Состав предварительной информации

Состав предварительной информации

Предварительное информирование таможенных органов (ПИ) заключается в предоставлении сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах в таможню государства – члена ЕАЭС, на территории которого расположен пункт пропуска, не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара на территорию ЕАЭС.

Предварительная информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится – в странах – участницах ЕАЭС или в любом другом государстве.

17 июня 2012 г. в странах – участницах ЕАЭС введено обязательное предварительное информирование о прибытии товаров, перемещаемых автомобильным транспортом (Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 899).

Подавать предварительную информацию на товары, ввозимые автомобильным транспортом, можно из программы заполнения «Альта-ГТД» или бесплатной программы «Альта-ПИ» .

Схема предварительного информирования

Заинтересованное лицо в программе «Альта-ГТД» (или «Альта-ПИ») заполняет электронную форму требуемого документа и отправляет ее в систему предварительного информирования России. После успешной передачи документа в систему ПИ, отправителю приходит подтверждение о регистрации предварительной информации с присвоением ей уникального идентификационного номера.

При регистрации ПИ в ФТС России отправитель получает штрихкод с указанием идентификационного номера, который передается водителю для предъявления инспектору на границе. Форму со штрихкодом можно распечатать или сохранить в виде изображения.

Получив штрихкод или УИНП, инспектор запрашивает из системы предоставленную информацию по данному транспортному средству, после чего осуществляет пропуск груза.

С 01 июля 2019 г. действует Решение Коллегии ЕЭК от 17 апреля 2018 г. № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом».

Использование программ «Альта-Софт» для целей предварительного информирования одобрено ЦИТТУ ФТС. Соответствующие испытания успешно завершены 28 июля 2011 г. (свидетельство №2011/00025).

Решением Коллегии ЕЭК от 24.04.2018 № 62 утвержден порядок представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом.

Решение устанавливает единые для стран Союза требования к срокам подачи предварительной информации и случаи ее непредоставления. В документе определен круг лиц, которые обязаны направлять таможенному органу данные о ввозимых товарах, а также состав таких данных в зависимости от целей их дальнейшего использования.

Решением Коллегии ЕЭК от 10.04.2018 № 51 утвержден Порядок представления ПИ о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом.

Порядок определяет состав предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу водным транспортом.

Перевозчик, осуществляющий ввоз товаров, обязан представить предварительную информацию только в объеме сведений, предусмотренных Порядком.

Порядок не применяется, если товары будут перемещаться автомобильным транспортом и железнодорожным транспортом с использованием паромов.

Решением Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 57 утвержден порядок представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию ЕАЭС железнодорожным транспортом.

Порядок определяет состав предварительной информации, лиц, которые обязаны или вправе представлять такую информацию, сроки ее представления, а также случаи, когда предварительная информация может не представляться.

Решением Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 56 утвержден порядок представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию ЕАЭС автомобильным транспортом.

Определен круг лиц, которые обязаны направлять таможенному органу данные о ввозимых товарах, а также состав таких данных в зависимости от целей их дальнейшего использования.

Решение Коллегии ЕЭК от 10.04.2018 № 52 устанавливает Порядок регистрации предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.

Установлено, что регистрация предварительной информации осуществляется таможенным органом государства — члена ЕАЭС автоматически через информационную систему и без участия должностных лиц таможенного органа, если нет оснований для отказа в принятии, предусмотренных ТК ЕАЭС. Определены особенности регистрации ПИ, если она уже содержит номер таможенной декларации.

Также установлено, что после присвоения регистрационного номера ПИ, таможенные органы публикуют сведения о таком номере на своих официальных сайтах в Интернете. Сведения доступны в течение 30 календарных дней с даты их опубликования.

Решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2018 № 214 утвержден Порядок использования предварительной информации в виде электронного документа.

Определены таможенные операции, при совершении которых используется предварительная информация, представленная в виде электронного документа:

Получение разрешения таможенного органа ЕАЭС на осуществление в месте прибытия разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, а также замены транспортных средств международной перевозки, доставивших товары на таможенную территорию Союза, другими транспортными средствами;

Уведомление таможенного органа об осуществлении в месте прибытия разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, а также замены ТСМП, доставивших товары на таможенную территорию ЕАЭС другими транспортными средствами.

Что такое предварительное информирование?

Предварительное информирование (ПИ) — это процедура предоставления сведений о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Данное мероприятие предназначено для проведения предварительной проверки определенных сведений, а также сокращения времени оформление груза на границе. Основным документом, устанавливающим правила предварительного информирования, является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 г. «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

На сегодняшний день технология ПИ регламентирована «Инструкцией об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, с использованием предварительной информации». Данная инструкция введена в действие Приказом ФТС № 1230 от 03.10.2008.

Необходимо отметить, что процедура предварительного информирования таможенных органов ТС введена исключительно для товаров ввозимых (импортируемых) на единую территорию Таможенного союза. В зависимости от вида транспорта, пересекающего границу ТС, различают несколько видов предварительного информирования:

  1. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС автомобильным транспортом (обязательно с 17.06.2012, Решение Комиссии ТС № 899 от 09.12.2011);
  2. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС железнодорожным транспортом (обязательно с 01.10.2014, Решение Коллегии ЕЭК № 196 от 17.09.2013);
  3. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС авиационным транспортом (обязательно с 01.04.2017, Решение Коллегии ЕЭК № 158 от 01.12.2015);
  4. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС морскими транспортом (обязательно с 01.10.2016 на территории свободного порта Владивосток, Федеральный закон № 212-ФЗ от 13.07.2015).

Процедура обязательного ПИ для товаров, ввозимых на территорию ТС автомобильным транспортом

Данная процедура установлена Решением КТС № 889 от 09.12.2011 и введена в действие с 17 июня 2012 года. Согласно этому документу уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители (далее — Заинтересованные лица), обязаны представить в таможенные органы предварительную информацию в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, не позднее чем за 2 часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Способы представления ПИ в таможенные органы:

  • сайт таможенных органов Российской Федерации customs.ru, в частности, портал электронного представления сведений — edata.customs.ru. Указанный портал обеспечивает возможность представления участниками ВЭД в электронной форме предварительной информации о ввозимых товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы ТС на основе веб-технологий с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»;
  • портал таможенных органов Республики Казахстан — pi.customs.kz;
  • в Республике Беларусь для подачи сведений в систему ПИ нужно воспользоваться услугами РУП «БЕЛТАМОЖСЕРВИС», предварительно заключив договор с данным предприятием;
  • для передачи ПИ-сведений также можно воспользоваться специализированным программным обеспечением. Например, программным продуктом «Альта-ГТД PRO» разработки компании ООО «Альта-Софт» — в нем помимо инструмента для подачи декларации на товары присутствует функция формирования документа ПИ и отправки его на сервер баз данных ФТС и в ГТК Республики Беларусь для его последующего использования в соответствии с технологическим регламентом.

Схема ПИ при ввозе товаров автомобильным транспортом выглядит следующим образом:

Рис.№ 1. Схема процесса предварительного информирования для товаров, ввозимых автомобильным транспортом

1

Транспортная компания или отправитель груза сообщает Заинтересованному лицу информацию о транспортном средстве, на котором будет осуществляться доставка товара.

2

Заинтересованное лицо, получив информацию о транспортном средстве, заполняет документ ПИ (TIR или транзитную декларацию) и посредством портала электронного представления сведений ФТС отправляет её на сервер ЦИТТУ ФТС. Информация должна быть представлена не позднее чем за 2 часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Перечень сведений, передаваемых в составе документа ПИ определён в Решении КТС № 899 и зависит от вида таможенной процедуры.

3

Сервер принимает и обрабатывает представленные сведения, а также проводит форматно-логический контроль (ФЛК) представленной информации. В случае успешного прохождения ФЛК заинтересованному лицу передаётся уникальный идентификатор предварительных сведений, который необходимо будет предъявить в пограничном пункте пропуска. Уникальный идентификатор ПИ, подаваемой для целей оформления прибытия и открытия транзита в соответствии с национальным законодательством, обычно формируется в цифровом виде и в виде штрих-кода.

Таможенные органы государств – членов ТС, на территории которых расположено место прибытия товаров и транспортных средств, в течение 2 часов с момента получения ПИ обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками (СУР).

