Социальная защита
Содержание
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» установлен дополнительный вид страхования и социального обеспечения граждан, занятых на опасных объектах.
К опасным объектам относятся:
- 1) опасные производственные объекты, на которых:
- а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также представляющие опасность для окружающей природной среды), в том числе автозаправочные станции с заправкой сжиженными углеводородными газами и (или) жидким моторным топливом;
- б) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
- в) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы в многоквартирных домах, а также на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан), канатные дороги, фуникулеры;
- г) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
- д) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
- 2) гидротехнические сооружения: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах и другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца опасного объекта по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим в период действия договора обязательного страхования, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим.
При наступлении страхового случая потерпевший вправе предъявить непосредственно страховой организации требование о возмещении причиненного вреда. Соответствующее заявление потерпевшего направляется страховой организации вместе с документами, подтверждающими причинение вреда и его размер. При этом потерпевший обязан сообщить страховой организации в соответствии с правилами обязательного страхования свои персональные данные, необходимые для осуществления страховой выплаты.
Потерпевшими признаются физические лица, включая работников владельца опасного объекта, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте.
Размер страховой выплаты в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего составляет:
- а) 2 млн руб. – лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда, в случае смерти каждого потерпевшего (кормильца);
- б) сумму, необходимую для возмещения расходов на погребение, – лицам, понесшим эти расходы, но не более 25 тыс. руб.;
- в) сумму, определяемую исходя из характера и степени повреждения здоровья – потерпевшим, здоровью которых причинен вред, но не более 2 млн руб.
Если размер вреда, причиненного потерпевшему, превышает предельный размер страховой выплаты, разницу между страховой выплатой и фактическим размером вреда возмещает владелец опасного объекта.
В случае смерти потерпевшего страховая выплата, предназначенная для граждан, занятых на опасных объектах, осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования.
Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного имуществу, определяется с учетом реального ущерба, причиненного повреждением имущества.
Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности, определяется исходя из понесенных потерпевшим расходов, связанных с переездом к месту временного поселения и обратно, проживанием в месте временного поселения, приобретением жизненно важных материальных средств. Указанные расходы при отсутствии документов, подтверждающих размер расходов, учитываются при определении размера страховой выплаты по нормативам.
Порядок установления факта нарушения условий жизнедеятельности и критерии, по которым устанавливается указанный факт, утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Документы, подтверждающие факт нарушения условий жизнедеятельности на определенной территории, выдаются по требованию потерпевших органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в границах такой территории.
По договору обязательного страхования страховая организация не возмещает:
- а) вред, причиненный имуществу владельца опасного объекта;
- б) расходы потерпевшего, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих гражданско-правовых обязательств;
- в) вред, причиненный имуществу потерпевшего, умышленные действия которого явились причиной аварии на опасном объекте;
- г) убытки, являющиеся упущенной выгодой, в том числе связанные с утратой товарной стоимости имущества, а также моральный вред.
Страховая организация освобождается от обязанности осуществить страховую выплату, если вред потерпевшим причинен в результате аварии на опасном объекте, произошедшей вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок, а также в результате диверсий и террористических актов.
Если страховые выплаты должны быть произведены нескольким потерпевшим и сумма их требований, предъявленных страховой организации на день первой страховой выплаты по этому страховому случаю, превышает размер страховой суммы:
- – в первую очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевших – физических лиц;
- – во вторую очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного имуществу потерпевших – физических лиц, в том числе в связи с нарушением условий жизнедеятельности;
- – в третью очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного имуществу потерпевших – юридических лиц.
Страховая выплата осуществляется по выбору потерпевшего путем наличного или безналичного расчета. Днем исполнения страховой организацией обязанности по осуществлению страховой выплаты считается день поступления денежных средств на банковский счет потерпевшего или день выплаты денежных средств из кассы страховой организации.
Компенсационные выплаты (устанавливаются с 1 июля 2012 г.)
Компенсационные выплаты в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшим – физическим лицам, осуществляются в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие:
- 1) проведения в отношении страховой организации процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве) и предусмотренной федеральным законом;
- 2) отзыва у страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности;
- 3) неустановления лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;
- 4) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им законных обязанностей.
Компенсационные выплаты в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшим – юридическим лицам, осуществляются в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие:
- 1) проведения в отношении страховой организации процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве) и предусмотренной федеральным законом;
- 2) отзыва у страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности.
По требованиям потерпевших компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков в соответствии с законодательством. Рассмотрение требований потерпевших о компенсационных выплатах могут осуществлять страховщики, действующие за счет профессионального объединения страховщиков на основании заключенных с ним договоров.
Компенсационные выплаты устанавливаются в размере:
- 1) 2 млн руб. – в части возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти каждого потерпевшего (кормильца);
- 2) произведенных расходов, но не более 25 тыс. руб. – в счет возмещения расходов на погребение каждого потерпевшего;
- 3) причиненного вреда, но не более 2 млн руб. – в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего;
- 4) причиненного вреда, но не более 200 тыс. руб. – в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпевшего;
- 5) причиненного вреда, но не более 360 тыс. руб. – в части возмещения вреда имуществу каждого потерпевшего – физического лица, за исключением вреда в связи с нарушением условий жизнедеятельности;
- 6) причиненного вреда, но не более 500 тыс. руб. – в части возмещения вреда имуществу каждого потерпевшего – юридического лица.
Компенсационные выплаты уменьшаются на сумму, равную сумме произведенного страховщиком и (или) страхователем частичного возмещения вреда.
Социальная защита — это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.
Объекты социальной защиты
Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:
-
пенсионеры, в том числе одинокие;
-
инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
-
безработные;
-
чернобыльцы;
-
инвалиды;
-
дети сироты;
-
многодетные семьи;
-
малообеспеченные граждане;
-
матери-одиночки;
-
граждане, не имеющие постоянного места проживания;
-
инфицированные ВИЧ.
Формы социальной защиты
Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.
Таким образом, к формам социальной защиты относятся:
-
проведение мероприятий по социальному обеспечению;
-
предоставление услуг по социальному страхованию;
-
оказание социальной помощи.
Рассмотрим эти формы социальной защиты.
Социальное обеспечение
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Социальное страхование
Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.
Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.
Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).
При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
Социальная помощь
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Основные принципы социальной защиты
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
-
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
-
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
-
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
-
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
-
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Меры социальной защиты
К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:
-
Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;
-
Меры по преодолению безработицы;
-
Поддержка многодетных семей;
-
Выплата пособий на детей;
-
Контроль за соблюдением прав детей.
Виды социальной защиты
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Система социальной защиты в Российской Федерации
Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:
-
Пенсионный фонд Российской Федерации
-
Фонд социального страхования Российской Федерации
-
Фонд обязательного медицинского страхования.
Средства социальной защиты
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
-
нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
-
социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
-
анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
-
существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
-
создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
-
организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
Выводы
Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.
Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.
В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.
Социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.
Система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:
- трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
- социально уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она осуществляется, а, с другой – институциональную, то есть систему институтов, ее обеспечивающих (государство, профсоюзы и другие общественные организации).
Социальная защита должна охватывать следующие направления:
- обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;
- создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;
- обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;
- обеспечение экологической безопасности членов общества;
- защита граждан от преступных посягательств;
- защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;
- создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;
- защита от политического преследования и административного произвола;
- обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
- создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;
- обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.
Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 конституции Российской Федерации. Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; другие нормативные акты министерств и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и организаций.
Социально-экономические преобразования российского общества, направленные на утверждение и развитие рыночных отношений, делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан вообще и работников предприятий и организаций в частности, чрезвычайно актуальной. С одной стороны, эти преобразования усиливают социальную защиту граждан, но с другой, требуется принимать гораздо больше усилий по социальной защите в некоторых важных отраслях жизнедеятельности человека: защиты от безработицы, инфляции, материальной необеспеченности значительной части граждан и др. Главным сегодня является усиление социальной защиты от снижения жизненного уровня трудящихся, забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников.
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
179 2007. №2
УДК 331 (075.5)
Н.Н. Олимских
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Рассмотрены содержание социальной защиты населения, ее формы и виды, особенности социального страхования и социальной помощи, дано авторское определение социальной защиты населения.
Ключевые слова: социальная защита, социальные гарантии, социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, население, адресность.
Одной из форм конкретной практической реализации социальноэкономической политики является социальная защита населения (в некоторых источниках — защита социальная).
Категория «социальная защита населения» не нова и имеет свою историю. Первые механизмы социальной защиты были созданы в Германии в конце XIX в., когда государство выделяло весьма значительные средства на различные социальные программы. Широко известны американский Закон по социальной безопасности (1935), предусматривающий оказание помощи престарелым и нетрудоспособным, опыт Новой Зеландии (1938), нашедший отражение в международных законодательных актах (конвенциях МОТ).
Что касается нашей страны, стоит отметить, что практическая реализация социальной защиты в Советском Союзе (СССР) находила отражение в виде организации социального обеспечения, которое представляло собой государственную систему социально-экономических мероприятий по обеспечению и обслуживанию граждан страны в старости и при нетрудоспособности, а также других лиц, нуждающихся в помощи, за счет общественных фондов потребления.
Общественные фонды потребления являлись частью национального дохода социалистического общества и использовались наряду с оплатой по труду для более полного удовлетворения потребностей населения. Источниками финансирования общественных фондов потребления были средства государственного бюджета, предприятий, общественных организаций. При этом преобладающая часть средств поступала из госбюджета (70%). Государственные предприятия и организации за счет прибыли создавали фонды социальнокультурных мероприятий и жилищного строительства и др. В колхозах отчисляли средства на образование фонда культурно-бытовых мероприятий, фонда социального обеспечения и материальной помощи колхозникам. Средства этих фондов также участвовали в формировании общественных фондов потребления.
Посредством общественных фондов потребления государство воздействовало на формирование структуры доходов и потребления в целях создания относительно равных условий или выравнивания социально-экономического
положения различных социальных групп, слоев и классов, а также для содержания нетрудоспособных.
Средства из общественных фондов потребления поступали населению в виде денежных выплат, в форме бесплатного или льготного обслуживания. К денежным выплатам относились пенсии, пособия, стипендии. К бесплатным льготным услугам относилось обучение, лечение, услуги культурнопросветительных и спортивных организаций, общественное воспитание детей, организованный отдых, а также расходы государства на содержание жилого фонда.
Основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: многообразие его видов, всеобщность, предоставление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств, высокий уровень обеспечения.
Средства, направляемые на социальное обеспечение, сосредотачивались в государственном бюджете, в бюджете государственного социального страхования, в централизованном союзном фонде социального обеспечения колхозников и централизованном союзном фонде социального страхования колхозников.
Общее руководство социальным обеспечением в СССР осуществляли высшие органы государственной власти и государственного управления. Верховный Совет СССР принимал законы по вопросам социального обеспечения. Он утверждал планы экономического и социального развития и государственный бюджет СССР, которые предусматривали основные мероприятия по социальному обеспечению и ассигнования на эти цели. На основе этих законов Совет Министров СССР издавал постановления, регламентирующие и детализирующие порядок проведения в жизнь важнейших вопросов социального обеспечения. Непосредственное руководство и управление социальным обеспечением отнесены были к ведению союзных и автономных республик.
Краевые, областные, городские и районные Советы народных депутатов, их исполнительные комитеты и постоянные депутатские комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению руководили социальным обеспечением и контролировали его реализацию на своей территории.
Такой подход к организации социального обеспечения в Советском Союзе не назывался социальной защитой. Представлялось, что в условиях социализма защищать людей не от кого и не от чего, их нужно обеспечивать.
Подобное отношение к социальной защите, на наш взгляд, складывалось потому, что в советской Конституции было определено право человека на труд, гарантировалось трудообеспечение, провозглашалось отсутствие безработицы и гарантировалось обеспечение в старости, в случае потери трудоспособности и т.д.
Становление рыночных отношений в России обострило социальные проблемы, породило безработицу и другие характерные для рыночного хозяйствования черты и особенности. В статье 37 Конституции Российской Федерации (1993) появилась формулировка о труде свободном, о праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду.
Однако, на наш взгляд, сочетание длительной (в течение 70 лет) социалистической идеологизации населения с конституционным правом на труд и широким диапазоном социальных государственных обязанностей сыграло свою отрицательную роль в 90-х гг. в России. Во-первых, в течение пусть даже непродолжительного времени, но все-таки страна существовала в условиях законодательного вакуума (а по некоторым вопросам социального характера до настоящего времени либо нет вообще четкого законодательства, либо оно существует и наполнено серьезными недостатками и проблемами, которые нужно заполнять соответствующими инструкциями). Во-вторых, преодоление устоявшихся идеологических и психологических позиций, которые еще и существенно ориентированы (или влияют) на материальное благосостояние, — дело сложное и небыстрое. В-третьих, законы рынка объективны и они оказали свое влияние (позитивное или негативное) на политическую, экономическую, социальную ситуацию в стране, что в настоящее время принято называть ходом реформ, периодом реформ, результатом реформ и т.д. В таких условиях, естественно, и практики, и ученые обратились к изучению зарубежного опыта, и данное обращение не исключило необходимость изучения организации социальной защиты за рубежом, использования этой категории и направления практической деятельности, создания системы социальной защиты в России с ориентацией именно на такую категорию, как «социальная защита населения», потому что в условиях рынка необходима именно зашита, а возможно, и защита в виде обеспечения.
В литературе «социальная защита населения» трактуется в широком и узком смысле.
Сгруппируем наиболее распространенные точки зрения по поводу сущности «социальной защиты населения».
Позиция специалистов МВТ: «Широкий подход — охватывающий фактически всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда» . На наш взгляд, отрицательным моментом этой позиции является ограничение сферы жизнедеятельности человека процессом труда. Социальная защита населения за пределами трудоспособного возраста, как нам представляется, в этом определении не предусмотрена. «Узкий подход — охватывающий социальное страхование и социальную помощь (как механизм социальной защиты)».
Мнение В.Д.Роика по поводу содержания социальной защиты таково: в широком смысле — «это комплекс мер по защите работников от социальных рисков… охватывает всю сферу жизнедеятельности работников», в узком смысле — «отдельные составляющие этой сферы» .
Другие отечественные авторы приводят свои определения относительно «социальной защиты населения» только в широком смысле слова.
Б.В.Ракитский: «…тот общественный порядок, в котором объекты могут опираться на общественный строй при выдвижении и отстаивании своих интересов, при формировании и отстаивании своего положения в обществе» .
В.К.Сенчаков: «… — это определенный комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности» .
В.И.Щербаков: «… многогранная система взаимосвязанных со всеми законодательными и исполнительными решениями разных уровней экономических, правовых и социальных гарантий того, что будут соблюдены важнейшие социальные права каждого члена общества» .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Н.А.Горелов: «… — действия, обеспечивающие реализацию социальных гарантий. Обеспечивается путем создания систем социального страхования и социальной помощи. Выделяется активная социальная зашита {предполагает активную политику на рынке труда и привлечение средств граждан в систему социального страхования) и пассивная социальная защита (заключается в преимущественном использовании средств государственных и общественных организаций)» .
Е. В. Тишин: «…система законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающих всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада … а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям … преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную поддержку в различных ее формах» .
В кандидатской диссертации Д.Г.Дорохина социальная защита в широком смысле слова представлена тремя блоками (или подсистемами):
— социальная защита трудоспособного населения, работающего (занятого) населения;
— социальная защита нетрудоспособного и социально слабого населения;
— защита жизненных прав и интересов всего населения в социальнокультурной сфере (образование, охрана здоровья, культура).
Причем второй из приведенных блоков Д.Г. Дорохин называет социальной защитой в узком смысле слова (собственно социальной защитой). .
Приведенные выше точки зрения позволяют говорить о том, что многие авторы рассматривают социальную защиту населения в широком и узком смысле, выделяют активную и пассивную социальную защиту, в качестве ее объекта выделяют трудоспособное, социально уязвимое и другие категории населения. В этом многообразии, нам представляется, видны преимущества и недостатки отдельных определений.
Мы считаем, что все приведенные трактовки социальной защиты населения, во-первых, имеют право на существование, во-вторых, не лишены недостатков, поскольку некоторые из них ориентированы не на раскрытие (отражение) сущности категории, а на комплекс мер по реализации конкретных гарантий и прав, на общественный порядок, поддержку трудоспособного и нетрудоспособного населения, то есть на конкретные меры или практические
мероприятия.
«Современный экономический словарь» (1998) также содержит рассматриваемую категорию, но не вносит существенного уточнения в ее смысл: «Защита социальная — совокупность принимаемых государством мер по социальной защите и поддержке населения». В приведенном определении мы видим даже тавтологию.
Учитывая вышеизложенное, а также рассмотрев другую имеющуюся литературу по проблемам социальной защиты населения, сформулируем своё определение рассматриваемой категории.
Мы полагаем, что социальная защита населения — это теоретикоэкономическая категория и конкретная социально-экономическая практическая деятельность, предполагающая определение и выявление актуальных направлений и установленный порядок обеспечения достойных условий жизни и свободного развития всех групп населения социального государства посредством проведения им социально-экономической политики, основанной на действующих в данной стране международных, общенациональных (разработанных и принятых в этой стране), региональных нормативнозаконодательных актах.
Причем поскольку под социальной защитой населения мы понимаем еще и конкретную социально-экономическую практическую деятельность, нацеленную на защиту населения от всех видов риска, в том числе социального, экономического, профессионального, постольку считаем вполне правомерным использование категорий «социальная защита» и «социально-экономическая защита» как синонимов. В дальнейшем это положение следует учитывать.
Широкий смысл этого понятия заключается в выявлении актуальных на определенный период направлений социальной защиты всех групп населения (трудоспособных, нетрудоспособных, социально уязвимых и т.д.) с учетом национальных, региональных особенностей и обеспечении им достойных условий жизни и свободного развития.
Узкий смысл категории «социальная защита населения», на наш взгляд, заключается в обеспечении практической защищенности каждой из групп населения в соответствии с проводимой социально-экономической политикой и имеющейся нормативно-законодательной базой, которая и предусматривает социальные гарантии, льготы и т.п.
Социальные гарантии — это конкретное проявление социальной защиты конкретной группы населения. Гарантировать и выполнять гарантии — это конкретные обязательства и дела (мероприятия, бюджеты и т.п.), имеющие адресную направленность, содержание, смысл. Отличительной особенностью наших рассуждений является то, что широкий и узкий смысл понятия «социальная защита населения» сводится не к делению населения на различные категории, а ориентирован на тот уровень и объем задач, которые решаются на определенном этапе социально-экономического развития страны, региона, административной территории, определяя здесь направления социально-экономической политики.
Социальная защита, на наш взгляд, может быть представлена в раз-
личных видах:
— непосредственной защиты (например, установление гарантированной минимальной оплаты труда, тарифной ставки первого разряда и т.д.);
— самозащиты (например, в настоящее время в России в соответствии с законодательством человеку предоставлено право работать в нескольких организациях без ограничения размера доходов, с условием представления информации в виде декларации о доходах в налоговые органы. Стремление получить больше средств к существованию при наличии свободного времени, мы полагаем, можно рассматривать как вариант самозащиты, разрешенной законодательством);
— поддерживающей защиты (например, пенсионное обеспечение, адресные пособия, дотации и др.);
— профилактической защиты (например, создание благоприятных условий труда на производстве, внедрение комплекса мер по профилактике профзаболеваний, проведение инструктажа и др.);
— компенсационной защиты (например, пособие по безработице, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по инвалидности и др.).
Форма социальной защиты может быть денежной и неденежной:
денежная — это обеспечение своевременной выплаты заработной платы, правильная организация оплаты труда, трудовые пенсии (по старости с учетом стажа, участникам войны, инвалидам ВОВ), социальные пенсии (инвалидам с детства, детям, потерявшим родителей, лицам старше трудоспособного возраста, не имеющим трудового стажа), пособия семьям с детьми, пособие по безработице и др;
неденежная — оказывается наиболее беззащитным и беспомощным группам населения в виде специального обслуживания (в том числе в домах престарелых, пансионатах, интернатах), бесплатного питания, отделения дневного пребывания в стационарах, посещения на дому, психологической помощи.
В числе методов реализации социальной защиты населения в условиях рынка считаем целесообразным выделить следующие:
— нейтрализация инфляции (преодоление обесценения пособий, заработной платы, пенсий в связи с повышением стоимости жизни, удорожания потребительской корзины и всего бюджета прожиточного минимума) посредством индексации — процентное увеличение пособий, пенсий, заработной платы в связи с процентным ростом цен; компенсации — предоставление специальных денежных выплат получателям пособий, пенсий в связи с ростом цен;
— разграничение видов социальной помощи;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— оценка нуждаемости;
— выделение интересов детей, инвалидов, пенсионеров в качестве приоритетных;
— переход на заявительную форму предоставления помощи;
— адресность социальной помощи.
По мнению специалистов Международного бюро труда, социальная защита может осуществляться в виде социального страхования и социальной помощи.
Мы разделяем эту точку зрения.
Социальное страхование — особая организационно-правовая форма социального обеспечения. Государственное социальное страхование в России сегодня реализуется через государственные внебюджетные социальные фонды.
Негосударственные социальное страхование представлено в России негосударственными пенсионными фондами, негосударственным медицинским страхованием.
В системе социальной защиты населения следует выделить направление практического характера — социальное обслуживание. Это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальные службы — учреждения, организации, независимо от формы собственности предоставляющие социальные услуги.
Основными принципами социального обслуживания являются: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
К учреждениям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся следующие: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, центры психологопедагогической помощи, специальные дома для одиноких и престарелых, геронтологические центры, иные учреждения и предприятия, предоставляющие социальные услуги. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Оценка Международной программы ПИАКТ МВТ. Женева, 1984. 87с.
2. Роик В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. М.: Черноголовка, 1994. 282 с.
3. Ракитский Б.В. Социальная защищенность и ее типы // Вопр. экономики. 1992. №7.
С.4-17.
4. Социальная защищенность в переходный период к рыночной экономике // Тез. доклада к Междунар. конф. 2-23 сентября 1993 г. ЮНЕСКО — Мировой Банк. Экономическая академия. Министерство экономики РФ. Россия. М, 1993. 31 с.
5. Советский рынок социальная защита человека. Учеб. пособие. М.: Дело, 1991. 203 с.
6. Г орелов Н.А., Тучков А.И. Энциклопедия труда и занятости. СПб; 1997. 239 с.
8. Дорохин Д.Г. Формирование региональной системы социальной защиты населения: Автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 1998. 18 с.
9. Социальное страхование в России и зарубежных странах: Практ. пособие. М.: Ин-т труда, 1997. 176 с.
Поступила в редакцию 19.11.06
N.N. Olimskih
Social Welfare and Safety: concept and content
1. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.