Социально значимые заболевания 2018

Социально значимые заболевания 2018



О.В. Романовская,

д.ю.н., профессор кафедры частного и публичного права Пензенского государственного университета, г. Пенза, Россия, vlad93@sura.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ, СТРАДАЮЩИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ1

УДК 342.922

Романовская О.В. Правовые основы оказания медицинской помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности оказания медицинской помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Выделяется понятие инфекционных заболеваний. Представлены статистические данные. Определен порядок оказания медицинской помощи гражданам, страдающим туберкулезом и ВИЧ-инфекцией. Указывается на недостатки в правовом регулировании оказания медицинской помощи без согласия пациента. Так, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит специальной главы, в которой бы раскрывался порядок дачи судебной санкции на принудительные освидетельствование и госпитализацию лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. В российском законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие меры административного принуждения по отношению к гражданам указанной категории.

Ключевые слова: заболевание, социальная опасность, судебная санкция, особое производство, принудительная госпитализация.

Статья 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2 (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан) посвящена медицинской помощи двум группам граждан:

1) страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 7153 (в него входят: туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция, злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением);

2) страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (перечень утвержден указанным выше Постановлением №715,

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-03-00132.

Собрание законодательства РФ. — 2004. — №31. — Ст. 3215. Собрание законодательства РФ. — 2004. — №49. — Ст. 4916.

О.В. Романовская, 2014 г.

но имеет свои уточнения, включает как некоторые заболевания из первого перечня (например, ВИЧ-инфекция, гепатит С, так и другие: чума, холера, сибирская язва и др.).

Сами понятия групп заболеваний в Законе об основах охраны здоровья граждан не даны. В статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»4 закрепляется понятие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, — это инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия). Как видно, в определение добавляется прилагательное «инфекционные», однако ссылки законов указывают, что перечни в них идентичны. Это требует приведения терминологии к единому «знаменателю».

Если обратиться к обоим перечням, изложенным в Постановлении №715, то можно увидеть, что и тот, и другой перечни небольшие, но включают в себя именно те заболевания, которые вызывают наибольшую обеспокоенность со стороны общества и государства. Инфекционные заболевания характеризуются скоростью распространения. А каждая болезнь из первой группы практически определяет уровень смертности в нашем государстве. Именно по ним возникают наибольшие проблемы в силу их распространенности, но в рамках данной статьи остановимся на проблемах правового регулирования оказания медицинской помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Статистика выглядит неутешительно. Так, выявлено больных туберкулезом (впервые) — 97,5 тыс., сифилисом — 47,3 тыс. Причем в Республике Тыва, например, заболеваемость по сифилису в 2010 г. была в 5,8 раза выше среднероссийского показателя. Высокие показатели заболеваемости сифилисом наблюдались в Еврейской автономной области, Амурской области, Республике Хакасия, Забайкальском крае (в 2,6-3,3 раза выше), Иркутской, Кемеровской областях, республиках Алтай, Бурятия, Хабаровском крае, Удмуртской республике (в 1,9-2,3 раза выше). В 2012 г. зарегистрировано 59 700 человек (в 2011 г. — 59 600) с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (диагноз установлен впервые в жизни), всего зарегистрировано больных — 438 4005. По абсолютному числу новых зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции Россия лидирует среди всех стран мира. В 2012 году в Великобритании было зарегистрировано 6358 новых случаев ВИЧ-инфекции, во Франции — 4066, в Италии — 3898, в Испании — 3210, в Германии — 2954, всего во всех странах Европейского союза — 29 381 (5,8 на 100 тысяч населения). В 2011 году в США был зарегистрирован 42 181 новый случай ВИЧ-инфекции с учетом штатов, которые своевременно не представили данные, расчетное число новых случаев составляет 49 2736.

Россия лидирует в европейском рейтинге по частоте инфекционных заболеваний. По туберкулезу мы занимаем четвертое место (127,5 на 100 тысяч населения), по вирусному гепатиту В — первое (35,7 на 100 тысяч, Дания, например, — 0,8 на 100 тысяч насе-

4 Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

5 Федеральная служба государственной статистики / URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/popu-lation/zdrav/zdr2-2.xls

6 Ладная Н., Покровский В., Соколова Е. ВИЧ-инфекция в России сегодня / http://demoscope.ru/week-ly/2014/0599/tema02.php

№11 Менеджер

ления), по сифилису — второе место (кстати, в 2008 г. 229,9 на 100 тысяч населения7), уступая только Казахстану, по вновь зарегистрированным случаям ВИЧ-инфекции — также второе место, уступая только Эстонии (в России 60,6 на 100 тысяч населения8, а в Венгрии — 0,8 на 100 тысяч)9. Хотя намечается тенденция по улучшению ситуации (что показывает снижение числа впервые зарегистрированных социально значимых заболеваний), но она не должна обусловливать отход от активных мер противодействия.

3акон об основах охраны здоровья граждан определяет лишь общие параметры оказания медицинской помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Так закрепляется, что указанная помощь предоставляется в соответствующих медицинских организациях. Основные гарантии лицам, страдающим некоторыми опасными заболеваниями, предусматриваются специальными федеральными законами. 3акон об основах охраны здоровья граждан закрепляет таким образом лишь общий признак. Н.В. Путило считает такой метод правового регулирования перспективным, но отмечает недостаток: «…помимо конкретики правового регулирования, исходящей из специфики заболевания и его лечения, взаимоотношений лиц, страдающих этим заболеванием, с окружающим миром, в подобных законах имеется много дублирующих и декларативных норм, положений, лишенных «юридической нагрузки»10.

В настоящее время действует Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»11, статья 7

которого предусматривает: «Оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Противотуберкулезная помощь оказывается как при добровольном согласии граждан, так и при его отсутствии в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом. Для оказания помощи больным туберкулезом создаются медицинские противотуберкулезные организации, имеющие соответствующие лицензии. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, проходят обследование в целях выявления туберкулеза. Предусматривается вакцинация против туберкулеза в целях его профилактики. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан. Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза определены Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. № 89212. Этим же Постановлением утверждены Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом и Порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза.

Следует учитывать, что диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей. Решение о необходимости диспансерного наблюдения или его прекращения принимает-

8 По 2010 г. распространенность заболевания составляет 352,4 на 100 тыс. населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Атлас здоровья в Европе. М., 2004. Ситуация по ВИЧ-инфекции только ухудшилась.

10 Путило Н.В. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан: на пороге перемен//Журнал российского права. — 2010. — № 10.

11 Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 26. — Ст. 2581.

12 Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 53 (ч. 2). — Ст. 5185.

ся комиссией врачей, назначенной руководителем медицинской противотуберкулезной организации, которая оказывает противотуберкулезную помощь в амбулаторных условиях, и оформляется в медицинской документации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении, о чем в письменной форме извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению (статья 9 Закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»).

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»13 (Закон о предупреждении ВИЧ). Отношение к ВИЧ-инфекции отличается высоким уровнем общественного резонанса. Так, 12 мая 2014 г. министр здравоохранения России В. Скворцова приняла участие в Четвертой конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии (г. Москва), определила озабоченность государства ростом численности заболевших, отметив: «Российской Федерацией уделяется большое внимание развитию научных направлений с выработкой как современных средств профилактики ВИЧ-инфекции — один из таких опытных образцов российской вакцины против ВИЧ-инфекции будет подготовлен уже к концу этого года и вступит в фазу клинических исследований, так и соответственно современных препаратов, которые позволят прервать ВИЧ-инфекцию на ранней стадии заболевания».

Нередко слышны мнения, что ВИЧ — это наказание за «беспутный» образ жизни, так как основной группой риска являются наркоманы, лица, занятые в сфере оказания сексуальных услуг, гомосексуалисты. Предлага-

лось даже предавать огласке случаи таких заболеваний. Кстати, известны истории преднамеренного заражения ВИЧ-инфицированными. Так, Окружной суд штата Огайо (США) вынес приговор 29-летнему Андре Дэвису (экс-боксер по прозвищу «гангстер любви»), который сознательно заражал девушек СПИДом (доказано 14 эпизодов). В итоге — 32 года пребывания в тюрьме14. В 2012 г. рассматривалось уголовное дело, возбужденное в Швейцарии в отношении иглоукалывателя-самоучки по факту преднамеренного заражения 16 человек вирусом иммунодефицита. Как оказалось, мужчина практиковал акупунктуру только с целью инфицирования своих жертв столь опасным заболеванием. Он специально проводил процедуру иглами, на которых присутствовали остатки зараженной крови. Примечательно, что сам обвиняемый не является ВИЧ-по-ложительным15. В нашем государстве также предаются огласке аналогичные случаи из судебной практики. Часть 2 статьи 122 Уголовного кодекса РФ устанавливает за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Тем самым данное преступление относится к категории средней тяжести.

Впервые удар по «порочности» ВИЧ-инфицированных был нанесен массовым заражением несовершеннолетних в Элисте (это еще было в советские времена), произошедшим из-за халатности медперсонала. Общество поняло, что ВИЧ может прийти не только в дом наркомана или проститутки, но и к еще не осознавшему ничего в этом мире ребенку. Распространенность заболевания, отсутствие эффективных способов лечения придают проблеме ВИЧ международный характер. В 1996 г. во время Второй международной

14 http://www.medikforum.ru/news/health/sex/17216-za-umyshlennoe-zarazhenie-spidom-32-goda-tyurmy.html

№11 Менеджер

3014 здравоохранения /

консультации по ВИЧ/СПИДу и правам человека, проводимой под эгидой ООН, были выработаны Международные руководящие принципы по поощрению и защите прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом. В руководящем принципе 3 указывается, что законодательство в области общественного здравоохранения должно обеспечивать, чтобы медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проводилось лишь в том случае, когда лицо дает на это осознанное согласие. Исключения из принципа добровольности медицинского освидетельствования должны допускаться лишь при наличии специального разрешения суда, выданного после надлежащей оценки важных соображений, связанных с неприкосновенностью частной жизни и свободы16. Указанные руководящие принципы допускают разглашение врачом информации о наличии ВИЧ-инфекции партнеру по половым отношениям своих пациентов, но с учетом каждого индивидуального случая и этических соображений. Однако обращает внимание значимый момент: международные принципы допускают освидетельствование без согласия самого пациента, но на основании судебного решения.

Международные принципы подчеркивают, что по возможности имя инфицированного даже при беседе с его половым партнером не должно разглашаться. Общество заинтересовано в выявлении данного заболевания, но оно заинтересовано и в том, чтобы человек самостоятельно обращался за профессиональной помощью. Подобное возможно только при атмосфере терпимости к таким больным, гарантирования анонимности. При этом международные принципы специально закрепляют, что обязательное тестирование оправдано только при донорстве органов и (или) тканей. Особое внимание в практике законодательного регулирования уделяется шифрованию данных о ВИЧ-инфицированных в информационных системах публичных орга-

нов. Упоминание в официальных документах, предназначенных для широкого круга использования, не допускается, устанавливается режим секретности, фамилии больных кодируются.

Анализ указанных нормативных актов показывает одну из серьезных проблем в оказании медицинской помощи гражданам, страдающим социально опасными заболеваниями. Это связано с оказанием помощи вне согласия самого инфицированного. Если в отношении больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией установлены специальные правила, то в отношении других заболеваний действуют общие правила Закона об основах охраны здоровья граждан.

Так, статья 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает основания для обязательного обследования и лечения больных туберкулезом. В случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия.

Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения. Российское законодательство описывает процедуру принятия решения о принудительной госпитализации. Медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию также может быть как добровольным, так и

ВИЧ/СПИД и права человека. ООН, Нью-Йорк и Женева, 1998, с. 27.

№11

обязательным. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей. Обязанность по соответствующему освидетельствованию устанавливается также для работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций. Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. №101717. Утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»18. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. №221 утверждены Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)19.

Однако рассмотрим ситуацию, если гражданин заболел чумой, холерой или сибирской язвой. Профилактика данных заболеваний определяется санитарными правилами, в которых стандартной нормой закрепляется: в случае выявления данного заболевания больной немедленно подлежит госпитализации. Предусматривается вакцинация граждан. Часть 9 статьи 20 Закона об основах охраны здоровья граждан устанавливает, что медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Порядок оказания медицинской помощи без согласия пациента в данном законе не прописан. Феде-

ральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» вообще не содержит правила вакцинации без согласия самого гражданина. Хорошо, если гражданин понимает серьезность ситуации и будет руководствоваться предписаниями медицинских работников. Представим обратную ситуацию. Насильно вакцинировать нельзя, а принудительная госпитализация не гарантирована соответствующими мерами принуждения20.

Даже при применении норм Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» возникают серьезные трудности. Дело в том, что сама госпитализация на основании судебного решения урегулирована только в отношении лиц, которым оказывается психиатрическая помощь. Данная категория дел рассматривается в особом порядке, поскольку в них отсутствует материально-правовой спор. Более того, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, он выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства21. Статья 262 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает перечень дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства. Согласно ему, в ГПК РФ имеется глава 35 «Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном

17 Собрание законодательства РФ.. — 1995. — № 43. — Ст. 4070.

18 Российская газета. — 2011. — № 81. — 15 апреля.

19 Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 12. — Ст. 1112.

20 См. более подробно: Романовский Г.Б. Правовое регулирование организации профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни//Правовые вопросы в сфере здравоохранения. — 2013. — №9. — С. 12-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№11 Менеджер

порядке и психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке». Часть 2 статьи 262 ГПК РФ содержит расширительное правило: «Федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела». Однако даже в отношении граждан, больных туберкулезом, такие дела судом не рассматриваются, поскольку ГПК РФ не определяет процедуру рассмотрения. Анализ сложившейся ситуации в учреждениях уголовно-исполнительной системы Пензенской области показывает, что и в отношении граждан, приговоренных к лишению свободы и больных туберкулезом, сотрудники УИС требуют письменное согласие на медицинское вмешательство. Хотя в данной системе действуют жесткие правила по обеспечению санитарного режима. И если в условиях данной системы никто не приходит в суд с заявлением о принудительной госпитализации, то о каких заявлениях может идти речь от представителей «гражданских» медицинских организаций.

Статья 27 Закона об основах охраны здоровья граждан предусматривает обязанности граждан:

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их времен-

ной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Но приведенные обязанности отличаются декларативностью и не подкреплены ни гарантиями их соблюдения, ни значимыми санкциями, обеспечивающими их исполнение. Никто не ратует за провозглашение принудительной медицины, но каждый должен понимать, что при появлении некоторых заболеваний «игра» в права человека может привести к катастрофическим последствиям22.

Помимо обозначенной проблемы, нельзя не указать, что некоторые нормативные акты предусматривают «свои» перечни заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наличие которых обусловливает определенные правовые последствия. Так, статья 6.123 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 1 1 5-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, что иностранный гражданин, прибывший в Россию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган ФМС (в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание), принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство,

22 Романовский Г.Б. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья//Гражданин и право. — 2012. — № 12. — С. 30-38.

23 Статья введена Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ//Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 30. — Ст. 3286.

или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 18824. Этот перечень включает в себя: болезнь, вызванную вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), лепра (болезнь Ган-сена), туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид. В развитие указанных положений принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 декабря 2007 г. № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства»25.

«Свой» перечень заболеваний содержится в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 2008 г. № 326, которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации». Это — Перечень инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, к которым относятся: оспа; полиомиелит, вызванный диким полиовирусом; человеческий грипп, вызванный новым подтипом; тяжелый острый респираторный синдром; холера; чума; желтая лихорадка, лихорадка Ласса, лихорадка Западного Нила, крымская геморрагическая лихорадка, лихорадка Денге, лихорадка Рифт-Вали (долины Рифт); болезнь, вызванная вирусом Марбург, и болезнь, вызванная вирусом Эбола, и некоторые другие.

Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию нашего государства и распространения на его территории инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а

также на предотвращение ввоза и реализации на территории России товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека.

В случае выявления указанных заболеваний в пути следования иностранных граждан в Российскую Федерацию больные (или с подозрением на заболевание), отказавшиеся от госпитализации, подлежат временному помещению в медицинский изолятор на территории пункта пропуска до решения вопроса об их возвращении в страну выезда. По прибытии транспортного средства на территорию России, на котором имеются такие больные (подозрительные), павшие грызуны, проводятся специальные санитарно-противоэпидеми-ческие (профилактические) мероприятия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать ряд выводов: 1) необходимо унифицировать терминологию и перечни заболеваний, представляющих опасность для окружающих; 2) необходимо внести изменения в санитарное законодательство, определив порядок принудительного освидетельствования и госпитализации лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) необходимо внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, закрепив порядок дачи судебной санкции на принудительное освидетельствование и госпитализацию граждан, страдающих некоторыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 4) необходимо установить четкие меры административного принуждения, применяемые к гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, защищающие как самого гражданина от возможных злоупотреблений, так и медицинских работников, оказывающих соответствующую помощь.

Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 14. — Ст. 1286.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2008. — № 5. Российская газета. — 2008. — № 82. — 16 апреля.

№11 Менеджер

Литература

2. Путило Н.В. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан: на пороге перемен//Журнал российского права. — 2010. — № 10.

3. Романовский Г.Б. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья//Гражданин и право. — 2012. — № 12. — С. 30-38.

4. Романовский Г.Б. Правовое регулирование организации профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни//Правовые вопросы в сфере здравоохранения. — 2013. — №9. — С. 12-24.

UDC 342.922

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: disease, social danger, legal sanction, special production, mandatory hospitalization.

Здравоохранение-SOI 4

О ГОСЗАКУПКАХ ИМПОРТНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

По данным аналитиков DSM Group, доля лекарств российского производства на коммерческом рынке в стоимостном выражении составляет всего 23%, в натуральном, по числу проданных упаковок, — 56%. Импорт занимает около 85% от общего объема лекарственных госзакупок, в госпитальном сегменте — 70% (годовой объем закупок — 115 миллиардов рублей), в программе дополнительного лекарственного обеспечения — 86% (годовой объем — 65,5 миллиарда рублей).

В начале сентября Минпромторг уже представил проект постановления об ограничении госзакупок импортных лекарственных препаратов, разработанный в целях выполнения задач импортозамещения в фармакологической сфере. Этот законопроект, в частности, запрещает закупать для государственных нужд импортные препараты, если в тендерах фигурируют от двух и более лекарств от российских, белорусских и казахстанских производителей. При этом запрещать зарубежным производителям лекарств участвовать в тендерах не планируется, особенно если такая компания — единственный поставщик лекарственного средства.

Однако некоторые отечественные производители медицинской продукции из-за бюрократических препон просто не попадают на российский рынок лекарственной продукции. Сейчас регистрация лекарственных препаратов в Министерстве здравоохранения ограничена семью месяцами, однако на практике это не предел: часто из-за разного рода бюрократических проволочек процедура может длиться гораздо дольше.

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2018 года N 1134
Об информации Правительства Тюменской области о распространенности социально значимых заболеваний в Тюменской области (ВИЧ, туберкулез, онкология, болезни системы кровообращения) и мерах, предпринимаемых для улучшения положения в данной сфере

Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о распространенности социально значимых заболеваний в Тюменской области (ВИЧ, туберкулез, онкология, болезни системы кровообращения) и мерах, предпринимаемых для улучшения положения в данной сфере, представленную в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым (письмо от 13.02.2018 N 31/689Д/18-875), решение комитета областной Думы по социальной политике, в целях реализации пункта 20 задач, закрепленных Стратегией деятельности Тюменской областной Думы шестого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:

1. Информацию Правительства Тюменской области о распространенности социально значимых заболеваний в Тюменской области (ВИЧ, туберкулез, онкология, болезни системы кровообращения) и мерах, предпринимаемых для улучшения положения в данной сфере, принять к сведению (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Тюменской области продолжить реализацию мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, уделив особое внимание вопросу разработки и внедрения современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях на основе передовых технологий.

3. Рекомендовать депутатам областной Думы принять участие в обсуждении темы профилактики и лечения социально значимых заболеваний в рамках «круглого стола» по теме: «О реализации мероприятий по профилактике и лечению социально значимых заболеваний в Тюменской области», который состоится 28 сентября 2018 года в Тюменской областной Думе.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по социальной политике (Фальков В.Н.).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ

Приложение. Информация о распространенности социально значимых заболеваний в Тюменской области (ВИЧ, туберкулез, онкология, болезни системы кровообращения) и мерах, предпринимаемых для улучшения положения в данной сфере

Приложение
к постановлению областной Думы
от 15.03.2018 N 1134

(представлена в областную Думу Вице-губернатором

Тюменской области С.М. Сарычевым 13.02.2018)

По состоянию на 01.01.2018 в Тюменской области зарегистрировано 21 673 случая ВИЧ-инфекции, кумулятивный показатель заболеваемости составил 1 466,5 на 100 тыс. населения. За 12 месяцев 2017 года в Тюменской области зарегистрировано 1 905 случаев ВИЧ-инфекции (в том числе в учреждениях ФСИН 175 случаев), показатель на 100 тыс. населения составил 128,9.

По итогам 12 месяцев 2017 года пораженность населения (процент живущих ВИЧ-инфицированных) в Тюменской области составила 1 087,8 на 100 тыс. населения, или 1,1% от общей численности населения Тюменской области (по итогам 2016 года — 1 016,6 или 1,0%).

Темп прироста заболеваемости за 12 месяцев 2017 года составил минус 0,2%.

По предварительным данным, заболеваемость ВИЧ-инфекцией в Тюменской области не превышает показатели по Уральскому региону.

В 2017 году половым путем заразилось 622 человека, что составило 53,7%. При внутривенном немедицинском употреблении психоактивных веществ заразилось 514 человек — 44,4%.

В 2017 году родился 351 ребенок от ВИЧ-инфицированных матерей, диагноз ВИЧ-инфекция поставлен 21 ребенку.

На диспансерном учете на 31.12.2017 состоит 10 610 ВИЧ-инфицированных, или 81,0% от числа лиц, имеющих положительный ВИЧ-статус, что на 10% выше значения показателя 2016 года. Охват антиретровирусной терапией за 2017 год лиц с ВИЧ-инфекцией, находящихся на диспансерном наблюдении, составил 97,4% от нуждающихся в ней.

Согласно государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 2203-р, плановый показатель охвата тестированием населения Тюменской области на ВИЧ-инфекцию в 2017 году составил 21% (306 070 чел.). Фактически, учитывая расширение показаний для тестирования, обследовано 28,3% населения (411 942 чел.). Количество проведенных исследований в 2017 году больше на 10,1%, чем в 2016 году. На фоне повышения охвата населения обследованиями уменьшилось количество выявленных ВИЧ-инфицированных с 5,0 в 2016 году до 4,6 в 2017 году на каждую тысячу обследованных.

Профилактические мероприятия, направленные на снижение распространения ВИЧ-инфекции, проводятся в соответствии с Комплексным планом организационных и профилактических мероприятий по предупреждению и распространению ВИЧ-инфекции в Тюменской области на 2016 — 2020 годы.

Информационно-разъяснительная работа ведется по нескольким основным направлениям. Во-первых, большое внимание в средствах массовой информации уделяется вопросам популяризации здорового образа жизни как действенного способа профилактики распространения опасных инфекционных заболеваний. В средствах массовой информации на постоянной основе рассказывается о спортивных фестивалях и праздниках, мастер-классах, семинарах о пользе здорового образа жизни и др.

В эфире телеканала «Тюменское время» выходит телевизионный журнал «Будьте здоровы», в рамках которого затрагиваются вопросы профилактики различных заболеваний. Тема популяризации здорового образа жизни регулярно обсуждается и в рамках программы «Утро с вами» (телеканал «Тюменское время»), где гостями студии являются диетологи, специалисты сферы здравоохранения, спортсмены и др.

Материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни, рассказывающие о методах профилактики, на постоянной основе размещаются на интернет-портале «Территория здоровья» (www.takzdorovo-to.ru), который функционирует при поддержке уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области в сфере здравоохранения.

Актуальная информация по вопросам профилактики ВИЧ, гепатита, туберкулеза и других опасных инфекционных заболеваний на постоянной основе размещается в группе Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в социальной сети «ВКонтакте», на портале ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД», его страницах в социальных сетях и т.д.

В ведущих областных газетах («Тюменская область сегодня», «Тюменская правда», «Тюменские известия») пропаганда здорового образа жизни ведется через постоянные рубрики «Здоровье», «Спортивная панорама», «Образ жизни» и др. В газетных публикациях и телевизионных сюжетах нередко приводятся комментарии специалистов-экспертов медико-социальной реабилитации по профилактике ВИЧ, туберкулеза.

В средствах массовой информации на постоянной основе выходят материалы об организации досуга молодежи, работе социально-реабилитационных центров для подростков, борьбе с курением. Специалисты дают интервью по здоровому питанию, рассказывают о продуктах, имеющих профилактические свойства.

В течение 2017 года региональные средства массовой информации уделяли пристальное внимание вопросам профилактики туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других опасных заболеваний. Эта тема стала центральной для обсуждения в рамках ряда пресс-конференций и круглых столов с участием представителей органов власти, учреждений здравоохранения. За это время в региональных и федеральных средствах массовой информации по различным темам, связанным с ВИЧ-инфекцией, вышло 319 публикаций и видеосюжетов.

В частности, в средствах массовой информации обсуждались темы: профилактика ВИЧ-инфекции, противоборство течению ВИЧ-диссидентства, «Ребенок с ВИЧ», международные направления противоборства распространению ВИЧ, общероссийская акция «СТОПВИЧСПИД», Всероссийская акция Министерства здравоохранения совместно с РЖД по тестированию на ВИЧ, Вузовская неделя тестирования на ВИЧ, Европейская неделя тестирования на ВИЧ и гепатит и т.д.

Всероссийская акция «СТОПВИЧСПИД» проводилась в 2017 году дважды — в мае и декабре. Журналисты печатных и электронных изданий рассказывали о флешмобах и викторинах, которые были организованы для студентов вузов, а также о работе мобильных пунктов экспресс-диагностики, в которых можно анонимно сдать тест на ВИЧ. Стоит отметить, что ставшие уже регулярными выезды мобильной лаборатории экспресс-тестирования на ВИЧ (2 раза в месяц) к торговым центрам города Тюмени, на оживленные улицы также стали замечательным информационным поводом для журналистов самых разных изданий. Благодаря данным публикациям у машины экспресс-тестирования всегда стоит очередь из желающих сделать тест на ВИЧ.

В региональной прессе широко освещалась Вузовская и Европейская недели тестирования на ВИЧ, которые проводились в мае, ноябре и декабре 2017 года. В материалах, посвященных данным мероприятиям, рассказывалось, что их главная цель — увеличить количество людей, знающих свой ВИЧ-статус.

Серия статей и сюжетов была посвящена мероприятиям, проводимым в регионе в рамках Всемирного дня памяти жертв СПИДа, Всемирного дня борьбы со СПИДом. В прессе рассказывалось о работе пунктов экспресс-диагностики, где все желающие могли пройти обследование и узнать свой ВИЧ-статус, раздаче профилактических листовок и др.

При реализации информационно-коммуникационных кампаний по профилактике ВИЧ приоритетной группой являются лица из «групп риска». С этой целью проводится информационно-коммуникационная программа с включением элемента выездного анонимного тестирования мобильными многофункциональными бригадами.

В 2017 году в Тюменской области в ходе широкомасштабных акций приняли участие более 200 000 тюменцев, в ходе акций более 18 000 тюменцев узнали свой ВИЧ-статус, подавляющее большинство из них прошло анонимное экспресс-тестирование. В Тюменской области был реализован проект «Узнай свой ВИЧ-статус!», который реализовывался совместно с АНО «РЦПН «Поколение». В ходе этого проекта был организован стационарный пункт анонимного тестирования для ВИЧ-уязвимых групп населения. Он показал свою высокую эффективность.

Большое внимание федеральных и региональных средств массовой информации было уделено проведению Всероссийской акции Министерства здравоохранения совместно с РЖД по тестированию на ВИЧ (август 2017 года). Тюмень стала 12-м городом, в который прибыл специализированный вагон, где проводилось тестирование на ВИЧ. В ходе акции проводилось анонимное добровольное информированное экспресс-тестирование на ВИЧ на ж/д вокзале, на предприятиях города Тюмени. В акции приняли участие более 11 000, а протестировано более 1 000 тюменцев и гостей города.

С целью повышения уровня знаний специалистов медицинских организаций Тюменской области по вопросам ВИЧ/СПИД 28 сентября 2017 года была проведена областная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции». В работе научно-практической конференции приняли участие порядка 90 специалистов: врачей-инфекционистов, врачей-эпидемиологов, врачей-педиатров, врачей клинико-диагностических лабораторий и других специалистов, принимающих участие в оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам.

Заболеваемость туберкулезом в Тюменской области за 2017 год уменьшилась относительно показателя 2016 года на 7% и составила в 2017 году 73,0 на 100 тыс. населения.

Социальный состав впервые выявленных больных представлен следующими категориями лиц:

— лица, постоянно проживающие в Тюменской области, — 919 человек;

— лица, находящиеся в учреждениях УФСИН России по Тюменской области, — 104 человека;

— лица без определенного места жительства — 18 человек;

— жители другого субъекта Российской Федерации — 13 человек;

— лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, — 8 человек;

— в 8 случаях диагноз туберкулеза установлен посмертно.

Заболеваемость туберкулезом постоянно проживающего населения области в 2017 году уменьшилась по сравнению с показателем 2016 года на 8,7% и составила 62,7 на 100 тыс. населения.

Всего на учете по поводу активного туберкулеза на 01.01.2018 состоит 2 185 человек. Показатель распространенности туберкулеза (болезненность) составляет 149,0 на 100 тыс. населения, что на 2,4% ниже показателя 2016 года.

Показатель смертности от туберкулеза в 2017 году, по предварительным данным, составил 8,5 на 100 тыс. населения (126 человек), что на 8,6% ниже показателя 2016 года. В 2016 году показатель смертности от туберкулеза в Тюменской области составил 9,8 на 100 тыс. населения.

В 2017 году по поводу туберкулеза взят на учет 341 ВИЧ-инфицированный, доля которых среди впервые выявленных больных туберкулезом составила 37,1% (в 2016 году — 314 человек, 31,2%). В структуре распространенности туберкулеза количество ВИЧ-инфицированных составило 32,5% (710 человек).

В рамках государственной программы Тюменской области «Развитие здравоохранения» до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 648-п, проводится совершенствование системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом и реализуются мероприятия, направленные на снижение уровня заболеваемости и смертности населения от туберкулеза.

Приоритетными направлениями в организации противотуберкулезной помощи населению для предупреждения распространения туберкулезной инфекции являются:

1) дальнейшее совершенствование системы активного своевременного выявления больных туберкулезом медицинскими организациями общей лечебной сети всеми доступными методами (флюорографическим, бактериоскопическим, иммунодиагностическим), при акцентировании особого внимания на лицах из групп риска.

Всего на туберкулез в течение 2017 года обследованы 1 195 303 человека, 81,5% от общей численности населения (в 2016 году — 1 167 882 человека, 81%):

— флюорографическим методом — 922 678 человек;

— методом туберкулинодиагностики — 265 986 человек;

— методом микроскопии диагностического материала на микобактерии туберкулеза — 6 639 человек.

Доля активного выявления туберкулеза всеми методами составила 64,0%;

2) повышение эффективности лечения больных туберкулезом на всех этапах (стационар, санаторий, амбулаторные условия) за счет:

— соблюдения федеральных клинических рекомендаций при лечении туберкулеза;

— использования стационарзамещающих методов (стационар на дому, кабинеты наблюдаемого лечения больных, использование телемедицинских технологий);

— применения коллапсотерапевтических методик и хирургического лечения;

3) повышение качества всех видов профилактических мероприятий:

— вакцинопрофилактика;

— работа в очагах туберкулезной инфекции;

— проведение химиопрофилактики среди ВИЧ-инфицированных;

— повышение санитарной грамотности населения;

4) применение информационных технологий:

— развитие информационно-аналитического обеспечения работников противотуберкулезной службы и широких слоев населения (интернет-сайты), развитие комплексной интеллектуальной информационно-телемедицинской системы «Фтизиатрия» и регионального ситуационного онлайн-центра:

— ведение федерального регистра больных туберкулезом;

5) организация социальной поддержки:

— работа «школы пациента»;

— оказание помощи социальными работниками, юристами (оформление необходимых документов, помощь в трудоустройстве, юридическое консультирование и т.д.).

В 2017 году, по данным областного популяционного канцер-регистра, в Тюменской области зарегистрировано 5 849 случаев злокачественных новообразований.

По предварительным данным, показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями в Тюменской области в 2017 году составил 400,4 на 100 тыс. населения, что на 3,0% выше показателя заболеваемости в 2016 году (в целом по Российской Федерации в 2016 году значение данного показателя составило 409,4 на 100 тыс. населения).

Наиболее высокие показатели онкологической заболеваемости в 2017 году отмечались в Сладковском муниципальном районе (560,35 на 100 тыс. населения), Бердюжском муниципальном районе (514,52 на 100 тыс. населения), Аромашевском муниципальном районе (493,69 на 100 тыс. населения).

В 2017 году в структуре злокачественных заболеваний наиболее распространенными являлись злокачественные новообразования трахеи, бронхов, легкого (11,8%), злокачественные новообразования молочной железы (11,2%) и злокачественные новообразования кожи (10,9%).

К концу 2017 года на учете в онкологических учреждениях Тюменской области состояли под наблюдением 33 628 человек (1,9% населения области). Показатель распространенности злокачественных новообразований составил 2 306,61 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации в 2016 году значение данного показателя составило 2 403,5 на 100 тыс. населения).

Одним из основных факторов, определяющих прогноз онкологического заболевания, является распространенность опухоли на момент ее распознавания. Количество злокачественных заболеваний, выявленных на I и II стадиях, в 2017 году увеличилось на 0,2% и составило 56,1% (по Российской Федерации в 2016 году — 54,7%). Доля заболеваний, выявленных на IV стадии процесса, составила 20,9% (по Российской Федерации в 2016 году — 20,5%). Показатель запущенности (IV стадия и III стадия визуальных локализаций) в 2017 году снизился в сравнении с аналогичным показателем 2016 года на 5,0% и составил 23,7%.

В 2017 году выявляемость злокачественных новообразований на профосмотрах составила 33,4% от числа выявленных пациентов с диагнозом «злокачественное новообразование», что превышает уровень 2016 года (по Российской Федерации в 2016 году показатель составил 22,4%).

Показатель смертности от новообразований, по предварительным данным, в Тюменской области в 2017 году составил 139,7 на 100 тыс. населения, что соответствует целевому показателю, предусмотренному Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тюменской области», утвержденным распоряжением Правительства Тюменской области от 04.03.2013 N 273-рп.

В целях повышения качества и доступности медицинской помощи по профилю «онкология», а также снижения смертности населения от злокачественных новообразований в Тюменской области проводятся следующие мероприятия:

1) функционирует рабочая группа по анализу причин смерти пациентов со злокачественными новообразованиями в составе главного внештатного специалиста-онколога, сотрудников ГАУЗ ТО МКМЦ «Медицинский город», уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области в сфере здравоохранения и Администрации г. Тюмени;

2) ежемесячный мониторинг и анализ показателей смертности от злокачественных новообразований и удельного веса заболеваний, выявленных на I — II стадиях, в разрезе медицинских учреждений города Тюмени и Тюменской области;

3) выездная работа в медицинских учреждениях области сотрудников ГАУЗ ТО МКМЦ «Медицинский город» с учетом показателей мониторинга в составе: главного онколога области, руководителей отдела профилактики, организационно-методического отдела и ведущих специалистов-хирургов-онкологов, гинекологов, маммологов, врача УЗИ и врача-куратора, закрепленного за данной территорией.

В 2017 году осуществлено 26 выездов бригад в города и сельские поселения области, осмотрено 5 044 пациента (города Ишим, Тобольск, Ялуторовск, Заводоуковск, села Уват, Вагай, Ярково, Армизонское, Бердюжье, Викулово, Абатское, Большое Сорокине Казанское, Аромашевское, Омутинское, Упорово, Юргинское, Исетское, Нижняя Тавда, р.п. Голышманово, с. Сладково). По результатам выездов выявлено 98 случаев злокачественных новообразований и 256 случаев фоновых предраковых заболеваний;

4) ежемесячные заседания комиссии по разбору случаев смерти пациентов со злокачественными новообразованиями с участием специалистов ГБУЗ ТО «Областное бюро судебной медицинской экспертизы» и патоморфологического бюро ГАУЗ ТО МКМЦ «Медицинский город»;

5) в течение 2015 — 2016 годов в Тюменской области введены и проводятся в настоящее время дополнительные скрининговые обследования:

— система скрининга злокачественных новообразований органов желудочно-кишечного тракта, включающая анализ кала на «скрытую кровь» иммунохроматографическим методом (за 2017 год проведено 66 943 исследования) и комплексное эндоскопическое обследование (фиброгастроскопия и колоноскопия) под медикаментозным сопровождением. За 2017 год проведено 8 057 эндоскопических исследований, выявлено 119 случаев злокачественных новообразований желудочно-кишечного тракта и 958 случаев предопухолевых заболеваний;

— система скрининга злокачественных новообразований органов грудной клетки, включающая компьютерную томографию лиц из группы риска. За 2017 год проведено 11 311 исследований, выявлено 128 случаев злокачественных новообразований легкого;

— скрининг заболеваний органов малого таза у женщин в виде ультразвукового исследования. За 2017 год обследовано 10 443 женщины, диагностировано 32 случая онкологических заболеваний;

6) в рамках действующих профилактических скрининговых программ ежемесячно проводится мониторинг ПСА-исследований, маммографических исследований, количества злокачественных и предраковых заболеваний, выявленных при прохождении профилактических осмотров. Ежегодно в рамках скрининговых программ проводится более 1 800 000 обследований;

7) проводятся обучающие семинары по повышению онконастороженности среди специалистов первичного звена здравоохранения (терапевты, фельдшера ФАП, акушерки смотровых кабинетов поликлинических отделений). В рамках образовательной деятельности проведено несколько научно-практических конференций, а именно: четыре раза день онколога (480 участников), дважды день радиолога (60 участников), дважды день радиотерапевта (100 участников), дважды день рентгенолога (100 участников), проведены телемосты по онконастороженности с межрайонными центрами (г. Ишим, г. Тобольск, г. Заводоуковск), на которых присутствовало 365 слушателей. В поликлиниках города Тюмени также прочитаны лекции по онконастороженности, которые прослушали 1 020 человек, проведено 11 занятий с фельдшерами и акушерками, на которых присутствовало 303 слушателя;

8) систематически проводятся проверки качества работы смотровых кабинетов медицинских организаций области, разработаны методические рекомендации по организации кабинетов раннего выявления заболеваний, СОПы диагностических процедур;

9) на базе ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» организованы цитологический центр и центр лучевой диагностики для проведения диагностики злокачественных новообразований, открыто отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения опухолей путем введения лекарственных препаратов непосредственно к опухоли, уже выполнено более 100 манипуляций;

10) продолжается усовершенствование методик брахитерапии внутренних органов и органосохранных операций наружных локализаций.

Болезни системы кровообращения являются ведущим классом заболеваний в структуре общей смертности за январь — декабрь 2017 года (48,4%). По предварительным данным, за 2017 год в сравнении с 2016 годом отмечается снижение смертности от болезней системы кровообращения на 8,3% (- 566 человек).

Основным заболеванием и основной причиной смерти пациентов в структуре класса болезней системы кровообращения является ишемическая болезнь сердца. За 2017 год всего зарегистрировано 75 713 пациентов с ишемической болезнью сердца (на 4 305 случаев больше, чем в 2016 году). На диспансерном наблюдении на конец 2017 года состоят 88,7% пациентов (в 2016 году — 89,4%).

Острый коронарный синдром и постинфарктный кардиосклероз в 2017 году зарегистрированы у 10 571 пациента, в 2016 году — у 11 724 пациентов (на 1 153 случая меньше, чем в 2016 году), из них 80,4% пациентов состоят на диспансерном наблюдении в медицинских организациях (в 2016 году — 83,9%).

В Тюменской области успешно внедряются современные медицинские технологии при оказании кардиологической и неврологической помощи пациентам с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения.

На основании имеющихся рекомендаций и стандартов оказания медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом внедрены три основных направления лечения больных:

— тромболизис (догоспитальная и госпитальная фармакологическая терапия);

— чрескожные коронарные вмешательства, в том числе стентирование коронарных артерий;

— сочетанная (фармакоинвазивная) стратегия: тромболизис и чрескожные коронарные вмешательства.

На этапе скорой медицинской помощи активно применяется догоспитальный тромболизис, начато внедрение системы дистанционного консультирования с борта машины скорой помощи с передачей электрокардиограммы (теле-ЭКГ).

Использование дистанционных методов регистрации ЭКГ позволяет обеспечить диагностику острого коронарного синдрома (острого инфаркта миокарда) на догоспитальном этапе и своевременную госпитализацию, в том числе в специализированные отделения для проведения современных методов лечения.

С 2012 года в Тюменской области функционирует 3 первичных сосудистых отделения для оказания специализированной медицинской помощи больным с острым инфарктом миокарда и острыми нарушениями мозгового кровообращения, за которыми население закреплено по территориальному принципу.

Ангиографическое оборудование имеется в ГБУЗ ТО «Областная больница N 3» (город Тобольск), ГБУЗ ТО «Областная больница N 4» (город Ишим). С 2014 года внедрены щадящие кардиохирургические вмешательства у больных с острым инфарктом миокарда на базе центров интервенционной кардиологии в городах Тобольске, Ишиме.

С целью снижения распространенности болезней системы кровообращения в регионе ведется активная профилактическая работа.

Деятельность в сфере медицинской профилактики направлена на совершенствование профилактических технологий в системе первичной медико-санитарной помощи Тюменской области, популяризацию знаний о здоровом образе жизни и профилактике различных заболеваний через средства массовой информации, на активную работу с населением и медицинскими работниками региона.

Мероприятия по формированию культуры здорового образа жизни и профилактике заболеваний носят комплексный характер и предусматривают межведомственное взаимодействие.

Профилактические мероприятия проводятся по основным актуальным направлениям охраны здоровья: ограничение потребления табака и алкоголя, формирование культуры здорового питания у населения, повышение уровня физической активности населения, выявление и профилактика факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний в учреждениях первичной медико-санитарной помощи Тюменской области, профилактика вредных привычек, формирование основ здорового образа жизни.

В целях формирования культуры здорового образа жизни среди жителей Тюменской области с 2013 года осуществляет свою работу интернет-портал «Территория здоровья» (www.takzdorovo-to.ru), на котором проводится работа 7 виртуальных кабинетов врачей (невролога, кардиолога, педиатра, онколога, диетолога, врача по спортивной медицине, кабинет по отказу от вредных привычек). Также на портале функционирует модуль «На пути к здоровью вместе» для детей и их родителей по пропаганде здорового образа жизни, семейных ценностей, созданию здоровьесберегающей среды в семье.

При поддержке уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области в сфере здравоохранения выпускается специализированное печатное издание — газета «Территория здоровья» (тираж — 5 000 экз.). В газете размещаются информационные материалы о профилактике хронических неинфекционных заболеваний, новых технологиях медицины и развитии всей отрасли здравоохранения региона. Издание распространяется бесплатно в медицинских, образовательных и спортивных организациях региона, культурно-досуговых центрах. Электронная версия газеты размещена на интернет-портале «Территория здоровья».

Профилактическая работа в регионе реализуется в том числе посредством тиражирования и распространения профилактических печатных кейсов среди медицинских организаций города Тюмени и Тюменской области: буклеты, листовки, магниты, раскраски для детей, настольные календари, информационные кейсы и т.д.

Продолжается реализация проекта «Послы жизни», направленного на коррекцию факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, обучение методам самодиагностики заболеваний на ранней стадии развития, способам определения наступления острых состояний, правилам оказания первой медицинской помощи.

Создано и функционирует интерактивное приложение для мобильных устройств, направленное на коррекцию факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Приложение позволяет следить за основными биометрическими показателями (уровень артериального давления, уровень холестерина), создавать календарь приема лекарств с возможностью получения напоминаний, проводить контроль за показателями и приемом лекарств, получать информацию о правилах оказания доврачебной помощи, а также в формате видеороликов представлена информация по оказанию первой помощи при обмороке и сердечно-легочной реанимации, при остановке сердца или дыхания, инсульте, при болях в сердце.

С целью повышения информированности населения о заболеваниях и факторах риска в Тюменской области в медицинских организациях функционируют школы здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *