельных круглосуточных группах: при 6-дневной рабочей неделе должности санитарок-нянь устанавливаются в количестве 3,33 единицы, а при 5-дневной неделе — 2,75 единицы.

5. В дошкольных учреждениях устанавливается 0,5 ставки старшей медицинской сестры, а при наличии 8 и более групп — 1 ставка.

6. При наличии централизованной бухгалтерии должность бухгалтера не предусматривается.

7. При наличии самостоятельного центрального (водяного, парового, газового) отопления должность рабочего (оператора, кочегара, машиниста) вводится из расчета 1 единица в смену на отопительный сезон, а при площади котлов 75 кв.метров или отсутствии автоматизации газового управления — 2 единицы в смену.

Из общего числа персонала, обслуживающего отопление, 1 единица вводится на круглый год.

При несамостоятельном центральном отоплении вводится 1 единица должности рабочего в год.

При печном отоплении на отопительный сезон устанавливается должность истопника из расчета 0,1 единицы на каждую печь, но не менее 0,5 ставки на учреждение.

8. При наличии холодильных установок, электроплит и других нагревательных приборов в учреждениях до 4 групп вводится 0,5 ставки рабочего по оборудованию и текущему ремонту оборудования, зданий и сооружений.

9. При наличии транспортных средств или гужевого транспорта, обслуживающих данное или несколько дошкольных учреждений, вводится должность водителя, возчика.

10. В учреждениях, имеющих самостоятельное здание и убираемую территорию, должность дворника вводится из расчета 1 единица на 1 га территории.

11. Должность сторожа вводится из расчета 1 единица в смену за минусом продолжительности пребывания детей в учреждении, но не менее 2,6 ставки на дошкольное учреждение с учетом работы в выходные и праздничные дни.

При необходимости должность сторожа совмещается с дворником без дополнительной оплаты.

12. В дошкольных учреждениях для детей в нарушением слуха или при наличии отдельных групп для детей с нарушением слуха в учреждениях общего типа на каждую такую группу устанавливается по 1 должности сурдопедагога.

В дошкольных учреждениях (группах) для детей с нарушением речи дополнительно устанавливается на каждую группу должность логопеда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *