Состав комитета кредиторов
Уважаемые коллеги,
Кто-нибудь может подсказать какие по его мнению теперь сроки проведения собраний кредиторов (и участников строительства) застройщика (дело о банкротстве возбуждено в 2016-м, назовем его «старым банкротом», расчеты с кредиторами не начинались).
В ст. 201.1 теперь читаем:
8.1. Первое собрание кредиторов проводится не ранее шести месяцев с даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Это в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ, начало действия редакции — 02.08.2019 (за исключением отдельных положений), плюс, в этом законе есть такое приятное место: «16. Положения параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона». — то есть это не наш случай как я понимаю.
(И еще вот это вот место из 151-ФЗ тоже получается говорит о том, что изменение сроков «старых банкротов» не касается (пункта 8.1 там нет):
«17. Положения пункта 3.2 статьи 201.1, статей 201.8-1, 201.8-2, 201.9, 201.10 — 201.14, 201.15-1, 201.15-2, 201.15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в случаях, если производство по делу о банкротстве застройщика возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона при условии, что к этому дню не начаты расчеты с кредиторами третьей очереди»).
Ок, тогда получается старые банкроты идут по предыдущей редакции, вот и она:
«8.1. Первое собрание кредиторов проводится не ранее четырех месяцев с даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства».
Это положение в свою очередь нам внес 218-ФЗ, его ст. 15, а она согласно ст. 25 «Порядок вступления 218-ФЗ» сама вступает в силу с 1 января 2018 года, однако, и там есть приятная оговорка : «13. Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после 1 января 2018 года».
Прекрасно, опять изменения не коснулись старых банкротов, тогда опять идем глубже по времени, берем еще более старую редакцию многострадального ЗоБ, то есть до 218-ФЗ, что там было раньше со сроками собрания кредиторов (некоего «первого»)? А раньше пункта 8.1 не было вообще! Его же только 218-ФЗ внес )))
Внимание, теперь вопрос знатокам: так когда нужно проводить собрание кредиторов «старого застройщика» (и с какой периодичностью, если она есть?! У нас ввели конкурсное буквально пару месяцев назад и вот встал вопрос, а что с собраниями то).
И как быть еще с этим: «Пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве предусмотрено, что конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже, чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное»?
Ну а если кто-то вообще все знает, то просьба ответить и какие по его мнению сроки проведения еще и кем-то изобретенных «собраний участников строительства».
Ни для кого не секрет, что успех процедуры банкротства для участника во многом зависит от его влияния на комитет кредиторов. Именно этот орган принимает ключевые решения, касающиеся должника, кредиторов и арбитражного управляющего. Дополнительный азарт в борьбе за контроль над комитетом кредиторов придает и законодательная неурегулированность процедурных вопросов, связанных с принятием решений комитетом.
Состав комитета кредиторов избирается собранием кредиторов. По сути, избрание членов комитета и прекращение их полномочий является единственной функцией собрания кредиторов. Хотя Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон о банкротстве) и предоставляет собранию кредиторов право определять полномочия комитета кредиторов, но фактически оно является декларативным, поскольку полномочия комитета довольно четко и в императивной форме выписаны в самом Законе о банкротстве.
Собрание кредиторов
Собрание кредиторов и комитет кредиторов в значительной степени напоминают общее собрание акционеров акционерного общества и наблюдательный совет такого общества. При этом судебная практика по корпоративным спорам разработана значительно лучше, чем по делам о банкротстве. Поэтому вполне уместным кажется проведение аналогий и применение в процедуре банкротства решений, найденных исследователями корпоративного (акционерного) права.
Итак, рассмотрим процедуру проведения собрания кредиторов. Такое собрание должно быть проведено в течение 10 дней после вынесения определения хозяйственным судом по результатам предварительного заседания. Закон о банкротстве указывает, что распорядитель имущества уведомляет кредиторов о времени и месте проведения собрания. Неуведомление кого-либо из кредиторов (либо отсутствие доказательств такого уведомления, что одно и то же) может послужить серьезным основанием для оспаривания решения собрания кредиторов.
Судебная практика проведения собраний акционеров выработала примерно следующее правило: решение собрания акционеров может быть признано недействительным, если не уведомленные надлежащим образом акционеры могли повлиять на результат голосования на собрании. Вполне уместным кажется применение такого правила и в отношении собрания кредиторов: неуведомление кредитора может служить основанием для отмены решения собрания лишь в том случае, если голос такого кредитора мог решающим образом повлиять на принятие решения собранием кредиторов.
Закон о банкротстве устанавливает: собрание кредиторов должно проводиться по местонахождению должника. Довольно часто с реализацией этой нормы возникают проблемы. Дело в том, что должник может не находиться по своему юридическому адресу, или, например, условия местонахождения должника могут просто не позволять провести собрание кредиторов. Кроме того, должник может быть зарегистрирован по месту проживания одного из учредителей. Естественно, провести собрание кредиторов в жилой квартире (да еще и без согласия жильцов) вряд ли удастся. Поэтому вполне обоснованным кажется вывод о том, что иногда допустимо проводить собрание кредиторов не по местонахождению должника. Дополнительным аргументом в пользу этого является содержание части 1 статьи 16 Закона о банкротстве, согласно которой распорядитель имущества уведомляет кредиторов о времени и месте проведения собрания кредиторов. Ведь если место проведения и так указано Законом о банкротстве, тогда зачем об этом дополнительно уведомлять кредиторов?
И все же, если возникла необходимость провести собрание кредиторов не по месту нахождения (регистрации) должника, рекомендую придерживаться следующих правил:
— собрание должно проводиться в том же населенном пункте, что и местонахождение должника (чем ближе, тем лучше);
— кредиторам должен быть обеспечен свободный доступ к месту проведения собрания.
Если указанные правила будут соблюдены, то вряд ли кому-либо из недовольных участников собрания удастся доказать незаконность проведения собрания. В любом случае кажется логичным тезис о том, что кредитор (другой участник процедуры банкротства) не вправе оспаривать решения собрания кредиторов на том основании, что оно было проведено не по местонахождению должника, если он (кредитор) участвовал в таком собрании.
Участники собрания кредиторов
Норма абзаца второго части 1 статьи 16 Закона о банкротстве указывает, что участниками собрания кредиторов с правом решающего голоса являются кредиторы, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Указанное положение становится весьма интересным, если учесть, что, согласно норме абзаца четвертого части 2 статьи 15 Закона о банкротстве, размер обязательств по уплате неустойки (штрафа, пени) включается в реестр требований кредиторов. Как видим, исходя из буквального толкования Закона о банкротстве, кредиторы в обязательствах по уплате неустойки имеют право голоса в собрании кредиторов. Скорее всего, такое буквальное толкование Закона о банкротстве неправильное и является следствием многочисленных технических ошибок Закона. Ведь статья 1 Закона о банкротстве совершенно четко исключает обязательства по уплате неустойки из числа денежных обязательств. Соответственно лица, имеющие требования к должнику только по уплате неустойки, не являются кредиторами в понимании данной статьи и не принимают участие в производстве по делу о банкротстве.
При проведении собрания кредиторов (комитета кредиторов) представителям кредиторов следует иметь при себе документы, удостоверяющие их полномочия на участие в таком собрании. Отсутствие соответствующих документов (либо их ненадлежащее оформление) позволяет не учитывать их голоса.
Весьма интересны положения Закона о банкротстве, регулирующие статус участников собрания кредиторов с рекомендательным голосом. Такими участниками являются арбитражный управляющий и представитель работников должника. Процедура избрания последнего довольно противоречиво выписана отечественным законодателем.
Представитель работников должника
В соответствии со статьей 1 Закона о банкротстве представителем работников должника является лицо, уполномоченное общим собранием, на котором присутствовали не менее трех четвертых от штатного количества работников. В соответствии с абзацем пятым части 3 статьи 7 Закона о банкротстве в случае, если общее собрание работников созвать невозможно, представитель работников должника избирается решением конференции (собрания) представителей работников должника.
Порядок проведения и принятия решений конференцией (собранием) представителей работников регламентируется статьями 20, 21 Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17 июня 1983 года. Указанные нормы остаются действующими, поскольку отсутствуют иные принятые на Украине нормативные акты, регламентирующие порядок проведения конференций представителей трудового коллектива. В соответствии с указанным нормативным актом представители работников должника (делегаты конференции) избираются согласно нормам и в порядке, определяемом трудовым коллективом.
Конференция представителей работников считается полномочной, если в ней участвуют не менее двух третей делегатов. Решение принимается открытым голосованием большинством голосов членов коллектива, присутствующих на конференции.
Однако указанные выше положения Закона о банкротстве, регламентирующие порядок избрания представителя работников должника, противоречат Закону Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Так, в соответствии со статьей 38 указанного Закона интересы работников предприятия-должника в ходе процедуры банкротства представляет выборный орган первичной профсоюзной организации, действующей на данном предприятии. Статья 25 этого же Закона указывает на право профсоюзов представлять права и интересы работников предприятия-должника в комитете кредиторов в ходе процедуры банкротства.
Как видим, перед нами две совершенно разные процедуры определения представителя работников должника. Конечно же, такой представитель наделен лишь рекомендательным голосом и не влияет на принятие решений собранием кредиторов. Однако это не значит, что какой-либо недовольный кредитор не захочет «защитить права работников предприятия» и не оспорит решение собрания кредиторов, затянув тем самым процедуру банкротства.
Процедура голосования
Согласно части 4 статьи 16 Закона о банкротстве, кредиторы имеют на собрании кредиторов количество голосов, пропорциональное сумме требований, включенных в реестр требований кредиторов, кратной тысяче гривен.
Указанная норма дает минимум два возможных варианта ее толкования. Первый заключается в том, что голоса определяются целыми числами, а десятые (сотые и т.д.) доли голоса, отображающие задолженность меньше 1000 грн, отбрасываются. Следовательно, кредиторы с задолженностью меньше 1000 грн не принимают участие в голосовании. Второй вариант распределения голосов заключается в том, что к голосованию допускаются все кредиторы, независимо от размера задолженности. При этом голоса подсчитываются с учетом десятых (сотых и т.д.) долей голоса. Думаю, правильным является первый вариант толкования Закона о банкротстве. Если бы законодатель хотел допустить к голосованию всех кредиторов, то он бы написал примерно следующее: количество голосов определяется суммой требований кредитора, включенной в реестр требований кредиторов. Иначе зачем законодателю вводить кратность тысяче гривен, если все равно голосовать будут все кредиторы?
Само голосование проводится открыто. Решение считается принятым, если за него отдано большинство голосов присутствующих на собрании кредиторов (часть 6 статьи 16 Закона о банкротстве).
Комитет кредиторов
При избрании комитета кредиторов может возникнуть несколько вопросов. Первый из них: включаются в комитет исключительно кредиторы или же могут быть избраны и иные лица (в том числе представители кредиторов — юридических лиц)? Ответ можно отыскать в процедуре принятия решений комитетом кредиторов. Поскольку количество голосов кредиторов определяется в зависимости от суммы требований, то участие в комитете кредиторов лиц, не являющихся кредиторами, было бы бессмысленным.
Здесь также можно провести аналогию с наблюдательным советом акционерного общества: если акционером является юридическое лицо, то именно оно избирается членом наблюдательного совета. То есть приходим к выводу, что членами комитета кредиторов могут быть только сами кредиторы, а не их представители или иные лица. Аналогичный вывод был сделан Президиумом Высшего хозяйственного суда Украины в рекомендациях «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Рекомендации ВХСУ) от 4 июня 2004 года.
Следующий вопрос — количественный состав комитета кредиторов. Часть 6 статьи 16 Закона о банкротстве указывает, что комитет кредиторов избирается в составе не более семи лиц. Исходя из буквального толкования данной нормы, можно сделать вывод, что комитет кредиторов может быть избран в составе одного участника. Мне как-то посчастливилось принимать участие в процедуре банкротства, представляя интересы кредитора, который, обладая большинством голосов на собрании кредиторов, инициировал избрание комитета в составе лишь одного кредитора (естественно, себя). Такое избрание, мягко говоря, не очень понравилось другим кредиторам. Не остался в стороне и суд: после рассмотрения жалоб кредиторов было вынесено определение о признании недействительным указанного решения собрания кредиторов. Определение было мотивировано положением части 5 статьи 16 Закона о банкротстве, устанавливающим, что в компетенцию собрания кредиторов входит избрание «членов комитета кредиторов». По мнению суда, поскольку в Законе о банкротстве сказано «членов», а не «члена или членов», создание комитета кредиторов в составе одного лица запрещено.
Полагаю, что логика хозяйственного суда была ошибочной. Суд применил правило: если норма Закона о банкротстве упоминает о каком-либо субъекте во множественном числе, то она не применяется, если такой субъект выступает в единственном числе. Однако если употребить данный тезис к другим положениям Закона о банкротстве, то можно получить много несуразностей. Например, абзац шестой части 1 статьи 18 Закона о банкротстве указывает, что план санации может содержать условие об исполнении обязательств третьими лицами (то есть инвесторами). По логике хозяйственного суда, утверждение плана санации с одним инвестором невозможно. В таком случае должно быть как минимум два инвестора, ведь норма Закона указывает: «третьими лицами», а не «третьим лицом». В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о банкротстве ликвидатор вправе предъявлять третьим лицам требования относительно возвращения дебиторской задолженности банкроту. Руководствуясь приведенным выше умозаключением, хозяйственному суду следует отказать в удовлетворении требований ликвидатора, если у должника-банкрота будет только один дебитор. Перечень примеров можно продолжать довольно долго. Поэтому разумным кажется вывод: комитет кредиторов может состоять из одного кредитора.
К сожалению, описанный выше спор не дошел до высших судебных инстанций. Дело в том, что собрание кредиторов (а вернее — кредитор с большинством голосов) повторно приняло решение об избрании комитета в составе одного кредитора. Участники дела о банкротстве смирились с мыслью о том, что комитет кредиторов может быть избран в составе одного члена, и не стали обжаловать указанное решение во второй раз.
Заседание комитета кредиторов
Если перевести на человеческий язык несуразицу, содержащуюся в части 9 статьи 16 Закона о банкротстве, можно сделать вывод, что голосование комитета кредиторов происходит по тому же принципу, что и голосование на собрании кредиторов: голоса распределяются в зависимости от размера требований кредиторов — членов комитета кредиторов; решение считается принятым, если за него было отдано большинство голосов кредиторов — членов комитета кредиторов, присутствующих на заседании комитета.
В отличие от заседаний собрания кредиторов, Закон о банкротстве не указывает, в каком месте должен заседать комитет кредиторов. Однако злоупотреблять здесь тоже не рекомендуется. Иными словами, можно провести заседание комитета кредиторов хоть и на Луне, однако при условии, что у членов комитета кредиторов будет возможность туда добраться.
Закон о банкротстве не указывает, кто определяет место и время проведения заседания комитета кредиторов, уведомляет об этом членов комитета и организовывает его проведение. Очевидно, решение указанного вопроса находится в компетенции самого комитета кредиторов. Именно его члены путем голосования должны решать, где и когда состоится заседание. Они же и должны определить лицо, которое уведомит об их решении членов комитета кредиторов, не участвовавших в заседании. Функции уведомления членов комитета кредиторов о проведении собрания, организации проведения заседания и оформления решений комитета можно возложить на председателя комитета кредиторов.
Несколько иная процедура проведения заседания комитета кредиторов, на котором будет рассмотрен вопрос об утверждении плана санации. В этом случае комитет кредиторов созывается управляющим санацией. Управляющий санацией письменно уведомляет членов комитета кредиторов о дате, времени и месте проведения заседания комитета и предоставляет возможность предварительно ознакомиться с планом санации. План санации считается одобренным лишь в том случае, если за него отдано большинство голосов кредиторов — членов комитета кредиторов (часть 4 статьи 18 Закона о банкротстве). Как видим, здесь необходимо большинство голосов всех членов комитета, независимо от того, какое количество кредиторов принимало участие в заседании.
Заключение мирового соглашения
Одним из основных полномочий комитета кредиторов, предусмотренных частью 8 статьи 16 Закона о банкротстве, является право принятия решения о заключении мирового соглашения. Иногда заключение мирового соглашения и является конечной целью кредитора, инициировавшего процедуру банкротства должника. Привлекательность мирового соглашения объясняется тем, что оно может привести к результатам, достижение которых возможно лишь посредством процедуры банкротства (например, принудительное прощение долгов либо их рассрочка, обмен требований кредиторов на активы должника либо его корпоративные права и т.д.).
Процедура заключения мирового соглашения и его утверждение довольно детально выписаны в Законе о банкротстве и, казалось бы, обращаться к ним в данной статье нет смысла. Однако законодательную определенность нарушило постановление Судебной палаты по хозяйственным делам Верховного Суда Украины, вынесенное по делу о банкротстве ОАО «Одесский завод «Центролит». В указанном деле устав акционерного общества содержал правило об обязательном утверждении собранием акционеров сделок, заключаемых от имени акционерного общества на сумму, превышающую 20 % уставного капитала общества. По утверждению высшей судебной инстанции, описанное правило может распространяться и на мировое соглашение, заключаемое в процедуре банкротства (а именно на стадии санации).
С указанным заключением согласиться очень трудно. Дело в том, что в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о банкротстве со дня вынесения определения о санации прекращаются полномочия органов управления должника — юридического лица, их полномочия передаются управляющему санацией. Как видим, Закон о банкротстве довольно однозначен — на стадии санации собрание акционеров не имеет полномочий на принятие каких-либо решений. Все полномочия собрания акционеров (как и других органов управления должником) переходят к управляющему санацией.
Если следовать логике указанного выше судебного прецедента, то будет довольно трудно (если вообще возможно) реализовать некоторые положения Закона о банкротстве. Так, в мировом соглашении может быть предусмотрен обмен требований кредиторов на корпоративные права должника. Но какой акционер согласится отдать свои акции, не получив ничего взамен? Кроме того, процедура заключения мирового соглашения слишком затянется. Необходимо дать объявление о проведении собрания акционеров, провести указанное собрание и добиться от акционеров утверждения мирового соглашения. Особенно удачливым придется еще и отстаивать законность решения собрания в судах, в случае если будут поданы иски о признании его недействительным. Описанная процедура никак не вписывается в производство по делу о банкротстве. Более того, она противоречит его целям. Учредители должника должны быть устранены от управления должником, поскольку ранее не смогли обеспечить его нормальную хозяйственную деятельность.
Аннулирование решений собрания кредиторов и комитета кредиторов
Нередко решение собрания кредиторов или комитета кредиторов не устраивает кого-либо из участников процедуры банкротства. В таком случае актуальным становится вопрос обжалования таких решений. К сожалению, этот вопрос оставлен без внимания законодателем — Закон о банкротстве не устанавливает специального порядка обжалования решений собрания или комитета кредиторов.
В качестве выхода из проблемной ситуации хозяйственные суды иногда допускали рассмотрение жалобы на решение собрания или комитета кредиторов. Жалоба рассматривалась в рамках производства по делу о банкротстве. Результатом обжалования было определение суда об удовлетворении жалобы и признании недействительным решения собрания или комитета кредиторов либо отказ в удовлетворении жалобы.
Совершенно иной подход к решению указанной проблемы был продемонстрирован в Рекомендациях ВХСУ. Судебная инстанция указала, что решение собрания кредиторов или комитета кредиторов является способом волеизъявления кредиторов и не может признаваться хозяйственным судом недействительным, поскольку по своей природе не является актом юридического лица, государственного или иного органа. Во время принятия судебных актов по делу о банкротстве суд должен давать оценку таким решениям в соответствии с требованиями статьи 43 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК) и принимать их во внимание, если они не противоречат действующему законодательству.
Процитированный вывод ВХСУ довольно неоднозначен. Дело в том, что статья 43 ХПК Украины регулирует вопросы оценки судом доказательств. Однако назвать решение комитета кредиторов либо собрания кредиторов доказательством довольно трудно. Ведь, во-первых, доказательствами являются любые фактические данные (а не волеизъявление), и, во-вторых, решение собрания либо комитета кредиторов не подпадает ни под одну из разновидностей доказательств (волеизъявление не является ни документом, ни вещественным доказательством, ни пояснением сторон, ни, тем более, экспертизой).
Кроме того, слабым местом позиции ВХСУ является отсутствие реальных способов защиты от неправомерного игнорирования судом решений собрания или комитета кредиторов. Если суд просто проигнорирует указанное решение, довольно трудно будет обжаловать его «бездеятельность» в вышестоящей инстанции.
Очевидно, что вопрос аннулирования юридической силы решений собрания (комитета) кредиторов будет однозначно решен лишь в случае внесения соответствующих дополнений в Закон о банкротстве.
ГАРАНТ:
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 2
к приказу Минэкономразвития РФ
от 1 сентября 2004 г. N 235
Типовая форма бюллетеня для голосования участников собрания кредиторов N 1 Собрание кредиторов _________________________________________________________________________ (наименование и местонахождение должника) «___»___________20 г. _____________________________ (дата проведения) (место проведения) Бюллетень для голосования по _______________________ вопросу повестки дня (порядковый номер) _________________________________________________________________________ (формулировка решения, поставленного на голосование) _________________________________________________________________________ (наименование / Ф.И.О. участника собрания кредиторов) _________________________________________________________________________ (Ф.И.О. представителя участника собрания кредиторов) Общее число голосов участника собрания кредиторов __________________
За | Против | Воздержался |
Разъяснение порядка заполнения бюллетеня Поставьте любой знак в квадрате с выбранным Вами вариантом голосования. Бюллетень, в котором знак поставлен более чем в одном квадрате либо не поставлен ни в одном из них, а также бюллетень, подписанный лицом, не зарегистрированным в журнале регистрации, либо неподписанный бюллетень считаются недействительными. Не допускается заполнение бюллетеня для голосования карандашом и внесение в него каких-либо исправлений. _________________________________________________________________________ (Фамилия, инициалы, подпись участника собрания кредиторов/представителя участника собрания кредиторов)
1. Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. В случае, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее пятидесяти, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета кредиторов.
3. Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:
требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;
принимать решения о созыве собрания кредиторов;
принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;
принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
4. Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек.
5. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом.
Передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается.
6. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.
7. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя. Такое решение оформляется протоколом заседания комитета кредиторов.
8. Регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов.
Комментарий к Ст. 17 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
1. Комитет кредиторов — орган оперативного контроля за деятельностью административного управляющего в период финансового оздоровления, внешнего управляющего — в период внешнего управления и конкурсного управляющего — в период конкурсного производства.
Комитет кредиторов избирается на первом собрании кредиторов (п. 1 ст. 73 Закона о банкротстве) в целях обеспечения их интересов при проведении процедур банкротства должника.
2. В случае, когда в деле о банкротстве участвуют 50 или более конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, создание комитета кредиторов является обязательным. Большое число кредиторов исключает возможность организовать надлежащий контроль за деятельностью арбитражного управляющего со стороны непосредственно собрания кредиторов, проведение которого можно организовывать лишь эпизодически для решения наиболее важных вопросов. В остальных случаях (когда число конкурсных кредиторов и уполномоченных органов менее 50) вопрос об избрании комитета кредиторов решается по усмотрению собрания кредиторов.
3. В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью арбитражного управляющего комитет кредиторов наделен правом получать от него различного рода информацию о финансовом состоянии должника и ходе проведения процедур банкротства (финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства), а также обращаться в арбитражный суд от имени конкурсных кредиторов с заявлениями и жалобами.
При необходимости, например в случае постановки вопроса об отстранении арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последним своих обязанностей, комитет кредиторов вправе инициировать созыв собрания кредиторов (см. комментарий к ст. 14).
4. Членами комитета кредиторов могут быть избраны исключительно представители конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Число членов комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но, во всяком случае, не может быть менее трех человек и не должно превышать 11 человек.
5. В отличие от порядка голосования на собрании кредиторов, на заседании комитета кредиторов каждый из членов комитета обладает одним голосом независимо от объема требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, который он представляет в комитете кредиторов.
6. В п. 6 комментируемой статьи определяется порядок принятия решений комитетом кредиторов: решение считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего количества членов комитета кредиторов.
Ранее из Закона о банкротстве 1998 г. не вытекало, что решения комитета кредиторов должны приниматься только непосредственно на его заседании. Поэтому голосование по тем или иным вопросам могло производиться и путем письменного, телефонного и т.п. опроса членов комитета кредиторов.
Теперь по смыслу п. 5 комментируемой статьи все вопросы, относящиеся к компетенции комитета кредиторов, должны решаться непосредственно на заседании комитета кредиторов. Кроме того, предусмотрено правило, не допускающее передачу членом комитета кредиторов права голоса иному лицу.
7. Закон о банкротстве не содержит каких-либо норм, направленных на регламентацию порядка деятельности комитета кредиторов, напротив, предусматривает, что комитет кредиторов самостоятельно определяет регламент своей работы.
Для участия в заседаниях арбитражного суда и решения иных оперативных вопросов комитетом кредиторов может быть избран представитель комитета кредиторов, полномочия которого оформляются соответствующим протоколом заседания комитета кредиторов.
ние, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения.
Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)
5. Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
Статья 16. Реестр требований кредиторов
1. Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.
Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными стандартами, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов. (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 296-ФЗ; от 27.07.2010 № 219-ФЗ)
2. Решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается собранием кредиторов. До даты проведения первого собрания кредиторов решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается временным управляющим.
Решение собрания кредиторов о выборе реестродержателя должно содержать согласованный с реестродержателем размер оплаты услуг реестродержателя.
В случае, если количество конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, превышает пятьсот, привлечение реестродержателя обязательно. (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ)
3. Не позднее чем через пять дней с даты выбора собранием кредиторов реестродержателя арбитражный управляющий обязан заключить с реестродержателем соответствующий договор.
Договор с реестродержателем может быть заключен только при наличии у него договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Информация о реестродержателе должна быть представлена арбитражным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты заключения договора.
Оплата услуг реестродержателя осуществляется за счет средств должника, если собранием кредиторов не установлен иной источник оплаты услуг реестродержателя.
4. Реестродержатель обязан возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если ведение реестра требований кредиторов передано реестродержателю, арбитражный управляющий не несет ответственность за правильность ведения реестра требований кредиторов и не отвечает за совершение реестродержателем иных действий (бездействие), которые причиняют или могут причинить ущерб должнику и его кредиторам.
5. В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в порядке, установленном статьей 4 настоящего Федерального закона.
6. Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а в случае оспаривания этих требований — на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)
Требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, исключаются из реестра требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)
В случае, если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, судебные акты, устанавливающие размер требований кредиторов, направляются арбитражным судом реестродержателю для включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов.
7. В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов.
При заявлении требований кредитор обязан указать сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, паспортные данные (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).
В случае, если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов — владельцев облигаций представляет определенный в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах представитель владельцев облигаций или депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации, в реестре требований кредиторов указываются сведения об общем размере требований указанных кредиторов и сведения о таком представителе владельцев облигаций или о таком депозитарии. Сведения о каждом кредиторе — владельце облигаций при этом не указываются. (Абзац введен — Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 514-ФЗ)
71. Требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди. (Пункт введен — Федеральный закон от 30.12.2008 № 306-ФЗ)
8. Лицо, требования которого включены в реестр требований кредиторов, обязано своевременно информировать арбитражного управляющего или реестродержателя об изменении сведений, указанных в пункте 7 настоящей статьи.
В случае непредставления таких сведений или несвоевременного их представления арбитражный управляющий или реестродержатель и должник не несут ответственность за причиненные в связи с этим убытки.
9. Арбитражный управляющий или реестродержатель обязан по требованию кредитора или его уполномоченного представителя в течение пяти рабочих дней с даты получения такого требования направить данному кредитору или его уполномоченному представителю выписку из реестра требований кредиторов о размере, о составе и об очередности удовлетворения его требований, а в случае, если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем один процент общей кредиторской задолженности, направить данному кредитору или его уполномоченному представителю заверенную арбитражным управляющим копию реестра требований кредиторов.
Расходы на подготовку и направление такой выписки и копии реестра возлагаются на кредитора.
10. Разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, о размере и об очередности удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам или об уплате обязательных платежей, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению без рассмотрения, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром.
11. Разногласия, возникающие между представителем работников должника и арбитражным управляющим и связанные с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Трудовые споры между должником и работником должника рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством.
Статья 17. Комитет кредиторов
1. Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. В случае, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее пятидесяти, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета кредиторов.
3. Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:
требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)
обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;
принимать решения о созыве собрания кредиторов;
принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;
принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
4. Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек.
5. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом.
Передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается.
6. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.
7. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя. Такое решение оформляется протоколом заседания комитета кредиторов.
8. Регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов.
Статья 18. Избрание комитета кредиторов
1. Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.
Государственные и муниципальные служащие могут избираться членами комитета кредиторов по предложению уполномоченных органов.
По решению собрания кредиторов полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно.
2. Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием.
При избрании комитета кредиторов каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов.
Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.
3. Члены комитета кредиторов избирают из своего состава председателя комитета кредиторов.
4. Протокол заседания комитета кредиторов подписывается председателем комитета кредиторов, если иное не установлено регламентом работы комитета кредиторов.
5. Протокол заседания комитета кредиторов составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения заседания комитета кредиторов, второй — хранится у лица, проводившего заседание комитета кредиторов.
В случае, если заседание комитета кредиторов проводилось не арбитражным управляющим, составляется дополнительный (третий) экземпляр протокола заседания комитета кредиторов, который направляется арбитражному управляющему.
К протоколу заседания комитета кредиторов должны быть приложены копии:
бюллетеней для голосования (если регламентом не предусмотрена иная форма принятия решения);
материалов, представленных членам комитета кредиторов для ознакомления и (или) утверждения;
документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении членов комитета кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
иных документов по усмотрению лица, проводившего заседание комитета кредиторов, или на основании решения комитета кредиторов.
Оригиналы указанных документов подлежат хранению лицом, проводившим заседание комитета кредиторов, до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
Лицо, проводившее заседание комитета кредиторов, обязано обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника — унитарного предприятия, представителю саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представителю органа по контролю (надзору). Расходы на подготовку и направление таких копий возлагаются на лицо, требующее их предоставления.
Сведения о решениях, принятых на заседаниях комитета кредиторов, подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты получения им протокола заседания комитета кредиторов.
(Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 482-ФЗ)
Статья 181. Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника
1. С даты введения наблюдения обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке, не допускается. (В редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 195-ФЗ)
2. Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления вправе обратить взыскание на заложенное имущество должника в следующих случаях:
обращение взыскания на заложенное имущество должника не приведет к невозможности восстановления его платежеспособности;
существует риск повреждения заложенного имущества должника, вследствие которого произойдет существенное снижение его стоимости, а также риск гибели или утраты такого имущества.
Вопрос о возможности обращения взыскания на заложенное имущество должника решается арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению конкурсного кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества.
Обязанность доказывания невозможности восстановления платежеспособности должника в случае обращения взыскания на заложенное имущество возлагается на должника.
(Пункт в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ)
21. В случае обращения взыскания на заложенные права по договору банковского счета требования конкурсного кредитора по обязательству, обеспеченному залогом прав по договору банковского счета, удовлетворяются в размере, не превышающем размера имеющихся на залоговом счете денежных средств на дату подачи предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи заявления конкурсного кредитора, но не более размера обеспеченного залогом по договору банковского счета требования путем списания банком денежных средств с этого счета должника и выдачи их соответствующему конкурсному кредитору или зачисления их на счет, указанный таким кредитором.
Неудовлетворенные требования конкурсного кредитора по обязательствам, которые были обеспечены залогом прав по договору банковского счета, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.
(Пункт введен — Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ)
3. Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления вправе направить арбитражному управляющему и в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, заявление об отказе от реализации предмета залога в ходе финансового оздоровления или внешнего управления. С даты получения арбитражным управляющим такого заявления конкурсный кредитор по требованиям, обеспеченным залогом имущества должника, имеет право голоса на собрании кредиторов до завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
4. Должник вправе отчуждать имущество, являющееся предметом залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им или обременять предмет залога правами и притязаниями третьих лиц только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором залога и не вытекает из существа залога.
5. Продажа предмета залога в ходе финансового оздоровления и внешнего управления осуществляется организатором торгов в порядке, установленном пунктами 4, 5, 8 — 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона.
В качестве организатора торгов выступает арбитражный управляющий или привлекаемая им для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет средств, вырученных от продажи предмета залога. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, арбитражного управляющего.
Начальная продажная цена предмета залога определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о залоге.
В случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах.
Сумма превышения размера оценки имущества, оставленного конкурсным кредитором за собой, над размером обеспеченного залогом требования возвращается должнику.
Продажа заложенного имущества в соответствии с настоящей статьей влечет за собой прекращение залога в отношении конкурсного кредитора, по требованию которого обращено взыскание на предмет залога.
При продаже заложенного имущества требования конкурсного кредитора по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, подлежат удовлетворению за счет средств, вырученных от продажи заложенного имущества.
Не удовлетворенные за счет стоимости предмета залога требования конкурсного кредитора по обязательствам, которые были обеспечены залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.
(Пункт в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 195-ФЗ)
6. Продажа предмета залога в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 138 настоящего Федерального закона. (Пункт введен — Федеральный закон от 19.07.2009 № 195-ФЗ)
(Статья введена — Федеральный закон от 30.12.2008 № 306-ФЗ)