4

Заинтересованное лицо, получив данный идентификационный номер, распечатывает и передаёт документ ПИ водителю транспортного средства или сообщает идентификационный номер диспетчеру транспортной компании, которая готовит товаросопроводительные документы. В случае отсутствия предварительной информации Решением КТС (п.6) для заинтересованных лиц предусмотрена возможность в течение ближайших 2 часов представить необходимую информацию в информационную систему таможенных органов. Для этих целей на российском АПП оборудованы рабочие места, где можно посредством Интернет и портала ФТС России получить уникальный идентификационный номер ПИ о товарах и распечатать его.

5

По прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ документ с распечатанным штрих-кодом предъявляется должностному лицу таможенного органа, расположенного в пограничном пункте пропуска, с целью последующего запроса по этому номеру ПИ из базы данных ЦИТТУ ФТС. В случае перевозки товаров по процедуре МДП в качестве уникального идентификатора используется номер книжки МДП.

6

Считывая штрих-код сканером в штатной системе таможенного оформления и таможенного контроля, должностное лицо автоматически формирует запрос в базу данных.

7

Сервер ЦИТТУ ФТС в автоматическом режиме предоставляет запрошенную таможенным постом информацию. Полученная в ответ на запрос по уникальному идентификатору предварительная информация загружается в штатные программные средства таможенного поста в пункте пропуска.

8

Далее таможенный инспектор осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль в соответствии с установленным порядком, в том числе сопоставляет предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах. В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов государств – членов ТС, сведениям в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием СУР.

Принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее 2 часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства ТС.

Процедура обязательного ПИ для товаров, ввозимых на территорию ТС железнодорожным транспортом

В соответствии с Решением ЕЭК № 196 от 17.09.2013 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» (далее — Решение ЕЭК № 196) с 1 октября 2014 года представление предварительной информации в отношении товаров, ввозимых железнодорожным транспортом, является обязательным.

Решением ЕЭК № 196 предусмотрена двухуровневая система подачи ПИ:

Рис.№ 2. Схема процесса предварительного информирования для товаров, ввозимых ж/д транспортом

1–2

На первом уровне лица, указанные в ст. 42 ТК ТС, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы или иные заинтересованные лица не менее чем за 4 часа до прибытия товаров представляют через Портал ОАО «РЖД» сведения о товарах, необходимые для осуществления предварительного информирования, перевозчику государства – члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Инструкция пользователя информационного портала РЖД:

3–6

На втором этапе перевозчик ОАО «РЖД», который ввозит товары железнодорожным транспортом на единую таможенную территорию ТС, осуществляет консолидацию указанных сведений от заинтересованных лиц и не менее чем за 2 часа до прибытия в место пересечения таможенной границы ТС предоставляет в таможенный орган предварительную информацию.

Перечень сведений, представляемых в составе ПИ, определён Решением Коллегии ЕЭК № 196 и зависит от вида таможенной процедуры.

В случае, если ПИ будет представлена в ФТС не в полном объеме, а также в случае ее несоответствия структуре и формату, определённым техническими требованиями ФТС, — лицу, представившему ПИ, направляется электронное сообщение о непринятии ПИ к рассмотрению с указанием причин. Предварительная информация в этом случае считается непредставленной.

В случае, если ПИ не будет представлена таможенному органу государства-члена в объеме и сроки, определенные Решением Коллегии ЕЭК № 196, то такая партия товара будет отнесена таможенными органами к области риска. Таможенные органы государств – членов ТС будут обязаны принять меры по минимизации такого риска в соответствии с законодательством государств-членов.

17 июля 2012 года вступило в силу Решение Комиссии Таможенного союза ЕврАЗэС от 9.12.2011 года N 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». То есть, процедура предварительного информирования для товаров, ввозимым автотранспортом, стала обязательной.

В соответствии с Решением ЕЭК № 196 от 17.09.2013 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом», с 1 октября 2014 года представление предварительной информации в отношении товаров, ввозимых железнодорожным транспортом, является обязательным.

Преимущества и задачи ПИ:

— Оптимизация и ускорение соверше­ния таможенных операций;
— Значительное сокращение временных и финансовых издержек;
— Возможность для любого заинтересованного лица (экспедитора, перевозчика, отправителя и т. д.) подавать сведения в таможенные органы;
— Повы­шение эффективности таможенного контроля;
— Повышение пропуск­ной способности российских пунк­тов пропуска на внешней границе ТС, в том числе за счет сокращения времени осуществления таможен­ных операций в местах прибытия (инспектору не нужно вручную вводить данные, что резко ускоряет процесс оформления и исключает ошибки);
— Оптимизация таможенного кон­троля за счет выбора его объектов еще до фактического прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска.

Итогом будет повышение уро­вня экономической безопасности государств — членов ТС;

Законодательная база ПИ:

— Таможенный кодекс Таможенного Союза;
— Соглашение о представле­нии и об обмене предварительной информацией о товарах и транс­портных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС, кото­рое ратифицировано Федеральным законом от 15.11.2010 № 304-Ф3;
— Концепция системы пред­варительного информирования та­моженных органов Российской Фе­дерации, утвержденная приказом ФТС России от 10.03.2006 № 192;
— Приказ ФТС России от 26.05.2011 № 1067 «Об утвержде­нии Инструкции о действиях долж­ностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные опе­рации и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру тамо­женного транзита, а также времен­ном хранении».

Процесс предварительного информирования состоит из нескольких этапов:

— Подача заинтересованным лицом предварительных сведений в электронном виде в систему ФТС России (не позднее, чем за 2 часа до прибытия товара).
— Внутрисистемная обработка, форматно-логический контроль и присвоение уникального штрих-кода (идентификатора) предварительных сведений, передача его заинтересованному лицу.

— Предъявление заинтересованным лицом в пограничном пункте пропуска распечатанного с компьютера штрих-кода (т. е. идентификатора) при прибытии товара и транспортных средств на таможенную территорию.
— Запрос в систему, который делает инспектор таможни, считывая штрих-код сканером, с последующей загрузкой предварительной информации в штатные программные средства.
— Осуществление таможенных операций в пункте пропуска.

Система предварительного информирования ФТС России как информационный сервис, доступный для участников ВЭД, функционирует с 2008 года на основании приказа ФТС от 24 января 2008 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет».

Система предварительного информирования позволяет принимать информацию от участников ВЭД через Интернет и сохранять ее в базах данных ЦИТТУ. Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска на границе РФ, могут по запросам получать необходимую предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию РФ.

Одним из направлений реализации информационных технологий в таможенном оформлении является институт предварительного информирования таможенных органов. Порядок предварительного информирования определятся статьей 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (Договор от 27.11.2009 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О Таможенном кодексе Таможенного союза») и Соглашением «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» 2010 г.

При предварительном информировании таможенные органы заблаговременно получают необходимые сведения. Полученная информация анализируется с использованием Системы управления рисками и принимается предварительное решение по действиям таможенного инспектора по прибытии транспортного средства, то есть фактически определяются необходимые формы контроля. Эффективность использования инструмента предварительного информирования достигается при условии, если предварительная информация подана заблаговременно и полностью соответствует всем перевозочным и коммерческим документам, то есть является достоверной.

Говоря о максимальной эффективности предварительного информирования, необходимо помнить одну очень важную деталь: предварительное информирование должно осуществляться не только в интересах таможенных органов, но и для целей остальных контролирующих органов, участвующих в оценке рисков перемещения товаров в цепочке поставок.

Следует отметить, что введению обязательного предварительного информирования должна предшествовать работа над максимальным упрощением технологии представления таможенным органам предварительной информации в электронной форме.

Состав предварительной информации, представляемой при ввозе товаров на таможенную территорию Союза либо вывозе с такой территории в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров, структура и формат такой предварительной информации и порядок ее предоставления определяются Комиссией.

На сегодняшней день приняты решения по обязательному предварительному информированию в отношении ввозимых товаров следующими видами транспорта:

· автомобильным – Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 899;

· железнодорожным – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 г. № 196;

· воздушным – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 декабря 2015 г. № 158;

Также Комиссией рекомендованы для использования:

· структура и формат предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом, в соответствии с Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 ноября 2015 г. № 27 (в редакции Рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 г. № 1, от 2 августа 2016 г. № 12);

· структура и формат предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом, в соответствии с Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 апреля 2016 г. № 5 (в редакции Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 августа 2016 г. № 12).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *